16. Степанова, А. В. Интертекстуальная природа образа и образности [Текст] : автореф. дис. ... кан-та филол. наук : 10.01.10 / А. В. Степанова. - Самара, 2006. - 24 с.
17. Футерман, Е. Б. Современная телевизионная документалистика: особенности журналистского контента [Текст] / Е. Б. Футерман // Знак: проблемное поле медиаобразования. Массовая коммуникация. Журналистика. - 2010. - С. 33-37.
18. Футерман, Е. Б. Методы привнесения элементов игрового кино в документальных телепроектах Леонида Парфёнова [Текст] / Е. Б. Футерман // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2016. - С. 26-30.
19. Parfenon. «Цвет нации». Фильм Леонида Парфёнова с предисловием автора [Телефильм] - URL : https://www.youtube.com/watch?v=QaeRj-ApktY&t=184s, свободный (дата обращения 29.04.2019). - Загл. с экрана.
Ишмухаметова Наталья Ураловна - студентка факультета журналистики Челябинского государственного университета.
Электронная почта: [email protected].
Научный руководитель: Панова Елена Юрьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики, Челябинского государственного университета.
DOI: 10.24411/2070-0717-2019-10205 В. К. Кудрявцева
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербург (Россия)
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИКОДОВОГО ТЕКСТА НА ОБЛОЖКАХ ЖУРНАЛА «ТЕХНИКА - МОЛОДЁЖИ»: ИСТОРИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье анализируются различные формы поликодового медиатекста, выступающего в качестве обложек научно-популярного журнала «Техника - молодёжи». Была поставлена цель - рассмотреть, как менялся облик издания в зависимости от интенциональных установок и влияния внешней среды. Выяснено, что одной из вероятных причин падения интереса аудитории к журналу было неумение его авторов грамотно использовать элементы из разных семиотических систем.
Ключевые слова: поликодовый текст, медиалингвистика, контактоустановление.
Изучение поликодового (креолизованного) текста представляет собой одно из наиболее перспективных направлений в современной медиалингвистике. Во-первых, поликодовые тексты могут быть представлены во множестве форм, исторически претерпевающих различные изменения. Во-вторых, подробное исследование многообразия этих форм началось относительно недавно. Хотя А. А. Реформатский ещё в 1930-е годы отмечал необходимость изучения лингвистикой полиграфического оформления текста как составной части высказывания [1. С. 3.], долгое время текст воспринимали как явление исключительно вербальное и лишь в отдельных исследованиях рассматривали его в связке с визуальной составляющей [2. С. 21]. В 1990 году Ю. А. Сорокин и Е. Ф. Тарасов в работе «Креолизованные тексты и их коммуникативная функция» предложили использовать понятие «креолизованный текст» для обозначения текста, фактура которого состоит из вербальной и невербальной частей [2. С. 21]. Со временем понятие «креолизованный текст» начало вытесняться понятием «поликодовый текст», как более исчерпывающим,
поскольку поликодовость предполагает равноправие всех семиотических систем, а не доминирование вербальной [11. С. 88-89]
В 1990-х годах также началось развитие отечественной интернет-культуры, сильно ускорившееся в 2000-х. Сейчас всё большее количество СМИ ориентируется в первую очередь на пользователей в Сети, а не на читателей печатных изданий. Запрос аудитории на мультимедийность создаёт благоприятные условия для создания поликодовых текстов, использующих две и более семиотические системы. Как отмечает Н. С. Цветова [9. С. 1], интерес к поликодовому медиатексту мотивируется «отнесенностью креолизации к универсалиями речевой деятельности в современном медиапространстве». Внимание медиалингвистов сосредоточено на разных областях использования поликодового текста: Н. А. Прокофьева писала о жанре анонса в аспекте поликодовости [7. С. 1], Т. Ю. Редькина - о роли фотографии в трэвел-медиатексте [8. С 1.], Т. И. Попова - о сатирическом политическом креолизованном тексте [5. С. 1]. Источниками для всех вышеназванных работ послужили современные медиатексты (2013-2017), однако существует обширный пласт материалов, содержащих иконические элементы, но не исследованных в качестве поликодовых; так как на момент их наибольшей актуальности учёные рассматривали текст как «письменный вариант языка», в отрыве от визуальной составляющей [4. С. 5]. По мнению Е. А. Щегловой, анализ поликодового текста на историческом (в частности, советском) материале может быть с успехом использован для достижения ряда целей, например, для изучения эволюции некоторых специфических жанров [10. С. 1].
В данной работе советский материал использован, чтобы проследить трансформацию визуального и содержательного облика отдельного издания на всём протяжении его истории (до 2018 года). В качестве источника был выбран научно-популярный журнал «Техника - молодёжи», выходящий с 1933 года. В ходе исследования были проанализированы сочетания вербального и визуального компонентов, составляющих содержание обложек издания, в их соотношении с внешними условиями, повлиявшими на способы этих сочетаний.
Способы передачи информации с помощью поликодового текста тесно связаны с историческими изменениями в области изобразительного искусства и медиадизайна, создающими условия для формы презентации материала. В данном случае можно говорить о коммуникативных намерениях, одним из которых является установление контакта с аудиторией, невозможное без учёта актуальных запросов общества [6. С. 275]. Привлечение внимания читателя печатного издания осуществляется в первую очередь через обложку, поэтому на её примере процесс трансформации будет наиболее легко отследить. Обложки представляют собой наиболее распространённую форму поликодового текста, состоят из иллюстрации (визуального компонента) и подписи к ней (вербального компонента). Кроме того, может рассматриваться графическое исполнение названия издания, и наличие или отсутствие анонсов.
Обложки советского периода «Техники - молодёжи» не могут быть чётко классифицированы, так как у издания нет стабильной композиционно-графической модели. Однако на основе общих тенденций оформления в истории издания можно выделить несколько периодов, различающихся некоторыми отличительными особенностями. Анализ этих периодов позволит сделать вывод о коммуникативных целеустановках издания, изменении образа потенциального адресата и, как следствие, способах взаимодействия с ним.
Характерной чертой в оформлении для советского периода издания (после 1936 года) является доминирование визуального компонента над вербальным. Изображение зачастую является полноценным источником информации, и лапидарная подпись к нему только корректирует переданное сообщение, несколько абстрактное в силу своей
визуальной природы. Однако многие из них отличаются не только содержательностью в сочетании вербальной и невербальной частей, но и выразительностью этих частей по отдельности.
В истории издания было два периода, принёсших наиболее важные изменения. 1937 год стал поворотным для советского облика журнала, а 1993 - для постсоветского. Кроме того, каждый из трёх означенных временных отрезков (1933-1936; 1937-1992; 1993-2018) делится на более мелкие по принципу изменения потенциального адресата, чтобы подтвердить это, нужно на отдельных примерах рассмотреть, как обложка взаимодействует с тематическим содержанием номера.
Журнал «Техника - молодёжи» впервые вышел в июле 1933 года, тогда он позиционировал себя как «производственно-технический и научный журнал». Издание было специализированным, ориентированным на молодых технических специалистов и работников производства, этим определялся и его визуальный облик. У редакции отсутствовала установка на привлечение читательского внимания, поэтому использование визуальных средств было ограниченным: на бордовом фоне написанное чёрным название журнала, в верхнем правом углу эмблема (ТМ). Использовалось графическое изображение молотка на месте буквы «Т» в названии: данный элемент отсылает к государственной символике СССР (изображению серпа и молота на флаге страны), однако не выводит ассоциативный ряд, возникающий в сознании читателя при взгляде на обложку, за рамки технической сферы.
В 1934 году статус журнала изменился на «ежемесячный популярный, производственно-технический и научный», это определение сохранялось до середины 1960-х годов. Издание стало ориентироваться на более широкие слои читателей, технический элемент в виде графического изображения молотка исчез. До 1937 года визуальный компонент выполнял преимущественно декоративную функцию, а не информативную, за редкими исключениями оформление обложки состояло из названия журнала на однотонном фоне. После 1937 способы организации поликодового текста стали разнообразнее и техническое исполнение изображений (немало влияющее на читательское восприятие) возросло.
С 1937 по 1945 год на обложках журнала часто появлялись изображения военной техники, нередко футуристичной по дизайну: материалы номеров были посвящены как достижениям советской военной промышленности, так и перспективам её развития. Военная тематика в то время была характерна для всей советской журналистики, стоит также отметить, что у обложек «Техники - молодёжи» появилась новая коммуникативная задача - стать для читателя проводником в условное «прекрасное» будущее советского государства, сконструировать достоверный мир, который помог бы выйти за пределы привычной реальности. Первой обложкой, в которой обнаружены подобнее интенции, можно считать обложку седьмого номера за 1937 год: на ней изображён «движущийся на зрителя» ледокол с флагом СССР на мачте и красной пятиконечной звездой на носу; характерно и наступательное движение машины, и использование красного цвета, ассоциирующегося именно с Советским союзом. Подписи в то время не использовались в силу самодостаточности изображений.
После войны стало очевидным стремление «Техники - молодёжи» к максимальному расширению читательской аудитории: все обложки стали цветными, количество иллюстраций на страницах издания возросло, а в конце 1950-х годов на обложках начали появляться сопроводительные подписи, зачастую избыточные или искажающие переданное сообщение, но привлекающие внимание (№ 1, 1958, на обложке - летательный аппарат с турбиной в основе конструкции и подпись «Советский турболёт - дитя авиации»). Одной из категорий читателей, внимание которой старался привлечь журнал, были ученики средних и старших классов школы, на них, предположительно, были
рассчитаны обложки с изображением различных летательных аппаратов и космических тел (№ 12, 1951; № 5, 8, 1953; № 2, 1954). С целью привлечь более взрослую аудиторию, студентов и молодых специалистов, для сотрудничества с и зданием приглашались крупные учёные из различных областей технических наук.
В середине 1960-х годов «Техника - молодёжи» изменила статус на «ежемесячный, общественно-политический, научно-художественный и производственный журнал», при этом не претерпела существенных визуальных или содержательных преобразований. Оформление журнала отличалось бесструктурностью в использовании элементов разных семиотических систем, постоянным доминированием визуального компонента над вербальным и даже рудиментарностью вербальных компонентов на некоторых обложках (например, № 4, 1981: подпись к иллюстрации практически не читается из-за мелкого шрифта и расположения рядом с выделяющимися элементами рисунка). Дисбаланс между компонентами обложки, неумение с помощью словесного образа дополнить графический - в то время главные проблемы издания. Ещё В. В. Виноградов писал о способах раскрытия живописных образов через словесные и отмечал, что исследователю монокодовых текстов «следует иметь ясные представления и в области общей теории художественного образа» [3. С. 104]. Однако высокое качество и оригинальность иллюстраций и коллажей выделяли «Технику - молодёжи» на фоне других журналов и сформировали её узнаваемый позднесоветский облик.
В 1993 году журнал отошёл от прежних канонов, начались поиски новых, на этот раз ориентированных на другие популярные издания. Обилие анонсов на обложках было свойственно массовой прессе 1990-х, так как запрос на получение информации при минимальной затрате усилий и относительно малом количестве текста уже тогда начал формироваться из-за всё более расширяющегося информационного поля. При этом периодически «Техника - молодёжи» возвращалась к прежней модели оформления: когда главная информационная нагрузка принадлежала иллюстрации, а не тексту. Кроме того, издание потеряло связь со своей основной целевой аудиторией: непоследовательность в использовании элементов поликода и в содержательном наполнении журнала (в 1994 году вышел спецвыпуск, посвящённый НЛО, в котором всерьёз анализировались различные конспирологические теории) сказалась на падении его популярности.
На внешний облик журнала в 2000-х годах повлияла развивающаяся интернет-культура: заголовки стали менее информативными, их главная цель сместилась с передачи сообщения на возбуждение читательского интереса, при этом шрифт стал крупнее, изменив баланс между компонентами текста. Однако информационная наполненность изображения тоже уменьшилась, не только из-за ухудшения технического исполнения, но и из-за появления других элементов оформления, рассеивающих читательское внимание.
В настоящее время «Техника - молодёжи» не обладает достаточными ресурсами, чтобы вернуть качество визуального материала на прежний уровень. В отличие от других научно-популярных изданий, выходивших ещё в советское время, таких как «Вокруг света» (основан в 1861 году, возобновлён в 1927 году) и «Наука и жизнь» (основан в 1890 году, возобновлён в 1934 году), «Технике - молодёжи» не удалось привлечь внимание российского читателя, и причинами могут быть отсутствие неизменного визуального оформления, которым названные выше журналы обладают, и неумение редакции грамотно работать с поликодовым текстом.
Список литературы
1. Анисимова, Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов) [Текст] : учеб. пособие для студ. фак. иностр. яз. вузов / Е. Е. Анисимова. - Москва, 2003. - 128 с.
2. Большакова, Л. С. О содержании понятия «Поликодовый текст» [Текст] / Л. С. Большакова // Вестник СамГУ № 63. - Самара, 2008. - С. 19 - 24.
3. Виноградов, В. В. Проблемы русской стилистики [Текст] / В. В. Виноградов. -Москва, 1981. - 320 с.
4. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст] / И. Р. Гальперин. - Москва, 1981. - 140 с.
5. Попова, Т. И. Стилистическая многослойность сатирического политического креолизованного текста как средство создания иронии [Электронный ресурс] / Т. И. Попова // Медиалингвистика. - 2017. - № 4 (19). - URL: https://medialing.ru/ stilisticheskaya-mnogoslojnost-satiricheskogo-politicheskogo-kreolizovannogo-teksta-kak-sredstvo-sozdaniya-ironii/ (дата обращения: 24.03.2019). - Загл. с экрана.
6. Прокофьева, Н. А. Анонс. Речежанровая форма контактоустановления в медиатексте [Текст] / Н. А. Прокофьева // Славянский мир и национальная речевая культура в современной коммуникации: к 155-летию со дня рождения академика Евфимия Фёдоровича Карского. - Гродно, 2016. - С. 274-283.
7. Прокофьева, Н. А. Интенциональность анонса в аспекте поликодовости [Электронный ресурс] / Н. А. Прокофьева // Медиа в современном мире. 55-е Петербургские чтения. Тезисы Международного научного форума 21-22 апреля 2016 г. - URL: http:// jf.spbu.ru/conference/6081/6086.html (дата обращения 25.03.2019). - Загл. с экрана.
8. Редькина, Т. Ю. Слово vs Фотография в трэвел-медиатексте [Электронный ресурс] / Т. Ю. Редькина // Медиа в современном мире. 55-е Петербургские чтения. Тезисы Международного научного форума 21-22 апреля 2016 г. - URL: http://jf.spbu.ru/ conference/6081/6086.html (дата обращения 25.03.2019). - Загл. с экрана.
9. Цветова, Н. С. Интенционально-стилистический статус невербальных компонентов медиатекста [Электронный ресурс] / Н. С. Цветова // Медиа в современном мире. 55-е Петербургские чтения. Тезисы Международного научного форума 21-22 апреля 2016 г. - URL: http://jf.spbu.ru/conference/6081/6086.html (дата обращения 25.03.2019). -Загл. с экрана.
10. Щеглова, Е. А. Стилистические особенности путевых очерков В. М. Пескова «Путешествие с молодым месяцем» как поликодового текста [Электронный ресурс] / Е. А. Щеглова // Медиаскоп. 2017. Вып. 3. - URL : http://www.mediascope.ru/2341 (дата обращения 25.03.2019). - Загл. с экрана.
11. Медиалингвистика в терминах и понятиях: Словарь-справочник / Под ред. Л. Р. Дускаевой [Текст] / Коллектив авторов. - Москва, 2018. - 440 с.
Кудрявцева Валерия Константиновна - студент факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета.
Электронная почта: [email protected]
Научный руководитель: Щеглова Екатерина Александровна - кандидат филологических наук, доцент Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета.