Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ ЭКОНОМИКИ СТРАН СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19: 2022 Г'

ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ ЭКОНОМИКИ СТРАН СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19: 2022 Г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионалистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / СТРАТЕГИЯ «НУЛЕВОЙ ТЕРПИМОСТИ» / КИТАЙ / ЯПОНИЯ / РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Изотов Дмитрий Александрович

В обзоре представлен анализ реализующихся в 2022 г. мер государственной политики по поддержке экономики в странах Большой тройки Северо-Восточной Азии во время пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Показано, что внутренние политические процессы в КНР обусловливали продолжение реализации стратегии «нулевой терпимости» к COVID-19 в 2022 г. Определено, что многие меры по стабилизации китайской экономики в 2022 г. (государственные инвестиции в инфраструктурные проекты и расходы на социальные нужды) являлись продолжением мер 2020-2021 гг. Нововведениями в государственной политике КНР в 2022 г. являлись: обеспечение продовольственной и энергетической безопасности; стимулирование трудоустройства молодёжи; стабилизация региональных бюджетов и рынка недвижимости. Выявлено, что в 2022 г. структурные проблемы японской экономики стали существенными ограничителями принимаемых мер государственного стимулирования даже в условиях широкой политической поддержки. По этой причине в 2022 г. основные изменения в мерах государственной поддержки экономики Японии были связаны с преобразованиями на рынке труда и сглаживанием цен на базовые товары. Наряду с этим японское руководство в 2022 г. привлекало капитал в цифровые и «зелёные» технологии для стимулирования долгосрочного роста экономики. Установлено, что в первой половине 2022 г. Республика Корея стала преодолевать негативные последствия пандемии, поэтому по сравнению с двумя годами ранее здесь наблюдалось постепенное ужесточение денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. В 2022 г. руководство Республики Корея приступило к решению проблемы роста цен на недвижимость и финансированию программы развития инновационной экономики, в том числе для создания перспективного рынка труда для последующего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN ECONOMIC SUPPORT POLICIES DURING COVID-19 PANDEMIC IN 2022: NORTH-EAST ASIA COUNTRIES’ EXPERIENCE

The review provides an analysis of government policy measures to support the economy in the North-East Asia countries during the COVID-19 pandemic, implemented in 2022 in the face of increasing external risks. It is shown that the internal political processes in the PRC determined the continued implementation of the «zero-COVID» strategy in 2022. It was determined that many measures to stabilize the Chinese economy in 2022 are a continuation of the measures of 2020-2021, for instance state investments in infrastructure projects and social spending. The new measures in the policy of the PRC in 2022 are including: ensuring economic security, stimulating employment for young people, stabilizing regional budgets and the real estate market. The structural problems of the Japanese economy have become significant constraints on the measures taken by government stimulus policy, even in the face of broad political supporting. For this reason, in 2022 the main changes in the measures of government stimulus policy for the Japanese economy were associated with transformations in the labor market and smoothing prices for basic goods. Along with this, the Japanese leadership has been raising capital in digital and green technologies in 2022 to stimulate long-term economic growth. It was shown that in the first half of 2022 the government of the Republic of Korea began to overcome the negative consequences of the COVID-19 pandemic, therefore, it experienced a gradual tightening of monetary and fiscal policy and solving problems in the real estate market. In 2022, the government of the Republic of Korea began to finance programs for the development of an innovative economy, including creating a promising labor market.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ ЭКОНОМИКИ СТРАН СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19: 2022 Г»

I .л

ИГ ЛМЕШСЛ дач

МЛ 11

^егмоналистика

Ж

• «г.

2022 Том 9 № 5

ИЗОТОВ Дмитрий Александрович

Доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Институт экономических исследований ДВО РАН, ул. Тихоокеанская, 153, Хабаровск, Россия, 680042

[email protected]

ORCID: 0000-0001-9199-6226

Ж:...

Ш

д. к

УДК 339.97

ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ ЭКОНОМИКИ СТРАН СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ 2022 Г.

В обзоре представлен анализ реализующихся в 2022 г. мер государственной политики по поддержке экономики в странах Большой тройки Северо-Восточной Азии во время пандемии новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19). Показано, что внутренние политические процессы в КНР обусловливали продолжение реализации стратегии «нулевой терпимости» к СОУГО-19 в 2022 г. Определено, что многие меры по стабилизации китайской экономики в 2022 г. (государственные инвестиции в инфраструктурные проекты и расходы на социальные нужды) являлись продолжением мер 2020-2021 гг. Нововведениями в государственной политике КНР в 2022 г. являлись: обеспечение продовольственной и энергетической безопасности; стимулирование трудоустройства молодёжи; стабилизация региональных бюджетов и рынка недвижимости. Выявлено, что в 2022 г. структурные проблемы японской экономики стали существенными ограничителями принимаемых мер государственного стимулирования даже в условиях широкой политической поддержки. По этой причине в 2022 г. основные изменения в мерах государственной поддержки экономики Японии были связаны с преобразованиями на рынке труда и сглаживанием цен на базовые товары. Наряду с этим японское руководство в 2022 г. привлекало капитал в цифровые и «зелёные» технологии для стимулирования долгосрочного роста экономики. Установлено, что в первой половине 2022 г. Республика Корея стала преодолевать негативные последствия пандемии, поэтому по сравнению с двумя годами ранее здесь наблюдалось постепенное ужесточение денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. В 2022 г. руководство Республики Корея приступило к решению проблемы роста цен на недвижимость и финансированию программы развития инновационной экономики, в том числе для создания перспективного рынка труда для последующего поколения.

Меры государственной поддержки, пандемия COVID-19, стратегия «нулевой терпимости», Китай, Япония, Республика Корея

■ ■ ■

Статья выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Хабаровского края (Договор № 74с/2022 от 27 октября 2022 г. о предоставлении гранта на реализацию проекта в области научных иссле-

© Изотов Д.А., 2022 дований в направлении гуманитарных и общественных наук в 2022 г.).

j-v

/ У

\\ //

"тi. if Г

./I

X №

IZOTOV Dmitry

Aleksandrovich

Doctor of economics, leading research fellow Economic Research Institute FEB RAS,

153, Tikhookeanskaya Street, Khabarovsk, Russia, 680042

[email protected]

ORCID: 0000-0001-9199-6226

CHANGES IN ECONOMIC SUPPORT POLICIES DURING COVID-19 PANDEMIC IN 2022: NORTH-EAST ASIA COUNTRIES' EXPERIENCE

The review provides an analysis of government policy measures to support the economy in the North-East Asia countries during the COVID-19 pandemic, implemented in 2022 in the face of increasing external risks. It is shown that the internal political processes in the PRC determined the continued implementation of the «zero-COVID» strategy in 2022. It was determined that many measures to stabilize the Chinese economy in 2022 are a continuation of the measures of 2020-2021, for instance state investments in infrastructure projects and social spending. The new measures in the policy of the PRC in 2022 are including: ensuring economic security, stimulating employment for young people, stabilizing regional budgets and the real estate market. The structural problems of the Japanese economy have become significant constraints on the measures taken by government stimulus policy, even in the face of broad political supporting. For this reason, in 2022 the main changes in the measures of government stimulus policy for the Japanese economy were associated with transformations in the labor market and smoothing prices for basic goods. Along with this, the Japanese leadership has been raising capital in digital and green technologies in 2022 to stimulate long-term economic growth. It was shown that in the first half of 2022 the government of the Republic of Korea began to overcome the negative consequences of the COVID-19 pandemic, therefore, it experienced a gradual tightening of monetary and fiscal policy and solving problems in the real estate market. In 2022, the government of the Republic of Korea began to finance programs for the development of an innovative economy, including creating a promising labor market.

Government support measures, COVID-19 pandemic, zero-COVID strategy, China, Japan, Republic of Korea

Ж т\н i о р i J v s 'Ц.

эмация мер государственной пс

л/Ал

■Ж

V. -Д ' Л- .т

■: imi

т Чь^ГДи^

Введение

Распространение COVID-19 в мировом масштабе в начале 2020 г. вызвало всемирную пандемию, став серьёзным шоком для глобальной экономики, значительно ограничив деятельность предприятий многих её секторов, наложив жёсткие ограничения на перемещение людей между странами. В 2022 г. отрицательное воздействие пандемии на мировую экономику усилилось по причине обострения геополитических проблем, а также нарастания нестабильности на товарных рынках. Данные процессы стали способствовать росту неопределённости и различных рисков в глобальной экономике, усиливая её рецессию посредством стагнации на фоне значительной инфляции [3].

Япония, КНР и Республика Корея, формирующие так называемую Большую тройку Северо-Восточной Азии (СВА), оказались в самом центре первоначального источника распространения COVID-19. В подготовленном ранее исследовании [2] для периода 2020-2021 гг. были описаны последствия пандемии для стран Большой тройки СВА, указавшие, что данные государства в целом эффективно справлялись со сдерживанием распространения новой инфекции, а также принимали активные антикризисные меры поддержки своих экономик. В 2022 г. указанные страны, помимо борьбы с очередными вспышками COVID-19, столкнулись с рядом как эндогенных, так и экзогенных проблем, с целью смягчения которых были приняты очередные пакеты мер поддержки их экономик1. Это потребовало выделения значительных сумм для финансирования дополнительных расходов, а также внесения некоторых корректив в направления государственной политики регулирования экономики, что происходило на фоне активных политических процессов, связанных с избирательными кампаниями в данных странах. В итоге внутриполитические процессы стали оказывать заметное влияние на ход борьбы с новой коронавирусной инфекцией в 2022 г., а также на трансформацию мер государственной поддержки экономики в странах Большой тройки СВА. Предполагается, что данные меры могут оказать существенное воздействие на экономическую динамику этих стран в среднесрочной перспективе [3].

Китай: экономика в условиях стратегии «нулевой терпимости» к COVID-19

Для КНР 2022 г. является довольно важным по причине подготовки к предстоящему XX съезду Коммунистической партии Китая (КПК), на котором будет назначено высшее руководство страны на следующий пятилетний срок2. Поэтому поддержание экономической стабильности в стране является прямой демонстрацией эффективности работы партии, так как осенью 2022 г. должно быть избрано новое руководство Центрального комитета КПК, а весной 2023 г. оно официально вступит в свои обязанности.

1 Huld A. China Releases 33 New Stimulus Measures to Boost Economy. URL: https://www.china-briefing.com/news/ china-releases-33-new-stimulus-measures-to-boost-economy/ (дата обращения: 06.09.2022); Japan. IMF Country Report No. 22/99. URL: https://www.imf.org/en/Publications/CR/Issues/2022/04/06/Japan-2022-Article-IV-Consultation-Press-Release-Staff-Report-and-Statement-by-the-516216 (дата обращения: 06.09.2022); Republic of Korea. IMF Country Report No. 22/86. URL: https://www.imf.org/en/Publications/CR/Issues/2022/03/24/Republic-of-Korea-2022-Article-IV-Consultation-Press-Release-Staff-Report-Staff-Statement-515711 (дата обращения: 06.09.2022).

2 Dong J., Xia L. China. New Stimulus Package Not Enough to Ensure a 5.5% Growth Target in 2022. URL: https:// www.bbvaresearch.com/en/publicaciones/china-new-stimulus-package-not-enough-to-ensure-a-55-growth-target-in-2022/ (дата обращения: 06.09.2022); Huld A. China Releases 33 New Stimulus Measures to Boost Economy. URL: https://www.china-briefing.com/news/china-releases-33-new-stimulus-measures-to-boost-economy/ (дата обращения: 06.09.2022).

■ж

Ч к-

Л. \

В условиях ограничений, связанных со стратегией «нулевой терпимости» к COVID-191, а также с геополитическими вызовами, Государственный совет КНР 31 мая 2022 г. обнародовал «Пакет политических мер по стабилизации экономики»2, охватывающий широкий спектр механизмов, включающих в себя более тридцати мер по шести направлениям (табл. 1).

Таблица 1

Меры государственной политики КНР по стабилизации экономики в 2022 г.

Направление Пакет мер

Налогово-бюджетная политика Продолжение практики возврата налога на добавленную стоимость (НДС); своевременное распределение бюджетных расходов; ускоренный выпуск и использование специальных облигаций; использование гарантий государственного финансирования; увеличение государственных закупок для поддержки малого и среднего бизнеса; расширение политики отсрочки выплат по страховым взносам; увеличение предоставления субсидий на расширение занятости

Денежно-кредитная и финансовая политика Предоставление отсрочек погашения основного долга и пени малым, средним и микропредприятиям, а также по жилищным и потребительским кредитам категориям граждан, пострадавшим от пандемии; увеличение квот для поддержки сельхозпредприятий и малого бизнеса в форме кредитов и микрокредитов в рамках инклюзивного финансирования; умеренное снижение реальных процентных ставок по кредитам; повышение эффективности финансирования на рынке капитала; увеличение поддержки финансовых организаций при строительстве инфраструктуры и реализации крупных проектов

Политика по стимулированию инвестирования и потребления Снижение барьеров для продвижения ряда проработанных инженерных проектов по защите водных ресурсов и предотвращению последствий стихийных бедствий; поддержка привлечения инвестиций в транспортную инфраструктуру; продвижение строительства городских подземных коммуникаций; привлечение частных инвестиций в крупные проекты; содействие стандартизированному и устойчивому развитию «платформенной экономики» за счёт поддержки нововведений в области искусственного интеллекта, облачных вычислений, технологии блокчейн и др.; снижение ограничений увеличения продаж товаров массового потребления

Политика обеспечения продовольственной и энергетической безопасности Введение гарантий предоставления субсидий производителям зерновых культур для компенсации снижения урожайности, поддержка импорта калийных удобрений; усовершенствование механизма безопасной и экономически эффективной добычи угля; содействие реализации ряда энергетических проектов; стимулирование разведки запасов и расширения добычи углей на основе кредитования; увеличение государственных резервных мощностей для накопления сырой нефти и других энергетических ресурсов

1 Стратегия «нулевой терпимости» к COVID-19 (далее - стратегия «нулевой терпимости») предусматривает жёсткие меры по снижению распространения инфекции как с точки зрения изоляции, так и вакцинации. - Прим.

2 Notice of the State Council on Printing and Distributing a Package of Policies and Measures for Solidly Stabilizing the Economy. URL: https://interpret.csis.org/translations/notice-of-the-state-council-on-distributing-the-package-of-policies-and-measures-for-solidly-stabilizing-the-economy/ (дата обращения: 06.09.2022).

V. -Д ' Л- п

■: imi

X m

Продолжение таблицы 1

Направление Пакет мер

Политика обеспечения стабильности производственных и логистических цепочек Снижение стоимости воды и электроэнергии для малых предприятий за счёт субсидирования, а также в ряде случаев отсрочка платежей на полгода; временное снижение размера арендной платы для малых предприятий путём освобождения от налоговых платежей; поддержка компаний в отраслях, наиболее пострадавших от пандемии (гражданская авиация) за счёт выдачи экстренных кредитов и выпуска облигаций; оптимизация работы предприятий в зонах повышенного риска распространения COVID-19 на основе тесной связи между министерствами и регионами; улучшение обеспечения бесперебойной транспортировки и логистики; увеличение финансирования проектов создания логистических центров и предприятий; ускорение в продвижении крупных инвестиционных проектов с иностранным капиталом, снижение барьеров в привлечении иностранных инвестиций

Политика социальной защиты Поэтапная политика поддержки при отсрочке взносов в фонд обеспечения жильём; усиление поддержки мигрантов из сельской местности, занятости и предпринимательства в сельской местности; улучшение мер социального обеспечения; расширение помощи группам населения с низкими доходами, пострадавшим от стихийных бедствий; сдерживание цен на базовые продовольственные товары; усиление системы социальной безопасности населения

Источники: составлено по: Huld A. China Releases 33 New Stimulus Measures to Boost Economy. URL: https://www. china-briefing.com/news/china-releases-33-new-stimulus-measures-to-boost-economy/ (дата обращения: 06.09.2022); Notice of the State Council on Printing and Distributing a Package of Policies and Measures for Solidly Stabilizing the Economy. URL: https://interpret.csis.org/translations/notice-of-the-state-council-on-distributing-the-package-of-policies-and-measures-for-solidly-stabilizing-the-economy/ (дата обращения: 06.09.2022).

Результаты некоторых исследований [9] показывают, что пандемия COVID-19 оказывает значительное негативное влияние на экономические показатели малых, средних и микропредприятий Китая. Поскольку эти субъекты бизнеса создают рабочие места для большинства трудоспособного населения, то в рамках налогово-бюджетной политики прилагались усилия для поддержки данных предприятий за счёт льгот и снижения налоговой нагрузки. Было продолжено ежемесячное возмещение НДС в 2022 г. таким предприятиям, специализирующимся в промышленном производстве, научных исследованиях и разработках; технологических услугах; производстве и распределении электроэнергии, тепла, газа и воды; создании программного обеспечения и информационных технологий; сфере защиты экологии, транспорта и логистики; на предоставлении складских и почтовых услуг. Налоговые льготы, предоставляемые данным субъектам бизнеса, составят 142,0 млрд китайских юаней (21,2 млрд долларов США) и достигнут общей суммы в 1,6 трлн юаней (245,7 млрд долларов) в 2022 г.1 Также в течение 2022 г. предполагается увеличение доли в государственных закупках, зарезервированной для малых, средних и микропредприятий, с 30 до 40%.

Одним из ключевых параметров стимулирования экономической деятельности в период пандемии является мотивирование региональных органов власти к ускоренному выпуску

1 Huld A. China Releases 33 New Stimulus Measures to Boost Economy. URL: https://www.china-briefing.com/news/ china-releases-33-new-stimulus-measures-to-boost-economy/ (дата обращения: 06.09.2022).

-/ / Лм 'I :U, P --7. ,>,. "5 • •

• «г.

!i /L

специальных облигаций, являющихся для регионов КНР одним из основных инструментов по сбору средств на финансирование инфраструктурных проектов. Наряду с тем, что правительство Китая уже выделило 3,7 трлн юаней (547,5 млрд долларов) на специальные облигации на 2022 г., в рамках пакета мер содержится призыв к региональным властям завершить эмиссию данных облигаций на сумму 3,5 трлн юаней (517,5 млрд долларов) к концу июня и израсходовать их к концу августа текущего года. Проекты, которые могут финансироваться за счёт специальных облигаций, ограничиваются сферой транспорта, энергетикой и строительством доступного жилья1.

Посредством поощрения финансовых учреждений планируется расширять гарантии по поддержке малых, средних и микропредприятий в сфере транспорта, общественного питания, гостиничного бизнеса и туризма за счёт национального гарантийного фонда (1,0 трлн юаней, или 150,0 млрд долларов). В данном фонде предусматривается выделение средств в размере 3,0 млрд юаней (0,5 млрд долларов) для помощи финансовым учреждениям с целью снижения ставок финансовых гарантий2. Также предполагается расширение предоставления отсрочки выплат по страховым взносам до конца 2022 г. пострадавшим от пандемии предприятиям общественного питания, розничной торговли, туризма и транспорта. Общая сумма отсроченных выплат составит 320,0 млрд юаней (48,0 млрд долларов)3. До конца 2022 г. данным предприятиям предоставляется отсрочка платежей по основной сумме долга и процентам по кредитам коммерческим банкам и другим финансовым учреждениям.

На начало 2022 г. среди лиц в возрасте от 16 до 24 лет уровень безработицы в городах достиг 18,2%. Поэтому предусматривается предоставление единовременных субсидий в размере 1,5 тыс. юаней (225 долларов) на каждого нанятого предприятиями сотрудника в данной возрастной категории4. Так как ограничения в связи с пандемией коснулись в первую очередь городов, то работодатели, на которых повлияли меры по сдерживанию COVID-19, получат отсрочку выплат в страховые жилищные фонды. Категории граждан, которые вследствие пандемии не смогли осуществить расчёты по кредитам на жильё в обычном порядке, не будут обременены выплатой пени в 2022 г. В качестве мер социальной защиты предполагается выплата пособий безработным, а также категориям граждан, пострадавшим от карантинных мер. Кроме того, руководство КНР намеревается увязать выплату этих средств с целевыми значениями уровня инфляции5.

Для смягчения локальных последствий режима самоизоляции предпринимателям, не оплатившим полученных коммунальных услуг, предоставлена отсрочка на полгода, в течение которого не будут начисляться пени за просрочку платежа. Региональные власти также могут продлить этот период на основе временного субсидирования предоставления коммунальных

1 Notice of the State Council on Printing and Distributing a Package of Policies and Measures for Solidly Stabilizing the Economy. URL: https://interpret.csis.org/translations/notice-of-the-state-council-on-distributing-the-package-of-policies-and-measures-for-solidly-stabilizing-the-economy/ (дата обращения: 06.09.2022).

2 Huld A. China Releases 33 New Stimulus Measures to Boost Economy. URL: https://www.china-briefing.com/news/ china-releases-33-new-stimulus-measures-to-boost-economy/ (дата обращения: 06.09.2022).

3 Dong J., Xia L. China. New Stimulus Package Not Enough to Ensure a 5.5% Growth Target in 2022. URL: https://www. bbvaresearch.com/en/publicaciones/china-new-stimulus-package-not-enough-to-ensure-a-55-growth-target-in-2022/ (дата обращения: 06.09.2022).

4 Notice of the State Council on Printing and Distributing a Package of Policies and Measures for Solidly Stabilizing the Economy. URL: https://interpret.csis.org/translations/notice-of-the-state-council-on-distributing-the-package-of-policies-and-measures-for-solidly-stabilizing-the-economy/ (дата обращения: 06.09.2022).

5 Dong J., Xia L. China. New Stimulus Package Not Enough to Ensure a 5.5% Growth Target in 2022. URL: https://www. bbvaresearch.com/en/publicaciones/china-new-stimulus-package-not-enough-to-ensure-a-55-growth-target-in-2022/ (дата обращения: 06.09.2022).

^Ш" ' 4 WTO Лй .«У"- VW^'W/

Гегионапистыка 2022 Том 9 № 5

IMV

-. ' "_— т J. I 1 к ■ I vr ГТ 7/г» -.1-е- . . V; 1 ^ '' - t^i л

л. ;v

услуг. Подобные отсрочки могут быть распространены также на снижение арендной платы, а государственные банки будут привлечены к поддержке арендодателей, которые снижают арендную плату или временно отказываются от её взимания.

Денежно-кредитная политика КНР в 2022 г. была направлена на поддержку пострадавших от COVID-19: банки продлевали до конца года сроки платежей по кредитам физических лиц, малых, средних и микропредприятий; сокращался срок принятия коммерческих векселей с одного года до шести месяцев; за счёт снижения процентных ставок ожидалось дальнейшее вливание ликвидности на рынок1.

В рамках стимулирования капиталовложений основной акцент сделан на осуществление ряда крупных инфраструктурных проектов в 2022 г. для поддержки экономической активности2. Во-первых, предусматривается реализация проектов по охране водных ресурсов (переброска рек с юга на север; уменьшение опасности стихийных бедствий; укрепление дамб крупных водохранилищ; строительство и реконструкция систем орошения). Во-вторых, в дополнение к существующим задачам в 2022 г. предполагается строительство транспортной инфраструктуры, ремонт 30 тыс. км сельских дорог, а также реализация инфраструктурных проектов безопасности и защиты жизни, ремонт 3 тыс. ветхих мостовых переходов на сельских дорогах. В-третьих, пакет мер государственной поддержки также предусматривает оказание помощи Государственной железнодорожной компании Китая (China State Railway Group) по выпуску облигаций для строительства железных дорог на сумму 300,0 млрд юаней (44,9 млрд долларов). Для стимулирования потребления предполагается расширение продаж потребительских товаров длительного пользования за счёт снятия ограничений на покупку транспортных средств и увеличения квот на их продажу населению в городах.

Для целей обеспечения продовольственной безопасности предусматривается выделение дополнительных 10,0 млрд юаней (1,5 млрд долларов) в виде субсидий сельскохозяйственным предприятиям на приобретение материалов в дополнение к 20,0 млрд юаней3 (3,0 млрд долларов), которые уже были предоставлены, поскольку стоимость импортных удобрений, ввозимых в Китай, резко возросла в 2022 г. (в основном из-за геополитических факторов), что создало дополнительное экономическое давление на фермеров и поставило под угрозу производство основных продуктов питания. Также в 2022 г. предусматривается постепенное повышение минимальных закупочных цен на социально значимые виды продовольствия и оптимизация политики субсидирования фермеров, специализирующихся на выращивании зерновых культур.

Более масштабны меры по усилению энергетической безопасности страны, поскольку осенью 2021 г. во время мировой пандемии в Китае произошёл серьёзный энергетический кризис, приведший к веерным отключениям электроэнергии и закрытию производств в некоторых частях страны4. Поэтому в 2022 г. Правительство КНР стремится избежать подобной

1 Dong J., Xia L. China. New Stimulus Package Not Enough to Ensure a 5.5% Growth Target in 2022. URL: https://www. bbvaresearch.com/en/publicaciones/china-new-stimulus-package-not-enough-to-ensure-a-55-growth-target-in-2022/ (дата обращения: 06.09.2022).

2 Notice of the State Council on Printing and Distributing a Package of Policies and Measures for Solidly Stabilizing the Economy. URL: https://interpret.csis.org/translations/notice-of-the-state-council-on-distributing-the-package-of-policies-and-measures-for-solidly-stabilizing-the-economy/ (дата обращения: 06.09.2022).

3 Huld A. China Releases 33 New Stimulus Measures to Boost Economy. URL: https://www.china-briefing.com/news/ china-releases-33-new-stimulus-measures-to-boost-economy/ (дата обращения: 06.09.2022).

4 Dong J., Xia L. China. New Stimulus Package Not Enough to Ensure a 5.5% Growth Target in 2022. URL: https:// www.bbvaresearch.com/en/publicaciones/china-new-stimulus-package-not-enough-to-ensure-a-55-growth-target-in-2022/ (дата обращения: 06.09.2022); Huld A. China Releases 33 New Stimulus Measures to Boost Economy. URL: https://www.china-briefing.com/news/china-releases-33-new-stimulus-measures-to-boost-economy/ (дата обращения: 06.09.2022).

■Ж

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ч

ситуации, связанной с многомесячными блокировками и сбоями подачи электроэнергии, что в среднесрочной перспективе может быть достигнуто за счёт увеличения добычи и расширения квот потребления угля. Пакет мер поддержки экономики предусматривает отсрочку закрытия угольных шахт и предоставление угледобывающим предприятиям возможности увеличения выпуска для обеспечения поставок с целью сглаживания сезонных нагрузок в энергопотреблении.

В рамках политики обеспечения стабильности производственных и логистических поставок для поддержки авиационной отрасли предполагается расширение кредитования гражданской авиации на 150,0 млрд юаней (22,5 млрд долларов), выпуск облигаций на сумму 200,0 млрд юаней (30,0 млрд долларов) и расширение направлений международных рейсов. Пакет мер также предусматривает освоение инвестиций в логистическую инфраструктуру: поддержку функционирования ключевых национальных городов-хабов и улучшение распределения грузопотоков, складирования, транзитных перевозок и возможностей экстренной поддержки логистических центров - около 5,0 млрд юаней (0,8 млрд долларов); поддержку коммерческого строительства - около 3,8 млрд юаней (0,6 млрд долларов); фондов развития сферы услуг для построения системы цепочек поставок сельскохозяйственной продукции - порядка 2,5 млрд юаней (0,4 млрд долларов); реализацию политики повторного кредитования предприятий транспорта и логистики - 100,0 млрд юаней (15,0 млрд долларов)1.

Пакет мер государственной поддержки предусматривает продвижение крупных инвестиционных проектов с участием иностранного капитала в рамках пересмотра «Каталога отраслей, поощряемых для иностранных инвестиций»2. В проекте каталога на 2022 г. количество поощряемых отраслей увеличилось на 16,0% за счёт включения высокотехнологичных секторов и новых регионов КНР (центральных, западных и северо-восточных).

В марте 2022 г. на очередных сессиях правительство Китая также установило амбициозную цель - прирост ВВП страны на уровне 5,5% в 2022 г.3 Для этого может потребоваться прямое денежное стимулирование, но в настоящее время проблематично спрогнозировать, готово ли китайское руководство использовать этот инструмент для достижения целевых показателей роста экономики. При этом основным индикатором достижения такой амбициозной цели является восстановление экономики городов КНР после реализации мер по сдерживанию COVID-19. Основной проблемой в этом направлении является дилемма между контролем рисков в секторе недвижимости и экономическим ростом [7].

Япония: дополнительные меры поддержки экономики на фоне структурных проблем

В Японии за время пандемии сменилось два премьер-министра в ходе серьёзной внутрипартийной борьбы. В данном процессе японские политики руководствовались в том числе интересами массового избирателя в дополнительной поддержке пострадавших от распространения COVID-19 наиболее уязвимых слоёв населения и бизнеса в условиях структурных и демографических проблем в национальной экономике. Для поддержки экономики в условиях пандемии продолжалось применение инструментов денежной, бюджетной и структурной политики в рамках так называемой абэномики [1].

1 Huld A. China Releases 33 New Stimulus Measures to Boost Economy. URL: https://www.china-briefing.com/news/ china-releases-33-new-stimulus-measures-to-boost-economy/ (дата обращения: 06.09.2022).

2 Там же.

3 Там же.

■ж

Ч к-

В ноябре 2021 г. был объявлен очередной пакет мер в размере 78,9 трлн японских иен (611,0 млрд долларов) на 2022 г.1 Около 60,0% дополнительных средств2 направляется на помощь фирмам и домохозяйствам, в том числе посредством денежных переводов и в виде субсидий, а также программ по сохранению рабочих мест. Поддержка наиболее нуждающихся групп населения и секторов бизнеса в 2022 г.3 будет продолжена, вероятно, на основе практики единовременных выплат. Около 15,0% дополнительных мер приходится на поддержку системы здравоохранения. В соответствии с текущей экономической политикой в 2022 г. прогнозируется дефицит бюджета Японии на уровне 7,4% ВВП4.

В итоге в 2022 г. меры государственной поддержки экономики Японии выработаны для решения текущих социальных проблем и стимулирования потребительской и инвестиционной активности на основе политики количественного смягчения с учётом постепенного решения структурных проблем (табл. 2).

Таблица 2

Меры государственной поддержки экономики в Японии в 2022 г.

Направление Пакет мер

Налогово- бюджетная политика Поддержание стабилизационной и гибкой политики вплоть до периода минимизации распространения COVID-19; расширение корпоративных налоговых льгот

Денежно-кредитная и финансовая политика Смягчение денежно-кредитной политики, реализация политики низких процентных ставок; денежное смягчение с контролем кривой доходности для достижения целевого уровня инфляции; поддержка стабильности на финансовых рынках

Политика по стимулированию инвестирования и потребления Дополнительные меры поддержки фирм и домохозяйств; дополнительные меры поддержки бесперебойного функционирования системы здравоохранения; повышение минимального размера оплаты труда; предоставление субсидий субъектам среднего и малого бизнеса; расширение специальных программ финансовой поддержки малых и средних предприятий в сфере услуг; финансирование предприятий Банком Японии в ответ на новые штаммы коронавирусной инфекции

Политика социальной защиты Стабилизация на рынке труда за счёт субсидий на сохранение рабочих мест и использование других инструментов, таких как страхование по безработице и государственная помощь; финансовая поддержка семей, воспитывающих детей; повышение оплаты труда медицинского персонала; увеличение коэффициента расходов на здравоохранение для оказания медицинской помощи пожилым людям со средним уровнем доходов; повышение квалификации работников; рекомендации корпоративному сектору по сохранению рабочих мест для пожилых работников; создание «Цифрового агентства» для повышения финансовой и цифровой грамотности населения и его персональной защиты

1 Japan. IMF Country Report No. 22/99. URL: https://www.imf.org/en/Publications/CR/Issues/2022/04/06/Japan-2022-Article-IV-Consuhation-Press-Release-Staff-Report-and-Statement-by-the-516216 (дата обращения: 06.09.2022).

2 Дополнительные меры поддержки экономики составляют суммарно 48,8 трлн иен (378,0 млрд долларов). Источник: Japan. IMF Country Report No. 22/99. URL: https://www.imf.org/en/Publications/CR/Issues/2022/04/06/Japan-2022-Article-IV-Consultation-Press-Release-Staff-Report-and-Statement-by-the-516216 (дата обращения: 06.09.2022).

3 Ueda J. Updates on Japan's Fiscal Policy for Round-Table Discussion on the Fiscal Framework in Asia. URL: https:// www.mof.go.jp/pri/research/seminar/fy2022/tff2022_s2_1.pdf (дата обращения: 06.09.2022).

4 Japan. IMF Country Report No. 22/99. URL: https://www.imf.org/en/Publications/CR/Issues/2022/04/06/Japan-2022-Article-IV-Consultation-Press-Release-Staff-Report-and-Statement-by-the-516216 (дата обращения: 06.09.2022).

\Mt

Y. -Д 'Л- п

■: imi

X m

Продолжение таблицы 2

Направление Пакет мер

Политика обеспечения безопасности и долгосрочного развития Повышение обеспечения устойчивости и безопасности национальной экономики; направление капитала в цифровые и «зелёные» технологии для стимулирования долгосрочного роста экономики; упрощение процедур привлечения прямых иностранных инвестиций в инновационные сферы экономики; расширение среднего класса

Источники: составлено по: ADB COVID-19 Policy Database. Japan. URL: https://covid19policy.adb.org/policy-measures/JPN (дата обращения: 06.09.2022); Japan. IMF Country Report No. 22/99. URL: https://www.imf.org/en/ Publications/CR/Issues/2022/04/06/Japan-2022-Article-IV-Consultation-Press-Release-Staff-Report-and-Statement-by-the-516216 (дата обращения: 06.09.2022); Ueda J. Updates on Japan's Fiscal Policy for Round-Table Discussion on the Fiscal Framework in Asia. URL: https://www.mof.go.jp/pri/research/seminar/fy2022/tff2022_s2_1.pdf (дата обращения: 06.09.2022); Wakatabe M. Japan's Economy and Monetary Policy. Speech at a Meeting with Local Leaders in Wakayama (Via Webcast). URL: https://www.boj.or.jp/en/announcements/press/koen_2022/data/ko220203a1.pdf (дата обращения: 06.09.2022).

Пакет мер поддержки, объявленный в ноябре 2021 г., включил дополнительное финансирование системы медицинского обслуживания. В бюджете на 2022 финансовый год было выделено 5,0 трлн иен (38,7 млрд долларов)1 в качестве резервных фондов для борьбы с пандемией, при этом поддержка стала смещаться в сторону более целенаправленных мер: выдачи средств только тем предприятиям и домохозяйствам, которые больше всего пострадали от распространения COVID-19; финансирования растущих сфер бизнеса посредством стимулирования профессиональной подготовки работников.

Начиная с апреля 2022 г., по мере ослабления проблем с финансированием у крупных японских компаний, Банк Японии стал выкупать свои долговые обязательства в меньших объёмах, расширив при этом до сентября 2022 г. специальную программу поддержки малых и средних предприятий, учитывая их неустойчивое финансовое положение, особенно в сфере услуг. Что касается денежно-кредитной политики, то Банк Японии продолжал денежное смягчение с контролем кривой доходности, стремясь достичь целевого уровня инфляции в 2,0%2.

В 2022 г. Банк Японии продолжает финансировать предприятия и поддерживать стабильность на финансовых рынках посредством «Специальной программы поддержки» в ответ на новые штаммы коронавирусной инфекции. Для увеличения прибыли корпораций и улучшения условий на рынке труда регулятор также продолжит смягчение денежно-кредитной политики, в результате чего оплата труда и цены должны вырасти. Благодаря мерам Банка Японии и правительства, а также усилиям частных финансовых учреждений условия внешнего финансирования для японской экономики остаются благоприятными. При этом продолжительное давление на прибыль финансовых учреждений из-за низких процентных ставок и избыточных сбережений может создать риск постепенного сокращения финансового посредничества в корпоративном секторе. Планируется, что по мере снижения распространения COVID-19, программы поддержки будут свёрнуты, в том числе за счёт сокращения государственных кредитных гарантий3.

1 Japan. IMF Country Report No. 22/99. URL: https://www.imf.org/en/Publications/CR/Issues/2022/04/06/Japan-2022-Article-IV-Consultation-Press-Release-Staff-Report-and-Statement-by-the-516216 (дата обращения: 06.09.2022).

2 Wakatabe M. Japan's Economy and Monetary Policy. Speech at a Meeting with Local Leaders in Wakayama (Via Webcast). URL: https://www.boj.or.jp/en/announcements/press/koen_2022/data/ko220203a1.pdf (дата обращения: 06.09.2022).

3 Japan. IMF Country Report No. 22/99. URL: https://www.imf.org/en/Publications/CR/Issues/2022/04/06/Japan-2022-Article-IV-Consultation-Press-Release-Staff-Report-and-Statement-by-the-516216 (дата обращения: 06.09.2022).

^Ш" ' 4 WTO Лй .«У"- Ч VW^'W/

Ж^^,/,,J LШЖ^-.'Х ^/v« ?f ж.'V Mnv 'f 'ЖГ

"iuS"' • ,-.,.: эдя KjK' iX'-. • ¿.И® -V % ■■■•.■' jf » л V \ лГГЧ

ж

imi;

кегмонапмстмка

г

2022 Том 9 № 5

""____ 1 -V—т-ггтгпт—— -•■•■ , -J-. , л . I 1 РП V». \ '. 77 /т ci-o , .,■ - '. >ттк' 4

л. ;v

На фоне неопределённости ввиду пандемии и негативной демографической динамики обсуждение среднесрочной политики в Японии в 2022 г. сосредоточено на трёх приоритетах: 1) поддержание стабилизационной гибкой политики вплоть до преодоления распространения COVID-19; 2) смягчение демографических проблем; 3) направление капитала на развитие цифровых и «зелёных» технологий для стимулирования роста экономики в «постпандемий-ный» период. С учётом старения населения и снижения рождаемости сектор государственных финансов Японии сталкивается с проблемой отчислений на социальные нужды. На этом фоне японское правительство с 2021 г. намерено проводит реформы в системе социального обеспечения, на которую будет приходиться большая часть будущего прироста государственных расходов. В перспективе будут увеличиваться расходы на здравоохранение и оплату услуг по уходу за гражданами старшего поколения, в результате этого дефицит бюджета Японии будет увеличиваться и в среднесрочной перспективе достигнет примерно 3,0% ВВП1.

Правительство Японии в 2022 г. также продолжило реформировать политику на рынке труда для поощрения занятости среди женщин и повышения мобильности рабочей силы. Смягчение неравенства в доходах будет производиться за счёт роста заработной платы и инвестиций в человеческий капитал, в том числе посредством повышения квалификации работников и расширения среднего класса. Японским компаниям рекомендуется обеспечить занятость пожилых работников вплоть до достижения ими возраста 70 лет. За счёт расширения корпоративных налоговых льгот и повышения минимальной заработной платы будет поддерживаться рост средней оплаты труда. Развитие цифровых услуг будет способно поддерживать привычный уровень жизни пожилых людей, инвалидов и людей, проживающих в сельской местности. На 2022 г. запланировано увеличение коэффициента расходов на здравоохранение для оказания медицинской помощи пожилым людям со средним уровнем доходов2.

В бюджете Японии на 2022 финансовый год предусмотрен значительный объём финансирования развития науки и техники, а также цифровизации. В таких условиях существует риск поддержки «фирм-зомби», то есть неплатёжеспособных предприятий, которые остаются на рынке благодаря отрицательным или нулевым процентным ставкам вместо их реструктуризации или банкротства [4]. В целом долгосрочная стратегия роста японской экономики будет сосредоточена на технологиях и инновациях, а также поддержке экологически чистых производств. Правительство Японии предлагает всестороннюю поддержку в рамках разработки устойчивых бизнес-моделей и цифровизации сферы услуг. Для развития цифровизации японское правительство намерено адаптировать более 40 тыс. нормативных актов с учётом потребностей новых бизнес-моделей в сфере здравоохранения, образования и транспорта3. В сентябре 2021 г. в Японии было создано «Цифровое агентство» для содействия разработке правил и инфраструктуры пользователей цифровых технологий, повышения финансовой и цифровой грамотности населения, улучшения взаимодействия между различными платформами и укрепления конфиденциальности данных, защиты потребителей и обеспечения кибербезопасности4.

В июле 2021 г. Банк Японии опубликовал «Стратегию в отношении изменения климата» и в рамках проектов по декарбонизации в конце 2021 г. выдал кредиты на сумму более 2,0 трлн иен (15,5 млрд долларов)5. Для привлечения прямых иностранных инвестиций в инновационные сферы японское правительство будет упрощать процедуры и поддерживать инвесторов.

1 Japan. IMF Country Report No. 22/99. URL: https://www.imf.org/en/Publications/CR/Issues/2022/04/06/Japan-2022-Article-IV-Consultation-Press-Release-Staff-Report-and-Statement-by-the-516216 (дата обращения: 06.09.2022).

2 Там же.

3 Там же.

4 Там же.

5 Там же.

-/ / Лм 'I :U, P --7. ,>,. "5 • •

• «г.

4

X m

Резкое обострение геополитической напряжённости в мире в начале 2022 г., способствовавшее росту цен на импортные сырьевые товары, от массового потребления которых зависит Япония, послужило дополнительным поводом для повышения устойчивости и обеспечения безопасности национальной экономики. В начале II кв. 2022 г. был принят дополнительный бюджет, превышающий 10,0 трлн иен (77,0 млрд долларов), для смягчения роста цен на энергоносители и зерно1. Помимо этого, планировалось предоставить 103,0 млрд долларов субсидий для сглаживания роста цен2. Однако в среднесрочном периоде значение мультипликаторов для каждой меры государственной поддержки составляло 0,33 в среднем, что является недостаточным для придания существенного ускорения экономике Японии. Тем не менее японская экономика в первой половине 2022 г. медленно восстанавливалась после пандемии благодаря значительным политическим усилиям и высокому уровню вакцинации населения.

Республика Корея: поддержка малого бизнеса и долгосрочные стимулы

В Республике Корея первая половина 2022 г. была связана с выборами главы государства4, в ходе которых наблюдалась жёсткая политическая конкуренция между кандидатами, в том числе в вопросе о размерах поддержки экономики. В 2022 г. меры государственной политики Республики Корея в отношении экономики в целом были ситуативными. С одной стороны, наблюдалось постепенное ужесточение денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, поскольку страна стала преодолевать негативные последствия пандемии, сталкиваясь при этом с проблемами, связанными с ранее проведённой политикой по стимулированию экономики. С другой стороны, продолжалась поддержка малого бизнеса и социально уязвимых групп населения в рамках президентской кампании в первой половине 2022 г. Несмотря на акцент в оперативных мерах на решении текущих проблем, особого внимания заслуживает стимулирование долгосрочного социально-экономического развития страны для последующего роста корейской экономики (табл. 3).

На фоне режима самоизоляции в начале 2022 г. кабинет правительства Президента Республики Корея Мун Чжэ Ина обнародовал принятие бюджета в размере 14,0 трлн вон (11,8 млрд долларов)5 для смягчения последствий пандемии: 11,5 трлн вон (9,7 млрд долларов) направлено на компенсацию убытков владельцам малого бизнеса; 1,5 трлн вон (1,3 млрд долларов) - на обеспечение 400 тыс. человек лекарственными препаратами от COVID-19 и создание 25 тыс. койко-мест в больницах; 1,0 трлн вон (0,8 млрд долларов) - на создание резервного фонда на случай непредвиденных обстоятельств. Несмотря на в целом положительные результаты ранее проведённой политики стимулирования потребления за счёт перечисления фикси-

1 Yamaguchi T., Kihara L. Japan to Compile Fresh Stimulus Package to Cushion Fuel Blow, PM Says. URL: https://www. reuters.comWrldasia-pacific/japan-eyes-fresh-spending-package-cusWon-Wow-fuel-spike-2022-03-23/ (дата обращения: 06.09.2022).

2 Kihara L., Kajimoto T. Japan Unveils $103 Bln Relief Package to Combat Rising Prices. URL: https://www.reuters. com/world/asia-pacific/japan-unveils-103-bln-relief-package-combat-rising-prices-2022-04-26/ (дата обращения: 06.09.2022).

3 Japan. IMF Country Report No. 22/99. URL: https://www.imf.org/en/Publications/CR/Issues/2022/04/06/Japan-2022-Article-IV-Consultation-Press-Release-Staff-Report-and-Statement-by-the-516216 (дата обращения: 06.09.2022).

4 Выборы 2022 г. привели к смене президента Республики Корея. Источник: Кирьянов О. Новым президентом Южной Кореи стал оппозиционер Юн Сок Ёль. URL: https://rg.ru/2022/03/09/novym-prezidentom-iuzhnoj-korei-stal-oppozicioner-iun-sok-yol.html (дата обращения: 06.09.2022).

5 Republic of Korea. IMF Country Report No. 22/86. URL: https://www.imf.org/en/Publications/CR/Issues/2022/03/24/ Republic-of-Korea-2022-Article-IV-Consultation-Press-Release-Staff-Report-Staff-Statement-515711 (дата обращения: 06.09.2022).

f

кегионапистика

-I / Лм 'I :U, Р --7. ,>,. "5 •

• Ч.

2022 Том 9 № 5

■: imi

■ж

рованной суммы всем домохозяйствам страны [6], в 2022 г. было решено сконцентрироваться на оказании адресной помощи населению. Успешно зарекомендовавший себя механизм раздачи гражданам ваучеров для покупок товаров и услуг также был использован с субъектами малого бизнеса [5]. Перед выборами 9 марта 2022 г. правительство Мун Чжэ Ина ввело дополнительный бюджет в размере 16,9 трлн вон (14,0 млрд долларов) для поддержки наиболее уязвимых секторов бизнеса и категорий населения в условиях борьбы с COVID-191. На этом фоне новый избранный Президент Республики Корея Юн Сок Ёль во время своей предвыборной кампании пообещал формирование более масштабного дополнительного бюджета, чем у оппонентов. Таким образом, политическое соревнование в размерах государственной поддержки экономики в условиях пандемии стало одним из серьёзных факторов в выборах главы государства в Республике Корея.

Меры государственной политики Республики Корея в отношении экономики в 2022 г.

Таблица 3

Направление Пакет мер

Налогово-бюджетная политика Увеличение бюджетных расходов в первой половине 2022 г. с постепенным отказом от агрессивных бюджетных расходов к концу года; поддержка регионов

Денежно-кредитная политика Постепенное ужесточение денежно-кредитной и макропруденциальной политики; смягчение инфляционного давления на экономику; повышение Банком Кореи учётной ставки; смещение избыточной ликвидности из сектора недвижимости; ограничение спекулятивной деятельности на рынке жилья

Политика по стимулированию инвестирования и потребления Поддержка малого бизнеса и самозанятых в рамках очередного пакета мер; увеличение расходов на обеспечение лекарственными препаратами от COVID-19 и создание дополнительных койко-мест в больницах; формирование резервного фонда для борьбы с инфекцией

Политика социальной защиты Наращивание возможностей системы здравоохранения страны; расширение программ социального обеспечения

Политика долгосрочного развития Увеличение предложения доступного жилья в рамках проекта «30-80 плюс»; финансирование политики развития цифровых технологий (Digital New Deal), «зелёной» экономики (Green New Deal) и человеческого капитала (Human New Deal)

Источники: составлено по: Lee J., Kim C. Korea Reins in Stimulus with First Spending Cut in 13 Years. URL: https://www.reuters.com/markets/europe/skorea-eyes-fiscal-discipline-with-smallest-spending-13-years-2022-08-30/ (дата обращения: 06.09.2022); Recovery for All: Korea's Fiscal Response to COVID-19. URL: https://english.moef. go.kr/ (дата обращения: 06.09.2022); Republic of Korea. IMF Country Report No. 22/86. URL: https://www.imf.org/ en/Publications/CR/Issues/2022/03/24/Republic-of-Korea-2022-Article-IV-Consultation-Press-Release-Staff-Report-Staff-Statement-515711 (дата обращения: 06.09.2022); Stangarone T. South Korea's Strong Economic Performance Faces Post-Pandemic Challenges. URL: https://www.eastasiaforum.org/2022/02/04/south-koreas-strong-economic-performance-faces-post-pandemic-challenges/ (дата обращения: 06.09.2022).

1 Smith J., Roh J., Kim C. South Korea Parliament Approves $14 Billion Extra Budget Before Election. URL: https:// www.reuters.com/markets/asia/skorea-parliament-approves-14-bln-extra-budget-before-election-2022-02-21/ (дата обращения: 06.09.2022).

I/ /L

/Ж?

.-'xYv 5

х m

В результате в мае 2022 г. правительством нового президента был разработан очередной пакет мер помощи предприятиям, пострадавшим от пандемии, в размере 59,4 трлн вон (46,0 млрд долларов), из которых более половины предназначалось для поддержки малого бизнеса и самозанятых1. Из общей суммы пакета поддержки 23,0 трлн вон (18,0 млрд долларов) будет выплачено регионам. Примерно 3,7 млн малых предприятий и самозанятых, пострадавших от ограничений, связанных с COVID-19, получат поддержку в размере 26,3 трлн вон (20,4 млрд долларов), а 6,1 трлн вон (4,7 млрд долларов) будут использованы для наращивания возможностей системы здравоохранения страны. Оставшаяся часть средств будет потрачена на программы социального обеспечения. Поскольку в 2022 г. прогноз налоговых поступлений в Республике Корея был пересмотрен в сторону увеличения на 53,3 трлн вон (41,0 млрд долларов), то министерство финансов страны в текущем году воздержится от выпуска дополнительных облигаций для балансировки расходной части бюджета2. При этом дополнительные меры поддержки увеличат общие государственные расходы, заложенные в бюджете страны в 2022 г., до рекордных 676,7 трлн вон (524,3 млрд долларов)3.

На фоне роста потребления, а также продолжительной инфляции и замедления экспорта Банк Кореи продолжал ужесточать денежно-кредитную политику в июле 2022 г.: учётная ставка была повышена с рекордно низкого уровня в 0,50% до 2,25% (на 1,75 п. п. с августа 2021 г.). Возможно, до конца 2022 г. учётная ставка Банка Кореи поднимется до 2,75%4. В 2023 г. корейское правительство планирует сократить государственные расходы до 639,0 трлн вон (473,0 млрд долларов) за счёт сжатия финансирования дополнительных мер поддержки экономики. Данное обстоятельство указывает на то, что корейское правительство стремится свернуть политику стимулирования в условиях пандемии и помочь Банку Кореи смягчить инфляционное давление на экономику5.

Как показали оценки [8], сектора экономики, производящие товары и нанимающие высококвалифицированных работников, в период пандемии нарастили свои экономические показатели, в то время как специализирующиеся в предоставлении услуг и нанимающие работников с низкой квалификацией сектора терпели убытки, что может увеличить социально-экономическое неравенство в Республике Корея в будущем. Поэтому, помимо поддержки пострадавших секторов экономики, корейское руководство (вне зависимости от своей политической принадлежности) в 2022 г. стало закладывать основу для построения конкурентоспособной экономики в условиях снижения социально-экономического неравенства в перспективе.

В настоящее время наиболее заметным дестабилизирующим социально-экономическим фактором в Республике Корея является значительный рост цен на жильё, генерирующий увеличение долга домохозяйств. Рост цен на жильё власти Республики Корея рассматривают как самый большой риск, с которым сталкивается национальная экономика. В период пандемии

1 South Korea Drafts $46bn Budget to Help COVID-Hit Businesses. URL: https://www.aljazeera.com/economy/ 2022/5/12/south-korea-drafts-46bn-budget-to-help-covid-hit-businesses (дата обращения: 06.09.2022).

2 Также Министерство финансов Республики Корея израсходует 9 трлн вон (7 млрд долларов) на досрочное погашение государственных облигаций, сократив их запланированный выпуск в 2022 г. Источник: Republic of Korea. IMF Country Report No. 22/86. URL: https://www.imf.org/en/Publications/CR/Issues/2022/03/24/Republic-of-Korea-2022-Article-IV-Consultation-Press-Release-Staff-Report-Staff-Statement-515711 (дата обращения: 06.09.2022).

3 South Korea Drafts $46bn Budget to Help COVID-Hit Businesses. URL: https://www.aljazeera.com/economy/ 2022/5/12/south-korea-drafts-46bn-budget-to-help-covid-hit-businesses (дата обращения: 06.09.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 South Korea's Economy Unexpectedly Speeds Up, Pointing to More Rate Hikes. URL: https://www.cnbc. com/2022/07/26/south-koreas-economy-unexpectedly-speeds-up-pointing-to-more-rate-hikes.html (дата обращения: 06.09.2022).

5 Lee J., Kim C. Korea Reins in Stimulus with First Spending Cut in 13 Years. URL: https://www.reuters.com/markets/ europe/skorea-eyes-fiscal-discipline-with-smallest-spending-13-years-2022-08-30/ (дата обращения: 06.09.2022).

и

кегмоналистика

-/ / Лм 'I :U, P --r. ,>,. "5 • k

J^rt'JIlt^.

• . ■ уЛ

/ У

2022 Том 9 № 5

4

Ж =;■■

X m

данная проблема ещё более усугубилась, поскольку значительный рост цен на недвижимость связывается с сочетанием низких процентных ставок в условиях реализации мер поддержки экономики и ажиотажным спросом на рынке жилья по причине ожиданий роста цен на него. Руководство Республики Корея придерживается позиции, что для снижения цен на жильё и повышения его доступности необходимо увеличить предложение жилья, сместить избыточную ликвидность из сектора недвижимости в другие сектора экономики и ограничить спекулятивную деятельность на рынке жилья1. Возможно, после ужесточения денежно-кредитной и макропруденциальной политики корейскому правительству удастся стабилизировать рынок жилья в 2022 г. Правительство Республики Корея объявило о проекте «30-80 плюс», целью которого является увеличение предложения доступного жилья (300 тыс. домов в столице и 800 тыс. домов по всей стране) до конца текущего десятилетия2. Реализация данного проекта основывается на смягчении строительных норм и правил для ускорения ввода в эксплуатацию жилищного фонда, на финансовой поддержке малых и средних строительных компаний за счёт предоставления гарантий по кредитам в рамках проектного финансирования. Также рассматривается возможность ограничения цен на жилищном рынке как средство их стабилизации для конечных приобретателей.

Кроме решения обозначенной проблемы на рынке недвижимости, в Республике Корея продолжилась реализация политики «Корейский новый курс» (Korean New Deal)3 на основе развития цифровых технологий (Digital New Deal), «зелёной» экономики (Green New Deal) и человеческого капитала (Human New Deal). С целью создания условий для превращения страны в субглобального технологического лидера после пандемии в 2022 г. финансирование осуществлялось в рамках политики «Корейский новый курс 2.0» (Korean New Deal 2.0), согласно которой, помимо технологической составляющей, государственные инвестиции направляются на стимулирование бизнеса к созданию перспективного рынка труда для последующего поколения. Для этого предусматривается выделение 33,7 трлн вон (28,5 млрд долларов): на развитие цифровых технологий (цифровая трансформация и быстрая передача данных) будет выделено 9,3 трлн вон (7,9 млрд долларов), «зелёной» экономики (расширение внедрения углеродонейтральных технологий, создание «Фонда реагирования на изменение климата») -13,3 трлн вон (11,3 млрд долларов), человеческого капитала (политика поддержки молодого поколения, сокращение дифференциации в образовании и социальной защите населения) -11,1 трлн вон (9,4 млрд долларов)4.

Меры государственной политики стран Большой тройки СВА по поддержке экономики: сравнительная оценка

Основываясь на вышеприведённой информации, а также на материалах ранее проведённого исследования [2], можно сопоставить меры государственной политики поддержки экономики в трёх странах СВА, принятые в 2022 г., с 2020-2021 гг.

КНР. По причине следования стратегии «нулевой терпимости» в борьбе с COVID-19 и активизации эндогенных политических процессов в 2022 г. в Китае в целом не наблюда-

1 Republic of Korea. IMF Country Report No. 22/86. URL: https://www.imf.org/en/Publications/CR/Issues/2022/03/24/ RepuWic-of-Korea-2022-Artide-IV-Consultation-Press-Release-Stf-Report-Staff-Statement-515711 (дата обращения: 06.09.2022).

2 Там же.

3 The Korean New Deal. National Strategy for a Great Transformation. URL: https://english.moef.go.kr/skin/doc. html?fn=Korean%20New%20Deal.pdf&rs=/result/upload/mini/2020/07/ (дата обращения: 06.09.2022).

4 Recovery for All: Korea's Fiscal Response to COVID-19. URL: https://english.moef.go.kr/ (дата обращения: 06.09.2022).

мЛ и

/ У

Щ

• «г.

ч

/Ж?

X т

лось кардинального изменения политики стимулирования экономики. Как и в 2020-2021 гг., поступательно реализовывались следующие меры государственной поддержки: увеличение бюджетных расходов на развитие здравоохранения; наращивание государственных капиталовложений в инфраструктуру; сдержанное смягчение денежно-кредитной политики; ускоренная выплата страховых премий по безработице пострадавшим от COVID-19 категориям граждан; перекредитование субъектов малого, среднего и микробизнеса, домохозяйств, пострадавших от пандемии; отсрочка масштабной реструктуризации «плохих» долгов.

Тем не менее на фоне обострения среднесрочных эндогенных экономических проблем, а также экзогенных вызовов китайское руководство в 2022 г. внесло следующие коррективы в меры государственной политики по поддержке экономики: увеличение трансфертов регионам из центрального бюджета по причине увеличения их долгового бремени; стремление нормализовать рынок недвижимости посредством гибкой регуляторной политики; сужение перечня секторов экономики для поддержки за счёт специальных облигаций; обеспечение продовольственной безопасности в рамках механизма субсидирования выпуска базовых продуктов питания; усиление энергетической безопасности посредством наращивания угольной генерации электроэнергии; адресная поддержка авиационной и железнодорожной отраслей, решение проблем логистики; снятие ограничений на покупку транспортных средств для увеличения продаж потребительских товаров длительного пользования; стимулирование трудоустройства молодёжи в рамках механизма предоставления предприятиям единовременных субсидий; снятие некоторых барьеров, сдерживающих приток иностранного капитала за счёт пересмотра «Каталога отраслей, поощряемых для иностранных инвестиций».

Япония. В 2022 г. меры государственной политики по поддержке японской экономики в целом характеризуются инерционностью по отношению к мерам, реализованным двумя годами ранее. В своей основе они связаны с политикой количественного смягчения, реализацией комплекса мер по поддержанию бесперебойного функционирования финансовых рынков, наращиванием бюджетных расходов на здравоохранение, а также поддержкой малого и среднего бизнеса, сектора услуг и малоимущих граждан через механизмы перекредитования и предоставления субсидий.

Под влиянием эндогенных и экзогенных проблем в 2022 г. японское правительство внесло следующие корректировки в принятые ранее меры государственной поддержки экономики в период пандемии: стимулирование занятости женщин и пожилых людей; повышение уровня профессиональной подготовки и переквалификация рабочей силы; смягчение неравенства в доходах населения за счёт роста среднего уровня заработной платы; увеличение расходов на оказание медицинской помощи пожилым людям со средним уровнем доходов; перераспределение финансовых ресурсов в растущие сферы бизнеса; увеличение расходов для сглаживания цен на ключевые импортные товары, предоставление субсидий для сдерживания цен в национальной экономике; увеличение расходов на развитие науки, техники и цифровизации экономики.

Республика Корея. Корейское правительство в 2022 г. отказалось от жёстких мер по борьбе с COVID-19 в стране, что неминуемо вызвало трансформацию мер государственной поддержки экономики. В текущих мерах государственной политики наблюдалась лишь крайне эпизодичная преемственность мер, реализованных двумя годами ранее: дополнительные расходы на здравоохранение; поддержка малого бизнеса; оказание адресной помощи населению, пострадавшему от COVID-19. Вынужденная пролонгация ряда мер государственной поддержки в 2022 г. была связана с президентскими выборами в Республике Корея. В целом корейское руководство стало отказываться от стимулирования экономики во избежание роста ин-

мЛ и

/ У

Щ

• «г.

■Ж

■ > У т^ш

фляции: Банком Кореи планомерно проводилось ужесточение денежно-кредитной политики, министерство финансов приостановило выпуск дополнительных облигаций в условиях окончания реализации антикризисной налогово-бюджетной политики. Помимо указанных стабилизационных мер, в 2022 г. стали приниматься решения для смягчения накопленных за время пандемии проблем на рынке недвижимости, а также закладываться основы для построения в перспективе инновационной экономики, создания эффективного рынка труда и снижения социально-экономического неравенства.

Заключение

При сопоставимости стран Большой тройки СВА по эффективности противостояния распространению COVID-19 особенности их экономической структуры и динамика внутриполитического процесса определяли направления корректировки мер государственной поддержки экономики в 2022 г.

В отличие от подавляющего большинства стран мира, Китай имеет огромный внутренний рынок и полную цепочку поставок практически во всех областях, поэтому стратегия «нулевой терпимости» пока не оказала значительного негативного воздействия на его экономику в краткосрочной перспективе по сравнению с другими странами. Для руководства КНР внутренние политические процессы во многом определяют сроки начала перехода от стратегии «нулевой терпимости» к «сосуществованию» с COVID-19. Многие меры по стабилизации экономики в 2022 г. являются инерционным продолжением мер 2020-2021 гг.: увеличения государственных инвестиций в инфраструктурные проекты и расходов на социальные нужды. Принципиальными нововведениями в государственной политике КНР по поддержке экономики стали: обеспечение продовольственной и энергетической безопасности; стимулирование трудоустройства молодёжи; стабилизация региональных бюджетов и рынка недвижимости. Насколько будут эффективны данные меры, пока неясно, поскольку следование стратегии «нулевой терпимости», вероятно, не позволит экономике страны расти запланированными темпами [3].

В 2022 г. структурные проблемы японской экономики стали существенными ограничителями принимаемых мер государственного стимулирования даже в условиях политической поддержки. Из-за высокой зависимости страны от импорта ключевых сырьевых товаров рост цен на глобальных сырьевых рынках стал усиливать инфляцию в Японии. В результате японское руководство в 2022 г. столкнулось с дилеммой: либо продолжать политику количественного смягчения, либо сокращать поддержку сжимающейся экономики. Также в текущем году стали проявляться негативные процессы на рынке труда, связанные с выбытием рабочей силы при её несущественном восполнении за счёт иностранных трудовых мигрантов в период пандемии. По этой причине в 2022 г. основные изменения в мерах государственной поддержки экономики были связаны с преобразованиями на рынке труда и сглаживанием цен на базовые товары посредством предоставления субсидий. Наряду с этим японское руководство в 2022 г. привлекало капитал в цифровые и «зелёные» технологии для стимулирования долгосрочного роста экономики.

Одним из серьёзных факторов в политической борьбе на президентских выборах в Республике Корея в 2022 г. являлся вопрос об объёмах финансирования экономики во время пандемии, в результате чего в течение года несколько раз принимался дополнительный бюджет для реализации мер поддержки наиболее уязвимых секторов бизнеса и категорий населения. Тем не менее в первой половине 2022 г. Республика Корея стала преодолевать негативные последствия пандемии, поэтому по сравнению с двумя годами ранее наблюдалось постепенное

I/ /L

/Ж?

.-'xYv 5

х m

ужесточение денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. В 2022 г. руководство Республики Корея приступило к решению проблемы значительного роста цен на недвижимость, а также к финансированию программы развития инновационной экономики, в том числе для создания перспективного рынка труда для последующего поколения. С 2023 г. корейское правительство намерено полностью свернуть текущую политику стимулирования и существенно смягчить инфляционное давление на экономику, возросшее во время пандемии.

Можно предположить, что принимаемые меры государственной политики по поддержке экономики в странах Большой тройки СВА будут оказывать влияние на их торгово-экономические взаимодействия с соседними государствами, к которым относится и РФ. Безусловно, по мере восстановления экономик этих стран будет происходить некоторое оживление их торговли с Россией. Однако из стран Большой тройки СВА только КНР в явном виде не придерживается введённых в 2022 г. санкций в отношении РФ, что не является гарантией продолжения такой политики Китая в перспективе. Вынужденное расширение торгово-экономических взаимодействий России с КНР в 2022 г. значительно сдерживается по причине продолжения внешней изоляции Китая в рамках стратегии «нулевой терпимости», обусловленной в том числе внутриполитическими факторами. Что касается Японии и Республики Корея, то по обозначенным причинам России не удастся воспользоваться в полной мере «плодами» восстановления экономик этих стран после пандемии в результате расширения их спроса на сырьевые товары, которые являются основой российского экспорта.

Список литературы

1. Белов А.В. Экономическая политика Японии в период пандемии // Мировая экономика и международные отношения. 2021. Т. 65. № 1. С. 33-41. http://dx.doi.org/10.20542/0131-2227-2021-65-1-33-41

2. Изотов Д.А. Меры государственной поддержки экономики в странах Большой тройки Северо-Восточной Азии в период пандемии // Пространственная экономика. 2021. Т. 17. № 3. С. 156-178. http:// dx.doi.org/10.14530/se.2021.3.156-178

3. Global Economic Prospects, June 2022. URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/37224 (дата обращения: 06.09.2022).

4. Goto Y, Wilbur S. Unfinished Business: Zombie Firms Among SME in Japan's Lost Decades // Japan and the World Economy. 2019. Vol. 49. Pp. 105-112. https://doi.org/10.1016/jjapwor.2018.09.007

5. KimM.J., Lee S. Can Stimulus Checks Boost an Economy Under Covid-19? Evidence from South Korea // International Economic Journal. 2021. Vol. 35. № 1. Pp. 1-12. https://doi.org/10.1080/10168737.2020. 1864435

6. Kim S., Koh K., Lyou W. Do COVID-19 Stimulus Payments Stimulate the Economy? Evidence from Card Transaction Data in South Korea. URL: https://www.worldbank.org/en/events/2022/03/17/do-covid-19-stimulus-payments-stimulate-the-economy-evidence-from-card-transaction-data-in-south-korea (дата обращения: 06.09.2022).

7. RogoffK.S., Yang Y Peak China Housing. URL: https://www.nber.org/system/files/working_papers/w27697/ w27697.pdf (дата обращения: 06.09.2022).

8. Thorbecke W. How the Coronavirus Crisis is Affecting the Korean Economy: Evidence from the Stock Market // Asia and the Global Economy. 2021. Vol. 1. Issue 1. https://doi.org/10.1016/j.aglobe.2021.100004

9. Xiao D., Su J. Macroeconomic Lockdown Effects of COVID-19 on Small Business in China: Empirical Insights from SEM Technique // Environmental Science and Pollution Research. 2022. Vol. 29. Issue 42. Pp. 63344-63356. https://doi.org/10.1007/s11356-022-20071-x

■Ж

V. -Д ' Л- п

■: imi

7 ' ■■■

References

1. Belov A.V. Economic Policy of Japan in the Time of Pandemic. World Economy and International Relations. 2021. Vol. 65. No. 1. Pp. 33-41. http://dx.doi.org/10.20542/0131-2227-2021-65-1-33-41 (In Russian)

2. Izotov D.A. Economic Policy Responses to COVID-19 of the Northeast Asia Countries. Prostranstvennaya ekonomika = Spatial Economics. 2021. Vol. 17. No. 3. Pp. 156-178. http://dx.doi.org/10.14530/se.202L3.156-178 (In Russian)

3. Global Economic Prospects, June 2022. Available at: https://openknowledge.worldbank.org/ handle/10986/37224 (accessed 6 September 2022).

4. Goto Y., Wilbur S. Unfinished Business: Zombie Firms Among SME in Japan's Lost Decades. Japan and the World Economy. 2019. Vol. 49. Pp. 105-112. https://doi.org/10.1016/jjapwor.2018.09.007

5. Kim M.J., Lee S. Can Stimulus Checks Boost an Economy Under Covid-19? Evidence from South Korea. International Economic Journal. 2021. Vol. 35. No. 1. Pp. 1-12. https://doi.org/10.1080/10168737.2020.186 4435

6. Kim S., Koh K., Lyou W. Do COVID-19 Stimulus Payments Stimulate the Economy? Evidence from Card Transaction Data in South Korea. Available at: https://www.worldbank.org/en/events/2022/03/17/do-covid-19-stimulus-payments-stimulate-the-economy-evidence-from-card-transaction-data-in-south-korea (accessed 6 September 2022).

7. Rogoff K.S., Yang Y. Peak China Housing. Available at: https://www.nber.org/system/files/working_papers/ w27697/w27697.pdf (accessed 6 September 2022).

8. Thorbecke W. How the Coronavirus Crisis is Affecting the Korean Economy: Evidence from the Stock Market. Asia and the Global Economy. 2021. Vol. 1. Issue 1. https://doi.org/10.1016lj.aglobe.2021.100004

9. Xiao D., Su J. Macroeconomic Lockdown Effects of COVID-19 on Small Business in China: Empirical Insights from SEM Technique. Environmental Science and Pollution Research. 2022. Vol. 29. Issue 42. Pp. 63344-63356. https://doi.org/10.1007/s11356-022-20071-x

■ ■ ■

Для цитирования:

Изотов Д.А. Трансформация мер государственной политики поддержки экономики стран Северо-Восточной Азии во время пандемии COVID-19: 2022 г. // Регионалистика. 2022. Т. 9. № 5. С. 45-63. http://dx.doi.Org/10.14530/reg.2022.5.45 For citing:

Izotov D.A. Changes in Economic Support Policies During COVID-19 Pandemic in 2022: NorthEast Asia Countries' Experience. Regionalistica [Regionalistics]. 2022. Vol. 9. No. 5. Pp. 45-63.

http://dx.doi.org/10.14530/reg.2022.5.45 (In Russian) ■ ■ ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.