Научная статья на тему 'Трансформация мотивационных составляющих при реализации программы коррекции нарушений бинокулярного зрения у детей и подростков'

Трансформация мотивационных составляющих при реализации программы коррекции нарушений бинокулярного зрения у детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
104
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ / БИНОКУЛЯРНОЕ ЗРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рабичев И. Э., Котов А. В., Новикова А. П.

В результате собственных наблюдений разработан и предложен оригинальный комплекс психокоррекционных мероприятий и специальных методов управления функциями бинокулярного зрения у детей и подростков. В основу метода положен феномен трансформации ситуативной мотивации достижения в мотивацию достижения «виртуального зрительного образа», представляющего собой эпифеномен нормального зрения, который возникает в условиях физиологического двоения. Положительный эффект коррекции зрения облегчается путем направленного и избирательного воздействия физиологических нагрузок на различные компоненты мотивационной сферы деятельности детей и подростков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рабичев И. Э., Котов А. В., Новикова А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация мотивационных составляющих при реализации программы коррекции нарушений бинокулярного зрения у детей и подростков»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9.07:612.821

ТРАНСФОРМАЦИЯ МОТИВАЦИОННЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ БИНОКУЛЯРНОГО ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

И.Э. РАБИЧЕВ1*, А.В. КОТОВ2 , А.П. НОВИКОВА3

1ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», 2 ФГБНУ «Научно-исследовательский институт нормальной физиологии

имени П.К. Анохина», Москва;

3 ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»,

Великий Новгород.

В результате собственных наблюдений разработан и предложен оригинальный комплекс пси-хокоррекционных мероприятий и специальных методов управления функциями бинокулярного зрения у детей и подростков. В основу метода положен феномен трансформации ситуативной мотивации достижения в мотивацию достижения «виртуального зрительного образа», представляющего собой эпифеномен нормального зрения, который возникает в условиях физиологического двоения. Положительный эффект коррекции зрения облегчается путем направленного и избирательного воздействия физиологических нагрузок на различные компоненты мотивационной сферы деятельности детей и подростков.

Ключевые слова: мотивация достижения, функциональная коррекция, бинокулярное зрение.

Введение

Различные по происхождению мотивации человека (экс- и интринсивные, ситуационные и личностные, первичные, вторичные и др.) предопределяют и разные по качеству итоговые отношения (смысловые, эмоциональные) субъекта к правильности решения задач по достижению конечных целей поведения. Потребности и мотивы деятельности во многом влияют не только на самооценку этой деятельности, но и также на уровень притязаний и характер отношения субъекта к успехам или неудачам собственной деятельности [4, 5].

© Рабичев И.Э., Котов А.В., Новикова А.П., 2016.

* Для корреспонденции:

Рабичев Игорь Энгелевич доктор биол. наук,

профессор кафедры анатомии и физиологии человека и животных Московского педагогического государственного университета Email: [email protected]

Одной из центральных детерминант поведения, побуждающих человека к приобретению навыков, умений, опыта и, в конечном счете, к собственному самосовершенствованию, является мотивация достижения (МД). Считают, что МД характеризуется не самим «внешне очевидным» результатом достижения субъектом чего-либо во внешней среде, а тем, какие врожденные особенности его личности (стремление к успеху, избегание неудач) реализуются в ходе осуществления поведенческих актов [1, 13]. В этой связи полагают, что: 1) МД является внутренним и самодостаточным фактором, подверженным влияниям со стороны, 2) целью МД является реализация субъектом процесса достижения как такового. В своей нейродинами-ческой структуре МД содержит гипотетические компоненты - «надежду на успех» (НУ) и «боязнь неудачи» (БН), способных избирательно оказывать влияния на самоактуализацию личности субъекта: в первом случае компонент НУ способствует, а

во втором - компонент БН препятствует реализации МД.

При этом «... возникает циклический процесс взаимного действия и преобразования» [14], когда сам субъект, его деятельность и наличествующая ситуация обуславливают друг друга и одновременно обусловлены друг другом.

Это означает, что декларируемая автономность МД как черты личности имеет относительный характер, поскольку в эмоционально напряженные периоды деятельности субъекта она обнаруживает функциональное «сращивание» с той или иной ситуативно реализующейся мотивацией [1], а, возможно, и трансформацию своей исходной модальности [3].

Ранее нами [9, 11] было сформулировано положение, что актам бинокулярного восприятия объектов внешнего мира присущи свойства системно организованных целенаправленных видов поведения, включая психические процессы создания и «конструирования» эмоционально окрашенных субъективных образов действительности с помощью «логической и нелогической форм мышления» [12].

Известно, что различные формы врожденных или приобретенных в раннем возрасте нарушений бинокулярного зрения связаны с дисфункцией подкорковых и корковых структур мозга, то есть имеют центрально-периферическое происхождение. Поэтому коррекционные мероприятия, ориентированные на становление исходно нарушенных функций бинокулярного зрения человека должны быть направлены не только на нейрофизиологические механизмы регуляции зрительных актов, но и на психические процессы формирования и восприятия им субъективных образов действительности.

В основу реализации программы коррекции бинокулярного зрения положены результаты исследования у человека бинокулярных функций с использованием аппарата «Бинариметр» [6, 7]. Кроме того, с использованием этого аппарата нами пред-

ложен комплекс мероприятий, обеспечивающих восприятие пациентом «информационного эквивалента» нормы бинокулярного зрения - идеального, так называемого «виртуального зрительного образа» - ВЗО [8, 9, 10].

Методика

В нашей работе участвовала группа детей и подростков в возрасте от 5 до 16 лет (всего 97 человек) с различными формами нарушения функций бинокулярного зрения. Максимальный срок исследований и наблюдений составил 10 лет.

На первом этапе выполнения программы коррекции каждому пациенту ставили задачу: смотреть в сторону инструктора, не фиксируя при этом внимание на вводимый в поле зрения тестовый объект в виде черного кружка (диаметр 16 мм) на оргстекле, на расстоянии 5-10 см от глаз пациента. Выполнение указанной выше задачи оказывалось возможным лишь в условиях концентрации пациентом внимания непосредственно на самом процессе смотрения как таковом.

Пациенту задавали вопрос, «что ты видишь, что наблюдаешь?». Как правило, ребенок отвечал, что видит два расплывчатых кружка. Инструктор поощрял ребенка и просил нарисовать этот увиденный образ. Если ребенок рисовал два кружка в линию, инструктор убеждался, что у ребенка проявляется так называемое «физиологическое двоение» [2]. Затем ребенка просили обозначить на рисунке воспринимаемое расстояние между двоящимися кружками. На следующем этапе инструктор предъявлял уже два идентичных кружка, устанавливая между ними расстояние, которое было приблизительно обозначено ребенком на рисунке, давая ему задание смотреть, но фиксировать внимание на кружках. Затем инструктор повторно просил ребенка нарисовать увиденное. Как правило, ребенок рисовал уже три кружка, то есть ВЗО, воспринятый расплывчато.

Инструктор вновь положительно поощрял ребенка за то, что он нашел искомый ВЗО.

В последующем ребенку предъявлялась новая задача - удерживать в своем сознании ВЗО при выполнении функциональных нагрузок (изменение расстояний между тестовыми объектами, увеличение расстояния до тестовых объектов от глаз, уменьшение диаметра тестовых объектов), вызванных манипуляциями тестовыми объектами (черными кружками) [8].

Результаты

Мы провели анализ действий пациентов с целью оценки, кто из них является успешными и неуспешными при выполнении поставленных задач.

По результатам анализа все 97 пациентов были разделены на две группы: пациенты, выполнившие задания в рамках программы направленной коррекции полностью, и пациенты, не сумевшие выполнить задание в полном объеме.

В первой группе (48 пациентов) были достигнуты максимальные успехи в коррекции зрения, несмотря на сложность нарушений у них бинокулярного зрения (большие углы косоглазия, амблиопия средней и высокой степени, афакия и артифакия, патологическая диплопия, функциональная скотома и др). На произвольное участие этих пациентов в программе коррекции зрительных функций было затрачено от 3 до 10 лет, что являлось косвенным показателем стабильности и устойчивости мотивацион-ного потенциала личности пациентов, ориентированных на достижение успеха осуществления коррекционных мероприятий.

Во второй группе (49 пациентов) не были достигнуты успехи в коррекции их бинокулярного зрения, несмотря на менее выраженные нарушения (малые углы косоглазия, незначительное снижение остроты зрения, дефекты стереозрения без наличия косоглазия). Выполнение программы коррекции зрительных функций занимало от 1 месяца до 2 лет, после чего следовал их

отказ от участия в программе, что свидетельствовало о сниженной мотивационной заинтересованности пациентов в выполнении заданий в полном объеме.

Заключение

Все описанные [8] процедуры в рамках выполнения программы коррекции - становления и развития бинокулярных функций - можно представить как своеобразный психофизиологический марафон.

В целом, мотивационный спектр активности ребенка, управляемый инструктором, обеспечивал в конечном итоге решение проблемы нормализации функций бинокулярного зрения.Все дети и подростки направленно и ситуационно мотивировались сначала на выполнение процесса достижения как такового, а затем на достижение ВЗО. При этом мотивация достижения как такового выступала в роли базового компонента к подготовке дальнейших этапов программы. В свою очередь, мотивация на достижение восприятия ВЗО и стабилизация опыта по его достижению являлись заключительными звеньями в выполнении этапов программы, подкрепляемых инструктором в ходе всего комплекса коррекционных мероприятий.

В ходе функциональных нагрузок ситуационная МД как такового сращивалась и функционально преобразовывалась в ситуационную МД восприятия ВЗО, что гарантированно сочеталось и сопровождалось нормализацией функций эффектор-ных механизмов бинокулярного зрения.

По ходу коррекционных мероприятий дети сначала обучались процессу достижения как такового, затем достижению воспринимать ВЗО и удерживать его в сознании, в том числе и при направленном изменении параметров реальных изображений тест-объектов. Эти изменения обеспечивали функциональную нагрузку, преодоление которой приводило к устранению проблем с управлением движений глаз, развитию пространственного зрения,

повышению остроты зрения и остроты стереозрения. Это становилось возможным лишь в условиях актуализации МД и ее трансформации в МД восприятия ВЗО, особенно в условиях предъявления функциональных нагрузок.

Как следует из наших наблюдений, отсутствие эффекта в становлении функций бинокулярного зрения обусловлено дефицитом мотивационных составляющих при реализации этапов предложенной программы.

Литература

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы . - СПб.: Питер, 2004. - 509 с.

2. Коган А.И. Бинокулярная система и восприятие трехмерного пространства // В кн.: Физиология сенсорных систем.- Л., 1971. - C. 7-18.

3. Котов А.В., Алакоз Г.М. Конфликт как критическая фаза функционального развития живых и сложных кибернетических систем // Труды межведомственного научного совета по экспериментальной и прикладной физиологии. Том 12. Системный подход в физиологии. - М., 2004. - С. 167-187.

4. Макклеланд Д. Мотивация человека / Науч. ред. Е.П. Ильина. - СПб.: Питер, 2007. - 669 с.

5. Маслоу А. Мотивация и личность: пер. с англ. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 351 с.

6. Могилев Л.Н. Механизмы пространственного зрения. - Л.: Наука, 1982. - 111 с.

7. Рабичев И.Э. «Виртуальный бинокулярный зрительный образ» как показатель сенсо-моторной интеграции в системе восприятия зрительной информации двумя глазами // Нейрокомпьютеры: разработка и применение. -2012. - № 1. - С. 39-47.

8. Рабичев И.Э., Котов А.В. «Мнимый зрительный образ» как информационный эквивалент нормы при направленной коррекции зрения // Труды межведомственного научного совета по экспериментальной и прикладной физиологии. Том 11. Системные аспекты физиологических функций. - М., 2002. - С. 81-84.

9. Рабичев И.Э., Котов А.В. «Мнимый зрительный образ» как информационный эк-

вивалент объектов внешней среды: коллективная монография // Информационные модели функциональных систем. Под общей редакцией проф. К.В. Судакова и проф. А.А. Гусарова. - М.: Фонд «Новое тысячелетие», 2004. - 304 с. - Глава IX. - С. 191-206.

10. Рабичев И.Э., Котов А.В. Зрительные иллюзии и виртуальные зрительные образы: сравнительные аспекты // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2013. -Т. 6. - № 2. - С. 94-98.

11. Рабичев И.Э., Котов А.В. Концепция сен-сомоторной и мотивационной интеграции в механизмах бинокулярного зрения // Наука и образование. - 2012. - № 2. - С. 97-102.

12. Раушенбах Б.В. Пристрастие. 2-е изд. - М.: Издательство «Аграф», 2000. - 432 с.

13. Хекгаузен Х. Психология мотивации достижения . - СПб.: Речь, 2001. - 238 с.

14. Overton W.F., Reese H.W. 1973 Models of development Methodological implications / In: J.R. Nesselroade, H.W. Reese (eds). Lift - Span Developmental Psychology: Methodological Issues. - N.Y., 1973. - P. 78-86.

References

1. Il'in YeP. Motivatsiya i motivy. St-Petersburg: Piter 2004: 509 (in Russian).

2. Kogan AI. Binokulyarnaya sistema i vospri-yatiye trekhmernogo prostranstva. V kn.: Fiziologiya sensornykh sistem. Leningrad 1971: 7-18 (in Russian).

3. Kotov AV, Alakoz GM. Konflikt kak kritich-eskaya faza funktsional'nogo razvitiya zhivykh i slozhnykh kiberneticheskikh sistem. Trudy mezhvedomstvennogo nauchnogo soveta po eksperimental'noy i prikladnoy fiziologii. Tom 12. Sistemnyy podkhod v fiziologii. Moscow 2004: 167-187 (in Russian).

4. Makklelland D. Motivatsiya cheloveka. Nauch red YeP Il'ina. St-Petesburg: Piter 2007: 669 (in Russian).

5. Maslow A. Motivatsiya i lichnost': per s angl 3-ye izd. St-Petersburg: Piter 2010: 351 (in Russian).

6. Mogilev LN. Mekhanizmy prostranstvennogo zreniya. Leningrad: Nauka 1982: 111 (in Russian).

7. Rabichev IE. «Virtual'nyy binokulyarnyy zritel'nyy obraz» kak pokazatel' sensomo-tornoy integratsii v sisteme vospriyatiya zri-tel'noy informatsii dvumya glazami. Neyro-komp'yutery: razrabotka i primeneniye 2012; 1:39-47 (in Russian).

8. Rabichev IE, Kotov AV. «Mnimyy zritel'nyy obraz» kak informatsionnyy ekvivalent normy pri napravlennoy korrektsii zreni-ya. Trudy mezhvedomstvennogo nauchno-go soveta po eksperimental'noy i prikladnoy fiziologii. Tom 11. Sistemnyye aspekty fizio-logicheskikh funktsiy. Moscow 2002: 81-84 (in Russian).

9. Rabichev IE, Kotov AV. «Mnimyy zritel'nyy obraz» kak informatsionnyy ekvivalent ob»yektov vneshney sredy: kollektivnaya monografiya. Informatsionnyye modeli funkt-sional'nykh sistem. Pod obshchey redaktsi-yey prof KV Sudakova i prof AA Gusarova.

Moscow: Fond «Novoye tysyacheletiye» 2004: 304(Glava IX):191-206 (in Russian).

10. Rabichev IE, Kotov AV. Zritel'nyye illyuzii i virtual'nyye zritel'nyye obrazy: sravnitel'nyye aspekty. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya 2013; 6(2):94-98 (in Russian).

11. Rabichev IE, Kotov AV. Kontseptsiya senso-motornoy i motivatsionnoy integratsii v me-khanizmakh binokulyarnogo zreniya. Nauka i obrazovaniye 2012; 2:97-102 (in Russian).

12. Raushenbakh BV Pristrastiye. 2-ye izd. Moscow: Izdatel'stvo «Agraf» 2000: 432 (in Russian).

13. Khekkhauzen KH. Psikhologiya motivatsii dostizheniya. St-Petersburg: Rech' 2001: 238 (in Russian).

14. Overton WF, Reese HW. 1973 Models of development Methodological implications. In: JR Nesselroade, HW Reese (eds). Lift - Span Developmental Psychology: Methodological Issues. NY 1973: 78-86.

TRANSFORMATION OF MOTIVATIONAL COMPONENTS WITHIN THE PROGRAMME FOR BINOCULAR VISION CORRECTION

IN CHILDREN AND ADOLESCENTS

I.E. RABICHEV1, A.V. KOTOV2, A.P. NOVIKOVA3

1 Moscow State Pedagogical University, 2 P.K. Anokhin Institute of Normal Physiology, Moscow;

3 Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod, Russia

As a result of our observations we propose an original complex of correction methods for binocular vision control in children and adolescents. The method is based on the phenomena of transformation of situational motivation into motivation to achieve «a virtual visual image», an epiphenomenon of normal vision, which occurs in case of physiological diplopia. The positive effect of the vision correction has been facilitated by directed and selective effect of physiological effort on various components of motivational sphere of children and adolescents.

Keywords: achievement motivation, functional correction, binocular vision.

Address:

Rabichev Igor

Dr. of Biological Sciences,

Professor of the Department of Anatomy and Human

and Animal Physiology of the Moscow Pedagogical State University

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.