Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА В КАЗАХСТАНЕ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА В КАЗАХСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
291
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОПАТРИМОНИАЛИЗМ / КАЗАХСТАН / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ / ТРАНЗИТ ПОЛИТИЧЕСКИОЙ ВЛАСТИ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Окумбеков Ринат Серикович

Целью статьи является исследование актуальной проблемы политического транзита власти. Выделены основные составляющие неопатримониального режима и проведен анализ некоторых законодательных актов и инициатив Президента, а также Досье на проект Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан». В результате которого, путем сопоставлений основных составляющих неопатримониального режима с одной стороны и законодательных инициатив президента - с другой, выявлена основа для отказа от неопатримональных практик в Казахстане. Сформулированы и обоснованы условия трансформации его посткризисного демократического развития. Данная статья является продолжением предыдущего исследования, посвященной анализу политических преобразований в переходный период Республики Казахстан («Вопросы политологии». 2022. Т. 12. № 2 (78)), в которой, в рамках теории трансформации политических режимов рассмотрен процесс перехода неопатримониального режима к демократии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE POLITICAL REGIME IN KAZAKHSTAN

The purpose of the article is to study the topic problem of the power political transit. The main components of the neopatrimonial regime are highlighted, the analysis of some legislative acts and initiatives of the President, as well as the Dossier on the draft Constitutional Law of the Republic of Kazakhstan “On introducing amendments and additions to some constitutional laws of the Republic of Kazakhstan”. As a result of which, by comparing the main components of the neopatrimonial regime on the one hand, and the legislative initiatives of the President on the other hand, the basis for the rejection of neopatrimonial practices in Kazakhstan was revealed. The conditions for the transformation of its post-crisis democratic development are formulated and substantiated. This article is a continuation of the previous research devoted to the analysis of political transformations in the transitional period of the Republic of Kazakhstan (Voprosy politologii. 2022. Vol. 12. № 2 (78)), in which, within the framework of the transformation theory of political regimes the process of neopatrimonial regime transition to democracy is considered.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА В КАЗАХСТАНЕ»

Окумбеков Р.С.

23.00.02 (5.5.2) Политические институты, процессы и технологии

Political Institutions, Processes and Technologies

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-2-27-32

УДК 321.65

Трансформация политического режима в Казахстане

Р.С. Окумбеков ©

ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, Российская Федерация

E-mail: ROkumbekov@fa.ru

Аннотация. Целью статьи является исследование актуальной проблемы политического транзита власти. Выделены основные составляющие неопатримониального режима и проведен анализ некоторых законодательных актов и инициатив Президента, а также Досье на проект Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан». В результате которого, путем сопоставлений основных составляющих неопатримониального режима с одной стороны и законодательных инициатив президента - с другой, выявлена основа для отказа от неопатримональных практик в Казахстане. Сформулированы и обоснованы условия трансформации его посткризисного демократического развития. Данная статья является продолжением предыдущего исследования, посвященной анализу политических преобразований в переходный период Республики Казахстан («Вопросы политологии». 2022. Т. 12. № 2 (78)), в которой, в рамках теории трансформации политических режимов рассмотрен процесс перехода неопатримониального режима к демократии.

Ключевые слова: неопатримониализм, Казахстан, государственное управление, политические реформы, транзит политической власти, политический режим

С-\

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Окумбеков Р.С. Трансформация политического режима в Казахстане // Социально-политические науки. 2022. Т. 12. № 2. С. 27-32. DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-2-27-32 V_)

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-2-27-32

Transformation of the political regime in Kazakhstan

R.S. Okumbekov ©

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

E-mail: ROkumbekov@fa.ru

Abstract. The purpose of the article is to study the topic problem of the power political transit. The main components of the neopatrimonial regime are highlighted, the analysis of some legislative acts and initiatives of the President, as well as the Dossier on the draft Constitutional Law of the Republic of Kazakhstan "On introducing amendments and additions to some constitutional laws of the Republic of Kazakhstan". As a result of which, by comparing the main components of the neopatrimonial regime on the one hand, and the legislative initiatives of the President on the other hand, the basis for the rejection of neopatrimonial practices in Kazakhstan was revealed. The conditions for the transformation of its post-crisis democratic development are formulated and substantiated. This article is a continuation of the previous research devoted to the analysis of political transformations in the transitional period of the Republic of Kazakhstan (Voprosy politologii. 2022. Vol. 12. № 2 (78)), in which, within the framework of the transformation theory of political regimes the process of neopatrimonial regime transition to democracy is considered.

Key words: neopatrimonialism, Kazakhstan, public administration, political reforms, transit of political power, political regime

FOR CITATION: Okumbekov R.S. Transformation of the political regime in Kazakhstan. . Sociopolitical Sciences. 2022. Vol. 12. No. 2. Pp. 27-32. (I n Rus.) DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-2-27-32

ВВЕДЕНИЕ

Институционализация неопатримониализма проявляется в рутинизации определенных правил и моделей поведения в государстве. В статье выделенны несколько неформальных практик, составляющих неопатримониальную систему: концентрация политической власти через президенциализм и/или оли-гархизацию; преобладание клиентелизма как способа управления; тяжесть и низкая эффективность государ -ственного управления; слабость гражданского общества [Медар, 1991: 336-350, Браттон, 1997: 63-68].

Основной тезис статьи заключается в том, что основой в движении по шкале «Неопатримониализм -демократия» является трансформация верховной власти, посредством принятия законодательных актов, как основы правового обеспечения реализации данных инициатив.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Конституционный Совет Республики Казахстана 25 апреля 2022 г. принял к производству обращение Президента о рассмотрении проекта закона о внесении изменений в Конституцию. Чуть ранее, в своем выступлении на совещании по внесению изменений и дополнений в Конституцию, состоявшемся 22 апреля Президент Касым-Жомарт Токаев акцентриовал внимание на том, что для реализации политических инициатив, изложенных в мартовском Послании, необходимо внести изменения и дополнения в Конституцию страны1.

Это является продолжением политических преобразований, начатых в начале года и ответом на январские события, послужившим катализатором транзита власти и трансформации сложившегося неопатримониального политического режима в Казахстане.

Анонсированные Президентом страны законодательные изменения в конечном счете могут привести к структурным изменениям и отношениям внутри системы, что обязательно отразится на политическом режиме.

Концепция неопатримониализма получила распространение в социальных науках в результате анализа новой волны демоктратизации после пионерских трудов Шмуэля Эйзенштадта [Eisenstadt, 1972: 96]. Так, по счету третья ее волна, начавшаяся в 1970-х гг., лишь в редких случаях преуспела в построении демократических государств с рыночной экономикой в стиле западных государств [Хантингтон, 2003]. Развитие событий во многих развивающихся и формирующихся странах в новейшей истории привело к появлению гибридных режимов, сочетающих в себе черты как традиционного, так и современного управления. Неовеберианская концепция пытается предоставить

1 Глава государства провел совещание по внесению изменений и дополнений в Конституцию. 22 апреля 2022 года // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. Источник: https://Www.akorda.kz/ra/glava-gosudarstva-provel-soveshchanie-po-vneseniyu-izmeneniy-i-dopolneniy-v-konstituciyu-22389 (дата обращения: 22.04.2022).

метод анализа этих смешанных систем, в которых западные догмы переосмысливаются в местном ключе. Разработанный политологами (Медар, Шабаль, Даллоз, Браттон, фон де Валле) неопатримониализм относится к режиму, формальные институты которого смоделированы по стандартам стран-доноров, но на практике доминирующая элита контролирует государственные процессы, монополизирует политическую и экономическую власть и поддерживает свои позиции через сети лояльных клиентов.

Казахстан, как и другие постсоветские республики, с начала 2000-х гг. прочно вошел в список стран со спецификой неопатримониальных связей. Выделим основные структурные характеристики неопатримо-ниализма для оценки проникновения неопатримони-ализма в систему, в том числе постсоветских стран: концентрация власти/суперпрезиденство, распространение клиентелизма, особенно в государственном управлении, слабость гражданского общества.

Неопатримониальный характер государства выражается, прежде всего, в верхушке государства: политическом режиме и структуре правительства. В таких государствах политический режим далек от демократических догм, он скорее авторитарный и концентрированный.

Вносимые же поправки в действующее законодательство, помимо самой Конституции коснутся прежде всего ряда конституционных законов и законов по следующим вопросам: полномочия Президента, переформатирование представительной ветви власти, совершенствование избирательной системы и модернизацию выборного процесса2, позволят изменить ряд количественных показателей и отследить степень отхода страны от неопатримониальных стандартов в сторону стандартного идеала демократии.

КОНЦЕНТРАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

Первой характеристикой неопатримониальной системы является концентрация политической власти и ее частая персонализация. Это в целом противоположно тому, что Даль [Dahl, 1956: 155] называет поли-архией, то есть системой с широким правом на участие (плюрализмом) и отсутствием барьеров для оппозиции. Обладатели власти присваивают ее себе и тем самым создают путаницу между функцией и человеком, который ею обладает. Политическая концентрация подразумевает доминирование одного человека (большой человек Медарда или президентство в терминах Браттона и Ван Де Валл), который контролирует политику и назначает людей на государственные должности, он имеет личный контроль над всей формальной политической структурой. Принятие президенциализ-ма служит основой для концентрации власти в руках

2 Досье на проект Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан», апрель 2022 года //

Информационная система «ПАРАГРАФ». URL: https://online. zakon.kz/Document/?doc_id=32546593&pos=4;-108#pos=4;-108 (дата обращения: 24.04.2022).

Окумбеков Р.С.

одного человека. Этот великий человек в неопатримониальной логике обычно остается у власти в течение нескольких десятилетий, даже до конца своей жизни.

В предыдущих статьях автор объяснял как и почему сложилась суперпрезидентская модель правления, развитие и естественное усиление президентской власти. [Окумбеков, 2022: 581-589]. Вместе с тем, адаптация к новым реалиям требует отхождения от чрезмерной концентрации власти в руках президента.

«Сверхконцентрация власти президента также выражается в избыточном количестве его полномочий. Глава государства имеет право отменять или приостанавливать действие актов акимов областей и городов республиканского значения. Эта норма способствует укоренению излишней практики ручного управления, снижает самостоятельность местных исполнительных органов. Более того, президент имеет право снимать с должности районных и даже сельских акимов. Такие законодательные положения нужно упразднить. Отказ от чрезмерных президентских полномочий станет важным фактором, который обеспечит необратимость политической модернизации в стране. Предлагаемые инициативы принципиально изменят правила игры и сформируют прочный фундамент дальнейшей демократизации общества», - сообщил К. Токаев в своем Послании народу Казахстана3. Подтверждая свои намерения глава государства покинул 26 апреля пост председателя партии АМАМАТ, обосновывая это тем, что Глава государства не должен отдавать приоритет ни одной партии, должен быть политически нейтральным. Данная инициатива направлена на политическую демонополизацию, повышение конкуренции и обеспечение равных равных условий для развития партийной системы.

Заслон для сращивания партийных структур с государственным аппаратом нашел свое отражение в будущих изменениях в законодательство. Предложено: законодательно оформить обязанность Президента прекратить членство в партии на период своих полномочий; обязательный выход из партии председателей и членов Центральной избирательной комиссии, Счетного комитета и Конституционного совета; исключить нормы, предусматривающие право Президента Республики Казахстан освобождать от должности акимов (глав исполнительной ветви власти в регионах всех уровней), а также по отмене или приостановлению их актов. Таким образом существенно трансформируется роль партии власти, нивелируется ее значение как неопатримониальном инструменте институциональной инженерии.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ ВЕРХНЕГО ЭШЕЛОНА ВЛАСТИ, СТРУКТУРА ПРАВИТЕЛЬСТВА

Еще одним показателем неопатримониального проникновения является роль государственных деятелей верхнего эшелона власти, структура правительства. Действительно, в такой системе лидер обеспечивает

3 Касым-Жомарт Токаев заявил о сокращении полномочий президента // Центр деловой информации Kapital.kz. URL: https:// kapital.kz/gosudarstvo/103828/kasym-zhomart-tokayev-zayavil-o-sokrashchenii-polnomochiy-prezidenta.html (дата обращения: 24.04.2022).

лояльность через практику патронажа, в частности, распределяя ключевые должности, в том числе, среди своих родственников. В случае неопатримониальных систем, семейная династия и лиц, приближенных к ней в стиле классических патримониальных монархий (присвоение по членству) устанавливается в очевидно демократических институтах (рекрутирование по компетентности). Чаще всего эти личности занимают различные ключевые посты, что является выражением концентрации власти. Глава государства поддерживает власть через патронаж, а не через идеологию или безличный закон [Snyder, 1992: 379-399], что отличает, по мнению Браттона и Ван Де Валла, неопатримониальный режим [Bratton, Van De Walle, 1994: 453-489].

Усиление влияния лиц и финансово-олигархических групп, приближенных к высшему должностному лицу сыграла едва ли не самую главную роль в произошедших январских событиях этого года. Созданной месяц назад рабочей группой по выработке предложений о внесении изменений и дополнений в Конституцию разработаны предложения, предусматривающие введение законодательного запрета на занятие должностей политических государственных служащих и руководителей в квазигосударственном секторе для ближайших родственников Президента4.

Стремление власти взять под контроль крупный частный бизнес, тем самым ослабив роль и влияние финансово-олигархических групп (ФОГ) привело к созданию в 2008 г. Фонда устойчивого развития «Самрук-Казына», основными целями которого были контроль над активами и усиление роли государства как инвестора.

Сегодня же, государственная корпорация подверглась сильнейшей критике. «Решительная борьба против монополий» - одна из задач, поставленная перед руководством Фонда, управляющей крупнейшими государственными компаниями во всех секторах экономики5.

Помимо предстоящих законотворческих инициатив параллельно активно идет работа по ослаблению влияния ФОГ, возвращение активов компаний в госу-дасртвенную собственность6.

4 Досье на проект Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан», апрель 2022 года // Информационная система «ПАРАГРАФ». URL: https://online. zakon.kz/Document/?doc_id=32546593&pos=4;-108#pos=4;-108 (дата обращения: 24.04.2022).

5 Токаев: глава «Самрук-Казына» не справится с реформой - уйдет в небытие вместе с фондом. 14:06, 21.01.2022 // Сайт Международного информационного агентства и радио Sputnik. URL: https://ru.sputnik.kz/20220121/Tokaev-glava-Samruk-Kazyna-ne-spravitsya-s-reformoy—uydet-v-nebytie-vmeste-s-fondom-19192575.html (дата обращения: 24.04.2022).

6 Деятельность ТОО «Оператор РОП» по утильсбору прекращена, активы переданы государству. Правительство РК // Официальный информационный ресурс премьер-министра Республики Казахстан. URL: https://primemimster.kz/ra/news/pravitelstvo-prinyalo-postanovlenie-v-otnoshenii-operatora-rop-1905750. (дата обращения: 24.04.2022); 28,8 процента акций «Казахтеле-кома» возвращаются в государственную собственность - Правительство РК // Телеграм-канал Правительства Казахстана. URL: https://t.me/KZgovernment/763 (дата обращения: 24.04.2022); В госсобственность возвращаются еще несколько предприятий - Правительство РК // Официальный информационный ресурс премьер-министра Республики Казахстан. URL: https:// primeminister.kz/ru/news/v-gossobstvennost-vozvrashchayutsya-eshche-neskolko-predpriyatiy-pravitelstvo-rk-20351 (дата обращения: 24.04.2022).

ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НЕОПАТРИМОНИАЛИЗМА

Действительно, в такой системе мы наблюдаем, прежде всего, большую бюрократию, связанную, в том числе, с клиентелизмом, и низкую эффективность аппарата. Однако бюрократический аппарат, безусловно, является наиболее изменчивым показателем от региона к региону. В силу различного исторического наследия мы можем наблюдать гипертрофированные бюрократии в Африке, хищнические бюрократии в бывшем СССР, инструментализованные бюрократии в Латинской Америке или автономные и кооперативные бюрократии в Южной Азии [Bach, 2011: 275-294]; общим знаменателем является частное использование государственной функции.

Например, систематический анализ распределения государственных ресурсов (проекты развития, инвестиции, субсидии и т.д.) между регионами, этническими группами или конкретными группами в сочетании с изучением распределения ключевых должностей в государственном кабинете может дать указания на частное использование государственных ресурсов. В результате патримониального управления государственными делами, т.е. смешения публичной и частной сфер, частно -го присвоения государственных ресурсов, клиентелиз-ма и т.д., государственные финансы, да и управление в целом находтся в плачевном состоянии.

Подготовленый в рамках реализации общенационального плана мероприятий по реализации политических и экономических реформ, представленного в Послании народу Казахстана 16 марта 2022 г. Указ по дебюрократизации деятельности государственного аппарата, цифровой трансформации и системному реинжинирингу всех сфер государственного управления направлен на его оперативную и эффективную работу,

повышение самостоятельности и персональной ответ" 7

ственности руководителей'.

НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

Независимость судебной системы от политики и «власть имущих», а также ее эффективность являются ключевыми показателями неопатримониальных систем. Такие системы характеризуются слабым верховенством закона.

Аналогичным образом, законодательная система и качество законодательства являются компонентами верховенства права и могут быть мобилизованы в качестве индикаторов проникновения неопатримониальных структур. С одной стороны, роль и место парламента в таких системах часто минимизированы, парламентские выборы страдают от недостаточной репрезентативности, должности депутатов могут быть «распределены» в соответствии с клиентелистской логикой, поэтому деятельность парламента не является ни независимой, ни эффективной. Учитывая истори-

7 Указ Президента Республики Казахстан «О мерах по дебюрократизации деятельности государственного аппарата» // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. URL: https:// www.akorda.kz/ru/o-merah-po-debyurokratizacii-deyatelnosti-gosudarstvennogo-apparata-133046 (дата обращения: 24.04.2022).

ческий контекст (деколонизация, переходный период и т.д.) неопатримониальных систем, законодательство часто отличается непоследовательностью и нечеткостью, когда некоторые законы существуют только на бумаге, а другие создаются так, чтобы их можно было неправильно истолковать и, следовательно, использовать для вымогательства. Законодательство является инструментом неопатримониального господства посредством манипуляций для приобретения особого статуса, избирательного применения обязательных законов и сохранения статус-кво в распределении власти. Это особенно важно в области прав собственности и регулирования экономической деятельности в целом. Опыт стран с переходной экономикой показал, как способность элит манипулировать правовой базой помогает закрепить приобретенные позиции и обеспечить контроль над рентой и богатством [Самсон, 2020: 450-569].

Реализация множества масштабных проектов и программ в Казахстане зачастую далека от идеала. Усиление парламентского контроля в том числе за качеством исполнения республиканского бюджета станет важным фактором, который обеспечит необратимость политической модернизации в стране.

Предлагается пересмотреть положения законодательства, определяющие состав и структуру Парламента; регулирующие законотворческие процедуры в Республике, положения конституционного, бюджетного, финансового законодательства в части осуществления парламентского контроля за бюджетными процедурами, в частности, за качеством исполнения республиканского бюджета.

СУЩЕСТВОВАНИЕ И РОЛЬ СИСТЕМЫ СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ

Наконец, в эту категорию мы также включаем существование и роль системы сдержек и противовесов как индикатор неопатримониализма. Действительно, гражданское общество в его глобальном понимании слабо в неопатримониальных системах.

В целях развития партийной системы в Казахстане с середины 2000-х гг. избирательное законодательство претерпело значительные изменения, целью которых было внедрение пропорциональной системы выборов в нижнюю палату Парламента и местные представительные органы. Однако, наряду с позитивными тенденциями проявились и негативные последствия таких решений: из избирательного процесса выпали беспартийные представители электората. Безпартий-ные граждане фактически были лишены возможности избраться не только в Мажилис, но и в местные представительные органы, возросло политическое отчуждение. Дальнейшее совершенствование избирательной системы призвано повышать роль граждан в управлении государством, в том числе через электоральные процессы. Предложенная пропорционально-мажоритарная модель будет лучше отражать интересы избирателей как на национальном, так и на региональном уровнях. Новая модель сформирует в Мажилисе более широкую палитру взглядов, сделает его более инклюзивным. А императивный мандат депутата повысит роль и ответственность народных избранников.

Окумбеков Р.С.

Данные изменения в законодательстве призваны содействовать укоренению новой политической культуры, основанной на взаимной ответственности и доверии.

ПОКАЗАТЕЛИ НЕОПАТРИМОНИАЛИЗМА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА И РЫНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вместе с тем, помимо выделеных ключевых аспектов, важно отметить показатели неопатримониализ-ма с точки зрения средств производства и рыночной деятельности. Экономика таких государств отличается высокой концентрацией, сильным присутствием промышленно-финансовых конгломератов и слабым присутствием МСП, а также нестабильностью прав собственности и правовой бизнес-среды. Отсутствие четкой границы между государственной и частной сферами в способе управления приводит к концентрации власти и взаимозаменяемости политических и экономических ресурсов, в результате чего экономика - будь то государственная или частная собственность - подчиняется личным желаниям лидеров. Экономическая концентрация подпитывает неопатримониализм, когда она является результатом произвольного распределения государственного богатства в соответствии с личными связями между правителями и экономической элитой; тогда она является выражением патримониального управления ресурсами. Таким образом, высокая доля частного сектора в экономике не обязательно является признаком конкуренции и рыночной экономики, в неопатримониальных системах она позволяет приближенным к власти людям обогащаться (сомнительные приватизации, государственные субсидии, снижение налогов и т.д.) и таким образом, впоследствии, финансировать политико-экономическую деятельность покровителей. Когда большая часть экономики находится в руках государства, часто можно приблизиться к диктаторским формам неопатримониальных государств. В условиях слабого правопорядка, неблагоприятной деловой среды и высокого социального неравенства неформальная экономика иногда развивается настолько, что становится более важной, чем формальная экономика. В неопатримониальных режимах присутствуют многие факторы, способствующие развитию неформальной экономики: слабость налоговой системы как с точки зрения ее адекватности местным возможностям, так и с точки зрения ее функционирования, произвольное и хищническое регулирование экономической деятельности, низкое качество

ЛИТЕРАТУРА

1. Bach D.C. Patrimonialism and neopatrimonialism: Comparative trajectories and readings // Commonwealth & Comparative Politics. 2011. Vol. 49. No. 3. Pp. 275-294.

2. Bratton M., Van De Walle N. Neopatrimonial regimes and political transitions in Africa // World Politics. 1994. Vol. 46. No. 4. Pp. 453-489.

3. DahlR.A. A preface to democratic theory. Chicago: University of Chicago Press, 1956. P. 155.

4. Окумбеков Р.С. Основные черты неопатримониализма и пути дальнейшего развития в Республике Казахстан // Вопросы политологии. 2022. Т. 12. № 2 (78). С. 581-589. DOI: 10.35775/PSI.2022.78.2.024.

общественных услуг из-за низких бюджетных ресурсов страны, меняющееся и противоречивое законодательство в сфере финансов, существование неформальных сетей солидарности, социальное неравенство и т.д.

ВЫВОДЫ

Вышеперечисленные аспекты требуют детального изучения и законодательных инициатив, однако происходящие изменения при ответсвенном подходе как государства так и общества в целом являются основой для дальнейшего укрепления демократических традиций и отхода от неопатримониальной практики в Республике Казахстан.

Таким образом, Консультативный документ ре-гуляторной политики, разработаный в реализацию Общенационального Плана Мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 16 марта 2022 г. «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации»8 затрагивает внесение следующих изменений в законодательство: изменения в основной закон - Конституцию; Конституционный Закон «О Первом Президенте Республики Казахстан»; Переформатирование представительной ветви власти; Совершенствование выборного законодательства, избирательной системы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Неопатримониальные практики процветают в условиях неустойчивости государства, сильных структур социального разделения, конфликтов, широко распространенной коррупции или там, где существуют влиятельные группы интересов.

Политические преобразования, зрелость гражданского общества, социальные реформы, направленные на повышение потенциала государства, будь то для продвижения верховенства закона или для его воспроизводства, так или иначе, обусловленного и партикулярного доступа к общественным благам придаст необходимый импульс в построении демократического государства с рыночной экономикой.

8 Указ Президента Республики Казахстан «О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 16 марта 2022 года "Новый Казахстан: путь обновления и модернизации"». URL: https://onHne.zakon.kz/Document/?doc_id=39648047 (дата обращения: 24.04.2022).

REFERENCES

1. Bach D.C. Patrimonialism and neopatrimonialism: Comparative trajectories and readings. Commonwealth & Comparative Politics. 2011. Vol. 49. No. 3. Pp. 275-294.

2. Bratton M., Van De Walle N. Neopatrimonial regimes and political transitions in Africa. World Politics. 1994. Vol. 46. No. 4. Pp. 453-489.

3. Dahl R.A. A preface to democratic theory. Chicago: University of Chicago Press, 1956. P. 155.

4. Okumbekov R.S. The main features of neopatrimonialism and ways of further development in the Republic of Kazakhstan. Voprosy politologii. 2022. Vol. 12. No. 2 (78). Pp. 581-589. (In Rus.) DOI: 10.35775/PSI.2022.78.2.024.

5. Самсон И. Комментарии к «Стратегии-2020» и материалы для обсуждения. // Сводный доклад о работе международных экспертов над актуальными проблемами социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. М.: РАНХиГС, 2012. С. 450-569.

6. Snyder R. Explaining transitions from neopatrimonial dictatorships // Comparative Politics. 1992. Vol. 24. No. 4. Pp. 379-399.

7. Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце XX века / пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. С. 368. ISBN: 5-8243-391-6.

8. Eisenstadt S.N. Traditional patrimonialism and modern neopatrimonialism. Sage Publications (CA), 1973. Vol. 1. 96 p.

9. Médard J.-F. "L'État néo-patrimonial en Afrique noire", in États d'Afrique noire : Formation, mécanisme et crise. Paris : Karthala, 1991. Pp. 336-350.

10. Bratton M., Van De Walle N. Democratic experiments in Africa: Regime transitions in comparative perspective. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. Pp. 63-68.

5. Samson I. Comments on "Strategy-2020" and materials for discussion. Consolidated Report on the Work of International Experts on Topical Issues of Socio-economic Strategy of Russia for the Period up to 2020. Moscow: RANEPA, 2012. Pp. 450-569.

6. Snyder R. Explaining transitions from neopatrimonial dictatorships. Comparative Politics. 1992. Vol. 24. No. 4. Pp. 379-399.

7. Huntington S. The Third Wave. Democratization at the end of XX century. Transl. from English. Moscow: The Russian Political Encyclopedia (ROSSPEN), 2003. P. 368. ISBN: 5-8243391-6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Eisenstadt S.N. Traditional patrimonialism and modern neopatrimonialism. Sage Publications (CA), 1973. Vol. 1. 96 p.

9. Médard J.-F. "L'État néo-patrimonial en Afrique noire", in États d'Afrique noire : Formation, mécanisme et crise. Paris : Karthala, 1991. Pp. 336-350.

10. Bratton M., Van De Walle N. Democratic experiments in Africa: Regime transitions in comparative perspective. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. Pp. 63-68.

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 88,8%

Рецензент: Махмутова Е.П., кандидат политических наук; доцент департамента политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Статья поступила в редакцию 14.03.2022, принята к публикации 26.04.2022 The article was received on 14.03.2022, accepted for publication 26.04.2022

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Окумбеков Ринат Серикович, аспирант 2 курса Департамента политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций, ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». Москва, Российская Федерация. E-mail: Rokumbekov@fa.ru

ABOUT THE AUTHOR

Rinat S. Okumbekov, 2st year postgraduate student at the Department of Political Science of the Faculty of Social Sciences and Mass Communication of the Financial University under the Government of the Russian Federation. Moscow, Russian Federation. E-mail: Rokumbekov @fa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.