Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА СМИ: ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА СМИ: ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
413
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / ЖУРНАЛИСТИКА / РЕДАКЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / РЕДАКЦИЯ / ИЕРАРХИЯ / МЕДИАПРОИЗВОДСТВО / СЕТЕВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Важина Е.А.

В последние годы ряд изменений коснулся не только журналистских практик (процессы цифровизации, конвергенции, внедрения в журналистскую деятельность новых технологий), но и управленческих аспектов деятельности журналистских редакций, что побуждает ученых к проведению новых исследований медиасферы. В фокусе внимания ученых оказываются различные аспекты журналистики, но тема редакционного менеджмента остается на периферии исследовательского поля. Тем не менее, это одна из важнейших проблем современной журналистики. Под влиянием новых технологий и экономических процессов изменения происходят во всей структуре редакции: редакторы и управленцы пытаются найти эффективные способы производства контента и организации коллективного сотрудничества. Объектом исследования в настоящей обзорной статье являются работы, посвященные редакционному менеджменту, изданные в 2010-2020 гг. Гипотеза автора заключается в том, что традиционный иерархический подход теряет свою актуальность и ему на смену приходят новые управленческие модели. Методами первичного отбора стали поиск по ключевым словам в наукометрических базах Web of Science, Scopus, elibrary и методика «снежного кома». Всего было выявлено и проанализировано более 20 публикаций. Главными критериями анализа стали наличие в работах освещение темы редакционного менеджмента и исследование, проведенное автором публикации. В итоге было выявлено, что ряд исследователей в своих работах обращает внимание на то, что в новых условиях качество работы журналиста, работа в редакции меняется. Прежние формы управления организацией, по мнению некоторых ученых, нуждаются в перестройке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF MEDIA MANAGEMENT: OVERVIEW OF MODERN RESEARCH

In recent years, some noticeable changes have affected not only journalists' work, but also the managerial aspects of the editorial team. Researchers have paid attention to various aspects of journalism, but the topic of editorial management remains on the periphery of the research field. Nevertheless, this is one of the most important issues of journalism nowadays. Influenced by new technologies and economic processes, changes are taking place in the entire editorial structure: editors and managers are trying to find effective ways to produce content and organize successful work between members of the team. The object of research in this work is several articles which were written about editorial management and published in 2010-2020. The author's hypothesis is that the traditional hierarchical approach is losing its relevance and new management models are going to replace it. The primary selection methods were keyword search in the scientometric databases Web of Science, Scopus, Elibrary, etc. In general, more than 30 publications were analyzed. The main criteria for the analysis was the coverage of the topic of editorial management in the works and the research carried out by the author of the publication. As a result, it was revealed that a lot of researchers in their works draw attention to the fact that under the new conditions the quality of the work as a journalist, work in the editorial office is changing.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА СМИ: ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

УДК: 82; 070

DOI: 10.51965/20767919_2022_1_1_28

Важина Е.А.

ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА СМИ: ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ

ИССЛЕДОВАНИЙ

Vazhina E.A.

TRANSFORMATION OF MEDIA MANAGEMENT: OVERVIEW OF MODERN

RESEARCH

Ключевые слова: менеджмент, журналистика, редакционный менеджмент, самоорганизация, управление, редакция, иерархия, медиапроизводство, сетевое пространство, интернет.

Keywords: media management, mass media, editorial environment, journalism, self-organization, management, editorial, hierarchy, media production, internet.

Аннотация: в последние годы ряд изменений коснулся не только журналистских практик (процессы цифровизации, конвергенции, внедрения в журналистскую деятельность новых технологий), но и управленческих аспектов деятельности журналистских редакций, что побуждает ученых к проведению новых исследований медиасферы.

В фокусе внимания ученых оказываются различные аспекты журналистики, но тема редакционного менеджмента остается на периферии исследовательского поля. Тем не менее, это одна из важнейших проблем современной журналистики. Под влиянием новых технологий и экономических процессов изменения происходят во всей структуре редакции: редакторы и управленцы пытаются найти эффективные способы производства контента и организации коллективного сотрудничества.

Объектом исследования в настоящей обзорной статье являются работы, посвященные редакционному менеджменту, изданные в 2010-2020 гг. Гипотеза автора заключается в том, что традиционный иерархический подход теряет свою актуальность и ему на смену приходят новые управленческие модели. Методами первичного отбора стали поиск по ключевым словам в наукометрических базах Web of Science, Scopus, elibrary и методика «снежного кома». Всего было выявлено и проанализировано более 20 публикаций. Главными критериями анализа стали наличие в работах освещение темы редакционного менеджмента и исследование, проведенное автором публикации.

В итоге было выявлено, что ряд исследователей в своих работах обращает внимание на то, что в новых условиях качество работы журналиста, работа в редакции меняется. Прежние формы управления организацией, по мнению некоторых ученых, нуждаются в перестройке.

Abstract: In recent years, some noticeable changes have affected not only journalists' work, but also the managerial aspects of the editorial team.

Researchers have paid attention to various aspects of journalism, but the topic of editorial management remains on the periphery of the research field. Nevertheless, this is one of the most important issues of journalism nowadays. Influenced by new technologies and economic processes, changes are taking place in the entire editorial structure: editors and managers are trying to find effective ways to produce content and organize successful work between members of the team.

The object of research in this work is several articles which were written about editorial management and published in 2010-2020. The author's hypothesis is that the traditional hierarchical approach is losing its relevance and new management models are going to replace it. The primary selection methods were keyword search in the scientometric databases Web of Science, Scopus, Elibrary, etc. In general, more than 30 publications were analyzed. The main criteria for

the analysis was the coverage of the topic of editorial management in the works and the research carried out by the author of the publication.

As a result, it was revealed that a lot of researchers in their works draw attention to the fact that under the new conditions the quality of the work as a journalist, work in the editorial office is changing.

Среди факторов, влияющих на изменение редакционного менеджмента, исследователи выделяют, прежде всего, необходимость адаптации к условиям внешней среды. Так, А.В. Вырковский отмечает, что для успешного управления медиакомпанией должен разрабатываться особый подход, основанный на «переосмыслении (или до-осмыслении) сути журналистского труда и адаптации методов управления им к быстро меняющимся внешним условиям»1.

В число факторов, влияющих на трансформации в деятельности редакций медиакомпаний, входят технологические инновации, экономические условия, изменения запросов аудитории, трансформация работы журналистов2. Среди этих условий основное место отводится дигитализации. Теперь коммуникация в редакции в основном происходит в мессенджерах, где создаются закрытые группы или чаты. Это ускоряет работу команды и повышает обратную связь. Переписка по почте, ежедневные планерки, телефонные звонки потеряли свою актуальность. Благодаря различным метрикам - измерению охватов, репостов, просмотров - появилась новая возможность оценивать эффективность работы журналистов.

М.Н. Ким отмечает, что «на смену традиционным редакциям, которые существовали на протяжении последних 300 лет, приходят виртуальные. Благодаря развитию высокоскоростных онлайн-технологий, постепенно отпадает необходимость в аренде больших редакционных помещений, где обычно размещались различные отделы редакций, секретариат, технические и вспомогательные службы». Автор отмечает воз-

1 Вырковский А.В. Трансформация редакционного менеджмента под влиянием дигитализации // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2016. №2. С. 203.

2 Picard R. G. (2014). Twilight or new dawn of journalism? Evidence from the changing news ecosystem. P. 214.

росшую тенденцию онлайн-совещаний и удаленной работы, а также упрощенную «координацию действий сотрудников», которую может контролировать один человек .

Процессы, связанные с появлением новых технологий, интерактивности, конвергенции, приводят к тому, что в современном медиапространстве меняются стандарты работы медиакомпаний в целом и отдельных редакций в частности. «Совершенно очевидно, что в условиях деградации традиционной типологической структуры масс-медиа, когда все СМИ (и не только) становятся равноценными «фабриками контента», конкурирующими друг с другом, классический инструментарий «старого» медиаменеджмента уже не работает либо работает не так, как раньше», — пишет А.В. Вырковский4.

М. Дезе обращает внимание на новую психологическую реальность: он выделяет индивидуализацию как еще один фактор, определяющий современную медиаинду-стрию и считает, что теперь журналистами, предпочитающими работать в одиночку, стало одновременно легче сложнее управ-лять5. Легче, потому что они с меньшей вероятностью будут участвовать в коллективных действиях, а сложнее, потому что управлять сетью разрозненных людей может быть довольно дорого и сложно. Дезе приводит в пример исследование 2006 года, где респондентами выступили журналисты из 38 стран. В нем говорилось о быстром росте так называемой «нетипичной» работы в СМИ. Почти треть сотрудников масс-медиа во всем мире не работают «на кон-

3 Ким М.Н. Редакция СМИ: базовые принципы организации и управления // Управленческое консультирование. 2015. №4 (76). С. 124.

4 Вырковский А.В. Новые исследовательские задачи в области медиаменеджмента и медиаэкономи-ки России // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2016. №6. С. 210.

5 Deuze M. (2014). Work in the Media. Media Industries Journal. Volume 1, Issue 2. P. 2.

тракте» с компанией. В исследовании также указывалось, что фриланс, независимое предпринимательство и работа без контракта особенно популярны у молодых специалистов и новичков в области СМИ.

В условиях конвергентной редакции для журналиста расширился диапазон реализации творческих возможностей. Это проявляется в расширении личной «линейки» медиапродуктов, креативном подходе к подаче материала на разных платформах. Необходимо отметить, что роль редактора в современных изданиях тоже меняется. В.И. Фролова пишет о том, что если раньше редактор представлял собой специалиста, занимающегося преимущественно редактированием текстов, то в нынешних условиях его профессиональный образ подвергся трансформации1. Теперь он осваивает новые роли, совмещая работу редактора, журналиста и менеджера. Сейчас, отмечает автор, на первые роли выходит универсал, способный «координировать совместно-творческий процесс за счет транспрофессионализации своей деятельности».

М.Н. Ким выделяет комплекс факторов, свидетельствующих о том, что «старая система управления редакционным коллективом» теряет свою актуальность2:

- многие редакционные коллективы, работая в рыночных условиях, вынуждены ориентироваться на законы спроса и предложения;

- сферы редакционного менеджмента расширяются;

- в принятии наиболее важных управленческих решений непосредственное участие принимают члены редакционного коллектива.

В результате действия как внешних, так и внутренних факторов для медиасреды, происходят трансформации, общий смысл которых необходимо понять не только для академических исследований, но и для менеджмента конкретных редакций.

1 Фролова В.И. О меняющейся роли редактора в эпоху обновления интернет-коммуникации // Вестник ВУиТ. 2015. №4 (19). С. 52.

2 Ким М.Н. Управленческая структура редакции: функции и назначение // Управленческое консультирование. 2019. №8 (128). С. 86.

М. Дезе отмечает, что в медиа происходит деградация редакционной иерархии и трансформация отношений между участни-ками3. Несмотря на то, что система иерархического управления пока является определяющей в современной медиасистеме, в ней также начинают происходить определенные трансформации. Например, по словам исследователя, в последнее время все отчетливей видны тенденции упрощения иерархических структур.

К. Андерсон, Е. Белл и К. Ширке согласны, что в медиасреде и творческих отраслях в целом происходит постепенный переход от централизованных и иерархических способов производства к более индивидуализированным. Авторы подчеркивают, что новые возможности журналистики требуют новых форм организации. «Простого использования нескольких новых методов будет недостаточно для адаптации к меняющейся экосистеме», — пишут исследователи .

Они выделяют несколько основных аспектов реструктуризации медиа организации: повышенная открытость для партнерства; использование данных от индивидов, толпы и техники для создания медиаконтен-та; повышение доверия к общедоступной информации для аудитории.

Другие исследователи также выделяют тенденции к ослаблению иерархической структуры в редакторских организациях. М.Н. Ким отмечает, что, если раньше «СМИ строились по принципу пирамидальной структуры», то сегодня медиаорганизации «больше придерживаются горизонтальной структуры»5.

Редакции, построенные по принципам пирамидальной структуры, представляют собой «жестко иерархизированную организацию во главе с главным редактором». В подобных коллективах практикуется четкое

3 Deuze M (2017). Media life and media work. In P. Serra, S. Sa (Eds.), Televisao e novos meios. P. 28.

4 Anderson C.W., Bell E. & Shirky C. (2013). Postindustrial journalism: Adapting to the present. New York, NY: Columbia Journalism School, Tow Center for Digital Journalism. P. 2.

5 Ким М.Н. Организационно-управленческие аспекты деятельности конвергентной редакции // Управленческое консультирование. 2014. №2 (62). С. 108.

разделение ролей и функциональных обязанностей, наличие нормативных документов, а также «поэтапное прохождение журналистских материалов от корреспондента к заведующему отдела, затем ответственному секретарю и только потом на утверждение к главному редактору»)1.

Среди плюсов такой структуры — принцип единоначалия, плановость, распределение функциональных обязанностей. Среди минусов — громоздкость организационной структуры, отсутствие оперативности.

Горизонтальная структура отличается гибкостью и свободным характером отношений между членами коллектива, между участниками редакционного процесса нет «административной дистанции». Это, в свою очередь, «способствует более быстрому обмену информацией между сотрудниками, а также оперативному принятию управленческих решений».

К минусам горизонтальной структуры можно отнести «доминирование тактического управления над стратегическим», отсутствие долгосрочных планов работы. Ким обращает внимание на то, что «горизонтальная структура редакции приживалась там, где ставка делалась не на поддержание формальной дисциплины, а на творческую инициативность сотрудников, на их самоорганизованность и сознательность, на их способности самим определять цели деятельности относительно общередакционной политики, наконец, на их адаптивность к меняющимся условиям труда».

По мнению исследователя, в условиях конвергенции редакции с горизонтальной структурой оказались более восприимчивыми к изменениям. М.Н. Ким отмечает, что в новой сложной медиасреде сотрудникам редакции необходимо следовать новым принципам работы. Медиаменеджер «должен уметь не только быстро маневрировать в сложной медийной среде, но и выполнять разные производственные функции», а журналисты должны быть самоорганизованы и дисциплинированы, «мотивированы на по-

1 Ким М.Н. Указ. сочин. С. 109.

стоянное самосовершенствование и самообучение»2.

Роль самоорганизации подчеркивается и другими учеными: «Самоорганизация на основе не только формирования и функционирования тех или иных структур, но и „цеховой солидарности", традиций, всеобщих, но добровольно принимаемых большинством группы нравственно-этических принципов, как подход в наибольшей степени призвана характеризовать переход к созданию принципиально новых форм регулирования отношений во все более глобализирующемся мире и формирующемся информационном обществе», — пишет Е.В. Олешко . Автор обращает особое внимание на аспект системного взаимодействия с непрофессионалами, акторами медийной среды.

Схожие тенденции обнаруживает и А.В. Вырковский4. В числе них:

- уменьшение редакций и снижение числа журналистов, работающих в них. В небольших редакциях часто наблюдается эрозия иерархии: важные решения принимаются на самых низких уровнях без согласования с главой. Фактически сам сотрудник управляет своей работой;

- использование аутсорсинга, предполагающего, с одной стороны, специфические формы контракта, с другой — широкие возможности для привлечения сотрудников, что также не позволяет говорить о классической иерархии и субординации;

- развитие моделей создания или агрегации контента, не предполагающих создания формальных структур, организаций или фирм. Появляются неформальные творческие группы, объединяющиеся на время для решения определенной креативной задачи. Эти группы не имеющих четких границ и штатных единиц, поэтому их члены

2 Там же. С. 114.

3 Олешко Е.В. Конвергентная журналистика: профессиональная культура как фактор оптимизации информационно-коммуникативных процессов: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.10 [Текст] / Олешко Е.В. -Урал. фед. ун-т : Екатеринбург, 2018. С. 358.

4 Вырковский А.В. Роль редакции в индустрии производства контента // Вестник СВФУ. 2016. №5 (55). С. 104.

могут одновременно принимать участие в нескольких проектах.

Обобщая все вышеприведенные тенденции, Вырковский делает вывод, что «традиционные масс-медиа, всегда работавшие в жестких иерархических структурах и в четких организационных оболочках, постепенно теряют свою форму».

А.В. Вырковский отмечает, что «многие масс-медиа, несмотря на формально сохраняющуюся функциональную иерархию, де-факто работают по принципам, близким к процессному подходу»1. Под процессным подходом исследователь поднимает как совокупность взаимосвязанных процессов производства товаров, услуг и управления. Каждый отдельный процесс, в свою очередь, — система, имеющая вход и выход, своих «поставщиков» и «потребителей».

М.Н. Ким выделяет следующие факторы внедрения процессного менеджмента в редакционную практику2:

- переход многих редакций (особенно крупных) на технологические принципы в подготовке медийных продуктов;

- алгоритмизацию многих операций, связанных с компьютерной обработкой информации; роботизацию журналистского труда.

Он отмечает, что вследствие технологических инноваций в редакции меняется не только процесс подготовки журналистских текстов и других медийных продуктов, но и стиль управления.

Управленческие действия, вырабатываемые на базе процессного подхода, могут реализовываться на базе трех независимых фреймов, пишет А.В. Вырковский3. Среди подобных фреймов он выделяет следующие:

- самоорганизация собственных творческих процессов самими журналиста-

1 Вырковский А.В. Процессное управление и редакционный менеджмент: возможности адаптации // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. №2. С. 212.

2 Ким М.Н. Операционный менеджмент в журналистике: от тематического моделирования издания до управления знаниями // Управленческое консультирование. 2020. № 2. С. 81.

3 Вырковский А.В. Редакционный менеджмент в

печатных и онлайновых массмедиа: процессный

подход. [Академические монографии]. — М.: Меди-аМир, 2016. С. 248.

ми. То есть: систематизация основных принципов происходящих изменений, четкая организация работы в соответствии с хронометражем производственных процессов в редакции, умение находить средства своевременного устранения замечаний;

- директивное указание менеджера-редактора своим подчиненным. Оно может быть выражено как в виде устного распоряжения, так и электронного письма, а также иного документа. При этом оно может содержать как конкретные, выраженные в числовой форме цели, так и быть мотивирующим - направляющим деятельность журналиста в определенное русло без конкретизации задач;

- фиксирование требований к журналисту в редакционных документах, которые могут быть, в свою очередь, как формальными - то есть закрепленными в соответствующей практике документооборота, так и неформальными - бытующими в виде свода неофициальных, но строго соблюдаемых правил.

Исследователь отмечает, что фреймы требуют нормативно закрепленных определенных числовых критериев успешности процесса. Это может быть указание объема и количества сдаваемых текстов или регламентация порядка и действий, необходимых для создания медиапродукта.

Проблема лидерства остается важным аспектом управленческой практики в современных медиакомпаниях. Трансформации не могут происходить в организациях без участия лидеров. Можно предположить, что «для инициирования и поддержания существенных изменений необходимо наличие одного или несколько лидеров, которые мобилизуют организацию»4.

А.В. Вырковский считает, что наиболее распространенной моделью, описывающей разнообразие стилей управления, является модель «автократичного» и «демократичного» руководства5.

4 Pérez-Latre F.J., Sánchez -Tabernero A. (2003) Leadership, an essential requirement for effecting change in media companies: An analysis of the Spanish market // International Journal on Media Management. № 5:3. P. 201.

5 Вырковский А.В. Редакционный менеджмент в печатных и онлайновых массмедиа: процессный

В первом случае лидер концентрирует в своих руках всю полноту власти, и неохотно делегирует полномочия. Именно он принимает решения и контролирует процесс. Уровень контроля в данном случае повышается, но снижается скорость работы, система перестает быть гибкой.

Во втором случае - власть в организации распределена. Принимать решения могут работники, находящиеся на нижних ступенях иерархии. Контролировать процессы внутри компании может быть сложнее, чем в «автократичном» стиле, но система редакции становится более адаптивной и гибкой к изменениям окружающей среды. По мнению исследователя, амбивалентность лидерства в медиаиндустрии -одна из наиболее отличительных ее черт, которая затрудняет прямой перенос классических теорий лидерства на медиапочву. Однако стиль лидерства может меняться: это зависит от внутренних процессов внутри компании и внешних факторов

Еще один вариант управленческого стиля - дихотомия «руководство, сосредоточенное на работе/задачах» и «руководство, сосредоточенное на человеке/ сотруднике»1.

В первом варианте руководитель - лидер, ориентированный на достижение определенных задач и выстраивающий отношения с людьми на этой основе. Второй тип руководителя чаще всего обращает внимание на человеческие отношения в организации и старается максимально их усовершенствовать.

Таким образом, ряд исследователей в своих работах обращает внимание на то, что в новых условиях, продиктованных экономической ситуацией, технологическими нововведениями, изменением качества работы журналиста, работа в редакции меняется. Прежние формы управления организацией, по мнению некоторых ученых, нуждаются в перестройке. В рассмотренных выше работах российских и зарубежных исследовате-

подход. [Академические монографии]. — М.: Меди-аМир, 2016. С. 321.

1 Tsourvakas G., Zotos Y., Dekoulou P. (2007) Leadership styles in the top greek media companies: Leading people with a mixed style // International Journal on Media Management. № 9:2. P. 81.

лей можно выделить следующие тенденции, касающиеся организации управления современных медиаредакций:

В конвергентной редакции изменилась деятельность журналистов: они получили больше условий для реализации творческого потенциала. Это проявляется в способах подаче материала, участии в создании различных медиапродуктов, работе на нескольких медиаплатформах2.

Строгая иерархическая структура теряет свою эффективность в редакционных коллективах. Отсутствие оперативности в принятии решений, сложная организационная структура затрудняют общение между сотрудниками редакции, тормозят выпуск медиапродукта. Медиапроизводство становится индивидуализированным, журналисты тоже предпочитают работать в одиночку (Андерсон, Белл и Ширке, 2013).

На практике применяются такие стили управления редакцией, как: коллегиальные и неколлегиальные, «автократичный» и «демократичный», а также стиль лидерства, содержащий эти два подхода. В медиаинду-стрии преобладает амбивалентность стиля управления.

Обзор имеющейся литературы показывает, что исследователи редакционного менеджмента выделяют те же тенденции, к которым обращаются авторы работ по бизнес-менеджменту. Так, о разрушении иерархических структур, теории менеджмента 3.0 писали : Д.Ю. Бусалов, Л.Ф. Никулин, Е.А. Сулимова4, М.Н. Кулапов, Ю.Г. Оде-гов5 и др.

Вероятно, результаты исследований неиерархических моделей менеджмента могут быть полезны при изучении и практиче-

2 Копылов О.В. Особенности творческой деятельности журналиста в условиях медиаконвергенции: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2013.

3 Клейнер Г.Б. Гуманистический менеджмент, социальный менеджмент, системный менеджмент -путь к менеджменту XXI века // Российский журнал менеджмента. 2018. №2.

4 Бусалов Д.Ю., Никулин Л.Ф., Сулимова Е.А. Хаос и порядок: как основы менеджмента // Инновации и инвестиции. 2014. №12.

5 Кулапов М.Н., Одегов Ю.Г., Никулин Л.Ф. Стартап: проявление самоорганизации, или менеджмент 3.0 // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. 2012. №7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ском осуществлении редакционного ме- большей степени, чем это можно наблюдать неджмента и должны быть задействованы в сегодня.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бусалов, Д.Ю., Никулин, Л.Ф., Сулимова, Е.А. Хаос и порядок: как основы менеджмента // Инновации и инвестиции. 2014. №12. С. 91-95.

2. Вырковский, А.В. Новые исследовательские задачи в области медиаменеджмента и медиаэкономики России // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2016. №6. С. 209-229.

3. Вырковский, А.В. Процессное управление и редакционный менеджмент: возможности адаптации // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. №2. С. 210-212.

4. Вырковский, А.В. Редакционный менеджмент в печатных и онлайновых массмедиа: процессный подход. [Академические монографии]. — М.: МедиаМир, 2016. — 384 с.

5. Вырковский, А.В. (в) Роль редакции в индустрии производства контента // Вестник СВФУ. 2016. №5 (55). С. 102-111.

6. Вырковский, А.В. Трансформация редакционного менеджмента под влиянием ди-гитализации // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2016. №2. С. 203210.

7. Ким, М.Н. Операционный менеджмент в журналистике: от тематического моделирования издания до управления знаниями // Управленческое консультирование. 2020. № 2. С. 80-89.

8. Ким, М.Н. Организационно-управленческие аспекты деятельности конвергентной редакции // Управленческое консультирование. 2014. №2 (62). С. 108-115.

9. Ким, М.Н. Редакция СМИ: базовые принципы организации и управления // Управленческое консультирование. 2015. №4 (76). С. 123-129.

10. Ким, М.Н. Управленческая структура редакции: функции и назначение. Управленческое консультирование. 2019 № 8 (128). С. 85-93.

11. Копылов, О.В. Особенности творческой деятельности журналиста в условиях ме-диаконвергенции: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2013. - 19 с.

12. Кулапов, М.Н., Одегов, Ю.Г., Никулин, Л.Ф. Стартап: проявление самоорганизации, или менеджмент 3. 0 // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. 2012. №7. С. 54-62.

13. Олешко, Е.В. Конвергентная журналистика: профессиональная культура как фактор оптимизации информационно-коммуникативных процессов: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.10 [Текст] / Олешко Евгений Владимирович. - Урал. фед. ун-т: Екатеринбург, 2018. -428 с.

14. Фролова, В.И. О меняющейся роли редактора в эпоху обновления интернет-коммуникации // Вестник ВУиТ. 2015. №4 (19). С. 51-56.

15. Anderson, C.W., Bell E. & Shirky C. (2013). Post-industrial journalism: Adapting to the present. New York, NY: Columbia Journalism School, Tow Center for Digital Journalism.

16. Deuze, M (2017). Media life and media work. In P. Serra, S. Sá (Eds.), Televisao e novos meios.

17. Deuze, M. (2014). Work in the Media. Media Industries Journal. Volume 1, Issue 2

18. Pérez-Latre, F.J., Sánchez -Tabernero, A. (2003) Leadership, an essential requirement for effecting change in media companies: An analysis of the Spanish market // International Journal on Media Management. № 5:3. P. 201.

19. Picard, R.G. (2014). Twilight or new dawn of journalism? Evidence from the changing news ecosystem.

20. Tsourvakas, G., Zotos, Y., Dekoulou, P. (2007) Leadership styles in the top greek media companies: Leading people with a mixed style // International Journal on Media Management. № 9:2.

Дата поступления: 30.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.