Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35) ШАИДУЛЛИНА Венера Камилевна
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780 ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВА В УСЛОВИЯХ ...
VTTK" ^4.1 161 I -—V 1©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0
у А14 Л- -I. J-01 |(сс) tjJCSj This is an open access article under fie CC BY-NC 4.0 license
DQ[ - J ( j 26140/bgz3-2021 -1002-0097 Ifcae3e!^ehttps://cieativecoimnons.oig/licenses/by-nc/4.0/)
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
© Автор(ы) 2021 SPIN: 7526-7533 AuthorlD: 781451 ORCID: 0000-0002-2716-9282 ScopusID: 57203318474
ШАЙДУЛЛИНА Венера Камилевна, кандидат юридических наук, доцент Департамента международного и публичного права Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (125468, Россия, Москва, улица Ленинградский проспект, 49, e-mail: [email protected]) Аннотация. Цель: определить основные тенденции трансформации права в условиях цифровизации экономики. Методы: диалектический метод познания отношений, возникающих в условиях реализации национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации». Использование диалектического подхода также заключается в применении формально-юридического и сравнительно-правового методов. Результаты: Автором рассмотрено несколько подходов к определению содержания категории «цифровая экономика» и изучена практика регулирования цифровой экономики в иностранном законодательстве. В статье также проанализированы актуальные проблемы правового регулирования цифровой экономики, в т. ч. на основе межотраслевого подхода. Результатом исследования стало определение основных тенденций правовой регламентации общественных отношений в условиях цифро-визации, а также формулирование рекомендаций по развитию законодательства в области регулирования цифровой экономики. Дано авторское определение термина «цифровая экономика». Было установлено, что правовое регулирование хозяйственной деятельности с использованием онлайн-технологий не может осуществляться через такие категории, как «электронная коммерция» и «коммерция». Были рассмотрены проблема реализации трудовых прав в условиях цифровой экономики и возможные законодательные решения, способные оказать серьезную помощью в реализации трудовых прав в условиях цифровой экономики: определение количества рабочих мест в организациях и на предприятиях; разработка правовых норм, регулирующих отношения в рамках совместной деятельности человека и робота на одном рабочем месте; законодательное определение перечня профессий, в которых допустима замена человека роботом; поэтапная унификация базовых правовых категорий. Научная новизна: в настоящей статье впервые комплексно рассмотрены основные направления развития правового регулирования отношений, возникающих в условиях цифровой экономики. Практическая значимость: основные результаты исследования могут быть использованы при развитии доктрины гражданского и предпринимательского права в условиях цифровизации экономики.
Ключевые слова: цифровая экономика, прав, развитие права, цифровизация, электронная коммерция, искусственный интеллект.
TRANSFORMATION OF LAW IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION
OF THE ECONOMY
© The Author(s) 2021
SHAYDULLINA Venera Kamilevna, candidate of juridical sciences, assistant professor, Director of the Center of Research and Expertise of the Department of legal regulation of economic activity
Financial University under the Government of the Russian Federation (445020, Russia, Moscow, Leningrad Avenue 49, e-mail: [email protected])
Abstract. Purpose: to identify trends in the transformation of law in the digital economy. Methods: a dialectical method of cognizing relations, including in the context of the implementation of the national program "Digital Economy in the Russian Federation". The use of the dialectical approach also consists in the use of formal legal and comparative legal methods. Results: The author considered several approaches to defining the category of the category "digital economy" and studied the practice of regulating the digital economy in foreign legislation. The article also analyzes the current problems of legal regulation of the digital economy, including on the basis of an intersectoral approach. The result of the study was the definition of the basic rules for regulating public relations in the digital economy, as well as the definition of recommendations for the development of legislation in the field of regulation of the digital economy. The author's definition of the term "digital economy" is given. It was found that the legal regulation of business activities using online technologies cannot be carried out through categories such as "e-commerce" and "commerce". The problems of the implementation of labor rights in the digital economy and unforeseen legislative decisions were considered. development of legal norms governing relations within the framework of joint activities of a human and a robot in one workplace; legislative definition of the list of professions in which it is permissible to replace a person with a robot; phased unification of basic standards. Scientific novelty: this article for the first time comprehensively considers the main directions of development of legal regulation, economic relations, conditions in the digital. Practical relevance: the main results of the study can be used in the development of civil and business law in the digital economy.
Keywords: digital economy, digital technologies, transaction, contract, acceptance, offer, electronic message, electronic form, writing, transaction form, writing fiction.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. На современном этапе человечество уже не может обходиться без своевременных, качественных, доступных и персонифицированных информационных ресурсов. Четвертая информационная революция обусловила необходимость в качественном цифровом преобразовании всех сфер жизнедеятельности. В наибольшей степени изменения затронули экономический сектор. На наших глазах происходит глобальная трансформация экономических основ. Мир уже вступил в постиндустриальную
эпоху цифровой экономики, в которой на первом месте находятся проблемы, касающиеся развития СМИ и информационной сферы, использования современных информационных технологий и систем для стабилизации общественного и экономического развития. Следует согласиться со словами академика РАН Хабриевой Т.Я., считающей, что регуляторы «доцифровой эпохи» не эффективны в урегулировании новых явлений и предотвращении нарушения этических норм и прав человека [1]. С позиции развития права в условиях перехода к цифровой экономике приоритетным значением обладают вопросы, связанные с формированием понятийного
SHAYDULLINA Venera Kamilevna
TRANSFORMATION OF LAW IN THE CONDITIONS ...
аппарата и закреплением понятия «цифровая экономика». Таким образом, ключевое значение сегодня обретает формирование нормативно-правовой базы, задающей основу для принципиально новых общественных отношений. В статье рассмотрим некоторые актуальные проблемные моменты в правовом регулировании цифрови-зации и возможные пути их решения, определим содержание цифровой экономики, проанализируем иностранный опыт, а также последние новеллы в отечественном законодательстве.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. По настоящей проблематике имеются отдельные научно-правовые исследования (например, работы Хабриева Т.Я. [1], Василенко Н.В. [3], Татаринова С.С. [4], Сударушкина И.В., Стефанова Н.А. [5] и пр.). Тем не менее, настоящие исследования не затрагивают вопросов трансформации права в условиях цифровой экономики.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Целью настоящей статьи является определить основные тенденции трансформации права в условиях цифровизации экономики.
Постановка задания. Цель предопределила следующие задачи исследования: 1) проанализировать с правовой точки зрения термин «цифровая экономика»; 2) исследовать проблемы применения отдельных видов технологий в Российской Федерации; 3) рассмотреть вопросы реализации электронной торговли в Российской Федерации; 4) рассмотреть проблемы реализации трудовых прав в условиях цифровизации.
Используемые в исследовании методы, методики и технологии. При написании данного исследования был использован диалектический метод познания отношений, возникающих в условиях цифровизации. Использование диалектического подхода также заключается в применении формально-юридического и сравнительно-правового методов при анализе национального права.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Разработка четкого, однозначного и непротиворечивого понятийного аппарата - важнейшая задача. К настоящему времени еще не разработано единого подхода к определению категории «цифровая экономика». Впервые это понятие было использовано в 1955 г. Негропонте Н. (ин-форматик и профессор Технологического университета Массачусетса). Под цифровой экономикой он подразумевал экономическую деятельность, осуществляемую с использованием цифровых технологий [2].
Энговатов А.А. трактует цифровую экономику как экономику, основанную на компьютерных цифровых технологиях, инновационных методах создания, хранения, обработки и передачи данных. В современных условиях трансформации подвергаются не только рыночные модели, но также процесс формирования добавочной стоимости и продукта [3].
Член-корреспондент РАН, доктор экономических наук Иванов В.В. понимает цифровую экономику как виртуальную среду, дополняющую реальность. А по мнению Матвеевой В.М., цифровая экономика является парадигмой ускорения развития экономики с использованием цифровых технологий. Василенко Н.В. сформулировал более широкое понятие цифровой экономики, понимая под ней такой тип экономики, который характеризуется внедрением в практику и широким использованием цифровых технологий для обработки, хранения и передачи данных [4].
В настоящей статье будем придерживаться того, что цифровая экономика - это экономика, основывающаяся на использовании цифровых данных. Это основополагающий фактор во всех сферах экономики и социаль-
Baltic Humanitarian Journal. 2021. Т. 10. № 2(35)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
ной деятельности. О большом значении цифровой экономики неоднократно говорил и Президент РФ. Так, в Посланиях Федеральному Собранию от 01.03.2018 г., 20.02.2019 г. и 15.01.2020 г. главой государства поставлена цель по формированию цифровой экономики для обеспечения поддержания технологической независимости, национальной безопасности и будущего государства.
Регулирование цифровой экономики постепенно обретает правовую форму. Большую роль в этом сыграл Указ Президента РФ «Об утверждении Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 гг.» [5].
Правительство РФ утвердило Программу «Цифровая экономика РФ» (Постановление № 1б32-р от 28.07.2017 г.) [6]. Этой полномасштабной программой охватываются все отрасли. Она направлена на:
- обеспечение максимально комфортных и благоприятных условий для развития научного сектора и наукоемких предприятий;
- повышение качества производимых товаров и оказываемых услуг;
- обеспечение роста уровня информационной грамотности и материального благосостояния населения;
- обеспечение государственной безопасности в разных отраслях.
Рассматриваемая Программа предусматривает реализацию Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 гг. В числе приоритетных задач следует назвать разработку нормативно-правовых актов и правовых условий, необходимых для рационального применения результатов интеллектуальной (умственной) деятельности.
Стратегией устанавливается перечень принципов развития цифровой экономики. Ключевыми являются такие три принципа:
1. Принцип обеспечения защиты интересов физических и юридических лиц в информационной сфере. Значимость данного принципа в том, что доступность персональной информации российских граждан может поставить под угрозу безопасность не только отдельных людей, но и страны в целом.
2. Принцип приоритета традиционных для нашего государства нравственных и духовных ценностей, а также соблюдения при использовании ИКТ основанных на них норм и правил поведения. Этот принцип связан с обеспечением свобод и прав граждан в религиозной, культурной, политической и иных сферах жизни.
3. Принцип сохранения привычных для населения, традиционных форм получения услуг и товаров. Данный принцип способствует сохранению альтернатив для субъектов, которые считают риски информатизации и цифровизации общества неприемлемыми.
В будущем информационные и коммуникационные технологии смогут эффективно использоваться с целью определения качества правового регулирования различных сфер жизни и деятельности. Уже сегодня на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов организованы общественные обсуждения разрабатываемых законопроектов. Благодаря использованию современных информационно-коммуникационных технологий обеспечивается онлайн-контроль и прозрачность деятельности органов государственной власти и служащих таких органов, повышается взаимодействие населения с государством, стимулируется более активное развитие общества. Вместе с тем, актуальной является угроза национальной безопасности. Обратной стороной прозрачности является угроза «цифровому суверенитету» государства. Поэтому некоторые государства решили усилить правовое регулирование цифровой экономики. При внедрении в нашей стране западных технологий мы рискуем попасть в условия «цифровой колонизации». Большим значением обладает то обстоятельство, что для содержания data-центров нужно будет
Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
ШАИДУЛЛИНА Венера Камилевна ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВА В УСЛОВИЯХ ...
затратить внушительные ресурсы.
В настоящее время Россия находится в позиции догоняющего, отставая от США и стран Европы по правовой регламентации цифровой экономики. В иностранных нормативных актах используются новые понятия и термины, еще не имеющие определения в российском законодательстве (например, «цифровая повестка дня», «цифровая среда», «цифровой рынок» и др.).
Во многих государствах уже приняты правовые акты в сфере цифровой экономики. К примеру, в Великобритании принят Закон «О цифровой экономике», который содержит положения о защите интеллектуальной собственности, а также о технических средствах, используемых для ограничения доступа к порнографии в сети Интернет и др. Во Франции действует Закон «О доверии в цифровой экономике», содержащий определение электронной коммерции и торговли. Но не во всех странах важные аспекты цифровой экономики урегулированы надлежащим образом.
В настоящее время серьезным и наиболее глобальным направлением политики государства в сфере циф-ровизации выступает нормативное регулирование. Важность реализации данного направления обусловливается высокой значимостью юридического оформления операций, совершаемых в электронном виде, возникающих при взаимодействии участников рынка между собой. Регулирование на общегосударственном уровне осуществляется через соответствующую национальную программу и план мероприятий по ее выполнению.
Главный недостаток отечественного законодательства, регулирующего цифровую экономику, заключается в отсутствии регулирования оборота криптовалют. Исправить положение можно путем принятия законов, которые регламентировали бы использование биткои-нов в России.
Немаловажным значением обладает ведомственное распространение практики цифровизации законодательства, предлагающего новые юридические понятия и термины (к примеру, концепция цифровой экосистемы, созданная для предоставления людям цифровых сервисов, формируемых в режиме реального времени). В соответствии с ранее упомянутой Программой, под цифровой экосистемой экономики подразумевается партнерство компаний, имеющее своим результатом постоянное взаимодействие их аналитических систем, прикладных интернет-серверов, технологических платформ, информационных систем частных лиц, предприятий, государственных и муниципальных органов.
Ведомственные акты содержат не только устоявшиеся, но и новые категории правовой действительности (например, понятие «цифровая среда прокуратуры») [7].
В Приказе Генеральной прокуратуры РФ указано, что экосистема цифровой экономики России - это система, в которой цифровые данные выступают в качестве ключевого производственного фактора в каждой сфере экономики и социальной деятельности. Именно благодаря такой системе и обеспечивается продуктивное взаимодействие.
Теоретическая база цифровизации отечественного права находится на стадии становления. С 01.10.2019 года в силу вступили изменения в ГК РФ. Одним из изменений стало введение в Кодекс новой статьи, закрепляющей понятие «цифровые права». Законодателем было определено, что цифровыми правами выступают обязательственные и другие права, условия осуществления и содержание которых определяются в согласии с правилами информационной системы. Сама же информационная система должна соответствовать признакам и требованиям, предусмотренных законом. В цифровой формат могут быть переведены только те гражданские права, которые предусматриваются законодательством. Представляется, что закрепление прав этой категории -предпосылка к принятию нового закона. Речь идет о законе о цифровых финансовых активах.
Правовое регулирование хозяйственной деятельности с использованием онлайн-технологий не может осуществляться через такие категории, как «электронная коммерция» и «коммерция» [8]. Связано это с разным толкованием терминов. К тому же, эти термины пока еще не получили распространения в гражданско-правовой доктрине и нормативных документах. Тедеев А.А. трактует электронную экономическую деятельность в качестве предпринимательской деятельности, а также связанной с нею не предпринимательской деятельности, не запрещаемой законодательством, осуществляемой в электронном виде - с применением средств связи.
Понятие «электронная торговля» закрепилось в науке и стало объектом ряда монографических исследований. Одно из таких определений рассматривает электронную коммерцию в качестве совокупности услуг, товаров и прочих объектов, которые возникают при совершении сделок. Понятием электронной коммерции также охватывается реклама в информационно-телекоммуникационных сетях, в т. ч. в сети Интернет [9]. В современной юридической литературе рассматриваются разные проблемы, существующие в сфере электронной торговли. Наиболее актуальные проблемы: недостаточная эффективность способов защиты нарушенных прав; несоответствие волеизъявления и води подписавшего; недобросовестность лиц, передающих данные; признание сделки незаключенной; идентификация личности подписавшего; технические неисправности; незнание лицом условий договора и т. д. [10]
Не следует забывать о развитии и широком внедрении в практику функций робототехники по представительству. В настоящее время особенно актуальна проблема, связанная с заключением договоров в Интернете с использованием специальных программ-роботов, роль которых заключается в передаче волеизъявления. Субъект заранее соглашается с любыми запросами на заключение с ним договора. Эти программы автоматически меняют предложение о продаже товара, размещенного на веб-сайте продавца, корректируя его в онлайн-режиме. По мнению отдельных авторов, воля, выраженная в договоре роботом, представляет собой волю его владельца [11]. Вместе с тем, стоит сказать, что интеллект и способность программного обеспечения функционировать без управления и контроля со стороны человека влечет возможность возникновения новых проблем. Одна из проблем состоит в заключении сделок с выходом за рамки полномочий и инструкций [12]. Иначе говоря, сделка может быть совершена без воли продавца (т. е. при отсутствии его согласия на ее заключение).
Со стороны программ-роботов могут возникать и иные нарушения гражданского законодательства. К примеру, программы настроены так, что цена товара варьируется исходя из количества обращений, т. е. каждому покупателю может показываться разная цена. Такая ситуация противоречит положениям п. 2 ст. 426 ГК РФ, где установлено требование об установлении одинаковой цены для покупателей одной категории.
Защита трудовых прав обладает важным значением. Повсеместная цифровизация сопряжена с достаточно серьезными рисками, выражающимися в утрате персональной информации, новых видах социального неравенства, возникновении структурной безработицы. Согласно некоторым прогнозам, уже через десять лет практически все рабочие места в глобальных финансовых центрах займут роботы. По словам М. Осборна и К. Фрея, в течение двадцати лет около 47% профессий в странах с развитой экономикой станут высокоавтоматизированными [13].
По результатам экспертных исследований, проведенных специалистами международной консалтинговой фирмы McKinsey Global Institute, наиболее стремительно данный процесс будет проходить в таких странах, как Россия, Индия и Китай. В ближайшее время около половины наемных работников в указанных странах могут
SHAYDULLINA Venera Kamilevna
TRANSFORMATION OF LAW IN THE CONDITIONS ...
Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 2(35)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
остаться без работы. Поэтому государства, входящие в группу риска, должны предпринять меры по обеспечению гарантий наемных работников.
Развитие искусственного интеллекта и робототехники оказывает непосредственное влияние на трудовые отношения. Работодатели отбирают кандидатов на работу по определенным критериям. В настоящее время по некоторым специальностям роботы выполняют работу гораздо лучше, чем люди. Робототехника несет гораздо меньше затрат в сравнении с обучением людей и управлением их деятельностью. Поэтому существует необходимость во вмешательстве государства в сферу частных бизнес-интересов, а также в установлении отдельных законодательных гарантий трудоустройства.
Еще один сложный вопрос, требующий переосмысления, заключается в этических аспектах поведения руководителя или начальника, которым выступает ИИ.
Таким образом, возможными законодательными решениями, способными оказать серьезную помощью в реализации трудовых прав в условиях цифровой экономики являются: определение количества рабочих мест в организациях и на предприятиях; разработка правовых норм, регулирующих отношения в рамках совместной деятельности человека и робота на одном рабочем месте; законодательное определение перечня профессий, в которых допустима замена человека роботом; поэтапная унификация базовых правовых категорий.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования. Цифровизация обнажила ряд серьезных пробелов в правовом регулировании экономического сектора.
Главной проблемой является отсутствие единообразного подхода к определению категории «цифровая экономика». Обзор иностранного законодательства показал, что у многих стран Европы имеется достаточно внушительная правовая база по вопросам цифровой экономики и цифровизации. Российский законодатель тоже принимает разные правовые акты, благодаря чему обеспечивается защита прав граждан, государства и общества, а также эффективное включение России в глобальные процессы.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Таким образом, цифровизация пока еще находится на стадии развития. Несмотря на это, правительству уже необходимо разработать эффективные законодательные решения для потенциальных проблем. Цифровизация в России характеризуется неравномерностью. В разных отраслях этот процесс проявляется по-разному. Это обязательно нужно учитывать при усовершенствовании правовой базы. Выбирая методы регулирования цифровизации, нужно обеспечить соблюдение интересов всех субъектов отношений, дифференцировать их ответственность, а также гармонизировать законодательство РФ с нормами международного права. Устранение пробелов в правовом регулировании цифровой экономики позволит более полно использовать потенциал цифровой экосистемы. Указанное должно стать предметом последующих исследований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Хабриева Т.Я. Конституционное развитие в контексте современных вызовов и глобальных общественных трансформаций // Государственная служба. 2019. №1 (117).
2. Negroponte N. Being Digital. NY: Knopf, 1995.
3. Василенко Н.В. Цифровая экономика: концепции и реальность //Информационные кластеры в цифровой экономике: теория и практика: труды научно-практической конференции с международным участием 17-22 мая 2017 г. / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2017.
4. Татаринова С.С. Цифровая экономика и право: новые вызовы - новые перспективы // Юридический вестник Самарского университета. 2017. №3.
5. Сударушкина И.В., Стефанова Н.А. Цифровая экономика // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1 (18).
6. Норец Н.К., Станкевич A.A. Цифровая экономика: состояние и перспективы развития // Инновационные кластеры в цифровой экономике: теория и практика: труды научно-практической конференции с международным участием 17-22 мая 2017 года / под ред. д-ра экон.
наук, проф. А. В. Бабкина. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017.
7. Тедеев А.А. Электронная экономическая деятельность в сети «Интернет»//Законодательство и экономика. 2003. № 11.
8. Савельев А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование. М.: Статут, 2016.
9. Лазарев Я. Цифровая среда - новое поле для гражданского права // ЭЖ-Юрист. 2016. № 19.
10. Аванько А. Заключение договоров путем электронного обмена данными [Электронный ресурс]// URL: https://www.russianlaw.net/law/ edoc/esign/a123/ (дата обращения: 22.10.2020).
11. Матвеева В.М. Цифровая экономика: тренды и перспективы // Инновационное развитие социально-экономических систем: условия, результаты и возможности: сб. материалов VМеждународной науч.-практ. конф. М., 2017.
12. Паньшин Б.Н. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития //Наука и инновации. 2016. № 3(157).
Статья поступила в редакцию 22.09.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021