Трансформация направлений развития глобализации
Сергей Иванович ДОЛГОВ,
Доктор экономических наук, профессор, Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А) -научный руководитель Академии, 8(499) 143-12-35;
Юрий Анатольевич САВИНОВ, Доктор экономических наук, профессор, Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А), кафедра международной торговли и внешней торговли РФ -профессор, тел.: 8(499) 147-50-03
Аннотация
Авторы рассматривают в статье трансформацию направлений глобализации процессов развития мировой экономики. Не секрет, что в последние годы рост проблем в мировой экономике вызвал протестные движения, выступившее с лозунгами антиглобализма. В статье раскрывается генезис протестов населения многих государств против экономической политики транснациональных корпораций. При этом выявлены новые формы и направления глобализации, связанные с изменением факторов международного бизнеса: универсализация стандартов потребления, развитие цифровизации международной торговли, в частности трансграничной электронной торговли, рост глобализации операций малых и средних предприятий, развитие глобальных цепочек создания стоимости и т.д.
Ключевые слова: международная торговля, новые факторы глобализации, универсализация спроса населения в разных государствах, глобальные цепочки создания стоимости, трансграничная электронная торговля.
Transformation of Globalization Dimensions
Sergej Ivanovich DOLGOV,
Doctor of Economic Sciences, Professor, Russian Foreign Trade Academy (119285, Moscow, Vorob'evskoe shosse, 6A) - Research supervisor of the Academy,
Phone: 8(499) 143-12-35;
Yuri Anatolievich SAVINOV, Doctor of Economic Sciences, Professor, Russian Foreign Trade Academy (119285, Moscow, Vorob'evskoe shosse, 6A), Department of international trade and foreign trade of RF - Professor, Phone: 8(499) 147-50-03
УДК 339.9(100) ББК 65.5(0) Д-640
DOI: 10.24411/2072-8042-2020-00088
9 - 2020
Российский внешнеэкономический вестник
7 Q
Abstract
In the article, the authors consider the transformation of globalization dimensions. It is no secret that increasing problems in the world economy in recent years have caused protest movements with anti-globalism slogans. The article reveals the origin of protests in many countries against the economic policies of transnational corporations. Besides, new forms and directions in globalization associated with changing international business factors are identified: universal-ization of consumption standards, digitalization of international trade, in particular cross-border e-commerce, increased globalization of small and medium-sized enterprises, development of global value chains, etc.
Keywords: international trade, new factors of globalization, universalization of demand in different countries, global value chains, cross-border e-commerce.
События последних месяцев в мировой экономике оказали существенное влияние на динамику и структуру международной торговли. Среди этих событий отметим, прежде всего, решение о выходе Великобритании из Европейского союза, выход США из многих международных договоров - из международного торгового соглашения по Транстихоокеанскому партнерству (ТТП), из Международного договора о торговле оружием, из Парижского соглашения по климату, из международных переговоров по введению «цифрового налога» на технологические компании, из Всемирной организации здравоохранения, решения США по обострению торгового конфликта с Китаем и ряд других. Эти действия США оказали дестабилизирующее влияние на международную торговлю и внесли элементы сомнения в обоснованность объективного влияния международного разделения труда на развитие экспорта и импорта многих стран, на тенденцию глобализации мировой экономики. Кроме того, в последние десятилетия в мировой экономике было создано несколько региональных экономических объединений. Все это дало повод некоторым экономистам сделать вывод о завершении процесса глобализации. В этой связи мы решили высказать нашу точку зрения на создавшуюся ситуацию.
РАЗВИТИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ЗАРОЖДЕНИЕ ПРОТЕСТНЫХ ДВИЖЕНИЙ
Чтобы понять тенденции в развитии процесса глобализации, очень важно понять, кто является участниками, вовлеченными в это явление. Достаточно отметить, что международные финансовые институты являются ключевыми игроками этого процесса. Для лучшего понимания кратко рассмотрим исторический фон, который фактически привел к формированию внешнеэкономической политики этих международных игроков. Начнем с того, что после Второй мировой войны международная торговля попала под влияние новой валютной системы под названием Бреттон-Вудская система. Великая депрессия 1929 года полностью разрушила
^ 8
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2020
прежнюю международную валютную систему, что привело к образованию денежных блоков и торможению международного торгово-экономического сотрудничества. Чтобы добиться улучшения денежно-кредитных условий, Союзные силы в 1944 году встретились в Бреттон-Вудсе, чтобы создать новый денежный порядок.
В ходе обсуждений было решено, что правительства будут действовать в управлении международной финансовой системой с высокой степенью ответственности. Соединенные Штаты Америки, которые стали доминирующей державой, взяли на себя право по установлению послевоенного экономического порядка, предотвращающего экономический национализм, поощряющий свободную международную торговлю и расширение взаимодействия между нациями.
План, одобренный в Бреттон-Вудсе, стал первым коллективным международным проектом, который наметил установление нового валютного порядка и стимулирование роста международной торговли. По итогам конференции ее участники решили создать две новые организации - Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), известный как Всемирный банк. Позднее, в 1947 году, было сформировано Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), а в 1995 году была создана Всемирная торговая организация, которая стала итогом длительных переговоров по выработке новых документов, регулирующих международную торговлю в рамках ГАТТ. В ходе первых после этого десятилетий торговля между странами развивалась относительно динамично, были значительно снижены импортные тарифы на многие товары. В этот же период получили развитие два новых фактора, оказавших существенное влияние на мировую экономику и международную торговлю - начавшийся рост региональных экономических подсистем (Европейского Союза в начале 1990-х годов и затем - Ассоциации государств Юго-Восточной Азии) и интенсивное развитие международной деятельности транснациональных корпораций (ТНК). Большинство этих ТНК базируется в США, они стали полностью доминировать над всей мировой экономикой и приступили к формированию системы сложной взаимозависимости предприятий, связанных глобальными цепочками создания стоимости. Деятельность этих предприятий, а точнее - игнорирование данными компаниями интересов экономики и населения принимающих стран и возникшие в результате этого серьезные проблемы - вызвали и стимулировали рост проблем для экономики принимающих государств в области инвестиций, движения капитала и технологий и в целом для благосостояния населения.
В социальном плане во многих странах стало расти движение, направленное против негативных аспектов деятельности ТНК, появилось большое число публикаций, авторы которых гневно обличали хищнический характер их экономических операций. Рост сомнений в соответствии целей глобализации экономическим чаяниям принимающих стран обозначился не в последние годы, а был объективно
9 - 2020
Российский внешнеэкономический вестник
9 0
обусловлен развитием событий в мировой экономике. Первые антиглобалистские настроения появились в 70-х годах ХХ в. Они были обусловлены хищнической политикой транснациональных корпораций в развивающихся государствах, в частности экономическими действиями американских и европейских компаний, таких как пренебрежение безопасностью детей, для которых компания Nestle выпускала детское питание, что привело к росту детской смертности по всему миру, пренебрежение техникой безопасности на заводе Union Carbide в Индии, что привело к гибели 8 тыс. чел. за первые же 72 часа поле производственной катастрофы, пренебрежение правами трудящихся компанией Coca Cola в Гватемале и Колумбии и так далее. Кроме этого, американские ТНК занялись и подрывной политической деятельностью. Например, американская корпорация ITT проводила тайные операции в Чили с целью свержения законного президента С. Альендо. Игнорирование национальных интересов принимающих стран привело к тому, что многие экономисты и специалисты в области социальных наук стали связывать именно глобализацию с ответственностью за появление таких проблем развивающихся стран, как растущая нищета и неравномерное развитие, появление серьезных инфраструктурных проблем.1
Экономика принимающих стран стала более зависимой от импорта, что оказывает постоянное давление на стоимость национальных валют, приводит к рекурсивным приступам высокой инфляции. Вместо того чтобы расширяться, национальные местные производственные компании принимающих стран терпят ущерб в использовании новых технологий. Анализ динамики прямых иностранных инвестиций за последние несколько лет показал, что значительный объем капиталовложений направлен не на создание новых компаний, а на реализацию предложений о поглощении существующих предприятий развивающихся государств. Несмотря на тот факт, что многие принимающие страны либерализовали налоговый режим для привлечения высоких технологий и капиталовложений, опыт показывает, что инвестиции всех основных ТНК в развивающиеся страны незначительны по сравнению с их инвестициями за рубежом: основная доля инвестиций уходит в индустриально развитые государства). Например, в Индии такие компании, как INTEL, AMD, CISCO и т. д., вместо того чтобы внедрять новые технологии, фактически вывозят технологии из Индии и других государств, где созданы их филиалы и дочерние компании. Все их инвестиции направлены в подразделения, которые либо разрабатывают программное обеспечение по требованию, либо оказывают исследовательскую помощь своим коллегам из США. Ни одна их американских ТНК не создала производственных подразделений и не подписала никаких соглашений о передаче технологий с какой-либо индийской компанией. Все технологии разрабатываются и продаются материнской компанией. Отдельные операции по разработке информационных технологий уходят по аутсорсинговым контрактам в адрес ТНК. Эти компании получают все льготы и привилегии для использования интеллектуального капитала развивающихся стран, например Индии. Кроме того,
^ 10
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2020
им предоставляются налоговые льготы, а также преференциальный режим при распределении земли и бесперебойного энергоснабжения. Все это послужило основанием для растущих протестов относительно осуществляемой политики ТНК, и эти протесты приняли форму противодействия самой глобализации.
Поэтому явление глобализации следует рассматривать с нескольких сторон, прежде всего, это - 1) экономическая сущность процессов глобализации, выражающаяся в углублении взаимозависимости государств и 2) социальные аспекты, вызванные пренебрежением интересами принимающих стран со стороны ТНК, что, если говорить точнее, является социально-политическим, протестным аспектом глобализационных процессов.2 Таким образом, неверно считать, будто участники протестных демонстраций выступают реально против экономических основ и процессов глобализации, под лозунгом «антиглобализм» они ведут борьбу против хищнической политики транснациональных компаний, игнорирующих интересы экономики и населения принимающих государств.
ПОЗИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Глобализация мировой экономики способствует благоприятному экономическому развитию промышленно развитых стран, повышает уровень занятости. В компаниях Европы, отправляющих продукцию на экспорт, в 2017 г. работало более 36 млн сотрудников (каждый седьмой занятый в ЕС). Например, во Франции в 2018 г. благодаря экспорту за пределы ЕС было обеспечено 2,8 млн рабочих мест, что составляет 12% от всех рабочих мест в стране.3 Заработная плата большинства занятых в связанных с экспортом предприятиях в среднем на 12% выше, чем занятых в других сферах экономики.4
Большие выгоды от глобализации и роста мировой торговли получают европейские потребители. Благодаря торговым соглашениям, заключаемым ЕС с другими странами, импортеры платят более низкие пошлины5. Наряду с усилением конкуренции, возникающим на рынках, и расширением предложения, это приводит к снижению цен и росту разнообразия товаров и услуг на потребительском рынке. Выгода потребителей от глобализации рынков оценивается экспертами в 600 евро на одного потребителя в год. Таким образом уровень благосостояния и комфорта, а также уровня жизни населения ЕС повышается.6
Глобализация внесла существенный вклад в развитие международной торговли. В 1970-2007 гг. (до кризиса 2008 г.) мировой экспорт рос в два раза быстрее, прямые иностранные инвестиции (ПИИ) - примерно в пять раз, а движение капитала - в 12 раз быстрее, чем производство в промышленно развитых странах. В основе этого роста находилось использование достижений научно-технического прогресса: строительство крупных судов для перевозки контейнеров дало возможность в 4 раза повысить объемы перевозок грузов морем. На эти перевозки в 19702008 гг. приходилось почти 90% грузового оборота международной торговли. В эти же годы размеры перевозок грузов воздушным путем выросли в 13 раз и ныне
9 - 2020
Российский внешнеэкономический вестник
11 ^
составляют 40% мировой торговли (по стоимости). Новые информационные технологии увеличили возможности передачи данных при снижении стоимости коммуникаций.7
Транснациональные корпорации используют новые возможности развития экспорта и импорта, организуют сложные сети производственных подразделений во многих странах на различных этапах цепочки создания стоимости. Они стремятся извлечь прибыль из сравнительных преимуществ предприятий, расположенных в разных странах, используя экономию на масштабах производства в условиях глобального рынка.
КАК ДВИГАТЬСЯ ВПЕРЕД, ПЯТЯСЬ НАЗАД
Успехи развития глобализации признаются ее сторонниками и противниками, однако, следует подчеркнуть, что, как и у каждого экономического явления, у глобализации имеются и барьеры, и возможные объективные ограничения, в частности языковые, правовые, технологические. Несмотря на значительное снижение стоимости коммуникаций, международные звонки составляют лишь 2% телефонных звонков. Хотя 2 млрд человек имеют доступ к Интернету, лишь одно соединение из 5-6 выходит за национальные границы. На долю зарубежных капиталовложений приходится примерно лишь 10% мировых инвестиций.8 Хотя мировой экспорт достигает примерно 30% мирового ВВП, его доля искусственно увеличивается из-за углубления подетальной и технологической кооперации: один товар и его компоненты, произведенные в разных странах, на разных стадиях его создания учитываются в платежных балансах и экспортных статистиках по несколько раз. Этот феномен отчасти объясняет быстрый рост показателя международной торговли в последние 25 лет.9 Вместе с тем, нельзя характеризовать это явление как негативное, наоборот - чем активнее страны обмениваются частями, деталями и узлами, тем эффективнее само производство готовых товаров. Доля импорта во внутренних инвестициях составляет около 25% в США, Японии и Китае и 38% в Германии.10 Доля иностранных частей и деталей в экспорте готовых товаров в среднем по странам мировой экономики равна примерно 24%. При этом в Китае она была равна 33%, во Вьетнаме - 37%, в Сингапуре - 50%.11
За время своего развития процесс глобализации усложнился, стал включать не только международную торговлю, а затем и международное производство, но и осуществление сбыта за пределами базирования производственных предприятий, расположенных во многих государствах, а в последние годы в связи с развитием сети Интернет - и процесс универсализации структуры спроса потребителей. Следует также отметить, что развитие экономических процессов глобализации, как любого динамического процесса в экономике, осуществляется диалектически через преодоление противоречий, причиной которых является проявляющийся время от времени субъективизм партнеров, который рельефно обозначается в ходе углубляющейся конкуренции между ними.
^ 12
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2020
Важным результатом глобализации стало снижение барьеров для поставок товаров. Это помогло многим странам увеличивать экспорт, развиваться гораздо быстрее, чем они могли бы в противном случае. Сегодня международная торговля вносит значительный вклад в экономический рост стран. А экономический рост является центральным компонентом экономической политики государства, которая ведет к улучшению жизни миллионов людей. В этом отношении мы согласны с известным мнением известного экономиста Джозефа Э. Стиглица, который отметил, что «те, кто критикует глобализацию слишком часто, игнорируют ее пре-имущества».12 Участие отдельных стран в международном разделении труда основывается на конкурентных преимуществах на определенных товарных рынках. На их основе страны расширяют экспорт, получают выгоду от включения предприятий в процессы международного товарообмена, получают новые передовые технологии в форме идей, разработок, технологии и оборудования. В одной из своих работ, в которой сделан особый вклад в обоснование «глобализации», американский экономист Майкл Портер, с которым мы полностью согласны, неоднократно ссылается на тот факт, что в настоящее время мы можем говорить о существовании глобальных отраслей, «где конкурентная позиция компании в конкретной стране в значительной степени зависит от стратегии, принятой другими компаниями в других странах».13
В индустрии программного обеспечения, например, компании, которые когда-то использовали квалифицированную рабочую силу в развитых странах в настоящее время обращаются к специалистам из развивающихся стран для снижения затрат и, следовательно, издержек на единицу продукции. Начиная с восьмидесятых годов прошлого века, руководители отделов разработок таких компаний, как Motorola, IBM, Hewlett-Packard и т. д., предпочитают нанимать специалистов из Индии для выплаты более низкой заработной платы, в результате чего эти компании отлично конкурируют с фирмами, использующими специалистов только промышленно развитых государств. Упомянутые компании и многие другие, такие как Digital Equipment, Siemens-Nixdorf, Deutsche Bank и др., создали дочерние компании в развивающихся государствах, обучая там местных специалистов и используя их труд вместо найма специалистов в индустриальных странах. При этом транснациональные компании преимущественно разворачивают операции в странах, где значительная часть молодого населения обладает хорошими знаниями английского языка, в частности в Индии, на Тайване, в Сингапуре, а заработная плата в этих странах и территориях существенно ниже чем в США. Многие компании стран Запада переносят свои производственные процессы в государства с относительно невысокой стоимостью оплаты труда. Как откровенно отметил Х. Краммер, один из руководителей компания Swissair: «По цене труда швейцарца мы можем привлечь трех индийцев».14 Однако в связи с переносом многих производственных операций из индустриально развитых в развивающиеся государства и отсутствия грамотной политики о переподготовке высвободившихся рабочих и служащих в
9 - 2020
Российский внешнеэкономический вестник
13 Q
странах Запада увеличивается численность безработных, особенно низкой квалификации. Наиболее уязвимыми с этой точки зрения секторами в развитых странах являются: текстильная отрасль, легкая промышленность (производство одежды, обуви и кожаных изделий). Для снижения негативного влияния глобализации в сфере занятости в 2006 г. в ЕС был создан специальный фонд (European globalisation adjustment fund), цель которого - помочь работникам, потерявшим рабочие места из-за глобализации. Из средств фонда финансируются программы, помогающие людям получить новую работу или организовать свое предприятие. Такие программы включают в себя дополнительное обучение, консультации по вопросам карьеры, помощь в поиске работы, наставничество.15 Однако в связи с наплывом законных и незаконных мигрантов проблема далека от разрешения. Что можно сказать по этому поводу? Несмотря на научно-технический прогресс, технологии будущего создаются самими людьми. И если вовремя не предусмотреть возможных последствий, то внедрение самых современных машин принесет их владельцам прибыль, а занятым - увольнения. При этом для обслуживания новых средств производства появляется потребность в кадрах высокой квалификации, подготовкой которых общество озадачивается лишь с опозданием.16 Многие эксперты исходят из прежних тенденции, просто экстраполируя их. Но это неверный подход. Причину оценки современного этапа развития глобализации через взгляды прошлого весьма точно вскрыл канадский философ М. Г. МакЛюэн17: "We look at the present through a rear view mirror. We march backwards into the future."- «Мы смотрим на сегодняшний через зеркало заднего вида. Мы пятимся назад в будущее».18
Чтобы наблюдать за тенденциями, важно понимать, что они связаны с прошлым и настоящим социально-экономических и культурных факторов, влияющих на завтрашние истории успеха правительства и бизнеса. Но при прогнозировании будущих явлений важно учитывать изменения воздействия влияющих факторов и появления новых видов.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Дальнейшее развитие глобализации и ее трансформация является предметом многочисленных дискуссий. Как мы считаем, гадать здесь не имеет смысла. Это необратимый процесс. На основе опубликованных результатов оценок экспертов можно лишь ориентировочно определить основные факторы и направления ее структурных изменений в ближайшие годы. При этом отметим, что процесс глобализации осуществляется диалектически, то есть, преодолевая циклические кризисы и негативное влияние внеконъюнктурных факторов. Отметим только, что воздействие последних время от времени усиливается. Если на первых этапах глобализация порождала социальные последствия и проблемы, то ныне именно процессы, проявляющиеся в обществе, часто оказывают влияние на экономические стороны глобализации.
^ 14
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2020
Тенденция к универсализации моды и стандартов потребления населения. С развитием сети Интернет и ростом доступности входа в нее потребление населения во многих странах претерпело глубокие изменения. Возросли, с одной стороны, - потребительские требования домохозяйств, а с другой - вынужденные ограничения в потреблении, о чем свидетельствуют исследования, одно из которых было проведено компанией Societe Generale в пяти европейских странах (Франция, Германия, Италия, Соединенное Королевство и Испания), а другое - выполненное консультационной компанией Cetelem (l'Observatoire Cetelem) - охватило 17 европейских стран.19 В результате можно констатировать всеобщую тенденцию к сближению структуры потребления и усилению развития единых тенденций в приобретении как товаров первой необходимости, так и товаров длительного пользования.
Относительное расширение продаж так называемых «устойчивых»20 товаров, то есть товаров, которые производятся и потребляются без негативного воздействия на окружающую среду, общество и будущие поколения. Согласно исследованию Центра устойчивого бизнеса Нью-Йорка Стерна (New York University, Leonard N. Stern School of Business)21, проведенному в 2019 году, 50% прироста продаж потребительских товаров в 2012-2018 годах приходилось на «устойчивые» продукты, на долю которых в целом приходилось 16,6% всех продаж. Во всех странах ЕС, согласно исследованию Международного торгового центра, потребители предъявляют повышенный спрос на такие продукты. Эти данные прокомментированы исполнительным директором МТЦ А. Гонсалесом, который отметил, что результаты исследования служат важным показателем для экспортеров, которые намерены добиться устойчивых продаж своих товаров в регионе.22
Специалисты не первый год отмечают рост склонности потребителей к покупке товаров, не загрязняющих окружающую среду. В Швеции среди потребителей расширяется движение kopskam, что означает: «Стыдно покупать экологически грязные продукты».23
Увеличивается нематериальное потребление домохозяйств. С ростом дохода на душу населения потребности членов общества развиваются, расширяются интересы населения, растут потребности в разнообразии отдыха и увлечений. Как результат, в расходах населения происходит уменьшение удельного веса потребительских товаров: в 2017 г., например, в странах ЕС они составляли лишь 29% потребительских расходов домохозяйств против 35% в 1995 г. В последнее время во Франции, Испании и Италии наблюдается снижение объема потребления одежды, мебели. В то же время в течение последних 25 лет растут расходы на туризм, гостиницы, рестораны, развлечения, парикмахерские и SPA-салоны. Подобная же тенденция отмечается в США, Канаде, Японии, Австралии.
9 - 2020
Российский внешнеэкономический вестник
15 Q
Растут обязательные (вынужденные) расходы покупателей промышленно развитых государств. Эта структурная тенденция, характерная для стран Европы и США, наблюдается уже около 60 лет и, похоже, не замедляется. Вынужденные расходы составляют 43% расходов французских и треть расходов испанских домохозяйств. Они включают расходы на жилье (аренда и погашение кредита, электричество, газ, воду), транспорт, страхование. В результате доля произвольных расходов домохозяйств продолжает сокращаться, и как итог - шесть из десяти французов чувствуют, что их покупательная способность снижается, несмотря на рост доходов.
Повышении требований потребителей к происхождению и качеству товаров. Отмечается растущая склонность потребителей к «местным» (региональным или национальным) продуктам с гарантированным качеством и экологической чистотой. Потребители всё чаще озабочены защитой занятости местных производителей и выступают против засилья продукции транснациональных корпораций. Тем не менее, на протяжении десяти последних лет во всех европейских странах, например, доля товаров, произведенных внутри страны, в потреблении домохо-зяйств снижается. Таким образом, потребители в Европе становятся более требовательными и избирательными.
Универсализация потребительского спроса облегчает производственную деятельность компаний: снижаются потребности в удовлетворении спроса узких слоев населения в отдельных государствах, уменьшаются потребности в инвестициях, в рекламе, в освоении производства специфических товаров, ранее покупавшихся только в одной стране.
Большие выгоды от глобализации и роста мировой торговли получают европейские потребители. Усиление воздействия рекламы на поведение покупателей и усиление конкуренции ведет к росту предложения одинаковой номенклатуры товаров, соответствующей единому модному тренду на рынках многих стран. 24
ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕССЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
Однако, хотя с 2008 года мировая торговля товарами выровнялась, а трансграничные потоки капитала резко сократились, глобализация не движется вспять. Скорее, она вступает в новую фазу, определяемую стремительными потоками данных и информации. Примечательно, что цифровые потоки, которые практически отсутствовали всего 15 лет назад, теперь оказывают большее влияние на рост ВВП, чем многовековая торговля товарами, согласно новому докладу Глобального института «МсКт8еу (МК1)»: «Цифровая глобализация: новая эра глобальных потоков». И хотя этот сдвиг позволяет компаниям выходить на международные рынки с менее капиталоемкими бизнес-моделями, он также создает новые риски и политические вызовы.25
^ 16
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2020
Сегодня цифровая форма глобализации открыла двери для развивающихся стран, небольших компаний и стартапов, а также для миллиардов людей. Десятки миллионов малых и средних предприятий по всему миру превратились в экспортеров, присоединившись к таким рынкам электронной коммерции, как Alibaba, Amazon, eBay, Flipkart и Rakuten. Примерно 12 процентов мировой торговли товарами осуществляется через международную электронную торговлю. Даже самые маленькие предприятия могут родиться глобальными: 86 процентов технологических стартапов, опрошенных MKI, сообщают о каком-либо виде трансграничной деятельности. Сегодня даже самые маленькие фирмы могут конкурировать с крупнейшими транснациональными корпорациями.
Люди используют глобальные цифровые платформы для обучения, поиска работы, демонстрации своих талантов и создания личных сетей. Около 900 миллионов человек имеют международные связи в социальных сетях, а 360 миллионов принимают участие в трансграничной электронной торговле. Цифровые платформы как для традиционной занятости, так и для внештатных заданий начинают создавать более глобальный рынок труда.
РОСТ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЦИФРО-ВИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА
В эту цифровую эпоху глобализации крупные компании могут управлять своими международными операциями более экономными и эффективными способами. Используя цифровые платформы и инструменты, они могут продавать на быстрорастущих рынках, сохраняя при этом виртуальные команды подключенными в режиме реального времени. Это необходимо учитывать компаниям, чтобы переосмыслить свои организационные структуры, продукты, активы и конкурентов.26
Глобальные потоки всех типов поддерживают рост за счет повышения производительности, а потоки данных усиливают этот эффект за счет расширения участия и создания более эффективных рынков. Анализ, проведенный Институтом МаКинси, показывает, что за десятилетие все виды торговых потоков увеличили мировой ВВП на 10,1%. Только в 2014 году этот показатель составил около 7,8 трлн долл., а на сами потоки цифровых данных приходится только 2,8 трлн долл. этого воздействия.27 Как приток, так и отток капитала важны для роста, поскольку они открывают экономику идеям, исследованиям, технологиям, талантам и лучшим практикам со всего мира.
Важным следствием универсализации товарного предложения является бурное развитие электронной торговли В2С через каналы Интернет-магазинов, в частности рост экспортных операций. Объем мирового рынка электронной торговли (eCommerce) в 2019 году достиг примерно 3,46 трлн долл. Согласно анализу экспертов, объем розничных онлайн-продаж в 2016-2019 годах рос в среднем на 20% в год, в то же время розничные продажи увеличивались всего лишь на 3,5% в год.
9 - 2020
Российский внешнеэкономический вестник
17 Q
Соответственно, рынок растет, в основном, за счет онлайн-коммерции, делают выводы эксперты. При этом доля интернет-продаж в сфере розничной торговли выросла с 10,5% в 2016 году до 16,4% в 2019 году. Если подобная тенденция сохранится, то объемы мирового рынка электронной торговли превысят объёмы традиционной розницы уже к 2036 году.
По мере того как потребители приобретают уверенность в том, что их ждёт хороший опыт онлайн-покупок, они ищут в интернете товары более высокого качества по более низким ценам. Также они предпочитают интернет-магазины за широкий выбор товаров. Уже больше 50% онлайн-покупателей на Ближнем Востоке, в Африке, Европе и Латинской Америке выбирают товары на иностранных сайтах, следует из опроса платежной системы PayPal. К примеру, 1000 крупнейших интернет-магазинов Северной Америки продают товаров на сумму 143 млрд долл. покупателям за пределами США. При этом доля американской компании Amazon в этих международных продажах составила 44%.
Среди Интернет-покупателей в 2019 г. доля покупателей, которые приобрели товары на иностранных веб-сайтах составила: в странах Среднего Востока - 70%, Африки - 62%, Западной Европы - 57%, Восточной Европы - 56%, Латинской Америки - 52%, Северной Америки - 48%, стран Азиатско-Тихоокеанского региона - 48%.28 Данные показатели свидетельствуют об интенсивном развитии международной электронной торговли.
СТАБИЛЬНЫЙ РОСТ ЭКСПОРТА УСЛУГ
Объем мирового экспорта услуг достаточно серьезен: в 2017 г. его объем составил 5,1 трлн долл., что существенно меньше торговли товарами - 17,3 трлн долл. Но при этом в последнее десятилетие торговля услугами возрастала на 60% быстрее, чем торговля товарами. Продажи некоторых видов деловых услуг (услуги в сфере телекоммуникаций, информационных технологий, интеллектуальной собственности) растут в два-три раза быстрее, чем торговля другими видами услуг.29 В связи с кризисом в мировой экономике доля мировой торговли товарами упала по отношению к ВВП, а относительные показатели торговли услугами растут, то есть движутся в противоположном направлении.
Однако приведенные данные не полностью освещают реальный вклад услуг в международную торговлю. На это есть три причины: традиционная таможенная статистика торговли не охватывает весь объем услуг в мировой торговле. Во-первых, услуги обеспечивают большую и растущую долю стоимости торгуемых товаров, но при экспорте услуги часто включаются в стоимость товаров, как их неотъемлемая часть, что не отражается таможенной статистикой. Часто невозможно или достаточно трудно установить грань между собственно товаром и предоставляемой вместе с ним услугой, границы их стоимости размываются по мере того, как они все больше объединяются вместе. По оценкам доля услуг составляет 31%
^ 18
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2020
от стоимости продаваемых промышленных товаров. Во-вторых, внутрифирменная передача нематериальных активов, таких как бренды, интеллектуальная собственность, программное обеспечение, не патентуемая производственная технология, как правило, недостаточно регистрируются внешнеторговой статистикой. В-третьих, значительные объемы цифровых технологий предоставляются покупателям по Интернету, минуя таможенное оформление. Эти высокозатратные услуги пока еще не имеют полного ценового выражения.
В трех вышеуказанных сферах деятельности создаются услуги общей стоимостью 8,3 трлн долл. ежегодно - показатель, который при правильном и полном учете мог бы увеличить глобальные торговые потоки на 4,0 трлн долл. Если при этом переместить в категорию «торговля услугами» еще 4,3 трлн долл., которые в настоящее время учитываются в категории «торговля материальными товарами», то глобальная торговля услугами выдвинется в мировом экспорте по стоимости на первое место. Как нам представляется, если бы они были подсчитаны, то услуги составляли бы более половины добавленной стоимости во всей мировой торговле, то есть превышали бы стоимость торговли материальными товарами.
Различие между продажами материальных товаров и услуг становится все более размытым явлением в бизнесе, поскольку производители и розничные торговцы все чаще внедряют новинки "как услугу», то есть, не ограничиваясь поставкой непосредственно самого товара, а навязывая покупателю спектр услуг, позволяющих наиболее эффективно использовать этот товар. Предполагается, например, что автопроизводители к 2030 году могут получать до 30% своих доходов от предложения услуг, поскольку они переходят от одноразовых покупок автомобилей к предоставлению более широкого спектра услуг «мобильного» бизнеса (например, каршеринг, прокат автомобилей, транзит услуг, обмен велосипедами и услуги парковки).
МОДИФИКАЦИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННО-СБЫТОВЫХ ЦЕПОЧЕК
Из-за сохраняющейся неопределенности в торговых противоречиях между Китаем и Северной Америкой и выходом США из многих международных договоров в мировой торговле создалась обстановка неуверенности, компании-участники внешней торговли начали искать обходные пути, чтобы не стать жертвой повышения импортных тарифов. В частности, американские компании изменили свои цепочки поставок в Китай, они стали использовать услуги торговых компаний, которые первоначально отправляют товар в промежуточное государство, а уж потом в Китай. Поставки в Китай начинают осуществляться через страны близлежащих регионах, таких как Вьетнам, Южная Корея и Тайвань, а также через Мексику. При импорте из Китая используются лазейки в торговой политике, чтобы обойти повышение тарифов на товары китайского производства.
9 - 2020
Российский внешнеэкономический вестник
19 ^
Кроме того, руководство ТНК с учетом создавшейся обстановки стремится разработать новую технологию цепочки поставок, изменить маршруты продвижения товаров между США и Китаем. За последние несколько лет использование «цепных» технологий (предусматривающих передачу первоначальной заготовки детали для ее обработки последовательно в ряд стран, где эти операции выполняются с наименьшими издержками), таких как искусственный интеллект, блок-чейн, использование дронов и робототехники, произвело революцию в цепочках поставок.30 Главное направление усилий - добиться устойчивости производственных цепочек поставок, что приведет к повышению производительности на 15%. Два мировых лидера в области перемещения контейнеров - компании Маегек и БЛМСО удваивают расходы на оптимизацию логистических процессов с более высокой интеграцией внутренних услуг. Это поможет грузоотправителям направить свои перевозки по сниженным ценам, поскольку две компании соединяют услуги по доставке контейнеров морским путем и по сухопутным участкам. Оцифровка документации и потока информации играет огромную роль в этой интеграции, предоставляя возможность получить доступ к данным в реальном времени и организовать более гибкие и эффективные процессы транспортировки.
Использование нововведений - обходных путей доставки грузов, разработка методов уплаты наиболее низких импортных пошлин, новых технологий в функционировании глобальных цепочек поставок и возросший спрос на экологически чистые («устойчивые») товары способствуют изменению сущности глобализации.
Предприятия ищут способы приблизить производство к своим потребителям, обходить повышенные тарифы импортных пошлин. Они привлекают новые технологии, чтобы предоставлять покупателям экологически «чистые» товары.
Благодаря высокому уровню развития глобальных цепочек поставок, а точнее - международной межфирменной производственной и сбытовой кооперации, страны в мировой экономике все более оказываются связанными производственными узами. В результате «арбитражная»31 торговля, основанная на извлечении прибыли за счет разницы в стоимости труда, относительно уменьшается. В период экспансии глобальных производственно-сбытовых цепочек в 1990-е - начале 2000-х годов многие бизнес-решения о размещении производства базировались на оценке трудовых затрат, особенно в отраслях, где эти затраты были велики. В настоящее время только 18% торговли товарами основано на арбитражных сделках по критерию разницы в стоимости рабочей силы (ВВП на душу населения страны-экспортера равен не более 1/5 соответствующего показателя страны-импортера). Другими словами, более 80% глобальной торговли (равно как и большая часть решений о размещении производственных мощностей) определяется не фактором трудовых издержек, а другими соображениями: доступ к квалифицированной рабочей силе и природным ресурсам, качество инфраструкту-
^ 20
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2020
ры, близкое расположение к потребителям. Более того, отмечается тенденция к дальнейшему сокращению доли арбитражной торговли, особенно в трудоемких отраслях обрабатывающей промышленности, где она упала с 55% в 2005 г. до 43% в 2017 г. Такая динамика отражает, в первую очередь, рост зарплат в развивающихся странах. По нашему мнению, можно предвидеть усиление тенденции к превращению трудоемких обрабатывающих производств в капиталоемкие по мере развития процессов автоматизации и внедрения искусственного интеллекта.32
Глобальные производственно-сбытовые цепочки (ПСЦ) становятся более наукоемкими. Во всех цепочках отмечается увеличение доли капитализированных расходов на НИОКР и нематериальные активы (включая ИС) в валовых доходах. За период 2000-2016 гг. эта доля возросла с 5,4 до 13,1%. Данная тенденция особенно заметна в сфере инновационной продукции - компании в машиностроении тратят 36% размера своей прибыли на НИОКР, а фармацевтические компании и производители медицинского оборудования - до 80%). Во многих цепочках процесс создания собственности перемещается в направлениях, противоположных основному реальному производству: вверх - акцент на НИОКР и дизайн, вниз - маркетинг, сбыт, послепродажное обслуживание. Уменьшение доли собственности, создаваемой в реальном производстве, отчасти объясняется сокращением издержек в результате развития процессов аутсорсинга.33
По географическим признакам всемирные цепочки создания стоимости становятся более региональными. Вплоть до недавнего времени глобальная торговля была в основном межконтинентальной. Дальние перевозки стимулировались сокращением транспортных расходов и развитием торговли с Китаем и странами Юго-восточной Азии. Доля торговли между странами в пределах одного региона сократилась с 51% в 2000 г. до 45% в 2012 г. Однако в последние годы этот тренд начал разворачиваться в обратную сторону, особенно в азиатском регионе, где увеличивается уровень потребления, а также в странах ЕС-28. Регионализация в наибольшей степени ощущается в глобальных инновационных цепочках, базирующихся на тесной интеграции поставщиков.
Изменение географии глобального спроса - важный фактор перестройки международных производственных цепочек. В настоящее время наиболее интенсивно растут потребительские рынки в развивающихся государствах. По оценкам Института МсКт8еу, к 2025 г. развивающиеся страны будут потреблять почти две трети мирового объема продукции обрабатывающей промышленности (лидеры спроса: автомобили, строительные материалы, машинное оборудование), а к 2030 г. - их доля в глобальном потреблении составит более 50%. Эти страны все активнее участвуют в глобальных потоках товаров, услуг, финансов, людских ресурсов и информации.34
9 - 2020
Российский внешнеэкономический вестник
21 ^
Особенно быстро увеличивается спрос в Китае, где потребительский сегмент экономически активного населения является одним из ключевых в глобальном городском потребительском спросе. В настоящее время на долю Китая приходится 30% мирового рынка товаров роскоши, 40% мирового потребления текстиля и предметов одежды; в 2016 г. китайские покупатели приобрели автомобилей на 40% больше, чем европейцы.
Рост внутреннего спроса и технологическое созревание производства в развивающихся странах имеют важные последствия для мировой торговли. Во-первых, увеличиваются экспортные возможности развитых стран за счет продукции высоких технологий. В 1995 г. только 3% экспорта развитых стран направлялось в Китай, в 2017 г. - уже 12%. Соответствующая доля экспорта в другие развивающиеся страны возросла с 20 до 29%. В целом 45% всего экспорта наукоемких услуг развитых стран идет на развивающиеся рынки. Азиатско-Тихоокеанский регион уже сейчас является приоритетным регионом для многих западных брендов. Во-вторых, относительно уменьшаются объемы экспортных поставок готовых товаров предприятиями, создаваемыми в рамках глобальных цепочек поставок, поскольку значительную часть производимой готовой продукции они продают на местном рынке, а экспортируют части и детали в рамках внутрифирменной производственной кооперации. По мере повышения уровня зрелости экономики, Китай и страны с развивающейся экономикой становятся менее зависимыми от поставок импортных промежуточных продуктов. Они все более сосредоточиваются на производстве конечной продукции путем формирования внутренних производственных цепочек создания стоимости. Строительство вертикально интегрированных производств позволяет Китаю увеличивать долю добавленной стоимости в продукции и одновременно создавать новые рабочие места в отсталых внутренних провинциях. В целом группа азиатских стран с развивающейся экономикой в наибольшей степени продвинулась по этому пути - доля импортных составляющих в производстве товаров составляла здесь в 2017 г. 8,3% по сравнению с 15,1% в остальных развивающихся странах. 35
УСИЛЕНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Малые и средние предприятия, создаваемые в настоящее время, стремятся выходить на мировые рынки. Это серьезное изменение по сравнению с недавним прошлым, когда международный бизнес считался привилегией крупных корпораций. Согласно исследованию крупной канадской рекламной компании Rochester PR Group, «64% канадских респондентов заявили, что видение их компаний всегда было глобальным, а не локальным. В течение первого года планируют выходить на внешний рынок 23% создаваемых компаний, а в последующие 2-5 лет - 39%
^ 22
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2020
компаний».36 Научный сотрудник Школы глобальных отношений и государственной политики Университета Торонто Д. Хортон, отмечает: «Всегда думают, что компании, особенно небольшие, должны быть определенного размера, прежде чем они выйдут на другие рынки. Но цифровая экономика создает новые возможности для глобального бизнеса. В частности, канадские высокотехнологические компании выходят на мировой уровень с самого раннего этапа. Для них выход на мировой рынок означает открытие небольшого офиса с несколькими людьми в другой стране. Так что это не всегда так сложно, как может быть для крупных производителей». Но многие МСП все еще чувствуют себя слишком неподготовленными, чтобы совершить выход на мировой рынок, сделать «международный скачок». Именно здесь необходимо обучение, подготовка внешнеторговых кадров. Здесь важно проведение грамотного исследования условий сбыта на внешних рынках, подготовки к отношениям с местными конкурентам, составление бизнес-плана, создание правильной команды и адаптация продуктов и услуг компании. Это может иметь большое значение для успеха компании на мировом рынке. В этом состоит ключ к успеху.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Глобализация оказала воздействие на экономику и простых людей во многих странах и оказывает значительное влияние на устойчивое развитие. Подпитываемая быстрыми технологическими изменениями и возросшей скоростью мобильности товаров, услуг, капитала и рабочей силы, глобализация за последние десятилетия значительно изменила экономику, общество и природную среду и сделала наш мир более взаимосвязанным, чем когда-либо прежде. При этом несмотря на то, что глобализация создает значительные проблемы, включая неравномерное распределение ее выгод и издержек, она открывает широкие возможности предприятиями. Усиление взаимного обмена продукцией между государствами способствует интенсивном приросту производства и сбыта продукции во многих странах и регионах: мировой ВНП вырос примерно с 50 трлн долл. в 2000 году до 89 трлн долл. в 2018 г.37 Снижение барьеров для роста международной торговли как результат глобализации помогло многим странам развиваться гораздо быстрее, чем это могло бы быть в противном случае. Сегодня международная торговля вносит значительный вклад в экономический рост стран, и, в свою очередь, этот рост является центральным результатом экономической политики государства, который ведет к улучшению жизни миллионов людей, развитию каждой нации. В этом отношении мы согласны с мнением известного экономиста Джозефа Э. Стиглица, который отмечает, что «те, кто критикует глобализацию слишком часто, игнорируют ее преимущества». 38
9 - 2020
Российский внешнеэкономический вестник
23 ^
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Misra R.K. Globalization: Recent Trends in Globalization // https://www.yourarticleli-brary.com/essay/globalization-recent-trends-in-globalization/40294
2 Существенное влияние имеет и политический фактор, но он в определенной степени является вторичным по отношению к экономическим процессам глобализациии Если нет прочных экономических связей между стсранами, то попытки политической глобализации носят искусственный характер и не имеют прочной основы.
3 См. подробнее: Пряжникова О.Н. Торговая политика ЕС в условиях глобализации // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 2: Экономика. реферативный журнал. Издательство: Институт научной информации по общественным наукам РАН (Москва) 2020. № 2 Стр. 34-37.
4 Жилина И.Ю. Причины обратимости глобализации. Moatti s. Pourquoi la mondialisation est reversible // Alternatives écon. - p., 2011. - n 303. - p. 59-61. Facts: the benefits of economic globalisation in Europe/European parliament / Directorate general for communication. - 2019. - 2, 4 p. - Mode of access: https://www.europarl. europa. eu/pdfs/news/expert/2019/6/ story/20190603ST05352 0/20190603ST053520_en.pdf
5 См. подробнее: Пряжникова О.Н. Торговая политика ЕС в условиях глобализации // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 2: Экономика. реферативный журнал. Издательство: Институт научной информации по общественным наукам РАН (Москва) 2020. № 2 Стр. 34-37.
Facts: the benefits of economic globalisation in Europe/European parliament / Directorate general for communication. - 2019. - 4 p. - Mode of access: https://www.europarl. europa. eu/ pdfs/news/expert/2019/6/story/20190603ST05352 0/20190603ST053520_en.pdf
Facts: the benefits of economic globalisation in Europe/European parliament / Directorate general for communication. - 2019. - 4 p. - Mode of access: https://www.europarl. europa. eu/ pdfs/news/expert/2019/6/story/20190603ST05352 0/20190603ST053520_en.pdf
7 Moatti S. Pourquoi la mondialisation est reversible // Alternatives écon. - P., 2011. - N 303. - P. 59.
8 Ibid.
9 Ibidem. - P., 2011. - N 303. - P. 59-61.
10 Import content of investment of selected economies. Import adjusted demand and the role of investment 1995-2014. World Trade Statistical Review, 2018. Р.21.
11 Соколов В.В. Международные производственные цепочки: учёт вклада стран в создание добавленной стоимости. Российский внешнеэкономический вестник.2016 г., с. 51.
12 Цит. Gurgu Е., Cociuban A. New Trends in Economic Globalization // https://www. researchgate.net/publication/319249200_New_Trends_in_Economic_Globalization
13 Ibid
14 Цит. gо : Martin, Hans-Peter, Schuman, Harald, Capcana globalizârii. Atac la democratie si bunâstare, Editura Economica, Bucuresti- 1999. р.13.
15 How to manage globalisation: EU responses / European parliament. Directorate general for communication. - 2019. - 4 p. - Mode of access: https://www. euro parl.europa.eu/pdfs/news/ expert/2019/9/story/20190910ST060748/20190910ST06 0748_en.pdf
^ 24
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2020
16 Здесь можно вспомнить опыт ведущих фирм - изготовителей электронных вычислительных машин IBM, Control Data Corp., Sherry Rand в 70-е годы, когда после освоениях крупносерийного производства ЭВМ они столкнулись с нехваткой обслуживающего персонала у фирм-покупателей ЭВМ, что снизило спрос на их продукцию. В результате чего они приняли решение о создании своих фирменных (не государственных) университетов, куда принимались лица с высшим образованием для подготовки специалистов по эксплуатации новой техники.
17 Герберт Маршалл Маклюэн (Herbert Marshall McLuhan, 21 июля 1911 — 31 декабря 1980) — канадский философ, филолог, литературный критик, эколог средств коммуникации и теоретик воздействия артефактов как средств коммуникации. Получил широкую известность как исследователь воздействия электронных средств коммуникации на человека и общество.
18 Marshall McLuhan > Quotes // https://www.goodreads.com/author/quotes/455.Mar-shall_McLuhan?page=1; «Мы смотрим на мир через зеркало заднего вида»: Интервью Маршалла Маклюэна журналу Playboy // http://mediamanagersclub.org/%C2%ABmy-smotrim-na-mir-cherez-zerkalo-zadnego-vida%C2%BB-intervyu-marshalla-maklyuena-zhurnalu-playboy
19 La consommation locale : des situations variées mais des valeurs partagées. https:// observatoirecetelem.com/lobservatoire-cetelem-de-la-consommation/think-local-act-local-pens-er-local-agir-local/un-moral-stable-en-europe-une-volonte-depargner-plus/
20 устойчивые товары и услуги // https://universal_ru_en.academic.ru/2901693/%D1% 83%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9%D1%87%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5+% D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8B+%D0%B8+%D1%83%D1%81%D0 %BB%D1%83%D0%B3%D0%B8
21 New York University Stern School of Business (NYU Stern) // https://www.mbacon-sult.ru/blog/mba_masters/nyu_stern/
22 Hyatt P. 10 global trade trends we'll be watching in 2020 20/12/2019 // http://www.tradeready.ca/2019/featured-stories/10-global-trade-trends-well-be-watching-in-2020/
23 Desaunay C. Europe: Une consommation plus contrainte, plus immaterielle et plus sobre // Futuribles. - 2019. - 19.12. - Mode of access: https://www.futuribles.com/fr/article/eu-rope-une-consommati on-plus-contrainte-plus-immat/
24 Facts: the benefits of economic globalisation in Europe/European parliament / Directorate general for communication. - 2019. - 4 p. - Mode of access: https://www.europarl. europa. eu/ pdfs/news/expert/2019/6/story/20190603ST05352 0/20190603ST053520_en.pdf
25 Manyika J., Lund S., Bughin J., Woetzel J., Stamenov K., Dhingra D. Digital globalization: The new era of global flows // https://www.mckinsey.com/business-functions/mck-insey-digital/our-insights/digital-globalization-the-new-era-of-global-flows
26 См. подробнее: Конина Н.Ю. Информационные технологии и конкурентные преимущества международных фирм. экономика и предпринимательство. 11 (100) Год : 2018. С. 764-767.
27 Manyika J., Lund S., Bughin J., Woetzel J., Stamenov K., Dhingra D. Digital globalization: The new era of global flows // https://www.mckinsey.com/business-functions/mck-insey-digital/our-insights/digital-globalization-the-new-era-of-global-flows
9 - 2020
Российский внешнеэкономический вестник
25 Q
28 Мировой рынок eCommerce в 2019 году вырос на 18%: аналитика Internet Retailer // https://belretail.by/news/mirovoy-ryinok-ecommerce-v-godu-vyiros-na-analitika-internet-retailer
29 Ibidem
30 Hyatt P. 10 global trade trends we'll be watching in 2020 20/12/2019 // http://www.tradeready.ca/2019/featured-stories/10-global-trade-trends-well-be-watching-in-2020/
31 Арбитраж (арбитражная торговля, арбитражные стратегии) - это стиль торговли, основанный на извлечении прибыли из разницы цен между двумя или несколькими взаимосвязанными активами или товарами. Первоначально этот термин применялся для характеристики торговли ценными бумагами. Но в последнее время он стал использоваться для объяснения торговых товарных потоков, в основе которых находится изготовление товаров в странах с низкой оплатой труда и поставка в страны с высокой оплатой труда.
32 Globalization in transition: The future of trade and value chains. Report / Lund S., Manyika J., Wotranetzel J., Bughin J., Krishnan M., Seong J., Muir M.; McKinsey global institute. - 2019. - 144 p. - Mode of access: https://www.mckinsey.com/featured-insights/innova-tion-and-growth/ globalization-in-transition-the-future-of-trade-and-value-chains
33 Globalization in transition: The future of trade and value chains. Report / Lund S., Manyika J., Wotranetzel J., Bughin J., Krishnan M., Seong J., Muir M.; McKinsey global institute. - 2019. - 144 p. - Mode of access: https://www.mckinsey.com/featured-insights/innova-tion-and-growth/ globalization-in-transition-the-future-of-trade-and-value-chains
34 Globalization in transition: The future of trade and value chains. Report / Lund S., Manyika J., Wotranetzel J., Bughin J., Krishnan M., Seong J., Muir M.; McKinsey global institute. - 2019. - 144 p. - Mode of access: https://www.mckinsey.com/featured-insights/innova-tion-and-growth/ globalization-in-transition-the-future-of-trade-and-value-chains
35 Globalization in transition: The future of trade and value chains. Report / Lund S., Manyika J., Wotranetzel J., Bughin J., Krishnan M., Seong J., Muir M.; McKinsey global institute. - 2019. - 144 p. - Mode of access: https://www.mckinsey.com/featured-insights/innova-tion-and-growth/ globalization-in-transition-the-future-of-trade-and-value-chains
36 Hyatt P. 10 global trade trends we'll be watching in 2020 20/12/2019 // http://www.tradeready.ca/2019/featured-stories/10-global-trade-trends-well-be-watching-in-2020/
37 World - GDP // https://tradingeconomics.com/world/gdp-us-dollar-wb-data.html
38 Gurgu E. Aristide CociubanNew Trends in Economic Globalization // https://www. researchgate.net/publication/319249200_New_Trends_in_Economic_Globalization
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2020
26