Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ЛОКАЛЬНОМ РЫНКЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ЛОКАЛЬНОМ РЫНКЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
локальный рынок стоматологических услуг / конкуренция / конкурентоспособность / факторы воздействия / клиенты / инновации. / local market of dental services / competition / competitiveness / impact factors / customers / innovations.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Продолятченко Павел Алексеевич, Айдарова Алёна Валерьевна

В статье раскрываются тенденции и особенности развития локального рынка стоматологических услуг. Выделяются этапы и факторы конкурентной борьбы стоматологических клиник на локальном рынке Туапсинского района Краснодарского края. Проводится анализ конкурентоспособности стоматологической клиники «Форест», выделяются сильные и слабые стороны, возможности и угрозы государственных и частных учреждений, оказывающих стоматологические услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF COMPETITIVENESS IN THE LOCAL MARKET OF DENTAL SERVICES

The article reveals the trends and features of the development of the local market of dental services. The stages and factors of competition of dental clinics in the local market of the Tuapse district of the Krasnodar Territory are highlighted. The competitiveness of the forest dental clinic is analyzed, the strengths and weaknesses, opportunities and threats of public and private institutions providing dental services are highlighted.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ЛОКАЛЬНОМ РЫНКЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ»

XIМеждународная научно-практическая конференция УДК-339.137.2

Продолятченко Павел Алексеевич Prodolyatchenko Pavel Alekseevich

Руководитель кафедры «Экономика и управление на предприятии природопользования», доцент, кандидат экономических наук Head of the Department "Economics and Management at the enterprise of nature management", Associate Professor, Candidate of Economic Sciences Айдарова Алёна Валерьевна Aidarova Alyona Valeryevna Студент Student

Российский государственный гидрометеорологический

университет, филиал г.Туапсе Russian State Hydrometeorological University, Tuapse branch

ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ЛОКАЛЬНОМ РЫНКЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ

TRANSFORMATION OF COMPETITIVENESS IN THE LOCAL MARKET OF DENTAL SERVICES

Аннотация: В статье раскрываются тенденции и особенности развития локального рынка стоматологических услуг. Выделяются этапы и факторы конкурентной борьбы стоматологических клиник на локальном рынке Туапсинского района Краснодарского края. Проводится анализ конкурентоспособности стоматологической клиники «Форест», выделяются сильные и слабые стороны, возможности и угрозы государственных и частных учреждений, оказывающих стоматологические услуги.

Abstract: The article reveals the trends and features of the development of the local market of dental services. The stages and factors of competition of dental clinics in the local market of the Tuapse district of the Krasnodar Territory are highlighted. The competitiveness of the forest dental clinic is analyzed, the strengths and weaknesses, opportunities and threats of public and private institutions providing dental services are highlighted.

Ключевые слова: локальный рынок стоматологических услуг, конкуренция, конкурентоспособность, факторы воздействия, клиенты, инновации.

«Научные исследования и инновации»

Keywords: local market of dental services, competition, competitiveness, impact factors, customers, innovations.

В современной России в последние годы наблюдается стремительная коммерциализация рынка медицинских услуг. Причем явным лидером преобразований является стоматологическая отрасль медицины, которая быстрее других медицинских направлений реагирует на экономические, социальные, маркетинговые и инновационные изменения. Следует отметить, что высокая конкуренция на рынке стоматологических услуг и череда экономических кризисов привели к регрессу коммерческой деятельности в данной отрасли. В 2019, 2020 гг. число открываемых стоматологических учреждений не превышает количество клиник, завершивших свою деятельность. Такая же тенденция наблюдается в текущем году. Однако на отдельных локальных рынках стоматологических услуг можно отметить резкое увеличение количества действующих стоматологических организаций и рост натурального объема рынка стоматологии - числа приемов. Примером такого рынка может служить локальный рынок стоматологических услуг Туапсинского района Краснодарского края. Данный локальный рынок наряду с общими особенностями рынков стоматологических услуг обладает и своими специфическими особенностями. Прежде всего, это повышенная и возрастающая конкуренция среди стоматологических клиник при сравнительно небольшом количестве существующих и потенциальных пользователей данного рода услуг. При этом основным инструментом конкурентной борьбы являются инновации, которые в настоящее время имеют ярко выраженную специфику - минимальный промежуток от появления инновации до ее применения, что позволяет постоянно расширять ассортимент и изменять характер предоставляемых стоматологических услуг. Однако

XIМеждународная научно-практическая конференция это зачастую очень дорогостоящие инновации, требующие соответствующего уровня подготовки персонала и быстрой маркетинговой «раскрутки».

На стоматологический рынок оказывают существенное воздействие значительные различия в эластичности спроса в различных его социальных стратах. Это обусловлено усилением дифференциации социальных страт по доходам, снижением реальных доходов основной части населения на протяжении последнего десятилетия. Специфическим для Туапсинского локального рынка стоматологических услуг является сезонность заработков местного населения и существенная дифференциация доходов по отношению к приезжающим (туристам, отдыхающим, временно проживающим «пандемийным беженцам», сезонным торговцам и проч.). В связи с этим можно отметить формирование дисбаланса по структуре доходов потребителей услуг стоматологических клиник.

Рассматриваемый локальный рынок стоматологических услуг характеризует резкое усиление конкуренции в сфере дорогого и среднего сегмента. Конкуренция между стоматологическими клиниками перемещается в сферу борьбы за состоятельного, платежеспособного клиента, не прибегающего к рассрочке платежей, поэтапной оплате и лечению в кредит. Сегмент VIP-клиентов расширяется за счет представителей среднего класса.

Стоматологический бизнес также находится под влиянием рекреационных особенностей Черноморского побережья, что особенно ярко проявляется в период пандемийных ограничений. Резкий приток курортников в последние два года меняет характер оказания стоматологических услуг данной категории клиентов и свидетельствует о появлении новых трендов конкурентоспособности. Новой тенденцией стало развитие внутреннего медицинского туризма за счет того, что уровень оборудования, качество используемых

«Научные исследования и инновации» материалов, технологий и подготовки кадров не уступают крупным

региональным и столичным центрам, в то время как издержки

(арендная плата, оплата труда персонала, маркетинговые издержки и

проч.) являются более низкими [1, с. 77].

В Туапсинском районе в настоящее время осуществляют свою деятельность 46 стоматологических клиник (отделений). Среди них -пять государственных подразделений, включая Стоматологическую поликлинику N° 1, и такие частные клиники как «Форест», «Вин-Элит», «Престиж», «Вита», «Алюксстом», «Дентал Студио», «Эврика», «Даймонд», «Аэлита», «Наследие» и проч. В основном частные стоматологические клиники небольшие - 3-4 рабочих кресла на 3-5 врачей. Безусловным лидером частного стоматологического бизнеса является ООО «Форест», объединяющее деятельность 18 стоматологов в головной организации и 16 - в филиалах. За последние пять лет данной клинике удалось в три раза увеличить число приемов и в два раза - объем выручки от оказания стоматологических услуг. В последние три года выручка превышает 52 миллиона руб. В текущем году существуют реальные перспективы преодолеть 60-миллионный рубеж выручки от стоматологических услуг (без учета деятельности филиалов).

На локальном рынке стоматологических услуг сформировалась определенная конкурентная среда, которая находится в постоянном развитии и характеризуется трансформацией конкурентоспособности. Можно отметить, что формирование конкурентной среды осуществлялось по определенным этапам. Первоначально конкурентами являлись государственный сектор и предпринимательские структуры. Затем между частными стоматологическими клиниками развернулась борьба за увеличение своего сегмента стоматологического рынка. В настоящее время выделились крупные стоматологические клиники с широким спектром

XIМеждународная научно-практическая конференция услуг, наличием передовых технологий и доступным чеком

стоматологического приема. Локальный рынок разделен практически

пополам:

- крупные частные стоматологические клиники;

- государственные и малые частные стоматологические клиники (чаще всего - специализированные).

При этом каждая стоматологическая организация борется за сохранение существующих пациентов и привлечение новых. У пациента есть широкий выбор, который базируется на оценке и сравнении положительных и отрицательных факторов развития государственных и частных стоматологических клиник. Следует отметить, что в последнее время при данном выборе акцент смещается в сторону сравнения качества и цены стоматологических услуг частных клиник.

Проведенный SWOT-анализ дает возможность наглядно сравнить деятельность и перспективы как государственных (муниципальных), так и частных стоматологических клиник. Здесь особый интерес вызывают потенциальные преимущества государственных клиник и возможные пути решения основных проблем в их деятельности.

Таблица 1. Сильные стороны и возможности государственных стоматологических поликлиник (на примере стоматологической поликлиники № 1 г. Туапсе

Краснодарского края)

Сильные стороны Возможности

Возможность получения всех видов стоматологических услуг «под одной крышей» Сформировавшийся штат персонала, имеющего многолетний опыт работы. Универсальность специалистов.

Многолетний опыт работы с пациентами Гарантированная численность пациентов в рамках ОМС

Ценовые преимущества Поддержка демпинговых цен по оказанию платных услуг в связи с наличием государственного финансирования

Бюджетное финансирование Слабая зависимость от уровня платежеспособности населения

Налаженная система поставок материалов, оборудования, медикаментов, технологий Государственная система снабжения

Долговременные связи с аналогичными учреждениями в других регионах Единая неконкурентная система государственных стоматологических клиник

Стабильная система менеджмента и маркетинга Сокращение затрат на становление системы управления и создание организационной структуры

Компетентность персонала Сформировавшийся штат, система коммуникаций, базирующаяся на многолетних связях

Постоянство осуществления переподготовки и повышения квалификации Участие в бюджетных программах обучения персонала

Экономическая стабильность, низкий уровень вероятности банкротства и ликвидации Обеспечение государством потребностей клиник путем осуществления бесперебойного финансирования

Участие в реализации государственных программ Плановое развитие в рамках реализации стратегии развития здравоохранения

Постоянный спрос со стороны части населения Наличие программ ОМС, обуславливающих получение услуг только в государственных поликлиниках

Сформировавшиеся производственные мощности Сокращение расходов на аренду помещений и приобретение оборудования

Следует отметить, что государственные (муниципальные) стоматологические клиники в значительной мере проигрывают конкурентную борьбу с частным стоматологическим бизнесом. Это

XIМеждународная научно-практическая конференция обусловлено наличием ряда основных проблем развития государственной стоматологии, зависящих от наличия слабых сторон в их деятельности и существования ряда угроз и рисков.

Таблица 2. Слабые стороны и угрозы государственных стоматологических поликлиник (на примере стоматологической поликлиники № 1 г. Туапсе Краснодарского края)

Слабые стороны Угрозы

Неукомплектованность кадрами Оказание стоматологических услуг не в полном объеме. Некачественное оказание отдельных видов услуг.

Потребность в узких специалистах, особенно по обслуживанию оборудования. Практика привлечения таких специалистов на основе совместительства Отток части пациентов в частные стоматологические клиники для получения отдельных медицинских услуг

Наличие на локальном рынке частных организаций с более квалифицированными специалистами и наличием более совершенного сервиса Конкуренция в предоставлении отдельных стоматологических услуг и обслуживания пациентов

Несвоевременное оказание пациентам необходимых услуг, наличие слабых связей с постоянными и потенциальными клиентами Необходимость более сложного лечения, возникновение недовольства пациентов в связи с возникающими осложнениями и плохого сервиса обслуживания

Зависимость от государственного финансирования и недостаточные его объемы Возникновение ответственности за невыполнение или некачественное выполнение государственного заказа в виде отсутствия или сокращения государственного финансирования

Недостаточное количество современных материалов, оборудования, технологий, методик, длительный процесс внедрения инноваций Оказание услуг низкого качества, использование устаревшего оборудования, материалов, технологий

Среди основных проблем государственной стоматологической поликлиники №1 следует отметить понижение качества лечения, связанного:

«Научные исследования и инновации»

- с использованием устаревшего оборудования при его явной

недостаточности;

- с качеством пломбировочных материалов и инструментов;

- с претензиями пациентов к качеству ортопедической помощи;

- с замедлением внедрения и ненадлежащим использованием новых технологий в стоматологической практике;

- с постоянным оттоком квалифицированных кадров;

- с несовершенством командно-административной системы управления;

- с невостребованностью новейших идей, инновационных технологий;

- с назначением на руководящие должности специалистов со слабыми навыками современного менеджмента, но доказавших свою лояльность вышестоящему руководству;

- с неосуществлением серьезных маркетинговых исследований и отсутствием разработанной маркетинговой политики;

- с отсутствием налаженной системы мотивации работы специалистов и проч.

Локальный рынок стоматологических услуг, оказываемых частными клиниками Туапсинского района, характеризуется значительным их количеством и неоднородностью субъектов (особенно по размерам и размещению). Большая часть (более 90%) подобных клиник осуществляет свою деятельность непосредственно в г. Туапсе. По количеству стоматологических кресел, специалистов и спектру оказываемых стоматологических услуг предпринимательскую деятельность в стоматологии можно разделить на три типа организаций:

- частные стоматологические кабинеты и одиночные небольшие стоматологические клиники (25% рынка);

XIМеждународная научно-практическая конференция

- сетевые стоматологические клиники (65% рынка);

- медицинские учреждения, в которых стоматологические услуги осуществляются в том числе (10% рынка).

Обобщенный SWOT-анализ деятельности крупнейших субъектов исследуемого локального рынка стоматологических услуг, оказываемых частными клиниками, позволяет выделить их слабые и сильные стороны, определить возможности и угрозы и сравнить с результатами SWOT-анализа государственных стоматологических поликлиник.

Таблица 3. Базовый SWOT-анализ частных

стоматологических клиник (на примере действующих в Туапсинском районесетевых клиник, в основном ООО «Форест»)

Сильные стороны Возможности

Получение широкого спектра стоматологических услуг в одном месте («под одной крышей») Наличие развитой инфраструктуры услуг, созданной на средства предпринимателя. Расширение филиальной и партнерской сети

Высокое качество стоматологических услуг Оказание широкого спектра услуг и большинства диагностических процедур

Высококвалифицированный персонал и его высокая мобильность Возможность отбора персонала ввиду высокого уровня заработной платы

Компетентность и доброжелательность персонала, клиентоориентированный подход к ведению бизнеса Сформировавшийся штат персонала, имеющего многолетний опыт работы. Использование командных элементов бизнеса

Ощущение лидерства в положении на рынке Формирование клиентской базы, выделение УГР-клиентов, постоянных клиентов, потенциальных клиентов, стратификация клиентов и услуг. Использование в работе всех достижений современной стоматологии, передового стоматологического и диагностического оборудования

Постоянно растущий спрос со стороны населения Поддержка демпинговых цен для отдельных страт клиентов и на отдельные виды услуг. За счет повышения цен на наиболее востребованные услуги в наиболее платежеспособном сегменте

Наличие современного стоматологического и диагностического оборудования, налаженный сервис его использования и обслуживания Постоянное расширение спектра и совершенствование сервиса услуг, увеличение потока пациентов.

Продолжение таблицы 3

Функционирование зуботехнической лаборатории, обслуживающей сеть Сокращение издержек протезирования. Получение дополнительных доходов при выполнении заказов клиник, не имеющих собственных зуботехнических лабораторий

Проведение маркетинговых исследований и применение различных маркетинговых технологий Наличие значительного информационного блока о конкурентах, клиентах, поставщиках, товарах-заменителях и проч.

Высокое качество менеджмента руководящего состава Использование авторитета преуспевающего руководителя клиники для решения проблем бизнеса

Слабые стороны Угрозы

Отсутствие бюджетных источников финансирования Сокращение доходов, угроза отсутствия финансирования, большая зависимость от кредитных источников

Необходимость постоянного обучения, освоения навыков работы с современным оборудованием, значительные затраты по повышению квалификации персонала Уход подготовленных квалифицированных специалистов, способных начать собственный бизнес и оплатить сертификацию

Недоукомплектованность клиники кадрами Некачественное оказание (или неоказание) отдельных видов стоматологических услуг

Высокие требования к специализации и универсализации персонала. Создание системы взаимозаменяемости специалистов. Значительная нагрузка на персонал Низкая квалификация молодых сотрудников, выпускников медицинских ВУЗов, сложности адаптации и наставничества

Потребность в специалистах по содержанию и диагностике оборудования. Необходимость привлечения таких специалистов на условиях совместительства Отток части пациентов клиники в другие медицинские учреждения для получения отдельных видов стоматологических услуг

Недостаток специалистов по закупкам, маркетингу, ведению делопроизводства, учету и анализу Закупка некачественных, устаревших и дорогих материалов, медикаментов и оборудования

Наличие противоречий связанных с взаимоувязкой интересов предпринимателя (максимизация стоимости Потеря прибыльности, текучесть персонала, отток клиентов

XIМеждународная научно-практическая конференция

бизнеса и прибыли), персонала и клиентов

Слабая научно-исследовательская работа Запаздывание в использовании современных технологий, трудности внедрения инноваций

Необходимость поддержания конкурентоспособности бизнеса и проведения мероприятий по укреплению позиций на рынке Повышение уровня конкуренции, утрата конкурентоспособности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокие издержки Угроза банкротства и ликвидации бизнеса

Основные проблемы предпринимательства в стоматологической сфере связаны с отсутствием прямой государственной поддержки, включая финансирование, и необходимостью экономии всех видов ресурсов, которые находятся в распоряжении клиники.

В настоящее время конкуренцию следует рассматривать в узком и широком понимании. Так, на стоматологическом рынке конкуренция узко воспринимается как борьба с компаниями, действующими в данной сфере бизнеса, на данной территории. В широком смысле конкуренция должна рассматриваться как противостояние пяти следующим рыночным силам (рисунок 1):

Шк

Существую

щие конкуренты

Г 1 Г 1

Пациенты Пациенты Поставщики Поставщики

Рис. 1. Действие пяти конкурентных сил на рынке стоматологии

«Научные исследования и инновации» Как отмечает главный врач стоматологической клиники

«Альтехофф» Н.В. Стародворская, именно от расстановки всех пяти

сил зависит структура конкретной отрасли и рыночная конъюнктура,

«причем наиболее мощная конкурентная сила определяет

прибыльность стоматологической клиники»[2, с. 256].

Перед стоматологическими клиниками все острее ставится

задача управления конкурентоспособностью. Причем

конкурентоспособность фирмы проявляется в конкурентоспособности

стоматологических услуг, оказываемых той или иной категории

клиентов. Основой в понимании управления конкурентоспособности

конкретной стоматологической услуги является формирование

приоритетов потребительских характеристик. Приоритеты в

потреблении стоматологических услуг можно условно разделить на три

уровня (рисунок 2).

Абсолютные потребности

(самореализация, потребность в инновациях и способ выделить себя среди множества людей)

Статусные потребности (уважение, независимость, моральное и материальное удовлетворение)

Физиологические потребности ( устранение боли, речевого дефекта, жевательного дискомфорта, профилактика, диагностика, безопасность при стоматологических манипуляциях)

Рис. 2. Пирамида стоматологических потребностей

С учетом отмеченных потребностей создается механизм формирования конкурентных преимуществ, включающий в себя дифференциацию, специализацию и клиентоориентированность. В последнее время «клиентоориентированность бизнеса, т.е. ориентация на максимальное удовлетворение потребностей пациента, является

XIМеждународная научно-практическая конференция залогом эффективного развития и обеспечения конкурентоспособности

во всех сферах стоматологического рынка» [3, с.77]. Наиболее ярко

значение клиентоориентированного подхода проявляется на локальных

рынках стоматологических услуг. Например, лидер

стоматологического бизнеса на локальном рынке г. Туапсе фирма

«Форест» свою конкурентоспособность связывает прежде всего с

созданием системы взаимоотношений с пациентами, развивая их

лояльность и отвечая их потребностям по всем параметрам.

Руководитель клиники, врач стоматолог-универсал Рожка Юрий

Степанович, считает, что клиентоориентированный сервис не только

формирует позитивное отношение пациентов к клинике, но и позволяет

воспитывать их, трансформировать представление о здоровье и

выводить на новый уровень ментальности. Поэтому не случайно то, что

в стоматологической клинике «Форест» существует масса форм

общения с пациентами, помогающих им поддерживать интерес к

собственному здоровью, на фоне чего стимулируется активность

посещения пациентами клиники. Процесс взаимодействия с

пациентами рассматриваемой клиники делится на определенные

блоки:

- привлечение пациентов в клинику;

- оказание качественной стоматологической услуги;

- удержание клиентов и продолжение обслуживания;

- стимулирование активности посещения пациентов.

Клиентоориентированный сервис ООО «Форест» включает в

себя проверенные годами опции, способные повысить конкурентоспособность стоматологической клиники. Эти опции можно представить в следующем виде (рисунок 3):

Пй о |

X

изический комфорт пациентов |

1 психологический комфорт пациентов

алгоритм взаимодеиствия с пациентами

информационное сопровождение

использование цифровых технологий

Рис. 3. Опции клиентоориентированного сервиса с томатологической клиники «Форест»

В соответствии с данными опциями разработана таблица клиентоориентированного сервиса стоматологической клиники «Форест» (таблица 4):

Таблица 4. Содержание клиентоориентирурвнного сервиса

ООО «Форест»

Опции сервиса Содержание сервиса Способ осуществления опции Ответственн ые за осуществле ние опции

Физический комфорт Удовлетворение физиологическим потребностям Современное оборудование, комфортабельные зоны ожидания приема и удобные стоматологические кресла. Наличие парковки рядом с клиникой. Администра ция клиники

Психологичес кий комфорт Удовлетворение статусных потребностей Персонифицированный подход к каждому пациенту, уважение и милосердие Весь персонал клиники

Алгоритм взаимодейств ия с клиентами Встреча пациента, сопровождение его в клинике. Общение с пациентов, личные коммуникации вне клиники Наличие протокола с алгоритмом коммуникации с пациентом Руководител ь клиники, администрат ор, ассистент стоматолога , врач

Информацио нное сопровожден ие Сбор, фиксирование, анализ, сохранение и удобство использования информации о клиентах и процессе лечения Клиентские базы, карты клиентов, формы работы, договоры Администра тор, руководител ь клиники, менеджер по работе с клиентами

XIМеждународная научно-практическая конференция

Использовани Банк информации Объективная информация об Пациенты,

е цифровых об услугах, услугах и производителе, персонал

технологий страхование реальные отзывы пациентов, клиники

пациента, оплата контракты на услугу на

услуги из основе предварительной

отраслевого фонда, диагностики и согласования

возможность с конкретной клиникой,

финансового участие пациента в

участия пациента в управлении системой

бизнесе оказания услуг, получение

долгосрочных льгот и проч.

Ориентация на укрепление связей со своими клиентами является наиболее перспективным и первоочередным маркетинговым направлением в деятельности стоматологической клиники «Форест», причем это малозатратное направление. Это процесс формирования и использования детальной информации о каждом конкретном клиенте и управления всеми «точками соприкосновения» с клиентами. Подобный маркетинговый инструментарий определяется как менеджмент взаимоотношений с покупателями

(CustomerRelationshipManagement,CRM) имеющий конечной целью максимизацию покупательской лояльности. Данная система предоставляет клинике возможность обеспечить клиентам высококачественное обслуживание на основе использования информации об индивидуальных потребностях и особенностях клиентов.

Формирование элементов комплекса маркетинга в системах CRM можно отразить следующим образом (рисунок 4):

гова

•Изучение того, какие услуги нужны целевым покупателям сегодня и какие будут нужны завтра, какие услуги предоставляются конкурентами

•Изучение того, какой уровень цен будет способствовать достижению маркетинговых целей предприятия

• Поиск лучшего способа предоставления своих услуг клиентам

• Поиск инструментов маркетинговых коммуникаций, необходимых для развития отношений с клиентами

• Определение набора услуг, которые могут быть предложены клиентам с целью наиболее полного удовлетворения их потребностей

Рис. 4. Элементы комплекса маркетинга в системах CRM

Составляющими CRM являются: привлечение нужных клиентов (определение наиболее выгодных клиентов и своей доли их расходов на данный тип услуг); составление правильного предложения ценности (определение того, какие услуги должны предложить, где, как и по какой цене); внедрение лучших в своем классе процессов (технологии, в которые необходимо вложить деньги и сервисные функции, которые необходимо приобрести или развить); мотивация персонала (какие HR-системы необходимо внедрить, чтобы повысить лояльность персонала); обучение удержанию клиентов (определение причин потери клиентов и возможностей их возврата, постоянный мониторинг показателей оттока клиентов).

Внедрение и функционирование системы CRM в клинике «Форест» способно помочь:

Анализировать доходы клиентов и затраты на их обслуживание, с тем, чтобы определить текущих и будущих клиентов. Сделать маркетинговые усилия более целенаправленными и приносящими больший эффект.

Получать необходимые данные о поведении клиентов в отношении стоматологических услуг. Создавать новые каналы

XIМеждународная научно-практическая конференция распространения услуг. Выработать новые модели ценообразования. Создать сообщества пользователей стоматологических услуг.

Быстрее обрабатывать трансакции. Обеспечивать обслуживающий персонал более точной информацией. Эффективнее управлять логистикой и цепочкой поставок.

Связать стимулирование с показателями эффективности. Внедрить систему управления клиентами.

Отслеживать уровни оттока и удержания клиентов. Отслеживать уровни удовлетворенности клиентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С использованием собранной, упорядоченной и проанализированной информации для привлечения и удержания различных категорий клиентов разрабатываются программы лояльности, что предоставляет возможность вести бизнес, опираясь на сформированную и достаточную клиентскую базу.

Акцентирование внимания в процессе оказания стоматологических услуг фирмой «Форест» на клиентоориентированном подходе к обслуживанию клиентов и необходимости развития системы CRM, обеспечивающей должную лояльность клиентов, является приоритетным направлением деятельности ООО, обеспечивающем существенные конкурентные преимущества. Поэтому не случайно, что в стоматологической клинике вводится единица маркетолога, осуществляющего основной объем коммуникаций с клиентами в соответствии с таблицей клиентоориентированного сервиса и программами лояльности различных категорий клиентов.

Рынок стоматологических услуг является динамично развивающейся средой со значительной конкуренцией его субъектов, что требует от его участников формирования и использования современных механизмов конкурентоспособности стоматологической клиники, «позволяющих организации быть конкурентоспособной,

«Научные исследования и инновации» привлекать и удерживать клиентов, т.е. быть успешной на рынке

стоматологических услуг, так как понятные цели-ориентиры и

методически обоснованная организационно-техническая

последовательность достижения целей всегда дает положительные

результаты в практической деятельности» [4, с. 95]. В конкурентной

борьбе на рынке стоматологических услуг преуспевает прежде всего та

организация, которая активно и быстро внедряет инновации, в том

числе инновации в маркетинге и менеджменте.

Библиографический сисок:

1. Сапожникас И.Д. Ключевые проблемы развития малого и среднего предпринимательства и функционирования системы управления его развитием в стоматологической сфере // Экономика и управление. №12. 2017. С. 76-84.

2. Стародворская Н.В. Современные тренды трансформации конкурентоспособности на примере стоматологической клиники // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. №1. 2020. С. 254263.

3. Архипов В.В., Павлов С.Н., Герасимова С.В. Стоматология: есть ли конкуренция на рынке // Стоматологическое образование. Т.7. №4. 2008. С. 76-78.

4. Костромина Е.А., Шаламова Е.В. Формирование механизма конкурентоспособности организации на рынке стоматологических услуг // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1. №1. 2017. С. 89-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.