Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОСИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОСИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационная экосистема / цифровая конвергенция технологий / цифровая экономика / научно-технологическое развитие / innovation ecosystem / digital convergence of technologies / digital economy / scientific and technological development
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОСИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ»

Борисоглебская Л.Н.

д.э.н., к.т.н., профессор, проректор по научной и проектно-инновационной деятельности Орловского государственного университета boris-gleb@rambler.ru Новакова С.Ю.

к.э.н., доцент, зав. Информационно-аналитическим сектором Орловского государственного университета

novakova_s@mail.ru

Макарова С.Н.

директор Центра научных коммуникаций и междисциплинарных проектов Орловского государственного университета

stanislava-makarova@mail.ru

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОСИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ

Ключевые слова: инновационная экосистема, цифровая конвергенция технологий, цифровая экономика, научно-технологическое развитие.

Keywords: innovation ecosystem, digital convergence of technologies, digital economy, scientific and technological development.

Основными тенденциями современного развития экономики являются быстрые темпы научно-технического прогресса, цифровая конвергенция технологий, вовлечение новых участников во взаимодействие для создания инновационных продуктов и усиление роли университетов во взаимодействии с бизнесом и государством. Одним из вызовов, стоящих перед современной экономикой, является поддержание работы эффективной инновационной экосистемы, от которой во многом зависит конкурентоспособность государства. В основу решения проблем развития инновационной экосистемы положено исследование новых рычагов воздействия на экономическую структуру и среду с целью обеспечения эффекта от технологического прогресса цифровой экономики.

В современных условиях важно создание конкурентоспособной национальной экономики, основанной, прежде всего, на знаниях, высоких технологиях и формировании экосистемы цифровой экономики Российской Федерации. В Паспорте национального проекта Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» отмечается, что мероприятия данной программы направлены в том числе на преобразование экономики в результате цифровой трансформации, на обеспечение эффективного взаимодействия бизнеса, научного и образовательного сообщества, государства и граждан, а также на формирование систем подготовки кадров для цифровой экономики1.

В современной экономике существует явная необходимость в развитии новых форм взаимовыгодного стратегического партнерства между бизнесом и университетами как на основе государственной поддержки, так и на основе создания партнерств, направленных на эффективную коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности.

Применение экосистемного подхода способствует комплексному анализу развития инновационной экосистемы, включая оценку инфраструктуры, новых форм взаимосвязей и экономических интересов стейкхолдеров, эффективности научно-производственной кооперации и процессов создания, накопления и передачи новых знаний. Под экосистемой в экономической науке понимается «локализованный комплекс организаций, бизнес-процессов, инновационных проектов и инфраструктурных образований, способный длительное время автономно функционировать за счет обращения ресурсов, продуктов и систем»2.

Главная отличительная черта инновационной экосистемы - это совместная эволюция ее участников, кроме того, в отличие от предыдущих концепций (технопарки и научные парки, наукограды, технополисы и инновационные кластеры), для инновационных экосистем важны взаимоотношения между участниками, они диджиталитированы (ключевую позицию занимают информационно-коммуникационные технологии), действуют в парадигме «открытых инноваций», подчеркивают роль дифференциации и больше подвержены влиянию рыночных сил.

Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы экосистема цифровой экономики - это партнерство организаций, обеспечивающих постоянное взаимодействие технологических платформ, прикладных Интернет-сервисов, государственных информационных систем, систем анализа, орга-

3

низаций и граждан .

1 Паспорт национального проекта Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». - http://www. consultant.ru/

2 Клейнер Г.Б. Экономика экосистем: шаг в будущее // Экономическое возрождение России. - М., 2019. - № 1 (59). - С. 40.

3 Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». - http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201705100002.pdf

605

К основным нормативно-правовым документам, значимым для развития инновационной экосистемы Российской Федерации, необходимо отнести следующие:

1. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

3. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;

4. Государственную программу Российской Федерации «Информационное общество», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313; Постановление Правительства РФ от 31 марта 2021 г. № 504-19 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Информационное общество»;

5. Национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденную протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7;

6. Паспорт федерального проекта «Цифровые технологии», утвержденный протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 28 мая 2019 г. № 9;

7. Стратегию развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р;

8. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации 3 января 2014 г. № ДМ-П8-5.

Развитие инновационных экосистем любого уровня невозможно без обновления образовательного и производственно-технологического секторов, а также внедрения научно обоснованных решений в управление современной экономикой. Организационные механизмы преобразований, в свою очередь, должны базироваться на качественном анализе устойчивости и стабильности результатов функционирования и развития инновационной экосистемы. Для того, чтобы соответствовать современным требованиям, предприятия и организации сферы услуг и других секторов экономики вынуждены производить замену традиционных процессов взаимодействия на цифровые с использованием современных технологий.

Цифровая конвергенция технологий представляет собой процесс взаимопроникновения разнородных технологий, результатом которой является унификация информационного обмена, увеличение функциональных возможностей инфокоммуникационных систем, интеграция разнородных каналов инфокоммуникаций в единое инфокоммуни-кационное пространство. На основе цифровой конвергенции технологий появляется возможность быстрого обмена информацией и данными в инфокоммуникационном пространстве, а, следовательно, открываются новые возможности для ускоренного создания и внедрения инноваций.

Инновационная экосистема может быть представлена как высокоорганизованное объединение научно-исследовательской и коммерческой подсистем (рис. 1). Ключевая роль государственной политики при этом заключается в стимулировании инновационной деятельности, в том числе путем создания необходимых условий по обеспечению притока инвестиций от коммерческого сектора для исследований и разработок.1

Цифровая конвергенция технологий позволяет адаптироваться к более гибким моделям работы, охватить все аспекты бизнеса и определить наиболее эффективные пути совершенствования с учетом эволюции цифровых технологий. Для принятия оптимальных решений в различных операциях используется аналитика больших данных, которая позволяет оптимизировать продажи и логистику, помогает разрабатывать наиболее подходящие предложения и положительно влияет на повышение прибыльности бизнеса.

Цифровая конвергенция технологий как процесс сближения и объединения разных технологий в новые их виды, оказывает значительное влияние на бизнес-процессы и способы осуществления экономической деятельности (бизнес-модели). Происходит трансформация основных характеристик и факторов развития инновационной экосистемы в условиях цифровой конвергенции технологий.

Использование инноваций и новых технологий способствует повышению экономических показателей, существенно влияет на качество жизни, способствует развитию научно-технического прогресса во всех сферах экономики.

В инновационной экосистеме в условиях цифровой конвергенции технологий инновации представлены как сложный процесс с участием ряда акторов, между которыми существует определенное взаимодействие. Инновационный процесс в такой модели не является линейным, а состоит из большого количества сложных отношений и взаимодействий, напоминающих естественную экосистему, где заинтересованные стороны поддерживают процессы и развитие друг друга. Такие экосистемы могут подпитываться благодаря политике инноваций, которая создает благоприятную среду для заинтересованных сторон и поддерживает их работу.

При анализе инновационной экосистемы исследователи концентрируются на симбиозе и совместной эволюции навыков и способностей участников экосистемы в процессе создания ценности. Проводится анализ возможностей налаживания взаимодействия с участниками экосистемы. Центральная компания экосистемы выстраивает отношения с потребителями продуктов и дополнениями экосистемы (компаниями, предлагающими дополнительные товары и услуги) и координирует действия для удовлетворения потребностей клиентов экосистемы.

1 Селиверстов Ю.И., Люлюченко М.В. Модель формирования инновационной экосистемы региона // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. - № 10-1. - С. 101-106.

Рисунок 1. Структура инновационной экосистемы

Стоимость создается в результате проектирования экосистемы и в процессе управления ею для снижения рисков реализации проблем, связанных с участниками экосистемы - компаниями, предлагающими дополнительные товары и услуги, а также для предоставления дополнительных товаров и услуг, и возможности совместной разработки продуктов. Захват ценности может быть достигнут в результате получения контроля над критическими активами для создания дополнительной стоимости1.

Отдельного рассмотрения требуют изменения, произошедшие в механизме координации в компаниях эпохи Интернета. Если раньше механизм координации экономической деятельности в рамках традиционной фирмы основывался на информации о рыночных ценах, то механизм координация, реализуемый компаниями на текущем этапе, основан на способности собирать и отслеживать значительный объем подробных данных о значительном количестве транзакций с использованием таких технологий, как большие данные, беспроводные сенсорные сети и т.д. Сегодня можно собирать и передавать разнообразную информацию в практически неограниченном масштабе по всему миру.

1 Jacobides M., Cennamo C., Gawe A. Industries, Ecosystems, Platforms, and Architectures: Rethinking our Strategy Constructs at the Aggregate Level. Working paper / London Business School. 2015.

Экосистемы, как правило, являются результатом роста и развития существующих локальных социально-экономических систем и их последующего перехода от организаций на микроуровне к объединениям на мезоуровне экономики (табл. 1).

Таблица 1

Переход от «классической организации» к «экосистеме»1

Классическая организация Цифровая организация Экосистема

Взаимодействие с клиентом в точках обслуживания Цифровые каналы продаж и обслуживания (нет необходимости посещать отделения) Широкий спектр различных продуктов и услуг в «едином цифровом окне»

Низкий уровень автоматизации Цифровые сквозные процессы Позиционирование как образ жизни партнера для клиента

Низкая гибкость организации в адаптации к изменениям Платформа и культура, которые можно гибко адаптировать к изменениям Платформа, которая предлагает возможность гибкой интеграции с партнерами (через АР1)

Низкий уровень персонализированного подхода Использование продвинутой аналитики Синергетический эффект при одновременном использовании нескольких продуктов и услуг

Инициатором данной трансформации является либо материнская компания, открывающая филиалы для распространения своего влияния, либо головная компания, которая объединяет и координирует взаимодействие компаний-партнеров для достижения синергетического эффекта от их совместной деятельности. Таким образом, в результате этой трансформации претерпевают изменения и подсистемы социально-экономической системы.

Увеличение количества взаимосвязанных объектов - не что иное, как кластер; усложнение инфраструктуры и информационно-коммуникационных сред - платформа; тиражирование бизнес-процессов и производственных процессов - сеть; организация и координация инновационных проектов - бизнес-инкубатор2.

Для компаний формирование экосистем на основе платформ означает создание рынков, контролируемых из центра. Экосистема позволяет взаимодействовать значительному количеству компаний и отдельных лиц, но контролирует эти взаимодействия определенный центр - лидер экосистемы.

Управление экосистемами осуществляется на основе набора правил, которые описывают, какие экономические агенты и при каких условиях могут интегрироваться в экосистему, способы распределения ценности (рис. 2) и способы разрешения возможных конфликтов. Общие параметры проектирования архитектуры могут быть определены лидером экосистемы. Именно он разрабатывает правила взаимодействия, стандарты и интерфейсы программирования приложений.

Модульная архитектура экосистемы, где ее частями являются организации, рассматриваемые как дискретные компоненты производственного процесса, является фактором более высокой эффективности координации взаимосвязанных организаций внутри экосистем. Технологическая модульность экосистемы позволяет различным производителям создавать взаимозависимые компоненты системы. Фирмы-участники (акторы) автономно определяют конфигурацию и управление своими модулями.

Современное развитие инновационной экосистемы, основанной на цифровой конвергенции технологий, обусловлено следующими аспектами:

1. В современных условиях взаимодействие университетов, бизнеса и государства требует разработки концептуальных основ формирования и развития эффективной инновационной экосистемы, определения ключевых проблем и использования связанных с ними возможностей.

2. Инновационные экосистемы в условиях цифровой конвергенции технологий базируются на умных сетевых платформах, системах искусственного интеллекта, включающих в себя конвергенцию технологий, сервисов и компетенций, формирующих универсальную среду работы с большими данными, позволяющими повысить эффективность инвестиционных и управленческих решений и конкурентоспособность на федеральном, региональном и корпоративном уровнях. Следовательно, существует необходимость в разработке направлений развития инновационных экосистем на основе цифровой конвергенции технологий.

3. Повышение конкурентоспособности государства в мировом пространстве на основе технологического превосходства требует систематического анализа формирования и функционирования инновационных экосистем, определения показателей их развития с учетом как реальных результатов, достигнутых за конкретный период времени, так и формирующейся динамики, которая позволит выбрать траектории их опережающей научно-технической трансформации и инвестиционной поддержки важнейших секторов экономики.

Исследования показывают, что новые технологии и знания, инновационное поведение субъектов и постоянное технологическое совершенствование экономической системы становятся основой для формирования инновационных экосистем.

Инновации и государственная политика их стимулирования признаны ключевыми факторами долгосрочного экономического развития во многих странах мира. Эмпирические исследования показывают наличие цифрового и инновационного разрыва между разными секторами.

1 Гайсина Д.В. Трансформация современных бизнес-моделей в сторону экосистем. Система бизнес-моделирования Business Studio. 2017. - http://www.businessstudio.ru

2 Экосистемы в пространстве новой экономики: монография / Науч. ред.: М.А. Боровская, Г.Б. Клейнер, Н.Н. Лябах, М.А. Масыч, Л.Г. Матвеева, И.К. Шевченко; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. - С. 297.

Рисунок 2.

Схема совместного создания ценности «co-creation value» в экосистеме

В настоящее время не все экосистемы равны как с точки зрения доступного человеческого потенциала (интеллектуального и творческого), инвестиций и ресурсов, так и с точки зрения получаемых ими результатов - технологических, социальных или финансовых. Это означает, что отдельные сообщества и экосистемы развиваются и извлекают выгоду из цифровой конвергенции технологий, в то время как другие полагаются на устаревшие технологии или имеют очень ограниченный доступ к цифровым технологиям. Их можно рассматривать как экономический континуум, описанный Майклом Портером, переходящий от добывающей, факторно-ориентированной экономики, к экономике эффективной, которая заимствует технологии из других областей, а затем к экономике, основанной на инновациях. Во многих случаях разные сообщества или сектора сосуществуют в экономике в разных точках одного континуума, увеличивая инновационный разрыв. Инновационный разрыв означает неэффективное использование или распределение ресурсов в инновационной экосистеме, отсутствие необходимых инструментов поддержки, руководящих принципов и других благоприятных условий, а также необходимость дальнейшего сотрудничества между заинтересованными сторонами для развития всей экосистемы с помощью скоординированных мер поддержки.

Отрасли, демонстрирующие наибольшие успехи в цифровизации в России, - это финансовый сектор, розничная торговля и связь. В то же время сохраняется значительный разрыв между уровнем распространения цифровых технологий с ведущими странами в распространении широкополосного доступа в Интернет, присутствия в Интернете и использования информационных систем. Ключевым механизмом преодоления инновационного разрыва является разработка эффективной инновационной политики, ориентированной на цифровую конвергенцию технологий.

Растущее влияние цифровых конвергентных технологий на темпы, качество и устойчивость экономического роста делает проблему выбора инструментов экономической политики особенно важной на каждом этапе (табл. 2).

Таблица 2

Этапы реализации инновационной политики, ориентированной на цифровую

конвергенцию технологий

Этапы реализации Содержание деятельности на этапе

1 этап Анализ политики и стратегии социально-экономического развития, обеспечивающих необходимые политические ориентиры; разъяснение представителям заинтересованных сторон преимуществ реализации инновационной политики для социально-экономического развития; оценка текущего состояния инновационной политики.

2 этап Разработка стратегического видения развития инновационной политики, ориентированной на цифровую конвергенцию технологий, на основе существующих рекомендаций и анализа текущего состояния; создание рабочей коалиции партнеров, представляющих все заинтересованные стороны; создание структуры управления инновационной политикой, направленной на конвергенцию цифровых технологий.

3 этап Разработка программы мероприятий инновационной политики, ориентированной на цифровую конвергенцию технологий, обеспечивается при условии одобрения экспертным органом и последующего утверждения уполномоченным государственным органом. На следующем этапе утвержденная инновационная политика продвигается на местный и/или отраслевой уровни.

4 этап Разработка, общественная экспертиза и утверждение программ и дорожных карт реализации инновационной политики, ориентированной на цифровую конвергенцию технологий, принятых на любом из уровней.

5 этап Выявление и оценка существующих национальных (региональных, местных) инициатив и соответствующих отраслевых инициатив по реализации инновационной политики, ориентированной на цифровую конвергенцию технологий в конкретных сферах деятельности (промышленность, топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство, строительство, транспорт и логистика, финансы, здравоохранение, образование, культура, торговля и др.). Результатом оценки является выбор приоритетных инициатив для политической и финансовой поддержки наиболее значимых в качестве пилотных проектов. Разработка пилотного проекта.

6 этап Мобилизуются материально-технические ресурсы, необходимые для реализации инновационной политики, направленной на цифровую конвергенцию технологий, программ и дорожных карт, и создается система информирования заинтересованных сторон и общественности о ходе их реализации.

7 этап Создается система мониторинга реализации инновационной политики, ориентированной на цифровую конвергенцию технологий, обеспечивающая обратную связь по опыту на разных уровнях (национальном, региональном, местном, отраслевом). По результатам мониторинга проводится новый анализ текущей ситуации и доработка видения реализации инновационной политики, обновляются партнерства, уточняются программные документы; корректируется ход реализации программ и проектов.

Таким образом при формировании государственной политики, создающей условия для развития экосистем инноваций и ориентированной на цифровую конвергенцию технологий, центральными являются несколько основных направлений:

1. Разработка стратегии цифрового правительства, дополненной планом действий и инструментами влияния.

2. Актуализация федеральных и региональных целевых программ поддержки конвергентных технологий как основы формирующейся цифровой экономики.

3. Осуществление политики для поддержки технологического и экономического развития организаций с помощью разработки глобальной стратегии и поощрения использования данных и новых технологий в коммерческом секторе.

4. Расширение государственной поддержки привлечения частных инвестиций в инновации, в том числе за счет использования механизмов государственно-частного партнерства. В этом контексте особое внимание уделяется использованию нового инструмента научно-технической политики - цифровых платформ.

5. Создание гибкой регуляторной среды, благоприятной для совместного инвестирования в исследовательские проекты, реализуемые на базе университетов, независимых научно-исследовательских центров, технопарков и отдельных предпринимателей.

6. Распространение новых инструментов для включения человеческого капитала в инновационные процессы с центральной политикой по продвижению инноваций.

Чтобы способствовать появлению динамичных экосистем, правительства должны плотно работать с предпринимателями, инвесторами, компаниями и другими заинтересованными участниками для интеграции инноваций в области цифровой конвергенции технологий в национальные программы развития. Цель данного процесса состоит в поощрении предпринимательства в области цифровой конвергенции технологий, укреплении потенциала компаний, занимающихся цифровыми информационными технологиями, и содействии их росту в конвергентной цифровой экосистеме, а также в оказании помощи в преобразовании государственного сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.