Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОНЯТИЯ «НАСТАВНИЧЕСТВО» В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОНЯТИЯ «НАСТАВНИЧЕСТВО» В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / НАСТАВНИЧЕСТВО / ДИСТАНЦИОННАЯ РАБОТА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / VUCA-МИР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оглоблин В.А.

В статье обосновывается важность наставничества в цифровой экономике. Проводится анализ существующих определений понятия «наставничество» с точки зрения цифровизации экономики. Выделены два фактора, которые заставляют переосмыслить существующие определения понятия «наставничества». Дается новое определение понятия «наставничество» исходя из новых условий работы предприятий, таких как дистанционная работа наемных работников и неопределенность внешней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оглоблин В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF «MENTORING» IN THE DIGITAL ECONOMY

The article justifies the importance of mentoring in the digital economy. An analysis of the existing definitions of the concept of "mentoring" is being carried out in terms of digitalization of the economy. Two factors are highlighted that force a rethink of the existing definitions of the concept of "mentoring." A new definition of the concept of "mentoring" is given based on the new working conditions of enterprises, such as the remote work of employees and the uncertainty of the external environment.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОНЯТИЯ «НАСТАВНИЧЕСТВО» В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ»

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОНЯТИЯ «НАСТАВНИЧЕСТВО» В ЦИФРОВОЙ

ЭКОНОМИКЕ

В.А. Оглоблин, старший преподаватель Иркутский государственный путей сообщения (Россия, г. Иркутск)

Б01:10.24412/2411-0450-2022-6-2-105-107

Аннотация. В статье обосновывается важность наставничества в цифровой экономике. Проводится анализ существующих определений понятия «наставничество» с точки зрения цифровизации экономики. Выделены два фактора, которые заставляют переосмыслить существующие определения понятия «наставничества». Дается новое определение понятия «наставничество» исходя из новых условий работы предприятий, таких как дистанционная работа наемных работников и неопределенность внешней среды.

Ключевые слова: адаптация, наставничество, дистанционная работа, цифровизация, УиСЛ-мир.

Скорость изменений рынка будет продолжать повышать свои темпы в соответствии с продолжающей цифровизацией экономики и общества. Этот феномен получил свое название VUCA-мир: volatility (непостоянство), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность), ambiguity (неоднозначность). Для наемных работников на первый план выходят следующие навыки: креативность, умение убеждать, работа в команде, адаптивность и эмоциональный интеллект. Среди этих навыков мы бы выделили адаптивность, поскольку все остальные начинают работать в полной мере только после проведения мероприятий по адаптации. Таким образом, исследование понятия «адаптивность» и как его можно проводить как можно быстрее представляет непосредственно теоретический и практический интерес в настоящее время.

Методы для реализации адаптации многообразны, но мы бы хотели выделить один из них - наставничество.

А.Ш. Галимова и И.Н. Нургалиева дают такое определение наставничеству: «...метод развития персонала, базирующийся на сотрудничестве, в котором более опытный и профессионально подготовленный сотрудник помогает в работе менее опытному сотруднику» [1]. А.Ю. Бухарина поддерживает точку зрения, что «.наставничество - это помощь одного человека другому в процессе совершения

значительных качественных на другой уровень знаний, профессиональных навыков или сознания и мышления» [2]. ОС. Перевалова, С.А. Баркалов, Н.Ю. Калинина и Д.Н. Батракова считают, что «...под наставничеством понимается способ передачи профессиональных знаний и практических навыков от опытного сотрудника к новичку» [3]. С.А. Фельк определяет наставничество как «.технологию нацеленную на развитие сотрудника, которое заключается в первоначальной работе под наблюдением наставника, в результате чего через определенный период времени данный сотрудник способен качественно осуществлять изученные профессиональные задачи самостоятельно.» [4]. О.Л. Чуланова и Е.И. Мезенцева рассматривают наставничество как «.индивидуальное или коллективное шефство опытных рабочих над отдельными молодыми рабочими или их группами, предполагающее передачу опыта наставника и прививание культуры труда и корпоративных ценностей новичку» [5].

Такие определения хотелось бы проверить на соответствие новым условиям, которые выдвигает VUCA-мир к экономике, рынку, предприятиям, потребителям, наемным работникам и т.д.

Определим факторы, которые будут влиять на определение понятия «наставничество». Во-первых, дистанционная работа будет вносить изменения в определение

«наставничество». Например, при дистанционной работе весьма сложно, иногда невозможно, осуществить разделение корпоративных ценностей новичком. Ниже мы еще подробно остановимся на влиянии дистанционной работы на «наставничество».

Во-вторых, uncertainty (неопределенность) будет оказывать влияние на понятие «наставничество». Например, может сложиться такая ситуация, когда все работники окажутся в новых условиях для себя и никто из них не сможет быть наставником.

Таблица 1. Трансформация определений понятия «наставничество» с учетом факторов использования дистанционной работы наемными работниками и высокой степенью не-

определенности внешней среды

Дистанционная работа uncertainty (неопределенность)

А.Ш. Галимова и И.Н. Нургалиева Преподавателями ВУЗов замечено, что обучение в «дистанте» несколько сокращает возможности преподавания, сложно помогать в работе менее опытному работнику дистанционно Не помогает менее опытному сотруднику, а совместно пытаются решить проблему учета новых условий в работе группы

А.Ю. Бухарина Дистанционно помочь человеку перейти на качественно иной уровень знаний, профессиональных навыков или сознания и мышления очень сложно. Требует предварительного тестирования и разработки индивидуальных заданий Возможно появятся специальные наставники по выводу знаний и навыков по адаптации на новый качественно иной уровень

О.С. Перевалова, С.А. Баркалов, Н.Ю. Калинина и Д.Н. Батракова Возможно, создать видеоролик, который будет содержать знания и примеры практического исполнения навыков опытного сотрудника. Возможно даже сделать совершенный ролик, который будет содержать опыт группы наставников При такой формулировке понятия «наставничество» видеоролик может быть лучшим способом передать знания и навыки новичку

С.А. Фельк То же самое, что в предыдущей колонке Наставник в такой ситуации не поможет. Выход опять в совместной работе в группе

О.Л. Чуланова и Е.И. Мезенцева Дистанционно очень сложно привить нормы корпоративной культуры новичку, в остальном, также как в предыдущей колонке Опыт можно и нужно передавать при помощи видеороликов. Преодоление неопределенностей в прошлом также может быть содержимым таких видеороликов

На основе данных таблицы 1 можно предложить определение понятия «наставничество», в котором будут учтены возможности дистанционной работы наемных работников и неопределенность внешней среды.

Как мы видим, понятие сторон, участвующих в процессе наставничества, размывается. Нельзя сказать, что наставник -это более опытный сотрудник, можно лишь утверждать, что данный навык у этого специалиста наиболее развит относительно остальных работников. Тем не менее, работодатель будет платить деньги не

за какой-то определенный навык, пусть он и развит в превосходной степени, но за работу, приносящую какую-то ценность, то есть навыки должны быть объединены для выполнения некоей креативной работы, что означает значительное качественное повышение на другой уровень знаний, профессиональных навыков или сознания и мышления. Преодоление неопределенности будет предполагать командную работу или, возможно это дело отдаленного будущего, использование чат-ботов «наставников», оснащенных элементами исскуственного интеллекта. Таким обра-

зом сторона процесса «наставничества» развитию отдельных навыков на нижнем вообще может не быть человеком! Учиты- уровне с целью овладения знаниями, вая, что только голоса может быть недо- навыками, сознания и мышления на верх-статочно, чат-бот, может получить новое нем уровне для получения ценности от «измерение» и стать чат-видео-ботом. выполненной работы в наиболее эффек-

Предлагаем такое определение настав- тивной форме, зависящей от конкретных ничества - это двухуровневая услуга по условий процесса [6].

Библиографический список

1. Нургалиева, И. Н. Наставничество как метод профессионального развития персонала организации / И. Н. Нургалиева, А. Ш. Галимова // Инновационные подходы в решении научных проблем: Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, Уфа, 14 ноября 2019 года. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2019. - С. 159-163. - EDN UZOUMI.

2. Бухарина, А. Ю. Индивидуальные планы развития в технологии и практике наставничества в организациях / А. Ю. Бухарина // Социальная психология и общество. - 2018. -Т. 9. - № 1. - С. 162-176. - DOI 10.17759^.2018090111. - EDN YUMZPF.

3. Модель закрепления ученика за наставником в системе обучения персонала организации / О. С. Перевалова, С. А. Баркалов, Н. Ю. Калинина, Д. Н. Батракова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. - 2021. - Т. 21. - № 2. - С. 92-103. - DOI 10.14529/^210209. - EDN TPJBTO.

4. Фельк, С. А. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА / С. А. Фельк // Аспирант. - 2019. - № 6 (48). - С. 85-88. - EDN PXKXGU.

5. Чуланова, О. Л. Секондмент как современная технология обучения и развития персонала организации: проблемы, возможности актуализации, риски / О. Л. Чуланова, Е. И. Мезенцева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. -№ 2-3. - С. 108-115. - EDN VOMLOH.

6. Оглоблин, В. А. Некоторые аспекты сервисного подхода к понятию «инновация» / В. А. Оглоблин, В. Г. Вихорев, М. В. Вихорева // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). -2015. - Т. 6. - № 3. - С. 22. - DOI 10.17150/2072-0904.2015.6(3).22. - EDN TVWRSH.

TRANSFORMATION OF «MENTORING» IN THE DIGITAL ECONOMY

V.A. Ogloblin, Senior Lecturer Irkutsk State Railways (Russia, Irkutsk)

Abstract. The article justifies the importance of mentoring in the digital economy. An analysis of the existing definitions of the concept of "mentoring" is being carried out in terms of digitali-zation of the economy. Two factors are highlighted that force a rethink of the existing definitions of the concept of "mentoring." A new definition of the concept of "mentoring" is given based on the new working conditions of enterprises, such as the remote work of employees and the uncertainty of the external environment.

Keywords: adaptation, mentoring, remote work, digitalization, VUCA-world.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.