Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЫЧНО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ РУССКОГО КРЕСТЬЯНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЫЧНО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ РУССКОГО КРЕСТЬЯНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
34
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Ключевые слова
ОБЫЧНОЕ ПРАВО / СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ НОРМЫ / ПАТРИАРХАЛЬНОСТЬ / СОВРЕМЕННОСТЬ ТРАНСФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Титова Татьяна Алексеевна, Фролова Елена Валерьевна

Цель исследования - определить роль обычного права русского крестьянства конца XIX - начала XX в. в формировании норм брачно-семейного поведения современного русского населения. В результате показано, что нормы обычного права, регулировавшие семейно-брачные отношения русского крестьянства конца XIX - начала XX в., претерпели значительную трансформацию в повседневных реалиях современного русского населения. Часть традиционных крестьянских воззрений прошла путь волнообразных изменений, часть - обеспечила себе полную преемственность, часть - сменилась на систему противоположных норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE CUSTOMARY LEGAL SYSTEM OF THE RUSSIAN PEASANTRY IN THE MODERN CULTURE OF THE RUSSIAN POPULATION

The aim of the study is to determine the role of the customary law of the Russian peasantry in the late XIX - early XX century in the formation of norms of marriage and family behaviour of the modern Russian population. As a result, it is shown that the norms of customary law that governed family and marriage relations of the Russian peasantry in the late XIX - early XX century have undergone a significant transformation in the everyday realias of the modern Russian population. Some of the traditional peasant views have gone through the path of wave-like changes, some have ensured complete continuity for themselves, and some have been replaced by a system of opposite norms.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЫЧНО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ РУССКОГО КРЕСТЬЯНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ»

rpamoTQ Манускрипт • Manuscript

2021. Том 14. Выпуск 11. С. 2304-2307 | 2021. Volume 14. Issue 11. P. 2304-2307

ISSN 2618-9690 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru

RU

Трансформация обычно-правовой системы русского крестьянства в современной культуре русского населения

Титова Т. А., Фролова Е. В.

Аннотация. Цель исследования - определить роль обычного права русского крестьянства конца XIX -начала XX в. в формировании норм брачно-семейного поведения современного русского населения. В результате показано, что нормы обычного права, регулировавшие семейно-брачные отношения русского крестьянства конца XIX - начала XX в., претерпели значительную трансформацию в повседневных реалиях современного русского населения. Часть традиционных крестьянских воззрений прошла путь волнообразных изменений, часть - обеспечила себе полную преемственность, часть -сменилась на систему противоположных норм.

EN

Transformation of the Customary Legal System of the Russian Peasantry in the Modern Culture of the Russian Population

Titova T. A., Frolova E. V.

Abstract. The aim of the study is to determine the role of the customary law of the Russian peasantry in the late XIX - early XX century in the formation of norms of marriage and family behaviour of the modern Russian population. As a result, it is shown that the norms of customary law that governed family and marriage relations of the Russian peasantry in the late XIX - early XX century have undergone a significant transformation in the everyday realias of the modern Russian population. Some of the traditional peasant views have gone through the path of wave-like changes, some have ensured complete continuity for themselves, and some have been replaced by a system of opposite norms.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена несколькими аспектами. Во-первых, исследование процесса формирования обычного права, его динамики, эволюции с течением времени позволяет установить причины существования тех или иных моральных норм в современном обществе. Во-вторых, обычное право - важнейший источник по этнокультурной истории. Планомерное раскрытие всех составляющих традиционного права в среде русского крестьянства дает возможность выявить и наиболее объективно проанализировать национальные особенности современного русского народа. В-третьих, исследование обычно-правовой крестьянской действительности актуализировано в силу направленности России на формирование современной правовой системы. Комплексное изучение обычного права дает научную основу для грамотного преодоления разрыва между официальным законодательством и общественным представлением о юридической действительности.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи: во-первых, проследить трансформацию норм обычного права, регулирующих добрачные отношения в сознании представителей современного русского населения; во-вторых, проанализировать эволюцию норм обычного права, регулирующих внутрисемейные отношения; в-третьих, рассмотреть, как изменилось отношение представителей современного русского населения к разводам.

Для изучения норм, регулирующих брачно-семейные отношения современного русского населения, были применены как общенаучные, так и специально-исторические и этнографические методы. В ходе исследования применялись аналитический, историко-сравнительный, историко-системный методы, а также анкетирование как метод полевого этнографического исследования.

Теоретической базой исследования послужили работы, позволяющие полноценно охарактеризовать генезис обычного права в России (Оршанский, 1879; Пахман, 1879; Александров, 1984; Безгин, 2004; 2008; 2012); а также материалы анкетирования, проведенного в 2013 г. среди русского населения Татарстана и Курганской области с целью выявления устойчивых обычно-правовых воззрений. Жители Курганской области были взяты в качестве исследуемой группы для того, чтобы отследить возможную специфичность выбора ответов

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns210430

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Манускрипт. 2021. Том 14. Выпуск 11

2305

респондентами из Татарстана. Вероятность данной особенности объясняется исторически длительным взаимодействием русского населения с культурой татарского народа. В опросе участвовали респонденты обоих полов и различных возрастных групп в количестве двухсот человек. Результаты анкетирования позволили проследить трансформацию норм обычного права в настоящее время.

Практическая значимость исследования заключается в том, что был собран уникальный этнографический материал, раскрывающий суть правовых традиций современного русского населения России. На основе анализа собранных полевых материалов был изучен процесс трансформации норм обычного права русского крестьянства.

Основная часть

Нормы обычного права, сложившиеся в конце XIX - начале XX в., постепенно вошли в правовую систему Российского государства. В ходе этого вхождения часть норм утратила свое значение и целесообразность, часть - стала важной составляющей закона. Отдельные элементы обычного права, не ассимилированные законодательством, но и не утратившие своего значения, закрепились в маргинальном положении и по-прежнему оказывают влияние на культуру представителей современного русского народа. Функционирование данного типа норм выражается в действующих моральных установках индивида и, следовательно, поддается детальному практическому изучению.

Для полноценного исследования трансформации норм обычного права конца XIX - начала XX в. в современном обществе был проведен опрос среди русского населения Татарстана и Курганской области. Жители Курганской области были взяты в качестве исследуемой группы для того, чтобы отследить возможную специфичность выбора ответов респондентами из Татарстана. Вероятность данной особенности объясняется исторически длительным взаимодействием русского населения с культурой татарского народа. В опросе приняли участие респонденты обоих полов (42% - мужчины, 58% - женщины). 46% респондентов являются представителями возрастной категории от 18 до 29 лет, 39% - от 30 до 59 лет, 15% - от 60 лет и старше. 38% опрошенных - жители сельской местности, 62% - городской.

Брачно-семейные отношения играли ключевую роль в повседневной жизни русского крестьянина. Несмотря на очевидную смену реалий, обычно-правовые нормы, касающиеся семейной сферы, не утратили своей значимости и в современном обществе.

Современное отношение к добрачным связям представляет собой разнородную картину. В ходе опроса было установлено, что 74% женщин из Татарстана в возрасте от 18 до 29 лет считают приемлемым иметь интимные связи до брака. Женщины в возрасте от 30 до 60 лет склонны осуждать добрачные отношения (59%). Аналогичная расстановка мнений наблюдается и среди респондентов Курганской области. Что касается мужчин, 89% опрошенных в Татарстане ответили, что интимные связи до брака допустимы, если речь идет о мужчине. Девушке добрачные отношения готовы простить лишь 22% респондентов мужского пола. В Курганской области 66% опрошенных мужчин индифферентно относятся к интимным отношениям до брака. Неоднородность в восприятии данной моральной нормы объясняется тем, что ее трансформация прошла волнообразный путь. Вариативно лояльное отношение к связям до брака, установившееся к концу XX века, сменилось на резко отрицательную позицию с приходом советской власти и парадигмой высокой моральности советского человека. С распадом Советского Союза и формированием нового мышления произошла трансформация нормы. Вследствие данных исторически обусловленных процессов нельзя выявить относительно однородное мнение, однако можно прогнозировать перевес в сторону лояльного отношения к исследуемому моральному аспекту. Стоит также отметить специфику восприятия нормы мужчинами. В Татарстане, где велико влияние национальных ментальных установок татарского этноса, мужчины воспринимают как ценность целомудренность девушки. В Курганской области этот аспект размыт. То есть целесообразно отметить, что восприятие добрачных отношений мужчинами-респондентами из Татарстана носит специфический оттенок и не может считаться универсальным показателем.

На протяжении длительного периода вопросы, касающиеся моральной стороны семейных взаимоотношений, были достоянием гласности. Так, супружеская измена обсуждалась и мирским сходом, и собранием коллектива, кроме того еще и сурово наказывалась. В современном обществе наблюдается полностью противоположная картина - такое явление, как супружеская измена, относится к сфере личных интересов и охраняется от предания гласности правом на неприкосновенность частной жизни. Подобная ситуация объясняет причину лояльного отношения к супружеской измене среди молодого поколения и негативного, хоть и не категорически, среди старшей возрастной группы респондентов. В Татарстане 86% женщин в возрасте от 18 до 29 лет считают приемлемой супружескую измену. Среди женщин от 30 лет и старше 39% поддерживают это мнение. В Курганской области 71% опрошенных женщин в возрасте от 18 до 29 лет воспринимают измену, как нормальное, сопутствующее семейным отношениям явление, с ними согласны 42% женщин от 30 до 60 лет и 15% женщин от 60 лет и старше. 45% всех опрошенных в Татарстане мужчин лояльно относятся к измене, 59% мужчин-респондентов в Курганской области поддерживают такие взгляды. Расстановка мнений позволяет признать выявленные позиции универсальными.

Существенным признаком трансформации обычно-правовых норм в сфере семейно-брачных отношений можно считать изменение общественного мнения о разводе, который по существу воспринимается не как драматическое и негативное событие в жизни семьи, а как норма супружеских отношений. 25% опрошенных молодых людей в Татарстане относятся к разводу положительно. По их мнению, развод способствует независимости, личностному росту, а также позволяет избавиться от семейно-бытовой рутины. Данную позицию поддерживают

2306

Этнография, этнология и антропология

30% респондентов из Курганской области в возрасте от 18 до 29 лет. Большая часть представителей младшей возрастной категории относится к разводу нормально, отмечая, что расторжение брака может иметь и положительные, и отрицательные последствия в зависимости от обстоятельств. Это мнение разделяют 58% опрошенных в Татарстане и 63% респондентов из Курганской области в возрасте от 30 лет и старше. Остальные опрошенные из старшей возрастной категории осуждают расторжение брака, настаивая на незыблемой ценности семьи.

Наряду с разводом, наблюдается и лояльное отношение к сожительству пары без заключения официального брака. В дореволюционном обществе браком считался союз, оформленный по религиозным канонам конфессий. Сожительство без церковного одобрения в русской крестьянской среде считалось преступлением и воспринималось резко негативно. Негласное распространение гражданский брак получил только в советский период. Государство старалось стимулировать переход сожительства в законный брак путем предоставления социальных льгот семейным парам, гарантирования продвижения по службе только состоящим в брачных отношениях сотрудникам и т.п. В постсоветской России мотивация подобного рода прекратила свое существование, гражданский брак стал очевидным явлением с широким ареалом распространения (Ильин, 1994). Согласно проведенному опросу, 79% всех опрошенных положительно относятся к гражданскому браку. Среди них 21% считает сожительство полноценной заменой брачного союза, 44% воспринимают гражданский брак как способ проверить чувства и серьезность намерений партнера, 35% оценивают сожительство как удобный, но не заменяющий брак, способ быть с близким человеком. Респонденты, высказавшие негативное отношение к факту гражданского брака, объяснили это тем, что сожительство снижает значимость законного брачного союза и традиционной семьи в целом. Стоит отметить, что 89% респондентов (жители сельской местности) подчеркнули приоритет официального брачного союза над гражданским сожительством.

В современном обществе незапланированная беременность не является поводом для заключения законного брака. Согласно опросу, молодые мужчины более склонны к оформлению отношений по причине незапланированного появления ребенка, чем женщины: 55% респондентов мужского пола младшей и средней возрастной категории отметили, что для них важно, чтобы ребенок родился в законном браке, только 39% молодых женщин поддержали это мнение. Женщины объясняли свою позицию тем, что не хотели бы, чтобы мужчина женился на них только по причине появления ребенка. Многие также отмечали, что если молодая мать финансово независима, беременность не должна стать поводом для заключения брака. Представители старшей возрастной категории в большинстве своем считают обязательным оформление отношений при появлении у пары ребенка (79%). В целом наличие внебрачных детей у пары или у одного из родителей приемлемым признают 57% опрошенных в Курганской области и 49% респондентов из Татарстана.

Отношение к прерыванию нежелательной беременности среди современного русского населения представляется неоднозначным. Аборт признают допустимым 36% всех опрошенных. 54% считают целесообразным разрешение прерывания беременности только по медицинским показаниям. Респонденты, негативно оценивающие аборт, являются в большинстве своем представителями младшей и старшей возрастных групп. Это объясняется волнообразными тенденциями в трансформационном процессе обычно-правовой системы.

Значительную трансформацию претерпели нормы, связанные с крестьянскими представлениями об устройстве русской патриархальной семьи. В современных реалиях главенство мужа перестало быть безусловным. Согласно опросу, 23% респондентов из Татарстана считают, что мужчина и женщина должны занимать равное положение в семье, 55% опрошенных думают, что главенствующее положение должно быть отдано мужчине, 22% готовы видеть женщину в качестве главы семьи. В Курганской области 39% респондентов высказались за равноправие в семье, 35% - за мужское главенство, 26% - за женское. В данном случае Татарстан демонстрирует патриархальные взгляды, обусловленные влиянием татарской национальной культуры. Более объективную картину рисует процентное сравнение мнений в Курганской области - примерно равное отношение к равноправию и мужскому главенству. Высокую преемственность традиционных обычно-правовых установок русского крестьянства конца XIX - начала XX в. демонстрирует сельское население: 86% всех опрошенных сельских жителей признали определяющую роль в семье за мужчиной.

Невозможно полноценно изучить семейно-брачные правовые нормы современного русского населения, не затронув вопрос домашнего насилия. В России, в отличие от многих западных стран, в настоящее время нет закона о домашнем насилии. Вследствие этого восприятие данного явления происходит за счет установок трансформированного правового обычая. В Татарстане большинство респондентов в возрасте от 18 до 29 лет считают неприемлемым физическое наказание детей, также они осуждают домашнее насилие в принципе. Опрошенные в возрасте от 30 лет и старше считают нормой наказание ребенка, но осуждают домашнее насилие. Аналогичная ситуация прослеживается и в Курганской области. Противоречие в расстановке мнений, когда негативно оценивается домашнее насилие, но физическое наказание ребенка считается нормальным, объясняется укоренившимся еще в начале XIX в. мнением о том, что наказание детей внутри семьи это не проявление домашнего насилия, а необходимая воспитательная мера. Абсолютное большинство респондентов - представителей сельского населения - склонно оправдывать домашнее насилие, если оно не повторяется систематически. Больше половины респондентов признают в качестве агрессора, осуществляющего насилие в семье, мужчину, в качестве жертвы чаще всего - женщину, реже - ребенка, еще реже - инвалида. 69% респондентов из Татарстана в возрасте от 18 до 30 лет считают, что, подвергшись домашнему насилию, необходимо обратиться в правоохранительные органы. Респонденты в возрастной группе от 29 лет и старше придерживаются мнения о том, что конфликт стоит урегулировать самостоятельно. В Курганской области среди всех категорий респондентов наиболее распространенными стали ответы - обратиться в правоохранительные органы и попросить помощи у знакомых и друзей. Расстановка мнений свидетельствует о том, что восприятие домашнего насилия как сугубо семейной закрытой проблемы по-прежнему сохраняется, но положительная динамика, связанная с трансформацией этой нормы, прослеживается.

Манускрипт. 2021. Том 14. Выпуск 11

2307

Заключение

Основываясь на результатах проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.

1. В ходе проведенного исследования было установлено, что большинство обычно-правовых норм и долженствований, сложившихся в крестьянской среде и регламентирующих основы внутрисемейных отношений, характеризуются волнообразным характером трансформации. Так, вариативно лояльное отношение к связям до брака, установившееся к концу XX века, сменилось на резко отрицательную позицию с установлением парадигмы высокой моральности советского человека. С распадом Советского Союза трансформация нормы претерпела новый виток и установилась на лояльном отношении к вступлению в добрачные связи. Согласно опросу, больше половины респондентов в возрасте от 18 до 29 лет считают вступление в половые отношения до брака нормальным явлением. Представители средней и старшей возрастной категории в большинстве своем осуждают добрачные связи.

2. Похожий трансформационный путь преодолела норма, определяющая отношение общества к супружеской измене. Треть опрошенных в возрасте от 30 до 60 лет и примерно четверть в возрастной категории от 60 и старше считают супружескую измену морально приемлемой. Среди молодых респондентов лояльное отношение к адюльтеру высказали более 70% опрошенных. Сожительство вне брака также воспринимается современным русским населением лояльно. Согласно проведенному опросу, 79% всех опрошенных положительно относятся к гражданскому браку.

3. Незапланированная беременность в представлении молодого поколения не является поводом для заключения брака. Старшее поколение придерживается более консервативных взглядов. В целом наличие внебрачных детей у пары или у одного из родителей приемлемым признают примерно 50% опрошенных. Значительно изменилось общественное отношение к разводу. Около половины опрошенных оценивают развод не как драматическое и негативное событие в жизни семьи, а как норму супружеских отношений.

4. Восприятие семьи, как патриархально устроенной единицы общества постепенно теряет свои позиции. Примерно половина респондентов заявили, что считают наиболее приемлемым равноправие в семье. Отношение к домашнему насилию в качестве сугубо частной, закрытой проблемы по-прежнему сохраняется, однако позитивная динамика, связанная с трансформацией этого положения, все же прослеживается.

5. Таким образом, нормы обычного права, регулировавшие семейно-брачные отношения русского крестьянства конца XIX - начала XX в., претерпели значительную трансформацию в повседневных реалиях современного русского населения. Часть традиционных крестьянских воззрений прошла путь волнообразных изменений, некоторая доля - обеспечила себе полную преемственность, а также сменилась на систему противоположных норм.

Перспективы дальнейшего исследования мы видим в изучении других аспектов общественной жизни современного русского населения, на которые оказали влияние нормы обычного права.

Источники | References

1. Александров В. А. Обычное право крепостной деревни России XVIII - начала XIX в. М.: Наука, 1984.

2. Безгин В. Б. История сельской повседневности. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2008.

3. Безгин В. Б. Крестьянская повседневность (традиции конца XIX - начала XX в.). Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2004.

4. Безгин В. Б. Правовые обычаи и правосудие русских крестьян второй половины XIX века. Тамбов, 2012.

5. Ильин И. А. О сущности правосознания. М.: Право, 1994.

6. Оршанский И. Г. Исследования по русскому праву обычному и брачному. СПб.: Типография А. Е. Ландау, 1879.

7. Пахман С. В. Обычное гражданское право в России. СПб.: Изд-во Университета, 1879.

Информация об авторах | Author information

RU

Титова Татьяна Алексеевна1, д. ист. н., проф. Фролова Елена Валерьевна2, к. ист. н., доц. 1 2 Казанский (Приволжский) федеральный университет

EN

Titova Tat'yana Alekseevna1, Dr Frolova Elena Valer'evna2, PhD

1 2 Kazan (Volga Region) Federal University

1 elenaieup@mail.ru, 2 elenaieup@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 25.10.2021; опубликовано (published): 15.11.2021.

Ключевые слова (keywords): обычное право; семейно-брачные нормы; патриархальность; современность трансформации; customary law; family and marriage norms; patriarchy; modernity of transformation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.