Научная статья на тему 'Трансформация отраслевой структуры и перспективы развития рекреационного комплекса Краснодарского края'

Трансформация отраслевой структуры и перспективы развития рекреационного комплекса Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мищенко Т. А.

Рассмотрен процесс формирования структуры и сопутствующая ему трансформация рекреационного комплекса Краснодарского края. На начальных этапах развития определяющим фактором было наличие природных лечебных ресурсов. На современных этапах развитие зависит не столько от природных ресурсов, сколько от экономических процессов, протекающих на территории Российской Федерации. Одним из перспективных направлений развития рекреационной сферы является создание ОЭЗ курортного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мищенко Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация отраслевой структуры и перспективы развития рекреационного комплекса Краснодарского края»

УДК 338.48 (470.620)

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

© 2007 г. Т.А. Мищенко

Process of formation of structure and process of transformation of a recreational complex of Krasnodar territory are considered. It is typical, that at the initial stages of development the defining factor was presence of natural medical resources, and at the present stages development depends not so much on natural resources, but from the economic processes proceeding in territory of the Russian Federation. One of perspective directions of development of recreational sphere is creation of special economic areas of resort type.

В любой стране основными факторами развития рекреации выступают социальные и экономические, но общее воздействие и влияние каждого из них различается в зависимости от изменяющейся социально-экономической ситуации. Курорты России и Краснодарского края не являются исключением, и в разные этапы их существования и развития влияние каждого из этих факторов было неодинаково.

Курортное освоение черноморских районов Кубани началось несколько позднее, чем горных и предгорных, при этом курортное хозяйство черноморского побережья первоначально развивалось на базе имеющихся бальнеологических ресурсов [1].

Наличие разнообразных бальнеологических ресурсов, благоприятный климат и большое количество граждан страны, нуждающихся в медицинской помощи, определили развитие рекреации на черноморском побережье с уклоном на санаторное лечение и ярко выраженной социальной направленностью. Подход к курортному делу с ярко выраженным уклоном на лечение был обусловлен в первые годы советской власти наличием в стране большого числа лиц, страдающих различными заболеваниями.

Курорты в СССР принадлежали государству. Центральный совет по управлению курортами профсоюзов, который осуществлял руководство организацией лечения и отдыха трудящихся и финансово-хозяйственной деятельностью здравниц, разрабатывал планы развития курортов, санаториев, домов и пансионатов отдыха, бальнеологических хозяйств-курортов, использования гидроминеральных ресурсов, распределял централизованные капиталовложения [2].

Необходимо отметить, что значительное развитие курортной отрасли в Советском Союзе стало возможным, прежде всего благодаря наличию в стране мощной системы социальной защиты населения. Профсоюзные организации, членами которых были все работающие граждане, полностью или частично оплачивали отдых и лечение в санаторно-курортных учреждениях, а плановое распределение путевок позволяло обеспечить загрузку курортных организаций в течение всего года. Постановка курортного дела в Советском Союзе выгодно отличалась от организации санаторного отдыха за рубежом. Во всем мире большинство курортов функционируют сезонно, что вполне приемлемо для небольших по размеру стран. Советский Союз, территория которого расположена в различных климатических зонах, не мог идти по пути развития сезонно действующих здравниц, так как резкая смена климата, например, при переезде из про-

хладной и даже холодной зоны в условия жаркого лета, отрицательно сказывается на здоровье человека. Несмотря на достигнутые успехи, нужно отметить и ряд недостатков в организации санаторно-курортного отдыха в Советском Союзе, наиболее крупным из них был низкий уровень сервиса, прежде всего это относится к условиям проживания отдыхающих и организации их досуга.

В отношении степени влияния на развитие курортов различных факторов советское время можно разделить на два периода. В первом периоде (до 1970 г.) основное влияние на развитие санаторно-курортной сферы оказывает социальный фактор, во втором периоде (с 1971 по 1988 г.) с каждым годом, по мере роста доходов населения, все большее значение уделяется экономическому фактору, однако социальная составляющая сохраняет за собой доминирующее значение [3].

К 1988 г. на Кубани сложилась мощная курортная отрасль с основной специализацией на санаторное обслуживание граждан страны с ярко выраженной социальной ориентацией. В условиях рыночной экономики изменились и условия развития санаторно-курортной сферы. При определении возможных путей развития рекреации необходимо стремиться более полно сохранить созданную за предыдущую, почти полуторастолетнюю историю курортную базу. Для этого следует подробно изучить современное, значительно изменившееся за последнее время влияние социально-экономических факторов на развитие курортов и правильно определить их перспективное воздействие на отрасль [4].

Курорты Краснодарского края никогда не ориентировались исключительно на обслуживание граждан края, а оздоравливали значительную часть населения Советского Союза и России. В этом отношении следует учитывать, что на развитие санаторно-курортной сферы Кубани основное влияние оказывают социально-экономические факторы, действующие в Российской Федерации, и лишь частично социально-экономические процессы, происходящие в Краснодарском крае.

В условиях рыночной экономики государственное финансирование санаторно-курортного комплекса сократилось до минимума, и развитие отрасли может осуществляться только за счет инвестиций из различных источников. При определении перспектив развития курортов необходимо выяснить, каким образом будет складываться демографическая ситуация и обеспеченность трудовыми ресурсами в курортных

районах Краснодарского края в ближайшие двадцать лет. Анализ половозрастной структуры населения показывает, что до 2010 г. край в достаточной степени обеспечен трудовыми ресурсами (в этот период ежегодно будет вступать в трудоспособный возраст в среднем на тысячу человек больше, чем выбывать из него). Кроме этого, не до конца ликвидирована безработица, и часть трудоспособного населения сегодня не занята в трудовой деятельности.

В настоящее время непосредственно в санаторно-курортных организациях Краснодарского края занято немногим более 68 тыс. чел. Если учесть, что суммарная емкость рекреационных предприятий составляет около 220 тыс. мест, то видно, что один работник отрасли обслуживает 3,5 отдыхающих. Согласно «Системе добровольной сертификации услуг центров отдыха (рекреационных центров)», утвержденных Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в 1999 г. в гостиницах и других средствах размещения, в зависимости от уровня их комфортности, обеспеченность предприятий рекреации трудовыми ресурсами рассчитывается исходя из норматива - один работник учреждения отдыха на 7-9 отдыхающих. Двукратное превышение указанного норматива объясняется тем, что в Краснодарском крае получили широкое распространение санаторные организации, медицинский персонал которых указанной «Системой ...» не предусмотрен. В летний период численность работников курортной сферы возрастает и составляет около 120 тыс. чел. В период наиболее интенсивного сезона численность работников, занятых непосредственно обслуживанием отдыхающих, составляет около 145 тыс. чел., кроме этого в отраслях, связанных с рекреацией (торговле, общественном питании, сфере услуг и других), занято еще около 110 тыс. чел. Таким образом, в санаторно-курортной сфере и отраслях, связанных с ее обслуживанием, занято около 255 тыс. жителей Краснодарского края. Учитывая, что в летний период одновременно на Кубани отдыхает до полумиллиона человек, можно сделать вывод - создание тысячи мест для отдыхающих в различных средствах размещения влечет за собой возникновение потребности в трудовых ресурсах в количестве 500 чел. В перспективе потребность в трудовых ресурсах будет зависеть от темпов развития санаторно-курортной сферы, которые в свою очередь зависят от объемов финансирования рекреации и, прежде всего, от результатов работы по привлечению инвестиций. Однако следует учитывать и то, что санаторно-курортная сфера не единственная отрасль экономики края, ориентированная на привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест [5].

Неблагоприятная ситуация в обеспеченности трудовыми ресурсами может усугубиться в том случае, если не произойдет изменений в движении населения. В период с 2011 по 2020 г. в Краснодарском крае в трудоспособный возраст ежегодно будет вступать в среднем на 2 тыс. чел. меньше, чем выбывать из него. Эта тенденция может сохраниться и в дальнейшем. В связи с этим представляется необходимой разработка миграционной программы Краснодарского края. В

миграционной программе должны найти отражение следующие моменты: общее количество мигрантов, прибывающих в Краснодарский край, с распределением по районам и срокам прибытия, возрастной состав мигрантов, уровень образования и профессиональной подготовки. В соответствии с этими подходами целесообразно ввести понятия «желательные и нежелательные мигранты». В этом плане представляется интересным стимулирование прибытия на постоянное место жительство в край отставных военнослужащих. Средний возраст лиц, уволенных из российских вооруженных сил, составляет 47 лет, т.е. это граждане работоспособного возраста самых различных специальностей. По усредненному показателю в семьях военнослужащих 1,7 ребенка в возрасте от 15 до 22 лет, т. е. только вступивших или в ближайшее время вступающих в трудоспособный возраст. Прибытие на постоянное место жительства в Краснодарский край бывших военнослужащих выгодно не только с точки зрения обеспеченности трудовыми ресурсами, но и тем, что большинство из них «привозит» с собой свою пенсию, которая будет тратиться на товары кубанских производителей, стимулируя тем самым их развитие.

Привлечение финансовых ресурсов на Кубань из других регионов и стран невозможно без стимулирования со стороны органов управления, и в настоящее время администрация края осуществляет поддержку инвестиционных проектов по следующим направлениям: обеспечивается система сопровождения; предусмотрено льготное налогообложение субъектов инвестиционной деятельности, осуществляющих инвестиционные проекты; предусмотрено льготное налогообложение кредитных и лизинговых организаций; возможно предоставление администрацией края государственных гарантий на конкурсной основе; осуществляется субсидирование из средств краевого бюджета процентных ставок по коммерческим кредитам, предоставленным для реализации инвестиционных проектов. Стратегия перспективного развития Кубани, повышения ее инвестиционного потенциала сформулирована в программе социально-экономического развития края на период до 2010 г. [5].

В настоящее время разработаны, представлены на конкурс и частично начали осуществляться инвестиционные проекты по развитию горнолыжного курорта Красная Поляна, строительства искусственного острова «Югра» в Туапсинском районе, реконструкции аэропорта «Адлер», строительства 58 гостиниц и пансионатов на побережье Черного моря. Реализация только этих проектов предполагает привлечение инвестиций на сумму около 80 млрд руб. В начале июля 2006 г. вступил в силу закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"», предусматривающий создание особых экономических зон (ОЭЗ) нового типа -туристско-рекреационных. В Краснодарском крае планируется создать 5 ОЭЗ курортно-рекреационного типа:

1. «Благовещенская» (Анапа) - на 40 тыс. мест размещения отдыхающих.

2. «Высокий берег» (Анапа) - 15 тыс. мест.

3. «Криница - Архипо-Осиповка» (Геленджик) -30 тыс. мест.

4. «Агрия» (Туапсинский район) - 18 тыс. мест.

5. «Малый Ахун» (Сочи) - 8 тыс. мест.

Развитие курортов края осуществляется в соответствии с проектами районных планировок и генеральными планами развития городов, которые были доработаны в 2000-2003 гг. Новое курортное строительство должно осуществляться в соответствии с этими проектами, и при разработке инвестиционных предложений должны учитываться указанные генпланы и схемы планировок. Это позволит не только избежать хаотичной застройки курортных территорий и добиться наиболее целесообразного использования природных рекреационных ресурсов, но и предоставить потенциальным инвесторам гарантии того, что требования к выбранному инвестиционному проекту не будут изменены.

Кубанский государственный университет

Инвестиционная привлекательность края обусловлена не только государственной поддержкой, но и другими факторами: выгодным геополитическим расположением; прямым выходом к международным морским путям через 8 портов на южных рубежах страны; 3 крупными аэропортами; одной из лучших в России сетью автомобильных дорог; благоприятными природно-климатическими условиями, способствующими развитию индустрии туризма и отдыха.

Литература

1. Мищенко Т.А. // Историческая география: теория, методы и инновации: Материалы междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 23-25 апреля 2007 г. СПб., 2007. С. 298-302.

2. Чижова В.П. Рекреационные нагрузки в зонах отдыха. М., 1977.

3. Народное хозяйство СССР в 1988 году. М., 1989.

4. Ветитнев А.М. Курортное дело: Учеб. пособие. М., 2006.

5. Беликов М.Ю. Северный Кавказ: реалии социально-экономической сферы на пороге тысячелетия (географический аспект). Краснодар, 2002.

15 мая 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.