УДК 338.43:639
ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ БИЗНЕСА В РЫБНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГОКРИЗИСА И.Г. Иванова, Дальрыбвтуз, Владивосток
Работа посвящена формированию инфраструктуры бизнеса рыбной отрасли России в свете планируемого создания системы биржевой торговли в РФ в 2009 г. Рыбные аукционы рассматриваются автором в качестве альтернативы предлагаемой Федеральным агентством по рыболовству биржевой инфраструктуре. Предлагается увязать планы внедрения состязательных форм организации торговли рыбными товарами в России с планами трансформации производственной и транспортной инфраструктур отрасли в соответствии с Федеральной целевой программой и стратегией развития рыбохозяйственного комплекса России.
Россия остается одной из ведущих рыболовных держав мира, занимая 8-е место в мировом улове и 11-е - в мировом экспорте пищевых и непищевых рыбных товаров. По данным ФАО, базисный темп роста стоимостного объема импорта рыбных товаров в Россию в 2006 г. составил 179 % по сравнению с 2004 г., тогда как базисный темп роста экспорта рыбных товаров - 139 %. В то же время базисный темп роста количественного объема импорта рыбных товаров в Россию составил 98,9 %, тогда как базисный темп роста количественного объема экспорта - 104 %. Налицо сложившаяся тенденция
перенасыщения традиционных для России экспортных рынков сбыта в ЕС и АТР отечественной мороженой, живой и охлажденной рыбой, а так же рыбным филе и ракообразными. Ситуацию усугубляют поставки рыбной продукции, добытой в 200-мильной экономической зоне РФ, на зарубежные рынки по демпинговым ценам. В условиях наступления мирового экономического кризиса пополнение бюджетов всех уровней, а значит, создание кредитных ресурсов участниками экономической деятельности России, повышение рентабельности производства и сбыта рыбной продукции, насыщение внутреннего рынка РФ не дорогими, но качественными продуктами питания становятся первоочередными задачами для всего рыбохозяйственного сообщества нашей страны. На первый взгляд путь, решения проблем повышения открытости, оперативности, эффективности внешнеторговых сделок российских рыбаков - это планируемое создание системы биржевой торговли в России.
Федеральный закон № 333-ФЗ от 6.12.2007 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рыболовстве и
сохранении водных биологических ресурсов»» с 1.01.2009 г. вводит в действие поправки, согласно которым:
ст. 3.2. Водные биоресурсы, добытые (выловленные) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и продукты их переработки подлежат доставке на таможенную территорию Российской Федерации. Водные биоресурсы, добытые (выловленные) в иных, определенных Правительством Российской Федерации районах, и продукты их переработки подлежат доставке на территорию, установленную правительством РФ;
ст. 3.5. Реализация водных биоресурсов и продуктов их переработки осуществляется на товарных биржах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По замыслу чиновников, все отечественные рыбодобывающие организации, поставляющие продукцию на российский рынок, могут выбирать - продавать ли товар через биржу, либо использовать прямые продажи. При поставках на экспорт весь объем рыбопродукции должен быть реализован через электронную рыбную биржу. Предполагается, что электронные торги будут проходить на базе Международной рыбной биржи в Москве и Европейско-Азиатской биржи, которая имеет опыт проведения аукционов по продаже промышленных квот. Филиалы базовых бирж будут созданы в Мурманске, Петропавловске-Камчатском, Южно-Сахалинске, Калининграде и Владивостоке. Курирует организацию рыбной биржи ФГУП «Национальные рыбные ресурсы». Согласие на участие в торгах дали около 50 % компаний, работающих в отрасли. Чиновники предполагают, что биржевые торги помогут убрать с рынка посредников, а снижение цен на рыбу для конечного потребителя составит 20-40 % [6]. Таким образом, принуждение к участию в состязательных операциях создаст механизм легализации уловов и сбыта рыбопродукции российскими рыбаками.
Если проследить историю организации биржевой торговли рыбопродукцией в России, то следует заметить, что инициатива создания бирж по типу японских или корейских принадлежит либо губернаторам субъектов РФ, либо Госкомрыболовству [6]. Очевидно, рыбаков устраивает то, что в условиях отсутствия государственных субсидий и высоких налогов рентабельность производства обеспечивается реализацией контрабандных уловов за рубежом. С одной стороны, по оценке экспертов, контрабандный вывоз биоресурсов РФ за рубеж приближается к одному миллиону тонн в год, в то же время, по данным ФАО, рыбодобывающие организации России вылавливают до 3,3 млн т биоресурсов в год. С другой стороны, в отечественной литературе практически не дается подробный анализ проблем организации и функционирования рыбных бирж России,
которые были созданы в начале перестройки. Из семи рыбных бирж (камчатская «Краб», «Дальневосточная», калининградская «Океан», Российская, Сахалинская, Тихоокеанская, Международная рыбопромышленная биржа (МРБ)) сохранилась только последняя. ОАО МРБ была создана в феврале 1992 г. Анализируя итоги работы биржи, ее президент В.А. Володин отмечает, что с 1992 по 1995 гг. объем реализованной на бирже продукции составил 9,4 % от предложенного к реализации объема [3, с.13]. Основными факторами, сдерживавшими развитие биржевой торговли рыбными товарами в России, являлись резко возросшие железнодорожные тарифы на перевозки рыбной продукции, а также неудовлетворительная работа российской банковской системы, когда перевод денежных средств от покупателя к продавцу составлял около двух недель. В настоящее время ОАО МРБ функционирует и получила в 2008 г. подтвержденную лицензию на проведение биржевых операций.
Обратимся к зарубежному опыту создания рыбных рынков в АТР. Самый известный в Азии рыбный рынок Цукидзи был создан в 1935 г. в центре Токио. Каждый день сюда поступает 450 видов рыбы и моллюсков общим весом 2300 т [7]. В 1993 г. через его прилавки прошло 787 782 т морепродуктов [4]. Впоследствии товарооборот Цукидзи постепенно снижался, достигнув в 2006 г. 570 тыс. т. Представляется, что снижение годового товарооборота произошло не только вследствие роста популярности в Японии западной культуры питания (японцы стали потреблять больше мяса), но и в силу принятых японским правительством 1 апреля 2002 г. мер по ужесточению контроля за импортом рыбы и морепродуктов из России в целях борьбы с контрабандой и браконьерством.
По форме организации Цукидзи - это аукцион, где лицензированные аукционисты работают на торговых посредников. Посредникам принадлежат 929 магазинов. Около 40000 розничных торговцев выбирают рыбную продукцию для своих супермаркетов и рыбных магазинов. Отметим принципы организации рыбного аукциона Цукидзи: круглосуточная приемка рыбы; близость к одному из 10 крупнейших мегаполисов Японии; минимум посредников; весь улов, разгруженный ночью, должен быть днем продан с аукциона; визуальный осмотр рыбной продукции как посредником, так и розничным торговцем.
В Южной Корее состязательные операции в рыбной отрасли проводятся преимущественно в форме аукционов. Правительство Южной Кореи, начиная с 1999 г. приступило к внедрению системы электронных аукционов на уровне региональных рыболовных кооперативов. Кооперативам была предоставлена финансовая помощь для обеспечения процедур стандартизации продукции, предназначенной для оптовых продаж [8, с. 37]. Сюда входит оплата средств визуализации продукции на дисплее (палетта), приобретение вилочных погрузчиков и т. д. Данные меры позволили увеличить объем
прямых продаж с 5 % в 1997 г. до 20 % в 2004 г. (по расчетам Министерства морского транспорта и рыболовства Южной Кореи, далее МОМАФ). Для оживления спроса на продукцию рыболовства МОМАФ планирует к 2011 г. построить новый 30-причальный порт Бусан во втором по величине городе Южной Кореи Пусане, имеющем рыбный терминал. Строительство ведется на основе частногосударственного партнерства. Частным инвесторам будут предоставлены многочисленные преференции: сокращение корпоративного налога, обеспечение гарантированного дохода, страхование рисков при закупке сырья и материалов, государственное финансирование до 45 % проектной стоимости объектов портовой инфраструктуры [8, с. 29]. Также, для обеспечения устойчивого рыболовства МОМАФ собирается сократить количество рыболовных шхун до безопасного для отрасли показателя [9]. С целью компенсации возможных потерь на период восстановления ресурсов и улучшение жизни рыбаков до 2013 г. планируется потратить около 12,4 трлн вон на развитие инфраструктуры мелких портов, ремонт больниц, клубов, а также на помощь работникам отрасли. Таким образом, трансформация сбытовой инфраструктуры рыбной отрасли Южной Кореи сопровождается структурной перестройкой транспортной и информационной инфраструктуры, улучшением социальной инфраструктуры рыболовных кооперативов.
Экспорт Океании ориентирован в основном на США и Канаду, причем рыбная продукция из Фиджи, Соломоновых островов и Западного Самоа направляется на аукцион на Гавайские острова, а затем самолетом доставляется в страну назначения [5, с. 35].
Таким образом, анализ организации сбыта рыбной продукции в странах АТР показал, что основные торговые операции проводятся не на биржах, а на аукционах, что обеспечивает предварительный осмотр неоднородной рыбной продукции. Аукционы расположены в непосредственной близости от крупнейших рынков сбыта с целью обеспечения скорейшей доставки скоропортящейся продукции потребителю и сокращения транспортных расходов. Для ускорения доставки рыбной продукции используется транспортная авиация.
В мировой практике через биржи поставляется не более 30-40 % уловов [1, с. 58]. Продажа рыбопродукции на биржах в развитых странах осуществляется на добровольной основе. Представляется преждевременным принудительное внедрение состязательных операций в рыбохозяйственном комплексе России, учитывая неразвитость производственной, портовой, транспортной и информационной инфраструктуры отрасли. Следует увязать планы внедрения состязательных форм организации торговли рыбными товарами в России с планами трансформации производственной инфраструктуры (добывающего флота, береговых
рыбоперерабатывающих предприятий), транспортной
инфраструктуры (морских рыбных портов, холодильников,
транспортной авиации, подвижного железнодорожного парка) в соответствии с финансовым обеспечением и контрольными цифрами Федеральной целевой программы и стратегии развития рыбохозяйственного комплекса России.
Радикальная трансформация сбытовой инфраструктуры рыбной отрасли России приведет к изменению производственных кластеров Южной Кореи, Японии, Норвегии, Германии и других стран-импортеров российской рыбной продукции. Так перерабатывающие предприятия северной части Норвегии на 60-70 % зависят от импорта российского сырья [2, с. 15]. Выгрузка улова на российский берег и доставка его на рыбоперерабатывающие предприятия Норвегии приведут к повышению цен на импортируемые Россией товары. Таким образом, необходимо учесть и прогнозировать возможные международные аспекты последствий кардинального реформирования сбытовой инфраструктуры российской рыбной отрасли.
Библиографический список
1. Бобылов Ю.А. Внешнеторговые аспекты рыбного хозяйства России // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 5. С. 54-62.
2. Бобылов Ю.А. О «свободной» рыбной торговле России с Норвегией и учете наших национальных интересов // Рыбные ресурсы. 2009. № 1. С. 15-22.
3. Володин В.А. Развитие и становление российской Международной рыбопромышленной биржи // Рыбное хозяйство. 1996. № 2. С. 12-14.
4. Лазарев А. Цукидзи на закате. Электронный ресурс http://www.votpusk.ru/edit/
5. Ревенко Л. Некоторые аспекты развития конъюнктуры рынка рыботоваров стран южной части Тихого океана // Дальний Восток России: экономика, инвестиции, конъюнктура. 1997. № 1. С. 34-36.
6. Рыбные биржи - за и против (обзор материалов прессы). Электронный ресурс http://www.fishkamchatka.ru
7. Такахаси Хидэминэ. Из океана на стол, через токийский рынок Цукидзи. Электронный ресурс http://sabi.ru/content/view/118/32/
8. http://www.momaf.go.kr
9. Vision for Marine Policy of Korea. Blue Revolution for the 21st Century. Seul.: Ministry of Maritime affairs & Fisheries Republic of Korea. 2002. 59 p.