Научная статья на тему 'Трансформация идентичности подростков в социальных сетях как проблема их психологической безопасности'

Трансформация идентичности подростков в социальных сетях как проблема их психологической безопасности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
218
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ / HISTORICAL TYPE OF PERSONALITY / НОРМОТВОРЧЕСТВО В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ / NORM-SETTING IN THE SPHERE OF INFORMATION RELATIONS / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ТРАНСФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННУЮ ЭПОХУ / НЕСОГЛАСОВАННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / UNCOORDINATED IDENTITY / РАЗМЫВАНИЕ Я / THE EROSION OF THE "SELF" / ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЗОРИЕНТАЦИЯ / INFORMATION DISORIENTATION / УТРАТА ЧУВСТВА ВНУТРЕННЕЙ ЛИЧНОЙ ГЛУБИНЫ / LOSS OF FEELING OF INTERNAL PERSONAL DEPTH / УТРАТА АУТЕНТИЧНОСТИ / THE LOSS OF AUTHENTICITY / КОММОДИФИКАЦИЯ Я / COMMODIFICATION OF "SELF" / УТРАТА ПРИВАТНОСТИ / LOSS OF PRIVACY / TRANSFORMATIONS OF PERSONALITY DURING INFORMATION ERA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кабанов Кирилл Валерьевич

В статье затрагивается проблема нормотворчества в информационной сфере в условиях современного информационного (постинформационного) общества. Показано, что игнорирование различий психологического склада человека индустриального и информационного общества, с которым можно столкнуться в современной учебной литературе по информационному праву, ставит под вопрос адекватность разработанных на этой основе норм специфики отношений в информационной сфере. В работе решаются три задачи: во-первых, раскрывается в рамках теоретического анализа сущность актуальных трансформаций личности человека в условиях современного информационного общества; во-вторых, эмпирически доказывается их реальность (на примере изменения идентичности подростков под влиянием их активности в социальных сетях); в-третьих, обосновывается важность их учета при разработке правовых норм, регулирующих отношения в информационной сфере. Проведенный теоретический анализ показывает, что ключевой трансформацией личности человека информационного общества является подрыв целостности человеческого Я, размывание и фрагментация идентичности субъекта, которые являются следствием избыточной информационной доступности. В исследованиях, проведенных под руководством автора, были выявлены статистически значимые различия в согласованности идентичности между подростками с разным уровнем активности в виртуальном пространстве. Они демонстрируют, что малоактивные в социальных сетях подростки имеют проработанную, сбалансированную и согласованную идентичность, тогда как испытуемые с высоким уровнем сетевой активности отличаются размытой и несогласованной идентичностью. Примечательно, что среди виртуальных сообществ, на которые они подписаны в социальных сетях, нет радикальных, деструктивных политических, социальных, религиозных и тому подобных групп, то есть тех групп, которые распространяли бы контент, оказывающий негативное информационное воздействие, представляющее угрозу личности человека. Автор приходит к выводу о том, что если отвлечься от конкретно-исторических условий существования современного человека и принять во внимание лишь то, как он использует информационные технологии, а не то, как их использование преобразует его самого, то существует риск получить искаженное представление о характере возможных угроз человеку в информационной сфере, что существенно ограничивает обсуждение подходов к ее правовому регулированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of rule-making in information field in today’s information (post-information) society is considered in the article. It is shown that the lack of accounting of differences in psychological characteristics of a man of industrial and information society that can be seen in modern text books on information law, calls into question the adequacy of the regulations developed on this basis. Three problems are solved in the study: the first one is to disclose within the theoretical analysis the essence of present-day personality’s transformations under the conditions of modern information society; secondly, to prove empirically their reality (by the example of adolescent’s identity changing under the influence of their activity on social networks) and, thirdly, to justify the importance of their consideration in the development of legal norms regulating relations in information sphere. Theoretical analysis shows that the key transformation of the identity of the person of information society is undermining of the integrity of the Self, the erosion and fragmentation of subject’s identity that are consequences of excessive information availability. In the empirical researches that were carried out under the supervision of the author, statistically significant differences in consistency of identity among adolescents with different levels of activity in the virtual space were revealed. They demonstrate that teenagers with the low activity in social networks have developed a coherent and balanced identity, while the subjects with a high level of network activity are characterized by diffused and inconsistent identity. It should be noticed, that among virtual communities on which they are signed in social networks there is no radical, destructive political, social, religious and similar groups, which distribute the content that render negative information influence constituting a threat of person’s identity. The author comes to the conclusion that in case of abstracting from concrete historical conditions of man’s being and take into account only how he uses information technologies, but not as their use transform him, there is a risk to gain the distorted conception about the nature of possible threats in the information sphere thus significantly limiting discussion of approaches to its legal regulation.

Текст научной работы на тему «Трансформация идентичности подростков в социальных сетях как проблема их психологической безопасности»

УДК 316.6

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ КАК ПРОБЛЕМА ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Реферат: в статье затрагивается проблема нормотворчества в информационной сфере в условиях современного информационного (постинформационного) общества. Показано, что игнорирование различий психологического склада человека индустриального и информационного общества, с которым можно столкнуться в современной учебной литературе по информационному праву, ставит под вопрос адекватность разработанных на этой основе норм специфики отношений в информационной сфере.

В работе решаются три задачи: во-первых, раскрывается в рамках теоретического анализа сущность актуальных трансформаций личности человека в условиях современного информационного общества; во-вторых, эмпирически доказывается их реальность (на примере изменения идентичности подростков под влиянием их активности в социальных сетях); в-третьих, обосновывается важность их учета при разработке правовых норм, регулирующих отношения в информационной сфере.

Проведенный теоретический анализ показывает, что ключевой трансформацией личности человека информационного общества является подрыв целостности человеческого Я, размывание и фрагментация идентичности субъекта, которые являются следствием избыточной информационной доступности.

© Кабанов К. В., 2016

К. В. Кабанов

В исследованиях, проведенных под руководством автора, были выявлены статистически значимые различия в согласованности идентичности между подростками с разным уровнем активности в виртуальном пространстве. Они демонстрируют, что малоактивные в социальных сетях подростки имеют проработанную, сбалансированную и согласованную идентичность, тогда как испытуемые с высоким уровнем сетевой активности отличаются размытой и несогласованной идентичностью. Примечательно, что среди виртуальных сообществ, на которые они подписаны в социальных сетях, нет радикальных, деструктивных политических, социальных, религиозных и тому подобных групп, то есть тех групп, которые распространяли бы контент, оказывающий негативное информационное воздействие, представляющее угрозу личности человека.

Автор приходит к выводу о том, что если отвлечься от конкретно-исторических условий существования современного человека и принять во внимание лишь то, как он использует информационные технологии, а не то, как их использование преобразует его самого, то существует риск получить искаженное представление о характере возможных угроз человеку в информационной сфере, что существенно ограничивает обсуждение подходов к ее правовому регулированию.

Ключевые слова: исторический тип личности, нормотворчество в сфе-

ре информационных отношений, информационное общество, трансформации личности в информационную эпоху, несогласованная идентичность, размывание Я, информационная дезориентация, утрата чувства внутренней личной глубины, утрата аутентичности, коммоди-фикация Я, утрата приватности.

Принцип культурно-исторической обусловленности психического склада личности, согласно которому изменяющиеся социокультурные условия порождают новый тип человека и новые по своей природе отношения между людьми, делает очевидным, что нормотворчество в какой-либо сфере человеческих отношений никогда не должно осуществляться в отрыве от тех конкретно-исторических условий, в которых эти отношения разворачиваются. Это означает, что прежде чем изменять действующие или вводить новые правовые нормы, регулирующие взаимодействие между людьми, нужно понимать, в чем состоит культурно-историческая специфика тех отношений, которые эти нормы призваны регулировать. Очевидно, что без этого понимания будет затруднительным корректно определить источники угроз интересам человека, общества и государства в той или иной сфере человеческих отношений.

Существуя в условиях информационного общества или, по мнению ряда современных социальных теоретиков, в переходный период от информационного общества к обществу иного типа (на данный момент еще окончательно не оформившемуся, а потому наиболее часто обозначаемому как постинформационное) [2; 12; 14], наши современники представляют исторический тип личности, отличающийся от личности ушедшего в прошлое индустриального общества.

В свете этого настораживают встречающиеся в современной учебной литературе по информационному праву, актуально использующейся для подготовки студентов юридических факультетов высших учебных заведений, суждения о том, что «информационные технологии, изменяя социальную организацию общества, не оказывают влияния на основные законы его развития, на природу человека, биологическую и психологическую основу его жизни. В связи с этим не претерпевают изменений и основные социальные источники угроз интересам человека, общества и государства, свойственные доинду-стриальному и индустриальному этапам цивилизационного развития.

К числу таких источников угроз относится прежде всего конфликтное взаимодействие с другими субъектами жизни общества, обусловленное антагонистическими противоречиями в представлениях об объектах удовлетворения насущных нужд, потребностей и интересов, о способах овладения этими объектами и направлениях их использования» [13].

Нетрудно заметить, что это суждение абсолютно нечувствительно к принципиальному положению о культурно-исторической обусловленности психического склада личности, следствием чего является то, что авторы не видят психологических различий человека индустриального и информационного общества, полагая, что характер угрозы личности, социуму и государству разных исторических эпох идентичен. Однако если мы будем руководствоваться приведенным суждением для правового регулирования отношений между людьми в современном обществе, то разработанные нормы будут просто неадекватны специфике этих отношений. В первую очередь это касается именно

определения тех источников угроз интересам человека, общества и государства, о которых пишут авторы.

Таким образом, мы ставим перед собой задачи; во-первых, раскрыть в рамках теоретического анализа сущность актуальных трансформаций личности человека в условиях современного информационного общества, во-вторых, эмпирически доказать их реальность (на примере изменения идентичности подростков под влиянием их активности в социальных сетях); в-третьих, обосновать важность их учета при разработке правовых норм, регулирующих отношения в информационной сфере.

Большинством современных теоретиков, принадлежащих разным областям гуманитарного знания, ключевой чертой информационного общества признается избыточная информационная доступность. Наиболее емко и точно, по нашему мнению, эту черту удалось раскрыть одному из основоположников теории социального конструкционизма американскому психологу К. Гергену. Рассматривая в качестве одной из основных трансформаций XXI в. социализирующие технологии (радио, телевидение, интернет, мобильную связь, систему массовых перевозок и т. д.), он отмечает, что повседневная жизнь в информационном веке «отличается стабильным ростом спектра мнений, ценностей, подходов, отношений, образов, личностей и информации, к которым мы получаем доступ» [1, с. 297-298]. По его мнению, эта технологическая трансформация, наряду с процессами глобализации [4; 15], влечет за собой подрыв целостности человеческого Я, размывание и фрагментацию идентичности субъекта.

Идентичность, феноменологически переживаемая как «чувство тождественности человека самому себе,

ощущение целостности, принимаемый им образ себя во всех своих свойствах, качествах и отношениях к окружающему миру» [10], является одной из стержневых характеристик личности, поскольку обусловливает самоопределение человека, фактически придавая осмысленность и реальность его существованию, поэтому нарушения в формировании идентичности, наиболее ярко проявляющие себя в кризисе идентичности, могут сопровождаться переживанием бессмысленности жизни, чувством утраты контроля над ситуацией, возможности прогнозировать свое будущее и другими деструктивными дискомфортными переживаниями и эмоциональными состояниями, такими как тревожность, апатия и депрессия.

Если конкретизировать приведенный выше тезис К. Гергена, то в условиях избыточной информационной доступности идентичность претерпевает следующие трансформации:

информационная дезориентация -благодаря открытому доступу к бесконечному множеству информационных ресурсов, людей, с которыми человек взаимодействует по важным вопросам, набору мнений, доступных из различных медиа, он становится причастен к множеству реальностей, изобилующих противоречивой информацией и мнениями, с которыми сложно однозначно согласиться и, как следствие, дезориентирующих его;

утрата чувства внутренней личной глубины и значимости внутреннего Я - изобилие информации открывает перед человеком множество путей самореализации, в том числе профессиональной, вследствие чего он с легкостью может менять места работы, востребующие в нем новые компетенции, личностные качества, требующие играть новые роли, что ограничивает

необходимость заботиться о своей внутренней жизни, превращая человека в изменчивого хамелеона, у которого внутреннее Я теряет свою значимость, а внутренняя личная глубина становится неудобным пережитком прошлого;

утрата аутентичности - безграничная медиадоступность разнообразных моделей поведения практически лишает человека возможности почувствовать себя индивидуальностью, отличающейся от других, даже если он находит для себя что-то оригинальное, то, копируемый другими, перестает быть уникальным;

коммодификация Я - информационная доступность открывает возможность зарабатывать на запоминающихся образах и ориентирует самопрезентацию в информационном пространстве на «продажу себя», своего Я, которая предполагает необходимость меняться в угоду покупателю, следствием которой вновь оказывается утрата уникальности Я;

утрата приватности - в условиях тотальной информационной доступности сам человек становится легко доступным для окружающих, практически в любой момент времени можно нарушить его уединение, связаться с ним, передать ему информацию, потребовать встречи, что влечет за собой размывание личностных границ Я [1; 5; 6].

Таким образом, теоретический анализ обнаруживает, что избыточная информационная доступность, дезориентируя, лишая уникальности и фрагмен-тируя Я, делает идентичность человека информационного общества размытой и несогласованной.

В исследованиях, проведенных под руководством автора, были выявлены статистически значимые различия в согласованности идентичности между подростками с разным уровнем ак-

тивности в виртуальном пространстве [8; 9]. В частности, результаты демонстрируют, что малоактивные в социальных сетях подростки имеют проработанную, сбалансированную и согласованную идентичность, их представления о себе дифференцированы, между ними имеет место тесная связь. Они осознают и в равной мере стремятся реализовать себя в разных сферах жизни, тогда как испытуемые с высоким уровнем сетевой активности отличаются размытой, несогласованной идентичностью, им часто сложно указать на свои отличия от других людей, обозначить свое место в мире. При описании себя они часто используют образы вымышленных персонажей, популярных в медиапространстве, что свидетельствует об их ощутимой обособленности от реального мира [9]. При этом среди виртуальных сообществ, на которые они подписаны в социальных сетях, нет радикальных, деструктивных политических, социальных, религиозных и тому подобных групп, то есть тех групп, которые распространяли бы контент, оказывающий негативное информационное воздействие, представляющее угрозу личности человека - способное изменять его психические состояния и психологические свойства, модифицировать его поведение и т. д., не давая возможности ему «полноценно развиваться, своевременно адаптироваться к меняющимся социальным условиям и организовывать свое поведение (жизнедеятельность), позволяющее удовлетворять основные потребности в обществе в социально приемлемых формах с учетом интересов и деятельности других людей и действующих социальных институтов» [3, с. 39; 7, с. 128-132].

Таким образом, если мы отвлекаемся от конкретно-исторических условий

существования современного человека и принимаем во внимание лишь то, как он использует информационные технологии, а не то, как их использование преобразует его самого [11 ], мы получаем искаженное представление о характере возможных угроз человеку в информационной сфере, что существенно ограничивает обсуждение подходов к ее правовому регулированию. И пока дело обстоит таким образом, отдельные индивиды самостоятельно пытаются бороться за сохранение границ своей идентичности, начиная с соблюдения элементарной «информационной личной гигиены», заканчивая крайностями неолуддизма, отбрасывающего их на периферию технологизированного социума [5, с. 25].

Список литературы

1. Герген К. Социальная конструкция в контексте. Харьков, 2016. 328 с.

2. Горохов В. Г Научно-техническая политика в обществе незнания // Вопросы философии. 2007. № 12. С. 65-81.

3. Ежевская Т. И. Психологическое воздействие информационной среды на современного человека // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 2. С. 38-41.

4. Емелин В. А. Терроризм как патологическая форма обретения идентичности в условиях информационного общества // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 36-43.

5. Емелин В. А. Утрата приватности: идентичность в условиях технологического контроля // Национальный психологический журнал. 2014. № 2(14). С. 19-26.

6. Емелин В. А., Тхостов А. Ш. Технологические соблазны информационного общества: предел внешних расширений человека // Вопросы философии. 2010. № 5. С. 84-90.

7. Зотова О. Ю. Научно-практические трактовки проблемы безопасности личности // Прикладная юридическая психология. 2010. № 3. С. 128-132.

8. Кабанов К. В., Лебедев И. В. Особенности идентичности подростков в зависимости от наличия видеоигровой аддикции // Актуальные вопросы научной и научно-педагогической деятельности молодых ученых : сб. науч. тр. III Всерос. заочной науч.-практ. конф. / под ред. Е. А. Певцовой; ред. кол. Е. А. Куренкова и др. М., 2016. С. 222-229.

9. Кабанов К. В., Маркелова А. М. Особенности идентичности подростков в зависимости от уровня сетевой активности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии:сб. статей по материалам \LVII Междунар. науч.-практ. конф. № 12 (47). Новосибирск, 2014. С. 177-186.

10. Лейбин В. М. Словарь-справочник по психоанализу. М., 2010. 956 с.

11. Маклюэн М. Понимание медиа. М., 2014. 464 с.

12. Мацевич И. Я. Феномен «постинформационного общества» как объект концептуализации // Медиафилософия II. Границы дисциплины : сб. науч. статей С.-Петерб. гос. ун-та / под ред.

B. В. Савчука, М. А. Степанова. СПб., 2009.

C. 106-113.

13. Стрельцов А. А. Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности : учеб. пособие / под ред. А. А. Стрельцова. М., 2008. 256 с.

14. Савчук В. В. Человек постинформационного общества // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. 1998. № 3. С. 18-23.

15. Соснин В. А. Социокультурная идентичность и глобализация современного мира // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 125-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.