Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ И СЕТЕВЫЕ ФАКТОРЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ И СЕТЕВЫЕ ФАКТОРЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ГОСУДАРСТВА / WEB-АНАЛИТИКА / ОПРОС / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Исакова И.А., Коротышев А.П., Голубин Р.В., Беспалова И.В.

Статья посвящена изучению сетевых факторов формирования образа современного российского государства в молодежной среде. Исследование сочетало перекрестный анализ данных онлайн-анкетирования и онлайн-мониторинга. В ходе первого этапа выявлялось мнение молодых пользователей сети Интернет по шести ключевым элементам образа государства. Материалы опроса позволили разработать индикаторы оценки образа государства и его элементов, по которым был проведен онлайн-мониторинг средствами сервиса IQbuzz. В результате авторами были определены структурно-функциональные и символические характеристики социальных представлений молодежи об образе российского государства. Ключевым отличием молодежного образа государства от традиционного, характерного для старших поколений, являются три новых атрибута: постоянные усилия по повышению уровня жизни, обеспечение диалога и обратной связи с обществом и прозрачность принятия государственных решений. Резюмируется, что данные характеристики нуждаются в дальнейшем исследовании и развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Исакова И.А., Коротышев А.П., Голубин Р.В., Беспалова И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRANSFORMATION OF AN IMAGE OF THE RUSSIAN STATE AMONG YOUNG PEOPLE AND NETWORK FACTORS OF ITS FORMATION

The article deals with the formation of the Russian state image among young people, including its network factors. The study combines online survey and online monitoring data cross-analysis. During the first stage, young Internet users' opinion was identified on six key elements of the image of the state. The survey materials made it possible to develop indicators for assessing the state and its elements by social networks online monitoring, carried out by IQBuzz on-line service. As a result, the authors determined structural, functional and symbolic characteristics of the image of the Russian state among young people. The key difference between the Russian state image among young people and among older generations is presented by three new attributes. These are constant efforts to improve the living standard, ensuring public dialogue and feedback from the society, as well as governmental decision-making transparency. The study summarizes that these characteristics need further research and development.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ И СЕТЕВЫЕ ФАКТОРЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 79-86. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 12. P. 79-86.

Научная статья УДК 316.4:303.62

https://doi.org/10.24158/spp.2021.12.10

Трансформация образа российского государства в молодежной среде и сетевые

факторы его формирования

Инна Александровна Исакова1, Александр Павлович Коротышев2, Роман Викторович Голубин3, Ирина Владимировна Беспалова4

1234Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия 1inna_isakova@mail.ru, http://orcid.org/0000-0001-6692-6963 2aleks_korotyshev@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-8824-0169 3golubin@unn.ru, http://orcid.org/0000-0003-4565-1942 4post-dada@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0003-3315-1115

Аннотация. Статья посвящена изучению сетевых факторов формирования образа современного российского государства в молодежной среде. Исследование сочетало перекрестный анализ данных он-лайн-анкетирования и онлайн-мониторинга. В ходе первого этапа выявлялось мнение молодых пользователей сети Интернет по шести ключевым элементам образа государства. Материалы опроса позволили разработать индикаторы оценки образа государства и его элементов, по которым был проведен онлайн-мониторинг средствами сервиса IQbuzz. В результате авторами были определены структурно-функциональные и символические характеристики социальных представлений молодежи об образе российского государства. Ключевым отличием молодежного образа государства от традиционного, характерного для старших поколений, являются три новых атрибута: постоянные усилия по повышению уровня жизни, обеспечение диалога и обратной связи с обществом и прозрачность принятия государственных решений. Резюмируется, что данные характеристики нуждаются в дальнейшем исследовании и развитии.

Ключевые слова: образ государства, web-аналитика, опрос, цифровизация, Интернет, пользователь, социальная активность

Для цитирования: Исакова И.А., Коротышев А.П., Голубин Р.В., Беспалова И.В. Трансформация образа российского государства в молодежной среде и сетевые факторы его формирования // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 79-86. https://doi.org/10.24158/spp.2021.12.10.

Финансирование: исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31307.

Original article

The transformation of an image of the Russian state among young people and network factors of its formation

Inna A. Isakova1, Alexander P. Korotyshev2, Roman V. Golubin3, Irina V. Bespalova4

1,2,3,4Lobachevsky National Research Nizhny Novgorod State University, Nizhny Novgorod, Russia 1inna_isakova@mail.ru, http://orcid.org/0000-0001-6692-6963 2aleks_korotyshev@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-8824-0169 3golubin@unn.ru, http://orcid.org/0000-0003-4565-1942 4post-dada@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0003-3315-1115

Abstract. The article deals with the formation of the Russian state image among young people, including its network factors. The study combines online survey and online monitoring data cross-analysis. During the first stage, young Internet users' opinion was identified on six key elements of the image of the state. The survey materials made it possible to develop indicators for assessing the state and its elements by social networks online monitoring, carried out by IQBuzz on-line service. As a result, the authors determined structural, functional and symbolic characteristics of the image of the Russian state among young people. The key difference between the Russian state image among young people and among older generations is presented by three new attributes. These are constant efforts to improve the living standard, ensuring public dialogue and feedback from the society, as well as governmental decision-making transparency. The study summarizes that these characteristics need further research and development. Keywords: image of the state, web-analytics, survey, digitalization, Internet, user, social activity

© Исакова И.А., Коротышев А.П., Голубин Р.В., Беспалова И.В., 2021

For citation: Isakova, I.A., Korotyshev, A.P., Golubin, R.V., & Bespalova, I.V. (2021) The transformation of an image of the Russian state among young people and network factors of its formation. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (12), 79-86. Available from: doi:10.24158/spp.2021.12.10 (In Russian).

Funding: the research was carried out with the RFBR and the EISR financial support, within the framework of the scientific project № 21-011-31307.

Сегодня цифровизация стала одним из трендов мирового общественного развития. Изменения в этом направлении происходят на уровне глобальных, национально-государственных, региональных и локальных форм социального взаимодействия. Заметно ускорила процесс погружения общества в «цифровую» реальность и пандемия Covid-19.

Впрочем, этот тренд был задан еще в «доковидный» период. В 2016 г. в «Стратегии развития России на 2018-2024 гг.», разработанной коллективом экспертов, было отмечено: «Граждане и бизнес получат новые возможности взаимодействия с государством в цифровой среде, основой которой будет единая информационная платформа... Удобные и доступные государственные услуги повысят уровень доверия жителей страны к органам власти. Для этого необходима выстроенная система обратной связи. удовлетворенность граждан работой госслужащих вырастет до 80 %»1. Вызовы пандемии лишь подстегнули реализацию этих планов, оказав существенное влияние на взаимодействие государства и граждан.

Политические и социальные эффекты пандемии оказались настолько глубокими, что они существенно поколебали возможности диалога между органами власти и населением. Были введены: режим «самоизоляции», QR-коды, обязательная вакцинация, которые вызвали неоднозначную реакцию у граждан. Население разделилось на COVID-диссидентов и COVID-апологетов, соответственно одобряющих и не одобряющих предпринимаемые меры.

На фоне пандемии актуализировался ряд тревог россиян, характеризующих состояние гражданского общества и государства: «Результаты социологического мониторинга "Как живешь, Россия?" показали, что тревожность гражданского общества в сентябре 2020 г. по поводу своего экономического положения оставалась на высоком уровне. Далее структура тревожности сложилась следующим образом: «разделение общества на богатых и бедных» (29 %), «произвол чиновников» (28 %), «безопасность близких» (25 %), «страх перед будущим» (19 %)» и др. (Пандемия COVID-19: вызовы, последствия, противодействие ..., 2021: 45. Очевидно, что тревожность вызвана недостатком информации, непониманием действий государства в новых обстоятельствах.

Площадкой для выражения общественного недовольства и информационной борьбы различных групп стал Интернет. По словам главы Роскомнадзора А. Липова, «в 2021 г. число пользователей интернета в России достигло 124 млн человек. Это 85 % населения страны»2. Повседневные практики людей, деятельность субъектов общественной коммуникации, глубинные процессы формирования общественного сознания в период пандемии протекают в глобальной сети. Подобная ситуация, с одной стороны, актуализирует изучение образа современного российского государства в восприятии его граждан, а с другой - диктует использование цифровых методик сбора эмпирических данных, таких как онлайн-анкетирование и онлайн-мониторинг.

Предметное поле исследования сконцентрировано вокруг понятия «образ государства», достаточно изученного в современном научном дискурсе. В социологической науке категория «образ государства» тесно связана с термином «гражданская идентичность». Гражданская идентичность - это гражданское самосознание, т.е. осознание гражданами Российской Федерации их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества3.

Образ государства с точки зрения символического подхода может рассматриваться как социокультурный конструкт, объединяющий взаимодействие государства и населения, в том числе в форме диалога. Дж. Мид рассматривал интеракцию в контексте знаков, жестов и символов, служащих для интерпретации ситуации и обозначения намерений действующего лица (Мид, 1994). С точки зрения теоретиков символического интеракционизма, образ государства может быть представлен как набор символов, необходимый для того, чтобы создать почву для коммуникации между органами власти и гражданами.

1 Стратегия развития страны 2018-2024 [Электронный ресурс] // Проект «Россия будущего: 2017-2035». URL: http://2035.media/2018/04/27/strategy2024/ (дата обращения: 01.11.2021).

2 Число пользователей интернета в России достигло 124 млн [Электронный ресурс] // ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/12698757 (дата обращения: 01.11.2021).

3 Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 № 1532 (ред. от 09.06.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Образ государства может рассматриваться и как интегральная совокупность представлений о нем, отражающая деятельностно-результативные и имиджево-репрезентативные аспекты его функционирования. С точки зрения теории социального конструктивизма, образ государства - это не некая сложившаяся, окончательная, устоявшаяся картина, а абстракция, которая находится в постоянном развитии. Конструкционистский подход предполагает рассмотрение образа государства с двух позиций - то, как видит его конструирующий субъект, и то, как он воспринимается людьми, как посыл воспринимается, интерпретируется и влияет на повседневные практики граждан (Ясавеев, 2004).

Однако здесь стоит учитывать, что сетевизация коммуникативного поля всех сфер жизнедеятельности, в том числе политической, делает ценностную картину мира неустойчивой, зависящей от информационной повестки. Поэтому социально-конструкционистский подход кажется нам наиболее подходящим для исследований образа государства в Сети.

Изучение восприятия образа государства молодыми пользователями Рунета в рамках настоящего исследования предусматривало перекрестный анализ данных онлайн-анкетирова-ния и онлайн-мониторинга.

В ходе онлайн-анкетирования выявлялось мнение молодых пользователей Интернет по шести ключевым элементам образа государства - удовлетворенность экономической ситуацией, работой государственного аппарата, коммуникацией с органами власти, мерами борьбы с коррупцией, внешней политикой; реализацией идеи «цифрового государства». Выборка - квотная, опрошено 554 человека, из них в возрасте 14-17 лет - 69,5 %, 18-22 - 15,7 %, 23-30 - 9,5 %, 31-35 - 5,3 %.

Кроме того, материалы опроса позволили разработать индикаторы оценки образа государства и его элементов, по которым был запущен онлайн мониторинг. Оценка образа государства проводилась также по шести тематическим направлениям, фиксировалось восприятие пользователями: доходов населения, перспектив трудоустройства, уровня коррупции, ценовой политики государства, перспектив цифровизации общественной жизни и социальной справедливости. Для каждого из этих элементов авторами подобраны фразы-индикаторы, однозначно указывающие на позитивное или негативное восприятие пользователями. Индикаторы выбраны из числа наиболее часто встречающихся в социальных медиа формулировок, что выявлено в ходе анкетирования и посредством сервиса QIbuzz (табл. 1).

Таблица 1 - Ключевые элементы образа государства и примеры их индикаторов

Элементы образа государства Индикаторы

Положительное восприятие Отрицательное восприятие

Располагаемые доходы «путин дал денег», «соцвыплаты помогли» «нищенские зарплаты», «хватает только на еду»

Трудоустройство «работы много», «кто хочет, тот зарабатывает» «берут только из своих», «зарплаты низкие»

Коррупция «коррупционеров сажают», «посадили за взятки» «чиновники воруют», «разворовали страну»

Ценовая политика «государство держит цены» «цены не изменились» «цены растут», «взвинтили цены»

Цифровое государство «все можно оформить онлайн» «не надо собирать бумажки» «цифровой концлагерь», «уходить в тень»

Социальная справедливость «прогрессивный налог» «налоговые льготы» «индексация» «социальный раскол», «неравные возможности», «платные услуги»

В рамках исследования образ государства оценивался при помощи мониторинга сетевой активности пользователей. Поскольку объектом исследования является массовое восприятие образа государства, авторы ориентировались на наиболее массовые формы сетевой активности и их эмпирические показатели.

К ним относятся:

1. Уникальные источники - число оригинальных, не являющихся результатом компиляции, текстов, опубликованных в социальных медиа.

2. Уникальные авторы (постеры) - число аккаунтов в социальных сетях, с которых были опубликованы сообщения.

3. Сообщения - число текстовых сообщений в социальных сетях, в которых постеры упоминают исследуемую тематику.

4. Репосты - перепубликация пользователями найденной ими информации по изучаемой тематике со своих собственных аккаунтов.

5. Охват аудитории - число пользователей, которые могли увидеть сообщения по изучаемой тематике в своих лентах, ответах на свои посты, комментариях к новостям и других источниках.

Конкретные числовые значения этих показателей зафиксированы авторским коллективом при помощи онлайн-сервиса QIbuzz1. Он позволяет проводить поиск по ключевым словам среди постов, комментариев, живых лент и других текстов, публикуемых в новых медиа (включая ВКон-такте, РаоеЬоок, 1пБ1адгат и другие социальные сети).

Хронологические рамки мониторинга включают период с 1 августа по 31 октября 2021 г. На этот период пришлось несколько значимых событий, таких как введение нерабочих дней, единовременные выплаты различным социальным группам, коррупционные разоблачения, нарастания заболеваемости коронавирусной инфекцией, а также выборы в Государственную Думу РФ. Это делает данный период интересным с точки зрения трансформации образа государства в массовом сознании.

Перекрестный анализ данных онлайн-анкетирования и онлайн-мониторинга позволил сделать некоторые важные выводы.

В первую очередь, совершенно очевидно, что молодые люди связывают образ государства с его экономической политикой и уровнем благосостояния граждан (рис. 1.)

Государство должно осуществлять взаимодействие с гражданами по актуальным вопросам развития

Государство должно обеспечивать реализацию прав и свобод граждан

Государство должно справедливо распределять материальные блага между всеми жителями

Государство должно обеспечивать безопасность, порядок в обществе

Государство должно оказывать помощь гражданам, заботиться об их материальном положении

Государство должно обеспечивать нормальный уровень благосостояния гражданам

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% Рисунок 1 - Оценка молодыми респондентами роли современного государства

Главным признаком сильного государства для молодежи является развитая, отвечающая вызовам времени экономическая система, способная обеспечить высокий уровень благосостояния граждан. Текущую экономическую ситуацию 46,5 % опрошенных молодых людей оценивают как плохую, 35,5 % - как удовлетворительную, и лишь 2 % - как хорошую. Интересно, что 16 % опрошенных затруднились ответить - мнение пятой части опрошенной молодежи легко можно склонить как в отрицательную, так и положительную сторону. При этом одним из виновников такого положения, по всей видимости, считается государство. 41,7 % опрошенных отметили, что объем социально-экономической помощи, оказываемой государством гражданам, недостаточен, и только 7,9 % - удовлетворены объемом поддержки.

Данные онлайн-мониторинга также подтверждают значимость экономического фактора. Среди шести элементов образа государства наиболее обсуждаемой в течение 3 месяцев темой была ценовая политика или уровень цен. Число сообщений по ней, как правило, находилось в пределах 700-800 в день, в отдельные пиковые моменты достигая 3 000. Показатель охвата для элемента «ценовая политика» в начале августа был чуть менее 3 млн. Но в своем максимальном пике, который пришелся на последние числа августа, время финальной подготовки школьников к учебному году, он превысил 23 млн (29 августа).

В сравнении с этим аналогичные показатели по располагаемым доходам выглядят очень скромно: число сообщений ненамного превышает 100, а охват аудитории изредка доходит до 100 000. По всей видимости, это связано с психологическим эффектом - люди склонны обсуждать цены, но неохотно делятся собственными материальными проблемами.

Впрочем, любое значимое событие экономического характера вызывает скачок активности пользователей более чем в три раза: именно настолько возросли показатели сетевой активности элемента «Располагаемые доходы», когда в августе было объявлено о выплатах на подготовку детей к школе (табл. 2).

I 2

I 3

I 1

1 IQbuzz: сервис мониторинга социальных медиа и онлайн-СМИ [Электронный ресурс]. URL: https://www.iqbuzz.pro/ (дата обращения: 01.08.2021).

Таблица 2 - Реакция интернет-пользователей на новости о единовременной выплате к началу учебного года_

Элемент «Располагаемые доходы»

положительное отрицательное положительное отрицательное

восприятие восприятие восприятие восприятие

3.08.2021 7.08.2021

Уникальные 1 6 3 5

источники

Уникальные авторы 12 96 21 90

Сообщения 12 112 22 120

Охват 15 583 884 050 264 167 2 842 314

Репосты 2 22 0 13

Кроме того, прагматичнее становятся взгляды молодежи на внешнеполитические приоритеты государства. Молодое поколение силу государства оценивает не по военной мощи, а по доминированию в сфере экономики. Поэтому каждый четвертый респондент считает, что не стоит вкладывать больше средств в обеспечение безопасности России (25,3 %), почти каждый третий сомневается в целесообразности расходования бюджета на нужды военной сферы (29,2 %). Практически половина респондентов, 45,5 %, положительно оценили необходимость тратить значительные средства на доминирование в военной сфере и вопросах безопасности.

Заметной тенденцией восприятия государства является растущая потребность в организации эффективной коммуникации между гражданами и органами власти. Молодые люди не заметили положительных сдвигов в достижении органами власти большей открытости (рис. 2). Положительно ситуацию оценивает каждый третий респондент - 35,8 %, обратный эффект (стали менее открытыми) отметил также каждый третий опрошенный - 36,3 %. Не заметил изменений каждый четвертый анкетируемый - 24,5 %, не задумывался над ситуацией также каждый четвертый - 24,2 %.

3,4

■ Затрудняюсь ответить ■ Скорее открытые ■ Скорее менее открытые

■ Менее открытыми ■ Ничего не изменилось ■ Более открытыми

Рисунок 2 - Оценка динамики открытости деятельности органов государственной власти в России за последние 2-3 года

Примечательно оценка молодежью опыта ее взаимодействия с государственными органами. По оценке респондентов, лишь 13 % обращений молодых людей было услышано, а 20 % столкнулись с бюрократией и решения не получили (рис. 3).

Рисунок 3 - Оценка степени эффективности обращения в органы власти

на региональном уровне

Несмотря на положительную оценку внедрения систем «цифрового государства», оценки его работы в сети Интернет носят зачастую негативный характер (табл. 3): «цифровой концлагерь», «уходить в тень», «черный нал», «отслеживание». Скептическое отношение связано не с самой идеей, а со спецификой ее внедрения. Мнение интернет-аудитории складывалось под воздействием негативного опыта. Государственные сайты не всегда корректно работали в период подачи заявлений на пособия, во время внедрения дистанционного обучения, в момент присвоения ОР-кодов и др.

Таблица 3 - Реакция интернет-пользователей на работу системы «Цифровое государство»

Элемент «Цифровое государство»

положительное отрицательное положительное отрицательное

восприятие восприятие восприятие восприятие

3.08.2021 29.08.2021

Уникальные источники 4 5 3 5

Уникальные авторы 8 33 6 32

Сообщения 8 50 9 37

Охват 2 218 196 219 27 476 1 526 009

Репосты 0 5 0 19

Таким образом, отношение молодежи к вопросу организации обратной связи между гражданами и органами власти противоречиво: с одной стороны, растет уровень доступности власти, в основном, за счет электронных государственных порталов услуг, а, с другой, респонденты отмечают, что решить задачи, с которыми они обращались, удавалось редко. Впрочем, мнение молодежи в этом вопросе нельзя считать надежным: 67 % опрошенных не обращались за помощью, и только 17,9 % респондентов имели опыт общения с чиновниками.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значимым фактором, влияющим на формирование образа государства в глазах молодежи, является успешная борьба с коррупцией. 64,6 % опрошенных считают, что уровень коррупции в России - высокий, 20,9 % - средний, 1,5 % - низкий, 13 % - затруднились ответить (рис. 4). То есть в целом усилия, предпринимаемые для борьбы с коррупционными преступлениями, считаются неэффективными.

1,5

■ Высокий ■ Средний ■ Низкий ■ Затрудняюсь ответить

Рисунок 4 - Оценка молодыми респондентами уровня коррупции

Данные онлайн-мониторинга показывают, что в молодежной среде существует устойчивый, но не слишком высокий интерес к проблеме коррупции. Число сообщений редко превышает 200 в день, а охват, как правило, не поднимается выше 500 000. Однако любой информационный повод, затрагивающий эту проблему, мгновенно привлекает внимание молодежи. Так, с 26 августа по 7 сентября команда А. Навального выпустила серию роликов, разоблачающую коррупцию среди российских губернаторов. Это немедленно привело к взрывному росту показателей сетевой активности (табл. 4).

Таблица 4 - Реакция интернет-пользователей на появление очередного видеоролика А. Навального

Элемент «Коррупция»

положительное восприятие отрицательное восприятие положительное восприятие отрицательное восприятие

26.08.2021 1.09.2021

Уникальные источники 5 44 5 78

Уникальные авторы 13 1 311 41 2 173

Сообщения 28 1 735 55 2 872

Охват 6 455 8 655 712 16 832 17 131 864

Репосты 1 184 3 377

Согласно проведенному опросу 68,6 % респондентов высказались за сокращение аппарата чиновников, не одобряют такую меру только 3,2 %.

Молодые люди поддерживают программу по внедрению «электронного правительства»: положительно о ней высказалось 80,5 % опрошенных (рис. 5).

отрицательно, работа гос. Интернет-сервисов плохо отлажена

отрицательно, возрастают риски утечки персональных данных, хакерство

отрицательно, плохо пользуюсь сетью Интернет

положительно, легко получить информацию

положительно, скорость оказания услуги увеличилась

положительно, повысилось качество услуг положительно, это экономит время безразлично затрудняюсь ответить

11

58

0 % 10 % 20 % 30 % 40 % 50 % 60 %

0

9

3

Рисунок 5 - Отношение молодежи к внедрению программы «электронного правительства»

Значимость целенаправленного конструирования позитивного образа государства как основы социальной стабильности не вызывает сомнений. Однако когда речь идет о работе с молодежной аудиторией, многие традиционные стратегии российской элиты оказываются неэффективными.

Основной причиной этого является формирование в молодежной среде нового образа государства, заметно отличающегося от идеалов старших поколений. В самом общем виде эти различия можно сформулировать в виде трех новых (для старших поколений), но критично важных (для молодежи) атрибутов позитивного образа государства:

- достойный уровень жизни граждан и видимые усилия властей по его поддержке и повышению;

- эффективная коммуникация государственных структур с обществом в целом и отдельными гражданами; при этом особая роль отводится внедрению в практику применения электронного документооборота и цифровых государственных услуг;

- открытость и прозрачность для граждан государственных систем принятия решений, включая и эффективную борьбу с коррупцией.

Недостаточное развитие этих трех атрибутов образа государства провоцирует высокий уровень социальной тревожности молодых граждан, вплоть до кризиса гражданской идентичности. Впрочем, совершенно очевидно, что конструирование позитивного образа государства -сложный процесс, требующий дальнейшего комплексного исследования.

Список источников:

Мид Дж.Г. От жеста к символу // Американская социологическая мысль. М., 1994. С. 215-224.

Пандемия COVID-19: вызовы, последствия, противодействие / А.В. Торкунов [и др.]. М., 2021. 248 с.

Ясавеев И.Г. Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации. Казань, 2004. 200 с.

References:

Mid, Dzh.G. (1994) Ot zhesta k simvolu [From gesture to symbol]. In: Amerikanskaya sotsiologicheskaya mysl'. Moscow, рр. 215-224 (in Russian).

Torkunov, A. V., Ryazantsev, S. V., Levashov, V. K., Anishchenko, A. V., Afanas'ev, V. A. & Belova N. I., ..., et. al. (2021) Pandemiya COVID-19: vyzovy, posledstviya, protivodeistvie [COVID-19 Pandemic: Challenges, Consequences, Counteraction]. Moscow. 248 р. (in Russian).

Yasaveev, I. G. (2004) Konstruirovanie sotsial'nykh problem sredstvami massovoi kommunikatsii. [Construction of Social Problems by Mass Communication Media]. Kazan'. 200 р. (in Russian).

Информация об авторах И.А. Исакова - кандидат социологических наук, доцент кафедры общей социологии и социальной работы Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=757999.

А.П. Коротышев - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры социальной безопасности и гуманитарных технологий Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=645366.

Р.В. Голубин - кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной безопасности и гуманитарных технологий, декан факультета социальных наук Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=299847.

И.В. Беспалова - кандидат философских наук, доцент кафедры социально-политических коммуникаций Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=811255.

Information about the authors I.A. Isakovа - PhD in Social Science, Associate Professor, Department of General sociology and Social Work, Lobachevsky National Research Nizhny Novgorod State University, Nizhny Novgorod, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=757999.

A.P. Korotyshev - PhD in History, Associate Professor, Department Of Social Security And Humanitarian Technologies Lobachevsky National Research Nizhny Novgorod State University, Nizhny Novgorod, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=645366.

R.V. Golubin - PhD in History, Associate Professor, Head of Department of Social Security And Humanities, Dean of the Faculty Of Social Science, Lobachevsky National Research Nizhny Novgorod State University, Nizhny Novgorod, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=299847.

V.I. Bespalovа - PhD, Associate Professor, Department Of Socio-Political Communications, Lobachevsky National Research Nizhny Novgorod State University, Nizhny Novgorod, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=811255.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 03.12.2021 ; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 13.12.2021 ; Принята к публикации / Accepted for publication 23.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.