Научная статья на тему 'Трансформация роли государства в экономике'

Трансформация роли государства в экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1661
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государство / экономика / роль / функции / экономические школы / границы вмешательства. / state / economy / role / function / economic schools / limit of intervention

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мусина Лилия Миннегаяновна

В данной статье содержится обзорпозиций различных экономических школ в отно-шении роли государства в экономике, показаноисторическое изменение функций государства,проведен анализ современных подходов к рас-смотрению проблемы государства и экономики.Автор показывает, как менялись экономическиепредставления о государстве в последовательно-сти: государство – полицейский, государство –«ночной сторож», правовое государство, госу-дарство всеобщего благоденствия, контрактноегосударство, государство-патерналист. Обосно-вано усиление роли государства в экономике всвязи с текущим затяжным экономическим кри-зисом и сложной геополитической ситуацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE ROLE OF STATE IN THE ECONOMY

This article provides an overview of the positions of different economic schools on the role of government in the economy, shows a historic change in the functions of the state, and gives the analysis of modern approaches to the consideration of the problems of the state and economy. The author shows how the economic ideas about the state varied in the sequence: the State – policeman, the State – «night watchman », the state of law, the welfare state, the contract state, the state-paternalist. The strengthening of the role of the state in the economy due to the current prolonged economic crisis and difficult geopolitical situation is grounded.

Текст научной работы на тему «Трансформация роли государства в экономике»

УДК 321.342

Мусина Лилия Миннегаяновна

кандидат политических наук. Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан. teacherlilia@yandex.ru

Трансформация роли

ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ

Liliya M. Musina

candidate of political Sciences.

Bashkir Academy of Public Service and Management under the President of the Republic of Bashkortostan teacherlilia@yandex.ru

Transformation of the role

OF STATE IN THE ECONOMY

Аннотация. В данной статье содержится обзор позиций различных экономических школ в отношении роли государства в экономике, показано историческое изменение функций государства, проведен анализ современных подходов к рассмотрению проблемы государства и экономики. Автор показывает, как менялись экономические представления о государстве в последовательности: государство - полицейский, государство -«ночной сторож», правовое государство, государство всеобщего благоденствия, контрактное государство, государство-патерналист. Обосновано усиление роли государства в экономике в связи с текущим затяжным экономическим кризисом и сложной геополитической ситуацией.

Ключевые слова: государство, экономика, роль, функции, экономические школы, границы вмешательства.

Annotation. This article provides an overview of the positions of different economic schools on the role of government in the economy, shows a historic change in the functions of the state, and gives the analysis of modern approaches to the consideration of the problems of the state and economy. The author shows how the economic ideas about the state varied in the sequence: the State - policeman, the State - «night watch-man», the state of law, the welfare state, the contract state, the state-paternalist. The strengthening of the role of the state in the economy due to the current prolonged economic crisis and difficult geopolitical situation is grounded.

Keywords: state, economy, role, function, economic schools, limit of intervention.

ведение

Современное государство претерпело длительную эволюцию. Ученые и общественные деятели в течение уже более 200 лет проявляют существенный интерес к исследованию роли государства в экономике, функций и границ вмешательства государства в экономическую систему. Представления о роли государства в экономике менялись в последовательности: государство-полицейский, государство - «ночной сторож», правовое государство, государство всеобщего благоденствия, контрактное государство, государство-патерналист. Целью настоящего исследования является обзор и анализ трансформации представлений о роли и функциях государства в экономике. При этом, если традиционно в целях анализа государства используются политико-философский, классовый и организационно-структурный подходы, то в целях настоящего исследования применен экономический подход.

Эволюция роли государства в экономике до 20 века

Отличительной чертой государств-полицейских, господствующих в Европе в период феодальной раздробленности, являлась исключительная многопредметность административной деятельности, регламентация мельчайших подробностей жизни

общества, назойливая опека над подданными [1, с. 118-122]. Целью государства признавалось народное (прежде всего имущественное) благоденствие, которого индивид не мог достичь самостоятельно в силу ограниченности своих ментальных способностей, и поэтому государство брало все стороны жизни людей (от заключения брака до выбора ремесла) в свои руки. В таких государствах индивидуумы лишены свободы выбора и полностью зависимы от власти, носящей тотально господствующей характер.

В период борьбы с феодализмом и становления капиталистических отношений (свободного рынка) идея государства - «ночного сторожа», играла прогрессивную роль в борьбе против жестких ограничений средневекового корпоративизма, общинного мышления и институтов внеэкономического принуждения. Веря в рациональность человека и способность рынка к достижению равновесия, У. Петти, А. Смит, Д. Риккардо, Дж. Милль, Т. Мальтус и др. придерживались идеи минимизации функций государства в экономике. А.Смит вменял в функции государства лишь оборону, правосудие и содержание общественных учреждений и общественных работ. При этом государство рассматривалось как целостное образование - «черный ящик», не учитывалось наличие иерархической структуры, чиновников и политиков с их собственными ин-

138

тересами, которые не всегда совпадают с интересами общества. Основой общества являются производственные отношения, развивающиеся и функционирующие по определенным экономическим законам, а государство и соответствующие его атрибуты (власть, идеология, структура) -всего лишь надстройка. Как писал А. Смит: «Государь со всеми своими судебными чиновниками и офицерами, вся армия и флот представляют собой непроизводительных работников. Они являются слугами общества и содержатся на часть годового продукта остального населения» [2, с. 202].

Идеи невмешательства государства в экономику (за исключением случаев правонарушений) в связи с саморегуляцией рынка и действием «невидимой руки» классической школы сменились в 30-е годы 19-го века кейнсианскими принципами бюджетного регулирования. Согласно кейнсианскому подходу, рыночная экономика не достигает состояния равновесия на макроуровне в результате систематически возникающего неравенства совокупного спроса и совокупного предложения, следствием чего является вынужденная безработица. Разрыв можно преодолеть посредством увеличения госрасходов, проведением грамотной бюджетно-налоговой политики.

В 1970-е годы бюджеты многих стран стали испытывать колоссальные дефициты, что ослабило возможность для проведения экономической политики с помощью государственных расходов. Для 1980-1990-х годов стало характерно ослабление роли государства - фактическое дерегулирование экономики, суть которого заключалась в передаче функции экономического регулирования частному сектору. Кризис 2008 года опять поставил вопрос об усилении контрольных функций государства и пересмотре политики продунцеального надзора над финансовым сектором.

Теория конвергенции, появившаяся в 50-60-х гг. XX в. (работы Д. Гэлбрейта, Р. Арона, П. Сорокина и др.) рассматривала взаимное влияние двух государственных систем: западных (США, Англия и др.) и СССР с другими странами социалистического лагеря. Сближение этих моделей государств по их сущности, организации, формам деятельности приводит к тому, что через какое-то время различия утрачиваются, и возникает государство «всеобщего благоденствия». Впервые данная программа была реализована в Германии в 1880-е гг. Бисмарком. Основная цель такого государства - обеспечение благоденствия всех членов общества через перераспределение национального дохода и предоставление льгот, социальное обеспечение (особенно в области здравоохранения, образования, обеспечения жильем), поддержание доходов посредством пособий по безработице, пособий малообеспеченным семьям, денежных доплат низкооплачиваемым работникам и др. В таких государствах преобладает общественная собственность на важнейшие коммунальные предприятия и услуги. Впоследствии многие компоненты государства всеобщего благосостояния ликвидируются, пособия и услуги предоставляются лишь наиболее

нуждающимся, все остальные обеспечивают себя сами.

В рамках неоклассической экономической теории, сформировавшейся во второй половине 20 века, причины вмешательства государства в экономику усматриваются в провалах рынка, к которым принято относить несовершенную конкуренцию, внешние эффекты, производство общественных благ и асимметричность информации. Указанные проблемы государство решает путем антимонопольного регулирования, специальной системы налогообложения в отношении внешних эффектов (налог Пигу), организации производства общественных благ и создания различных структур (саморегулируемых организаций, бирж труда и др.), призванных частично преодолеть проблему асимметричности информации. Государство задает «правила игры» в рыночной системе национального государства. Эта функция с развитием процесса глобализации трансформировалась в новые формы. Во-первых, расширились и изменились характеристики принимаемых государством законов и других правовых документов, регламентирующих определенное поведение экономических субъектов в системе национальной экономики, что связано с появлением новых видов экономической деятельности на рынке в процессе развития НТП и самих экономических систем. Во-вторых, процесс глобализации мировой экономики сопровождается размыванием экономических границ национальных государств и передачей данной функции наднациональным институтам мировой экономической системы.

Одним из наиболее известных течений в направлении неоклассической школы, сформировавшемся в 1950 годы, стал монетаризм. Основные идеи данного течения, изложенные в работах М.Фридмана, К. Бруннера, А. Мельтце-ра, А. Шварц, касающиеся роли государства в экономике, заключались в обеспечении стабильности и стратегических условий развития экономической системы путем расширения функций денежно-кредитного регулирования [3, 316-321]. Новыми идеями данного направления стало введение функции оповещения и предупреждения центральным банком субъектов экономики о предстоящих изменениях в экономической ситуации, касающихся предложения денежной массы и темпов ее роста, а также денежное и инфляционное таргетирование.

Современные подходы к влиянию государства на экономику

Современная неоинституциональная теория, представляющая собой синтез неоклассической школы и институционализма, отказалась от анализа государства как государства-полицейского и государства-потребителя, и стала рассматривать государство как производителя важных общественных благ. Другими словами, деятельность государства стала анализироваться как работа очень крупной по размерам фирмы со всеми вытекающими отсюда последствиями [4, с. 115; 6, с. 63]. Контрактное государство (в основе которого лежит теория общественного до-

139

говора Локка) - государство, которое использует монополию на насилие только в рамках делегированных ему гражданами правомочий и в их интересах, а граждане рассматривают уплату налогов не как повинность, а как свою обязанность: «порядок в обмен на налоги». Роль государства в этом подходе сводится к тому, что оно выступает как некая третейская сторона, гарантирующая соблюдение условий первоначального общественного договора, согласно которому права индивида на определенные ресурсы признаются другими участниками договора в обмен на его отказ от притязаний на ресурсы других лиц. Защита прав собственности осуществляется в интересах населения. Государство возникает в целях получения экономии от масштаба. В результате деятельности государства увеличивается выгода каждого отдельного человека, поскольку защиту своих интересов люди делегируют государству. Государство как централизованный орган выполняет эти функции с наименьшими издержками. Контрактное государство выступает в качестве партнера населения и бизнеса.

Таким образом, роль государства сводится к минимизации трансакционных издержек и необходимости определения и защиты прав собственности. Кеннет Эрроу писал, что «трансакционные издержки - это издержки эксплуатации экономических систем». При этом трансакционные издержки, являясь атрибутом рынка, противопоставляются издержкам бюрократии как атрибута государства. Важной составляющей последних является издержки оппортунистического поведения госслужащих, озабоченных пополнением собственных карманов. Экономический рост приводит к увеличению собираемости налогов, а, следовательно, лежит в зоне интересов чиновников, поскольку позволяет им увеличить доходы [5, с. 183]. Соответственно, в данном случае интересы населения и госслужащих совпадают.

В теории государства - оседлого бандита, предложенной М. Олсоном в работе «Диктатура, демократия и развитие», целью управления является не повышение благосостояния граждан, а максимизация доходов правящей группы. Эта модель находится на противоположном полюсе взаимоотношений государства со своими подданными относительно концепции «естественный договор».

М. Олсон характеризует государство следующим образом: «Поскольку оседлый бандит присваивает себе часть общественного продукта в виде налога-грабежа, ему выгодно обеспечить население не только мирным порядком, но и другими благами, которые оно не может получить от рынка. Это сулит ему значительные выгоды в виде увеличившихся налоговых поступлений от любых общественных благ, которые способствовали повышению продуктивности экономики или росту контролируемого им населения» [7, с. 4]. В таких государствах происходит силовое перераспределение прав собственности в целях извлечения правящей группой максимальных доходов, а не для того, чтобы повысить эффективность использования ресурсов. Спецификация прав собственности в этом случае носит не законченный, а условный харак-

тер, и подчинена интересам правящей группы. Такая система была характерна для России 90-х -начала 2000 годов.

В настоящее время теория государства-бандита стала носить более «мягкий» характер, что объясняется последовательным эволюционированием и рациональным приспособлением стационарного бандита. Для развития экономики нужны долговременные инвестиции и уверенность общества, что их активы защищены. Если диктатор нацелен на долгосрочную перспективу, он должен обеспечить своим подданным условия, гарантирующие стабильность в будущем. Это предполагает устойчивость контрактных отношений, финансовую стабильность. В случае долгосрочной перспективы диктатор должен внушить подданным доверие к своей политике и преемственность власти.

Так как группы избирателей имеют различные издержки альтернативного выбора и способность отстаивать свои интересы перед правителем, между последним и отдельными группами избирателей складываются разные отношения. Поэтому государство распределяет права собственности между такими группами в соответствии с их «договорной силой», то есть возможностью «уйти из-под власти»: наиболее сильные поэтому наделяются большими правами собственности даже в ущерб соображениям эффективности использования соответствующих ресурсов [6, с. 64].

Новейшие наиболее популярные исследования в области государства и экономики связаны с именами Д. Асемоглу и Дж. Робинсона, которые в 2012 г. в книге «Почему страны терпят неудачи: источники власти, процветания и бедности» показали, какую роль государство имеет в экономике: «Экономические институты имеют решающее значение в определении того, будет ли страна богатой или бедной, а политика и политические институты определяют, какие экономические институты страна будет иметь» [8, с. 2324]. Таким образом, в работе убедительно доказана решающая роль государства в экономическом развитии. Действующие в стране политические институты непосредственно влияют на экономические (конкуренцию, скорость появления инноваций и др.) и определяют скорость и н а п равление экономического роста в стране.

Набирает все большую популярность и другая теория - государства-патерналиста, получившая освещение в работе Т. Тайлера, К. Сунстейна «Надж: как улучшить решения о здоровье, благосостоянии и счастье». Авторы, ссылаясь на склонность людей к иррациональному поведению, вменяют в функции государства заботу обо всех членах общества [9]. Идея сама по себе не нова - она, на первый взгляд, тесно перекликается частично с теорией государства-полицейского, частично - с теорией государства всеобщего благоденствия. Однако интересны и новы методы - государство должно опекать своих подданных как отец своих детей, используя при этом методы мягкого психологического манипулирования. Интерес правительств к психологи-

140

ческим технологиям управления обществом показывает хотя бы тот факт, что после публикации книги К. Сунстейна пригласили работать в администрацию Б.Обамы.

Заключение

Государство и экономика исторически очень тесно переплетаются и нуждаются в совместном изучении. Современная экономическая система в настоящем виде, несомненно, сложилась под влиянием государства, а рыночная экономика является побочным продуктом деятельности государства. В процессе исторического развития экономической и политологической науками были выдвинуты различные взгляды на роль государства в экономике: от полной «узурпации» государством всех экономических функций (пла-

Литература:

1. Общая теория права и государства : Учебник; под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юристъ, 1996. 472 с.

2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М. Эксмо, 2007. 960 с.

3. Блауг М. Фридмен, Милтон. 100 великих экономистов после Кейнса. Great Economists since Keynes: An introduction to the lives & works of one hundred great economists of the past. СПб. : Эко-номикус, 2009. 384 с.

4. Дегтярева И.В. Влияние государства на инновационные процессы / И.В. Дегтярева, А.В. Марьина, О.И. Шалина // Экономическое возрождение России. 2013. № 2 (36). С. 115-118.

5. Токарева Г.Ф. Объективная необходимость усиления влияния научно-технического прогресса на функционирование капитала в современных условиях // Научное обозрение, № 2, 2013. С. 182-189.

6. Шалина О.И. Экономическая эффективность и роль государства с позиций разных экономических школ/ Актуальные вопросы экономической теории: развитие и применение в практике российских преобразований // III Всероссийская научно-практическая конференция: материалы конференции. УГАТУ Уфа : Изд-во УГАТУ, 2013. С. 62-64

7. Olson M. «Dictatorship, Democracy and Development», The American Political Science Review, 1993.

8. Acemoglu D. Why Nations Fail: The Origins of Power, Prosperity and Poverty / D. Acemoglu,

J. Robinson. New York : Crown Business, 2012.

9. Thailer R. Nudge : improving decisions about health, wealth, and happiness / R. Thailer, C. Sunstein. URL: file:/// C:/Users/ 135/ Downloads/ [Richard_H._Thaler,_Cass_R._Sunstein]_Nudge_I mprov.pdf

новая экономика) до минимального вмешательства в экономику (ранний капитализм).

Текущий затяжной глобальный экономический кризис доказал необходимость управления этой масштабной и сложной экономикой системой. Бразды правления мировой экономикой в настоящее время во многом узурпированы наднациональными экономическими и политическими организациями.

Все экономические и политологические школы признают, что государство, в какой бы форме оно ни существовало, однозначно лучше анархии, а текущая ситуация показывает, что государство также лучше, чем наднациональные структуры. Но при этом остается открытым вопрос об эффективности выполнением государством своих функций и «рентабельности» государственной деятельности.

Literature:

1. General theory of Law and State : textbook / ed. by V.V. Lazarev. 2-e Izd., Rev. and supplementary M. : Yurist, 1996. 472 p

2. Smith A. An inquiry into the nature and causes of the wealth of Nations. M. : Eksmo, 2007. 960 р.

3. Blaug М. Friedman, Milton. 100 great economists after Keynes. Great Economists since Keynes: An introduction to the lives & works of one hundred great economists of the past. SPb. : Eks-mo, 2009. 384 p.

4. Degtyareva I.V. State influence on the innovation processes / I.V. Degtyareva, A.V. Mar'ina,

O.I. Shalina // Russia's Economy Revival. 2013. № 2 (36). P. 115-118.

5. Tokareva G.F. The need to strengthen the impact of scientific and technological progress on the functioning of capital in modern conditions // Scientific Review. 2013. № 2. P. 182-189.

6. Shalina О.I. Economic efficiency and the role of the state from the standpoint of different economic schools. Topical issues of economic theory: the development and application in practice of Russian reforms // III Russian scientific-practical conference: conference materials. UGATU Ufa : Publishing house of USATU, 2013. P.62-64.

7. Olson M. «Dictatorship, Democracy and Devel-opment» // The American Political Science Review, 1993.

8. Acemoglu D. Why Nations Fail: The Origins of P o w er, Prosperity and Poverty / D. Acemoglu, J. Robinson. New York : Crown Business, 2012.

9. Thailer R. Nudge : improving decisions about health, wealth, and happiness / R. Thailer, C. Sun-stein. URL: file:/// C:/Users/ 135/ Downloads/ [Rich-ard_H._Thaler,_Cass_R._Sunstein]_Nudge_Improv. pdf

141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.