Научная статья на тему 'Трансформация нормативно-правовой базы национальной политики Китайской Народной Республики (1931–1975 гг.)'

Трансформация нормативно-правовой базы национальной политики Китайской Народной Республики (1931–1975 гг.) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
нормативно-правовая база / этническая политика КНР / районная национальная автономия / теория «четырех старых» / религия / национальные меньшинства / regulatory framework / ethnic policy of the People's Republic of China / regional national autonomy / the theory of the "four old ones" / religion / national minorities

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ткачева Татьяна Олеговна, Грицай Владимир Викторович

Рассматриваются вопросы, касающиеся межнациональных отношений, которые в истории КНР имеют сложную судьбу. Отмечаются напряженные отношения между титульным ханьским населением и малыми народами, а также между национальными меньшинствами. Делается вывод о том, что основой конфликтов выступали культурные различия, социальное положение, территориальные споры, доступность материальных благ, образования, проявления сепаратизма и др. Основной задачей национальной политики было создание на законодательной основе единого, сплоченного китайского народа, суперэтноса, способного противостоять вызовам на разных исторических этапах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of the legal framework of national policy of People's Republic of China (1931– 1975)

The article discusses issues related to interethnic relations, which have a diffi cult fate in the history of the PRC. Tensed relations between the titular Han population and small nations, and between national minorities among themselves. It is concluded that the basis of the confl icts were cultural diff erences, social status, territories, availability of material goods, education, manifestations of separatism, etc. The main task was one – to create on a legislative basis a single, united Chinese people, a super-ethnic group, capable of withstanding the challenges of diff erent historical stages.

Текст научной работы на тему «Трансформация нормативно-правовой базы национальной политики Китайской Народной Республики (1931–1975 гг.)»

Ткачева Татьяна Олеговна Грицай Владимир Викторович

Трансформация нормативно-правовой базы национальной политики Китайской Народной Республики (1931-1975 гг.)

Рассматриваются вопросы, касающиеся межнациональных отношений, которые в истории КНР имеют сложную судьбу. Отмечаются напряженные отношения между титульным ханьским населением и малыми народами, а также между национальными меньшинствами. Делается вывод о том, что основой конфликтов выступали культурные различия, социальное положение, территориальные споры, доступность материальных благ, образования, проявления сепаратизма и др. Основной задачей национальной политики было создание на законодательной основе единого, сплоченного китайского народа, суперэтноса, способного противостоять вызовам на разных исторических этапах.

Ключевые слова: нормативно-правовая база, этническая политика КНР, районная национальная автономия, теория «четырех старых», религия, национальные меньшинства.

Transformation of the legal framework of national policy of People's Republic of China (1931— 1975)

The article discusses issues related to interethnic relations, which have a difficult fate in the history of the PRC. Tensed relations between the titular Han population and small nations, and between national minorities among themselves. It is concluded that the basis of the conflicts were cultural differences, social status, territories, availability of material goods, education, manifestations of separatism, etc. The main task was one - to create on a legislative basis a single, united Chinese people, a super-ethnic group, capable of withstanding the challenges of different historical stages.

Keywords: regulatory framework, ethnic policy of the People's Republic of China, regional national autonomy, the theory of the "four old ones", religion, national minorities.

Китайская Народная Республика - единое многонациональное государство, в котором проживают представители различных этнических групп. Согласно первой переписи населения 1953 г. в КНР на тот период проживало около 590 млн человек, национальные меньшинства составляли 5,89%. Именно поэтому в начале 1950-х гг. новому правительству пришлось предпринимать шаги по объединению государства. Результаты седьмой национальной переписи населения 2021 г. выявили, что его общая численность составила 1 443 497 378 человек. Из них 91,11% составляют ханьцы, 8,89% - представители различных национальных меньшинств КНР [1]. В стране официально идентифицированы и подтверждены центральным правительством 55 национальных меньшинств. Большинство наций можно причислить к категории меньшинств только формально, так как численность некоторых из них превышает несколько милли-

онов человек. Несмотря на то, что численность национальных меньшинств в Китае невелика, они широко распространены. Территория, которую занимают неханьские народы Китая, составляет 2/3 от общей территории государства.

Национальный вопрос для любого многонационального государства является крайне важным. Сплоченность наций, проживающих и тесно взаимодействующих в пределах государственных границ, - залог успешного и стабильного развития государства. Поэтому национальная политика многонационального государства является краеугольным камнем в проведении эффективных и взвешенных мер в данной области.

Любые политические шаги, в том числе и в отношении национального вопроса, должны носить легитимный характер. Легитимность обеспечивется нормативно-правовой базой -совокупностью документов, на основании которых осуществляются меры по реализации

88

национальной политики государства. Понимание руководством КНР важности национального вопроса привело к выделению нормативно-правовых документов по этнической политике в отдельную отрасль права [2, с. 118; 3].

Формирование и эволюция нормативно-правовой базы по национальному вопросу имеет длительную, сложную и противоречивую историю. В историографии, как отечественной, так и зарубежной, исследователи практически единодушны во мнении, что этнополитическое строительство в Китае следует разделить на четыре периода. Первый включает в себя 20-е -30-е гг. прошлого века и характеризуется появлением первых нормативных правовых актов в советских районах Китая, которые можно условно считать прообразами национальных районов. Второй период охватывает 19491955 гг., в это время происходит закрепление этнополитической нормативной базы, главной формой становится районная национальная автономия. Третий период - 1956-1976 гг., когда Коммунистическая партия Китая (КПК) переходит к деструктивным практикам в эт-нополитическом строительстве. Четветый период длится с 1976 г. по настоящее время, в этот период партия и правительство взяли курс на модернизацию и объявили о возвращении в национальной политике к системе районной национальной автономии и равенства всех национальностей страны в рамках концепции единого Китая. Национальная автономия возможна только в районах, где большинство населения составляют национальные меньшинства, органы национального местного самоуправления учреждаются в зависимости от географической протяженности района.

В настоящей статье подробно рассмотрены первые два периода этнополитического строительства.

Еще до образования Китайской Народной Республики в 1931 г. была принята Конституция Китайской Советской Республики. Национальному вопросу была посвящена ст. 14, в которой указывалось, что все население некитайской национальности имеет право на самоопределение вплоть до отделения [4, р. 62-63; 5]. Как отмечает И.В. Ставров, это было сделано для консолидации народов Китая перед лицом японской агрессии и являлось тактическим ходом в борьбе за власть [6, с. 108]. Кроме того, здесь явно чувствуется влияние советской модели построения многонационального государства, а также международных организаций, прежде всего Коминтерна, хотя во всех конституциях СССР говорилось о праве советских

народов на самоопределение, но ни в одной из них не были прописаны механизмы выхода из состава РСФСР/СССР [7, ст. 13]. С этим мнением нельзя не согласиться, но необходимо указать на то, что, с нашей точки зрения, определяющей все же была борьба за власть, а не попытка сплочения для противостояния агрессору.

Уже в 1938 г. на VI пленуме ЦК КПК Мао Цзэдун не упоминает о праве на самоопределение, речь идет только о самоуправлении, равноправии, объединении [8]. Термин «самоуправление», по мнению А.А. Москалева, в Китае понимается как сецессия [2, с. 42-52], т.е. самоуправление является доподлинно таковым только в том случае, если его органы могут реализовать право выхода из состава государства. Именно поэтому в Китае постепенно начинает оформляться курс на позиционирование его как унитарного государства, а из всех программных заявлений и документов, государственно-законодательных актов исчезают упоминания о самоуправлении, кон-федеративности и подобных феноменах государственного устройства. Более того, уже на Первой сессии Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) первого созыва (сентябрь 1949 г.) принимается «Общая программа НПКСК», выполнявшая роль временной Конституции КНР. Статья 1 провозгласила принцип единого Китая. На официальном уровне декларировалась приверженность принципам равноправия, уважения, сохранения самобытности культуры в отношении не-ханьских народов (ст. 9), но только в рамках районно-национальной автономии (ст. 51) [9]. С принятием «Общей программы НПКСК» началась организация районов национальной автономии. Законодательно национальная автономия оформилась в 1952 г. с принятием «Основных принципов осуществления районной национальной автономии в КНР». В документе были декларированы полномочия, функции, определены органы управления, автономные права, виды автономных районов КНР, регулировались условия проживания ханьского населения в национальных автономиях, право использования национальных языков и письменности, взаимоотношения национальностей внутри автономных районов [10]. Закон давал возможность создавать автономные районы как для компактно проживавших малочисленных народов, так и в регионах со смешанным населением. Согласно ст. 5 в такие национальные районы могла включаться часть городов и территорий с ханьским населением. Данный

89

нормативный акт воспринимался в Китае как шаг к реализации принципа равноправия национальностей. Так, в ст. 25 было указано, что «органы самоуправления районов национальной автономии обязаны обеспечивать равноправие всех национальностей, проживающих в данном районе».

Помимо «Основных принципов» в 1952 г. был опубликован ряд нормативных актов, уточняющих положения основного документа: Решение Государственного Административного Совета об обеспечении равноправия национальностей всем разрозненно живущим национальностям [11, с. 406-408]; Решение Государственного Административного Совета о порядке образования местных объединенных демократических правительств различных национальностей [12, с. 490-412]; Правила об организации (в порядке опыта) комитетов по делам национальностей при народных правительствах всех ступеней [13, с. 413-418].

В феврале 1953 г. вступил в силу Закон о выборах во Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), в рамках которого регулировалось количество представителей в нем национальных меньшинств [14].

Таким образом, относительно национальной политики КНР был сформирован взвешенный комплекс нормативных правовых актов, который положительно сказался на снижении кон-фликтогенности межэтнических отношений в многонациональном государстве и реализации принципа равноправия всех наций. Рост численности нетитульного населения говорит о том, что результаты нормативного и правового обеспечения национальной политики КНР имели благоприятные последствия, хотя принципы их реализации не всегда принято считать вполне соответствующими положениям о правах человека.

К началу 1956 г. Мао Цзэдуну и его сторонникам в руководстве КПК удалось убедить партийно-государственный аппарат в необходимости и возможности форсированного и даже «скачкообразного» решения задач модернизации Китая, к коим причислялся и национальный вопрос.

Выступление Дэн Сяопина в 1957 г. на третьем расширенном пленуме ЦК КПК восьмого созыва (20 сентября - 2 октября) положило начало новому этапу в государственном национальном строительстве [15]. А.А. Москалев назвал этот временной промежуток почти в 20 лет «периодом деструкции» [2, с. 160].

Под лозунгом объединения для приближения лучшего будущего началось планомерное

разрушение всех достижений предыдущего периода в решении национального вопроса. Проблема национальных меньшинств перестала быть предметом обсуждения на официальном государственном уровне. Упоминание о национальных меньшинствах исчезло из программных заявлений лидеров страны.

Перевод национального вопроса в плоскость классовой борьбы привел к тому, что решения высших органов власти КНР носили не нормативно-правовой, а политический характер. Следствием этого стало появление и обоснование идеологических установок, направленных против национальных меньшинств, попрание их прав и ускоренная ассимиляция, в основу которой легла выдвинутая деканом исторического факультета Пекинского университета Цзянь Боцзаном теория ассимиляции. Основная мысль заключалась в том, что народ высокоразвитой цивилизации на первоначальном этапе способствует прогрессу менее развитой цивилизации, а в долгосрочной перспективе приводит к ассимиляции последней [16, с. 265]. Очевидно, что, как историк и автор «Очерков истории Китая», Цзянь Боцзань исходил в своих теоретических построениях из общей государственной доктрины традиционного Китая ханьского периода, которая постулировала, что благотворное влияние китайского монарха должны испытывать не только ханьцы, но и другие народы, чья обязанность - покориться самостоятельно и прибыть ко двору с подарками - так проявляется слабое руководство варварами. Кроме того, он воспринял и развил через призму марксизма положение о том, что Китай должен стать многонациональной державой, где будут проживать ханьцы и «варвары». Данная теория появилась в Китае при династии Тан (618-907) и считается наивысшей точкой развития китайского космополитизма.

Являлась обоснованием ассимиляции и носившая одновременно классовый подтекст теория «слияния национальностей». Процесс «китаизации» позиционировался как средство построения коммунизма для всех наций Китая [17, с. 49]. Эта установка шла вразрез с идеями «отца народа» Сунь Ятсена, который говорил, что необходимо развивать «гражданский национализм» в противоположность этноцентризму и объединять различные народности Китая [18]. Сунь Ятсен - автор теории «трех народных принципов», в которой принцип национализма занимает центральное место. Политический деятель, создатель партии Гоминьдан, основатель и первый президент Китайской

90

Республики утверждал, что на раннем этапе революции возможно использовать эмоциональную сторону национальных отношений, чтобы свергнуть власть маньчжуров и вернуть политическую власть ханьцам. На последующих этапах возможно и даже необходимо исходить из интернационального понимания национального вопроса как внутреннего феномена, объединяющего народы Китая в их борьбе с империалистами разных стран, поскольку это обеспечит внутреннюю политическую стабильность, экономический и социальный порядок.

Центром теоретического обоснования национальной политики рассматриваемого периода, проводимой государством, стала теория «четырех старых». Четыре пережитка (сы цзю): старое мышление (цзюсысян), старая культура (цзювэньхуа), старые привычки (цзюсигуань), старые обычаи (цзюфэнсу) - позиционировались как главная преграда «пролетарскому развитию», в связи с чем полагалось необходимым «сокрушить четыре пережитка» (по сы цзю). Культура, язык, письменность, религия, обычаи, традиции неханьских народов попали в категорию «старых», подлежащих безжалостному уничтожению. Боевые силы «культурной революции» - хунвейбины, «красные охранники» и проводники идей председателя Мао, прекрасно справились с задачей не только уничтожения культурных достижений национальных меньшинств, но и их физического устранения. По разным оценкам, в стране в 1966-1976 гг. пострадало около 100 млн человек. К нашему

1. Бюллетень Седьмой национальной переписи населения [Электронный ресурс]. URL: https:// www.gov.cn/guoqing/2021-05/13/content_5606149. htm (дата обращения: 12.02.2024).

2. Москалев А. А. Теоретическая база национальной политики КНР (1949-1999). М., 2001.

3. Xing Zhou Ethnic Politics in China // International Journal of Anthropology and Ethnology (2022) 6:3. URL: https://doi. org/10.1186/s41257-022-00062-z (дата обращения: 19.02.2024).

4. Constitutional Acts of China [Электронный ресурс]: chrestomathy / comp. by D.V. Kuznetsov. Blagoveshchensk, 2014. URL: http://istfil.bgpu.ru/ (дата обращения: 19.02.2024).

5. Basic Constitutional Programme of the Chinese Soviet Republic (1931) [Электронный ресурс]. URL: https://wenku.baidu.com/view/a99 a5baa72fe910ef12d2af90242a8956aecaa4a.html ?_wkts_=1709389415046&needWelcomeRecom mand=1 (дата обращения: 16.02.2024).

исследованию это имеет прямое отношение, поскольку именно в национальных районах продолжали сохраняться очаги сопротивления даже после 1969 г., когда в центральных областях оппозиция в общем и целом была уничтожена. Рождение новой единой пролетарской культуры предполагало не реформу, но полное искоренение всего старого и, по мнению революционеров, отжившего.

Следует отметить, что в новой Конституции КНР, принятой в 1975 г., никак не отразились принципы равноправия, самоуправления и защиты национальных меньшинств, не был определен их статус. Основной акцент делался на полном подчинении руководства национальных автономий (ст. 24) и борьбе с национальным шовинизмом (ст. 4) [19, с. 35, 41-42].

Слепое следование подобным идеологемам привело к усилению конфронтации в межнациональных отношениях. По итогам культурной революции консолидации китайского общества не произошло. Преодолеть разрыв между городом и деревней не удалось. В китайском обществе и сегодня обнаруживаются черты клано-вости и регионализма.

Таким образом, в рассматриваемый период на законодательном уровне была закреплена деструктивная политика государства в отношении национальных меньшинств, в теории декларирующая определенную степень их суверенитета, но на практике запрещающая свободу вероисповедания, использование родного языка, следование традициям неханьских народов КНР.

1. Bulletin of the Seventh National Population Census [Web resource]. URL: https://www.gov.cn/ guoqing/2021-05/13/content_5606149. htm (date of access: 12.02.2024).

2. Moskalev A.A. The theoretical basis of the national policy of the People's Republic of China (1949-1999). Moscow, 2001.

3. Xing Zhou Ethnic Politics in China [Web resource]//International Journal of Anthropology and Ethnology (2022) 6:3. URL: https://doi.org/10.1186/ s41257-022-00062-z (date of access: 19.02.2024).

4. Constitutional Acts of China Electronic resource]: chrestomathy/comp. by D.V. Kuznetsov. Blagoveshchensk, 2014. URL: http://istfil.bgpu.ru / (date of access: 19.02.2024).

5. Basic Constitutional Program of the Chinese Soviet Republic (1931) [Web resource]. URL: https://wenku.baidu.com/view/a99a5baa72fe910e f12d2af90242a8956aecaa4a.html ?_wkts_=1709 389415046&needWelcomeRecommand=1 (date of access: 16.02.2024).

91

6. Ставров И. В. Законодательная реализация этнополитики в районной национальной автономии в КНР // Труды ИИАЭ ДВО РАН. Т. 38. С. 108-124.

7. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики [Электронный ресурс]: утв. постановлением XII Всерос. Съезда Советов от 11 мая 1925 г. URL: https:// constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1925/ red_1925/5508614/chapter/1b55d7aed16d 41d8f6f6bd1ff00b7bb6/ (дата обращения: 24.02.2024).

8. Шестое Пленарное заседание Шестого Центрального комитета Коммунистической партии Китая (расширенное) [Электронный ресурс] // База данных Национальных съездов Коммунистической партии Китая. URL: http://cpc.people.com.cn/ GB/64162/64168/64558/4527140.html (дата обращения: 20.01.2024).

9. General Programme of the Chinese People's Political Consultative Conference (1949) [Электронный ресурс]. URL: http://www.cppcc.gov. cn/2011/12/16/ARTI1513309181327976.shtml (дата обращения: 01.03.2024).

10. Basic Principles for the Exercise of Local National Autonomy (1952) [Электронный ресурс]. URL: https://law.pkulaw.com/ falv903e6aaa6e432b49bdfb.html (дата обращения: 24.02.2024).

11. Решение Государственного Административного Совета об обеспечении равноправия национальностей всем разрозненно живущим национальностям // Законодательные акты Китайской Народной Республики / пер. с китайского; под ред. Е.Ф. Ковалева. М., 1952.

12. Решение Государственного Административного Совета о порядке образования местных объединенных демократических правительств различных национальностей // Законодательные акты Китайской Народной Республики / пер. с китайского; под ред. Е.Ф. Ковалева. М., 1952.

13. Правила об организации (в порядке опыта) комитетов по делам национальностей при народных правительствах всех ступеней // Законодательные акты Китайской Народной Республики / пер. с китайского; под ред. Е.Ф. Ковалева. М., 1952.

14. Закон о выборах в ВСНП и местных собраниях народных представителей [Электронный ресурс]. URL: https:// ru.chinajusticeobserver.com/law/x/peoples-congress-election-law-20201017?ysclid=ltpkrtzt ei141623744 (дата обращения: 01.02.2024).

6. Stavrov I.V. Legislative implementation of ethnopolitics in the regional national autonomy in the People's Republic of China //Proceedings of the Proceedings of the Institute of History, Archaeology and Ethnology FEB RAS. Vol. 38. P. 108-124.

7. The Constitution (Basic Law) of the Russian Socialist Federal Soviet Republic [Web resource]: approved by the resolution of the XII All-Russian Congress of Soviets d.d. May 11, 1925. URL: https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1925/red_1925/5508614/chapter/1b55d7a ed16d41d8f6f6bd1ff00b7bb6/ (date of access: 24.02.2024).

8. Sixth Plenary Session of the Sixth Central Committee of the Communist Party of China (expanded) [Web resource] // Database of National Congresses of the Communist Party of China. URL: http://cpc.people.com.cn/ GB/64162/64168/64558/4527140.html (date of access: 20.01.2024).

9. General Programme of the Chinese People's Political Consultative Conference (1949) [Web resource]. URL: http://www.cppcc.gov. cn/2011/12/16/ARTI1513309181327976.shtml (date of access: 01.03.2024).

10. Basic Principles for the Exercise of Local National Autonomy (1952) [Web resource]. URL: https://law.pkulaw.com/ falv903e6aaa6e432b49bdfb.html (date of access: 24.02.2024).

11. The decision of the State Administrative Council on ensuring equal rights of nationalities to all disparate nationalities // Legislative acts of the People's Republic of China /transl. from Chinese; ed. by E.F. Kovalev. Moscow, 1952.

12. The decision of the State Administrative Council on the formation of local united democratic governments of various nationalities // Legislative acts of the People's Republic of China / transl. from Chinese; ed. by E.F. Kovalev. Moscow, 1952.

13. Rules on the organization (in the order of experience) of committees on ethnic affairs under people's governments of all levels // Legislative acts of the People's Republic of China / transl. from Chinese; ed. by E.F. Kovalev. Moscow, 1952.

14. The Law on elections to the National People's Congress and local Assemblies of People's Representatives [Web resource]. URL: https://ru. chinajusticeobserver. com/law/x/ peoples-congress-election-law-20201017 ?ysclid=ltpkrtztei141623744

15. The Third Plenum of the Central Committee (from September 20 to October 9, 1957) [Web resource]. URL: http://cpc.people.com.cn/ GB/64162/64168/64560/index.html (date of access: 01.02.2024).

92

15. Третий пленум Центрального Комитета (с 20 сентября по 9 октября 1957 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://cpc.people.com. cn/GB/64162/64168/64560/index.html (дата обращения: 01.02.2024).

16. Исхаков Р.Л. Принцип миньцзу чжуи и легитимация национальной государственности Китая // Китай: история и современность: материалы IX междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 21-23 окт. 2015 г. Екатеринбург, 2016. С. 262-279.

17. Новичков В. С. Сущность национальной политики в КНР в период деструкции (19571978 гг.) // Вестник Томского государственного университета. История. 2017. № 45. С. 48-54.

18. Сунь Ятсен. 1866-1966: К столетию со дня рождения: сб. ст., воспоминаний и материалов. М., 1966.

19. Конституция Китайской Народной Республики: принята на I сессии Всекитайского Собрания Народных Представителей Китайской Народной Республики четвертого созыва 17 янв. 1975 г. // Конституции Китайской Народной Республики 1954, 1975, 1978, 1982 гг. М., 1983.

16. Iskhakov R.L. The principle of minzu zhui and the legitimization of the national statehood of China // China: history and modernity: proc. of the IX Intern. sci. and practical conf., Yekaterinburg, Oct. 21-23, 2015. Yekaterinburg, 2016. P. 262279.

17. Novikov KS. The essence of national policy in China during the period of destruction (19571978) //Bulletin of Tomsk State University. History. 2017. No. 45. P. 48-54.

18. Sun Yat-sen. 1866-1966: To the centenary of his birth: coll. of papers, memoirs and materials. Moscow, 1966.

19. The Constitution of the People's Republic of China: adopted at the first session of the National People's Congress of the People's Republic of China of the fourth convocation d.d. Jan. 17, 1975 // Constitutions of the People's Republic of China 1954, 1975, 1978, 1982. Moscow, 1983.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Ткачева Татьяна Олеговна, кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежного регионоведения и востоковедения Кубанского государственного университета; e-mail: alexey_tk@ mail.ru;

Грицай Владимир Викторович, кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHORS

T.O. Tkacheva, Candidate of Sciences in History, Associate Professor of the Department of Foreign Regional Studies and Oriental Studies, Kuban State University; e-mail: [email protected];

V.V. Gritsay, Candidate of Sciences in History, Associate Professor, Professor of the Department of Theory and History of Law and State, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.