УДК 316.6
ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ КАК ПРОБЛЕМА ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Реферат: в статье затрагивается проблема нормотворчества в информационной сфере в условиях современного информационного (постинформационного) общества. Показано, что игнорирование различий психологического склада человека индустриального и информационного общества, с которым можно столкнуться в современной учебной литературе по информационному праву, ставит под вопрос адекватность разработанных на этой основе норм специфики отношений в информационной сфере.
В работе решаются три задачи: во-первых, раскрывается в рамках теоретического анализа сущность актуальных трансформаций личности человека в условиях современного информационного общества; во-вторых, эмпирически доказывается их реальность (на примере изменения идентичности подростков под влиянием их активности в социальных сетях); в-третьих, обосновывается важность их учета при разработке правовых норм, регулирующих отношения в информационной сфере.
Проведенный теоретический анализ показывает, что ключевой трансформацией личности человека информационного общества является подрыв целостности человеческого Я, размывание и фрагментация идентичности субъекта, которые являются следствием избыточной информационной доступности.
© Кабанов К. В., 2016
К. В. Кабанов
В исследованиях, проведенных под руководством автора, были выявлены статистически значимые различия в согласованности идентичности между подростками с разным уровнем активности в виртуальном пространстве. Они демонстрируют, что малоактивные в социальных сетях подростки имеют проработанную, сбалансированную и согласованную идентичность, тогда как испытуемые с высоким уровнем сетевой активности отличаются размытой и несогласованной идентичностью. Примечательно, что среди виртуальных сообществ, на которые они подписаны в социальных сетях, нет радикальных, деструктивных политических, социальных, религиозных и тому подобных групп, то есть тех групп, которые распространяли бы контент, оказывающий негативное информационное воздействие, представляющее угрозу личности человека.
Автор приходит к выводу о том, что если отвлечься от конкретно-исторических условий существования современного человека и принять во внимание лишь то, как он использует информационные технологии, а не то, как их использование преобразует его самого, то существует риск получить искаженное представление о характере возможных угроз человеку в информационной сфере, что существенно ограничивает обсуждение подходов к ее правовому регулированию.
Ключевые слова: исторический тип личности, нормотворчество в сфе-
ре информационных отношений, информационное общество, трансформации личности в информационную эпоху, несогласованная идентичность, размывание Я, информационная дезориентация, утрата чувства внутренней личной глубины, утрата аутентичности, коммоди-фикация Я, утрата приватности.
Принцип культурно-исторической обусловленности психического склада личности, согласно которому изменяющиеся социокультурные условия порождают новый тип человека и новые по своей природе отношения между людьми, делает очевидным, что нормотворчество в какой-либо сфере человеческих отношений никогда не должно осуществляться в отрыве от тех конкретно-исторических условий, в которых эти отношения разворачиваются. Это означает, что прежде чем изменять действующие или вводить новые правовые нормы, регулирующие взаимодействие между людьми, нужно понимать, в чем состоит культурно-историческая специфика тех отношений, которые эти нормы призваны регулировать. Очевидно, что без этого понимания будет затруднительным корректно определить источники угроз интересам человека, общества и государства в той или иной сфере человеческих отношений.
Существуя в условиях информационного общества или, по мнению ряда современных социальных теоретиков, в переходный период от информационного общества к обществу иного типа (на данный момент еще окончательно не оформившемуся, а потому наиболее часто обозначаемому как постинформационное) [2; 12; 14], наши современники представляют исторический тип личности, отличающийся от личности ушедшего в прошлое индустриального общества.
В свете этого настораживают встречающиеся в современной учебной литературе по информационному праву, актуально использующейся для подготовки студентов юридических факультетов высших учебных заведений, суждения о том, что «информационные технологии, изменяя социальную организацию общества, не оказывают влияния на основные законы его развития, на природу человека, биологическую и психологическую основу его жизни. В связи с этим не претерпевают изменений и основные социальные источники угроз интересам человека, общества и государства, свойственные доинду-стриальному и индустриальному этапам цивилизационного развития.
К числу таких источников угроз относится прежде всего конфликтное взаимодействие с другими субъектами жизни общества, обусловленное антагонистическими противоречиями в представлениях об объектах удовлетворения насущных нужд, потребностей и интересов, о способах овладения этими объектами и направлениях их использования» [13].
Нетрудно заметить, что это суждение абсолютно нечувствительно к принципиальному положению о культурно-исторической обусловленности психического склада личности, следствием чего является то, что авторы не видят психологических различий человека индустриального и информационного общества, полагая, что характер угрозы личности, социуму и государству разных исторических эпох идентичен. Однако если мы будем руководствоваться приведенным суждением для правового регулирования отношений между людьми в современном обществе, то разработанные нормы будут просто неадекватны специфике этих отношений. В первую очередь это касается именно
определения тех источников угроз интересам человека, общества и государства, о которых пишут авторы.
Таким образом, мы ставим перед собой задачи; во-первых, раскрыть в рамках теоретического анализа сущность актуальных трансформаций личности человека в условиях современного информационного общества, во-вторых, эмпирически доказать их реальность (на примере изменения идентичности подростков под влиянием их активности в социальных сетях); в-третьих, обосновать важность их учета при разработке правовых норм, регулирующих отношения в информационной сфере.
Большинством современных теоретиков, принадлежащих разным областям гуманитарного знания, ключевой чертой информационного общества признается избыточная информационная доступность. Наиболее емко и точно, по нашему мнению, эту черту удалось раскрыть одному из основоположников теории социального конструкционизма американскому психологу К. Гергену. Рассматривая в качестве одной из основных трансформаций XXI в. социализирующие технологии (радио, телевидение, интернет, мобильную связь, систему массовых перевозок и т. д.), он отмечает, что повседневная жизнь в информационном веке «отличается стабильным ростом спектра мнений, ценностей, подходов, отношений, образов, личностей и информации, к которым мы получаем доступ» [1, с. 297-298]. По его мнению, эта технологическая трансформация, наряду с процессами глобализации [4; 15], влечет за собой подрыв целостности человеческого Я, размывание и фрагментацию идентичности субъекта.
Идентичность, феноменологически переживаемая как «чувство тождественности человека самому себе,
ощущение целостности, принимаемый им образ себя во всех своих свойствах, качествах и отношениях к окружающему миру» [10], является одной из стержневых характеристик личности, поскольку обусловливает самоопределение человека, фактически придавая осмысленность и реальность его существованию, поэтому нарушения в формировании идентичности, наиболее ярко проявляющие себя в кризисе идентичности, могут сопровождаться переживанием бессмысленности жизни, чувством утраты контроля над ситуацией, возможности прогнозировать свое будущее и другими деструктивными дискомфортными переживаниями и эмоциональными состояниями, такими как тревожность, апатия и депрессия.
Если конкретизировать приведенный выше тезис К. Гергена, то в условиях избыточной информационной доступности идентичность претерпевает следующие трансформации:
информационная дезориентация -благодаря открытому доступу к бесконечному множеству информационных ресурсов, людей, с которыми человек взаимодействует по важным вопросам, набору мнений, доступных из различных медиа, он становится причастен к множеству реальностей, изобилующих противоречивой информацией и мнениями, с которыми сложно однозначно согласиться и, как следствие, дезориентирующих его;
утрата чувства внутренней личной глубины и значимости внутреннего Я - изобилие информации открывает перед человеком множество путей самореализации, в том числе профессиональной, вследствие чего он с легкостью может менять места работы, востребующие в нем новые компетенции, личностные качества, требующие играть новые роли, что ограничивает
необходимость заботиться о своей внутренней жизни, превращая человека в изменчивого хамелеона, у которого внутреннее Я теряет свою значимость, а внутренняя личная глубина становится неудобным пережитком прошлого;
утрата аутентичности - безграничная медиадоступность разнообразных моделей поведения практически лишает человека возможности почувствовать себя индивидуальностью, отличающейся от других, даже если он находит для себя что-то оригинальное, то, копируемый другими, перестает быть уникальным;
коммодификация Я - информационная доступность открывает возможность зарабатывать на запоминающихся образах и ориентирует самопрезентацию в информационном пространстве на «продажу себя», своего Я, которая предполагает необходимость меняться в угоду покупателю, следствием которой вновь оказывается утрата уникальности Я;
утрата приватности - в условиях тотальной информационной доступности сам человек становится легко доступным для окружающих, практически в любой момент времени можно нарушить его уединение, связаться с ним, передать ему информацию, потребовать встречи, что влечет за собой размывание личностных границ Я [1; 5; 6].
Таким образом, теоретический анализ обнаруживает, что избыточная информационная доступность, дезориентируя, лишая уникальности и фрагмен-тируя Я, делает идентичность человека информационного общества размытой и несогласованной.
В исследованиях, проведенных под руководством автора, были выявлены статистически значимые различия в согласованности идентичности между подростками с разным уровнем ак-
тивности в виртуальном пространстве [8; 9]. В частности, результаты демонстрируют, что малоактивные в социальных сетях подростки имеют проработанную, сбалансированную и согласованную идентичность, их представления о себе дифференцированы, между ними имеет место тесная связь. Они осознают и в равной мере стремятся реализовать себя в разных сферах жизни, тогда как испытуемые с высоким уровнем сетевой активности отличаются размытой, несогласованной идентичностью, им часто сложно указать на свои отличия от других людей, обозначить свое место в мире. При описании себя они часто используют образы вымышленных персонажей, популярных в медиапространстве, что свидетельствует об их ощутимой обособленности от реального мира [9]. При этом среди виртуальных сообществ, на которые они подписаны в социальных сетях, нет радикальных, деструктивных политических, социальных, религиозных и тому подобных групп, то есть тех групп, которые распространяли бы контент, оказывающий негативное информационное воздействие, представляющее угрозу личности человека - способное изменять его психические состояния и психологические свойства, модифицировать его поведение и т. д., не давая возможности ему «полноценно развиваться, своевременно адаптироваться к меняющимся социальным условиям и организовывать свое поведение (жизнедеятельность), позволяющее удовлетворять основные потребности в обществе в социально приемлемых формах с учетом интересов и деятельности других людей и действующих социальных институтов» [3, с. 39; 7, с. 128-132].
Таким образом, если мы отвлекаемся от конкретно-исторических условий
существования современного человека и принимаем во внимание лишь то, как он использует информационные технологии, а не то, как их использование преобразует его самого [11 ], мы получаем искаженное представление о характере возможных угроз человеку в информационной сфере, что существенно ограничивает обсуждение подходов к ее правовому регулированию. И пока дело обстоит таким образом, отдельные индивиды самостоятельно пытаются бороться за сохранение границ своей идентичности, начиная с соблюдения элементарной «информационной личной гигиены», заканчивая крайностями неолуддизма, отбрасывающего их на периферию технологизированного социума [5, с. 25].
Список литературы
1. Герген К. Социальная конструкция в контексте. Харьков, 2016. 328 с.
2. Горохов В. Г Научно-техническая политика в обществе незнания // Вопросы философии. 2007. № 12. С. 65-81.
3. Ежевская Т. И. Психологическое воздействие информационной среды на современного человека // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 2. С. 38-41.
4. Емелин В. А. Терроризм как патологическая форма обретения идентичности в условиях информационного общества // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 36-43.
5. Емелин В. А. Утрата приватности: идентичность в условиях технологического контроля // Национальный психологический журнал. 2014. № 2(14). С. 19-26.
6. Емелин В. А., Тхостов А. Ш. Технологические соблазны информационного общества: предел внешних расширений человека // Вопросы философии. 2010. № 5. С. 84-90.
7. Зотова О. Ю. Научно-практические трактовки проблемы безопасности личности // Прикладная юридическая психология. 2010. № 3. С. 128-132.
8. Кабанов К. В., Лебедев И. В. Особенности идентичности подростков в зависимости от наличия видеоигровой аддикции // Актуальные вопросы научной и научно-педагогической деятельности молодых ученых : сб. науч. тр. III Всерос. заочной науч.-практ. конф. / под ред. Е. А. Певцовой; ред. кол. Е. А. Куренкова и др. М., 2016. С. 222-229.
9. Кабанов К. В., Маркелова А. М. Особенности идентичности подростков в зависимости от уровня сетевой активности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии:сб. статей по материалам \LVII Междунар. науч.-практ. конф. № 12 (47). Новосибирск, 2014. С. 177-186.
10. Лейбин В. М. Словарь-справочник по психоанализу. М., 2010. 956 с.
11. Маклюэн М. Понимание медиа. М., 2014. 464 с.
12. Мацевич И. Я. Феномен «постинформационного общества» как объект концептуализации // Медиафилософия II. Границы дисциплины : сб. науч. статей С.-Петерб. гос. ун-та / под ред.
B. В. Савчука, М. А. Степанова. СПб., 2009.
C. 106-113.
13. Стрельцов А. А. Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности : учеб. пособие / под ред. А. А. Стрельцова. М., 2008. 256 с.
14. Савчук В. В. Человек постинформационного общества // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. 1998. № 3. С. 18-23.
15. Соснин В. А. Социокультурная идентичность и глобализация современного мира // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 125-143.