Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕДИЙНОГО ПРОСТРАНСТВА В КОНТЕКСТЕ ПРОЦЕССА «РЕПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ» СМИ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕДИЙНОГО ПРОСТРАНСТВА В КОНТЕКСТЕ ПРОЦЕССА «РЕПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ» СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
массмедиа / СМИ / информационные потоки / вирусный редактор / информационное пространство. / mass media / media / information flows / virus editor / information space.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — М Р. Тадевосян

Вопрос о трансформации, об эволюции журналистики в условиях цифровой среды занимает важное место в современном медиадискурсе, потому что это сложнейший, разноплановый и многовекторный процесс. Существует множество точек зрения о том, какими становятся медиасфера и журналистика в эпоху цифрового, технологического прорыва. Данным вопросам посвящена настоящая статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE MEDIA SPACE IN THE CONTEXT OF THE PROCESS OF “REPOSITIONING” OF THE MEDIA

The question of transformation, the evolution of journalism in the digital environment occupies an important place in modern media discourse, because it is a complex, diverse and multi-vector process. There are many points of view about what the media sphere and journalism are becoming in the era of digital, technological breakthrough. This article is devoted to these issues.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕДИЙНОГО ПРОСТРАНСТВА В КОНТЕКСТЕ ПРОЦЕССА «РЕПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ» СМИ»

БО! 10.24412/с1-37233-2024-2-542-548

ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕДИЙНОГО ПРОСТРАНСТВА В КОНТЕКСТЕ ПРОЦЕССА «РЕПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ» СМИ4

М.Р. Тадевосян

Российско-Армянский (Славянский) университет Институт медиа, рекламы и кино (ИМРК)

mary.tadevosyan@rau. ат АННОТАЦИЯ

Вопрос о трансформации, об эволюции журналистики в условиях цифровой среды занимает важное место в современном медиадискурсе, потому что это сложнейший, разноплановый и многовекторный процесс. Существует множество точек зрения о том, какими становятся медиасфера и журналистика в эпоху цифрового, технологического прорыва. Данным вопросам посвящена настоящая статья.

Ключевые слова: массмедиа, СМИ, информационные потоки, вирусный редактор, информационное пространство.

С развитием информационно-коммуникационных технологий в пространстве освобожденного авторства информационные потоки стали организовываться из сообщений блогеров, частных авторов, корпораций, знаменитостей. Безусловно, СМИ остаются ключевым участником процесса формирования информационных потоков, но только одним из многих, хотя их сотрудники наиболее опытные и грамотные [1]. Но при этом они утратили свою монополию в отборе, толковании, интерпретировании, производстве и распространении общественно-важной информации.

* Статья выполнена в рамках базового финансирования Комитета по высшему образованию и науке МОНКС РА и финансирования в рамках конкурса надбавок стимулирующего характера к окладам молодых ученых РАУ в 2023г.

Считалось, что доступ массовой аудитории к авторству должен был привести в информационном пространстве к триумфу разноголосицы и диссонансу. Конечно же, в Интернете много шума, однако далеко не все, что «попадает» в Сеть, находит широкое распространение и доходит до пользователей. Медиаисследователи выделяют как минимум три типа фильтров, которые отсортировывают информационные потоки: личные настройки (настройки браузера и ленты новостей), вирусный редактор и алгоритм выдачи. Именно данные фильтры все вместе оберегают нас от информационного хаоса в Сети, доставляя каждому потребителю более релевантную его интересам, предпочтениям и запросам информацию.

Усилиями вирусного редактора пространство медийного самообслуживания заполнилось т.н. любительской, или же гражданской (некоторые авторы склонны к использованию термина партизанской) журналистикой. Аудитория Всемирной паутины - собственные корреспонденты вирусного редактора - находятся и присутствуют везде. В итоге любое, как незначительное происшествие, так и важное событие, непременно совершаются перед глазами вооруженного камерой телефона и имеющего доступ к Сети человека, который немедленно распространит данное сообщение по всему миру. Его вынуждает делать это желание социализации, жажда обратной реакции. По мнению Клэя Ширки, шансы одного человека с камерой столкнуться с глобальным событием ничтожны. Но когда на руках у миллионов людей миллионы камер, ни у одного важного события нет шансов пройти незамеченным [2]. Это говорит о том, что если событие обладает потенциалом значимости, то оно обязательно будет замечено и получит распространение.

Корреспондент прибывает к месту происшествия уже после события, в то время как блогер находится на месте действия в самый момент возникновения события. При всем при этом гражданская/любительская журналистика способна создавать не только новостной контент, но и аналитические материалы и даже проводить коллективное расследование/экспертизу.

Любительская журналистика не претендует на звание профессиональной журналистики и тем более не стремится отобрать у традиционных СМИ их функции. Они ей по большому счету и не нужны. Аудитория Сети проявляет инициативу в свое удовольствие, «мотивируя себя жаждой реакции». Конечно же, средства массовой информации также могут проводить

собственные расследования, но прежде им необходимо понять и разобраться, что именно будет интересно публике. А вирусный редактор уже обладает такой информацией, ведь он постоянно в «теме» и в курсе всего того, что размещено на пространстве Интернета. Однако завоевывает и достигает уровня вирусного распространения лишь та информация, в которой заинтересована аудитория с целью инвестирования своих знаний и свидетельств для дальнейшего распространения подобных сообщений.

Таким образом, в условиях перенасыщения медийного ландшафта различными альтернативными источниками информации традиционные СМИ, долгое время определявшие и формировавшие картину дня аудитории, будучи ведущими информационного процесса, оказавшись в ситуации технологической конкуренции, становятся всего лишь одними из многочисленных участников данного процесса. В связи с этим средства массовой информации, чтобы не потерять своего влияния, вынуждены менять линию поведения, тем самым «репозиционируя» себя в реалиях современного информационного общества.

Ответом на вышеотмеченные вызовы становится определение следующих основных шагов, содействующих процессу «репозиционирования» СМИ:

1. Формирование аудиторией своей собственной медиасреды. Раньше пользователям предлагался конкретный (универсальный) ассортимент СМИ - ограниченное количество журналов, газет, телеканалов, радиостанций. Отныне каждый из нас может сконструировать себе личное средство информации благодаря существующим ресурсам - при помощи отбора конкретных материалов из всей совокупности СМИ, обмена сообщениями с френдами в соцсетях, собственных статей, которые напрямую становятся частью глобальных информационных потоков.

Что из этого следует для СМИ? Теперь информационный поток находится под контролем пользователя, а не редакции. Нельзя не считаться с новыми установками и принципами медиапотребления, когда пользователям предоставляется возможность целенаправленно и точечно отбирать из всех публикаций СМИ новости по интересующей их тематике. При всем при этом необходимо помнить, что лояльность к продуктам массмедиа резко снижается.

2. Важность контекста в персонализированном коммуникационном процессе возрастает. Материалы, как бы прекрасно и качественно ни были написаны и подготовлены, для того, чтобы они были замечены, услышаны и прочитаны пользователем, должны ему вовремя «попасться» - появиться в нужное время в нужном месте.

Создание геоприложений и контекстного поиска, с одной стороны, предоставили СМИ возможность доставки нужных сообщений потребителю, а с другой - затруднили работу редакций, поскольку требуется дополнительный учет характеристик каждого пользователя.

3. Мультимедийность публикаций, комфорт их потребления. Если в прошлом комфорт пользования было ценным, но не самым ключевым качеством информационных продуктов, а у газетных киосков выстраивались огромные очереди за популярными газетами и журналами, то сейчас комфорт пользования - залог успеха СМИ.

«Юзабилити» (англ. - возможность использования, полезность) -этот термин эргономики активно используется сегодня в информационной среде. Международный стандарт ISO определяет его следующим образом: «степень, с которой продукт может быть использован определенными пользователями для достижения определенных целей эффективно, продуктивно и вызвать удовлетворение пользователя в определенном контексте» [3]. Во всей полноте данный принцип распространяется сегодня на онлайновые информационные продукты. Если медиаплатформа некомфортна для пользователей, они просто перестают обращаться к ней.

4. Большая доля визуального контента. Нужно помнить, что мы имеем дело с новой фрагментированной реальностью, реальностью декстопов, где обитают интерактивные пользователи с «клиповым» сознанием.

Поколение «читателей» сменяется поколением «визуалов», для которых главным источником информации является не страница газеты, а мультимедийный десктоп ноутбука, мобильного телефона или планшета - ключевое изменение в системе формирования информационных потоков.

5. Стремительное распространение различных мультимедийных средств коммуникаций, конвергация технологических устройств и цифро-визация медиаконтента значительным образом повлияли и видоизменили процессы медиапотребления. Многонасыщенность медиасреды привела к

545

активизации аудитории, контакты с медиа стали более «избирательными», «передовыми». Прежде всего повышается продолжительность медиапот-ребления, можно отметить возрастные особенности обращения к традиционным и новым СМИ, повысились среднесуточные объемы их использова-

*

ния, изменились предпочтения .

На протяжении последних десятилетий мы становимся свидетелями двух весьма интересных направлений движения к новому типу медиа-потребения: с одной стороны, идет процесс индивидуализации традиционных медиа и их становление в СМИ, ориентированных на индивидуальное потребление, а с другой - в СМИ наблюдается рост визуального и наглядного контента. Аудитория от текстового образа мышления и текстовой модели потребления переходит к визуальному образу мышления и визуальной модели потребления.

6. Конструирование медиапотребления как потока. Онлайновый информационный мир не имеет прошлого, настоящего и будущего. В этом потоке есть только «здесь» и «сейчас».

Это реальность чувств и действия. Раньше, чтобы отреагировать на тот или иной материал, высказаться и выразить свое мнение, нужно было отправить по почте письмо, при этом не имея никаких гарантий, будет ли оно опубликовано, или, в крайнем случае, позвонить в редакцию издания.

* Традиционные средства массовой информации привлекают и внедряют новые технологические инструменты информирования и коммуникации в процесс общения с читателями, отвечая на запрос этих читателей быть активными соучастниками, а не пассивными наблюдателями. Интернет-ресурсы радиостанций становятся площадками для поддержания прямого контакта с аудиторией, для дискутирования в реальном времени вокруг определенных тем, при этом ряд радиостанций, учитывая запросы пользователей, высказываемых через Сеть, меняют тему обсуждения, переориентируют ее. Кроме того, вместо привычных «авторских колонок», в которых журналисты выражали свою точку зрения, позицию, стали возникать блоги журналистов, в которых высказанная позиция сразу же может перерасти в обсуждение между участниками с участием самого журналиста. При помощи этого можно привлечь интернет-пользователей к традиционным средствам массовой информации и наоборот. Телевидение также активно обращается к онлайновым возможностям технологии «вторых экранов» - мобильные приложения, СМС-голосованию во многих политических, развлекательных проектах и ток-шоу, таким образом принося доходы как самим передачам, так и операторам мобильной связи.

Сегодня читатель может мгновенно, одним кликом самостоятельно разместить написанный им комментарий непосредственно под самой публикацией, выяснить детали, выразить свою позицию, вступить в дискуссию

*

с автором статьи .

Учитывая данное обстоятельство, традиционные СМИ должны соперничать не только за информационное первенство, но и за вовлечение и содействие потребителя в процесс постоянного взаимодействия.

* Однако в то же время наблюдается следующая интересная тенденция: модерация комментариев отнимает от сотрудников редакции слишком много времени и сил, а вот эффективность таких постов не очень высокая. Кроме того, как мы знаем, большая активность проявляется вовсе не со стороны т.н. «интеллигентной» части пользователей. В итоге «токсичные», «приниженные» комментарии презентуют аудиторию данного СМИ далеко не с лучшей стороны. Если же материалы сопровождаются шлейфом нелестных комментариев, то, естественно, это отталкивают «авторитетных» комментаторов и привлекает вовсе не ту аудиторию, на которую рассчитывала, возможно, редакция и которую хотела бы продемонстрировать в качестве своей публики, например (и в первую очередь), тем же рекламодателям. По этой причине многие ведущие СМИ закрыли площадки комментариев постатьями. Так, к этим шагам прибегли "Reuters", "Bloomberg", CNN, "Popular Science", "The Week", "The Verge", "The Daily Beast", российские "Lenta.ru" и «Ведомости», частично закрыт доступ также к порталу "Slon.ru". Безусловно, есть множество причин для подобного решения (сюда можно отнести и инцидент с эстонским изданием "Delfi" -компания, о которой речь шла в статье, в судебном порядке потребовала от владельца портала удалить оскорбительные комментарии и возместить моральный ущерб в сумме 500 тыс. крон (32 тыс. евро). Владелец портала удалил комментарии, но отказался выплачивать компенсацию, и затем начался затяжной судебный процесс «"Delfi" против Эстонии в Европейском суде по правам человека». Но в качестве глобального объяснения может служить следующий фактор. Средства массовой информации принципиальнейшим образом представляют собой и являют собой трансляционный метод коммуникации: от одного - к нескольким, от информированного - к неинформированному, сверху - вниз. Данная линия взаимодействия с публикой весьма удобна для традиционных СМИ. По всей видимости, для большинства редакций скорый и поспешный переход на интерактивный тип общения с пользователями стал ошибкой, поскольку вывел их на площадку прямой конкуренции с вирусным редактором. Видимо, ряду СМИ комфортнее действовать на закрытой платформе (западные эксперты прибегают в данном случае к понятию "walled garden" - «огороженный садик»), где редакция самостоятельно и монопольно определяет и формирует для своих читателей видение картины дня. И часто подобные шаги, как ни удивительно, со стороны аудитории встречают одобрение и приветствуются ею, в особенности, в традиционных социумах, которые привыкли к трансляционной модели СМИ. Связано это с тем, что в трансляционной медиамодели «ключевые» СМИ (государственные) обладают своеобразным статусом, специальной общественной и правительственной санкцией распространять важные новости. Многим пользователем гораздо удобнее получать сообщения от конкретных санкционированных ресурсов, нежели теряться в потоках новостей, доставляемых источниками, решение об авторитетности и ангажированности которых каждый раз нужно самим принимать.

Таким образом, можно отметить, что процесс «репозиционирования» СМИ предполагает обретение системных свойств, возникающих в результате сочетания таких актов, как анализ и планирование деятельности медиа, технологическое обеспечение, творческие подходы, в конечном итоге, создание качественных журналистских публикаций. Иными словами, это интеграция как внутренних, так и внешних факторов, обеспечивающих деятельность масс-медиа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мультимедийная журналистика / Под общ. ред. А.Г. Качкаевой, С. А. Шомовой. Сер.: «Учебники ВШЭ». Изд. дом «Высшей школы экономики», 2017.

2. Shirky С. Cognitive Surplus. N.Y.: The Penguin Press, 2010. P. 25.

3. Draft International ISO DIS 9241-11 Standard. Part 11: Guidance of Usability: URL: https://texterra.ru/blog/media-engagement-i-trolli-kak-smi-boryutsya-za-kommentarii-i-s-kommentariyami.html<http:// www.usability.ru/sources/iso9241-ll.htm> (дата обращения 20.07.2020г.).

TRANSFORMATION OF THE MEDIA SPACE IN THE CONTEXT OF THE PROCESS OF "REPOSITIONING" OF THE MEDIA

M. Tadevosyan

Russian-Armenian (Slavonic) University Institute of Media, Adverting and Film (IMAF)

ABSTRACT

The question of transformation, the evolution ofjoumalism in the digital environment occupies an important place in modern media discourse, because it is a complex, diverse and multi-vector process. There are many points of view about what the media sphere and journalism are becoming in the era of digital, technological breakthrough. This article is devoted to these issues.

Keywords: mass media, media, information flows, virus editor, information space.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.