Научная статья на тему 'Трансформация публичной сферы в контексте достижения межнационального согласия в регионе [1]'

Трансформация публичной сферы в контексте достижения межнационального согласия в регионе [1] Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
75
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ СФЕРА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПУБЛИЧНАЯ СФЕРА / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PUBLIC SPHERE / POLITICAL PUBLIC SPHERE / INTERETHNIC RELATIONS / INTERACTIVE COMMUNICATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Товмасян Нарине Тиграновна

В статье исследуется политическая публичная сфера как инструмент достижения межнационального согласия и гражданской консолидации. Публичная сфера рассматривается в качестве необходимого пространства формирования общественного мнения, влияющего на принятие политических решений. При этом обращается внимание на происходящие сегодня изменения, связанные со все большим переносом центра формирования общественных представлений посредством печатных СМИ в сторону виртуальной медиатизации публичной сферы. Приводятся результаты контент-анализа местных СМИ, раскрывающие особенности дискурса межнациональных и межконфессиональных отношений в регионе на примере г. Сургута Ханты-Мансийского автономного округа Югры. Предпринята попытка определить роль местных медиа в формировании государственной и региональной идентичности, направленной на обеспечение межнационального и межконфессионального согласия. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена необходимостью рефлексии причин кризиса публичной политики, в том числе в сфере, связанной с проблемами межнациональных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Товмасян Нарине Тиграновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transforming the Public Sphere to Achieve Interethnic Harmony in the Region [1]

The study examines the political public sphere as a tool for achieving interethnic harmony and civil consolidation. The public sphere is regarded as a necessary space for molding public opinion that affects political decision-making. At the same time, the emphasis is placed on present-day changes related to the ever-increasing tendency to shape public opinion through virtual mediation of the public sphere. The content analysis of local mass media reveals the characteristics of the discourse of interethnic and interfaith relations in the region by a case study of the city of Surgut, Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra. An attempt is made to determine the role of local media in developing state and regional identity to promote interethnic and interfaith harmony. The relevance of the study is due to the need to reflect on the causes of the crisis of public policy, for example, the problems of interethnic relations.

Текст научной работы на тему «Трансформация публичной сферы в контексте достижения межнационального согласия в регионе [1]»

УДК 111:353

https://doi.org/10.24158/fik.2020.2.5

Товмасян Нарине Тиграновна

Tovmasyan Narine Tigranovna

младший научный сотрудник Сургутского государственного университета

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПУБЛИЧНОЙ СФЕРЫ В КОНТЕКСТЕ ДОСТИЖЕНИЯ М ЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ В РЕГИОНЕ [1]

Junior Research Fellow, Surgut State University

TRANSFORMING THE PUBLIC SPHERE TO ACHIEVE INTERETHNIC HARMONY IN THE REGION [1]

Аннотация:

В статье исследуется политическая публичная сфера как инструмент достижения межнационального согласия и гражданской консолидации. Публичная сфера рассматривается в качестве необходимого пространства формирования общественного мнения, влияющего на принятие политических решений. При этом обращается внимание на происходящие сегодня изменения, связанные со все большим переносом центра формирования общественных представлений посредством печатных СМИ в сторону виртуальной медиатизации публичной сферы. Приводятся результаты контент-анализа местных СМИ, раскрывающие особенности дискурса межнациональных и межконфессиональных отношений в регионе на примере г. Сургута Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Предпринята попытка определить роль местных медиа в формировании государственной и региональной идентичности, направленной на обеспечение межнационального и межконфессионального согласия. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена необходимостью рефлексии причин кризиса публичной политики, в том числе в сфере, связанной с проблемами межнациональных отношений.

Summary:

The study examines the political public sphere as a tool for achieving interethnic harmony and civil consolidation. The public sphere is regarded as a necessary space for molding public opinion that affects political decision-making. At the same time, the emphasis is placed on present-day changes related to the ever-increasing tendency to shape public opinion through virtual mediation of the public sphere. The content analysis of local mass media reveals the characteristics of the discourse of interethnic and interfaith relations in the region by a case study of the city of Surgut, Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra. An attempt is made to determine the role of local media in developing state and regional identity to promote interethnic and inter-faith harmony. The relevance of the study is due to the need to reflect on the causes of the crisis of public policy, for example, the problems of interethnic relations.

Ключевые слова:

публичная сфера, политическая публичная сфера, межнациональные отношения, интерактивно-коммуникационные технологии.

Keywords:

public sphere, political public sphere, interethnic relations, interactive communication technology.

Сегодня с развитием информационно-коммуникационных технологий пришло осознание того, что понятие «массмедиа» претерпело ряд изменений и наполнилось несколько иным смысловым значением. Роль Всемирной паутины как самого доступного источника информации, а также отсутствие жестких нормативных рамок, регулирующих деятельность пользователей в интернете, создают заманчивую альтернативу для традиционных СМИ. Все чаще приходится говорить о медиакоммуникации, включающей в себя обмен и распространение информации с помощью различных форматов коммуникационных практик при использовании различных технических средств связи. Соответственно, публичная сфера становится чувствительной к изменениям средств взаимодействия, используемых внутри социума, которые, меняя способы интеракций между конкретными индивидами, незаметно становятся катализаторами для изменения степени и характера публичности общественных процессов.

Стоит заметить, что тенденции к смещению центра публичных коммуникаций наблюдались исследователями и ранее. Так, например, в конце XX в., учитывая усиление роли СМИ в общественной жизни, П. Дальгрен делает вывод об изменении понимания содержательного характера предложенной Ю. Хабермасом трактовки публичной сферы. Отмечалось ее смещение от пространственной городской локализации в сторону массмедиа, которые имели значительно больший охват и влияние на формирование общественного мнения [2]. Распространение медиа также порождало и критику общества, которая определялась Ги Дебором как «общество спектакля»: «Все, что раньше переживалось непосредственно, отныне оттеснено в представление». Автором утверждается идея иллюзорности свободы и вездесущности распространения спектакля, которую куль-

тивируют медиа [3, с. 36, 142]. Примерно в этот же период появляется теория массовой коммуникации Дэниса МакКуэйла, который видит в возможностях, которыми обладают массмедиа, новый феномен общественной жизни. Главной характеристикой информационного общества Д. МакКуэйл называет небывалый рост количества передаваемой информации до масштабов, которые не представляются возможными для осмысления и фиксации человеком [4, с. 374].

Аргумент о том, что средства массовой информации являются ключевыми детерминантами трансформации публичной сферы, также был убедительно разработан в работах П. Даль-грена, Дж. Томпсона [5], У. Шульца [6], также ими было введено понятие «опосредованная публичность». Средства массовой информации рассматривались как генераторы «социальных репрезентаций», публичной видимости. Опосредованная публичная сфера в свою очередь была охарактеризована как недиалогическая, открытая и нелокализованная.

Популярные медиа, создавая общественное мнение по отношению не только к тем или иным событиям, власти и иному, но и к национально-религиозным объединениям, политике толерантности, недопустимости дискриминации по национальному признаку и иному, способны влиять на формирование в обществе национального согласия. Уточним, что под межнациональным согласием в данном случае понимается «внутренне непротиворечивое состояние межнациональных отношений, возникающее в процессе деятельности политических акторов по интеграции национальных и этнических групп в новую общность на основе объективных общих интересов и гражданской (наднациональной) идентичности» [7, с. 49].

Межнациональное согласие формируется под влиянием объективных и субъективных факторов. Например, к объективным факторам можно отнести историческое прошлое, социально-политическую обстановку, экономические и культурно-бытовые условия жизни. Влияние СМИ относится к ряду субъективных факторов. Однако многими исследователями отмечается высокая значимость в формировании образа межнационального взаимодействия именно со стороны СМИ. Определение количественных и качественных характеристик воздействия СМИ дает возможность выяснить, какое именно влияние они оказывают на межнациональные отношения в данном сообществе и формированию какого образа этнических и конфессиональных отношений способствуют.

Так, для более детального исследования этого вопроса нами был осуществлен контент-анализ региональных медиаисточников, в том числе и тех, которые в своей работе ориентируются исключительно на онлайн-контент. Исследование осуществлялось в Сургуте - крупнейшем городе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В городских СМИ проблемы межэтнического и межконфессионального климата являются одной из главных тем для обсуждения. Это можно объяснить тем, что Сургут исторически складывался как многонациональный город. В соответствии с данными Всероссийской переписи населения 2010 г., население Сургута составляют: 64,52 % - русские, 5,98 % - украинцы, 5,25 % - татары, 1,77 % - башкиры, 1,40 % - азербайджанцы и другие. Миграция продолжает играть важную роль в демографическом развитии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, она проявляется не столько в общем балансе населения, сколько во влиянии на его структурные характеристики.

В проводимом исследовании нами был использован метод смешанного контент-анализа, который позволил наиболее полно оценить смысловое значение текста, его контекст, а также особенности процесса коммуникации через исследование основных тиражируемых нормативных и ценностных символических значений. Был осуществлен отбор материалов для исследования за временной промежуток май - июнь 2019 г., после чего эти данные были закодированы посредством выделения ключевых понятий и подвергнуты статистической обработке и анализу. Непосредственными источниками исследования были такие медиа, как «СИА-ПРЕСС» - крупнейший информационно-аналитический и политический интернет-ресурс Сургута и Югры, «Сургутская трибуна» - старейшая газета города и «Сургутские ведомости» - газета, учрежденная администрацией города Сургута.

Судя по результатам контент-анализа, основным смысловым конструктом публикаций, посвященных межнациональной тематике, выступали вопросы, связанные с укреплением межнационального согласия, а также вопросы противодействия экстремизму.

Другими важными темами дискурса СМИ в публичном пространстве явились проблемы национальных объединений/организаций, вопросы развития национальных культур силами общественных национально-религиозных объединений. Наиболее часто эти темы обсуждались в связи с организацией того или иного национального праздника или социально значимого события в городе. В целом изданиями формировался положительный образ организаций и межнациональных отношений. При этом фразелогически конструирование региональной идентичности в рамках данного дискурса достигается путем использования таких понятий, как «сургутяне» (жители Сургута), «югорчане» (жители Ханты-Мансийского автономного округа - Югры).

Судя по результатам исследования, основной объем текста публикаций по данной тематике относится к социально-культурным событиям в жизни диаспор города, к описанию различных программ, проводимых городскими властями в этнокультурной сфере, в том числе к поддержанию традиций проведения праздников разных национальностей и религий. Особенно широко отмечались православные, мусульманские, традиционные национальные праздники народов Югры. Активное участие в них представителей общественных организаций, национальных объединений достаточно широко освещается в СМИ.

Однако издание «СИА-ПРЕСС» часто предлагает аудитории сюжеты о совершенных преступлениях с указанием в них национальностей подозреваемых. По всей видимости, это делается для того, чтобы привлечь большее внимание к публикуемым материалам и вызвать в читателях желание комментировать новость и делиться ею. Говоря о «Сургутской трибуне» и «Сургутских ведомостях», можно отметить, что все же позитивные инфоповоды превышают негативные, а в статьях, где упоминаются негативные события, чаще всего опускается информация о национальной принадлежности главных лиц, что говорит о стремлении изданий к освещению в значительной степени положительной стороны межнационального взаимодействия. Также это может быть связано с общей политикой, проводимой властями города и округа, направленной на гармонизацию межнациональных взаимоотношений, и нежеланием выходить за рамки этой политики. Результаты исследования не зависящего от администрации города и района интернет-портала «СИА-ПРЕСС» свидетельствуют о том, что читатели стремятся все же получать незаре-тушированную картину происходящего. Они читают эти публикации, активно обсуждают и делают репосты на свои личные странички в социальных сетях, тем самым масштабируя инфоповод и формируя определенное видение ситуации в городе.

Наиболее выигрышным шагом для проведения единой политики по достижению национального согласия было бы обратить большее внимание на интернет-пространство. Сейчас оно присутствует практически во всех сферах жизни и становится обычной вещью для людей всех возрастов и социального положения. При этом в нем не должны замалчиваться острые социальные темы, так как высокая транспарентность происходящих в обществе событий и скорость распространения информации делают такие попытки неадекватными обстоятельствам и вызывают очередной всплеск недоверия ко Всемирной паутине и ее администраторам. Вместе с тем должны генерироваться обсуждения в русле рациональной дискуссии лишь при небольшой медиации, не допускающей сползания обсуждений в маргинальную критику. Результаты исследования могли бы найти практическое применение в области муниципальной политики как методология оценки и анализа реального положения дел в обществе для последующей корректировки или доработки общих контуров стратегии, как, например, в данном случае с межнациональным согласием или при обсуждении иных актуальных общественных вопросов.

Эти изменения в технологиях социальных коммуникаций в интернет-пространстве предопределили появление широких возможностей по агрегации, передаче и обмену информацией без ограничительных рамок по временным и пространственным характеристикам коммуникационного процесса. Этим и объясняется популярность сетевых ресурсов, агрегирующих информацию. С учетом того, что многими исследователями отмечается крайне значительная роль коммуникаций в формировании системы политического управления, необходимо также попробовать подвергнуть анализу воздействие технологий интернет-коммуникации на процесс современного общественного и политического управления в целом.

Таким образом, социальные медиа наряду с другими новыми цифровыми технологиями расширяют спектр возможностей аудитории как в отношении новых форм общения, так и при становлении нового пространства, в котором мы живем и общаемся. «При этом отношение к новым формам коммуникации остается весьма двусмысленным: с одной стороны, новые формы коммуникации признаются важной формой структурирования социальности, а с другой - постоянно высказываются опасения, что вместо того, чтобы придавать форму и структуру, они (по крайней мере в том виде, в каком они существуют) нейтрализуют социальное поле, так что расщепляют сами основания социальности» [8, с. 177] .

Как традиционные СМИ, так и новые социальные медиа являются активными участниками формирования межнационального консенсуса, установления толерантного отношения ко всем национальностям в локальном обществе, а также служат строительными площадками для формирования региональной идентичности.

Ссылки и примечания:

1. Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-411 -860001 \19.

2. Dahlgren P. Television and the Public Sphere. L., 1995. 340 p.

3. Ги Дебор. Общество спектакля / пер. с фр. А. Уриновского. СПб., 2018. 236 с.

4. МакКуэйл Д. Журналистика и общество. М., 2013. 368 с.

5. Thompson J.B. The Media and Modernity: A Social Theory of the Media. Cambridge, 1995. 120 p.

6. Schulz W. Reconstructing Mediatization as an Analytical Concept // European Journal of Communication. 2004. Vol. 19, no. 1. Р. 87-101. https://doi.org/10.1177/0267323104040696.

7. Мартынов М.Ю., Пуртова В.С. Концепт межнационального согласия в исследованиях состояния межэтнических отношений в регионе (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) // Вестник Московского государственного областного университета. 2019. № 4. С. 44-56. https://doi.org/10.18384/2224-0209-2019-4-981.

8. Керимов Т.Х. Неразрешимости. М., 2007. 216 с.

Редактор: Фетисова Ирина Викторовна Переводчик: Куликова Маргарита Александровна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.