— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-9-1 УДК 340.128
ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕИ О СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА В МАРКСИСТСКИХ УЧЕНИЯХ XX ВЕКА
Базилев A.A.
Московский государственный юридический университет имени O.E. Кутафина, ФГАУ Научно-исследовательский институт «Восход»
Аннотация. Данное исследование посвящено анализу трансформации марксистских идей о сущности государства в XX веке в контексте практики социалистического строительства. Цель работы - выявить основные направления эволюции теории государства от классического марксизма до концепций, разработанных в СССР, Китае и в других странах социалистической ориентации. Методологической основой исследования служит диалектический материализм, а также историко-генетический и сравнительно-исторический методы. В результате исследования прослеживается эволюция от идеи отмирания государства к концепциям его усиления, выявляются причины расхождения теории и практики социалистического строительства. Рассматриваются ключевые этапы трансформации марксистской теории государства: идеи союза пролетариата и крестьянства, формирование концепции союза нескольких революционных классов, концепция общенародного государства, а также особенности развития теории в других социалистических странах.
Ключевые слова: теория государства и права, история политических и правовых учений, марксистская теория государства, трансформация идей, социалистическое строительство, СССР, Китай, союз пролетариата и крестьянства, союз революционных классов, общенародное государство.
THE TRANSFORMATION OF IDEAS ABOUT THE ESSENCE OF THE STATE IN THE MARXIST TEACHINGS OF THE TWENTIETH CENTURY
Andrey A. Bazilev
Kutafin Moscow State Law University, Federal State Autonomous Institution Research Institute «Voskhod»
Abstract. This study analyzes the transformation of Marxist ideas about the nature of the state in the 20th century within the context of socialist construction practices. The aim is to identify the main directions of the evolution of state theory from classical Marxism to concepts developed in the USSR, China, and other socialist countries. The methodological basis is dialectical materialism, as well as historical-genetic and comparative-historical methods. The research traces the evolution from the idea of the withering away of the state to concepts of its strengthening, revealing the reasons for the divergence between theory and practice of socialist construction. Key stages in the transformation of Marxist state theory are examined: ideas of the alliance between the proletariat and peasantry, formation of the concept of alliance of several revolutionary classes, the concept of the all-people's state, as well as peculiarities of theoretical development in other socialist countries.
Keywords: theory of state and law, history of political and legal doctrines, Marxist state theory, transformation of ideas, socialist construction, USSR, China, alliance of proletariat and peasantry, alliance of revolutionary classes, all-people's state.
Введение.
Марксистская теория государства, сформированная в XIX веке, оказала существенное влияние на развитие политической мысли и практики в XX столетии. Однако в процессе реального социалистического строительства эта теория подверглась значительным изменениям.
Актуальность исследования трансформации идей марксизма о сущности государства обу-
словлена необходимостью осмысления теории и практики в ходе социальных преобразований.
Классическая марксистская концепция рассматривала государство как машину классового господства, которая должна была «отмереть» в процессе построения коммунистического общества [1]. Однако практика социалистического строительства в XX веке показала, что роль государства в этом процессе оказалась гораздо более сложной и многогранной.
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Целью данного исследования является анализ основных направлений трансформации марксистских идей о сущности государства в ходе практики социалистического строительства в XX веке.
Методологической основой исследования является диалектический материализм, а также исто-рико-генетический и сравнительно-исторический методы.
Обсуждение.
Классическое марксистское учение о государстве, сформулированное К. Марксом и Ф. Энгельсом, рассматривает государство как продукт классового общества и инструмент классового господства. Маркс и Энгельс утверждали, что всякое государственное образование возникает из столкновения классов, что оно есть «государство самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса» [2, с. 171].
Ключевым элементом марксистской теории государства является идея о том, что государство не является вечным институтом. По мере развития производительных сил и изменения производственных отношений, государство должно «отмереть». Этот процесс связан с преодолением классовых противоречий и построением бесклассового коммунистического общества.
Маркс и Энгельс предполагали, что переход от капитализма к коммунизму будет сопровождаться установлением диктатуры пролетариата - переходной формы государства, необходимой для подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов и создания условий для построения бесклассового общества [3].
В.И. Ленин, развивая марксистскую теорию государства, внес существенный вклад в её адаптацию к условиям России начала XX века. Ленин подчеркивал, что «государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий» [4, с. 7]. Он акцентировал внимание на необходимости слома буржуазной государственной машины в ходе социалистической революции. По мнению Ленина, пролетариат не может просто овладеть готовой государственной машиной и пустить её в ход для своих целей, а также, что диктатура пролетариата является необходимым этапом на пути к бесклассовому обществу и отмиранию государства.
После Октябрьской революции 1917 года теоретические положения Ленина начали воплощаться в практику государственного строительства. Однако реальность внесла свои коррективы в первоначальные планы. Гражданская война и иностранная интервенция потребовали усиления централизации власти и создания мощного государственного аппарата.
Концепция союза пролетариата и крестьянства стала ключевым элементом в развитии теории социалистического государства в СССР. Ленин рассматривал союз рабочего класса и крестьянства как необходимое условие для успешного осуществления социалистической революции и построения нового общества. В своей работе «Доклад о замене разверстки натуральным налогом» он писал: «Только соглашение с крестьянством может спасти социалистическую революцию в России, пока не наступила революция в других странах» [5, с. 59].
И.В. Сталин, продолжая линию Ленина, также уделял большое внимание вопросу союза рабочего класса и крестьянства. В своей работе «Об основах ленинизма» он подчеркивал, что диктатура пролетариата суть особый союз между классом пролетариев и многочисленными непролетарскими трудящимися слоями или большинством их, выступающий против власти капитала» [6].
Н.И. Бухарин в работе «Путь к социализму и рабоче-крестьянский союз» предполагал, что тесный союз пролетариата и крестьянства обеспечивает их взаимовыгодное сосуществование. Так, им утверждалось, что рост производительных сил и сопутствующее ему увеличение благосостояния крестьянства, обеспечит приближение последнего к отстающим широким слоям рабочего класса, до тех пор, пока со временем они все не сольются в единое общество трудящихся [7].
Практическая реализация идеи союза пролетариата и крестьянства в СССР прошла через несколько этапов. С конца 1920-х годов, с началом форсированной индустриализации и коллективизации, крестьянство фактически стало источником ресурсов для промышленного развития.
Вместе с тем, такой способ распределения в дальнейшем доказал свою эффективность в вопросе устранения вековой отсталости уровня производительных сил России.
Формой проявления развития идей союза пролетариата и крестьянства, является возникновение концепции союза нескольких революционных классов.
Концепция союза нескольких революционных классов представляет собой важное развитие марксистско-ленинской теории государства, особенно в контексте революционных движений в странах с преимущественно аграрной экономикой колониального характера. Эта идея нашла наиболее яркое выражение в теории и практике китайской революции под руководством Мао Цзэдуна.
Мао Цзэдун разработал концепцию «новой демократии», которая предполагала союз нескольких революционных классов как основу для построения социалистического государства в условиях полуфеодального и полуколониального
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Китая. В своей работе «О новой демократии» Мао писал: «Революция в колониальных и полуколониальных странах... должна пройти два этапа: первый этап - демократическая революция, второй этап - социалистическая революция» [8, с. 226].
Ключевой особенностью концепции Мао было признание революционного потенциала не только пролетариата и крестьянства, но и национальной буржуазии. Он видел китайскую революцию на первых этапах как буржуазно-демократическую по своему характеру, поскольку главный удар революции был направлен не против капитализма и частной собственности вообще, а против империализма, феодализма и бюрократического капитала [9].
Эта идея нашла отражение в политике «единого фронта», которая предполагала временный союз коммунистов с Гоминьданом и другими патриотическими силами для борьбы против японской агрессии и феодальных пережитков [10].
В практическом плане идея союза нескольких революционных классов нашла выражение в системе «трех третей», введенной в освобожденных районах Китая в 1940-х годах. Согласно этой системе, одну треть мест в органах власти занимали коммунисты, вторую треть - беспартийные прогрессивные элементы, а третью -представители других партий и групп, поддерживающих революцию [11].
Рост производительных сил и постепенное нивелирование различий между сельским и городским трудящимся, а также итоги коллективизации привели к исчезновению класса средних и крупных собственников не селе, исчезло особое отношение к средствам производства отдельных групп индивидов. Такое ключевое противоречие, как общественный характер производства и частная форма присвоения, характерное для капиталистического способа производства, теперь исчезло, все группы граждан - отныне трудящиеся и имеют единые интересы, классовые антагонизмы практически изжиты. На фоне этих объективных обстоятельств возникла потребность теоретического осмысления такого сложившегося положения, в том числе для выявления причин сохранения государственной формы при отсутствии классовой борьбы.
Концепция общенародного государства стала важным этапом в развитии советской теории государства, ознаменовав отход от классических представлений о диктатуре пролетариата. Эта идея начала формироваться в конце 1950-х -начале 1960-х годов и получила официальное закрепление в Программе КПСС, принятой на XXII съезде партии в 1961 году.
Важным документом, отражающим развитие концепции общенародного государства, стал проект Конституции СССР 1964 года. Хотя этот проект не был принят, он содержал ряд важных положений, развивающих идею общенародного
государства, а также затрагивал отдельные моменты механизма Советского государства [12].
В Корейской Народно-Демократической Респуб-л и ке марксистско-ленинское учение подверглось значительной трансформации, в результате чего сформировалась уникальная идеологическая система, известная как кимирсенизм-кимчинеризм. Ключевым компонентом этой системы стала философия чучхе, разработанная Ким Ир Сеном и дополненная его последователями.
Чучхе представляет собой антропоцентрическую концепцию, которая ставит человека в центр мироздания и рассматривает его как главную ценность и движущую силу исторического процесса. Важнейшим аспектом чучхе является идея самостоятельности, которая распространяется на все сферы жизни: идеологию, политику, экономику и оборону [13].
Концепция государства в КНДР имеет свои особенности. Государство рассматривается как воплощение воли народных масс под руководством партии и вождя. При этом сохраняется сакральный образ лидера, что обеспечивает сплоченность общества и устойчивость к внешним вызовам.
Еще одной важной составляющей северокорейской идеологии является концепция сонгун, провозглашающая приоритет армии в государственной жизни. Эта идея возникла в ответ на кризисные явления 1990-х годов и отражает стремление КНДР к самообороне в условиях международной изоляции.
Результаты.
Анализ трансформации марксистской теории государства в ходе практики социалистического строительства в XX веке выявляет ряд важных тенденций и противоречий.
Во-первых, следует отметить существенное расхождение между классическими марксистскими представлениями об отмирании государства и реальной практикой социалистического строительства. Если Маркс и Энгельс предполагали постепенное ослабление государства по мере продвижения к коммунизму, то практика показала обратную тенденцию - усиление роли государства в социалистических странах.
Во-вторых, заслуживает внимания эволюция концепции диктатуры пролетариата. Если у Маркса и Ленина она рассматривалась как явление, не имеющее чёткого обозримого временного горизонта и необходимое для подавления сопротивления свергнутых классов, то уже в по-слесталинский период от неё практически полностью отказались, предлагая в качестве альтернативы идеи диктатуры нескольких революционных классов и концепции общенародного государства.
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Заключение.
Проведенное исследование трансформации идей марксизма о сущности государства в XX веке в ходе практики социалистического строительства позволяет сделать следующие выводы:
1. Классическая марксистская теория государства, предполагавшая его отмирание в процессе построения коммунистического общества, подверглась существенной модификации в ходе реального социалистического строительства. Практика показала, что роль государства в социалистическом обществе оказалась гораздо более значительной и долговременной, чем предполагали основоположники марксизма.
2. Ленинская интерпретация марксистской теории государства, развившая концепцию диктатуры пролетариата и провозгласившая Советы как новую форму государственной власти, стала теоретической основой для строительства первого в мире социалистического государства. Однако реальная практика государственного строительства в СССР существенно отклонилась от первоначальных теоретических построений.
3. Сталинский этап развития теории социалистического государства характеризовался усилением роли государства и обоснованием необходимости его укрепления для построения социализма в отдельно взятой стране. Это привело к значительному расхождению с классическими марксистскими представлениями об отмирании государства.
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
4. Концепция общенародного государства, разработанная в СССР в 1960-е годы, представляла собой попытку теоретического осмысления новой стадии развития социалистического общества. Однако эта концепция так и не была полностью реализована на практике из-за сохранения централизованной системы управления и ограничений политических свобод.
5. Опыт социалистического строительства в других странах, в частности в Китае и Северной Корее, показал дальнейшую трансформацию марксистских идей о государстве с учетом национальных особенностей и конкретных исторических условий. Это привело к появлению таких концепций, как «новая демократия» в Китае, и идеология кимирсенизма-кимирченизма с идеями чучхе как её составной части в Северной Корее.
Таким образом, проведенное исследование показывает, что марксистская теория государства претерпела значительные изменения в ходе практики социалистического строительства. Эти изменения были обусловлены как объективными историческими условиями, так и субъективными факторами, связанными с интерпретацией марксистской теории лидерами социалистических стран.
Опыт трансформации марксистских идей о государстве в XX веке имеет важное значение для понимания диалектики теории и практики в процессе социальных преобразований и может быть полезен для дальнейшего развития теории государства и права.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Маркс К. Немецкая идеология. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. М. : Госполитиздат, 1955. Т. 3. 629 с.
2. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Сочинения. / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. М. : Госполитиздат, 1961. Т. 21. 745 с.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Критика готской программы. / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. М. : Госполитиздат, 1961. Т. 19. 670 с.
4. Ленин В.И. Государство и революция. Полное собрание сочинений. 5-е изд. М. : Политиздат, 1969. Т. 33. 433 с.
5. Ленин В.И. Доклад о замене разверстки натуральным налогом / В.И. Ленин // Полное собрание сочинений. Т. 43. М. : Издательство политической литературы, 1970.
6. Сталин И.В. К вопросам ленинизма. 11-е. Изд. М. : Политиздат, 1953. 651 с.
7. Бухарин Н.И. Путь к социализму и рабоче-крестьянский союз / Н.И. Бухарин // Избранные произведения. М. : Политиздат, 1988.
8. Мао Цзэдун. Маленькая красная книжица. М. : Алгоритм, 2007. 446 с.
9. Мао Цзэдун. О демократической диктатуре народа / Мао Цзэдун // Избранные произведения. М. : Издательство иностранной литературы, 1953. Т. 4. 623 с.
10. Мао Цзэдун. О тактике борьбы против японского империализма / Мао Цзэдун // Избранные произведения. М. : Издательство иностранной литературы, 1952. Т. 1. 534 с.
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
11. Смирнов Д.А. К вопросу об идейных истоках теории «новой демократии» Мао Цзэдуна // Общество и государство в Китае. 2012. Т. 42. № 1. С. 380-386.
12. Пыжиков А.В. Хрущевская «оттепель»: 1953-1964. М. : Олма-Пресс, 2002. 511 с.
13. Ким Чен Ир. Об идеях чучхе. / Ким Чен Ир // DPRK ISG Information Bureau URL : http://www.redstartv.org/ russian/kim_chen_ir_ob_idejakh_chuchkhe.pdf (дата обращения 01.09.2023).
References:
1. Marx K. The German Ideology. Works / K. Marx, F. Engels. 2nd ed. M. : Gospolitizdat, 1955. Vol. 3. 629 p.
2. Engels F. The Origin of the Family, Private Property and the State. Works / K. Marx, F. Engels. 2nd ed. M. : Gospolitizdat, 1961. Vol. 21. 745 p.
3. Marx K., Engels F. Critique of the Gotha Programme. / K. Marx, F. Engels. 2nd ed. M. : Gospolitizdat, 1961. Vol. 19. 670 p.
4. Lenin V.I. The State and Revolution. Complete Works. 5th ed. M. : Politizdat, 1969 Vol. 33. 433 p.
5. Lenin V.I. Report on the Replacement of the Surplus Appropriation System by a Tax in Kind / V.I. Lenin // Complete Works. M. : Publishing House of Political Literature, 1970. Vol. 43.
6. Stalin J.V. Concerning Questions of Leninism. 11th Ed. M. : Politizdat, 1953. 651 p.
7. Bukharin N.I. The Path to Socialism and the Worker-Peasant Alliance / N.I. Bukharin // Selected Works. M. : Politizdat, 1988.
8. Mao Zedong. The Little Red Book. M. : Algorithm, 2007. 446 p.
9. Mao Zedong. On the People's Democratic Dictatorship / Mao Zedong // Selected Works. M. : Foreign Languages Publishing House, 1953. Vol. 4. 623 p.
10. Mao Zedong. On Tactics Against Japanese Imperialism / Mao Zedong // Selected Works. M. : Foreign Languages Publishing House, 1952. Vol. 1. 534 p.
11. Smirnov D.A. On the Question of the Ideological Origins of Mao Zedong's Theory of «New Democracy» // Society and State in China. 2012. Vol. 42. № 1. P. 380-386.
12. Pyzhikov A.V. Khrushchev's «Thaw»: 1953-1964. M. : Olma-Press, 2002. 511 p.
13. Kim Jong Il. On the Juche Idea / Kim Jong Il // DPRK ISG Information Bureau URL : http://www.redstartv.org/russian/kim_chen_ir_ob_idejakh_chuchkhe.pdf (date of application 01.09.2023).
Информация об авторе
Базилев Андрей Александрович
аспирант кафедры теории государства и права,
Московский государственный юридический
университет имени О.Е. Кутафина;
заместитель начальника
отдела правового сопровождения проектов
и разработки нормативных-правовых актов
ФГАУ Научно-исследовательский институт «Восход»
Andrey A. Bazilev
Graduate Student
of the Department of Theory of State
and Law of the O.E. Kutafin University;
Deputy Head of the Department
of Legal Support of Projects and Development
of Normative Legal Acts
of the Federal State Budgetary Educational
Institution Scientific Research Institute «Voskhod»