Научная статья на тему 'Трансформация представления о ценностях в западноевропейской философской мысли от Античности до Нового времени'

Трансформация представления о ценностях в западноевропейской философской мысли от Античности до Нового времени Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
456
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ / ЦЕННОСТЬ / БЛАГО / ДОБРОДЕТЕЛЬ / МОРАЛЬ / ДОЛГ / МОРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / ДОБРАЯ ВОЛЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мазурицкая Мария Александровна

Статья посвящена анализу философских идей западноевропейских мыслителей, связанных с их представлением о ценностях. Также в данной статье выявляются общие ценностные приоритеты, характерные для общественной мысли Западной Европы от эпохи Античности до первой половины XIX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация представления о ценностях в западноевропейской философской мысли от Античности до Нового времени»

<

_Теория культуры_

Исследования молодых ученых

М. А. Мазурицкая

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЦЕННОСТЯХ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ

Статья посвящена анализу философских идей западноевропейских мыслителей, связанных с их представлением о ценностях. Также в данной статье выявляются общие ценностные приоритеты, характерные для общественной мысли Западной Европы от эпохи Античности до первой половины XIX века. Ключевые слова: теория культуры, ценность, благо, добродетель, мораль, долг, моральный закон, добрая воля

Понятие «ценность» как философская категория получило широкое распространение среди западноевропейских ученых в середине XIX века, однако интерес к данному вопросу возник ещё в эпоху Античности. Важная роль в изучении проблемы ценностей отводится древнегреческому философу Сократу (469-399 до н.э.), повернувшему направление древнегреческой философской мысли от исследования сущности природы, присущего первым античным философам, к проблемам человека и определению его места в окружающем мире. Центральными философскими категориями в учении Сократа стали понятия «благо» и «добродетель». Добродетель, согласно Сократу, состоит в знании добра и действиях, соответственно этому знанию, она универсальна для всех людей, ей «... не обучаются и не получают ее от природы, но она бывает присуща тем, кто ею владеет, по божественному уделу» (4, с. 307).

Позиция Сократа во многом была близка его последователю и ученику Платону (427-347 до н.э.). Но, в отличие от Сократа, Платон в меньшей степени верил в то, что люди в состоянии понять, что есть добродетель. Вместе с тем философ был убежден в существовании в самой природе некого абстрактного высшего блага, тождественного абсолютной красоте: «.что придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это ты и считай идеей блага — причиной знания и познаваемости истины» (7, с. 400).

Таким образом, приоритетным направлением древнегреческой философской мысли была ориентация на поиск абсолютных ценностей, универсальных для всех людей.

В общественной мысли Древнего Рима ценностная проблематика также актуализировалась, но, в отличие от философов Древней Греции, древнеримские мыслители были убеждены в несовершенстве людей. Так, Луций Анней Сенека (4 год до н.э. — 65 год), утверждал, что по своей сути человек изначально греховен, поскольку совершенным может быть только Бог. Главной целью человеческого существования мыслитель называл стремление к праведной жизни, означающее освобождение от чувственных наслаждений. Человек, по мнению Сенеки, способен познать суть наивысшего блага, которое «... не вызывает ни пресыщения, ни раскаяния, так как правильный образ мыслей не допускает заблуждения» (8, с. 172).

Распад Римской империи в IV веке н.э. стал точкой отсчёта для европейского Средневековья. На смену языческим религиям античных народов пришло христианское вероучение, которое стало основой мировоззренческой системы всех европейских цивилизаций, подчинив себе все стороны человеческой жизни.

Основоположником западноевропейской средневековой философской мысли считается Августин Блаженный Аврелий (354-430). Центром его религиозно-философской концепции является Бог — наивысшее благо и любовь, обладающее высшим добром и высшей красотой. Создав человеческую душу, Бог изначально заложил в нее стремление к счастью. Само же счастье, согласно Августину, состоит в максимальном познании Бога: «Полная душевная сытость, настоящая блаженная жизнь состоит в том, чтобы благочестиво и совершенно знать, кто ведет тебя к истине, какою истиною ты питаешься и через что соединяешься с высочайшей мерой» (1, с. 121).

Более поздний представитель средневековой философии — Фома Аквинский (Аквинат) (1225/1226-1274) в своей доктрине синтезировал христианское вероучение и философию Аристотеля. Отношение Фомы Аквинского к человеку и человеческим порокам было менее категоричным, чем у Августина. Философ признавал право человека на счастье, считая, что земная жизнь невозможна без учёта его телесных запросов и определенных страстей, однако главным призванием для человека, по мнению Фомы Аквинского, должно стать познание Бога и подготовка к вечной жизни.

Итак, высшей ценностью в философской мысли Средневековья являлась любовь к Богу как к абсолютному благу и центру всякого мышления и действия. Человек же признавался средневековыми мыслителями греховным существом, обязанным всем своим земным существованием доказывать право на вечную духовную жизнь.

Пришедшая на смену Средневековью в конце XIII — начале XIV века эпоха Возрождения расширила ценностные представления, дополнив их такими характеристиками, как гимн красоте человеческого тела, принятие радостей земного существования, культ наслаждения и пользы.

Одним из самых ярких представителей данной эпохи по праву можно считать итальянского философа Лоренцо Валлу (1407-1457). В своем трактате «Об истинном и ложном благе» Валла утверждал, что основой моральной деятельности человека является чувство самосохранения и вытекающие отсюда стремления к наслаждению, поэтому безнравственных наслаждений не существует, а высшее благо — наслаждение от положительного удовольствия: «Не к добродетели, но к наслаждению ради него самого подобает стремиться как тем, которые хотят радоваться в этой жизни, так и тем, которые желают радоваться в будущем» (2, с. 224).

Этические поиски мыслителей эпохи Возрождения нашли логическое завершение в концепции французского философа Мишеля Монтеня (1533-1592), отраженной в его произведении «Опыты». Монтень поставил под сомнение возможность соблюдения человеком всех нравственных принципов, поскольку человеческая природа весьма далека от совершенства. Но в этом несовершенстве, по мнению философа, и заключается вся прелесть человеческого существования, поскольку именно в принятии человеком собственных недостатков и кроится истинная мудрость: «Отличительный признак мудрости — это неизменно радостное восприятие жизни...» (5, с. 150).

В целом ведущим направлением философской мысли эпохи Возрождения стала направленность на человеческую личность с ее сложным и богатым внутренним миром и естественным стремлением к счастью.

Рационалистическая направленность научного знания, присущая Новому вре-

мени, повлияла на ценностную парадигму. Тенденция к созерцательности, свойственная предыдущим эпохам, сменилась направленностью на получение конкретных результатов.

Философы Нового времени в первую очередь ориентировались на разум. Так, согласно Рене Декарту (1596-1650), действия людей должны определяться твердой волей, а страсти контролироваться разумом.

Аналогичной позиции придерживался и нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677), считавший целью человеческой жизни достижение счастья. Главным препятствием, мешающим человеку достичь истинного счастья, по мнению Спинозы, являются людские страсти, превращающие человека в раба. Избавиться от них человек может, лишь подчинив их разуму и таким образом обретя счастье и свободу: «Блаженство не есть награда за добродетель, но сама добродетель, и мы наслаждаемся им не потому, что обуздываем свои страсти, но, наоборот, вследствие того, что мы наслаждаемся им, мы в состоянии обуздывать свои страсти» (9, с. 400).

Философской мысли Нового времени была свойственна направленность на человеческий разум, который, по мысли философов этого периода, помогает людям не только управлять своими чувствами, но и стать счастливыми.

Убежденность во всемогуществе человеческого разума была также присуща и мыслителям эпохи Просвещения, что наиболее ярко отразилось во взглядах французских философов XVIII века. Социально-политический кризис во Франции, возникший вследствие абсолютизации королевской власти, определил ведущее направление общественной мысли: критика государственных и религиозных институтов.

Французские философы считали причиной этого кризиса невежество правителя и его окружения, поэтому активно выступали за просвещение монарха и высших слоев общества. Так, Шарль де Монтескье (1689-1755) считал, что человеческая природа поддается усовершенствованию благодаря распространению образования, улучшению законов и социальных учреждений, видя в этом залог процветания последующих поколений. Высшем же благом для человека, по мнению Монтескье, является свобода, трактуемая как право делать все, что находиться в рамках законности, поскольку: «.если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него бы не было свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане» (6, с. 542).

О прямом влиянии просвещения на нравственные качества человека говорил и Клод Адриан Гельвеций, считающий, что «.надо присоединять к благородству души просвещенный ум» (3, с. 85). Добродетельными, согласно Гельвецию, люди могут стать лишь посредством хороших законов.

Итак, ведущими ценностями эпохи Просвещения были личностная свобода, свобода от религиозных предрассудков, образованность и законопослушность, во многом определившие последующее развитие ценностных ориентаций.

Идеи просветителей получили широкую известность в Европе, но наибольшего признания достигли в Германии, что было связано с общим подъемом духовной культуры в этой стране и изменениями в экономической, социально-политической и духовной жизни. Данные предпосылки обусловили развитие немецкой классической философии. Так, Иммануил Кант (1724-1804) в своём творчестве затрагивал проблему ценностей, в особенности её этический аспект. Ведущей ценностью, существующей в человеческом разуме и присущей всем людям от природы, является следование закону морали, названному Кантом категорическим императивом. Руководствоваться этим законом человеку помогает «добрая воля», благодаря которой нравственное поведение реализуется людьми в повседневной жизни. Наряду с понятиями «моральный закон» и «добрая воля» мыслитель выделил

понятие «долга» ? осознанной необходимости действия, совершенного из уважения к моральному закону. По-настоящему же ценными, согласно Канту, можно назвать лишь те нравственные поступки, которые совершаются только «по долгу», то есть из стремления исполнить нравственный закон ради самого закона.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) подверг критике отношение Канта к морали как несовместимой с удовлетворением человеком своих насущных потребностей. Гегель был убежден, что названные потребности стоят намного выше моральных обязательств, которыми можно поступиться ради личного благополучия, и что «.если жизнь находится в высшей опасности и ее спасение сталкивается с собственностью другого человека, она может притязать на право нужды и быть поддержана посредством кражи куска хлеба» (10, с. 400). Не согласен был мыслитель и с идеей Канта о «долге», считая названное понятие абстрактным и не способствующим формированию у людей адекватного реальной жизни представления о нравственности. По мнению Гегеля, нравственным можно назвать человека, являющегося законопослушным гражданином, ставящим интересы государства превыше собственных и при любых обстоятельствах остающимся верным семейным ценностям.

Таким образом, ведущим направлением немецкой классической философии была ориентированность на морально-этические проблемы личности и ее ценности, что заложило фундамент для выделения аксиологии как учения о ценностях в отдельную область философии.

Ценностные приоритеты западноевропейских философов в различные временные эпохи подвергались существенной трансформации: начатые античными мыслителями поиски универсальных ценностей, которые, казалось, были закончены уже средневековыми философами, считавшими Бога наивысшей ценностью и благом, вновь продолжились в эпоху Возрождения, следствием чего стало провозглашение самоценности человеческой личности. В Новое время ценностная парадигма вновь была изменена — ведущими ценностями указанной эпохи стали разум, законопослушность, образованность и личная свобода. Однако, независимо от ориентированности западноевропейских философов на те или иные ценности в различные исторические периоды, ценностная проблематика продолжала оставаться для представителей философской мысли Западной Европы одной из самых значимых на протяжении всех указанных этапов развития западноевропейского общества.

Примечания

1. Августин. О бессмертии души / Блаженный Августин — М., 2004.

2. Вала Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли / Л. Валла. — М.: Наука, 1989.

3. Гельвеций К. Об уме / К. Гельвеций; пер с фр. под ред. Э. Л. Радлова. — М.: Мир книги, Литература, 2006.

4. Древнегреческая философия: От Платона до Аристотеля: пер. с лат. и древнегреч. — М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков; «Фолио», 2003.

5. Монтень М. Опыты : в 3 кн. / Мишель Монтень. — 2-е изд. — М., 1979-1980. — Кн. 1.

6. Монтескье Ш. О духе законов / Ш. Монтескье // Антология мировой философии : в 4 т. — М.: Мысль, 1970. — Т. 2.

7. Платон. Диалоги: пер. с др.-греч. / Платон; сост., ред. и авт. вступит. ст. А. Ф. Лосев. — М.: Мысль, 1986.

8. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий / вступ. ст. сост., подгот. текста В. В. Сапова. — М: Республика, 1995.

9. Спиноза Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье; Трактат об усовершенствовании разума; Этика / Б. Спиноза. — М.: Мир книги, Литература, 2007.

10. Цит. по: Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия : учебник / В. Н. Кузнецов. — 2 -е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.