Научная статья на тему 'Трансформация методической работы учителя в условиях цифровизации образования'

Трансформация методической работы учителя в условиях цифровизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1124
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гнатышина Екатерина Викторовна, Белоусов Александр Олегович

Актуализируется проблема изменения направленности методической работы современного учителя в условиях цифровизации и трансформации сознания молодежи. Анализируются базовые культурные особенности современного подрастающего поколения, именуемого поколением Z, предоставлены основные векторы трансформации методики работы с учащимися в условиях цифровизации образовательных процессов. На основе социокультурного анализа обоснован специфический педагогический инструментарий, предлагаемый учителям для предметной подготовки учащихся, в следующих взаимосвязанных аспектах: в аспекте трансформации мировоззренческих особенностей «цифрового» поколения, влияющих на их когнитивные процессы и процессы восприятия информации; в аспекте трансформации методов (геймификация, проектное таргетирование, «образовательное событие» и др.), средств (социальные сети, мобильные электронные курсы, видеоконтент и др.) и форм организации образовательного процесса (краткие дистанционные курсы, микроуроки, «перевернутый класс» и др.), направленного на максимизацию эффективности работы цифрового поколения. Выделены данные, которые свидетельствуют о том, что социокультурный подход позволяет рассмотреть процесс проектирования методического инструментария с позиций трансформации мировоззрения молодежи и определения максимально эффективных средств мотивации их к эффективному освоению образовательных программ. Данное единство достигается синтезом социального и культурологического анализа, субъектной и объектной сторон процесса формирования нового вида информационной культуры современного учителя и влияет на конкретные методики и инструментарий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of methodical work of teacher in the conditions of education digitalization

The article deals with the problem of change of an orientation of methodical work of the modern teacher in the conditions of digitalization and transformation of consciousness of youth. Basic cultural features of the modern younger generation called by generation of Z are analyzed; the main vectors are employed transformation techniques with schoolchildren in the conditions of digitalization of educational processes. On the basis of the sociocultural analysis, the specific pedagogical tools offered teachers for subject training of children in the following interconnected aspects are reasonable: in aspect of transformation of the world outlook features of “digital” generation influencing their cognitive processes and processes of perception of information; in aspect of transformation of methods (a gamification, design targeting, “educational event”, etc.), means (social networks, mobile electronic courses, video content, etc.) and forms of the organization of the educational process (short remote courses, microlessons, “flippted learning”, etc.) directed on maximizing overall performance of digital generation. Data which testify that sociocultural approach allows to consider process of design of pedagogical tools from positions of transformation of outlook of youth and definition of the most effective remedies of motivation them to effective development of educational programs are allocated. This unity is reached by synthesis of the social and culturological analysis, the subject and object parties of process of formation of a new type of information culture of the modern teacher and influences concrete techniques and tools.

Текст научной работы на тему «Трансформация методической работы учителя в условиях цифровизации образования»

Е.. В. Гнатышина, А О. Белоусов

Трансформация методической работы учителя в условиях цифровизации образования.

УДК 371.1+004

Трансформация методической работы учителя в условиях цифровизации образования

Е. В. Гнатышина, А. О. Белоусов

Transformation of methodical work of teacher in the conditions of education digitalization

E. V. Gnatyshina, A. O. Belousov

Аннотация. Актуализируется проблема изменения направленности методической работы современного учителя в условиях цифровизации и трансформации сознания молодежи. Анализируются базовые культурные особенности современного подрастающего поколения, именуемого поколением X, предоставлены основные векторы трансформации методики работы с учащимися в условиях цифровизации образовательных процессов. На основе социокультурного анализа обоснован специфический педагогический инструментарий, предлагаемый учителям для предметной подготовки учащихся, в следующих взаимосвязанных аспектах: в аспекте трансформации мировоззренческих особенностей «цифрового» поколения, влияющих на их когнитивные процессы и процессы восприятия информации; в аспекте трансформации методов (геймификация, проектное таргетирование, «образовательное событие» и др.), средств (социальные сети, мобильные электронные курсы, видеоконтент и др.) и форм организации образовательного процесса (краткие дистанционные курсы, микроуроки, «перевернутый класс» и др.), направленного на максимизацию эффективности работы цифрового поколения. Выделены данные, которые свидетельствуют о том, что социокультурный подход позволяет рассмотреть процесс проектирования методического инструментария с позиций трансформации мировоззрения молодежи и определения максимально эффективных средств мотивации их к эффективному освоению образовательных программ. Данное единство достигается синтезом социального и культурологического анализа, субъектной и объектной сторон процесса

формирования нового вида информационной культуры современного учителя и влияет на конкретные методики и инструментарий.

Abstract. The article deals with the problem of change of an orientation of methodical work of the modern teacher in the conditions of digitalization and transformation of consciousness of youth. Basic cultural features of the modern younger generation called by generation of Z are analyzed; the main vectors are employed transformation techniques with schoolchildren in the conditions of dig-italization of educational processes. On the basis of the sociocultural analysis, the specific pedagogical tools offered teachers for subject training of children in the following interconnected aspects are reasonable: in aspect of transformation of the world outlook features of "digital" generation influencing their cognitive processes and processes of perception of information; in aspect of transformation of methods (a gamification, design targeting, "educational event", etc.), means (social networks, mobile electronic courses, video content, etc.) and forms of the organization of the educational process (short remote courses, microlessons, "flippted learning", etc.) directed on maximizing overall performance of digital generation.

Data which testify that sociocultural approach allows to consider process of design of pedagogical tools from positions of transformation of outlook of youth and definition of the most effective remedies of motivation them to effective development of educational programs are allocated. This unity is reached by synthesis of the social and cul-turological analysis, the subject and object parties of process of formation of a new type of information culture of the modern teacher and influences concrete techniques and tools.

Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование, методика профессионального образования, профессиональная подготовка учителя, цифровизация, социокультурный анализ, информационная культура, цифровое поколение, «перевернутый класс», педагогическое сопровождение.

Keywords: continuous pedagogical education, technique of professional education, professional training of teacher, digitalization, the sociocultural analysis, information culture, digital generation, "flipped learning", pedagogical maintenance.

Введение. Тотальные изменения в сознании современной молодежи неразрывно связаны с процессом цифровизации, когда скорость распространения информационных потоков многократно возрастает, а массовые коммуникации и интернет-медиа становятся ведущими держателями социально-значимого контента. Культурные изменения, хронологические рамки которых мы относим к началу 2000-х, связаны с переходом от информатизации к цифровизации и появлением нового поколения - поколения Z.

Социокультурные трансформации понимаются нами как системные последовательные изменения в процессе освоения ценностей, определяющих тенденции развития культуры общества. Образование как ресурс социального развития подвержен трансформационным процессам наиболее сильно, чем иные общественные институты. Гибкое реагирование всей системы обучения и воспитания подрастающего поколения на запросы времени, развитие адаптивности становится задачей модернизации.

Исходя из поставленных задач для современной системы образования, обозначенных в Национальном проекте «Образование» [1], в части Федеральных проектов «Учитель будущего» и «Цифровая образовательная среда», а также в Федеральной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» [2], ведущим вектором становится подготовка специалиста, способного и готового работать в мобильной цифровой среде, создавать атмосферу открытости и роста для своих воспитанников, успешно адаптироваться к запросам и трансформациям молодежи, цифрового поколения, именуемого в контексте классификации поколений - поколением Z [3]. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятель-

ность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» в аспекте трудовой функции проектирования реализации образовательных программ дает установку на важности использования современных информационных технологий, а в аспекте воспитывающей деятельности - подчеркивает важность понимания ценностного аспекта учебного знания и информации. Современный учитель, по профессиональному стандарту, обязан обеспечивать понимание и переживание обучающимися ценности получаемого их информационных ресурсов знания.

Таким образом, цифровизация системы образования не может ограничиться созданием цифровой копии привычных учебников, оцифровкой документооборота и массовым предоставлением всем образовательным организациям доступа к скоростному интернету. Общей ценностно-смысловой основой становится ориентация на новые качества личности специалиста будущего, обуславливающие успешное его самоопределение в цифровую эпоху. Профессиональные компетенции нового учителя для цифровой экономики можно сформировать трансформированными методами, сущность которых в перенаправлении всего образовательного процесса, смещении акцентов с преподавателя на обучающегося.

Следовательно, магистральной проблемой подготовки и переподготовки педагога общего образования становится поиск обновленного инструментария, который необходимо освоить учителю. При этом необходимо учитывать, что традиционный формат электронного обучения (видео лекции, презентации, тестовый контроль и т. п.), который для многих становится основой изменений в методике, не вызывает активного интереса представителей нового поколения: цифровое поколение находится в постоянной активности, концентрация на одной методике становится неэффективной. Таким образом, мы можем сделать вывод о потребности в инновационных, адаптивных и интерактивных подходах к обучению подрастающего поколения, в которых весь комплекс цифровизации выступает как одно из средств.

В области предмета нашего исследования находятся вопросы выявления совокупности особенностей восприятия информации новым

Е.. В. Тнатъшина, А О. Белоусов

Трансформация методической работы учителя в условиях цифровизации образования

поколением, выросшим в цифровом пространстве. Именно эти качества являются определяющими при проектировании набора новых компетенций педагогов и определении совокупности средств и методов организации образовательного процесса в образовательной организации.

Цель. Определение и апробация векторов трансформации методической работы современного учителя на основе социокультурных изменений.

Методы. Базисная методология представленного исследования основана на применении социокультурного подхода в образовании. В истории педагогической науки социокультурный подход закрепляется совместно с идеей осознания значимости социальных факторов в воспитании и выделения во второй половине XIX - начале XX века социума как «третьего педагогического пространства» наряду со школой и семьей - традиционными институтами воспитания [4]. В исследованиях А. М. Ци-рюльникова, внедряющего технологию социокультурного проектирования, в основе которой лежит метод социокультурного анализа [5]. Понимание сущность метода включает в себя осознание образовательной ситуации и выбор стратегии и модели развития в социальном и культурном контексте. Этнографические, культурные, этнорегиональные особенности, местный региональный опыт становятся существенными факторами развития и модернизации всей образовательной системы, фундаментальными характеристиками образовательных процессов. На основании этого можно утверждать, что всякий образовательный процесс осуществляется в культуросообразной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в современном ему мире культурных ценностей [6].

Ситуация цифровизации определяет систему методов исследования образовательного процесса и отражается в практических методиках формирования нового педагогического инструментария профессиональной подготовки [7].

Обобщая результаты теоретического исследования и эмпирического опыта социокультурных трансформаций проектирования инстру-

ментов методической работы, ориентированной на общекультурное информационное и технологическое развитие, представим их в следующих взаимосвязанных аспектах:

- в аспекте трансформации мировоззренческих особенностей «цифрового» поколения, влияющих на их когнитивные процессы и процессы восприятия информации;

- в аспекте трансформации методики преподавания (методов, средств и форм организации образовательного процесса), направленной на максимизацию эффективности работы цифрового поколения.

В рамках первого аспекта на основании исследований по проблемам становления нового поколения мы выявили следующие выраженные факторы, оказывающие воздействие на систему восприятия и освоения знаний.

1. Процесс социализации происходил на основе «цифры», это поколение повзрослело в цифровом пространстве, параллельно с развитием технологий, для них цифровой гаджет первоисточник, освоенный на раннем этапе становления.

2. Большинству представителей цифрового поколения Ъ свойственен мультитаскинг (многозадачность). Стандартная для них ситуация одномоментного выполнения различных видов работ: читать, слушать музыку, общаться в социальной сети - и все без ущерба отдельным видам деятельности.

3. Потребность в безотлагательной оценке своих действий социумом, возникающая в связи с безотрывным пребыванием в социальных сетях (отзыв, комментарий, лайк и т. п.).

4. Ограничения любого рода для этого поколения болезненны, они росли в осознании безграничности возможностей, им чужды любые рамки и узкие системы оценивания. Ситуация выбора и самостоятельного решения для них приоритетна.

5. Четкость постановки задачи в процессе взаимодействия с представителями поколения Ъ имеет принципиальное значение.

Данный набор качеств не является исчерпывающим и может быть дополнен, однако на основании представленного перечня выделим качества личности, определяющие особенности перспективного профессионального становления и ориентацию на профиль будущей деятельности. К ним мы относим совокупность

следующих характеристик: гуманистическое мировоззрение, нравственная позиция, правовая, коммуникативная, цифровая культуры, культура самоопределения и т. д.

На основании вышесказанного проектируем педагогический инструментарий, необходимый к освоению современному учителю, с ориентацией на факторы предпочтения цифрового поколения, позволяющие с максимальной эффективностью воздействовать на систему формирования социально востребованных качеств личности. Представленный комплекс не является исчерпывающим и предполагает дополнение в зависимости от профиля предмета преподавания, влияния факторов микрокультурной среды региона в целом и образовательной организации в частности. В части подбора средств обучения мы фиксируем замедление темпов в ходе последних 3-5 лет, когда активная цифровизация массовой культуры вооружила все социально-активные поколения цифровыми гаджетами, делая доступными социальные сети, открытые образовательные порталы, разнообразные базы данных и ресурсы библиотек.

1. Формы организации образовательного процесса:

- краткие дистанционные курсы, позволяющие самостоятельно осваивать содержание предметов, в зависимости от индивидуальной траектории обучения (в данном случае мы реализуем принцип отсутствия ограничений места и времени освоения нового материала);

- микроуроки, позволяющие достичь концентрации внимания на одной теме и с достаточной быстротой перейти к контролю усвоения;

- «перевернутый класс», форма организации процесса, ориентированного на самостоятельную основу освоения содержания дисциплины с помощью созданных видео-лекций или существующих образовательных порталов (Си^ега и др.).

2. Методы, активизирующие активное взаимодействие:

- геймификация (комплекс игровых методов) - метод, в котором выросло цифровое поколение, ориентирован на активизацию соревновательного духа, построение рейтинга, при воздействии на комплекс визуальных рецепторов;

- проектное таргетирование - метод, являющийся разновидностью индивидуализированного проектного обучения, в процессе реализации которого педагог ранжирует постановку обучающей задачи в зависимости от индивидуальных образовательных потребностей обучающегося, с четким его направлением на достижение магистральной персонализированной задачи;

- «образовательное событие» - метод, позволяющий консолидировать комплекс мировоззренческих особенностей поколения 2: в нем активизируется способность к многозадачности, значимость проявления индивидуальности, клиповое мышление используется в положительном аспекте представления результатов.

3. Цифровые средства организации эффективного образовательного взаимодействия:

- группы в социальных сетях;

- видеоматериалы, созданные самостоятельно и существующие в открытом доступе в сети;

- мобильные электронные образовательные ресурсы, специализированного характера и т. д.

Эффективность представленного педагогического инструментария обеспечивает система квалитативного сопровождения [8], под которым мы понимаем вид педагогического сопровождения, обеспечивающего корректировку условий предметной подготовки учащихся на основе систематического мониторинга уровня качества, проявляющегося на ступени достижения предметных результатов, результатов в области научно-исследовательской и творческой деятельности.

Социокультурные факторы, связанные с изменением в массовом сознании подрастающего поколения, тотальная трансформация системы восприятия информации и способов взаимодействия в информационной среде делают актуальной проблему поиска новых методик, форм педагогического инструментария, определяющих работу современного педагога. Развитие системы информационной подготовки в условиях цифровой экономики ориентировано на новые подходы к формированию образовательной среды, структуры образовательных программ, содержания образования, результатов образовательной деятельности, трансформации роли учителя в образовательном процессе, взаимодействия с социальными институтами. В результате проведенного аналитического

Е В. Гнатышина, А О. Белоусов

Трансформация методической работы учителя в условиях цифровизации образования

исследования мы обозначили два трансформационных направления, ориентированных на изменения подходов к методической работе: трансформация мировоззренческих особенностей «цифрового» поколения, влияющих на их когнитивные процессы и процессы восприятия информации; оказавшаяся под влиянием всех вышеперечисленных аспектов, трансформации методов, средств и форм организации образовательного процесса, направленного на максимизацию эффективности работы цифрового поколения.

Статья выполнена в рамках плана научно-исследовательской, проектной и научно-организационной деятельности Научного Центра Российской Академии Образования на базе ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета на 2018-2020 годы.

Библиографический список:

1. «Паспорт национального проекта „Образование"» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/ UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf (дата обращения: 10.04.2019).

2. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы „Цифровая экономика Российской Федерации"» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа http://static.government.ru/media/files (дата обращения: 10.04.2018).

3. Иванова О. Э. Методология управления человеческими ресурсами / О. Э. Иванова, П. Г. Ряб-чук. - Челябинск : Изд-во ЮУРГГПУ, 2018. -284 с.

4. Гнатышина Е. В. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты / Е. В. Гнатышина, А. А. Саламатов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2017. - № 8. - С. 19-24.

5. Цирульников А. М. Развитие образовательных систем. Методология и методы социокультурного анализа. Часть 1 / А. М. Цирульников // Управление образованием: теория и практика. - 2014. - № 4. - С. 29-56.

6. Потемкина Т. В. Зарубежный опыт разработки профиля цифровых компетенций учителя /

Т. В. Потемкина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2018. -№ 2 (35). - С. 25-31.

7. Гнатышина Е. В. Педагогический инструментарий формирования цифровой культуры будущего педагога / Е. В. Гнатышина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2018. - № 3. - С. 46-54.

8. Яковлев Е. В. Сопровождение как педагогический феномен / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2010. - № 4. - С. 74-83.

References:

1. Gorbina M. A., Belay V. I. Continuing education as an objective need for professional development of the individual [Nepreryvnoye obrazovaniye kak obyektivnaya neobkhodimost professionalnogo sovershenstvovaniya lichnosti], 2014, No. 11, pp. 378-379 [Web resource], access mode: https://moluch.ru/archive/70/12141/ (accessed date: 01/14/2019).

2. Kovalchuk G. A. Quality assurance in the context of continuing education [O nekotorykh voprosakh obespecheniya kachestva obucheniya v kontekste nepreryvnogo obrazovaniya]. Continuing education: The twenty-first century, 2015, No. 4 (12).

3. Zaytseva O. V. Continuing education: basic concepts and definitions [Nepreryvnoye obrazovaniye: osnovnyye ponyatiya i opredeleniya]. Omsk State Pedagogical University Bulletin, 2009, No. 7 [Web resource], access mode: https://cyberleninka.ru/article/ n/nepreryvnoe-obrazovаnie-osnovnye-ponyatiya-i-opredeleniya (accessed date: 01/14/2019).

4. Boyarinov D. A. Adaptive networked education space: models, technologies, principles of construction: monograph [Adaptivnoye setevoye obrazovate-lnoye prostranstvo: modeli. tekhnologii. printsipy postroyeniya: monografiya], Smolensk, 2018. 200 p.

5. Boyarinov D. A. Non-formal and informal education in the context of adaptive networked educational space [Neformalnoye i informalnoye obrazovaniye v kontekste adaptivnogo setevogo obrazovatelnogo prostranstva]. Problems of modern education, 2019, No. 1, pp. 135-142.

6. Boyarinov D. A. New information technologies in the management system of educational process quality [Novyye informatsionnyye tekhnologii v sisteme upravleniya kachestvom uchebnogo protsessa], Izvestiya SmolGU, 2012, No. 4 (20), pp.464-471.

7. Zakharova S. M. Quality problems in the system of continuous education in the conditions of FSES [Problemy kachestva v sisteme nepreryvnogo obra-zovaniya v usloviyakh FGOS], 2013, No. 1 (96) [Web resource], access mode: https://cyberleninka. ru/article/n/problemy-kachestva-v-sisteme-nepreryv nogo-obrazovaniya-v-usloviyah-fgos (accessed date: 10/15/2018).

8. Anderson G. Assuring quality/resisting quality assurance: Academics' responses to "quality" in some Australian universities, Quality in Higher Education, 2006, No. 12 (2), pp. 161-173.

9. Palmer S. Occasional paper: Towards the development of an online learning environment

(OLE) quality management framework, Deakin University, Geelong, Vic, 2011. 33 p.

10. Scott G. Review of Australian Higher Education Request for Research and Analysis, University student engagement and satisfaction with learning and teaching, Penrith: University of Western Sydney, 2008. 81 p.

11. Federal Law "About Education in the Russian Federation" of 29.12.2012 No. 273 -FZ (last edition) [Federalnyy zakon "Ob obra-zovanii v Rossiyskoy Federatsii"] [Web resource], access mode: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174 (accessed date: 10/15/2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.