Научная статья на тему 'Трансформация понятия "светскости" и гражданский активизм'

Трансформация понятия "светскости" и гражданский активизм Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
797
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СВОБОДА СОВЕСТИ / СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ / ГРАЖДАНСКИЙ АКТИВИЗМ / SECULAR STATE / CONSTITUTION / STATE-CONFESSIONAL RELATIONS / FREEDOM OF CONSCIENCE / FREEDOM OF RELIGION / CIVIL ACTIVISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пинкевич Василий Константинович

Предлагаемая статья представляют собой попытку осмысления процесса трансформации понятия «светскости» за последние 20 лет, а также того, насколько эти трансформации, повлекшие изменения в религиозной политике, отвечают общественным ожиданиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of the concept of "secular" and civil activism

The proposed article is an attempt to comprehend the process of transformation of the concept of "secularism» over the past 20 years, and to what extent these transformations, which have led to changes in religious policy, meet public expectations

Текст научной работы на тему «Трансформация понятия "светскости" и гражданский активизм»

The article is devoted to the improvement of the regulatory frameworkfor the development of automated systems (AS). The analysis of the state of the regulatory framework in this area, the main standards. The basic problems of application of normative base are shown, directions of its improvement are offered. Keywords: automated system; regulatory framework; standard; technology; protocol; profile standards.

УДК 322.0+342.0

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОНЯТИЯ «СВЕТСКОСТИ» И ГРАЖДАНСКИЙ АКТИВИЗМ

Василий Константинович Пинкевич, д-р ист. наук, проф. каф. государственно-конфессиональных отношений E-mail: titla@yandex.ru РАНХиГС при Президенте РФ http://www.ranepa.ru/

Предлагаемая статья представляют собой попытку осмысления процесса транс-формации понятия «светскости» за последние 20 лет, а также того, насколько эти трансформации, повлекшие изменения в религиозной политике, отвечают обществен-ным ожиданиям.

Ключевые слова: государственно-конфессиональные отношения, свобода совести, свобода вероисповеданий, гражданский активизм.

Наступление на принцип «светскости государства». Возрождение

православия, реабилитация института церкви и возобновление беспрепятственной церковной жизни в постсоветский период тесно было связано с процессом возвращения религии в соци-ально-политическое пространство страны. Это одобрялось политическим истеблишмен-том и определенной частью общества, поддерживающей активное включение церкви в процесс воздействия на политическую и идеологическую сферы жизни.

Усиление роли Русской православной церкви в идеологии и общественной жизни

легитимации возрастающей роли православия. Вопросы изменения Конституции6, в том числе в религиозных вопросах7, стало предметом активного обсуждения. Принцип светскости подвергся атакам с разных полюсов идеологического спектра. Приведем лишь несколько примеров.

Так, Д. Узланер, один из авторов «Русского журнала», в статье «Трансформация светскости» утверждал, что «светский проект потерпел решающее поражение и утратил монополию на описание реальности», и что светскость (в понимании Д.Узла-нера светскость тождественна секуляризму) должна осознать себя стороной в конфликте

6 Филиппов А.Ф. О перспективе конституционного кризиса в России// Гефтер. Интернет-журн. 19.01.2018. Режим доступа: http://gefter.ru/archive/23769. (Дата обращения: 10.04.2018г.)

7 Симкин Л.С. Гибридная демократия и свобода совести//Независимая газета 05.07.2017. Режим доступа: http://www.ng.ru/facts/2017-07-05/14_423_hybrid.html. (Дата обращения: 08.04. 2018)

с мировоззрением религиозным.8 Религиовед Б. Кнорре, активно сотрудничающий с Московским Центром Карнеги писал, что светскость, помимо этической уязвимости «минимизирует» российское православие, мешает раскрыть его возможности, и вместо того чтобы признать за церковью право на общественно-политическую мотивацию, генерирует критику ее инициатив.9 Правовед Шахов М.О., интервью с которым разместили разные по своей идеологической ориентации издания, указывал на то, что термин «светское государство», используемый в 14 статье Конституции РФ, является во многом декларативным и малосодержательным, что открывает дорогу для произвольных толкований принципа отделения религиозных организаций от государства. Приоритет вероисповедной политики России состоит в признании особой роли православия в истории страны, поэтому отношения церкви и государства должны строится на принципе сора-ботничества. Понятие «светскости», подверженное произвольным толкованиям, этому препятствует.10

Заметной вехой на пути пересмотра принципов светскости, стала встреча В. Путина с участниками Архиерейского собора 1 февраля 2013 г.. На ней президент заявил о необходимости «отказаться от вульгарного понимания светскости» и тем самым расширить толкование понятия «светское государство» в сторону признания за церковью больших полномочий в жизни общества. Это стало, по мнению экспертов, не только фактом признания общественной роли церкви, но и знаменовало собой «легитимирующий постсе-кулярный поворот в политике». 11

Выступление В.Путина дало новый стимул дискуссиям о светскости, которые, уже и в связи с разговорами об изменении Конституции, переместились на государственные дискуссионные площадки.

Стоит обратить внимание на всплеск дискуссионной активности по религиозному вопросу, пришедшийся на лето 2017 года в Государственной думе РФ и Общественной палате РФ. Предметом обсуждения стало новое понимание государственно-конфессиональных отношений в свете изменившегося в обществе положения Православной церкви. 18 июня глава комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов заявил, что толкование понятия «светское государство» должно каким-то образом прекратить антицерковные выступления и поддержать систему духовно-нравственных ценностей. Светскость не должна «потворствовать проведению разрушительной политики для нравственного фундамента России». Позднее, в заявлении «Интерфаксу» он уточнил, что необходимо толкование Конституционного суда на понятие «светское государство». Член президиума Всемирного русского народного собора Александр Рудаков, комментируя споры о светскости, также отметил, что Конституционный суд РФ должен защитить права религиозно ориентированных граждан в новой трактовке светскости.12 Если попытаться обобщить

8 Узланер Д.А. Трансформация светскости // Рус. журн.:сетевой журн. 28 дек. 2008. Режим доступа: http://www.russ.ru/pole/Transformacii-svetskosti. (Дата обращения: 08.04.2018)

9 Кнорре Б.К. Российское православие. Постсекулярная институционализация в пространстве власти, политики и права//Монтаж и демонтаж секулярного мира / под ред. А. Малашенко и С. Филатова. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2014. — с.42-103

10 Шахов М.О. Нужно ли России именовать себя в Конституции «светским государством? // Религия и право: сетевой журн. 23 ноября 2017. Режим доступа:

http://www.sdj.ш/analytics/comment/detшl.php?ELEMENT_ГО=6081. (Дата обращения: 08.04.2018)

выступление Президента РФ В.В. Путина на встрече с участниками Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Русская Православная Церковь: [сайт]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/2767741.html. (Дата обращения: 08.04.2018).

12 См.: Лункин Р.А. Светскость как оружие. Зачем в России хотят пересмотреть основы светского государства? Кредо.ру: [портал о религии]. Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=127966. (Дата обращения: 08.04.2018).

думские прения, то нетрудно выделить основную мысль о том, что назрела необходимость придания Русской православной церкви особого конституционно-правового статуса, с наделением ее дополнительными правами.

В этом же ключе проходило выступление председателя комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений И. Дис-кина. В частности он отметил, что принцип светскости сегодня не может рассматриваться лишь с номинально-правовых позиций и должен учитывать социальные процессы, меняющие характер взаимодействия государства, общества и религиозных организаций и что стране нужен закон, который бы опирался на принципы "новой светскости" и широкий общественный альянс всех сил. Действующий закон был написан в 90-х годах прошлого века на основе либеральных представлений. Новый закон должен учитывать, что «две трети россиян рассматривают веру как нравственный ориентир». И хотя в выступлении И. Дискина так и не было прояснено, что же такое «новая светскость», но в «сухом остатке» легко просматривается атака на конституционные принципы светского государства.

Таким образом, мы можем сказать, что для различных партий в российской элите «светское государство» стало понятием, которое, при громадной роли РПЦ в идеологии и общественной жизни страны, является фактором, препятствующим окончательной легитимации этой роли. Есть основания также говорить и о том, что сложился некий элитный консенсус по отношению к этому вопросу. Не только политики, но и практически все религиозные объединения выступают против светскости как вытеснения религии из публичной сферы.13

Если большинство элитных групп настроены против светского государства, то осталось прояснить вопрос о том, разделяет ли такое отношение общество? 2016 и 2017 годы были богаты на резонансные события в общественно-религиозной сфере, поэтому представляется вполне логичным обратиться к некоторым из них.

События в парке «Торфянка» и принцип светскости. Остановимся на конфликте, возникшем вокруг строительства храма в парке «Торфянка» в Москве. Это событие - сравнительно небольшая коллизия, интересная тем, что в ней отразились типичные проблемы государственно-конфессиональных отношений в нашей стране за последние годы, а также некоторые «шероховатости» во взаимоотношениях общества и титульной конфессии.

Строительство храмового комплекса в небольшом парке «Торфянка» было одобрено в 2012-м — в рамках программы «200 храмов». Местные жители и примкнувшие к ним защитники природы выступили против строительства комплекса. Однако Церковь -не без поддержки городских властей - продолжала настаивать на строительстве храма в парковой зоне. Разгорелась горячая полемика, и противостояние носило порой очень жесткий характер, сопровождалось нарушениям общественного порядка и физическим насилием. Событие вызвало интерес средств массовой информации, политиков, общественных деятелей. В итоге строительство храма было заморожено, противники строительства одержали победу.

Происшедшее в парке «Торфянка» дает нам достаточно оснований говорить о случившемся не как о бытовом конфликте между местными жителями и застройщиками, а о более глубоком как с идейной, так и с событийной точек зрения, явлении. Рассмотрим эти основания.

В конфликте проявился высокий уровень солидарных действий местных жителей. Защитники Торфянки, организовали «оборону» своей территории, наладили круглосуточное дежурство на объекте и разработали стратегию и тактику сопротивления. Было создано общественное движение «За парк Торфянка».

13 Лункин Р.А..Там же.

Как показали события, здесь имел место не частный случай столкновения интересов в отдельно взятом месте, не локальный, но общественно значимый конфликт. Мы видим, что к протесту подключились не только местные жители, но и сторонние люди, чьи интересы непосредственно в этом конфликте не затрагивались. К ним относились граждане разных социальных слоев, возраста, образования, социального статуса, мировоззренческих и политических взглядов. Жителей «Торфянки» поддержали студенты14 и дальнобойщики.15 К протестующим присоединились представители политических партий (Яблоко, КПРФ), местных депутатов и общественных организаций.16

Не только событийный ряд, но, главным образом, сложная идеологическая палитра конфликта (традиционалисты против либералов, светскость против православной государственности, права человека против религиозных чувств и т.д.), вызвала большой общественный интерес, что привело к широкому освещению события в средствах массовой информации.

Отдельная резонансная тема - расслоение среди православных в их отношении к протестующим и позиции патриархии. Несмотря на то, что глава РПЦ МП патриарх Ки-рил (Гундяев) идентифицировал протестующих как «сектантов и язычников»17, на стороне протестующих выступили православные «церковные интеллектуалы» и обычные

18

православные миряне/

Обращает на себя внимание высокий накал противостояния с властью, которая приняла в конфликте сторону Церкви. Еще со времен мэра Юрия Лужкова накоплен очень большой опыт споров между местными жителями и застройщиками. Власть и застройщики обычно легко справлялись со спорными ситуациями, переводя их из плоскости уличного противостояния в стандартный формат публичных слушаний. Но здесь все пошло по-другому. Борьба за парк продолжалась больше года. За это время у власти было множество возможностей остановить противостояние, но этого не произошло. Уже на начальной стадии конфликта митинги противников строительства разгоняла полиция. 14 ноября 2016 года у активистов, выступающих против строительства православного храма в московском парке «Торфянка», прошли обыски. Защитников парка обвиняли по 148 статье УК («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий»). Уголовное дело против защитников парка было возбуждено по факту публичного оскорбления чувств верующих (часть 1 статьи 148 УК) и незаконного воспрепятствования деятельности религиозной организации (часть 3 статьи 148 УК). Приостановление строительства храма показало, что государственно-церковный альянс отступил под давлением общественного мнения, что это мнение существует и способно проявлять себя в действии.

Отличительной чертой конфликта стало активное (в том числе и силовое) противостояние с православными активистами в лице движения «Сорок сороков». Движение

14 Православный фундаментализм опасен для общества, как и любой другой". Заявление инициативной группы студентов МГУ, 3 декабря 2017 г. Кредо.ру: [портал о религии]. Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=128953. (Дата обращения: 08.04.2018).

15 В Москве задержали дальнобойщиков, ехавших на митинг против строительства храма РПЦ МП в Торфянке. Кредо.ру: [портал о религии]. Режим доступа:

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=118607. (Дата обращения: 08.04.2018).

16 Сергей Митрохин требует объяснить причину ареста защитников «Торфянки»". Пресс-релиз московского отделения Демократической партии "Яблоко". Кредо.ру: [портал о религии]. Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=122876. (Дата обращения: 08.04.2018).

17 Глава РПЦ МП Кирилл (Гундяев) заявил, что те, кто протестует против строительства храмов его Церкви в городских парках, - "сектанты и язычники". Кредо.ру: [портал о религии]. Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=122658. (Дата обращения: 08.04.2018).

18 ВИДЕО: Православные в защиту парка Торфянка. Рассказывают участники акции у ХХС 16 ноября. Кредо.ру: [портал о религии]. Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=122983. Ненавидящие себя православные. В РПЦ МП растет "внутренняя эмиграция", но она не спасет систему. Кредо.ру: [портал о религии]. Режим доступа:

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=127273. (Дата обращения: 08.04.2018).

объединяет лиц православного вероисповедания, одной из программных задач которого заявлена защита строительства православных храмов от всяческого противодействия. Оно аффилировано с руководством Православной церкви. «Сорок сороков» попали в фокус общественного внимания из-за того, что в социальных сетях противники строительства храма в парке Торфянка пожаловались на случаи нападения на них со стороны «православных активистов» и опубликовали соответствующие видеозаписи19.

Успех «Торфянки» запустил так называемый «эффект умножения». Если в 2016 году конфликты вокруг строительства храмов были единичными, то уже в 2017 году их становится существенно больше. Против строительства новых церквей в 2017 году выступили жители Красноярска (храм на стрелке), Чувашии, подмосковной Черноголовки (поклонный крест), Екатеринбурга (набережная Исети), Нижнего Новгорода (парковая зона), Махачкалы (озеро Ак-Гель), Смоленска (Соловьиная роща), Ростова-на-Дону (сквер Анатолия Собино), Брянска (парковая зона), Каменска-Уральского, Томска (сквер) и др.20

Таким образом, если говорить о «технологической» стороне событий на «Торфя-нке», то мы, безусловно, имеем перед собой движение гражданского активизма, которое, по своей зрелости, активности и уровню солидарных действий, не имеет аналогов с другими в современной России, будь то пацифизм, зеленое движение, экология, борьба за права детей, или что-либо еще.

Если же говорить о содержательном (идейном) наполнении рассматриваемого явления, то все перечисленное позволяет нам квалифицировать события вокруг парка «Торфянка» как действия, предпринимаемые по собственной инициативе, независимо и вопреки государственной власти, направленные против использования одной конфессией близости к власти для решения своих задач за счет общества.

Выводы

Усиление роли Русской православной церкви в идеологии и общественной жизни страны, повлекшее за собой обсуждение вопроса о необходимости отказаться от конституционного принципа «светскости государства», не встречает поддержки в обществе.

Приведенный в статье пример с парком «Торфянка» является одним среди многих проявлений протестной активности, по которому можно судить о том, что отказ от конституционных принципов светского государства болезненно отзывается в обществе.

Литература

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ». 26.01.2009. № 4. С. 445.

2. Кнорре Б.К. Российское православие. Постсекулярная институционализация в пространстве власти, политики и права // Монтаж и демонтаж секулярного мира / под ред. А. Мала-шенко и С. Филатова. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2014. 406 с.

3. В Москве задержали дальнобойщиков, ехавших на митинг против строительства храма РПЦ МП в Торфянке. Кредо.ру: [портал о религии]. — Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=118607.

4. ВИДЕО: Православные в защиту парка Торфянка. Рассказывают участники акции у ХХС 16 ноября. Кредо.ру: [портал о религии]. — Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=122983.

19 В ответ на возбуждение дела против защитников Торфянки РПЦ МП обещала "проверить" сведения о противоправных действиях активистов движения "Сорок сороков". Кредо.ру: [портал о религии]. Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=122937. (Дата обращения: 08.04.2018).

20 Основные проблемные зоны во взаимоотношениях общества, религиозных организаций и государства в 2017 году. Сова: [информационно-аналитический центр]. Режим доступа: http://www.sova-center.ru/religion/publications/2018/02/d38792/. (Дата обращения: 08.04.2018).

5. Выступление Президента РФ В.В. Путина на встрече с участниками Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Русская Православная Церковь: [сайт]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/2767741.html.

6. Глава РПЦ МП Кирилл (Гундяев) заявил, что те, кто протестует против строительства храмов его Церкви в городских парках, - "сектанты и язычники". Кредо.ру: [портал о религии]. Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=122658.

7. Лункин Р. А. Светскость как оружие. Зачем в России хотят пересмотреть основы светского государства? Кредо.ру: [портал о религии]. - Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=127966.

8. Симкин Л.С. Гибридная демократия и свобода совести//Независимая газета 05.07.2017. Режим доступа: http://www.ng.ru/facts/2017-07-05/14_423_hybrid.html 7714.

9. Узланер Д.А. Трансформация светскости // Рус. журн.:сетевой журн. 28 дек. 2008. - Режим доступа: http://www.russ.ru/pole/Transformacii-svetskosti.

10.Филиппов А.Ф. О перспективе конституционного кризиса в России/ / Гефтер: интернет-журн. 19.01.2018. Режим доступа: http://gefter.ru/archive/23769.

11.Шахов М.О. Нужно ли России именовать себя в Конституции «светским государством? // Религия и право: сетевой журн. 23 ноября 2017. — Режим доступа: http://www.sclj.ru/analytics/comment/detail.php?ELEMENT_ID=6081.

Transformation of the concept of "secular" and civil activism

Vasily Pinkevich, Professor of Religions Studies at Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

The proposed article is an attempt to comprehend the process of transformation of the concept of "secularism» over the past 20 years, and to what extent these transformations, which have led to changes in religious policy, meet public expectations

Keywords: secular state, Constitution, state-confessional relations, freedom of conscience, freedom of religion, civil activism

УДК 523.21

РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Владимир Владимирович Ознамец, канд. техн. наук, проф.

Е-шаИ: voznam@bk.ru Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК)

http://www.miigaik.ru/

Статья предлагает метод размещения пространственных объектов с применением теории массового обслуживания. Показана связь устойчивого развития территорий с рациональным размещением предприятий. Доказано, что развитие региона зависит от эффективности использования производственных ресурсов и их наличия Показана связь пространственного анализа с теорией массового обслуживания. Статья показывает необходимость использования информационного и пространственного моделирования для пространственного анализа. Статья предлагает принимать решение о целесообразности размещения на основе эвристического анализа и имитационного моделирования. Статья рекомендует введение нового термина «информационная ситуация массового обслуживания».

Ключевые слова: информационная ситуация, моделирование, пространственный анализ, потоки, системы массового обслуживания.

Введение

Вопросам устойчивого развития регионов уделяется много внимания [1-6]. Разработка методов устойчивого развития территорий является актуальной. Это направление

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.