Научная статья на тему 'Трансформация общественного взаимодействия в условиях цифровизации'

Трансформация общественного взаимодействия в условиях цифровизации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
985
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНСТИТУТЫ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБЩЕСТВО / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / ADAPTATION OF SOCIETY / INTERACTION / GLOBALIZATION / INSTITUTIONS / INFORMATION SPACE / SOCIETY / TRANSFORMATION / DIGITALIZATION / ECONOMICS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кузнецов Николай Владимирович

В статье рассматриваются риски и вызовы, с которыми столкнулось современное общество в результате процессов глобальной цифровизации. Проблема анализируется с двух точек зрения: трансформации общественных институтов и модификации социально-экономического взаимодействия. Показано, что, с одной стороны, цифровизация оказывает разрушающее действие на общественные институты, но с другой создает новые возможности для налаживания взаимодействия между членами социума. Она сделала возможным возникновение новых социальных структур, которые заменяют государственные институты и традиционные форматы общения. Распространение цифровых технологий существенно изменило расстановку производительных сил общества и организационные основы предпринимательской деятельности. Цифровизация позволяет напрямую организовывать взаимодействие потенциальных заказчиков с исполнителями, устраняя излишнее посредничество. Отмечено, что главной угрозой является беспрецедентно высокая скорость трансформационных процессов, порождающая сложности адаптации к новым технологиям. Сделан вывод о необходимости активной политики государства в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of public interaction in the context of digitalization

The research discusses the risks and challenges faced by society as a result of global digitalization processes. The problem is considered from two perspectives: the transformation of social institutions and the modification of social and economic interaction. On the one hand, digitalization has a devastating effect on public institutions, and on the other, it creates new opportunities for establishing the interaction between members of society. Digitalization has led to new social structures that replace state institutions and traditional formats of communication. The spread of digital technologies has significantly changed the balance of the productive forces of society and the organizational foundations of entrepreneurship. Digitalization allows potential customers to communicate directly with performers by eliminating unnecessary mediation. The research notes that the main threat is the unprecedented high speed of transformation processes that makes it difficult to adapt to new technologies. It is concluded that the intensive state policy is required in this regard.

Текст научной работы на тему «Трансформация общественного взаимодействия в условиях цифровизации»

УДК 316.454.54:004.946

Кузнецов Николай Владимирович

доктор экономических наук, кандидат технических наук, директор Института экономики и финансов Государственного университета управления

ТРАНСФОРМАЦИЯ

ОБЩЕСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

https://doi.org/10.24158/tipor.2019.3.1

Kuznetsov Nikolay Vladimirovich

D.Phil. in Economics, PhD in Technical Sciences, Director of the Institute of Economics and Finance, State University of Management

TRANSFORMATION OF PUBLIC INTERACTION IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

Аннотация:

В статье рассматриваются риски и вызовы, с которыми столкнулось современное общество в результате процессов глобальной цифровизации. Проблема анализируется с двух точек зрения: трансформации общественных институтов и модификации социально-экономического взаимодействия. Показано, что, с одной стороны, цифровиза-ция оказывает разрушающее действие на общественные институты, но с другой - создает новые возможности для налаживания взаимодействия между членами социума. Она сделала возможным возникновение новых социальных структур, которые заменяют государственные институты и традиционные форматы общения. Распространение цифровых технологий существенно изменило расстановку производительных сил общества и организационные основы предпринимательской деятельности. Цифровизация позволяет напрямую организовывать взаимодействие потенциальных заказчиков с исполнителями, устраняя излишнее посредничество. Отмечено, что главной угрозой является беспрецедентно высокая скорость трансформационных процессов, порождающая сложности адаптации к новым технологиям. Сделан вывод о необходимости активной политики государства в этом направлении.

Ключевые слова:

адаптация общества, взаимодействие, глобализация, институты, информационное пространство, общество, трансформация, цифровизация, экономика.

Summary:

The research discusses the risks and challenges faced by society as a result of global digitalization processes. The problem is considered from two perspectives: the transformation of social institutions and the modification of social and economic interaction. On the one hand, digitalization has a devastating effect on public institutions, and on the other, it creates new opportunities for establishing the interaction between members of society. Digitalization has led to new social structures that replace state institutions and traditional formats of communication. The spread of digital technologies has significantly changed the balance of the productive forces of society and the organizational foundations of entrepreneurship. Digitalization allows potential customers to communicate directly with performers by eliminating unnecessary mediation. The re-search notes that the main threat is the unprecedented high speed of transformation processes that makes it difficult to adapt to new technologies. It is concluded that the intensive state policy is required in this regard.

Keywords:

adaptation of society, interaction, globalization, institutions, information space, society, transformation, digi-talization, economics.

Введение. Развитие информационно-коммуникационных технологий и повсеместное распространение компьютерной техники стали причиной беспрецедентных изменений во всех сферах жизни социума. При этом цифровизация в отличие от других проявлений научно-технического прогресса коренным образом меняет не только технологический уклад, но, как теперь стало очевидно, и сами устои общества.

Проблематика модифицирования общественных институтов попала в поле зрения исследователей достаточно давно. Начиная с периода, когда темпы компьютеризации оказались заметными даже на бытовом уровне, последствия связанных с этим процессов стали рассматриваться в контексте социальных трансформаций. На данный момент существует большое количество исследований, посвященных как цифровизации, так и ее связи с общественным развитием. Например, в значительном объеме работ изучается становление так называемого информационного общества (т. е. тех трансформаций, которые происходят в социуме под влиянием возросшего потока информации). В частности, в рамках этого направления можно выделить труды С.А. Дятлова [1], Е.И. Сухова [2], В.П. Куприяновского [3] и др.

Многие авторы рассматривают цифровизацию в контексте экономических процессов. Например, исследованию цифровой экономики как явления посвящены работы таких ученых, как А.В. Бабкин [4], К.А. Семячков [5], Ю.А. Ковальчук [6] и др. Влияние цифровизации на социально-экономические отношения изучали В.Н. Титов [7], В.И. Ильин [8], Д.П. Фролов [9], И.Г. Шеста-кова [10] и др. Однако, несмотря на большое количество научных публикаций, значительная неопределенность существует даже на уровне концептуальной оценки влияния цифровизации на

характер и тенденции изменений в обществе. Указанные обстоятельства делают актуальными дальнейшие изыскания в данной области.

Цифровизация в контексте общественного развития. В научной среде все еще нет однозначной дефиниции понятия «цифровизация». Разные группы исследователей трактуют ее следующим образом: 1) масштабное изменение технологического уклада, в первую очередь в электронике и информационной сфере, которое заключается в постепенном отказе от аналоговых приборов и переходе к цифровым; 2) распространение компьютерной техники, компьютеризация производственных и общественных процессов; 3) ускоренное развитие информационно-коммуникационных технологий, влекущее за собой перемены в организации информационной сферы общества.

Наша позиция заключается в том, что понятие «цифровизация» следует рассматривать как некое обобщение, являющееся результатом идентификации всего перечня процессов, в основе которых так или иначе лежит активное использование цифровых технологий. При оценке влияния цифровизации на общество, его структуру и институты целесообразно исходить из того, что сама по себе цифровизация не может быть ни отрицательным явлением, ни положительным. Ее последствия оказываются двоякими: она, с одной стороны, оказывает разрушающее действие на общественные институты (исчезают связи, которые составляли часть повседневной жизни на протяжении длительного времени), но с другой - формирует новые возможности для налаживания взаимодействия между членами социума. При этом последнее проявляется в двух основных аспектах: усилении процессов глобализации и организации единого информационного пространства.

Глобализация как процесс (в современном понимании) началась еще в 1950-х гг. Она происходила как на формальном уровне (путем создания международных объединений), так и на уровне культурного влияния, политической интеграции. На определенном этапе глобальный характер приобрел и научно-технический прогресс. В этом отношении цифровизацию можно считать, с одной стороны, следствием глобализации, с другой - причиной ее дальнейшего усиления. Именно благодаря тому, что к началу 2000-х гг. уже сформировался единый мировой рынок (а в некоторых секторах глобализация достигла такой степени, что весь рыночный сегмент контролировался несколькими ключевыми игроками), стало возможным массовое и быстрое распространение новых технологий. Однако этот же фактор создал и условия для сегрегации государств. Глобализация позволила компаниям - лидерам в области электроники и программного обеспечения утвердить собственные корпоративные стандарты в качестве общемировых. В итоге сегодня мир в сфере информационных технологий оказался разделен на страны-разработчики («кре-ативщики»), страны-производители (фабрики) и страны-потребители (пользователи). Изменение сложившейся расстановки сил является крайне сложной задачей.

Возникновение единого информационного пространства по праву можно считать еще одним феноменом цифровизации. Естественно, что технологической основой такого процесса служит глобальная сеть Интернет. Однако действительным воплощением единого информационного пространства стало появление международных баз данных (или знаний). Вначале этот процесс происходил только в рамках отдельных сфер. Тем не менее со временем в каждом направлении деятельности стали формироваться подобные базы, которые интегрировали в себе информацию для пользователей со всего мира. Косвенными признаками образования единого информационного пространства стали фактическое утверждение нескольких поисковых систем как общепризнанного стандарта, принятие английского языка в качестве единого языка для общения и т. п.

Эти процессы сделали возможным возникновение институтов, параллельных государственным. В частности, сегодня у человека нет необходимости работать официально (в том смысле, как это подразумевалось два десятилетия назад), он может трудиться в удаленном доступе или заниматься предпринимательской деятельностью, используя возможности цифровых технологий. То же можно сказать и об использовании разнообразных онлайн-ресурсов, во многом заменяющих собой услуги, которые еще недавно государство предоставляло как монополист. Например, «Твиттер» выполняет функции новостного агентства, а YouTube стал основной (и для многих единственной) платформой для распространения видеоматериалов.

При этом и государственные услуги переживают значительную трансформацию. Сегодня фактически реализован проект электронного профиля гражданина в целях осуществления персонифицированных государственных услуг в сферах здравоохранения, образования, налогового стимулирования, социальной сфере и др. Если ранее все государственные услуги сопровождались ведением документации, существенным объемом личных контактов и переписки, то теперь все большее их количество предоставляется вовсе без непосредственного участия государственного служащего.

Наглядным воплощением новых социальных структур, которые подменяют собой традиционные форматы общения, являются социальные сети. Хотя на данный момент (февраль 2019 г.) они в большей степени предоставляют всевозможный развлекательный контент, именно на их основе

сформировались новые каналы распространения информации между членами социума, оказывающие решающее влияние на формирование общественного мнения. Можно утверждать, что в ближайшие годы социальные сети полностью заменят целые общественные институты, став естественной составляющей множества направлений общественной жизни. При этом скорости распространения цифровизации и глубина ее проникновения в жизнь остро ставят задачу социальной адаптации населения к цифровым технологиям, что в особенности касается старшего поколения.

Цифровизация и развитие экономики. Распространение цифровых технологий значительно изменило расстановку производительных сил социума и организационные основы предпринимательской деятельности. Наиболее ярким примером цифровизации в экономике является уберизация (англ. uberisation) [11]. Данная категория считается новой в экономической науке и тесно связана именно с возникновением цифровых технологий, их проникновением в предпринимательскую и общественную деятельность. Формально термин происходит от названия компании Uber, которая предоставляет услуги такси. В более широком понимании он означает процесс, при котором в определенном направлении коммерческой деятельности из цепочки в той или иной мере изымается посредник. Если ранее в каждой сфере существовало большое количество посредников, которые занимались поиском клиентуры и параллельным подбором исполнителей, то сейчас при помощи цифровых платформ стало возможным напрямую организовывать взаимодействие потенциальных заказчиков с исполнителями.

Благодаря цифровизации на протяжении последнего десятилетия во множестве направлений предпринимательской деятельности произошла настоящая революция. Цифровые технологии предоставили каждому индивиду такие организационные возможности, которые ранее были доступны только компаниям-профессионалам. Любой человек сегодня, не прибегая к услугам посредников, может заказать такси (например, через сервис Yandex.Taxi), купить авиабилеты (Tutu.ru), забронировать отель (Booking.com) и оплатить все при помощи банковского приложения «Сбербанк-онлайн». С одной стороны, подобные сервисы удешевляют и упрощают пользование услугой для конечных покупателей, с другой - не у дел остается большое количество посредников, функции которых заменяются автоматизированными системами.

Сейчас уровень имплементации информационно-коммуникационных технологий таков, что во многих сферах деятельности без них невозможно обойтись. Даже с формальной точки зрения доля отраслей, которые используют интернет как основную сферу деятельности, постоянно возрастает. Более того, электронная торговля во многих странах стала главным способом распространения товаров. Хотя на данный момент еще нельзя говорить о том, что электронная торговля полностью заменит традиционную, но все тенденции указывают на значительные перемены в ближайшем будущем.

Кроме того, в экономике сегодня стремительно сокращается величина затрат человеческого труда, требуемого для производства единицы продукции. При этом перспективы развития технологий искусственного интеллекта предрекают радикальный отказ от человеческого труда вообще. Для конкретного индивида это означает, что в течение жизни ему, вероятно, придется сменить несколько профессий, каждый раз начиная обучение заново.

Выводы. Важным в оценке цифровизации является понимание, что ее следствие заключается не только в перестройке экономических процессов, но и в существенном изменении общественных институтов. Традиционные структуры будут постепенно утрачивать свое значение, в то время как на их место начнут приходить принципиально новые форматы социальной коммуникации. При этом если ранее эффект от научно-технического прогресса растягивался в проявлении на десятилетия, то время распространения продуктов цифровизации исчисляется годами. Собственно высокая скорость трансформационных процессов и выступает сегодня главной угрозой для общества со стороны цифровизации: оно не успевает адаптироваться к стремительным изменениям.

Развитие цифровых технологий, массовое распространение сети Интернет (и удешевление стоимости устройств для доступа к ней) способствовали возникновению единого глобального информационного пространства, которое в свою очередь породило открытость и доступность информации, в том числе частного характера. При этом, как отмечается в исследовании экспертов Высшей школы экономики, данный факт действует в двух направлениях. С одной стороны, работодатели, проводя оценку потенциального сотрудника (например, посредством социальных сетей), получают доступ к большому пласту личных сведений, но с другой - и работник имеет возможность получить интересующие его данные о потенциальном работодателе (в том числе о связанных с ним скандалах, отзывы недовольных сотрудников и т. п.) [12]. Это создает необходимость формирования достоверной цифровой репутации как граждан, так и организаций, а также обеспечения ее защиты. В этом отношении крайне важна активная политика государства.

Ссылки:

1. Дятлов С.А. Принципы информационного общества // Информационное общество. 2000. № 2. С. 77-85.

2. Сухов Е.И. Информационное общество как новое общество // Теория и практика общественного развития. 2011. № 7. С. 47-55.

3. Гигабитное общество и инновации в цифровой экономике / В.П. Куприяновский, С.А. Синягов, Д.Е. Намиот, М.А. Шнепс-Шнеппе, А.Р. Ишмуратов, А.П. Добрынин, А.Н. Колесников // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2017. Т. 13, № 1. С. 105-131.

4. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития / А.В. Бабкин, Д.Д. Буркальцева, Д.Г. Костень, Ю.Н. Воробьев // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2017. Т. 10, № 3. С. 9-25.

5. Семячков К.А. Цифровая экономика и ее роль в управлении современными социально-экономическими отношениями [Электронный ресурс] // Современные технологии управления. 2017. № 8. URL: https://sovman.ru/article/8001 (дата обращения: 01.03.2019).

6. Ковальчук Ю.А., Степнов И.М. Цифровая экономика: трансформация промышленных предприятий // Инновации в менеджменте. 2017. № 1. С. 32-43.

7. Титов В.Н. Цифровая конвергенция общественных отношений // Информационное общество. 2001. № 1. С. 28-29.

8. Ильин В.И. Креативный консюмеризм как тренд современного общества потребления // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14, № 5. С. 41-54.

9. Фролов Д.П., Шелестова Д.А. Экономика знаний: траектория институциональной эволюции // Вопросы регулирования экономики. 2013. Т. 4, № 1. С. 87-95.

10. Шестакова И.Г. Онтологические основания экономики в цифровом обществе // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер.: Экономика и экологический менеджмент. 2016. № 2. С. 48-55.

11. Warhurst C., Mathieu С., Wrigh S. Workplace Innovation and the Quality of Working Life in an Age of Uberisation // Workplace Innovation: Theory, Research and Practice. L., 2017. P. 245-259.

12. Цифровая экономика: глобальные тренды и практика Российского бизнеса / отв. ред. Д.С. Медовников. М., 2018. 121 с.

References:

Babkin, AV, Burkaltseva, DD, Kosten, DG & Vorobiev, YuN 2017, 'Formation of the Digital Economy in Russia: the Essence, Features, Technical Normalization, Development Problems', Nauchno-tekhnicheskiye vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudar-stvennogo politekhnicheskogo universiteta. Ekonomicheskiye nauki, vol. 10, no. 3, pp. 9-25, (in Russian).

Dyatlov, SA 2000, 'Principles of the Information Society', Informatsionnoye obshchestvo, no. 2, pp. 77-85, (in Russian). Frolov, DP & Shelestova, DA 2013, 'Knowledge Economy: The Trajectory of Institutional Evolution', Voprosy regulirovaniya ekonomiki, vol. 4, no. 1, pp. 87-95, (in Russian).

Ilyin, VI 2011, 'Creative Consumerism as a Trend of Modern Consumer Society', Zhurnal sotsiologii i sotsial'noy antropologii, vol. 14, no. 5, pp. 41-54, (in Russian).

Kovalchuk, YuA & Stepnov, IM 2017, 'Digital Economy: Transformation of Industrial Enterprises', Innovatsii v menedzhmente, no. 1, pp. 32-43, (in Russian).

Kupriyanovsky, VP, Sinyagov, SA, Namiot, DE, Shneps-Shneppe, MA, Ishmuratov, AR, Dobrynin, AP & Kolesnikov, AN 2017, 'Gigabit Society and Innovations in the Digital Economy', Sovremennyye informatsionnyye tekhnologii i IT-obrazovaniye, vol. 13, no. 1, pp. 105-131, (in Russian).

Medovnikov, DS (ed.) 2018, Digital Economy: Global Trends and Russian Business Practice, Moscow, 121 p., (in Russian). Semyachkov, KA 2017, 'Digital Economy and Its Role in the Management of Modern Socio-Economic Relations', Sovremennyye tekhnologii upravleniya, no. 8, viewed 01 March 2019, <https://sovman.ru/article/8001 >, (in Russian).

Shestakova, IG 2016, 'Ontological Foundations of Economics in a Digital Society', Nauchnyy zhurnal NIU ITMO. Ser.: Ekonomika i ekologicheskiy menedzhment, no. 2, pp. 48-55, (in Russian).

Sukhov, EI 2011, 'Information Society as a New Society', Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, no. 7, pp. 47-55, (in Russian).

Titov, VN 2001, 'Digital Convergence of Social Relations', Informatsionnoye obshchestvo, no. 1, pp. 28-29, (in Russian). Warhurst, C, Mathieu, S & Wrigh, S 2017, 'Workplace Innovation and the Quality of Working Life in an Age of Uberisation', Workplace Innovation: Theory, Research and Practice, London, pp. 245-259.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.