Научная статья на тему 'Трансформация медиаполя Республики Крым в новых социополитических условиях'

Трансформация медиаполя Республики Крым в новых социополитических условиях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
213
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПРОСТРАНСТВО / ПЕЧАТНЫЕ СМИ / РЫНОК ПЕЧАТНЫХ СМИ / ТЕМАТИКА ИЗДАНИЙ / КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕЧАТНЫХ СМИ / MEDIA SPACE / PRINTED MEDIA / PRINTED MEDIA MARKET / SUBJECT ORIENTATION / PRINTED MEDIA CLASSIFICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Егорова Л. Г.

В связи с изменением политического статуса Крыма информационное пространство республики претерпело кардинальные изменения. В статье определяются основные тенденции трансформации медиапространства Республики Крым нового времени. Издания классифицируются по ряду параметров, в числе которых материальная конструкция, форма собственности, тематика, язык выхода. Методология исследования основывается на системном подходе к изучению СМИ, в работе использованы такие методы и приемы исследования, как описание, классификация, сравнение, статистический анализ и пр. Автор приходит к выводу, что общее количество зарегистрированных печатных СМИ в Республике Крым существенно сократилось: целый ряд изданий по разным причинам (отсутствие перерегистрации в Роскомнадзоре, проблемы с финансированием и пр.) прекратил свое существование. В статье отмечается, что, несмотря на произошедшие трансформации, тематическая направленность печатных СМИ практически не претерпела изменений: как и прежде, наибольшую долю рынка занимают общественно-политические и информационные медиа. В качестве еще одной особенности зарегистрированных в исследуемый период печатных СМИ автор статьи указывает на преобладание одноязычных изданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REPUBLIC OF CRIMEA MEDIA SPACE TRANSFORMATION IN NEW SOCIAL AND POLITICAL CONDITIONS

The informational space of the Republic of Crimea has undergone fundamental changes as a result of the republic unification with the Russian Federation. The article is devoted to the analysis of the principal tendencies in the Crimean media space transformation in the second half of 2014 the year of 2015. The author classifies the editions by a number of parameters, including material construction, subjects, language of output. Theresearchmethodologyisbasedonsystemapproachto mass media analysis. Suchmethodsascharacterization, classification, comparative method, statistical analysisand others are used in the research. The author comes to the conclusion that the total number of registered printed media in the Crimea has significantly decreased, as a number of editions terminated their activityfor various reasons (such as failure of re-registration in the Roskomnadzor, problems with funding, etc.). At the same time, there is a tendency for new newspapers and magazines to come to the peninsula media market. The author draws attention to the fact that, despite the quantitative changes that have taken place in the media market, the thematic focus of the printed mass media practically has not changed, the largest part of the market is occupied by socio-political and information printed media. The author also points out that among the registered print media mono-language editions predominate.

Текст научной работы на тему «Трансформация медиаполя Республики Крым в новых социополитических условиях»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. Научный журнал. Том 5 (71). № 1. С. 25-41._

УДК 070:316.77(292.471)

ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕДИАПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В НОВЫХ СОЦИОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Егорова Л. Г.

Таврическая академия (структурное подразделение)

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Симферополь, Россия e-mail: [email protected]

В связи с изменением политического статуса Крыма информационное пространство республики претерпело кардинальные изменения. В статье определяются основные тенденции трансформации медиапространства Республики Крым нового времени. Издания классифицируются по ряду параметров, в числе которых материальная конструкция, форма собственности, тематика, язык выхода. Методология исследования основывается на системном подходе к изучению СМИ, в работе использованы такие методы и приемы исследования, как описание, классификация, сравнение, статистический анализ и пр. Автор приходит к выводу, что общее количество зарегистрированных печатных СМИ в Республике Крым существенно сократилось: целый ряд изданий по разным причинам (отсутствие перерегистрации в Роскомнадзоре, проблемы с финансированием и пр.) прекратил свое существование. В статье отмечается, что, несмотря на произошедшие трансформации, тематическая направленность печатных СМИ практически не претерпела изменений: как и прежде, наибольшую долю рынка занимают общественно-политические и информационные медиа. В качестве еще одной особенности зарегистрированных в исследуемый период печатных СМИ автор статьи указывает на преобладание одноязычных изданий.

Ключевые слова: медиапространство, печатные СМИ, рынок печатных СМИ, тематика изданий, классификация печатных СМИ.

На сегодняшний день средства массовой информации и коммуникации являются одним из наиболее эффективных инструментов формирования социального пространства в целом. Особый интерес в этом аспекте представляют вопросы развития региональных медиа, активно участвующих в установлении и поддержании диалога между социальными институтами и общественностью, формирующих отношение аудитории к жизни общества, происходящим процессам и проблемам. Вхождение Крыма в состав Российской Федерации привело к значительным изменениям медиапространства полуострова, и основные тенденции этой трансформации могут быть выявлены и описаны с помощью типологического подхода. В работе мы акцентируем внимание на основных типологозначимых

25

_ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕДИАПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ..._

признаках СМИ, в числе которых помимо масштаба распространения (общего для

всех региональных СМИ) целевое назначение, характер тематики и пр. [3].

На момент вхождения Республики в состав Российской Федерации, по данным Республиканского комитета АРК по информации, на территории полуострова было зарегистрировано 2662 печатных издания. При этом фактически издавалось менее 10% (229 изданий), в том числе 200 газет, 23 журнала, 6 периодических изданий других типов [2]. (1252 газеты, или 32% от общего количества крымских печатных СМИ, было зарегистрировано на одного человека (Стриженову Маргариту Михайловну), что является одним из наиболее показательных примеров сквоттинга. Процесс регистрации этих изданий занял чуть больше одного года - с июля 2011 по сентябрь 2012 гг. По нашему мнению, это напрямую связано с выборами в Верховную Раду Украины, которые проходили в 2012 году, ведь после того как распределение мандатов завершилось, динамика регистрации печатных СМИ АРК резко снизилась, а многие издания прекратили свою деятельность.)

Учредителем СМИ могут выступать государственные и общественные организации, группы граждан, а также отдельные лица. Форма собственности СМИ является значимым критерием для анализа состояния медиарынка, поскольку учредители обладают правами владельцев и руководителей созданных ими масс-медиа. Учредитель в значительной мере определяет редакционную политику, которая реализуется в журналистских текстах [6]. Муниципальные (коммунальные) издания на момент вхождения полуострова в состав РФ насчитывали 23 наименования, 58 изданий были учреждены государственными или партийными структурами, негосударственные СМИ (148 газет и журналов) занимали наибольшую долю рынка. В процессе анализа негосударственного сегмента печатных СМИ, составившего 65% от общего количества фактически издававшихся зарегистрированных печатных изданий на территории Крымского полуострова, было установлено, что учредителем у 70 печатных изданий выступает частное лицо, у 18 - трудовые коллективы, у 15 -частное предприятие, у 45 - общество, община, духовное управление, союз. К числу сущностных характеристик СМИ исследователи относят содержательно-тематическую направленность. Данный признак, тесно связанный с особенностями

26

_Егорова Л. Г._

целевой аудитории, выделяется на основе анализа тематических особенностей

медиатекстов, транслируемых средствами массовой информации [4]. Изучая тематическое разнообразие печатных СМИ за период до 2014 года, мы пришли к выводу, что из 229 фактически издававшихся изданий 37% можно отнести к общественно-политическим, 19% - к информационным, 15% - рекламным, 12% -научно-популярным, 8% - к изданиям для досуга, 5% - к религиозным, 3% - учебным и 1% - спортивным. Несмотря на то что в 2011-2012 годах на территории Крыма было зарегистрировано наибольшее количество СМИ по сравнению с прошлыми периодами начиная с 1993 года, объем фактически издававшихся печатных изданий за это время составил всего несколько процентов (см. рис. 1).

1993 г.

4%

1% 1% 3%

4%

7%

9%

2% 5%

4%

7%

10%

□ 1993

□ 1994

□ 1995

□ 1996

□ 1997

□ 1998

□ 1999

□ 2000 □ 2001 □ 2002

□ 2003

□ 2004

□ 2005

□ 2006

□ 2007

□ 2008

□ 2009

□ 2010 □ 2011 □ 2012 □ 2013

Рис. 1. Фактически издававшиеся печатные СМИ АРК

В 2013 году наибольшее количество периодических изданий зарегистрировано в Симферополе - 94; в Ялте - 19; Керчи - 10; Алуште - 8; Евпатории - 7; Джанкое - 5; Судаке и Саках - по 4; Алупке, Бахчисарае, Красноперекопске и Феодосии - по 3; Партените, Ленино, Советском, Черноморском, Красногвардейском и Армянске - по

27

_ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕДИАПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ..._

2; Щелкино, Кировском, Первомайском, Раздольном, Нижнегорском, Белогорске -

по 1.

В Крыму всегда остро стояла проблема становления этнической прессы, поскольку полуостров исторически является поликультурным регионом. В разное время здесь проживали караимы, крымские татары, крымчаки, киммерийцы, скифы, готы, сарматы, евреи, немцы, болгары, чехи, поляки. Согласно Конституции Республики Крым, статья 10. п.1.: «В Республике Крым наряду с государственным языком обеспечивается функционирование и развитие, использование и защита русского, крымско-татарского, а также языков других национальностей». В 2001 году на территории РК, по данным Всеукраинской переписи населения, проживали представители свыше 125 национальностей и народностей: русские (58,5%), украинцы (24,4%), крымские татары (12,1%), караимы (около 700 чел.), крымчаки (около 300 человек) и немногочисленные представители отдельных этносов. Изменения, произошедшие в социально-политическом устройстве в начале 1990-х годов, коснулись и языков издаваемых в Крыму журналов и газет. С возвращением на полуостров депортированных крымских татар, армян, болгар, греков, немцев и повышением национального самосознания представителей других крымских этносов издания начали выходить на языках народов Крыма. В настоящее время на полуострове проживают представители свыше 120 национальностей. Отметим, что 198 фактически издававшихся изданий полуострова (72%) публиковали материалы на русском языке, 47 (17%) - на украинском, 23 (8%) - на крымско-татарском языке. Материалы на английском языке размещались на страницах трех изданий, на немецком - двух, на армянском, греческом, болгарском - одного издания соответственно.

По состоянию на 15.03.2014 г., на территории полуострова фактически издавались 200 газет, 23 журнала, а также шесть других периодических изданий. Таким образом, газеты составили 87% от общего количества печатных СМИ, журналы - 10%, другие издания - 3%. Наибольшее количество печатных СМИ в Крыму являлись еженедельными - 125, 58 - ежемесячными, 26 - ежедневными, 11 -ежеквартальными, 9 - ежегодными (см. рис. 2).

28

В тематическом плане 86 зарегистрированных изданий (37,5%) являлись общественно-политическими, 44 (19%) - информационными, 34 (15%) -рекламными, 27 (12) - научно-популярными, 18 (8%) - для досуга, 11 (5%) -религиозными, 8 (3%) - учебными и одно издание (0,5%) - спортивной тематики (см. рис. 3).

29

ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕДИАПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ...

0,5%

□ Общественно-

политические

□ Информационные

□ Рекламные

□ Научно-популярные

□ Для досуга

8%

3% 5%

Рис. 3. Печатные СМИ по тематике

Из 229 фактически издававшихся печатных СМИ 110 имели сайты, электронный архив наличествовал у 77 изданий. Можем отметить, что на крымском полуострове лидировали моноязычные издания, но на газетных полосах встречались материалы и на других языках: в 47 изданиях - на украинском языке, 24 издания публиковали статьи на крымскотатарском, англоязычные материалы встречались в трех газетах, немецкий язык публикаций отмечен у двух газет, материалы на греческом, болгарском и армянском языках присутствовали в одном издании.

Согласно проведенному мониторингу, на страницах 72% газет, выходящих на территории Республики Крым, публиковались материалы на русском языке, 17% - на украинском, 9% - на крымскотатарском языке; англоязычные, немецкоязычные публикации и материалы на языках малых народов Крыма (кроме немцев) представлены в 1% изданий (см. рис. 4).

30

Егорова Л. Г.

1; 0,3% 1; 0,3%

□ Русский

□ Украинский

□ Крымскотатарский

□ Английский

□ Немецкий

□ Греческий

2, 1%

3, 1%

Рис. 4. Печатные СМИ Крыма по языку выхода

По состоянию на 15.03.2014 г., согласно данным Республиканского комитета по информации, 23 печатных издания (16 районных и 7 городских газет) в Крыму являлись коммунальными, составляя 10% от общего количества крымских печатных СМИ: «Авангард» (Раздольненский районный совет и районная государственная администрация), «Алуштинский вестник» (Алуштинский городской совет), «Вперед» (Первомайский районный совет), «Время, вперед» (Сакская райгосадминистрация), «Евпаторийская здравница» (Евпаторийский городской совет), «Заря Присивашья» (Джанкойский городской и районный совет), «Керченский рабочий» (Керченский городской совет), «Кировец» (Кировский районный совет), «Наше время» (Ленинский районный совет), «Нижнегорье» (Нижнегорский районный совет), «Огни маяка» (Красногвардейский районный совет), «Перекоп» (Красноперекопский районный и городской советы), «Победа» (Феодосийский городской совет), «Приазовская звезда» (Советский поселковый совет), «Присивашье» (Советский районный совет), «Сакская газета» (Сакский районный совет), «Сельская новь»

31

ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕДИАПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ.

(Белогорский районный совет, Белогорская райгосадминистрация), «Сельский труженик» (Симферопольский районный совет), «Слава труду» (Бахчисарайский районный совет), «Слово города» (Сакский городской совет), «Судакские вести» (Судакский городской совет), «Черноморские известия» (Черноморский районный совет), «Южная столица» (Симферопольский городской совет).

Коммунальные газеты Крыма в большинстве случаев выходили раз в неделю объемом 4-8 полос. Распространялись в основном по подписке. Тираж некоторых изданий («Южная столица» и «Керченский рабочий») превышал 22 тысячи экземпляров (см. рис. 5), но преимущественно составлял 1-3 тысячи экземпляров. В связи с ограниченным бюджетным финансированием и низким уровнем доходов от рекламной деятельности большинство изданий выходило в черно-белом цвете или с цветными первой и последней полосами. Учредителями коммунальных СМИ являлись органы местной власти, иногда совместно с трудовыми коллективами изданий.

5%

4%

8%

6%

8%

□ Нижнегорье

□ Евпаторийская

□ Время вперед

□ Заря Присивашья

□ Керченский рабочий

□ Огни маяка

□ Сакская газета

□ Южная столица

здравница

7%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9%

Рис. 5. Тиражи коммунальных изданий

32

_Егорова Л. Г._

По данным открытых источников Роскомнадзора, с 15.03.2014 по 28.12.2015 гг.

в Республике Крым зарегистрировано 213 печатных изданий. (Напомним, по состоянию на 15 марта 2014 года, на полуострове насчитывалось 2662 зарегистрированных и 229 фактически издававшихся печатных СМИ.) Уменьшение количества зарегистрированных изданий, по нашему мнению, связано с тем обстоятельством, что не все крымские СМИ смогли пройти процедуру перерегистрации (например, газеты «Хаверим», «Благая весть»). Напомним, что Государственная Дума РФ приняла закон о бесплатной перерегистрации крымских СМИ по российскому законодательству до 1 апреля 2015 года, согласно которому до 1 апреля 2015 года допускается распространение СМИ в Крыму и Севастополе, включая теле- и радиовещание, на основании свидетельств о регистрации и лицензий, выданных государственными органами Украины. Те СМИ, которые в установленный срок не пройдут процедуру перерегистрации, не смогут продолжить работу. К 1 апреля Роскомнадзор зарегистрировал 8 интернет-изданий, 19 телеканалов, 42 радиоканала, 163 печатных изданий и информационных агентств. Из этого числа 207 СМИ имели разрешительные документы, оформленные по украинскому законодательству, и прошли перерегистрацию. Еще 25 зарегистрированных СМИ - российские, впервые вышедшие на медиарынок полуострова. В их числе одно сетевое издание, два телеканала, восемь радиоканалов и 14 печатных изданий и информационных агентств [5].

Издание «Извор» ежемесячно выходило с 1997 года, ориентировалось на продвижение болгарской культуры в Крыму, играло важную роль в процессе объединения болгар и стимулировало изучение болгарского языка и культуры, но, по состоянию на декабрь 2015 года, на сайте Роскомнадзора зафиксировано не было. Аналогичная ситуация сложилась и с «Караимской газетой», которая выпускалась с марта 2005 года, позиционировалась как ежемесячная газета и основной источник сведений о культуре и жизни караимов Крыма. Последнее упоминание о ней датируется февралем 2014 года. В середине 2015 года вынуждена была прекратить свою деятельность и информационно-политическая газета «Первая Крымская». Согласно сообщению на официальном сайте газеты, это произошло по причине

33

_ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕДИАПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ..._

отсутствия финансирования. Газета «Регион Крым», принадлежавшая «Партии

Регионов», начиная с 2014 года не издавалась, в Роскомнадзоре не зарегистрирована.

Прекратило свое существование после 2014 года «Кримське слово», регион покинули

«События», «Комсомольская правда в Украине», «Дзвш Севастополя», «Флот

Украины», «Кримський дiалог», «Вестник юстиции» и др. Стоит также отметить, что

медиарынок Крыма был наполнен общеукраинскими изданиями, которые на

полуострове имели представительство либо издавали отдельный региональный

выпуск. Так, 15 покинувших медиапространство полуострова изданий оказались

именно такими (например, «Телескоп», «Теленеделя» и пр.). При этом в

информационное поле Республики Крым в 2015 году вошли новые СМИ: например,

такие издания, как «Новая газета», «Новый Крым» и «Наша газета». После того как в

Крыму прекратили свою деятельность телеканал ATR и радио «Лидер», на медийную

площадку вышли телеканал Millet, радио «Море», радио «Спутник в Крыму». В

исследуемый период на медиарынок Крыма пришли массовые общероссийские

СМИ, которые печатаются либо отдельным выпуском, готовящимся местной

редакцией издания, либо приложением для жителей Крыма. Примером таких изданий

могут служить «Комсомольская правда» и «Аргументы и факты». Динамика

регистрации изданий на сайте Роскомнадзора в период с 01.04.2015 по 28.12.2015

года представлена на рисунке 6.

34

Егорова Л. Г.

Апрель 35

Май

Июнь 25

Июль ■ 11

Август ^Ж 3

Сентябрь ■ 2

Октябрь 4

Ноябрь 3

Декабрь 3

0 5 10 15 20 25 30 35 40

Рис. 6. Динамика регистрации печатных СМИ Крыма с 01.04.2015 по

01.12.2015

Итак, пик регистрации печатных изданий в указанный период пришелся на май 2015 года - 37. Самые низкие показатели отмечены в сентябре - два издания. В общей сложности с 01.04.2015 по 28.12.2015 года в Крыму зарегистрировано 123 печатных СМИ. По состоянию на конец 2015 года, на территории Республики Крым было зарегистрировано 213 печатных изданий.

В исследуемый период на территории полуострова в подавляющем большинстве зарегистрированы общественно-политические издания - 44% из общего количества печатных СМИ (например, газеты «Крымские известия», «Крымская правда», «Крымское время», «Новый Крым», «Авангард», «Большая Ялта», «Сельская новь» и др.). Информационные издания, в частности «Крымский телеграфЪ», «Ялтинские вести», «Кафа», «Регион Керчь», «Своя газета», «Вечерний город», составили 17% от зарегистрированных печатных средств массовой информации Крыма. 15% печатных изданий - рекламные СМИ, в том числе «Недвижимость Крыма», «Крымская недвижимость», «Объявления Крыма», «Что? Где? Почем?», «Недвижимость

35

_ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕДИАПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ..._

Севастополя», «Сорока Крым» и др. К научно-популярным, занявшим 9% рынка

печатных крымских СМИ, можно отнести такие издания, как «Ливадийские чтения»,

«Врачебное слово», «Историческое наследие Крыма», «Military Крым» и пр. Сегмент

печатных изданий для досуга составил 8% медийного пространства полуострова.

Сюда входят такие газеты и журналы, как «Ялос», «Полуостров сокровищ»,

«Крымская пятница» и другие. Религиозные издания, в числе которых газеты

«Хидает», «Ялта православная», «Жизнь и благословение» и др., составляют 4% от

всего количества зарегистрированных крымских печатных СМИ. Учебные печатные

медиа (например, «Тасиль», «Полиграфист Тавриды», «Южный бульвар») занимают

всего 2% рынка, издания спортивной тематики (например, «Таврия спорт») - 1% (см.

рис. 7).

4%

2% 1%

9%

□ Общественно-политические

□ Информационные

□ Рекламные

□ Научно-популярные

□ Для досуга

□ Религиозные

Рис. 7. Печатные СМИ РК по тематике

Среди 213 зарегистрированных по состоянию на 28.12.2015 г. печатных изданий Республики преобладали одноязычные издания. Так, материалы 156 изданий

36

_Егорова Л. Г._

выпускались исключительно на русском языке, 36 газет - на русском, английском,

украинском и крымско-татарском языках. В Республике двуязычными являлись 17 изданий (из них: 13 - с русским и английским и 4 - с русским и украинским языками), публикации в четырех изданиях печатались на крымско-татарском языке (см. рис. 8). Данные нашего исследования подтверждают позицию Г. Ю. Богданович: в Крыму русскому языку, на основе которого строятся и универсальные коммуникативные модели, принадлежит большая объединительная роль: «являясь фактором региональной идентичности, русский язык снимает напряженность межличностных отношений, служит средством общения с представителями других культур, выполняет общественно значимую роль транслятора сведений о культуре совместно проживающих народов» [1, с. 24].

□ Русский язык

□ Русский, английский, украинский, крымско-татарский языки

□ Русский и английский

□ Русский и украинский

2% 2% 6%

Рис. 8. Печатные СМИ РК по языку выхода издания

Что касается типа учредителя, то, по состоянию на 28.12.2015 г., 64 из 213 зарегистрированных изданий учреждены государственными / партийными структурами, т.е. примерно 30% печатных изданий, зарегистрированных на

37

_ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕДИАПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ..._

полуострове, являлись государственными. Из 149 негосударственных изданий

учредителем у 77 выступало частное лицо, у 62 - общество с ограниченной

ответственностью, у 10 - общественные организации и общины. Исходя из

полученных данных, можем отметить, что 53% негосударственных изданий

Республики принадлежали частным лицам, Общества с ограниченной

ответственностью контролировали более 40% СМИ, общины и союзы - 7%.

Итак, изменение политического статуса Крыма оказало значительное воздействие на состояние медиасферы региона. Наиболее важные трансформации произошли в 2014 году, когда СМИ полуострова проходили процедуру перерегистрации в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в результате количество зарегистрированных медиа Республики резко сократилось: так, с 15.03.2014 по 28.12.2015 гг. в Крыму было зарегистрировано 213 печатных изданий (ср.: 2662 печатных издания, зарегистрированных по состоянию на начало 2014 г.). В 2015 году информационное пространство полуострова пополнили новые издания, такие как «Новая газета», «Новый Крым» и «Наша газета». После того как в Крыму прекратили свою деятельность телеканал ATR и радио «Лидер», на медийную площадку вышли телеканал Millet, радио «Море», радио «Спутник в Крыму». В исследуемый период на медиарынок Крыма также пришли массовые общероссийские СМИ, которые печатаются либо отдельным выпуском, готовящимся местной редакцией издания, либо приложением для жителей Крыма. Примером таких изданий могут служить «Комсомольская правда» и «Аргументы и факты». С 2014 по 2018 годы на территории Республики Крым зарегистрировано 310 печатных СМИ. Из них 64 - в 2014 году, 149 - в 2015 году, 43 - в 2016 году, 42 - в 2017 году и 11 СМИ - в 2018 году (по состоянию на май 2018 года, процедуру перерегистрации не проходило зарегистрированное в 1992 году издание «Флаг Родины») (см. рис. 17). 24 СМИ с 2014 по 2017 гг. прекратили свою деятельность вследствие финансовых проблем, по решению суда или учредителей.

38

Рис. 17. Динамика регистрации СМИ в РК с 2014 по 2018 гг.

В целом, по данным Роскомнадзора, по состоянию на 23.05.2018 в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе зарегистрировано 457 СМИ, из них 310 печатных изданий; сетевых изданий - 53; радиоканала - 52; телеканала - 32; информационных агентств - 10 (см. рис. 9).

□ Печатные издания

68% □ Сетевые издания

□ Радио □ Телеканалы □ Информационные

///' -Д11%/ агентства

2% ¿Л__^

7%

Рис. 9. Зарегистрированные СМИ РК на 23.05.2018

39

_ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕДИАПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ..._

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Богданович, Г. Ю. Полилингвокультурная ситуация и полилингвокультурный феномен как термины межкультурной коммуникации / Г. Ю. Богданович [Текст] // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». - 2011. - Т. 24 (63). - № 1. Ч. 1. - С. 20-25.

2. Егорова, Л. Г. Печатные СМИ Крыма: разработка медиапрезентации [Текст] / Егорова Л. Г., Чумичева М. А. // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». - 2013. - Том 26 (65). №3. - С. 110-120.

3. Исследования СМИ: методология подходы и методы : [учебно-методическое пособие. Материалы лекций для аспирантов факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова]. - М.: Изд-во Моск. ун-та; Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011. - 236 с.

4. Могилевская, Э. В. Информационные агентства в Интернете: особенности и принципы функционирования : дисс. ... к.ф.н. : 10.01.10 [Текст] / Э. В. Могилевская. - Тольятти, 2008. - 177 с.

5. РКН зарегистрировал 232 СМИ в Крыму за переходный период [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cableman.ru/content/rkn-zaregistriroval-232-smi-v-krymu-za-perekhodnyi-period (дата обращения 23.03.2019)

6. Тендит, К. Н. Теория и практика массовой информации: [учеб. пособие] / К. Н. Тендит, А. В. Иваньков. - Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013. - 56 с.

References

1. Bogdanovich G. Yu. Polilingvokul'turnaya Situatsiya i Polilingvokul'turnyi Fenomen kak Terminy Mezhkul'turnoi Kommunikatsii [The Polylinguocultural Situation and the Polylinguocultural Phenomenon as Terms of Intercultural Communication] Uchenye Zapiski Tavricheskogo Natsional'nogo Universiteta im. V. I. Vernadskogo. Seriya «Filologiya. Social'nye Kommunikatsii», 2011, vol. 24 (63), no 1. part. 1, pp. 20 - 25.

40

_Егорова Л. Г._

2. Egorova L. G., Chumicheva M. A. Pechatnye SMI Kryma: Razrabotka

Mediaprezentatsii [The Crimean Printed Media: the Concept of Presentation]. Uchenye Zapiski Tavricheskogo Natsional'nogo Universiteta im. V. I. Vernadskogo. Seriya «Filologiya. Sotsial'nye Kommunikatsii», 2013, vol. 26 (65), no 3, pp. 110 - 120.

3. Issledovaniya SMI: Metodologiya, Podkhody i Metody [The Mass Media Research: Methodology, Approaches and Methods]. Moscow: Moscow University Press, 2011. 236 p.

4. Mogilevskaya Ye. V. Informatsionnye Agentstva v Internete: Osobennosti i Printsipy Funktsionirovaniya: Dis. ... Kand. Filol. Nauk [News Agencies in Internet: the Features and Functioning Principles. Thesis]. Togliatti, 2008.

5. RKN Zaregistriroval 232 SMI v Krymu za Perekhodnyi Period [R^ Has Registered 232 Mass Media in Crimea during Conversion Period]. Available at: https://www.cableman.ru/content/rkn-zaregistriroval-232-smi-v-krymu-za-perekhodnyi-period. (accessed 23 March 2019).

6. Tendit K. N., Ivan'kov A. V. Teoriya i Praktika Massovoi Informatsii [Mass Information Theory and Practice]. Komsomolsk-on-Amur, 2013. 56 p.

THE REPUBLIC OF CRIMEA MEDIA SPACE TRANSFORMATION IN NEW SOCIAL AND POLITICAL CONDITIONS

Egorova L. G.

The informational space of the Republic of Crimea has undergone fundamental changes as a result of the republic unification with the Russian Federation. The article is devoted to the analysis of the principal tendencies in the Crimean media space transformation in the second half of 2014 - the year of 2015. The author classifies the editions by a number of parameters, including material construction, subjects, language of output. The research methodology is based on system approach to mass media analysis. Such methods as characterization, classification, comparative method, statistical analysis and others are used in the research. The author comes to the conclusion that the total number of registered printed media in the Crimea has significantly decreased, as a number of editions terminated their activity for various reasons (such as failure of re-registration in the Roskomnadzor, problems with funding, etc.). At the same time, there is a tendency for new newspapers and magazines to come to the peninsula media market. The author draws attention to the fact that, despite the quantitative changes that have taken place in the media market, the thematic focus of the printed mass media practically has not changed, the largest part of the market is occupied by socio-political and information printed media. The author also points out that among the registered print media mono-language editions predominate. Keywords: media space, printed media, printed media market, subject orientation, printed media classification.

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.