3. Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 г. № 44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 5/01.
4. Анализ финансовой отчетности: учебник / Под ред. М.А. Вахрушиной. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2016. - 432 с.
5. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» [Текст], ПБУ 9/99.
Literaturа
1. Bychkova S.M., Badmayeva D.G., Skobara V.V. Рташоуауа о1оЬе1по81 1 еуе ага^: иеЬеЬпо-ше1;о&сЬе8коуе ро8оЬ1уе. - М.: Izdatelskiy dom «КаиеЬпауа ЫЫ^ека», 2017. - 102 8.
2. Savitskaya G.V. Бкопот1сЬе8к1у analiz: ИЛеЬшк. - 14-е izd., регегаЬ. 1 dop. - М.: ЮТИЛ-М. 2013. - 649 8.
3. Prikaz Minfina RF ot 09.06.2001 g. № 44п «ОЬ utverzhdenii Polozheniya ро bukhgalterskomu исЬе1^ «Uchet materialno-proizvodstvennykh zapasov», РВи 5/01.
4. Analiz finansovoy otchetnosti: UcheЬnik / Pod red. М.Л. Vakhrushinoy. - 3-е izd., регегаЬ. i dop. - М.: Vuzovskiy ucheЬnik: ЮТИЛ-М, 2016. - 432 s.
5. Prikaz Minfina RF ot 06.05.1999 g. № 32п «ОЬ utverzhdenii Polozheniya ро bukhgalterskomu uchetu «Dokhody organizatsii» [Tekst], РВИ 9/99.
УДК 330.341 DOI 10.24411/2078-1318-2018-14195
Канд. экон. наук М.В. КАНАВЦЕВ (ФГБОУ ВО СПбГАУ, pr@center-si.com Канд. экон. наук А.Л. ПОПОВА (ФГБОУ ВО СПбГАУ, prepais@mail.ru)
ТРАНСФОРМАЦИЯ КАЧЕСТВА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ В УСЛОВИЯХ
ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
В «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года», подготовленном Министерством экономического развития Российской Федерации в 2013 году, рассматривалось три сценария развития: консервативный, инновационный и форсированный [1]. Причём наиболее вероятным признавался инновационный сценарий долгосрочного социально-экономического развития страны. Инновационный сценарий развития предполагал формирование своеобразных «осей развития», соответствующих основным инновационным факторам: современной транспортной инфраструктуры, сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний, конкурентоспособного энерго-сырьевого комплекса. Основным итогом развития по инновационному сценарию, наряду с устойчивым экономическим ростом, должно стать существенное повышение эффективности человеческого капитала уже в 2020-2022 гг.
Консервативный сценарий предполагал умеренные темпы роста экономики на основе модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов, ориентированной на преимущественно импортные технологии и знания. Итогом развития по консервативному сценарию будет незначительное увеличение доходов населения, полная утрата конкурентоспособности в высокотехнологичных отраслях и сокращение доли России в мировом ВВП [1].
Установленный в качестве целевого сценарий развития основывался на инновационном, но характеризовался форсированными темпами роста экономики, обеспечивающимися значительными инвестициями российского и иностранного капитала в
несырьевые секторы. При этом среднегодовые темпы роста ВВП должны составлять 5,05,4%.
Пять лет, прошедшие со времени разработки прогноза, позволяют сделать первые предварительные выводы об его надёжности.
Во-первых, текущее социально-экономическое развитие страны ближе не к целевому, а к консервативному сценарию, причём количественные параметры экономического развития, в частности, темпы роста ВВП, недостаточны даже для него. По данным Федеральной службы государственной статистики, максимальный темп роста ВВП России за период 2013-2017 гг. составлял 1,5% в год и был зафиксирован в 2017 году [2]. По консервативному сценарию развития среднегодовой темп роста ВВП в 2013-2030 гг. должен составлять 3,0-3,2% [1], соответственно, в 2018-2030 гг., чтобы компенсировать потери экономики в 2013-2017 гг., он должен увеличиться до уровня 4,0-4,5%, что соответствует инновационному сценарию и вполне возможно.
Во-вторых, масштабный отток финансовых ресурсов из страны, зафиксированный в период 2015-2017 гг., не предусмотрен ни одним из сценариев развития и делает трудноосуществимой структурную перестройку российской экономики, что также позволяет предположить развитие по консервативному сценарию на протяжении ближайших 5 лет.
Цель исследования - проанализировать возможность активизации трудового потенциала социально-экономического развития сельских территорий в условиях цифровой экономики.
Материалы, методы и объекты исследования. «Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации до 2030 года» предполагает, в первую очередь, упрощение и расширение доступа субъектов хозяйствования к ресурсам развития [3]. В современном обществе основным ресурсом развития является человеческий потенциал, реализация которого в системе общественного производства многократно увеличивает эффективность использования прочих ресурсов: земельных, финансовых, материальных, информационных.
Как уже отмечалось ранее [4], наблюдаемые в течение последних двух-трёх десятилетий демографические сдвиги определяют жёсткие параметры развития рынка труда, особенно в сельской местности. Компенсация демографического старения возможна за счёт повышения уровня экономической активности населения. Но максимальная экономическая активность наблюдается у лиц в возрасте 30-40 лет, численность которых в ближайшие 15 лет заметно сократится. Экономическая активность населения старше 60 лет и молодёжи младше трудоспособного возраста, составляющих почти половину сельского населения (по состоянию на 01.01.2018 - 46,4% [2]), как правило, заметно ниже среднего уровня. Кроме того, экономическая активность населения в возрасте 18-25 лет сдерживается спросом на высшее образование.
Очевидным выходом из складывающейся ситуации является повышение производительности труда в российской экономике. В частности, для обеспечения устойчивости экономического роста и увеличения его темпа требуется создать к 2020 году 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест [5].
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, количество высокопроизводительных рабочих мест в Российской Федерации в 2017 году оценивалось на уровне 17 114 тыс., в том числе 438,8 тыс. - в сельском хозяйстве. Если говорить в целом о России, количество высокопроизводительных рабочих мест в 2017 году увеличилось на 7,1% от уровня 2016 года, вернувшись к значениям 2013 года после резкого сокращения почти на 3 млн. рабочих мест в 2015-2016 гг. [2]. В сельском хозяйстве ситуация более запутана, так как в 2017 году высокопроизводительные рабочие места в рыболовстве и рыбоводстве, до этого учитываемые отдельно, стали учитывать как рабочие места в сельском хозяйстве. Рыбоводство в нашей стране является среднетехнологичной отраслью с относительно высокой производительностью труда. Ещё в 2011 году 57% рабочих мест в ней являлись высокопроизводительными, поэтому включение его в статистику по сельскому хозяйству существенно изменило значение показателя. Кроме того, рост цен на продукцию сельского
хозяйства также увеличил стоимость ВВП отрасли в расчёте на одно рабочее место. В итоге прирост числа высокопроизводительных рабочих мест в сельском хозяйстве в 2017 году составил 31% от уровня 2016 года.
Развитие экономики по инновационным сценариям должно было бы сопровождаться изменением сложившейся структуры занятости и переходом работников в другие сектора экономики, связанным с развитием инновационных направлений деятельности, расширением сферы услуг и появлением новых видов занятости. При этом наиболее заметное сокращение занятости должно было произойти в реальном секторе экономики, в том числе в сельском хозяйстве.
Результаты исследования. Сохранение консервативного сценария социально-экономического развития замедлило процессы изменения структуры занятости и трансформации рынка труда, но не остановило их.
Развитие, даже медленное, российской экономики в условиях цифровизации потребует улучшения качества рабочей силы и развития ее мобильности, как профессиональной, так и личностной, с учетом государственных приоритетов развития экономики и общества. По сути, речь идёт о принципиальных изменениях качества трудовой деятельности, востребованных, в первую очередь, самими работниками и учитываемых работодателями при создании рабочих мест, а системой образования - при формировании программ профессиональной подготовки. Выработка опережающей стратегии трансформации качества трудовой деятельности должна вестись по следующим направлениям (рис.1).
Социальное
• Приоритет гарантий постоянной занятости •Изменеие условий труда, средовые трансформации •Формирование дорожной карты индивидуального, профессионального и личностного роста
•Уменьшение продолжительности рабочего времени в связи с цифровизацией технологий производства
Экономическое
• Изменение норм оплаты труда
• Изменение доли налоговых выплат в расходах работников и работодателей
•Обеспечение прозрачности пенсионных накоплений
•Снижение разброса показателей оплаты труда {ггип-тах показатели)
Политическое
• Выработка понятных и реальных стратегических ориентиров государственной политики развития общества, доступныхдля рабочего класса
•Доступность рабочих к системе непрерывного постоянного бесплатного образования
• Институционализирование новаций, выработанных и опробированных на предприятиях на общегосударственном уровне
Рис. 1. Основные направления выработки опережающей стратегии трансформаций качества трудовой деятельности
Комплексность каждого из направлений, представленных на рисунке 1 предполагает наличие у всех участников трудовой деятельности общей мотивации и понимания единства цели труда, то есть существование общенациональной идеологии труда.
В сфере подготовки и переподготовки специалистов предприятий складывается новая культура, уже в краткосрочной перспективе влияющая на эффективность и прогрессивность предприятия на динамичном рынке. Современные образовательные технологии внедрения и развития компетенций по проектному принципу подходят для решения оперативных задач предприятия (краткосрочная перспектива), во всех других случаях осуществляется либо технологический шпионаж, либо переманивание специалиста, уже имеющего необходимый опыт, либо технология продаётся совместно с командой специалистов, сопровождающих технологию, но в любом случае - данная стратегия не является опережающей.
Сегодня огромное количество новых технологий появляется гораздо быстрее, чем их успевают «запускать» в образовательные программы. Снижается прямое влияние объема финансирования на результаты инноваций. Если раньше большой объём инвестиций в определённую отрасль гарантировал успехи в этой отрасли, сегодня подобной пропорциональности не наблюдается. Ведущую роль в развитии тех или иных отраслей начинает играть «человеческий фактор». Технологии и авторские права на них становятся вторичными, а главными являются люди - коллективы, создающие эти технологии. Сегодня выгоднее «покупать» людей и человеческие ресурсы. Поэтому, в первую очередь, нужно задуматься именно о том, чтобы создать условия для развития интеллектуального человеческого ресурса российской экономики, в том числе и в сфере АПК.
В первую очередь необходимо институализировать и помочь оформиться экспертным сообществам. Сегодня многие специалисты в области аграрных технологий либо не востребованы, либо не задействуются в полной мере при решении стратегических и тактических задач, связанных с развитием российского АПК. Подобная ситуация не только негативно сказывается на производительности отраслей АПК, но и ведёт к деградации человеческого потенциала в данной сфере, «вымыванию» из неё специалистов, в первую очередь, молодых. Ещё один положительный результат формирования экспертных сообществ - появление возможности своевременно заблокировать принятие некомпетентных и ошибочных решений, в первую очередь, стратегического характера.
Экспертное сообщество способно также взять на себя функции по координации процессов формирования и реализации стратегии трансформации качества трудовой деятельности. В частности, речь идёт об экспертизе инициатив и о разработке планов мероприятий в рамках основных направлений данной стратегии. Безусловно, такое сообщество может сформироваться самостоятельно. Но следует ускорить этот процесс, необходимо вовлекать экспертное сообщество во все инициативы государства, привлекать профессионалов к экспертизам новых проектов и решений, в том числе и с использованием механизма цифровых платформ [6].
В трансформации качества трудовой деятельности следует более полно использовать возможности образовательной системы, в том числе возможности таких классических инструментов, как базы практик, целевые выпуски магистерских программ. Если будет создана единая база практик с идентификацией тех предприятий, которые используют современные технологии и готовы дать доступ студентам, преподавателям к компетенциям технологий, к базам данных, качество интеллектуальной подготовки специалистов существенно улучшится.
В системе подготовки специалистов должны быть активно задействованы центры оценки квалификаций и центры подготовки профессиональных стандартов. Причем участвовать они должны не только в идентификации конечного продукта - компетенций выпускников, но и в самом образовательном процессе с применением современных технологий на базе реальных организаций, которые уже их используют.
В рамках реализации стратегии трансформации качества трудовой деятельности и с учётом требований цифровой экономики, возможно, например:
- в процессе формирования учебных планов предусмотреть целевые выпуски по направлениям подготовки магистров с участием центров цифровых технологий;
- обеспечить привлечение центров оценки квалификации для подготовки специалистов цифровой экономики;
- обеспечить внедрение в профессиональные стандарты трудовых функций (знаний, умений), позволяющих формировать необходимые для цифровых технологий компетенции.
Выводы. Социально-экономическое развитие Российской Федерации в последние пять лет идёт по консервативному сценарию, что обуславливает низкие темпы развития АПК и сохранение неблагоприятной социальной ситуации на большинстве сельских территорий. При этом процессы формирования цифровой экономики способствуют усилению дифференциации уровней развития как города и села, так и сельских территорий, расположенных в различных регионах России. Но, создавая дополнительные проблемы, цифровизация предоставляет новые возможности развития человеческого потенциала независимо от места его нахождения и сферы применения. Речь идет не только об изменении качества рабочей силы, степени её мобильности, но и об изменении качества самой трудовой деятельности. Подобные изменения должны иметь системный и управляемый характер, происходить по трём основным направлениям: социальному, экономическому и политическому. Опережающая стратегия трансформации качества трудовой деятельности, базирующаяся на личностных запросах современного человека и ориентированная на цели общественного развития, формируемая и реализуемая всеми социальными институтами, способна стать важным фактором развития территорий.
Литература
1. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. - URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/macro/prognoz/doc20130325_06 (дата обращения: 20.10.2018).
2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 20.10.2018).
3. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года // Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. - URL: http://mcx-consult.rU/d/77622/d/strategiya_razvitiya_selskikh_territoriy _rf_do_2030_goda.pdf/ (дата обращения: 20.10.2018).
4. Попова А.Л., Канавцев М.В. Трансформация российского рынка труда в условиях цифровизации экономики//Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2018. - № 2 (52). - С.171-176.
5. Указ Президента Российской Федерации «О долгосрочной государственной экономической политике» от 07.05.2012 № 596 // Российская газета. - 09.05.2012 г. - № 5775 (102).
6. Канавцев М.В., Попова А.Л., Нуттунен П.А. Социальный инжиниринг в условиях глобальной экономики//Известия Международной академии аграрного образования. -2017. - № 32. - С.73-77.
Literatur
1. Prognoz dolgosrochnogo social'no-ehkonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda // Oficial'nyj sajt Ministerstva ehkonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii. - URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/macro/prognoz/doc20130325_06 (data obrashcheniya: 20.10.2018).
2. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki Rossijskoj Federacii URL: http://www.gks.ru/ (data obrashcheniya: 20.10.2018).
3. Strategiya ustojchivogo razvitiya sel'skih territorij Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda // Oficial'nyj sajt Ministerstva sel'skogo hozyajstva Rossijskoj Federacii. - URL: http://mcx-consult.rU/d/77622/d/strategiya_razvitiya_selskikh_territoriy _rf_do_2030_goda.pdf/ (data obrashcheniya: 20.10.2018).
4. Popova A.L., Kanavcev M.V. Transformaciya rossijskogo rynka truda v usloviyah cifrovizacii ehkonomiki//Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2018. -№ 2 (52). - S.171-176.
5. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii «O dolgosrochnoj gosudarstvennoj ehkonomicheskoj politike» ot 07.05.2012 № 596 // Rossijskaya gazeta. - 09.05.2012 g. - № 5775 (102).
6. Kanavcev M.V., Popova A.L., Nuttunen P.A. Social'nyj inzhiniring v usloviyah global'noj ehkonomiki//Izvestiya Mezhdunarodnoj akademii agrarnogo obrazovaniya. - 2017. - № 32. - S.73-77.
УДК 338.3 Б01 10.24411/2078-1318-2018-14200
Соискатель К.И. ПОЛИКАРПОВ
(СПбГЭУ, polikarpovk@bk.ru)
СОСТОЯНИЕ И ПРЕДПОСЫЛКИ К РЕОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ
В условиях глобализации мировых экономических систем наблюдается повышение интереса к осуществлению реорганизации деятельности предприятий различных форм собственности, организационно-правовых форм, осуществляющих различные виды предпринимательской деятельности. Одной из форм реорганизации является осуществление сделок слияний и поглощений, проводимых как во внутригосударственном, так и в международном формате.
Цель исследования - обоснование основных концептуальных проблем развития отдельных отраслей экономики как предпосылок к осуществлению реорганизации деятельности соответствующих предприятий. Провести аналитическое исследование динамики сделок слияний и поглощений компаний отдельных секторов экономики, осуществляемых как в внутрироссийском, так и международном формате. Отдельное внимание следует уделить конкурентоспособности продукции, производимой в рассматриваемых отраслях экономики на мировом рынке.
Материалы, методы и объекты исследования. Информационной базой данного исследования выступают данные, содержащиеся в открытом доступе и опубликованные на сайтах Федеральной службы государственной статистики, аудиторско-консалтинговой фирмы КРМО, а также научные труды, посвященные рассматриваемой проблеме. В исследовании применяются следующие методы: экономический анализ, анализ положений из научно-публицистических источников и иные распространенные методы прикладного и научного характера. В работе рассматриваются следующие отрасли экономики: Медиа и телекоммуникации (здесь и далее МиТ), Финансовые услуги (здесь и далее ФУ), Металлургия и горнодобывающая промышленность (здесь и далее МиГП), Нефтегазовый сектор (здесь и далее НС), Энергетика и коммунальный сектор (здесь и далее ЭиКС); Недвижимость и строительство (здесь и далее НиС), Транспорт, логистика и инфраструктура (здесь и далее ТЛиИ). Обозначенное наименование отраслей экономики применяется в аналитических данных первоисточника [1].
Среди рассмотренных отраслей экономики наибольшее количество сделок слияний и поглощений, осуществленных за 2008-2017 гг. с участием российских организаций, наблюдается по отрасли НиС (766 ед.), наибольшая совокупная стоимость сделок отмечается по НС (260,8 млрд. долл.). Таким образом, следует обозначить, что указанным отраслям характерен высокий уровень интенсивности сделок реорганизации предприятий,