Научная статья на тему 'Трансформация информационной культуры студентов: опыт лонгитюдного исследования'

Трансформация информационной культуры студентов: опыт лонгитюдного исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ НАГРУЗКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИТУАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопатина Валерия Анатольевна

Статья посвящена некоторым аспектам изучения и формирования информационной культуры и проявления информационного поведения на примере лонгитюдного исследования студентов гуманитарного факультета технического вуза в 2005-2014 гг. Рассмотрены компоненты информационного поведения и факторы на него влияющие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лопатина Валерия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация информационной культуры студентов: опыт лонгитюдного исследования»

УДК 378.4

Лопатина Валерия Анатольевна

Старший преподаватель кафедры социально-массовых коммуникаций, Новосибирский государственный технический университет, lopatina@fgo.nstu.ru, Новосибирск

трансформация информационной культуры студентов: опыт лонгитюдного исследования

Аннотация. Статья посвящена некоторым аспектам изучения и формирования информационной культуры и проявления информационного поведения на примере лонгитюдного исследования студентов гуманитарного факультета технического вуза в 2005-2014 гг. Рассмотрены компоненты информационного поведения и факторы на него влияющие.

Ключевые слова: информационная культура, информационное поведение, информационная нагрузка, информационные ситуации, профессиональные компетенции, высшие учебные заведения, студенты.

Формирование информационной культуры - проблема комплексная. Для ее решения необходимо внести в сознание студента знания о специфике функционирования информации в обществе; сформировать понимание механизма информационного обмена и необходимость учета его специфических особенностей во всех процессах жизнедеятельности; привить навыки использования информационных ресурсов.

Однако, несмотря на осознание значимости этой проблемы и отражение ее в достаточно большом числе публикаций (например, [1; 2; 5; 7] и др.), на сегодняшний день не выработано единого определения дефиниции «информационная культура». Вероятно, наиболее оптимальным является определение специалистов, считающих информационную культуру одной из граней общечеловеческой культуры или информационной компонентой человеческой культуры в целом.

Г. Б. Паршукова, Т. А. Воробьева считают, что информационную культуру личности следует изучать и формировать в контексте умений и навыков самостоятельного наращивания профессиональных и любых других знаний, востребованных повседневной жизнью [6]. И тогда понятие «информационная культура» включит очень многие составляющие, например, культуру поиска новой информации; культуру чтения и восприятия информации, понимание особенностей современных текстовых сообщений и необходимости осознания того факта, что любое профессиональное чтение есть средство получения знаний (в противовес

его рассмотрению только в качестве способа устранения информационного дефицита, возникшего при решении текущих задач); умение перерабатывать большие массивы информации с использованием как информационных (компьютерных) технологий, так и интеллектуальных нормализованных методик (поаспектного анализа текстов, контент-анализа, классификационного и кластерного анализа и т. д.); умение генерировать собственные проблемно-ориентированные базы данных и вести личные поисковые системы; понимание важности межличностного профессионального общения для успешности любой трудовой деятельности; стремление к повышению уровня коммуникационной компетентности; воспитание в себе терпимости к чужим точкам зрения и мнениям, готовности не только получать, но и отдавать знания; умение находить партнеров по совместной деятельности с использованием для этого телекоммуникационных каналов связи; умение четко и доказательно излагать результаты собственной деятельности, в том числе, с учетом уровня подготовленности и настроя целевой аудитории; знание норм, регламентирующих использование интеллектуальной собственности.

Информационная культура проявляется в информационном поведении людей. Под информационным поведением мы понимаем образ действий, совокупность усилий, предпринимаемых человеком для получения/усвоения и использования/создания нового знания, его передачи и распространения в обществе.

Информационное поведение, с одной стороны, отражает активность личности как

познающего субъекта, его умение ориентироваться в информационном пространстве. С другой стороны, в информационном поведении проявляется степень доступности и комфортности использования информационных ресурсов, иначе говоря, те возможности, которые общество предоставляет индивиду, стремящемуся состояться как профессионал и личность.

В настоящее время предложена модель эталонного информационного поведения специалиста начала XXI в., включающая следующие компоненты: осознание важности непрерывного образования и сознательное стремление к нему; ориентация на мировые информационные ресурсы; комплексное использование различных каналов получения информации; способность к рефлексии и реальной самооценке уровня собственной информационной компетентности; стремление к профессиональному общению, к обмену знаниями; активность в распространении нового знания; соблюдение этических норм делового общения. В этой связи представляется достаточно важным обратить внимание на изучение информационного поведения студентов как будущих специалистов.

На формирование информационного поведения студентов значительное влияние оказывает ситуация. Происходит это по одной простой причине - любое поведение проявляется в какой-либо ситуации. Это не означает, что оно всегда формируется в зависимости от конкретных обстоятельств, но во многих случаях давление ситуационных факторов на поведение человека очень велико. Ситуационное влияние осуществляется за счет различных факторов, происходящих в определенное время в определенном месте и не зависящих от пользователей и объектов.

Все информационные ситуации можно разделить на три основных типа: ситуации коммуникации, получения информации, использования информации.

Ситуации коммуникации могут быть определены как условия, в которых пользователь участвует в процессе личного или неличного общения. Личное общение заключается в основном в разговоре с посредниками (библиотекарями), другими пользователями, преподавателями, научными руководителями, родителями, товарищами. Неличная коммуникация включает в себя контакты

с широким спектром автоматизированных возможностей, таких как Интернет, наличие различных поисковых систем, публикации, освещающие деятельность различных учреждений, представляющих информацию, в том числе рекламную продукцию.

Под ситуациями получения информации понимаются условия, в которых пользователи получают информацию и информационные услуги. Рассматривая влияние ситуации получения информации, нельзя не обратить внимание на роль информационной среды (среды учреждения, представляющего информацию) и фактора времени. Информационная среда - это все доступные пользователю данные в момент получения информации или информационной услуги. Основными характеристиками этой среды являются доступность информации, ее количество, формы организации и представления.

Доступность информации - это один из аспектов создания информационной среды, позволяющей пользователям сделать разумный, информированный выбор.

Информация может поступать либо из внешней среды, либо из памяти пользователя. Конечно, не вся доступная информация используется в ходе принятия решения -потребитель может и не приложить усилий к поиску каких-либо внешних данных. Точно так же и хранящаяся в памяти информация в каждый конкретный момент времени может быть доступна или необходима не полностью.

Организация информации также может повлиять на поведение пользователей. Например, использование пользователями информации может зависеть от того, как информация организована и представлена в библиотеке. От организации информации также зависит порядок ее получения и обработки, а также время, необходимое для принятия решения.

Форма представления информации - то, как представлена информация, может иметь большое значение. Так, информация может быть представлена либо в цифровом, либо в семантическом (превосходный, хороший, средний и т. д.) виде.

А теперь попробуем проиллюстрировать все вышесказанное на примере конкретного социологического исследования. В рамках проблемы изучения пользователей как

Siberian Pedagogical Journal ♦ № 3 / 2015

39

исходной базы формирования комфортной информационной среды в вузе в 2005 году было проведено исследование информационных потребностей студентов гуманитарного профиля и источников их удовлетворения [5]. Было опрошено 50 студентов первого курса. В 2014 г. состоялась попытка частичного повторения этого исследования в части использования ресурсов библиотек г. Новосибирска студентами-первокурсниками также гуманитарного факультета направления «Реклама и связи с общественностью» НГТУ

Как известно, пользователи Новосибирска находятся в уникальной информационной ситуации, обладая возможностью использования таких крупных информационных ресурсов, как ГПНТБ СО РАН, Областная научная и юношеская библиотеки, библиотеки крупных вузов. Как использовали и используют эти ресурсы студенты-первокурсники?

В 2005 г. к фондам ГПНТБ обращалось 32 % респондентов, в 2014 - только 34 %. В 2005 г. фондами НГОНБ пользовалось 48 %, в 2014 только 2 %. В 2005 г. студенты-первокурсники посещали Областную юношескую библиотеку (36 %), в настоящее время никто из опрошенных эту библиотеку не назвал. Примерно одинаковое количество студентов используют в качестве ресурсной базы районные библиотеки (18 и 16 % соответственно). В настоящее время библиотекой НГТУ пользуются 88 % первокурсников. В 2005 и 2014 гг. 9 % опрошенных в качестве источника информации назвали электронную библиотеку и указали, что не пользуются библиотеками совсем.

Удобное месторасположение назвали основной причиной предпочтительного обращения в библиотеки - назвали 32 % опрошенных в 2005 г. и 70 % в 2014 г. Наличие дополнительных услуг (ксерокопирование, подбор литературы по электронным каталогам, картотекам, Интернет, абонемент (выдача литературы на дом), доступ к полнотекстовым БД - назвали 26 % респондентов в 2005 г., а в 2014 г. - 9 %, более комфортные условия работы привлекали 14 % первокурсников в 2005 г., в 2014 г. - 36 % привлекает поиск в электронных каталогах.

Как мы уже говорили, одной из составляющих информационного поведения является выработанная потребность в получении

новой информации и источники, из которых пользователь получает информацию об изданиях. В 2005 г. 42 % опрошенных называли в качестве постоянно используемого источника - Интернет, в 2014 г. таких респондентов уже 80 %. Рекомендации научного руководителя востребованы примерно одинаково (36 % и 39 % соответственно). Значительно уменьшилось влияние на выбор источников информации рекомендации друзей и родителей (48 % и 14 % соответственно).

Постоянно обращались в библиотеки за учебной литературой в 2005 г. 32 % опрошенных первокурсников, в 2014 г. - 84 %. Кроме того, по данным исследования 2013 г. 44 % опрошенных обращаются за научными изданиями (монографиями, диссертациями, научными журналами). Электронными каталогами воспользовались в 2005 г. 22 % опрошенных, в 2014 г. - 30 %, причем 9 % респондентов используют только электронный каталог.

Доступ потребителя к информационным ресурсам может быть осуществлен в информационной среде, которая должна обеспечивать:

- возможность применения информационных ресурсов в условиях многопрофильного образовательного пространства;

- доступность информационных ресурсов потребителям разного уровня профессиональной компетентности и различного образовательного и социально-экономического статуса;

- последовательность всех этапов и уровней образовательного процесса;

- формирование информационной культуры, правильного информационного поведения субъектов образовательного пространства.

Студенты все больше предпочитают неформальные каналы получения информации, лично общаясь с преподавателями для решения не только учебных задач, но и организационных вопросов, что частично находит подтверждение в результатах проведенного исследования (как уже отмечалось, 39 % опрошенных первокурсников 2014 года предпочитают напрямую обращаться к преподавателям) и в наблюдении за повседневной работой кафедры социально-массовых коммуникаций (СМК) НГТУ Учитывая специфику будущей специальности, умение построения личных коммуникаци-

онных связей, с нашей точки зрения, должно приветствоваться, хотя, конечно, требует дополнительных временных затрат. Однако следует отметить, что часто потребность в личных контактах вызвана не необходимостью, а неумением осуществлять поиск и читать документы. В связи с этим обучение умениям и навыкам работы в информационной среде должно уделяться больше внимания при организации соответствующих учебных курсов.

Библиографический список

1. Бородина В. А. Читательское развитие личности: теоретико-методологический аспект: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2007. - 371 с.

2. Гендина Н. И. Концепции формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации // Библиосфера. - 2005. -№ 1. - С. 55-62.

3. Лопатина В. А. Информационное поведе-

ние студентов как составляющая качества образования // Качество образования: менеджмент, достижения, проблемы: материалы VI Международной научно-методической конференции (НГТУ, 23-25 мая 2005 г.). - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. - С. 661-662.

4. Лопатина В. А. Информационная культура будущего специалиста как составляющая информационной среды вуза // Библиотека педагогического учебного заведения в информационном мире: материалы регионального научно-практического семинара 8-10 ноября 2006 года. - Новосибирск: Архивариус - Н, 2007. - С. 87-97.

5. Паршукова Г. Б. Инновационная педагогика: современный культурный смысл // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 8. - С. 9-14.

6. Паршукова Г. Б., Воробьева Т. А. Особенности информационного поведения в современном медиапространстве // Информационное образование и профессионально-коммуникативные технологии XXI века: сб. материалов Междунар. научно-практ. конф. (Одесса, 8-10 сентября 2011 года). - Одесса: Симэкс-Принт, 2011. - С. 48-51.

Lopatina Valerija Anatol'evna

Senior Lecturer, Department of Social and mass communications, Novosibirsk State Technical University, lopatina@fgo.nstu.ru Novosibirsk

transformation of information culture of students: a longitudinal research experience

Abstract. The article is devoted to some aspects of the study and formation of information culture on the example of longitudinal research students of humanitarian faculty of the technical University in 2005-2014.

Keywords: information culture, information behavior, information overload, information situation, professional competence, higher education institutions, students.

Поступила в редакцию 30.04.2015

Siberian Pedagogical Journal ♦ № 3 I 2015

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.