Научная статья на тему 'Трансформация массового сознания и жизненных ценностей'

Трансформация массового сознания и жизненных ценностей Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
136
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российское общество / трансформация / массовое сознание / жизненные ценности / Russian society / transformation / collective consciousness / vital values
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация массового сознания и жизненных ценностей»

Фадеев В.Н.1

ТРАНСФОРМАЦИЯ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ И ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Ключевые слова: российское общество; трансформация; массовое сознание; жизненные ценности.

Keywords: Russian society; transformation; collective consciousness; vital values.

Российское общество в последние десятилетия переживает бурный переход от «ненавистного» коммунистического прошлого к «желанному» капиталистическому будущему. Происходят стихийные процессы трансформации наших духовных ценностей в некоторое опасное состояние души и тела, когда животные инстинкты выживания начинают преобладать над разумом и волей.

Трансформированное массовое сознание российского общества не может адекватно воспринимать противоречивость и разрыв между словом и делом властей при реализации социально-экономической политики.

В то же время власть своей политикой заставляет всё большее число граждан разочаровываться в западных стандартах, которые для большинства населения оказались просто недостижимыми, а значит, «фальшивыми» и чужими.

С распадом СССР произошел духовный разлом, который разорвал родственные связи, сделал свыше двадцати пяти миллионов русских людей, живущих за пределами России, иностранцами и изгоями, несчастными многих граждан нашей страны, которые имели родственников в ближнем зарубежье.

Некоторые из «вождей» и спонсоров российской демократии приобрели двойное гражданство, в связи с чем понятие «родина» для этих людей стало категорией двусмысленной. Россия стала ими относиться к категории «эта страна». Всё это обусловило изменение отношения нашего населения к властям и рост недоверия к проводимой властями политике, заметно увеличилась доля протестного и, особенно, пассивного электората.

Президентские выборы-2004 года и, последующие - не в счёт. Их нельзя признать показательными. Результат этих выборов был заранее предопределён. Это был выбор лучшего из худшего. В нем, скорее, проявилась инерция покоя, боязнь навредить тому плохому, к чему уже притерпелись, чем осмысленный выбор неясного будущего. Большой процент тех, кто не голосовал на последних выборах, красноречиво говорит о том, что всё большее число граждан России, в том числе и обеспеченных людей, до недавнего времени бывших опорой режима и его надёжным электоратом, начинают выражать подобным образом своё неприятие политики властей. Новые поправки в избирательное законодательство, принятые Государственной Думой, предполагают, что протестный электорат является неопасным для власти. Пассивное большинство электората также не может повлиять на исход выборов. Сняты все ограничения на явку избирателей. Это значит, что партии власти и партиям при деньгах проще и дешевле «привлечь» нужные им голоса избирателей.

И всё же в России продолжается поиск новых лидеров и свежих идей. Причём люди всё чаще ищут ярких личностей, несмотря на их прошлое.

Феномен доверия простых людей к легальным и полулегальным авторитетам в том числе с уголовным прошлым, ставших в свое время политиками, губернаторами, мэрами городов и депутатами, - яркое тому свидетельство. Общество мало верит власти и правоохранительным органам. А тем, кто в 90-е годы находился у власти, обокрал не только государство, но и каждого из нас, тому веры больше нет.

И всё же ностальгия по Великой стране, когда за Державу не было обидно, начинает подниматься из глубин «ослеплённого» демократической пропагандой массового сознания. И хотя эти новые чувства пока ещё с трудом уживаются у активной части населения с ксенофобией, частнособственническими инстинктами, желанием сохранить обретённый за годы ельцинского правления материальный достаток, тем не менее, духовный дискомфорт богатых, их тревога за будущее своих детей дают всем остальным надежду на возрождение России. Русский человек во все времена был силён своей опорой на исторические корни, на национальное самосознание, на торжество справедливости, наконец, на Православие.

Казалось, что после ухода Ельцина в России должна более выпукло проявиться новая духовность русского происхождения. Однако окружение президента всё сделало, чтобы сохранить прежний либерально-монетарный курс, осуществлявшиеся изменения носили внешний, чисто косметический, характер. Конечно, борьба с коррупцией важна, но куда более важно устранить причины, её породившие. Но это требует радикальной ломки всех представлений о

1 Фадеев Виктор Николаевич - д.ю.н., профессор, профессор кафедры криминологии Московского университета МВД РФ. Область научных интересов связана с исследованием проблем молодежной преступности, исламского традиционализма, фундаментализма и радикального исламизма, межэтноконфессиональных конфликтов, социально-экономических и политических последствий преступности, государственное строительство и государственное управление, сферы конституционного права, криминологических взаимосвязей и последствий мировых геополитических трансформаций, использования и адаптации потенциальных природных и социальных ресурсов в обеспечении криминологической, нано-супертехнологической и социальной безопасности России. E-mail: fadei87@mail.ru

либеральных реформах. А этого как раз и боятся «неолибералы», для которых важно сохранить и итоги приватизации, и оградить «ельцинизм» от глубокой ревизии.

Собственно, об этом прямо заявил Ельцин во время голосования 26 марта 2000 года. Но это было не столько желание ушедшего президента сохранить роль оракула в уже не принадлежащей ему России, сколько опасение за судьбу своих реформ и судьбу своей семьи.

Главный мотив «недоверия» к Путину - сомнение в том, что он остался независимым от окружения Ельцина, что не заражён бациллами «ельцинизма», что сумел преодолеть зависимость от своих прежних поводырей.

В любом случае Путин уже не мог, как Ельцин, не учитывать настроение большинства населения. Окружение Путина понимало - как только расширяющаяся ксенофобия массового сознания сможет опереться на конкретных лидеров русского бизнеса, не связанного с прозападной политикой центральных властей, «ельцинизм» начнёт терять финансовую опору. Запоздалое намерение власти опереться на средний класс, который так и не появился в России, обращено к представителям так называемого «челночного» или спекулятивного бизнеса. Но эти люди совершенно бесполезны как для будущего России, так и для рыночных реформ. Они практически ничего не производят. У них чрезмерно развито чувство свободы частной инициативы, которое сочетается с нежеланием брать на себя ответственность за последствия своих хозяйственных и финансовых операций. Большинство из них выживает за счёт ухода от уплаты налогов. Именно эта категория людей, а она достаточно многочисленная в России, подвергаясь давлению со стороны представителей уголовного мира, правоохранительных и иных государственных органов, больше всего тяготеет к «сильной руке».

Смещение массового сознания, с одной стороны, к «пугачёвщине», а с другой - к «сильной руке», должно серьезно насторожить общество и государство.

Изменчивость общественного мнения в отношении политических ребусов на выборах любого уровня, спровоцировала своеобразную игру общества и власти, в которой власть пока выходит победителем, продвигая нужных ей людей во властные структуры. Но это не может продолжаться бесконечно. Общество постепенно «трезвеет», все меньше избирателей верит политикам, особенно из Москвы, и все больше ищет достойных людей, живущих рядом с ними.

В современной России налицо системный кризис в экономике, политике, и особенно в идеологии. Интеллектуальная элита оказалась не в состоянии объяснить обществу, да и президенту тоже, причины огромного расхождения между декларированными целями и полученными результатами.

Сегодня все меньше людей верят в стабилизационные рецепты и обещания не сходящих с экрана лидеров «партии власти», которые продолжают доказывать, что России нужна преемственность именно того экономического курса, который довёл страну и экономику до критического состояния, что для России смертелен справедливый передел собственности.

Справедливый передел собственности неизбежен в России при любой смене верховной власти. С уходом с политической арены бывшего окружения Ельцина Россия рано или поздно похоронит и монетаризм, и «ельцинизм». С похоронами «ельцинизма» в России откроются политические возможности для более справедливого перераспределения собственности с учётом её национальных интересов и национальных особенностей. Эти перспективы неотвратимы, они предопределены самим ходом исторического развития, и мало зависят от личных амбиций и обязательств.

С некоторого момента, особенно, когда мировые цены на нефть вновь стабилизируются на приемлемой отметке, власти и её политическим приверженцам будет всё сложнее объяснять, что же на самом деле происходит в России. Большинство населения уже сейчас начинает понимать, что их обманом «затащили в постель, грубым образом изнасиловали» и обокрали. А эти действия являются уголовно наказуемыми.

Главный вопрос заключается в том, сможет ли Россия преодолеть рецидивы тоталитарного прошлого и авторитарного либерального настоящего? От этого зависит - станет ли Россия демократическим государством не по форме, а по существу. И что для этого должно сделать общество и государство?

С точки зрения достижения общественного согласия, прежде чем затевать ритуальные «пляски» вокруг монархических останков или тела Ленина, надо разобраться в том, хотят ли граждане России в XXI веке нового помазанника божьего или нового вождя пролетариата. Все разговоры о восстановлении монархии в России будут преждевременными до тех пор, пока Русская Православная Церковь не восстановит своего, как минимум, дореволюционного влияния на души русских людей.

Безусловно, идея конституционной монархии ближе русскому самосознанию, чем любые формы парламентской республики. Но к этой идее Россия может подойти только через национально ориентированную авторитарную власть. Хотим мы или не хотим, но Россия на переходном этапе нуждается в просвещённом православном диктаторе. Это отказываются понимать радикалы, либералы и демократы. Этого боятся на Западе.

На Западе, вероятно, опасаются, что в связи с провалом либеральных реформ у населения России все большую поддержку стала находить точка зрения, что Россия более предрасположена к сталинскому деспотизму, имеющему глубинные корни в русских исторических традициях, нежели к современной авторитарно-либеральной демократии.

Русский народ на фоне глумления и издевательства над своими историческими, национальными и духовными ценностями невольно склоняется к сильной монаршей или диктаторской руке, которая наведёт порядок в России. Этим же объясняется рост популярности, особенно в последнее время, Сталина, который постепенно в сознании простых людей становится символом возрождения Великой России. И всё же главный выбор остаётся за русским народом, для которого и монархия, и западная демократия - пока абстрактные понятия.

Подавляющее большинство граждан России связывает величие страны с Александром Невским, Иваном Грозным, Петром I, Екатериной II, Суворовым, Кутузовым, адмиралами Ушаковым и Нахимовым, Сталиным, наконец, с Андроповым, в меньшей степени с Брежневым, и уж никак - с Горбачёвым и Ельциным.

В оценках подавляющего большинства населения России рейтинг современных правителей России существенно уступает рейтингу политического руководства во время правления Хрущёва и Брежнева, не говоря уже об эпохе Сталина.

Высокий рейтинг Путина - это, скорее, страх быть вновь обманутым и тоска русской души по порядочному человеку во власти, который не пьёт и говорит как будто правильные слова. Большинство русских людей искренне хотят верить власти, ибо раньше они зримо ощущали заботу государства о простом человеке труда. Сегодня им остаётся только верить обещаниям.

И всё же, речь не идёт о возврате назад. Речь идёт о движении не столько вперёд, сколько вверх. Сегодня нам, как воздух, нужен рывок вверх. Вперед можно двигаться ещё какое-то время просто по инерции, пока мы не утонем окончательно. Это значит, что нам нужен рывок, прежде всего, в экономическом развитии. Без рывка из болота не выбраться.

Для тонущей России нет альтернативы движению вверх в направлении экономического роста и воссоздания разворованных фондов общественного потребления. Если этот путь окажется нам не под силу, то остаётся один единственный выход - любой ценой возвращаться назад к берегу, т.е. к национализации и жесткому государственному регулированию.

Дальше всё придется начинать сначала - вновь искать мотивации к высокопроизводительному труду и эффективной экономике или начать продавать себя, земли, суверенитет и т.п.

Иных вариантов спасения тонущей нации в экономической теории не существует. Если к власти придут преданные России профессионалы, то с учётом трагических ошибок либеральных реформ можно будет достаточно быстро и с минимальными потерями для страны и большинства населения обеспечить необходимые источники для экономического роста, но на этот раз за счёт тех, кто ограбил русский народ и обесчестил Россию.

Конечно, тяга значительной части российских граждан к твердой руке объясняется не желанием вернуться во времена государственного ГУЛАГа, а, скорее всего, является реакцией на неспособность властей справиться с преступностью, коррупцией, криминализацией всех сфер общественно-политической и экономической жизни.

Необходимо отметить, что авторитет Сталина и Андропова наиболее высок в российской глубинке и наиболее низок в Москве и некоторых других крупных российских городах, где высок процент представителей гуманитарной интеллигенции и спекулятивного бизнеса. Но не они будут определять будущее России. И чем больше власть будет упорствовать в отстаивании прежнего курса реформ, тем выше будет ностальгия у большинства обездоленного населения по временам Сталина и Андропова.

Для граждан России, особенно для русского человека, свойственны свои особые жизненные ценности. Они мало зависят от политических или экономических потрясений, частенько устраиваемых русскому народу его правителями, иноверцами или иностранными доброхотами.

Во все времена для православного человека главными жизненными принципами были спокойная совесть и душевная гармония. На втором плане были семейные узы, отношения с родственниками, друзьями, обществом и государством.

Чувство совестливости перед Богом и людьми испокон веков были основой русского мировоззрения. Истинно русский человек всегда оставался в душе и мыслях со своей Родиной, куда бы ни забрасывала его судьба. Русский человек всегда считал, что Родина у него одна - Россия, и он должен жить не там, где ему сегодня лучше, а в России.

Большинство русских людей всегда считали и считают Россию лучшим местом для себя и для своих детей и внуков.

Чисто индивидуалистические, меркантильные черты характера, которые получили широкое распространение среди молодых людей, не являются типичными чертами русского характера.

Общественное признание через материальный успех - философия западного обывателя. Хотя, возможно, нашей молодежи не надо чураться этих западных ценностей. Вопрос в цене. Чем наша молодежь должна при этом пожертвовать? Если своей духовностью, то плата чрезмерно высока.

Современные реалии оказали отрицательное влияние на молодежь особенно в столице и крупных городах. К счастью, они мало затронули души молодого поколения в российской глубинке. Но там другие проблемы. Без работы молодежь спивается, а уезжая на заработки в города пополняет армию безработных или низкоквалифицированной рабочей силы.

Деградация жизненных ценностей граждан России набирает обороты ещё и в силу того, что Россия стала страной несовместимых групповых интересов. Экономические интересы стали доминировать в определении главных жизненных ценностей.

Сегодня Россия охвачена социальным и политическим кризисом, расколовшим общество не столько на красных и белых, богатых евреев и бедных русских, сколько на мелкие группы окончательно запутавшихся людей без идеологической ориентации с неопределённой политической окраской. Эти люди, признавая наличие в обществе несовместимых групповых интересов, тем не менее, ратуют за полную свободу выражения своих мнений - часто несовместимых между собой.

Раскол общества по групповым, национальным и религиозным интересам в конечном итоге должен вылиться в новый передел - более справедливый передел собственности в интересах большинства населения. Навечно законсервировать несправедливость либеральной власти не удастся.

Взятый либералами курс на раскол общества дезориентирует граждан России. Либеральные идеологи опошляют естественную тягу граждан России к общенациональной идее, которая, кстати, не предполагает навязывания единомыслия или одной точки зрения. Она предлагает обществу объединить свои усилия для достижения общих целей на базе некоторого набора общих для всех ценностей, связанных, прежде всего, с созданием комфортных и безопасных условий совместного обитания личности и государства.

Накопившаяся в результате неудавшихся реформ неудовлетворённость общества уже стала питательной средой для возрождения либерально-демократического авторитарного режима. Но большинство населения, занятое простым выживанием, не замечает этой угрозы. Среди большинства населения преобладает чувство страха перед лишениями, связанными, прежде всего, со сферой ЖКХ и нарастающей безработицей.

С другой стороны, ощущение национальной ущербности вызывает чувство внутреннего протеста, подталкивает, особенно, молодых людей компенсировать состояние безысходности и неверия властям проявлением радикализма и экстремизма.

Оппозиция пока не может воспользоваться этим явлением в силу отсутствия у неё четких и понятных каждому гражданину общенациональных целей, конкретных способов и средств их достижения. Лозунги типа «Дальше так жить нельзя!» не несут конкретной смысловой нагрузки, поскольку в массовом сознании они трансформируются в риторическую фразу: «Дальше так жить нельзя, понятно, но скажите, как надо?» Пока ответ оппозиции: «Не знаем!»

Сегодня российское общество, опираясь на инстинкт самосохранения, возвращается к своим историческим и духовным ценностям и постепенно расставляет всё по своим местам. Если приоритеты власти, общества и каждого гражданина не будут совпадать, то Россию ждут безрадостные времена. Пока же жизненные интересы русского народа и власти существенным образом расходятся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.