А. 3. Магомедова
ТРАНСФОРМАЦИЯ КУМЫКСКОЙ ПОЭЗИИ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Работа представлена кафедрой литератур народов Дагестана и Востока Дагестанского государственного университета.
Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор А-К. Ю. Абдуллатипов
Статья посвящена анализу творчества кумыкских поэтов в период Великой Отечественной войны и представляет собой исследование, дополняющее осмысление литературного процесса в кумыкской поэзии исследуемого периода. Автор подвергает анализу содержательную сторону кумыкской поэзии, дает квалифицированную оценку ряду произведений.
She article is devoted to creative works of the Kumyk poets during the Great Patriotic War. It represents an investigation supplementing comprehension of the literary process in the Kumyk poetry of this period.
Великая Отечественная война советского народа против фашизма определила новые задачи литературы. Многие из дагестанских писателей ушли на фронт, чтобы с оружием в руках отстаивать свою родину. Некоторые из них были воинскими командирами, работали в дивизионных и армейских газетах, сотрудничали с газетой «Дагестанская правда». Письма с фронта публиковались на страницах местной прессы, потом номера газет высылали на фронт. По словам фронтовика, известного журналиста, профессора Магомеда Бутаева, газеты,
пришедшие с гражданки с опубликованными в них материалами с фронта, сильно поднимали боевой дух солдат.
Суровое время выдвинуло новые темы, а горячее стремление поэтов быть в общем строю вдохнуло новые силы в поэзию. Талантливые, широко известные в Дагестане поэты среднего поколения - Анвар Аджи-ев, Юсуп Хаппалаев, Аткай Аджаматов -стали неутомимыми проводниками живой связи литературы с народом. Их горячие выступления и пламенные стихи шли к народу со страниц периодической печати, в
Трансформация кумыкской поэзии в период Великой Отечественной войны
передачах по радио, в живом слове на собраниях. Они были частыми гостями на предприятиях, в колхозах и совхозах, воинских частях и тылу. Участник Великой Отечественной войны А.-В. Сулейманов в своих произведениях изображает думы и переживания человека в дни войны. Характерно его стихотворение «Днепр» (1943), в котором проникновенно представлены патриотические чувства героя - дагестанца, участника кровопролитных боев за Днепр.
Сочетание лиризма с объективно-эпическим повествованием оказалось успешным в изображении характера фронтовика и в поэмах Сулейманова «Днепрни игити» («Герой Днепра», 1941 г.), «Абдуллаев Умар-Пашаны йыры» («Песня об Абдул-лаеве Умар-Паше» 1943 г.). В основу произведений легли судьбы земляков поэта, героически погибших во время войны.
В его поэмах созданы реальные картины фронтовой обстановки. Это правдивый рассказ о нелегкой доле фронтовиков, неожиданностях фронтовой обстановки, жестокой и смертельной борьбе с фашистскими захватчиками. В обрисовке характеров героев поэт также естественен. Он стремится показать прежде всего их моральные, человеческие качества в нелегких жизненных обстоятельствах.
В творчестве Абдул-Вагаба Сулейманова большое развитие получил жанр послания фронтовика любимой женщине. Таковы «Помню», «Любимой», «Письмо», «Вечер» и др. В них живо раскрывался образ фронтовика, чистота его помыслов, душевная щедрость, цельность натуры, благородство, способность на большие человеческие чувства.
Обостренное чувство родины, тяжесть испытаний, выпавших на долю советского народа в годы войны, вызвали в поэзии А.-В. Сулейманова развитие призывной патриотической лирики, обращенной к чести, разуму и долгу советского человека. Одним из лучших его произведений, как оценила критика, было стихотворение «Дослагъа» («Друзьям»)1. В стихотворении
выступают свободолюбие горцев Дагестана, их глубокие патриотические чувства. Лирический герой зовет земляков выступить на защиту своей Родины. Призыв к защите Отечества сочетается с напоминанием о героическом прошлом народа, что позволяет поэту показать героизм и патриотизм как черты национального характера горцев Дагестана.
В поэзии Сулейманова судьба отдельного человека соотносится с судьбой человечества. С этим связано большое развитие темы борьбы за мир.
Характерным является стихотворение «Сердце», написанное в связи с агрессией 1956 г. на Ближнем Востоке.
Отличительной особенностью прежних произведений Сулейманова такого плана была публицистичность с призывами и обращениями к труженикам других стран отстоять свою свободу. Теперь публицистический пафос выражается в эмоциональном изображении мира чувств советского гор -ца, сливающего свой голос с голосами бор -цов за мир на земном шаре.
Война, вызвавшая бурное вторжение патриотических мотивов в дагестанскую литературу, способствовала обогащению лирических тенденций поэзии А. Аджие-ва. В годы войны возросла творческая активность поэта. Он издает сборник за сборником: «Чапгъын», 1942 г. («Наступление»), «Къылычлар», 1942 г. («Сабли»), «Анадол не айтды», 1944 г. («О чем поведал Дон»). В 1960-е гг. была написана поэма А. Аджиева «Негаснущие звезды», посвященная подвигу Ханпаши Нурадилова. На второй день войны Анвар Аджиев опубликовал в газете стихотворение «Белокопы-тый», в котором ясно видны особенности его поэзии. Стихотворение представляет собой монолог - обращение лирического героя к своему коню, на котором он собирается в бой. Здесь автор творчески использовал фольклорный прием обращения к своему другу - коню. Стихи раскрывали характер героя, думы и настроение его перед уходом на фронт.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Герой - душевно чистый, искренне ненавидящий гнет и насилие, рабство и унижение, он с болью говорит о разорении и ужасах, которые сеет враг на родной земле. Герой переполнен думами о своем долге перед родиной, главное для него - быстрее вступить в бой, встать в ряды ее защитников. Для него свобода и независимость родины священны. Стихотворение впитало традиционное представление горцев о подлинном героизме, так поэтично выраженном в фольклоре народов многонационального Дагестана. «Чем прийти нетронутым трусом - подлецом, воротись на родину храбрым мертвецом!»2 - поется в кумыкской песне. Такое же осуждение трусости, предпочтение героической смерти на поле брани трусливому уклонению от своего долга в дни тяжелых испытаний для народа звучит в произведении А. Аджиева.
Органический сплав лирики и патетики пронизывает одно из лучших произведений Анвара Аджиева военных лет «Разговор с Доном», в котором воспевается бессмертный подвиг чеченца Ханпаши Нурадилова, погибшего в боях за родину и посмертно удостоенного звания Героя Советского Союза. О нем уже в годы войны стали слагать легенды. Аджиев произведением «Разговор с Доном» вводит в дагестанскую поэзию народную традицию легендарного изображения и осмысления жизни и подвига Ханпаши. Его произведение как бы перекликается с фольклорными легендами о богатырях.
Выступая страстным защитником мира и счастья на земле, А. Аджиев избегает непосредственных словесных призывов и обращений, так характерных для политической лирики кумыкских поэтов. Публицистический пафос стихов Аджиева не в словесных призывах к миру, а в проникновенном изображении мира чувств и дум советского человека, его дел, отношения к миру. Таковы стихотворения «Могучее слово», «Слово о мире», «Чтоб не было войны» и др. Для поэта мир - это радость и счастье, это вдохновенный труд и благо народа.
На рубеже нового периода в жизни страны и в своем собственном творчестве у Анвара Аджиева возникает необходимость заново пересмотреть и до конца продумать свои взгляды на сущность литературы и на положение и задачи писателя в новом обществе. Аджиев стремится поднять уважение к труду поэта и отводит поэзии важную роль в жизни общества. Он высоко поднимал значение поэзии. Он требовал от поэтов ответственного отношения к своему труду, упорной, напряженной работы над стихом. Анвар Аджиев всегда порицал отношение к поэзии как к легкому занятию. Творчество Аджиева, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного кумыкского и дагестанского читателя. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к просторам родного Дагестана.
Творчество Аджиева - одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории литературы Дагестана. Нас волнует искренность и одухотворенность поэта, для которого самым дорогим во всей вселенной был «родной дом» и благополучие в нем проживающих. Это явно прослеживается в стихотворении поэта «Кёстек юртум» («Мой Костек»)3.
В военный период резко изменилось само представление о человеке, его значении в мире, его отношении к людям. Вместо лирической уединенности, а нередко и высокомерного противопоставления миру в поэзии на первый план выступило ощущение слитности с народом.
Поэзия восприняла одну из самых существенных особенностей общественного самосознания военной эпохи, когда народ стал главным действующим лицом истории, когда вся страна встала на защиту своей Родины. Поэзия стремилась выявить главные его особенности: слитность с руководством страны. С течением времени в кумыкской поэзии на первый план стали выходить индивидуальные судьбы. Особое
1 10
внимание стали уделять проблеме становления личности в процессе созидательного труда. Время требовало прямого разговора, откровенного диалога с читателем.
Совершенно справедлив В. Саватеев, который утверждает что «нельзя накладывать общественно-политическую ситуацию
на литературный процесс»4. Однако и полностью отрывать задачи и проблемы литературы от ведущих тенденций общественного развития своего времени, не учитывать ту связь, которая неизбежно существует между жизнью и искусством, значило бы впадать в другую крайность.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Сулейманов А.-В. Ойларым. Махачкала. -1988. С. 45.
2 Поэзия народов Дагестана: Антология. М., 1960. Т. 1. С. 98.
3 Аджиее А. Кёстек юртум. Махачкала, 1971. С. 34.
4 Саватеев В. Я. Трудные поиски. Способность к диалогу/ Под ред. Н. С. Надьярных. М., 1993 С. 156.