Научная статья на тему 'Трансформация медиапространства Республики Крым в 2014-2015 годах'

Трансформация медиапространства Республики Крым в 2014-2015 годах Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КРЫМ / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / ПЕЧАТНЫЕ СМИ / ПРОБЛЕМАТИКА ИЗДАНИЙ / ТЕМАТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Егорова Л.Г., Ладинекая А.А.

В статье проанализированы изменения в информационном пространстве Республики Крым в 2014-2015 гг. в связи с переходом полуострова в состав Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация медиапространства Республики Крым в 2014-2015 годах»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Филологические науки. Том 1 (67). № 4. 2015 г. С. 23-30.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ СМИ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

УДК 070

ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕДИАПРОСТРАНСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В 2014-2015 ГОДАХ

Егорова Л. Г., Ладинская А. А.

Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Симферополь E-mail: legora@list.ru

В статье проанализированы изменения в информационном пространстве Республики Крым в 2014-2015 гг. в связи с переходом полуострова в состав Российской Федерации.

Ключевые слова: Республика Крым, медиапространство, печатные СМИ, проблематика изданий, тематическая направленность.

ВВЕДЕНИЕ

Исследование выполнено в рамках панорамного анализа поликультурного медиапространства Республики Крым и служит цели создания полнотекстовой базы данных печатных СМИ полуострова.

Цель статьи - проанализировать изменения в информационном пространстве Республики Крым в 2014-2015 гг. в связи с переходом полуострова в состав Российской Федерации.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

По состоянию на 15 марта 2014 г., в Республике Крым (РК), согласно данным Республиканского комитета по информации, было зарегистрировано 2662 печатных издания. Из них реально выходили 229 изданий, из которых 200 газет, 23 журнала и 6 других периодических изданий. По периодичности 26 изданий являлись ежедневными, 125 - еженедельными, 58 - ежемесячными, 11 -ежеквартальными и 9 - ежегодными. Из 229 фактически выходящих зарегистрированных изданий 38% были классифицированы как общественно-политические, 19% - информационные, 15% - рекламные, 12% - научно-популярные, 8% - издания для досуга, 5% - религиозные, 3% -учебные и 1% -спортивные [3].

Коммунальные издания, 23 наименования, составили 11% от общего количества печатных СМИ. 58 изданий, или 24%, были учреждены государственными или партийными структурами. В процессе анализа негосударственного сегмента печатных СМИ, составившего 65% от общего

количества фактически выходящих зарегистрированных печатных изданий на территории Крымского полуострова, было установлено, что: учредителем негосударственной прессы у 72 печатных изданий выступает частное лицо, у 18 -трудовые коллективы, у 15 - частное предприятие, у 45 - общество, община, духовное управление, союз.

В связи с переходом Крыма в состав Российской Федерации информационное пространство полуострова претерпело кардинальные изменения. Мы проследили трансформацию медиапространства РК в 2014-2015 гг. Анализ базы данных Роскомнадзора позволил сделать вывод, что по состоянию на 09.12.2015 г. общее количество зарегистрированных печатных СМИ в Крыму составило 166 наименований (для сравнения: 2662 зарегистрированных и 229 фактически выходящих издания по состоянию на 15 марта 2014 г.).

Такая тенденция, по нашему мнению, обусловлена тем, что медиарынок Крыма ранее был наполнен общеукраинскими изданиями, которые имели представительство на полуострове либо выпускали отдельный вкладыш, посвященный Крыму: так, например, 15 из покинувших медиапространство РК СМИ оказались именно такими изданиями («Телескоп», «Теленеделя» и т.д.). Некоторые крымские издания, например «Хаверим», «Благая весть» и «Извор», не прошли перерегистрацию в Роскомнадзоре и также ушли с медиарынка Республики. Наоборот, в медиапространство полуострова в 2015 году вошли, например, такие издания, как «Новая газета», «Новый Крым» и «Наша газета».

Представим краткое описание ситуации, сложившейся вокруг некоторых выходивших до момента принятия Крыма в состав Российской федерации изданий.

Например, последнее упоминание о деятельности «Караимской газеты» датируется 12.02.2014. «Караимская газета» издавалась начиная с 12 марта 2005 года, считаясь ежемесячной газетой, и являлась основным источником изучения культуры и жизни караимов Крыма. Газета «Извор», которая выпускалась с 1997 года ежемесячно, по состоянию на 09.12.15, на сайте Роскомнадзора также не зарегистрирована. Издание ориентировано на продвижение болгарской культуры Крыма, играло важную роль в процессе объединения болгар и стимулировало изучение болгарского языка и культуры. О функционировании еврейской газеты «Хаверим» нет никаких сведений; в Роскомнадзоре не зарегистрирована.

Информационно-политическая газета «Первая Крымская» была вынуждена прекратить деятельность в середине 2015 года, т.к. осталась без должного финансирования. Об этом написано на официальном сайте газеты с призывом граждан помочь и пожертвовать определенную сумму для дальнейшего издания «1К».

Издание «Регион Крым», принадлежавшее «Партии Регионов», начиная с 2014 не издавалась; в Роскомнадзоре не зарегистрировано.

Газета «Кримське слово» прекратила свое существование после присоединения полуострова к России. Журналы «Теленеделя», «Теленеделя. Программа передач» и «Телескоп» также перестали функционировать, поскольку являлись филиалами украинских развлекательных журналов. Помимо этих журналов, полуостров покинули «События», «Комсомольская правда в Украине»,

24

«Дзвш Севастополя», «Флот Украины», «Кримський дiалог», «Вестник юстиции» и другие издания - филиалы украинских редакций.

Несмотря на то, что более 60 периодических изданий, а также некоторые телеканалы и радиостанции покинули полуостров, в 2015 году начали функционировать новые в крымском медиапространстве СМИ. После того, как Крым покинули телеканал ATR, вышеперечисленные печатные издания и радио «Лидер», на медийную площадку вышли телеканал Millet, радио «Море» и газеты «Новая газета», «Новый Крым» и «Наша газета».

В ходе анализа мы установили, что среди 166 зарегистрированных печатных СМИ РК преобладают одноязычные издания. Так, 122 издания выпускаются исключительно на русском языке, 28 газет - на русском, английском, украинском и крымскотатарском языках, двуязычными являются 13 изданий (из них: 10 - с русским и английским и три - с русским и украинским языками), три издания выходят на крымскотатарском языке.

Данные нашего исследования подтверждают справедливое замечание профессора Г. Ю. Богданович о том, что, «оставаясь носителем национальной ментальности и языка, человек, участвуя в совместной деятельности с представителями других национальностей, вбирает, а то и «присваивает» черты другой культуры, что отражается в характере реального общения, стратегии и тактике дискурсов» [1, с. 20]. По мнению ученого, большая объединительная роль в Крыму принадлежит русскому языку, на основе которого строятся и универсальные коммуникативные модели. Мы солидарны с позицией исследовательницы, отметившей, что, «являясь фактором региональной идентичности, русский язык снимает напряженность межличностных отношений, служит средством общения с представителями других культур, выполняет общественно значимую роль транслятора сведений о культуре совместно проживающих народов» [1, с. 24].

В процессе анализа функционирования рынка печатных изданий РК в 20142015 гг. было также выявлено, что 50 изданий из 166 учреждены государственными / партийными структурами. Что касается 116 негосударственных изданий, то учредителем у 60 выступает частное лицо, у 48 - общество с ограниченной ответственностью, у 8 - общественные организации и общины.

По состоянию на конец 2015 года, из 166 зарегистрированных в РК изданий 44% могут быть отнесены к общественно-политическим, 17% - к информационным, 15% - рекламным, 9% составляют научно-популярные издания, 8% - издания для досуга, 4% - религиозные, 2% - учебные и 1% - спортивные издания.

К общественно-политическим изданиям, которые насчитывают 44% от общего количества зарегистрированных печатных крымских СМИ, относятся такие газеты, как «Крымские известия», «Крымская правда», «Крымское время», «МК в Крыму», «Новый Крым», «Авангард», «Большая Ялта», «Сельская новь» и др. Информационные издания, в частности «Крымский телеграфЪ», «Ялтинские вести», «Кафа», «Регион Керчь», «Своя газета», «Вечерний город», составляют 17% от зарегистрированных печатных СМИ Крыма. 15% печатных изданий занимают рекламные СМИ: например, «Недвижимость Крыма», «Крымская недвижимость», «Объявления Крыма», «Что? Где? Почем?», «Недвижимость Севастополя», «Сорока Крым» и др. К научно-популярным, составляющим 9% рынка печатных крымских

25

СМИ, относятся «Ливадийские чтения», «Врачебное слово», «Агромир», «Целительная сила», «Историческое наследие Крыма», «Military Крым», «Ялта православная» и др. Сегмент печатных изданий для досуга составил 8% медийного пространства Крыма. Сюда вошли такие издания, как «Ялос», «Теленеделя», «Полуостров сокровищ», «Крымская пятница» и другие. К религиозным изданиям, 4% от всего числа крымских печатных СМИ, причислены «Хидает», «Ялта православная», «Жизнь и благословение» и др. Учебные печатные СМИ зафиксированы на позиции 2%, к ним могут быть отнесены «Тасиль», «Полиграфист Тавриды», «Южный бульвар». Издания спортивного сегмента медиапространства РК составили, как и ранее, один процент от общего количества зарегистрированных изданий Республики Крым (например, «Таврия спорт»).

В ходе исследования нами была проведена классификация печатных изданий Крыма по их тематической направленности, то есть, согласно Единому отраслевому Классификатору печатных СМИ, характеристике освещаемых в издании вопросов, во взаимосвязи с целевой аудиторией издания.

Можем отметить, что тематические издания, в частности журналы, специализирующиеся на определенной отрасли, посвящают все материалы главной теме издания. Например, журнал «Крымская свадьба» в тематике статей ограничивается свадебными советами, модными тенденциями и рекламирует свадебные салоны и рестораны. Рекламно-информационные издания, например, «Сорока Крым», специализируются на рекламной информации, размещая объявления из различных сфер деятельности общества (работа, недвижимость, строительство и ремонт и др.) и рекламу.

Чтобы обозначить тематические предпочтения крымских периодических изданий, мы проанализировали отдельные издания полуострова, отличные друг от друга по направленности.

«Крымская правда» - ежедневная газета, состоящая из четырех полос. Первая полоса посвящена общественно важным, актуальным проблемам. Вторая полоса обычно отводится вопросам экономики, может содержать продолжение материала с первой полосы. На третьей полосе публикуются интервью, очерки или комментарии первых лиц Крыма. Последняя полоса «КП» предназначена для досуга, рекламы, новостей культуры и спорта (см. рис 1.). Проанализировав примерно 100 номеров за 2014-2015 годы, мы выявили, что в «КП» преобладают общественно-политические материалы. В политической проблематике отдается предпочтение текстам, которые освещают деятельность власти в позитивном ключе. Обычно это результаты заседаний сессии Госсовета, интервью с первыми лицами Республики, презентация реформ, планов на будущее и т.д. Негативной оценки действия власти в «Крымской правде» не наблюдается. Социальной проблематике в «Крымской правде» уделяется должное внимание. В газете публикуются материалы об общественно важных проблемах, в частности в секторе ЖКХ и социальных выплат, а также различного рода советы.

26

досуг 3%

Рис. 1. Тематические предпочтения издания «Крымская правда»

А вот 4-полосная газета Государственного Совета Республики Крым «Крымские известия» делает упор на политической тематике. Из почти 100 проанализированных выпусков большая часть материалов относилась к политической проблематике и была опубликована на первой полосе или развороте в категориях «Госсовет» и «Статьи». В основном это новости политической жизни Крыма и России. В рубрике «Экономика» зачастую публикуются проблемные и полемические статьи, заметки с новостями и комментарии экспертов. Большое внимание уделяется также общественным проблемам. Новостям культуры и спорта отведена половина последней полосы (см. рис. 2).

27

Рис. 2. Тематические предпочтения издания «Крымские известия»

Еженедельник «Аргументы и Факты. Крым» уделяет большое внимание общественной тематике, под нее выделено несколько рубрик: «Общество: События», «Общество: ЖКХ», «Общество: Люди», «Общество: Семья». Более 60% проанализированных выпусков (примерно 100 номеров) выпускались исключительно под рубрикой «Общество». Политическая тематика в «Аргументах и фактах» сведена к минимуму, отмечалась в 10% проанализированных выпусков, публиковались лишь самые важные новости политики (см. рис. 3).

28

культура политика 10% 10%

Рис. 3. Тематические предпочтения издания «Аргументы и факты. Крым» ВЫВОДЫ

В период с 2014 по 2015 годы медиапространство Республики Крым претерпело значительные трансформации: по разным причинам прекратили свое существование примерно 60 изданий, один телеканал и одна радиоволна. В этот же период отмечено появление трех печатных СМИ, одного телеканала и одной радиоволны.

В ходе изучения материалов ведущих изданий региона было выявлено, что газеты «Крымская правда» и «Крымские известия» отдают предпочтение освещению политической сферы жизни обшщества: так, политическая проблематика на страницах данных СМИ составляет 50%, социальная - 25%, проблемам экономики уделяется 20% от всего количества информации, 5% занимают культура и досуг. «Аргументы и Факты. Крым», наоборот, больше внимания уделяют социальной проблематике - более 60%, в газете популярна рубрика «Вопрос-ответ», которой отводится не менее 20% от всей информационной насыщенности номера. Политической и экономической проблематике уделяется по 10% информации издания.

Перспективным представляется дальнейшее изучение преобразования медиапространства Крыма в новых общественно-политических условиях.

29

Список литературы

1. Богданович Г.Ю. Полилингвокультурная ситуация и полилингвокультурный феномен как термины межкультурной коммуникации / Г.Ю. Богданович // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». - 2011. - Т. 24 (63). - №1. Ч. 1. - С. 20-25.

2. Главное управление юстиции Министерства юстиции Украины в АРК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minjust.crimea.ua

3. Егорова Л. Г. Печатные СМИ Крыма: разработка медиапрезентации / Л. Г. Егорова, М. А. Чумичева // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». - 2013. - Том 26 (65). - № 3. - С. 110 -120.

4. Роскомнадзор. Перечень наименований зарегистрированных СМИ [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.rsoc.ru/mass-communications/reestr/media/?letter=%CD

MEDIA SPACE TRANSFORMATION IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

IN 2014-2015

Yegorova L., Ladinskaya A

The article deals with analysis of changes in the information space in the Republic of Crimea in 2014-2015 due to its integration into the Russian Federation.

According to the data provided by Republican Information Committee for 15, March 2014, 2662 printed media were registered in the Republic of Crimea (RC). Among them 229 ones were really issued, which included 200 newspapers, 23 magazines and journals and 6 other periodical press. By frequency, 26 periodicals were daily, 125 ones were weekly, 58 ones were monthly, 11 ones were quarterly, and 9 ones were yearly. Out of 229 actually issued and registered periodicals, 38% was classified as socio-political ones, 19% was identified as informational media, 15% was determined as advertising ones, 12% was singled out as popular scientific ones, 8% was referred to as leisure periodicals, 5% was labelled as religious ones, 3% was attributed to educational sphere, 1% was categorized as sports ones.

Because of the annexation of Crimea to the Russian Federation, informational space of the peninsular has dramatically changed. Media space transformation of RC in 2014-2015 was investigated. Analysis of data of Russian Inspection Committee has proven that for 09, December 2015 the overall number of registered printed media in Crimea equals 166 (compared to 2662 registered and 229 actually issued for 15, March 2014).

Key words: the Republic of Crimea, media space, printed media, subject matter, thematic orientation.

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.