Научная статья на тему 'Трансформация информационно-коммуникационных изданий в истории отечественной рекламы xviii - начала XX в'

Трансформация информационно-коммуникационных изданий в истории отечественной рекламы xviii - начала XX в Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
446
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ИЗДАНИЯ / ИСТОРИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ АФИШИ / ИСТОРИЯ ТЕАТРА В РОССИИ XVIII В. НАЧАЛА XX В / INFORMATION AND COMMUNICATION EDITIONS / THE HISTORY OF THE THEATRICAL PLAYBILL / THE HISTORY OF ADVERTISING IN RUSSIA OF THE 18TH CENTURY THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лешуков Алексей Григорьевич, Чеботарёв Анатолий Михайлович

Развитие сферы массовой коммуникации в России на протяжении трех веков становится интересным с точки зрения анализа тех изменений, которые произошли в формально-функциональном, содержательно-стилистическом, эмоционально-психологическом, технико-технологическом аспектах. Развитие средств информационно-рекламной коммуникации в стране с XVIII в. было тесно связано с развитием издательской деятельности, полиграфической отрасли, оформительского искусства, языковых традиций, культурно-досуговых предпочтений населения. Рассматриваются основные типы информационно-коммуникационных изданий, выпускавшихся в России в XVIII в. начале XX в., и анализируется их трансформация в разнообразных аспектах. Уделяется значительное внимание содержанию культурно-зрелищных афиш, печатных либретто к спектаклям, газетно-журнальных объявлений, анонсирующих зрелища. Цитирование текстов информационно-коммуникационных изданий XVIII в. начала XX в. позволяет сделать выводы о существенной трансформации текстового содержания, внешнего оформления, эмоционального воздействия, используемых приемов, позволяющих оптимизировать рекламную коммуникацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the sphere of mass communication in Russia for three centuries becomes interesting from the point of view of analyzing those changes that have occurred in the formally and functional, content and stylistic, emotional and psychological, technical and technological aspects. The development of means of information and advertising communication in Russia since the 18th century was closely associated with the development of publishing activities, the printing industry, design art, language traditions, cultural and leisure preferences of the population. In the article the authors consider the main types of information and communication editions produced in Russia in the 18th century the beginning of the 20th century and analyze their transformation in various aspects. Considerable attention is paid to the content of cultural and entertainment playbill, printed libretto for theatrical performances, announcements about dramatic performances in the newspapers and magazines. Quotation of the texts of information and communication editions of the 18th century the beginning of the 20th century allows authors to draw conclusions about the substantial transformation of text content, external design, emotional impact, techniques used to optimize advertising communication.

Текст научной работы на тему «Трансформация информационно-коммуникационных изданий в истории отечественной рекламы xviii - начала XX в»

УДК 659(091)

А. Г. Лешуков

канд. культурологии, Челябинский государственный институт культуры E-mail: leshukov.chgaki@yandex.ru

А. М. Чеботарёв

доктор ист. наук, доцент, Челябинский государственный институт культуры E-mail: one_chebotarew@list.ru

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ИЗДАНИЙ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РЕКЛАМЫ XVIII - НАЧАЛА XX В.

Развитие сферы массовой коммуникации в России на протяжении трех веков становится интересным с точки зрения анализа тех изменений, которые произошли в формально-функциональном, содержательно-стилистическом, эмоционально-психологическом, технико-технологическом аспектах. Развитие средств информационно-рекламной коммуникации в стране с XVIII в. было тесно связано с развитием издательской деятельности, полиграфической отрасли, оформительского искусства, языковых традиций, культурно-досуговых предпочтений населения. Рассматриваются основные типы информационно-коммуникационных изданий, выпускавшихся в России в XVIII в. - начале XXв., и анализируется их трансформация в разнообразных аспектах. Уделяется значительное внимание содержанию культурно-зрелищных афиш, печатных либретто к спектаклям, газетно-журнальных объявлений, анонсирующих зрелища. Цитирование текстов информационно-коммуникационных изданий XVIII в. - начала XX в. позволяет сделать выводы о существенной трансформации текстового содержания, внешнего оформления, эмоционального воздействия, используемых приемов, позволяющих оптимизировать рекламную коммуникацию.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные издания, история театральной афиши, история театра в России XVIII в. - начала XX в.

Для цитирования: Лешуков, А. Г. Трансформация информационно-коммуникационных изданий в истории отечественной рекламы XVIII - начала XX в. / А. Г. Лешуков, А. М. Чеботарёв // Вестник культуры и искусств. - 2017. - № 4 (52). - С. 48-54.

Историю отечественной рекламы можно рассматривать как непрерывный процесс поиска оптимальных средств для обеспечения эффективного информационно-коммуникационного воздействия на имущие слои населения с целью распространения информации о предстоящих событиях. Развитие отечественной рекламы происходило в русле общеевропейских (в XVIII в.), а затем и общемировых (в XIX в.) тенденций изменения формально-функциональных и содержательных характеристик информационно-рекламных материалов.

На протяжении указанного периода содержание информационно-коммуникационных изданий подверглось существенному преобразованию. Сформировался комплекс выполняемых

ими функций. Мы предприняли попытку проанализировать процесс трансформации информационно-коммуникационных изданий, выпускавшихся в России в XVIII в. - начале XX в., на примере одного из самых активно используемых в этот период - театральной афиши.

Изучение вышеупомянутого процесса становится актуальным с точки зрения анализа тех изменений, которые произошли в формально-функциональном, содержательно-стилистическом, эмоционально-психологическом, технико-технологическом аспектах. Развитие средств информационно-рекламной коммуникации в России в начале XVIII в. было тесно связано с генезисом издательского дела, полиграфических технологий, оформительских

48

приемов, языковой стилистики и культуры, культурно-досуговых традиций населения.

Термин афиша (от фр. глагола afficher -'действие по размещению информации в публичном пространстве', 'выставление чего-либо напоказ'), на наш взгляд, несколько синонимичен понятию реклама, означающему привлечение внимания к объекту рекламирования посредством громких выкриков. Реклама со времени своего возникновения была связана со звуковым, речевым воздействием на аудиторию и представляла собой устные объявления. Текстовые рекламные объявления, одним из типов которых является афиша, появились позднее, с возникновением и развитием печатных технологий. Афиши решают задачи печатной коммуникации достаточно результативно, при условии их размещения в тех местах, где аудитория может контактировать с данным рекламным носителем. Эффективность коммуникации зависит от содержательных особенностей афиши, комплекса использованных в каждом случае вербальных и художественно-стилистических средств и приемов.

Исторически сложилось так, что термин афиша применяется в отношении такого типа информационно-коммуникационных изданий, которые анонсируют культурно-досуговые и культурно-зрелищные мероприятия. Такие издания можно классифицировать по объекту рекламирования, выделив афиши, сообщающие о театральных постановках, концертных программах, цирковых представлениях, кукольных спектаклях, научно-популярных лекциях, мемориальных чтениях.

Время появления театральных афиш в России совпадает с возникновением и развитием публичного театра. В сохранившихся документах Академии наук печатные текстовые объявления, выходившие на отдельных, небольшого формата листах, назывались «комедиантские цеттели», «зазывные билеты», «комедиантские объявительные письма». Они изготавливались начиная с первого года существования типографии Академии наук (1727 г.) по заказу иностранных артистов, гастролировавших в Санкт-Петербурге [11, с. 386].

Первые театральные афиши выходили чаще всего на иностранном языке - немецком, реже французском. Тираж афиш на русском языке почти во всех случаях было меньшим -со следующим соотношением: «на русском языке - 200 экземпляров, на немецком - 300» [Там же, с. 387]. Часто содержание афиш дублировалось на двух языках (немецком и русском) с разных сторон одного бумажного листа небольшого формата. Такие двусторонние афиши невозможно было расклеить на вертикальной поверхности (на стене, колонне, заборе), их было необходимо вручить в руки зрителю. Кроме перечисления основных элементов содержания представления, его названия (часто очень многословного, включающего краткий заголовок и объемный поясняющий подзаголовок), в афише могла быть указана стоимость разных категорий мест в зрительном зале, а также дата, время начала, название и местонахождение театра, в котором давался спектакль (это иллюстрирует афиша к спектаклю «Фламишя волшебница или новоучре-жденной купидонъ любви порядокъ и Арлекин знатной чужим вспомоществованием волшебник» [1]).

Уточнение рекламной и жанровой характеристики спектакля («Новая комедия»), детальное (из 19 пунктов) описание особенностей визуализации основных поворотов сюжета («Особливые перемены театра»), упоминание о своеобразии декоративного и технического оснащения постановки («многими декорациями и куриозными машинами украшенная»), краткие аннотации к характерам персонажей - все это характерно для текстовых афиш XVIII в. Такие элементы содержания афиш должны были привлечь внимание потенциальных зрителей, вызвать особый интерес описанием декораций и неожиданных театральных эффектов и таким образом повлиять на результат рекламной коммуникации. Шрифтовое оформление текста афиш было достаточно лаконичным и содержало, как правило, одну-две гарнитуры. Активно использовались типографические средства - полужирное и светлое начертание символов, изменение регистра в наборе разных

49

элементов текста, структурирование текста с использованием маркированных и нумерованных списков. Афиша к спектаклю «Фламиния волшебница», цитируемая нами выше, имела размер 340*430 мм [1], при этом поля занимали приблизительно половину печатного листа, что совершенно не типично для современного набора. В основном же выпускались афиши формата, близкого к современному А4.

Об афишах XVIII в. написано относительно немного, вероятнее всего, из-за отсутствия в научном обороте образцов для изучения. Так, в работе «История рекламы» В. В. Учёновой [12], одной из основных по данной теме, вопрос о театральной рекламе освещен на основе труда М. И. Пыляева1 [8], в котором автор, рассматривая развитие театральной жизни в период правления Петра I, говорит исключительно об одном виде афиш - «перечневых», отмечая, что они «печатались для лучшего объяснения публике содержания и хода представления» [Там же, с. 116].

В «перечневых» афишах, как правило, содержалось детальное перечисление всех сцен предстоящего спектакля. В петровское время издавались афиши приезжих комедиантов с пространными описаниями анонсируемого представления. Такая практика рекламирования различных культурно-досуговых и культурно-зрелищных мероприятий возникла еще в XVII в. Так, в афише 1699 г. очень подробно (44 строки текста) изложен порядок проведения лотереи («счастливого воспытания») и возможные варианты выигрыша [12, с. 278-279]. В другом случае в более поздней афише (1719 г.) сказано о «чудном муже; его иные вторым Сампсоном нарицают», далее приведены рекламные аргументы - «Сампсон» выступал в нескольких европейских столицах, в присутствии монарших особ. Описывают

1 М. И. Пыляев (1842-1899) - русский писатель и журналист, краевед, автор многочисленных статей по истории театра. Наиболее известны «Старая Москва. Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы» [8] и «Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы» [9], где собраны анекдоты, фельетоны, рисующие быт и нравы (в том числе и в области театра) XVII - начала XIX в. Издания ценны тем, что использованы устные свидетельства очевидцев, документы из частных архивов (в настоящее время большей частью утерянные).

и других участников представления - «куриоз-ную компанию». Перечислены двенадцать номеров, указана цена, дата и начало спектакля. Размер набора в этой афише составил 353*202 мм, печать на одной стороне листа в одну краску [9, с. 255]. В афише от 1723 г. подробно описано также цирковое по своей жанровой принадлежности представление «аг-линской мастерицы», включающее 10 акробатических номеров в ее исполнении и два номера в исполнении других артистов. Афиша представляет собой лист с достаточно мелким текстом, где визуально выделены заголовок и лидер-абзац, с описанием важных характеристик события. Основной рекламный текст расположен в виде нумерованного списка (перечня), занимающего большую часть печатного листа [7, с. 421].

Известно, что афиши в то время редко размещались в людных местах, а чаще всего разносились по домам. В подтверждение этому можно привести следующее рассуждение. На афише «Объявление о чудном муже» от 1719 г. указана дата изготовления - 17 марта и время начала представления - 17 марта в 3 часа пополудни. Мы полагаем, что для расклейки афиш и массового ознакомления с их содержанием было бы недостаточно времени и наиболее целесообразный способ собрать публику - разнести афиши по домам знатных и обеспеченных жителей. По свидетельству современников, распространяли афиши таким способом актеры, участвующие в представлении [8, с. 116].

Из сохранившихся афиш, опубликованных в 40-е гг. XVIII в., мы узнаем, что комедианты труппы Петера Хильфердинга «разыграют еще здесь никогда невиданную переведенную с французского комедию, которая называется: Тяготы богатства, или Арлекин, которого одарил богатством бог Плутос». Далее перечисляются персонажи пьесы, а затем помещен нравоучительный текст, осуждающий богатство и предлагающий читателю стремиться к истинным ценностям. Таким образом, в афише была предпринята попытка преобразования общества и влияния на духовно-нравственные идеалы.

50

Начиная с 50-х гг. XVIII в. законодательное нормирование работы придворного театра определило организационные формы, управленческие структуры и технологии, в том числе и правила информационно-коммуникационной деятельности театра. Изготовление и распространение афиш иногда заменялось изданием специальных либретто, часто представлявших собой многополосные брошюрованные издания (от 12 до 70 страниц), с самой разнообразной информацией, в которых помимо описания представления назывались фамилии актеров. Так, в одном из них указывалось: содержание спектакля - 5 из 14 страниц издания, «сокращенное описание употреблявшихся в сей опере украшений» - с 6 по 10 страницу. В конце издания приведена дополнительная информация о ходе представления, его длительности, авторах сюжета и стихов, музыки, хореографических номеров, художественного и технических решений [5, с. 125, 127]. Также в либретто могли включить сведения, кому или какому событию посвящен спектакль, описания персонажей и анонсы будущих постановок.

Часто в поддержку печатным афишам театральные антрепренеры использовали оповещения в газетах. Так, в 1758 г. в прибавлениях к газете «Московские ведомости» выходили объявления с предложением купить места в ложах частного московского театра Д. Б. Лока-телли. В номерах газеты в рубрике «Для известий» указывались условия подписки на ложи в театре [3]. Сообщения о театральных спектаклях публиковались почти в каждом номере «Московских ведомостей» [6, с. 157].

Традиция давать в газете информацию о представлениях в дальнейшем получила широкое распространение. Так, в Тамбове 24 ноября 1786 г. в день именин Екатерины II должно было состояться торжественное открытие губернского театра. Тамбовским губернатором известным русским поэтом Г. Р. Державиным для рекламирования этого события было подготовлено специальное объявление для газеты «Санкт-Петербургские ведомости», в котором обозначались задачи театра и восхвалялась императрица Екатерина. Другое объявление, со-

ставленное А. П. Сумароковым, анонсировало комедийное представление с указанием времени начала спектакля, стоимости мест и особых требований к внешнему виду слуг (они должны были являться без ливрей).

Кроме сообщений в газете и раздачи печатных либретто-программ потенциальным зрителям, значимую роль в распространении информации о предстоящих театральных событиях играли устные объявления. Существовала традиция «делать со сцены анонсы к публике о предстоящих спектаклях и бенефисах» [9, с. 386], обычно это происходило перед последним действием или после первой сыгранной пьесы, когда на сцену выходил актер и объявлял день и театр, в котором состоится спектакль, а также цену билета.

Одним из основных информационно-коммуникационных изданий, используемых Дирекцией императорских театров в XVIII в., являлись небольшие по формату и объему текста афишки, особым образом распространявшиеся - по списку лиц, купивших ложи в театре. Афиши дублировались на русском, немецком и французском языках. Посещение театра состоятельными людьми предполагало закрепление за ними театральных лож, их раздача осуществлялась по жребию, на основе утвержденного Дирекцией положения. Результаты жеребьевки и закрепления лож публиковались в газетах. Такая практика сложилась во второй половине 80-х гг. XVIII в. В 1783 г. была организована команда разносчиков из 8 человек для доставки «печатных зрелищных листочков» (афиш) на дом владельцам театральных лож.

Дирекцией также давались указания производителям афиш и устанавливались сроки изготовления. Тираж афиш определялся в 800 экземпляров. Создание при Дирекции театров специальной рекламной службы, вероятно, способствовало более эффективному распространению информационно-коммуникационных материалов. Оперативная и своевременная доставка сообщений о предстоящих спектаклях ставила перед руководителями театральных трупп конкретные задачи по более четкой регламентации

51

своей работы. Например, в сентябре 1784 г. комитет управляющих Дирекции императорских театров обязал руководителей трех театральных коллективов составить расписание спектаклей в Каменном театре - реестров для извещения публики, с обязательной их публикацией в Санкт-Петербургских ведомостях.

В XIX в. сложившиеся приемы информационно-коммуникационного воздействия на потенциальных потребителей услуг культур-но-досуговых и культурно-зрелищных учреждений продолжали применяться. Но происходили и определенные изменения.

Так, для размещения репертуаров театров начали активно использовать литературно-художественные журналы, а затем и специализированные - театральные. Например, журнал «Репертуар русского и пантеон всех европейских театров» (сначала выходил с названием «Пантеон») образовался в результате слияния «Репертуара русского театра» и «Пантеона русского и всех европейских театров». В дальнейшем в журнале печаталось приложение «Репертуар русской сцены». В издании имелись разделы: драматические произведения, материалы по истории театра и словесность, театральная хроника, смесь, драматический телеграф. Начиная с третьего номера (1842 г.) появляется раздел афиш, включающий две части («петербургские театры» и «московские театры»). Раздел состоял из таблицы с указанием статистических данных о датах проведения спектаклей в разных театрах, названий пьес и количества зрителей, а также количества карет и экипажей [2].

Данные сведения публиковались по итогам постановок, поэтому назвать их рекламных средством нельзя. Это своего рода афиша-отчет, афиша-архив, по своей направленности скорее представляет собой РЯ-средство, влияющее на имидж театра, демонстрирующее уровень зрительского интереса к тому или иному спектаклю.

К середине XIX в. театральные афиши приобрели почти современный вид. Основным средством воздействия по-прежнему оставался шрифт. Крупным кеглем всегда выделялось

название спектакля. Поскольку все государственные театры подчинялись Дирекции императорских театров, в центре афиши наверху печаталась фирменная символика Дирекции и дата.

Наравне со шрифтовыми афишами сохранилось множество образцов иллюстрированных полноцветных крупноформатных афиш конца XIX в. Они начали выходить благодаря совершенствованию полиграфических технологий, появлению новых способов полноцветной печати. В шрифтовую композицию афиш включали крупные, привлекающие внимание изображения. Они представляли собой, как правило, персонажей драматургического произведения, сцены, иллюстрирующие сюжет.

Информационно-коммуникационные издания должны были соответствовать изменившемуся культурному пространству, которое становилось более заполненным, емким. Требовалось применение целого комплекса выразительных средств, включающего иллюстрацию, цветовое оформление и композиционные приемы, различные жанрово-стилевые решения. Основной задачей этого комплекса средств становилось визуальное выделение рекламного сообщения в условиях обострения конкуренции на рынке досугово-зрелищных услуг.

В начале XX в. произошло объединение афиши и программы. Была выпущена специализированная театральная газета «Обозрение театров» (1906 г.). В ней печатались афиши и краткие аннотации предстоящих спектаклей, планы театров с указанием цен на места. Публиковался ежедневный репертуар петербургских театров, а также информация о премьерах московских, провинциальных и заграничных театров, новости культуры и науки. Издание содержало множество иллюстраций. Приводился полный перечень исполнителей. Печатались рецензии на театральные премьеры. Существовали развлекательные страницы, на которых размещались фельетоны, афоризмы, шарады, портреты деятелей театра.

Таким образом, выявленные нами некоторые примеры трансформации информационно-коммуникационных изданий в период

52

с XVIII в. до начала XX в. позволяют сделать следующие выводы.

Афиша в XVIII в. выпускалась в небольших форматах и представляла собой скорее листовку, при этом такие средства рекламы не размещались на вспомогательных поверхностях непосредственно в месте оказания культурной услуги, а доставлялись напрямую потребителям. Постепенно сформировалась система рекламной деятельности культурно-зрелищных и культур-но-досуговых учреждений, включавшая выпуск и распространение комплекса информационно-коммуникационных изданий и средств (афиши, либретто-программы, газетно-журнальные объявления, устные анонсы).

В XIX в. произошло изменение форматов афиш. К концу изучаемого периода они стали близки по формату к современным стандартам (А2 и А3). При этом печать осуществлялась с одной стороны, что требовало и позволяло

размещать афиши на вспомогательных поверхностях (рекламных тумбах, репертуарных стендах, стенах театров). В свою очередь такой способ расположения способствовал повышению эффективности восприятия информации, позволял анонсировать событие заранее, т. е. потребитель мог планировать свой досуг. Появились специализированные издания, публиковавшие достаточно полную рекламную информацию о всех зрелищах в крупном городе. Традиционные информационно-коммуникационные издания дополнялись рядом выразительных приемов - внедрением иллюстрации и цвета, созданием целостного и действенного рекламного образа.

Такие выводы подчеркивают масштаб изменений в театрально-зрелищной культуре России в XVIII в. - начале XX в., оказывавших значительное влияние на развитие отечественной театральной рекламы.

1. Афиша к спектаклю «Фламиния волшебница». ПФ РАН. Ф. 3. Оп. 1. Ед. хр. 194. Л. 188об.

2. Афиша. Петербургские театры // Репертуар русского и пантеон всех европейских театров. - 1842. - № 3. -С. 59-62.

3. Для известий // Московские ведомости. Прибавления. - 1758. - № 32.

4. Для известий // Московские ведомости. Прибавления. - 1758. - № 37.

5. Издания гражданской печати времени императрицы Елизаветы Петровны 1741-1761. Ч. I. 1741-1755 / ред. П. Н. Берков ; АН СССР. - Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1935. - 303 с.

6. Краснобаев, Б. И. Русская культура второй половины XVII - начала XIX в. / Б. И. Краснобаев. - Москва : Изд-во Московского университета, 1983. - 224 с.

7. Описание изданий гражданской печати. 1708 - январь 1725 г. / сост. Т. А. Быкова и М. М. Гуревич; вступ. ст. проф. П. Н. Беркова. - Москва; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1955. - 646 с.

8. Пыляев, М. И. Старая Москва. Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы / М. И. Пыляев. -Санкт-Петербург : Издание А. С. Суворина, 1891. - 603 с.

9. Пыляев, М. И. Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы / М. И. Пыляев. - Санкт-Петербург : Паритет, 2007. - 817 с.

10. Россия при царевне Софье и Петре I : Записки русских людей / сост., авт. вступ. ст., коммент. и указ. А. П. Богданов. - Москва : Современник, 1990. - 445 с.

11. Тонкова, Р. М. К истории петербургских театров. Печатание «цеттелей» (афиш) в типографии Академии наук с 1727 по 1771 год / Р. М. Тонкова // XVIII век : сб. 4 / отв. ред. П. Н. Берков. - Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1959. - С. 385-394.

12. Учёнова, В. В. История рекламы / В. В. Ученова, Н. В. Старых. - 3-е изд. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. -495 с.

Получено 25.10.2017

53

A. Leshukov A. Chebotarev

Candidate of Culturology, Doctor of Historical Sciences, Docent,

Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts

E-mail: leshukov.chgaki@yandex.ru E-mail: one_chebotarew@list.ru

TRANSFORMATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION EDITIONS IN THE HISTORY OF NATIVE ADVERTISING OF THE 18th CENTURY - THE BEGINNING OF 20th CENTURY

Abstract. The development of the sphere of mass communication in Russia for three centuries becomes interesting from the point of view of analyzing those changes that have occurred in the formally and functional, content and stylistic, emotional and psychological, technical and technological aspects. The development of means of information and advertising communication in Russia since the 18th century was closely associated with the development of publishing activities, the printing industry, design art, language traditions, cultural and leisure preferences of the population. In the article the authors consider the main types of information and communication editions produced in Russia in the 18th century - the beginning of the 20h century and analyze their transformation in various aspects. Considerable attention is paid to the content of cultural and entertainment playbill, printed libretto for theatrical performances, announcements about dramatic performances in the newspapers and magazines. Quotation of the texts of information and communication editions of the 18th century - the beginning of the 20th century allows authors to draw conclusions about the substantial transformation of text content, external design, emotional impact, techniques used to optimize advertising communication.

Keywords: information and communication editions, the history of the theatrical playbill, the history of advertising in Russia of the 18th century - the beginning of the 20th century

For citing: Leshukov A., Chebotarev A. 2017. Transformation of information and communication editions in the history of native advertising of the 18th century - the beginning of 20th century. Culture and Arts Herald. No 4 (52) : 48-54.

References

1. Afisha k spektaklyu «Flaminiya volshebnitsa» [Playbill "Flaminia Sorceress"]. PF RAS f. 3. Op. 1. Ud. hr. 194. L. 188, about. (In Russ.).

2. Playbill. Petersburg theaters. 1842. Repertuar russkogo i panteon vsekh evropeyskikh teatrov [Russian repertoire and pantheon of all European theaters]. No 3 : 59-62. (In Russ.).

3. For the news. Moskovskie vedomosti. Pribavleniya [TheMoscow bulletin. Additions]. 1758. No 32. (In Russ.).

4. For the news. Moskovskie vedomosti. Pribavleniya [TheMoscow bulletin. Additions]. 1758. No 37. (In Russ.).

5. Izdaniya grazhdanskoy pechati vremeni imperatritsy Elizavety Petrovny 1741-1761. Ch. I. 1741-1755 [Publications of the civil press of the time of Empress Elizabeth Petrovna 1741-1761. Part I. 1741-1755]. 1935. Berkov P., ed.; AN USSR. Moscow; Leningrad : Publishing House of the USSR Academy of Sciences. 303 p. (In Russ.).

6. Krasnobaev B. 1983. Russkaya kul'tura vtoroy poloviny XVII - nachala XIX v. [Russian culture of the second half of the 17th -beginning of the 19th century]. Moscow : Publishing House of Moscow University. 224 p. (In Russ.).

7. Opisanie izdaniy grazhdanskoy pechati. 1708 - yanvar' 1725 g. [Description of publications of the civil press. 1708 -January 1725]. 1955. Comp. by Bykova T. and Gurevich M. Foreword by prof. P. Berkov. Moscow ; Leningrad : Publishing House of the USSR Academy of Sciences. 646 p. (In Russ.).

8. Pyliaev M. 1891. Staraya Moskva. Rasskazy iz byloy zhizni pervoprestol'noy stolitsy [Old Moscow. Stories from the past life of the capital's capital]. St. Petersburg : Publication of A. Suvorin. 603 p. (In Russ.).

9. Pyliaev M. 2007. Staryy Peterburg. Rasskazy iz byloy zhizni stolitsy [Old St. Petersburg. Stories from the former life of the capital]. St. Petersburg : Parity. 817 p. (In Russ.).

10. Rossiya pri tsarevne Sofe i Petre I : Zapiski russkikh lyudey [Russia under Princess Sophia and Peter I : Notes of the Russian people]. 1990. Comp., author. article, comment. and the decree of A. Bogdanov. Moscow : Contemporary. 445 p. (In Russ.).

11. Tonkova R. 1959. To the history of St. Petersburg theaters. Printing of «tsetteley» (posters) in the printing house of the Academy of Sciences from 1727 to 1771. XVIII vek [XVIII century: Sat. 4]. Berkov P., ed. Moscow ; Leningrad : Publishing House of the USSR Academy of Sciences. P. 385-394. (In Russ.).

12. Uchenova V., Starykh N. Istoriya reklamy [History of advertising]. 2008. 3rd ed. Moscow : UNITY-DANA. 495 p. (In Russ.).

Received 25.10.2017

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.