Научная статья на тему 'Трансформация кряшенского праздника Питрау'

Трансформация кряшенского праздника Питрау Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
372
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГРАФИЯ / ЭТНОЛОГИЯ / КРЯШЕНЫ / КРЯШЕНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ПИТРАУ / ПЕТРОВ ДЕНЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ / ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ETHNOGRAPHY / ETHNOLOGY / KRYASHENS / KRYASHEN POPULATION / PITROW / PETROV DAY / ETHNOCULTURAL PRACTICES / FESTIVE CULTURE / TRADITIONS / TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Титова Т.А., Фролова Е.В., Хуснутдинова К.Ю.

В статье показана эволюция праздника Питрау, его истоки и новации, а также дается подробная характеристика обрядам и традициям. Целью статьи является исследование праздника Питрау и его трансформации с течением времени. Статья основана на собственных полевых исследованиях, проводившихся в 2014 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF KRYASHEN HOLIDAY PITRAU

In the modern world, the preservation and development of ethnic traditions and cultural heritage is of great importance. In addition, special attention is paid to the revival and reconstruction of lost folk traditions and rituals. Kryashens this Volgaturks and they are similar to Tatars in language and culture. For the Kryashens, their ethnocultural characteristics are of great importance. With their help, the Kryashens demonstrate their ethnic identity. An important role in the modern festive tradition of Kryashen is given to the Feast of Pitrau. The aim of the article is to study the Feast of Pitrau and its transformation with the passage of time. The article shows the evolution of the holiday, its origins and innovations. And also gives a detailed description of the rites and traditions associated with this holiday. At the end of the article, conclusions are drawn that Pitrau is a newly formed cultural tradition and acts as a marker for ethnic identity of the Kryashens. The article is based on our own field research. Studies were conducted in 2014 in the municipal districts of the Republic of Tatarstan. The materials of the article can be useful for ethnologists, social and cultural anthropologists, historians, folklorists and all who are interested in this issue.

Текст научной работы на тему «Трансформация кряшенского праздника Питрау»

Джонатана Франзена // Meduza / https://meduza.io/feature/2016/09/03/ (дата обращения 25.05.17)

4. Парамонов Б. Интернет и ГДР в романе Джонатана Франзена «Пьюрити» // Грязные тайны / http://www.svoboda.Org/a/27279310.html (дата обращения 25.05.17)

5. Завозова А. «Пьюрити»: самый русский роман Джоната Франзена // Daily/https://daily.afisha.ru/ ar-chive/vozduh/books (дата обращения 25.05.17)

References

1. Franzen George. Innocence: a novel / translated from English. L. L. Motylev and Amounts. - M.:AST: CORPUS, 2016. - 736 p.

2. Valleys A. "Innocence" as a pure novel // Bitter / https://gorky.media/reviews (accessed 25.05.17)

3. Yuzefovich, The "Innocence" / Purity. A major bestseller of the fall. Galina Yuzefovich about a new novel by Jonathan Franzen // Meduza / https://meduza.io/feature/2016/09/03/ (accessed 25.05.17)

4. Paramonov B. The Internet and the GDR in the Jonathan Franzen's novel "purity" // the Dirty secrets / http: / / www.svoboda.org/ a/27279310.html (accessed 25.05.17)

5. Zavazava A. "purity": the Russian novel of Jonathan Franzen // Daily/https://daily.afisha.EN/ archive/vozduh/ books (accessed 25.05.17)

УДК 39(470.41)

Т.А.Титова, Е.В.Фролова, К.Ю.Хуснутдинова ТРАНСФОРМАЦИЯ КРЯШЕНСКОГО ПРАЗДНИКА ПИТРАУ

В статье показана эволюция праздника Питрау, его истоки и новации, а также дается подробная характеристика обрядам и традициям. Целью статьи является исследование праздника Питрау и его трансформации с течением времени. Статья основана на собственных полевых исследованиях, проводившихся в 2014 году.

Ключевые слова: этнография, этнология, кряшены, кряшенское население, Питрау, Петров день, этнокультурные практики, праздничная культура, традиции, трансформация.

Tatiyana A.Titova, Elena V.Frolova, Kseniya Y.Khusnutdinova TRANSFORMATION OF KRYASHEN HOLIDAY PITRAU

In the modern world, the preservation and development of ethnic traditions and cultural heritage is of great importance. In addition, special attention is paid to the revival and reconstruction of lost folk traditions and rituals.

Kryashens this Volgaturks and they are similar to Tatars in language and culture. For the Kryashens, their ethnocultural characteristics are of great importance. With their help, the Kryashens demonstrate their ethnic identity. An important role in the modern festive tradition of Kryashen is given to the Feast of Pitrau.

The aim of the article is to study the Feast of Pitrau and its transformation with the passage of time. The article shows the evolution of the holiday, its origins and innovations. And also gives a detailed description of the rites and traditions associated with this holiday. At the end of the article, conclusions are drawn that Pitrau is a newly formed cultural tradition and acts as a marker for ethnic identity of the Kryashens.

The article is based on our own field research. Studies were conducted in 2014 in the municipal districts of the Republic of Tatarstan. The materials of the article can be useful for ethnologists, social and cultural anthropologists, historians, folklorists and all who are interested in this issue.

Key words: Ethnography, ethnology, Kryashens, Kryashen population, Pitrow, Petrov day, ethnocultural practices, festive culture, traditions, transformation.

Праздничная культура представляет собой часть духовной культуры общества, которое демонстрирует ценностные ориентации различных его групп, обеспечивая преемственность и духовную связь поколений. Она включает совокупность различных форм и видов праздников, праздничных традиций, ритуалов, обрядов и обычаев, атрибутов и символов, которые отражают этническую группу в определенных исторических условиях и служат отражением особенностей исторического развития государства. Обычно, праздник сопоставляют будням и повседневности, определяя его торжественным, радостным, иногда памятным событием, которое обладает религиозной или культурной традицией. [5, с.271].

В современном мире существует стремление к возрождению народных обычаев и традиционной праздничной культуры. Это обусловлено желанием укрепления и сохранения этнической идентичности, а также репрезентацией содержания культурной памяти народа.

Однако, существуют такие праздничные традиции, которые подвергаются трансформации, изобретению новых форм и конструированию уже сложив-шихся. Особую значимость и широкую распространенность приобретают традиции и праздники, поддержанные властью и тем самым получившие как финансовую поддержку, так и «законную силу».

Изобретенная традиция - это совокупность общественных практик, которые носят ритуальный или символический характер, и регулируются при помощи признаваемых правил. Ее целью является внедрение некоторых норм поведения и определенных ценностей через повторение, которое предполагает преемственность во времени. [9, с.2]. Данное определение дал, Эрик Хобсбаум, который

отмечал, что специфика таких традиций и праздников заключается в том, что их связь с прошлым во многом фиктивна, а желание конструирования во многом является ответом на современную ситуацию и претензиях на некую «уникальность». Кроме того, определение собственной «праздничной ниши» воспринимается как часть статуса группы и ее отличительных черт от иных подобных образований. Через новые праздники и традиции происходит внедрение и определенных (иногда действительно новых для группы) норм поведения, ценностей, ритуалов в сознание как членов группы, так и иного окружающего населения. Сконструированные традиции находят отражение в народных праздниках, которые выступают неким маркером этнической идентичности, демонстрируя определенные новые ценности и традиции или воссоздавая старые, давно утраченные. Такой сконструированной традицией является республиканский кряшенский народный праздник-фестиваль «Питрау».

Объектом настоящего исследования послужила традиционная праздничная культура кряшен, предметом - традиционный праздник Питрау (Петров день) и его модернизация в современную эпоху.

Методологическая база исследования предполагает рассмотрение и анализ традиционной праздничной культуры кряшен. В работе используются общеисторические методы: историко-сравни-тельный, культурно-антропологический, метод комплексного анализа, дискриптивный метод. Работа также основывается на сочетании количественных и качественных методов: дискурс - массовый опрос посредством анкетирования, глубинное интервью, фокус-группы, включенное наблюдение.

В рамках исследования были опрошены 800 респондентов, идентифицировавших себя как кряшены. Исследованием были охвачены следующие административно-территориальные районы Республики Татарстан: Кайбицкий, Лаишевский, Рыбно-Слободский, Заинский, Мамадышский, Чистопольский, Кукморский, Елабужский, что обусловлено компактным проживанием кряшен на данных территориях. Было также проведено 10 интервью и 4 фокус-группы с представителями кряшенского населения в обозначенных районах.

Кряшены - этническая субконфессиональная группа в составе татарского народа, проживающая в Волго-Уральском регионе России. Кряшены обладают рядом антропологических и этно-куль-турных особенностей, а именно православным вероисповеданием, татарским разговорным языком, уникальной культурой и устойчивым этническим самосознанием [4, с.21]. Значительная часть кряшен живет в Татарстане, а небольшая - в Бакалинском и Илишевском районах Башкортостана, а также в Ногайбакском и Сафакульском районах Челябинской области, их называют нагайбаками1 или нагайбакскими кряшенами.

В праздничной культуре кряшен существует множество уникальных древних обрядов, традиций и обычаев, однако некоторые элементы традиционной культуры демонстрируются в модернизированном виде. По результатам исследования, можно отметить, что кряшены уделяют особое внимание своей праздничной культуре. Среди опрошенных отмечают праздники 81,1%. Наиболее значимыми выделяют: Пасху, Рождество, Троицу, Сёмик, Петров день (Питрау), Нардуган, Покров, праздник иконы Казанской Божьей матери и др. К тому же для кряшен значимыми являются православные религиозные праздники. Это подтверждают материалы исследования, где отмечается, что среди опрошенных 97 % кряшен обозначают себя верующими православными людьми.

В календарной праздничной традиции, обычаях и народных верованиях у кряшен тесно переплетается христианство и язычество. Это обусловлено тем, что в период христианизации из сознания народа не было вытеснено язычество, а христианство ещё не до конца было понятно, поэтому получился некий синтез языческих и христианских обрядов. Необходимо отметить, что календарь кряшен состоит из земледельческих и православных праздников, которые нередко наслаиваются на более древние земледельческие праздники и традиции [1, с.17]. Необходимо отметить, что в этнографической литературе годовой цикл обрядов и праздников принято подразделять по времени их проведения по временам года - на зимние, осенние, летние и весенние. [8, с.17]. Иногда их объединяют в весенне-летние и осенне-зимние. Основные праздники и обряды у кряшен преобладают именно в весенне-летнее время [7, с. 17].

Праздник дня святых Петра и Павла, которые являются первоверховными апостолами, отмечается 29 июня по-старому стилю или 12 июля по-новому. У славян данный праздник появился после Крещения Руси. Данному празднику предшествует Апостольский или Петров пост, начинающийся через неделю после святой Троицы и заканчивающийся на Петров день. Данный праздник символи-

1 Нагайбаки - тюркский народ, исповедующий православие. Нагайбаки проживают компактно на территории Челябинской области. До недавнего времени этнографы считали нагайбаков, как и кряшен, этнографической группой в составе татарского этноса. Большинство исследователей отмечают сходство материальной и духовной культуры нагайбаков и кряшен. Также, в этнографической литературе зачастую нагайбаки определяются как одна из групп кряшен.

зирует окончание периода купальских празднеств, и подготовку к уборке урожая. Однако, ранее, Петров день и Иван Купала, из-за непосредственной близости друг к другу считались единым праздником, который был включен в летний праздничный цикл [7, с. 252].

К Петрову дню, как и к другим церковным праздникам, готовились очень тщательно. Женщины занимались уборкой дворов и избы, готовкой праздничной еды, плетением венков и букетов из трав и полевых цветов. После чего с такими атрибутами шли в церковь на службу. К вечеру того же дня устраивали праздник с плясками, песнями и соревнованиями, который же по своим формам восходит к языческой традиции древних славян. К Петрову дню относят также древний обряд «караулить солнце», когда с вечера накануне праздника, молодежь, а в некоторых местах, и пожилые люди уходили в поле, где всю ночь веселились, жгли костры, гуляли и встречали рассвет. Принято считать, что в этот день солнце становилось особенным: разноцветным, теплым и радужным. Обычай «приветствовать и караулить солнце» проводился с веселыми обрядами, песнями, плясками, грохотом, криками и шумом, главной целью которых было оградить село от злых духов и сил [7, с.253]. Некоторые исследователи, отмечают, что данный обряд восходит к языческому празднику в честь бога солнца и плодородия Ярилы. 12 июля также отмечался праздник всех рыбаков. Это связано с тем, что до того, как Петр стал апостолом, он был рыбаком. На Петров день приходило окончание весеннего и начало летнего рыболовного сезона. В некоторых деревнях в церквях ставили большую сечу перед иконой апостола, на которую собирались деньги «Петру-рыболову на мирскую свечу». Позднее, от древних обрядов остались лишь рудименты, а некоторые и вовсе утратили свое значения, превратившись в развлечения.

Респонденты отмечали, что в каждом исследуемом районе и населенном пункте существуют обряды и традиции, которые имеют локальные отличия, а именно в каждой кряшенской деревне существуют престольные праздники. Престольный праздник - праздник памяти церковной или священной истории, а также во имя святого, в честь которого освещен предельный престол храма или весь храм. Обычно, престольный праздник отмечается прихожанами определенного церковного прихода. Однако, существуют многопредельные храмы, где в одном приходе отмечается несколько престольных праздников. Это зависит от количества престолов в храме, которые освещены в честь разных святых или событий [2, с. 252]. Традиция празднования престольных праздников существует долгое время. Некоторые деревни с размахом отмечали и продолжают отмечать свои престольные праздники, приглашая в гости жителей других деревень. Интересно, что служба в храме у кряшен проходит преимущественно на кряшенском языке. Около половины опрошенных утверждают, что служба на кряшенском языке для них важна, а 18,3% отметили, что для них это не важно. Необходимо отметить, что «кряшенский язык», в настоящее время, представлен в основном в религиозной литературе, а также используется в церковной практике. Однако многие респонденты отмечали проблему посещения храма из-за отсутствия приходов в некоторых населенных пунктах, а также, то что одна церковь функционирует на несколько сел и деревень, и транспортировка до нее становится проблематичной. Вместе с тем в населенных пунктах, удаленных от центров, церковная служба не проводится на «кряшенском» языке, из-за отсутствия в приходах священника - кряшена, и специализированной церковной литературы.

«... я убеждена, что служба должна быть только на «кряшенском» языке. «Кряшенский», как цер-ковно-славянский для русских, так и «кряшенский» для кряшен - это церковный язык. Конечно, сложности есть и в количестве священных книг, и со священниками проблема у нас. И не хватает тех, кто на «кряшенском» бы служил.» (интервью, эксперт, женщина 54 года, г.Казань)

Питрау (Петров день, Петровки) относится к весенне-летнему периоду, являясь главным масштабным праздником в праздничной культуре кряшен. Данный праздник является сконструированной традицией. Механизм конструирования праздника в основном происходит через различные публикации в средствах массовой информации, а также путем пиара и рекламы. Изначально появился как престольный праздник в деревне Албаево Мамадышского района республики Татарстан. С 1999 года Питрау перерос религиозные рамки и стал праздноваться в селе Зюри Мамадышского района республики Татарстан, в месте компактного проживания кряшен. За короткое время праздник приобрел огромный масштаб.

«У нас есть село Албаево, там престольный праздник - Петров день. Вместо Сабантуя его праздновали. Деревня - окраина района. Находили спонсора, всем этот праздник очень нравился. Глава района решил провести большой праздник в своей деревни недалеко от районного центра. Этот праздник разросся в современный Питрау. Сейчас Питрау - это уже фестиваль дружбы народов. На него приезжает много национальностей» (интервью, мужчина 52 года, сДюсьметьево, Мамадышскийрайон)

В течение почти двух десятилетий Питрау приобрел статус республиканского общенациональ-

ного праздника, и вырос до регионального уровня через проявленный интерес и поддержку со стороны элитных слоев кряшен - общественных и культурных деятелей, представителей сферы бизнеса, а также местной администрации. Питрау является возрождением утраченных духовных и этнических традиций, показывает этнокультурную специфику кряшен. Однако, стоит отметить, что древние обычаи локального престольного праздника Петрова дня исчезли с прошлыми поколениями. Современный праздник Питрау в подобном масштабном формате с участием многочисленных гостей из различных населенных пунктов в прошлом никогда не проводился.

Я не помню, чтобы так масштабно раньше проводили Питрау. Такого у нас в деревне не было. (интервью, мужчина 54 года, с. Молькеево, Кайбицкий район)

Необходимо отметить, что данный праздник приобрел большую значимость после переписи населения 2002 года, когда «кряшенский вопрос» достигнув своего апогея стал переломным моментом в становлении кряшенского сообщества. В период роста этнического самосознания и становлением этнокультурного движения кряшен, праздник стал тем форпостом, где закрепились и возродились уникальные этнические обряды и сконструировались новые традиции. Таким образом, Питрау является центром для объединения представителей различных религиозных конфессий и национальностей.

Питрау проходит на поляне Тырлау, которая устлана свежескошенной травой. Интересной особенностью праздника является то, что он празднуется в вечернее и ночное время, как и в предшествующие периоды. Обычно программу праздника открывают конные скачки, параллельно на поляне проводятся народные игры, открыты множественные подворья, представленные лучшими ремесленниками со всех районов республики. Изюминкой праздника является конкурс красоты «Кряшен чибэре», где представительницы разных муниципальных районов республики демонстрируют свою красоту и борются за титул самой красивой девушки-кряшенки.

На Питрау приезжают многочисленные этнографические фольклорные коллективы из различных населённых пунктов республики. Они играют большую роль в сохранении, передачи и трансляции молодому поколению веками накопленных культурных традиций, обрядов и этнических образов [3, с. 50]. Этнографические фольклорные ансамбли кряшен в основном базируются в сельских клубах или районных, городских домах культуры, где происходит воссоздание подлинной народной песенной и танцевальной традиции, национальных костюмов кряшен. В репертуар фольклорных ансамблей входят трудовые, календарные напевы, в основном хороводные и масленичные. Семейно-обрядовые напевы, включали в себя свадебные, гостевые застольные, рекрутские, поминальные. Данные напевы имеют ритмические клише, поются естественным «песенным тембром», в основном открытым звуком. [6, с.104]. Такие древние напевы очень душевно и профессионально исполняются фольклорными ансамблями на Питрау.

«Творческие коллективы есть практически в каждой деревне. 6-7 взрослых коллективов в районе, 5 детских. Детям очень нравится» (интервью, мужчина 52 года, с. Дюсьметьево, Мамадышский район)

«Творческих коллективов очень много, я даже не знаю сколько. И детских фольклорных и взрослых, практически есть в каждой деревне, в некоторых и по несколько коллективов. Есть множество площадок для демонстрации их творчества - у нас есть этнолагерь, есть Рождественский фольклорный фестиваль, есть Питрау и другие фестивали» (интервью, эксперт, женщина 54 года, г.Казань)

У современного Питрау много названий. Например, «Кряшенский или ночной Сабантуй», так его именуют за сходство различных игр и состязаний с татарским «Сабантуем».

Также празднуем Петров день - Питрау, это как татарский Сабантуй. У нас есть место лысая гора, там мы и празднуем Петров день. Народа собирается больше, чем на Сабантуй, уже 11 лет он проходит так массово. (интервью, мужчина 77 лет, г.Заинск, Заинский район)

Также Питрау именуют «Праздником цветов», потому что в это время травы считаются самыми полезными. По народным обычаям, только после Петрова дня разрешено собирать ягоды.

12 июля - это время, когда лето переступает на сторону осени, и после 12 июля не собирают лечебные травы, а 13 июля уже веники вяжут, а до этого времени он не полноценный, не созревший. После Питрау идут на сенокос- т.к. трава набрала уже витамины, и пойдет для корма животных. И с этого времени - уже ночи холодные. И если до 12 июля собирали только травки, листики и цветочки, то после собирают корешки и ягодки. Это переход. Случай расскажу от моей бабушки, до 12 июля не рвали ни зеленый горох, ни землянику. Это всё с язычеством связано. Это природная педагогика. Это справедливость, вся деревня после 12 июля шла собирать, а сейчас уже всё истоптали и всё съели. (интервью, эксперт, женщина 54 года, г.Казань.)

Существует еще одно название Питрау - «Праздник любви». В этот день считалось, что нужно выбирать себя пару, чтобы на Покров уже свадьбу играть. На Питрау в определенном месте строят

шалаш из разных собранных трав и полевых цветов, в который специально выбранная «сваха» зазывает одиноких парней и девушек. Потенциальные невесты и женихи пишут ей специальные записки с пожеланиями к своему избраннику. В конце вечера она озвучивает наиболее подходящие друг к другу пары. По преданию, тех, кто побывает в таком шалаше, в скором будущем ждет скорая свадьба.

В настоящее время праздник Питрау входит в список больших национальных праздников народов Татарстана и имеет статус фестиваля Всероссийского уровня. Питрау является определенным брендом всего кряшенского народа, носит светский этнокультурный характер и является площадкой для общения, обмена информацией между кряшенами различных муниципальных районов республики и страны, а также демонстрации этнических традиций и культуры.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать выводы о том, что, трансформация праздника Питрау очевидна. Современный фестиваль традиционный кряшенской культуры Питрау носит светский характер и является главным праздником православных кряшен, однако он не имеет ни-чего общего с религиозным престольным узколокальным праздником, почитаемым в предшествующую эпоху. Питрау - площадка, где воссоздаётся и показывается кряшенская культура, их этнокультурные особенности и самобытность, демонстрируется веками накопленное песенное и танцевальное творчество уже широкой аудитории. Таким образом, Питрау является новой сформированной культурной традицией и выступает маркером этнической самоидентификации кряшен.

Источники и литература

1. Альмеева Н.Ю. Песни татар-кряшен. Вып.1 -Казань: РИИИ, 2007 - 121 с.

2. Белова О.В. Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5 т. Т.4. - М.: Международные отношения, 2009 - 241 с.

3. Еникеева А.Р. Условия возрождения и развития фольклорных традиций на примере традиционной культуры татар-кряшен / / Культурно-образовательное пространство региона стратегии и практики: материалы Всероссийской научной конференции 20-23 апреля 2010. - Казань: Казанский государственный университет, 2010 - 264 с.

4. Иванов А.Н. Кряшены - тюркоязычные православные Поволжья // Христианство и культура (к 2000-летию Христианства): материалы международной научно-практической конференции 15-18 мая. Ч.1. - Астрахань: ЦНТЭП, 2000 - С. 21.

5. Левит. С.Я. Культурология. Энциклопедия в 2-х т. // гл. ред. и авт. проекта С. Я. Левит. Т. 2. - М.: Политическая энциклопедия РОССПЭН, 2007. - 1184 с.

6. Нагайбаки. Сборник. Комплексное исследование группы крещеных татар-казаков. - Казань: академия наук РТ, 1995. - 145 с.

7. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX- начало XX в. -М.; Наука, 1979 - 286 с.

8. Уразманова Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл. XIX - нач. XX вв.) // Исто-рико-этнографический атлас татарского народа. Казань: Изд-во ПИК «Дом печати», 2001. - 198 с.

9. Past and Present Society: The Invention of Tradition. Edited by Eric Hobsbawm and Terence Ranger. Cambridge University Press, 1983. P. 1-14.

References

1. Almeeva N.Y. Songs of Tatars-Kryashens. Vyp.1 - Kazan, 2007 - 121 p.

2. Belova O.V. Slavic antiquities: An ethnolinguistic dictionary of 5 tons. T.4. - Moscow: International relationships, 2009 - 241 p.

3. Enikeeva A.R. Conditions for the revival and development of folk traditions on the example of the traditional culture of the Tatars-Kryashens / / Cultural and educational space of the region strategies and practices: materials of the All-Russian Scientific Conference April 20-23 2010. - Kazan: Kazan State University, 2010 - 264 p.

4 Ivanov A.N. Kryashens - Turkic-speaking Orthodox Volga regions / / Christianity and culture (to the 2000th anniversary of Christianity): materials of the international scientific and practical conference May 15-18. Part 1. - Astrakhan: TsNTEP, 2000 - P. 21.

5 Leviticus. S.Y. Culturology. Encyclopedia in 2 tons. / / Ch. Ed. and aut project S. Ya. Levit T. 2. - M.: political encyclopaedia ROSSPEN, 2007. - 1184 p..

6. Nagaibaki. Collection. A comprehensive study of a group of baptized Tatar Cossacks. - Kazan: Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, 1995. - 145 p.

7. Sokolova V.K Spring-summer calendar rites of Russians, Ukrainians and Byelorussians XIX-early XX century. -M.: Science, 1979 - 286 p.

8. Urazmanova R.K Rituals and feasts of the Tatars of the Volga and the Urals (Annual cycle, XIX - early XX centuries) / / Historical and ethnographic atlas of the Tatar people. Kazan: PIC Publishing House "Press House", 2001. - 198 p.

9. Past and Present Society: The Invention of Tradition. Edited by Eric Hobsbawm and Terence Ranger. Cambridge University Press, 1983. P. 1-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.