ПРОБЛЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В .ЗДРАВООХРАНЕНИИ, 5-6, 2016
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ К ПОДГОТОВКЕ МЕНЕДЖЕРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В.В. Мадьянова1
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
Проанализированы взаимоотношения между формальными требованиями к специалистам организации здравоохранения и реальными запросами повседневной практики медицинских организаций. Представлены возможные формы оптимизации подготовки специалистов, направленные на обеспечение эффективного разделения труда административного персонала в учреждениях здравоохранения.
Ключевые слова: обучение управленческих кадров в здравоохранении, менеджеры здравоохранения, профессиональные стандарты подготовки управленческих кадров, федеральные государственные образовательные стандарты
В последнее время все чаще разгораются споры о том, кто же должен быть тем самым «менеджером» для здравоохранения:врач,управленец с экономическим образованием или магистр; какими профессиональными компетенциями должен обладать современный руководитель медицинской организации и какие акценты должны быть расставлены в образовательной траектории подготовки качественного управленческого аппарата. Особую актуальность данный вопрос приобретает в условиях активной разработки профессиональных стандартов специалистов, над созданием которых работают профессиональные общества и профильные образовательные организации.
В соответствии с приказом Минздрава России № 321 от 26 июня 2014 г «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по формированию системы повышения квалификации
1 Мадьянова Виктория Вячеславовна — канд. соц. наук, доцент, профессор зам. директора по проектной и текущей деятельности, профессор Высшей школы управления здравоохранением Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, 109004, Москва, ул. Александра Солженицына, д. 28; тел.: 8 (910) 460-15-13; e-mail: vvm@hsha.ru.
административно-управленческого персонала медицинских и фармацевтических организаций государственной и муниципальной системы здравоохранения, в том числе непрерывного профессионального образования по вопросам организации управления здравоохранением», для подготовки специалистов по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» на базе ВУЗов рекомендовано создание сети Учебных центров и подчеркнута необходимость формирования модели административно-управленческого персонала для отрасли здравоохранения. Вместе с тем, до сих пор остается открытым вопрос на балансе каких компетенций должна строится модель подготовки современных менеджеров здравоохранения.
Большое значение в последних нормативных и методических документах по подготовке руководителей медицинских организаций уделяется формированию управленческих и экономических компетенций, направленных на усиление их финансово-экономической грамотности. Так, в проекте профессионального стандарта специалиста в области организации здравоохранения, размещенного в 2015 г. на сайте www.regulation.gov.ru, к необходимым знаниям
главного врача медицинской организации отнесены:
— управленческий и статистический учет;
— теория управления и организация труда, включая основы проектного и программно-целевого управления;
— основы финансового, бухгалтерского и статистического учета медицинской организации;
— основы бизнес-планирования в медицинской организации;
— порядок заключения и исполнения хозяйственных и иных договоров;
— основы бюджетного и налогового законодательства;
— принципы бюджетирования и контроля расходов;
— теоретические основы управления персоналом, включая основы нормирования труда, оценки и мотивации персонала, организации оплаты и охраны труда;
— принципы всеобщего управления качеством;
— основы стратегического планирования и бизнес-планирования и т.д.
К необходимым знаниям в области общественного здоровья:
— критерии оценки и показатели, характеризующие состояние здоровья населения;
— современные методы охраны здоровья населения, включая методы организации медицинской помощи за рубежом.
Обращает на себя внимание тот факт, что в проекте профессионального стандарта отсутствуют необходимые знания и компетенции в области общественного здоровья, анализа состояния здоровья населения и групп риска, профилактической деятельности в том числе разработки комплекса мероприятий по предупреждению возникновения и распространения заболеваний и их основных факторов риска и т.д.
Таким образом, исходя из логики проекта профессионального стандарта специалиста в области организации здравоохранения, объектом профессиональной деятельности главного врача является медицинская организация. Вместе с тем анализ требований к предлагаемым необходимым знаниям главного врача медицинской организации показывает, что к занятию этой должности в большей степени будут готовы лица, получившие базовое высшее экономическое или
управленческое образование, нежели врачи, получившие высшее медицинское образование по специальности «лечебное дело», «педиатрия», «стоматология», «медико-профилактическое дело» и закончившие обучение по программе ординатуры, интернатуры по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье», либо прошедшие профессиональную переподготовку по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» в объеме не менее 250 ч.
В настоящее время наиболее профессиональную и углубленную подготовку по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье», получают лица, обучающиеся в ординатуре в течение 2 лет. Именно из них формируется пул управленческих кадров для отрасли здравоохранения, в том числе готовых к организации и управлению деятельностью медицинской организации. Обучение по программе ординатуры регламентируется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации) (ФГОС ВО). По специальности 31.08.71 «организация здравоохранения и общественное здоровье» ФГОС ВО утвержден приказом Минобрнауки России от 26 августа 2014 г. № 1114.
В соответствии с утвержденным ФГОС ВО объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу ординатуры по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» являются: физические и юридические лица, население, совокупность средств и технологий, направленных на создание условий для... то есть существенно более широкий перечень, чем тот, который определен проектом профессионального стандарта.
Выпускник, освоивший программу ординатуры по организации здравоохранения и общественному здоровью должен быть готов решать следующие задачи, в том числе по важнейшему виду профессиональной деятельности — профилактический:
--предупреждение возникновения заболеваний среди населения путем проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий;
— — проведение профилактических осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения;
ПРОБЛЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ, 5-6, 2016
--проведение сбора медико-статистического анализа информации о состоянии здоровья населения различных возрастно-половых групп, характеризующих состояние их здоровья.
— психолого-педагогическая деятельность: --формирование у населения, пациентов
и членов их семей мотивации, направленной на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.
— организационно-управленческая деятельность:
--применение основных принципов организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях и их структурных подразделениях;
--организация и управление деятельностью медицинских организаций и их структурных подразделений;
--организация проведения медицинской
экспертизы;
--организация оценки качества оказания
помощи пациентам;
--ведение учетно-отчетной медицинской
документации;
--создание в медицинских организациях и
(или) их структурных подразделениях благоприятных условий для пребывания пациентов и трудовой деятельности медицинского персонала с учетом требований техники безопасности и охраны труда;
--соблюдение основных требований информационной безопасности.
К профессиональным компетенциям экономического профиля относится только одна — готовность к оценке экономических и финансовых показателей, применяемых в сфере охраны здоровья граждан (ПК-8).
Таким образом, в структуре образовательных программ ординатуры, разрабатываемых в медицинских ВУЗах на основе совокупности требований ФГОС ВО, не предусматривается развернутое преподавание вопросов бизнес-планирования, бухгалтерского, управленческого, статистического учета, финансового менеджмента, инвестиционного менеджмента, основ бюджетирования ориентированного на результат и как следствие, получение необходимых знаний в области экономики здравоохранения, необходимых для допуска к занятию должности главного
врача медицинской организации исходя из требований профессионального стандарта.
Исходя из этих требований, образовательная траектория для выпускника ординатуры должна дополняться дополнительным получением экономического образования. Таким образом, в совокупности, подготовка главного врача на основе базового медицинского образования (высшее медицинское — специалитет, высшее медицинское — ординатура) плюс дополнительное финансовое-экономическое образование составит более 8 лет.
В связи с этим возникает вопрос: насколько целесообразно перегружать главного врача медицинского центра большим объемом нагрузок, связанным с получением дополнительных видов финансово-экономического образования? Не целесообразнее ли его функции усиливать эффективными, хорошо обученными заместителями по экономике, готовыми брать на себя эту нагрузку и успешно решать финансово-экономические вопросы, в том числе эффективное использование бюджета и финансовое управление медицинской организацией?
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ от 8 мая 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», именно на руководителя медицинской организации распространяется «принцип первого лица», который должен нести ответственность за распоряжение имуществом медицинской организации и эффективное управление ее ресурсами.
С 2007 г. на базе Высшей школы управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М. Сеченова ведется обучение как по программам дополнительного профессионального образования — профессиональной переподготовки по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» для главных врачей, заместителей главных врачей, врачей-статистиков, врачей-методистов так и по программам высшего образования: ординатуры, интернатуры, магистратуры. За почти 10-летний период преподавания, по данной программе прошли обучение 1062 специалиста из 14 субъектов РФ. Проведенное анкетирование показало, что только у 24,6% респондентов имеется дополнительное
финансово-экономическое образование, в том числе дипломы MBA, в основном эти специалисты работали в медицинских организациях частной форм собственности и имели молодой возраст (76% находились в возрастной группе 25— 35 лет).
Таким образом, исходя из анализа данных нормативных документов, можно констатировать что, наличие на сегодня как минимум двух принципиально разных моделей формирования команды управленческих кадров внутри медицинской организации:
Главный врач в основе подготовки — цепочка финансово-
экономических компетенций ^
Заместитель главного врача по медицинской части в основе подготовки — объединение профилактических, организационно-управленческих, психолого-педагогических компетенций
ИЛИ
Главный врач в основе подготовки — объединение профилактических, организационно-управленческих, психолого-педагогических компетенций + основы финансово-
экономического анализа ^
Заместитель главного врача по финансово-
экономической деятельности в основе подготовки — цепочка финансово-экономических компетенций
Необходимо отметить, что квалификационные требования к подготовке специалиста — социал-гигиениста-организатора здравоохранения были сформированы почти 30 лет назад и уже тогда знание финансово-экономических вопросов были установлены на федеральном уровне. Согласно приказу Минздрава СССР от 21 июля 1988 г. № 579 «Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов» к общим знаниям и умениям были отнесены в том числе: организация планово-экономической и финансовой деятельности медицинских организаций, основы хозрасчета, разработка и составление сметы учреждения, организация деятель-
ности медицинского учреждения по НОТ и внедрению передового опыта работы. Однако, большая часть знаний и умений лежала в плоскости общественного здоровья, профилактики, скрининга, организации санитарного просвещения, гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни, организации оказания различных видов помощи, в том числе сельскому населению, информационно-аналитическому обеспечению здравоохранения и т.д.
Таким образом, для повышения эффективности подготовки современных менеджеров здравоохранения необходимо установить оптимальный баланс между всеми доменами компетенций, включающими основные направления специальности «общественное здоровье и здравоохранение» и связанные с ними виды профессиональной деятельности, адекватно расширять границы необходимых знаний и навыков главного врача и в качестве первоочередной меры, необходимо гармонизировать между собой нормативные документы, определяющие требования к их подготовке и последующей профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26.06.2014 № 321 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») Министерства здравоохранения Российской Федерации по формированию системы повышения квалификации административно-управленческого персонала медицинских и фармацевтических организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, в том числе непрерывного профессионального образования по вопросам организации управления здравоохранением». URL: http://base. garant.ru/70710544/ (дата обращения: 15.13.2016).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26.08.2014 № 1114 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.71 Организация здравоохранения и общественное здоровье (уровень подготовки кадров высшей квалификации)». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169389/2ff7a8 c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/(дата обращения: 15.13.2016).
3. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». URL: http://base. consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=100193(дата обращения: 15.13.2016).