Научная статья на тему 'Трансформация образовательной экосистемы: роль цифровой коммуникации'

Трансформация образовательной экосистемы: роль цифровой коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная экосистема / трансформация образовательной экосистемы / цифровые коммуникации / устойчивое развитие / ценности цифровой активности / educational ecosystem / transformation of educational ecosystem / digital communications / sustainable development / values of digital activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евсеев Владимир Владимирович, Поздеева Елена Геннадиевна, Сафонова Анна Сергеевна, Тучкевич Евгения Ивановна

Анализируются проблемы применения экосистемного подхода в процессе трансформации образования. Проведен концептуальный анализ понятия и принципов образовательной экосистемы. Отмечается большую разноплановость точек зрения по данной проблеме. Образовательная экосистема представлена теоретико-практической платформой реализации потребности в постоянном обновлении навыков, компетенций и установок. Значимым условием трансформации образовательной экосистемы выступают цифровые коммуникации и равный доступ к ним. Эмпирическую основу составляет статистический материал опроса студентов, проведенный в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. Опрос проводился с целью анализа поля потребностей в цифровых коммуникациях, складывающихся практик и отношения к ценности цифровой активности студентов в контексте их жизненного этапа обучения в вузе. Цифровые коммуникации широко используются для повышения уровня общения между студентами и преподавателями в сфере высшего образования. Развитие цифровых коммуникационных технологий меняет академическую среду и способствует цифровой трансформации, в связи с чем возникает потребность в использовании гибких форм обучения, сетевых моделей и активного сотрудничества акторов процесса обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евсеев Владимир Владимирович, Поздеева Елена Геннадиевна, Сафонова Анна Сергеевна, Тучкевич Евгения Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE EDUCATIONAL ECOSYSTEM: THE ROLE OF DIGITAL COMMUNICATION

The article analyzes the problems of applying the ecosystem approach in the process of transforming education. A conceptual analysis of the concept and principles of the educational ecosystem is carried out. A great diversity of points of view on this problem is noted. The educational ecosystem is presented as a theoretical and practical platform for implementing the need for constant updating of skills, competencies and attitudes. Digital communications and equal access to them are a significant condition for the transformation of the educational ecosystem. The empirical basis is the statistical material of a student survey conducted at Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. The survey was conducted in order to analyze the field of needs for digital communications, emerging practices and attitudes towards the value of students’ digital activity in the context of their life stage of study at the university. Digital communications are widely used to improve the level of communication between students and teachers in the field of higher education. The development of digital communication technologies changes the academic environment and contributes to digital transformation, which is why there is a need to use flexible forms of learning, network models and active cooperation of actors in the learning process.

Текст научной работы на тему «Трансформация образовательной экосистемы: роль цифровой коммуникации»

Трансформация образовательной экосистемы: роль цифровой коммуникации

Евсеев Владимир Владимирович,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физической подготовки и спорта, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого E-mail: evseev_vv@spbstu.ru

Поздеева Елена Геннадиевна,

кандидат социологических наук, доцент, Высшая школа медиакоммуникаций и связей с общественностью, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого E-mail: elepozd@mail.ru

Сафонова Анна Сергеевна,

кандидат политических наук, доцент, Высшая школа медиакоммуникаций и связей с общественностью, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого E-mail: safonova_as@spbstu.ru

Тучкевич Евгения Ивановна,

старший преподаватель, Высшая школа медиакоммуникаций и связей с общественностью, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого E-mail: tuchkevich_ei@spbstu.ru

Анализируются проблемы применения экосистемного подхода в процессе трансформации образования. Проведен концептуальный анализ понятия и принципов образовательной экосистемы. Отмечается большую разноплановость точек зрения по данной проблеме. Образовательная экосистема представлена теоретико-практической платформой реализации потребности в постоянном обновлении навыков, компетенций и установок.

Значимым условием трансформации образовательной экосистемы выступают цифровые коммуникации и равный доступ к ним. Эмпирическую основу составляет статистический материал опроса студентов, проведенный в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. Опрос проводился с целью анализа поля потребностей в цифровых коммуникациях, складывающихся практик и отношения к ценности цифровой активности студентов в контексте их жизненного этапа обучения в вузе. Цифровые коммуникации широко используются для повышения уровня общения между студентами и преподавателями в сфере высшего образования. Развитие цифровых коммуникационных технологий меняет академическую среду и способствует цифровой трансформации, в связи с чем возникает потребность в использовании гибких форм обучения, сетевых моделей и активного сотрудничества акторов процесса обучения.

Ключевые слова: образовательная экосистема, трансформация образовательной экосистемы, цифровые коммуникации, устойчивое развитие, ценности цифровой активности

о с

CJ

см о см

Введение

Обусловленность общественного развития процессами ускоряющейся постглобализации делают современную систему образования и науку центральными агентами в производстве, распространении и использовании нового знания и компетенций. В этой связи, следует особенно подчеркнуть необходимость формирования в контексте «образования в интересах устойчивого развития» (ОУР) более широких и стабильных познавательных мотивов и установок обучающихся в междисциплинарном и общекультурном пространстве знаний, способности к самоорганизации и инициативности, ориентации на проективное и критическое мышление.

Трансформации образовательной экосистемы, идущие под влиянием цифровизации, применения искусственного интеллекта и использования нейросетей, остаются недостаточно изученными. Но, тем не менее, следует отметить, что цифровые коммуникации могут создать условия, благодаря которым происходят изменения в социокультурном и экономическом пространстве современного общества.

Проблемы влияния цифровой коммуникации на сферу образования связывают, прежде всего, с адаптацией участников образовательного процесса к новым технологиям и средствам обучения в развивающейся цифровой среде. Поэтому важно при определении траекторий трансформации «образования в интересах устойчивого развития» ориентироваться на глобальную повестку, на аналитику потребностей всех акторов образовательного процесса, в том числе студенческой молодежи в использовании цифровых коммуникациях для учебных целей и её отношение к ценностям цифровой активности, к уровню цифровой компетентности.

Основные материалы, методы, результаты и их обсуждение

В области образования в рамках реализации моделей устойчивого развития ключевой задачей выступает обеспечение доступа к качественному образованию для всех и на равной основе. Запросы концепции устойчивого развития, диктуют потребность в трансформации системы образования, которая направлена на формирование мировоззренческой платформы как базовой в ответственном потреблении.

В этом контексте, образование, по мнению научного сообщества, представляется как «меха-

низм изменения знании, ценностей, поведения и образа жизни для обеспечения устойчивости» [1; 2]. Используя междисциплинарную системную методологию, учебно-образовательные учреждения цифровой эпохи активизировали возможности перехода к использованию интерактивной формы обучения и гибридных инструментов и технологий.

По мнению ряда авторов, к пробуждения интереса профессионального сообщества к междисциплинарной интеграции в сфере образования относятся: ускорение процесса устаревания знаний и высокие темпы обновления информации; новые требования к компетенциям выпускников со стороны рынка; процесса цифровизации; сетевая инфраструктура, конкуренция на рынке онлайн-образования; демографические «сдвиги», уход с рынка ряда профессий; трансформации самого рынка труда, инновационный и проектный характер реального сектора экономики и др. [3, с. 153154; 4, с. 1283-1284].

Основным трендом является сдвиг парадигмы образования в сторону понимания необходимости постоянного обновления навыков, компетенций и установок. Сегодня, повесткой дня диктуются такие параметры качества человеческого капитала как гибкие навыки, творческое мышление, цифровая грамотность, коммуникационная открытость к общению, экологическая культура, эмоциональная компетентность, психологическая устойчивость и готовность к непрерывному обучению. Основными принципами формирования «познавательных стратегий выделяют когнитивные и коммуникативные факторы мотивации активности к саморазвитию в учебной деятельности» [5, с. 88].

Центральной идеей трансформации образования выступает индивидуализация обучения и че-ловекоцентричность.

Образовательная экосистема: понятие, признаки

В последние годы мы ощущаем усиленное внимание профессионального сообщества к исследованию проблемы практического применения понятия «экосистемы» к познанию и поиску организационных и управленческих возможностей реализации, в том числе и в сфере образования.

Экосистема - это сложная самоорганизующаяся, саморегулирующаяся и саморазвивающаяся система, отличающаяся замкнутыми, стабильными в пространстве и времени, потоками вещества и энергии между частями [6, с. 84]. Экоси-стемный подход, как методологическая платформа изучения управления устойчивым развитием, способствует снижению неопределенности и быстрой адаптации, а также повышению устойчивости за счет заинтересованности в формировании и рациональном использования ресурсного потенциала и повышению инновационной активности субъектов.

Более того, в исследованиях о развитии образования, понятие «экосистема», «экосистемный подход» стало активно использоваться в начале

XXI века, который был представлен общественности «как универсальный и необходимый инструмент в различных тематических областях» [7, с. 80].

Высшие учебные заведения этапа постглобализма должны быть ориентированы на научно-прикладные исследования и распространение компетенций. Обучение должно осуществляться целенаправленно по индивидуальной траектории и учетом потребностей общественной среды. Модель образования будущего - это «модель, обеспечивающая формирование «навыков будущего» как результатов гибкого персонализированного обучения на протяжении всей жизни» [2].

Интеграция ученых и практиков ускорит выделение специфики образовательной экосистемы, которая диктуется связью и продуктивностью личного и коллективного в образовательных процессах, а также зависит от «траектории и направленности связей разнородных участников» [6], новых способах организации образовательного процесса и использования гибридных форм обучения. У акторов образовательного процесса меняется отношение к результатам обучения: тренд на устойчивость выступает стержневым. Для сферы образования «движение к экосистеме» - это в подавляющем большинстве сетевые модели совместного добровольного обучения и развития.

Важным в исследовательском проекте также является анализ того, как трактуется само понятие «образовательная экосистема». Ощущается разброс мнений по данному вопросу. Например, одни авторы, определяет образовательную экосистему как «интегративную среду взаимодействия на базе обмена данными между участниками образовательных отношений... формирование навыков XXI века, личностную, социальную и профессиональную самореализацию человека в условиях сетевого общества» [8]. Другие, определяют образовательную экосистему как «сеть участников, осознанно устанавливающих взаимозависимые, динамические и эволюционирующие отношения, создающие условия для появления новых и разнообразных возможностей образования на протяжении всей жизни» [2]; «как сеть участников, ... заинтересованных в результатах обучения, образования, устанавливающих, исходя из этого, взаимозависимые, динамичные отношения.» [9, с. 54]. Ряд авторов ее понимают как: «синтез организаций (имеющих свои экосистемы обучения) и индивидуальных экосистем обучения» [3]. Использование в научной литературе широкого спектра трактовок понятия «образовательная экосистема» с различными признаками не дает возможности для выработки четкого критерия их разграничения [10, 11].

Рассматривая вопросы систематизации признаков образовательной экосистемы, следует отметить еще большую разноплановость. Так, Г.Б. Клейнер среди признаков выделяет: внутреннее единство, пространственно-временная близость участников, взаимодействие, синхронность, целостность, устойчивость по отношению к из-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

см о см

менению внешней среды, системный характер контактного взаимодействия [12]. Специалисты Сколково отмечают такие признаки как - многосторонность, сотворчество, целенаправленность, неиерархичность, адаптивность и др. [2]; А.В. Уткин, К.В. Шевченко - разнообразие участников, кооперация, максимальная реализация каждого участника, неирархичность, открытость и др. [13]; Г.В. Исмагилова, Е.В. Лысенко называют такие признаки как: открытость, взаимосвязь, уникальность, самодостаточность и гибкость [14]. Ряд авторов среди признаков экосистемы называют: разнообразный состав субъектов; ориентация на человека; система разнообразного финансирования; сотрудничество и синергетический эффект; интегрирующие системы (например, платформы и центры знаний) и др. [15].

Цифровые коммуникации в трансформации образовательной экосистемы

Важную роль в процессах формирования, трансформации образовательной экосистемы играют цифровые коммуникации и равный доступ к ним. Цифровые технологии становятся важными каналами взаимосвязей в жизнедеятельности людей, процессов, производств. Они выступают в роли функциональных связей для корректировки стратегии профессиональной подготовки, что способствует формированию ситуации адекватного уровня согласованности поведенческих стратегий участников общения, и предъявляет требования к уровню цифровой культуры, цифровой грамотности.

Развитие таких новых медиа как персональные и корпоративные сайты, электронные издания, различные тематические блоги, социальные сервисы (мобильные приложения, навигация, поисковики), социальные сети говорит о том, как уникален современный этап жизнедеятельности общества. Развитие цифровых коммуникационных технологий меняет академическую среду и способствует цифровой трансформации в учебных заведениях. «Конвергенция в коммуникациях характеризует сближение в одной точке намерений участников, вытекающих из общих потребностей, установок, интересов, целей, общих тем, отражающих их заинтересованность в успешных взаимодействиях» [1].

Важным аспектом выступает возможность образовательной среды быстро меняться к запросам и потребностям обучающихся. Адекватность задач должна строиться на мониторинге потребностей в цифровых коммуникациях, складывающихся практиках и отношениях к ценности цифровой активности студентов в контексте их жизненного этапа обучения в вузе.

Изучение цифровой культуры предполагает анализ распространенных среди молодежи практик, обусловленных появлением цифровых технологий. В частности, таких как: компьютерные игры, интернет, компьютерная графика, искусственный интеллект, нейросети, мобильные телефоны и др.

В СПбПУ Петра Великого (2022 г.) был проведен опрос с целью анализа поля потребностей в цифровых коммуникациях, складывающихся практик и отношения к ценности цифровой активности студентов в контексте их жизненного этапа обучения в вузе. В качестве методического инструментария сбора информации было выбрано анкетирование - online-опрос среди студентов СПбПУ, бакалавриат 1-4 курс СПбПУ. Анкетирование проводилось при помощи Google Forms. В опросе прияло участие 1200 респондентов: в том числе 81,3% девушек и 18,7% юношей (табл. 1).

Таблица 1. Ответы на вопрос: «Скажите, пожалуйста, какое из следующих определений соответствует Вашему личному представлению о содержании понятия «Цифровые коммуникации»?»

Варианты ответа по вопросу о содержании понятия «Цифровые коммуникации» (ЦК) Количество ответов в %

1 ЦК- это «разновидность способов передачи информации в цифровом виде ... при помощи специализированных каналов ... от источника информации к целевой аудитории». 76%

2 ЦК - это «процесс передачи информации ... осуществляется с помощью компьютерных сетей, телекоммуникации, сети интернет и средств мультимедиа». 17,3%

3 ЦК - это коммуникации, которые не нарушают границ собеседника и позволяют быстро передать нужную информацию. 6,7%

Первый вариант результатов ответов показывает то, что респонденты владеют навыками цифровой грамотности, а это означает, что под определением «Цифровые коммуникации» они подразумевают собственные способы, через которые они передают информацию: печатают сообщения, отправляют голосовые сообщения, готовы запечатлеть момент на фотографии или в формате видео и др. Под источником информации они транслируют «собственное Я», а под целевой аудиторией своё окружение. Каналами для передачи информации для них служат мессенджеры, социальные сети и специализированные сайты.

Второй вариант ответов говорит о том, что для студентов «информация» и «коммуникация» тождественны, и она не ограничивается общением в мессенджерах, социальных сетях. К цифровым коммуникациям они могут отнести все, что относится либо к компьютерным сетям (сайты, электронная почта, игровые платформы), либо к телекоммуникациям (например, прямые эфиры, новости, программы телеканалов), и мультимедиа (например, рекламные баннеры, лайтбоксы и др.).

Третий вариант говорит о том, что для этих респондентов «Цифровые коммуникации» - это прежде всего конфиденциальность и скорость. Респонденты, отдавшие голос данному ответы больше всего в цифровых коммуникациях, ценят соблюдение личных границ в общении и высокую

скорость передачи информации от отправителя к получателю.

Какие же возможности цифровых коммуникаций являются более значимыми для личности обучающегося? Ответы на данный вопрос представлены на рис. 1.

Особая значимость ■■ Частичная значимость ■■ Скорее значимо, чем нет ■■ Совсем не значимо -1 1/2

L L L d

Лз i -

Скорость передачи Соблюдение личных Удобство и экономия Симметрия Демонстрация

сообщения границ ресурсов позитивного отношени

Рис. 1. Ответы на вопрос: «Какие возможности, предоставляемые цифровыми коммуникациями, для Вас наиболее значимы?»

Статистические результаты ответа показывают нам следующие результаты:

«Скорость передачи сообщения»: 85,3% - особая значимость, 14,7% респондентов - частичная значимость.

«Соблюдение личных границ»: 62,6% - особая значимость, 26,6% - частичная значимость, 9,3% -скорее значимо, чем нет, 2,5% - совсем не значимо.

«Удобство и экономия ресурсов»: 74,6% - особая значимость, 18,6% - частичная значимость, 6,8% - скорее значимо, чем нет.

«Симметрия»: 17,3% - особая значимость, 28% - частичная значимость, 32% - скорее значимо, чем нет, 4,1% - совсем не значимо, 18,6% - затрудняюсь ответить.

«Демонстрация позитивного отношения»: 30,3% - особая значимость, 37,3% - частичная значимость, 24,3% - скорее значимо, чем нет, 7,1% -совсем не значимо, 1% - затрудняюсь ответить.

Таким образом, для большинства студентов в прагматике цифровых коммуникаций особо важны такие возможности, как скорость передачи сообщения (85,3% респондентов), удобство и экономия ресурсов (74,6% респондентов), соблюдение личных границ (62,6% респондентов).

Студент 21 века живёт в «данном» моменте и не привык тратить время на ожидание, «переключения между вкладками», а также он желает уделить внимание сохранению конфиденциальности и ценности личной информации.

Симметрия вызвала неоднозначное количество ответов. В структуре ответов, большинство респондентов (17,1% человек) отметили, что данная возможность в цифровых коммуникациях для них скорее значима, чем нет. Следовательно, для студентов не так важно соблюдать двусторонние симметричные отношения «фото-фото», «текст-текст», «аудио-аудио», «лайк-лайк». Каждый выбирает сам в какой форме преподносить информацию, какой выбирать источник и с какой периодичностью.

Демонстрацию позитивного отношения иначе можно назвать проявлением вежливости, поста-

новкой лайков, отправлением эмоджи. Для 30,6% респондентов данная возможность цифровых коммуникаций важна, что говорит о том, что не стоит забывать об элементарных правилах коммуникации в цифровой среде.

На основе данных (рис. 2), можно обобщить: большинство студентов хотели бы, чтобы работа в проектной группе проходила в формате offline (65,3%), за online проголосовало - 34,7% человек. На вопрос «Уровень понимания домашнего задания (объяснение преподавателя на паре/структурированное изложение задания в текстовом варианте)» большинство респондентов ответили, что хотели бы получать объяснение заданий в offline-формате 56%, за о^те проголосовало - 44%. Во вне учебное время студенты хотели бы совершать коммуникацию с преподавателями в формате online - 66,6%, формату offline свое предпочтение отдали - 33,4%.

Рис. 2. Ответы на вопрос: «Какому варианту Вы отдадите предпочтение, при сравнении цифровых коммуникаций и традиционных видов общения в контексте жизненного этапа обучения?»

При этом не менее важным является анализ мнений студентов и их потребностей в цифровых коммуникациях наряду с традиционными видами общения, выявить их мнения о ценности их цифрового поведения как активных участников цифрового коммуникационного пространства, а также оценить комфортность вузовской среды для цифрового общения.

Развитие цифровых коммуникационных технологий меняет академическую среду и способствует цифровой трансформации в высших учебных заведениях. Цифровые коммуникации широко используются для повышения уровня общения между студентами и преподавателями в сфере высшего образования.

Заключение

Таким образом, экосистемный подход широко применяются при изучении различных сфер жизнедеятельности, в том числе и образовательного кластера. Экосистемный подход ведет к изменению в обучении и подготовки человека к профессиональной деятельности. Центральной идеей трансформации образования выступает индивидуализация обучения и человекоцентричность.

Формирование образовательных экосистем является показателем, отражающим уровень развития интеграционных процессов, направленных на повышение качества и эффективности обуче-

ния. При определении траекторий трансформации необходимо ориентироваться на глобальную повестку, на аналитику потребностей студенческой молодежи в использовании цифровых коммуникациях для учебных целей и её отношение к ценностям цифровой активности. Возникает потребность в использовании гибких форм обучения, сетевых моделей и активного сотрудничества акторов процесса обучения.

Литература

1. Шипунова О.Д., Поздеева Е.Г., Евсеева Л.И. Университетская экосистема как предмет образовательной аналитики // ДИСКУРС. -2023. - Т. 9, № 3. - С. 18-31. DOI: 10.32603/ 2412-8562-2023-9-3-18-31

2. Лукша П., Спенсер-Кейс Д., Кубиста Д. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования. 2020. Издание Московской школы управления СКОЛ-КОВО и Global Education Futures. URL: https:// www.skolkovo.ru/researches/obrazovatelnye-ekosistemy-voznikayushaya-praktika-dlya-budushego-obrazovaniya/ - (дата обращения: 10.04.2024).

3. Сидорова О., Сабирова З. Формирование образовательных экосистем в цифровой среде // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2022. - № 4 (166). - С. 150-155. DOI: 10.34773/EU.2022.4.27

4. Сулейманкадиева А.Э., Петров М.А., Александров И.Н. Цифровая образовательная экосистема: генезис и перспективы развития онлайн-образования // Вопросы инновационной экономики. - 2021. - Том 11, № 3 (Июль-сентябрь). -С. 1273-1288. DOI: 10.18334/vinec.11.3.113470

5. Шипунова О.Д., Васильева О.И., Кузнецов Д.И., Березовская И.П. Проектный метод междисциплинарной интеграции в инженерном образовании // Социально-гуманитарные знания. - 2023. - № 6. - С. 86-89.

6. Кичерова М.Н., Трифонова И.С. Принципы экосистемного подхода: возможности для моделирования образовательной экосистемы // Science for Education Today. - 2023. -Т. 13, № 3. - С. 45-72. DOI: http://dx.doi. org/10.15293/2658-6762.2303.0

7. Ветчинова М.Н. Формирование новой образовательной реальности: экосистемный подход // Проблемы современного образования. -2022. - № 4. - С. 78-86. DOI: 10.31862/2218-87 11 -2022-4-78-86

8. Kondakov A.M., Kostyleva A.A. Digital education: from school for all to school for each // RUDN Journal of Informatization in Education. - 2019. -№ 16(4). - Pp. 295-307. DOI: 10.22363/2312-86

° 31-2019-16-4-295-307

" 9. Богоудинова Р.З., Царева Е.Е. Экосистемный g подход в системе трансформации профессионального образования // Казанский педагогический журнал. - 2022. - № 6. - С. 50-57.

10. Изотова А.Г., Гаврилюк Е.С. Экосистемный подход как новый тренд развития высшего образования // Вопросы инновационной экономики. - 2022. - Том 12, № 2 (Апрель-июнь). -С. 1211-1226. DOI: 10.18334/vinec. 12.2.114869

11. Ионова Н.В., Шимлина И.В. Проблемы образования в интересах устойчивого развития в фокусе оценки демографической ситуации в регионе (на примере Новосибирской области РФ) // Вестник педагогических инноваций. -2021. - № 2 (62). - С. 13-30. DOI: 10.15293/1812-9463.2102.02

12. Клейнер Г.Б. Современный университет как экосистема: институты междисциплинарного управления // Journal of Institutional Studies. -2019. - 11(3). - 039-048. DOI: 10.17835/2076-6 297.2019.11.3.039-048

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Уткин А.В., Шевченко К.В. Экосистемный подход в образовании: от метафоры к методологии и практике // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2022. -№ 2(107). - С. 175-189. DOI: https://doi.org/10. 23859/1994-0637-2022-2-107-14

14. Исмагилова Г.В., Лысенко Е.В. Экосистемный подход в высшем образовании России в аспекте управления человеческими ресурсами // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2023. - № 4 (67). -С. 32-38. DOI: https://doi.org/10.12737/2305-780 7-2023-12-4-32-38

15. Бородулин В.А., Анохина М.Е. Экосистема в сфере образования: предпосылки и тренды // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339.2023. - № 1 (101). Номер статьи: 10101. Дата публикации: 25.01.2023. Режим доступа: https://sovman.ru/article/10101/ DOI 10.24412/2226-9339-2023-1101-1

TRANSFORMATION OF THE EDUCATIONAL ECOSYSTEM: THE ROLE OF DIGITAL COMMUNICATION

Evseev V.V., Pozdeeva E.G., Safonova A.S., Tuchkevich E.I.

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

The article analyzes the problems of applying the ecosystem approach in the process of transforming education. A conceptual analysis of the concept and principles of the educational ecosystem is carried out. A great diversity of points of view on this problem is noted. The educational ecosystem is presented as a theoretical and practical platform for implementing the need for constant updating of skills, competencies and attitudes. Digital communications and equal access to them are a significant condition for the transformation of the educational ecosystem. The empirical basis is the statistical material of a student survey conducted at Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. The survey was conducted in order to analyze the field of needs for digital communications, emerging practices and attitudes towards the value of students' digital activity in the context of their life stage of study at the university. Digital communications are widely used to improve the level of communication between students and teachers in the field of higher education. The development of digital communication technologies changes the academic environment and contributes to digital transformation, which is why there is a need to use flexible forms of learning, network models and active cooperation of actors in the learning process.

Keywords: educational ecosystem, transformation of educational ecosystem, digital communications, sustainable development, values of digital activity

References

1. Shipunova O.D., Pozdeeva E.G., Evseeva L.I. University ecosystem as a subject of educational analytics // DISCOURSE. -2023. - Vol. 9, No. 3. - P. 18-31. DOI: 10.32603/ 2412-85622023-9-3-18-31

2. Luksha P., Spencer-Keys D., Kubista D. Educational ecosystems: emerging practice for the future of education. 2020. Publication of the Moscow School of Management SKOLKO-VO and Global Education Futures. URL: https://www.skolko-vo.ru/researches/obrazovatelnye-ekosistemy-voznikayushaya-praktika-dlya-budushego-obrazovaniya/ - (date of access: 10.04.2024).

3. Sidorova O., Sabirova Z. Formation of educational ecosystems in the digital environment // Economics and Management: scientific and practical journal. - 2022. - No. 4 (166). - P. 150-155. DOI: 10.34773 / EU.2022.4.27

4. Suleimankadieva A.E., Petrov M.A., Aleksandrov I.N. Digital educational ecosystem: genesis and prospects for the development of online education // Issues of innovation economics. - 2021. - Vol. 11, No. 3 (July-September). - P. 1273-1288. DOI: 10.18334/vinec.11.3.113470

5. Shipunova O.D., Vasilyeva O.I., Kuznetsov D.I., Bere-zovskaya I.P. Project method of interdisciplinary integration in engineering education // Social and humanitarian knowledge. -2023. - No. 6. - P. 86-89.

6. Kicherova M.N., Trifonova I.S. Principles of the ecosystem approach: possibilities for modeling the educational ecosystem // Science for Education Today. - 2023. - Vol. 13, No. 3. - P. 4572. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2303.0

7. Vetchinova M.N. Formation of a New Educational Reality: an Ecosystem Approach // Problems of Modern Education. -2022. - No. 4. - P. 78-86. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-478-86

8. Kondakov A.M., Kostyleva A.A. Digital education: from school for all to school for each // RUDN Journal of Informatization in Education. - 2019. - No. 16(4). - Pp. 295-307. DOI: 10.22363/ 2312-8631 -2019-16-4-295-307

9. Bogoudinova R.Z., Tsareva E.E. Ecosystem approach in the system of transformation of professional education // Kazan Pedagogical Journal. - 2022. - No. 6. - P. 50-57.

10. Izotova A.G., Gavrilyuk E.S. Ecosystem approach as a new trend in the development of higher education // Issues of innovation economics. - 2022. - Vol. 12, No. 2 (April-June). - P. 12111226. DOI: 10.18334/vinec. 12.2.114869

11. Ionova N.V., Shimlina I.V. Problems of education for sustainable development in the focus of assessing the demographic situation in the region (on the example of the Novosibirsk region of the Russian Federation) // Bulletin of pedagogical innovations. -2021. -No. 2 (62). - P. 13-30. DOI: 10.15293/1812-9463.2102.02

12. Kleiner G.B. Modern University as an Ecosystem: Institutions of Interdisciplinary Management // Journal of Institutional Studies. - 2019. - 11(3). - 039-048. DOI: 10.17835/2076-6297.201 9.11.3.039-048

13. Utkin A.V., Shevchenko K.V. Ecosystem Approach in Education: From Metaphor to Methodology and Practice // Bulletin of Cherepovets State University. - 2022. - No. 2(107). - P. 175189. DOI: https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-2-107-14

14. Ismagilova G.V., Lysenko E.V. Ecosystem approach in higher education of Russia in the aspect of human resources management // Personnel and intellectual resources management in Russia. - 2023. - No. 4 (67). - P. 32-38. DOI: https://doi.org/10 .12737/2305-7807-2023-12-4-32-38

15. Borodulin V.A., Anokhina M.E. Ecosystem in the field of education: prerequisites and trends // Modern management technologies. ISSN 2226-9339.2023. - No. 1 (101). Article number: 10101. Publication date: 01/25/2023. Access mode: https:// sovman.ru/article/10101/ DOI 10.24412/2226-9339-20231101-1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.