DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_6_473 УДК 657.6
ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО
АУДИТА
Берикова Наталья Бадмаевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, учета и финансов, Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова, г. Элиста, Россия, e-mail: [email protected]
Долтаева Надежда Евгеньевна,
магистрант, Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова, г. Элиста, Россия, e-mail: [email protected]
Джалкуева Наталья Алексеевна,
магистрант, Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова, г. Элиста, Россия, e-mail: [email protected]
Стрелец Никита Евгеньевич,
студент, Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовико-ва, г. Элиста, Россия, e-mail: [email protected]
В статье проведен анализ методических подходов к построению систем внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в организациях бюджетной сферы, дана оценка подразделений внутреннего финансового аудита в реализации контрольных полномочий отдельных типов государственных (муниципальных) учреждений, раскрываются направления трансформации структуры управления и контроля в организациях бюджетной сферы, разграничивается функционал внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Ключевые слова: внутренний финансовый контроль; внутренний финансовый аудит; международные стандарты аудита; бюджетная сфера; государственные (муниципальные) учреждения.
UDC 657.6
TRANSFORMATION OF THE MECHANISMS OF THE INTERNAL FINANCIAL CONTROL AND INTERNAL FINANCIAL AUDIT
Berikova Natalya Badmaevna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Security, Accounting and Finance, Kalmyk State University. Named after B.B. Gorodovikov, Elista, Russia, e-mail: [email protected]
Doltaeva Nadezhda Evgenievna,
undergraduate, Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, Elista, Russia, e-mail: [email protected]
Dzhalkueva Natalya Alekseevna,
undergraduate, Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, Elista, Russia, e-mail: [email protected]
Strelecz Nikita Evgenievich,
student, Kalmyk State University Named after B.B. Gorodovikov, Elista, Russia, e-mail: [email protected]
The article analyzes methodological approaches to building systems of internal financial control and internal financial audit in organizations of the budgetary region, assesses the conduct of internal financial audit of implementation in control studies of private (municipal) institutions, reveals the directions for transforming the management and control structure in organizations of the budgetary region. , the functionality of internal financial control and internal financial audit is delimited.
Keywords: internal financial control; internal financial audit; verification of audit standards; public sector; Jewish (municipal) institutions.
Внутренний контроль является «совокупностью мер, которые организовываются руководством экономического субъекта и реализуются в организации с целью наиболее эффективного выполнения работниками своих должностных обязанностей при совершении операций хозяйственной жизни субъекта» [15]. Инструментарий внутреннего контроля должен разрабатываться с учетом особенностей функционирования экономических субъектов, а также коррелировать с организационной структурой, видом и спецификой деятельности, организационно-правовой формой [16]. В качестве информационной базы и нормативной основы формирования механизмов внутреннего контроля в организациях сектора государственного управления выступают положения бюджетного законодательства [7; 8; 13], а также внутренних локальных актов субъекта сектора государственного управления.
В законодательстве закреплены нормы о формировании и внедрении механизмов внутреннего контроля. Так, в ст. 19 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ определено требование о необходимости организации внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, которое распространяется на все типы хозяйствующих субъектов. Относительно организаций бюджетной сферы, в состав которых, в соответствии с положениями ст. 3 ФЗ «О бухгалтерском учете», отнесены и государственные (муниципальные) учреждения, при построении систем внутреннего контроля следует учитывать нормы бюджетного законодательства, раскрывающего организационные, методические аспекты внутреннего финансового контроля.
Долгое время дискуссионным оставался вопрос о разграничении полномочий между внутренним финансовым контролем и внутренним финансовым аудитом в государственном секторе. Методологической основой формирования механизмов внутреннего
финансового контроля и аудита стала система ведомственного контроля, подвергшаяся существенной трансформации начиная с 2013 года.
Было принято постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.2014 № 89, утвердившее Правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджеты (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Исполняя указания Правительства Российской Федерации, Минфином России было принято два приказа: от 30.12.2016 № 822 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита» и от 07.09.2016 № 356 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля» (документы в настоящее время утратили силу).
Первая проблема, с которой столкнулись государственные учреждения, это дефицит квалифицированных кадров. Рабочие места в органах внутреннего финансового аудита (контроля) занимают специалисты с экономическим или юридическим образованием, поэтому работодатель (в лице государства) вынужден затрачивать дополнительные бюджетные средства на переподготовку кадров, повышение уровня их компетенции и квалификации. Во многом значительную роль в этом процессе на себя взяли высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку и переподготовку аудиторов, но в основном для коммерческих организаций. И только ничтожная доля аудиторов обладала
качественными знаниями в области бюджетного учета. Указанный вывод подтверждает и отсутствие специального квалификационного аттестата в области государственного аудита. Также отсутствует и специальный профессиональный стандарт «Внутренний аудитор бюджетной сферы». Вместе с тем работники контрольных подразделений бюджетных учреждений (вне зависимости от объема контролируемых операций) не обладали (да и на сегодняшний день не обладают) значительными качественными познаниями в области практического аудита. А от качества подготовки аудиторов во многом зависит не только повышение качества финансовой информации, но и эффективность самого внутреннего финансового контроля.
Несмотря на указанную проблему, в условиях постоянного дефицита кадров во внутреннем финансовом аудите упомянутые Методические рекомендации позволили начать выстраивать систему, позволяющую распорядителям и администраторам средств, не изменяя требований к организации обязательного внутреннего финансового контроля, формировать специальные подразделения внутреннего финансового аудита. Безусловно, не только отсутствие кадрового обеспечения помешало созданию эффективно работающего подразделения в бюджетных учреждениях. Значительную роль здесь также сыграло и непонимание роли и функций внутреннего финансового аудита субъектами контроля - руководителями главных распорядителей (распорядителей), главными администраторами и администраторами бюджетных средств.
В течение довольно длительного периода адаптации сделаны значительные усилия по изменению функций контрольно-ревизионных органов в подразделениях внутреннего финансового аудита.
Внутренний финансовый аудит - относительно новое понятие для государственных учреждений, соответственно, и область его применения меняется и совершенствуется. И на этом пути внутренние аудиторы сталкиваются с различными проблемами.
Финансовый аудит в государственном секторе призван ответить на вопрос: «Использованы ли средства в соответствии с заданными целями?». Его основная цель -подтверждение достоверности финансовых
операций, бюджетного учета, бюджетной отчетности, целевого использования государственных ресурсов. Однако данные цели не могут быть признаны достаточными не только для отдельного подразделения, но и для внутреннего финансового аудита в целом.
Внутренние аудиторы в основном сосредоточены на подтверждении достоверности отчетности, а не на оценке эффективности внутреннего финансового контроля, что не дает возможности аудиторам использовать весь потенциал аудита и влиять на систему управления государственными финансами на уровне главных распорядителей (распорядителей) и главных администраторов бюджетных средств. Указанное обстоятельство также не позволяет и субъектам контроля воспринимать внутренних финансовых аудиторов иначе как ревизоров [4].
В 2019 году, в соответствии с предпринятой редакцией норм Бюджетного кодекса Российской Федерации (от 31.07.1998 № 145-ФЗ), внутренний финансовый контроль перестал быть отдельным бюджетным полномочием, а основным принципом, необходимость которого должны учитывать экономические субъекты при построении эффективных внутренних контрольных механизмов, выступает системность. Порядок формирования систем внутреннего финансового контроля определяется локальными актами организаций бюджетной сферы, при формировании которых должна быть учтена специфика функционирования экономических субъектов.
Нормативную базу внутреннего финансового аудита формируют требования ст. 160.2-1 БК РФ, в соответствии с которой определяются цели и практические задачи деятельности соответствующего структурного подразделения (ответственного должностного лица) главных администраторов бюджетных средств и других субъектов, определенных бюджетным законодательством (рис. 1).
Руководителям указанных экономических субъектов предоставляется информация: о результатах оценки надежности внутреннего финансового контроля; о достоверности бюджетной отчетности и соответствии порядка ведения бюджетного учета требованиям законодательства; о мерах по повышению качества финансового менеджмента. Мето-
дические основы внутреннего финансового аудита регламентируются положениями федеральных стандартов внутреннего финансового аудита, а также локальными актами участников бюджетного процесса, необходимыми для проведения внутреннего финан-
сового аудита. Обращает на себя внимание тот факт, что обязательность формирования подразделений внутреннего финансового аудита в субъектах бюджетного процесса в Бюджетном кодексе Российской Федерации не зафиксирована.
Рисунок 1 - Цели внутреннего финансового аудита в соответствии со ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации
Учитывая, что в состав государственных (муниципальных) учреждений включаются бюджетные, автономные и казенные учреждения, следует определить направленность деятельности и разграничить функционал субъектов внутреннего контроля и аудита указанных учреждений.
Участниками бюджетного процесса выступают казенные учреждения, а реализуемые ими бюджетные полномочия раскрываются в ст. 161 БК «Особенности правового положения казенных учреждений», как полномочия получателей бюджетных средств. В этой связи в структуре казенных учреждений
должно быть выделено соответствующее структурное подразделение, реализующее внутренний финансовый аудит. Бюджетные и автономные учреждения не являются участниками бюджетного процесса, что обосновывает необходимость формирования в указанных экономических субъектах систем внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, особенности которых определяются требованиями ст. 19 ФЗ «О бухгалтерском учете» и соответствуют нормам бюджетного законодательства о внутреннем финансовом контроле.
Российская Федерация является участ-
ником международной организации, объединяющей высшие органы финансового контроля (ИНТОСАИ - ISSAI). Важным представляется, что Счетная палата Российской Федерации является членом ИНТОСАИ (а также региональных отделений - ЕВРОСАИ и АСОСАИ), в связи с чем при разработке своих стандартов (в том числе и стандарта о финансовом аудите) опирается на международную нормативно-правовую базу ИНТОСАИ, тем самым интегрируя в стандартах государственного внешнего аудита наилучшие практики осуществления государственного аудита по всему миру.
Но используя стандарты ИНТОСАИ при осуществлении внутреннего финансового аудита, следует учесть и некоторые отличия, связанные с понятием «государственный аудит (контроль)». Так, стандарты использования в нормативных документах понятия «контроль» и «аудит» указывают, что в международной практике термин «контроль» (control) рассматривается как ключевая функция управления организациями, процессами, результатами, людьми, в то время как термин «аудит» выполняет всегда только информационную функцию (выражение мнения о достоверности, правильности, точности и т.д.). Между ними нет полного соответствия [1].
Международные стандарты аудита (ISA), выпущенные Международной федерацией бухгалтеров (IFAC), включены в руководство по проведению финансовых проверок (ISSAI 1000-2999). При финансовых аудитах можно делать ссылку или на ISSAI, или на ISA [2].
Таким образом, при проведении государственного аудита аудиторы могут использовать весь арсенал аудиторских процедур, используемый и при проведении аудита негосударственного сектора [14].
Представляет интерес и понимание сущности финансового аудита в интерпретации ИНТОСАИ, который имеет основной целью выявить, представляется ли финансовая информация учреждения в соответствии с принятой системой финансовой отчетности и законодательной базой. При этом государственный аудитор значительное внимание уделяет получению аудиторских доказательств в отношении отсутствия в финансовой информации существенных искажений по причине мошенничества или ошибок.
Но здесь не следует забывать и о специфи-
ке получения доказательств именно внутреннего финансового аудита в государственной сфере. Такой подход, когда внутренний финансовый аудитор главных распорядителей (распорядителей), главных администраторов бюджетных средств проводит скорее аудит соответствия, нежели оценивает эффективность внутреннего финансового контроля как основы управления государственными финансами, что значительно сужает сферу его деятельности, может быть оправдан, если внутренние финансовые аудиторы главных администраторов и администраторов проводят аудит в подведомственных государственных организациях. В этом случае они выполняют функции внешнего государственного аудита и, следовательно, довольно логично используют в своей деятельности стандарты государственного аудита, основанные на нормах ИНТОСАИ.
Оценку эффективности внутреннего финансового контроля при проведении аудита главных администраторов бюджетных средств в соответствии с Методическими рекомендациями Счетной палаты необходимо осуществлять на основании информации об объекте контроля [8, п. 2.2]. При этом данные для выражения мнения предлагается получать из электронной информационной базы Счетной палаты. В базе собрана информация о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Счетной палатой, а также иных источников. Однако доступ к такой электронной базе есть у аудиторов и контролеров Счетной палаты, но нет у главных распорядителей, распорядителей, главных администраторов бюджетных средств. Поэтому формирование годовых планов проверок у главных администраторов находится на начальном уровне.
В этом же документе предлагается разрабатывать «критерии оценки, с помощью которых целесообразно осуществить проверку и которые послужат основой для выводов и заключений». Однако именно такой подход, с одной стороны, дает аудитору возможность использовать свое профессиональное суждение в отношении системы внутреннего финансового контроля, а с другой - требует от него понимания специфики деятельности каждого администратора и получателя бюджетных средств. К сожалению, при проведении оценки системы внутреннего фи-
нансового контроля не предполагается использовать результаты работы внутренних финансовых аудиторов, которые и должны, собственно, заниматься оценкой эффективности внутреннего финансового контроля. В упомянутых рекомендациях в отношении работы внутреннего аудита предлагается установить наличие в главном администраторе средств федерального бюджета правового акта, обеспечивающего создание подразделения внутреннего финансового аудита, независимость работы подразделения внутреннего аудита, а также устанавливающего подотчетность подразделений внутреннего аудита.
Также при проведении оценки предполагается проанализировать кадровый потенциал подразделения внутреннего аудита центрального аппарата главного админи-
стратора средств федерального бюджета.
В настоящее время значение внутреннего аудита трудно переоценить. И использование в деятельности внутреннего аудита только регламентов внешнего государственного аудита явно недостаточно. Значительные исследования, проводимые Институтом внутренних аудиторов, в сфере организации внутреннего аудита позволяют рассматривать международные стандарты внутреннего аудита как необходимую основу профессиональной практики внутренних аудиторов государственных учреждений.
Начиная с 1 января 2020 г. на территории Российской Федерации были приняты стандарты внутреннего финансового аудита, заменившие применяемые ранее Методические рекомендации Минфина России (рис. 2).
«Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита»;
«Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита»;
«Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита».
«Реализация результатов внутреннего финансового аудита».
Рисунок 2 - Стандарты внутреннего финансового аудита
Безусловно, столь небольшой срок их применения не может дать значительной информации для оценки их качества, но уже сейчас можно сказать о том, что внутреннему финансовому аудиту оказана значительная помощь в концепции организации работы служб внутреннего аудита.
Действующий Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 36) предусматривает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований. Иными словами, предполагается, что информация о ходе бюджетного процесса
может быть доступна широкому кругу лиц. Но публикация отчетов в настоящее время не настаивает на одновременной публикации отчетов финансовых аудиторов о достоверности представляемой информации на уровне главных распорядителей (распорядителей), главных администраторов и администраторов бюджетных средств. При этом не может быть в полной мере соблюдено требование ст. 37 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой должна быть обеспечена надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета, то есть достоверность. Как правило, значительно позже (через два, а то и три года) становится известной информация о нарушениях требования бюджетного законодательства.
Таким образом, можно рассматривать стандарты Минфина России по осуществлению внутреннего финансового аудита как руководство, имеющее рамочный характер, несмотря на обязательность их применения. Каждому главному распорядителю и главному администратору бюджетных средств придется принимать собственные внутренние регламенты деятельности подразделений внутреннего аудита с учетом специфики деятельности главных распорядителей (распорядителей) и количества подведомственных организаций главных администраторов (администраторов) бюджетных средств и ведомственных структур расходов бюджета. Значительное влияние на возможность взаи-
модействия внутренних аудиторов главного администратора с внутренними аудиторами подведомственных организаций окажут влияние и возможность цифрового взаимодействия с использованием специальных программных продуктов [3].
Кроме того, в профессиональный стандарт «Внутренний аудитор» необходимо включить раздел, предусматривающий знания бюджетного учета и бюджетных процедур при осуществлении деятельности в подразделении внутреннего финансового аудита главных распорядителей (распорядителей), главных администраторов (администраторов) и ведомственных структурах расходов бюджета [14].
Список литературы _
1. Бадмахалгаев Л.Ц., Сарунова М.П. Проблемы применения международных стандартов аудита в России // Стратегические приоритеты развития экономики региона в условиях цифровой трансформации: материалы Национ. науч.-практ. конф., Элиста, 21-22 ноября 2019 года. Элиста: Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова, 2019. С. 63-66.
2. Глоссарии понятий и терминов международных стандартов ИНТОСАИ. URL: https://ach.gov.ru/documents/ intosai/ (дата обращения 23.01.2022).
3. Дворецкая В.В. Взаимодействие субъектов внутреннего финансового контроля при проведении финансового аудита главных распорядителей (распорядителей), главных администраторов и администраторов бюджетных средств // Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. № 6. Т. 2. С. 14-27.
4. Методические подходы к организации внутреннего контроля в строительных организациях / М.П. Сарунова, Т.В. Бурлуткин, О. В. Бондаева [и др.] // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 11-2. С. 322-328.
5. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н. URL: https://docs.cntd.ru/document/902249301 (дата обращения: 06.05.2022).
6. Об утверждении Положения о внешнем аудите (контроле) в органах Евразийского экономического союза: Решение Высшего Евразийского экономического совета от 16.10.2015 № 33. URL: https://docs.cntd.ru/ document/420309450 (дата обращения: 19.04.2022).
7. Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита»: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 № 196н. URL: https://base.garant.ru/73064552/ (дата обращения: 11.03.2022).
8. Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»: Приказ Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 256н. URL: https://base.garant.ru/71586636/ (дата обращения: 09.14.2022).
9. Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»: Приказ Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 274н. URL: https://base.garant.ru/71947650/ (дата обращения: 12.04.2022).
10. Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита»: Приказ Минфина России от 18.12.2019 № 237н. URL: https://base.garant.ru/73245780/ (дата обращения: 05.05.2022).
11. Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита»: Приказ Минфина России от 21.11.2019 № 195н. URL: https://base.garant.ru/73064558/ (дата обращения: 13.04.2022).
12. Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Реализация результатов внутреннего финансового аудита»: Приказ Минфина России от 22.05.2020 № 91н. URL: https://base.garant. ru/74211598/ (дата обращения: 25.03.2022).
13. О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144621/ (дата обращения: 14.04.2022).
14. Павлова С.В. Применение федеральных стандартов при осуществлении внутреннего финансового аудита // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. 2020. № 2. С. 47-60.
15. Резниченко С.М., Сафонова М.Ф., Швырева О.И. Современные системы внутреннего контроля: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2016. 510 с.
16. Сарунова М.П., Берикова Н.Б. Развитие методики внутреннего контроля в строительных организациях на основе риск-ориентированного подхода // Уфимский гуманитарный научный форум «Гуманитарная миссия обществознания на пороге нового индустриального общества»: сб. ст. междунар. науч. форума, Уфа, 30 июня 2020 года / под ред. А.Н. Дегтярева, А.Р. Кузнецовой. Уфа: Государственное автономное научное учреждение «Институт стратегических исследований Республики Башкортостан», 2020. С. 237-243.
References _
1. Badmakhalgaev L.Ts., Sarunova M.P. Problems of application of international auditing standards in Russia. Strategic priorities for the development of the region's economy in the context of digital transformation: Proceedings of the National Scientific and Practical Conference, Elista, November 21-22, 2019. Elista: Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, 2019, pp. 63-66.
2. Glossaries of concepts and terms of INTOSAI International standards. URL: https://ach.gov.ru/documents/intosai (accessed 23.01.2022).
3. Dvoretskaya V.V. Interaction of subjects of internal financial control during the financial audit of chief managers (managers), chief administrators and administrators of budgetary funds. Economics and management: problems, solutions, 2020, No 6, vol. 2, pp. 14-27.
4. Methodological approaches to the organization of internal control in construction organizations / M.P. Sarunova, T.V. Burlutkin, O.V. Bondaeva [et al.]. Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law, 2020, No 11-2, pp. 322-328.
5. On Approval of the Unified Accounting Plan for Public Authorities (State Bodies), Local Self-Government Bodies, State Extra-Budgetary Funds Management Bodies, State Academies of Sciences, State (Municipal) Institutions and Instructions for its Application: Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No 157n dated 01.12.2010. URL: https://docs.cntd.ru/document/902249301 (дата обращения: 06.05.2022).
6. On Approval of the Regulations on External Audit (Control) in the Bodies of the Eurasian Economic Union: Decision of the Supreme Eurasian Economic Council No 33 dated 16.10.2015. URL: https://docs.cntd.ru/document/420309450 (дата обращения: 19.04.2022).
7. On Approval of the Federal Standard of Internal Financial Audit «Definitions, Principles and Objectives of Internal Financial Audit»: Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 21.11.2019 No 196n. URL: https://base. garant.ru/73064552/ (дата обращения: 11.03.2022).
8. On Approval of the Federal Accounting Standard for Public Sector Organizations «Conceptual foundations of Accounting and Reporting of Public sector organizations»: Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No 256n dated December 31, 2016. URL: https://base.garant.ru/71586636/ (дата обращения: 09.14.2022).
9. On Approval of the Federal Accounting Standard for Public Sector Organizations «Accounting Policy, Estimates and Errors»: Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No 274n dated December 30, 2017. URL: https://base. garant.ru/71947650/ (дата обращения: 12.04.2022).
10. On Approval of the Federal Standard of Internal Financial Audit «The Grounds and Procedure for Organizing, Cases and Procedure for Transferring Powers to Carry out Internal Financial Audit»: Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No 237n dated December 18, 2019. URL: https://base.garant.ru/73245780/ (дата обращения: 05.05.2022).
11. On Approval of the Federal Standard of Internal Financial Audit «Rights and Obligations of Officials (Employees) in the Implementation of Internal Financial audit»: Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 21.11.2019 No 195n. URL: https://base.garant.ru/73064558/ (дата обращения: 13.04.2022).
12. On Approval of the Federal Standard of Internal Financial Audit «Implementation of the results of Internal Financial Audit»: Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No 91n dated 05/22/2020. URL: https://base.garant. ru/74211598/ (дата обращения: 25.03.2022).
13. On the Accounts Chamber of the Russian Federation: Federal Law No 41-FZ dated 05.04.2013. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144621/ (дата обращения: 14.04.2022).
14. Pavlova S.V. Application of federal standards in the implementation of internal financial audit. Audits and inspections of financial and economic activities of state (municipal) institutions, 2020, No 2, pp. 47-60.
15. Reznichenko S.M., Safonova M.F., Shvyreva O.I. Modern systems of internal control: textbook. Rostov n/A: Phoenix, 2016, 510 p.
16. Sarunova M.P., Berikova N.B. Development of internal control methods in construction organizations based on a risk-based approach. Ufa Humanitarian Scientific Forum «Humanitarian mission of social studies on the threshold of a new industrial society»: Collection of articles of the International Scientific Forum, Ufa, June 30 2020 / edited by A.N. Degtyarev, A.R. Kuznetsova. Ufa: State Autonomous Scientific Institution «Institute for Strategic Studies of the Republic of Bashkortostan», 2020, pp. 237-243.