Научная статья на тему 'Трансформация и стилизация в художественно-композиционном формообразовании'

Трансформация и стилизация в художественно-композиционном формообразовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1326
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ / TRANSFORMATION / СТИЛИЗАЦИЯ / STYLIZATION / КОМПОЗИЦИЯ / COMPOSITION / ФОРМООБРАЗОВАНИЕ / FORM CREATING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ланщикова Г. А., Скрипникова Е. В.

В статье раскрыта специфика формально-композиционного принципа трансформации и стилизации в изобразительном искусстве и дизайне, дан обстоятельный анализ этих двух принципов. Описаны этапы выполнения задания на трансформацию дерева, начиная с теоретического осмысления объекта, заканчивая его художественно-образным воплощением. В статье подчеркивается особая важность этих композиционных методов в художественной практике различных областей творческой деятельности человека, необходимость их использования в создании выразительного художественного образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION AND STYLIZATION IN ARTISTIC COMPOSITIONAL FORM CREATION

In this article we disclosed different characteristics of formal and compositional principle of transformation and stylization in art and design, we gave the detailed analysis of these two aspects. We described the phases of realization of the exercise on the wood transformation, starting from the theoretical understanding of the object, ending with its artistic embodiment. Here we accentuate the importance of these compositional methods especially in practice of different areas of theoretical human activity, the necessity of its applying to create the impressing art form.

Текст научной работы на тему «Трансформация и стилизация в художественно-композиционном формообразовании»

3. Колесникова Е.Ю., Новикова Е.М. Влияние семьи на формирование мотивации к получению высшего профессионального образования у учащихся с инвалидностью // Социологические исследования. 2014. № 4. С. 124-131

4. Константиновский Д.Л. Опустеют ли аудитории вузов. Попытка опровержения прогнозов// Россия реформирующаяся: Ежегодник-2004/ Отв. ред. Л.М. Дробижева. - М.: Институт социологии РАН, 2004. С. 50-60

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

6. Хагуров Т.А., Остапенко А.А. Реформа образования глазами учителей и преподавателей: опыт социологического исследования / Т.А. Хагуров, А.А. Остапенко; Инс-т РАН; Рос. акад. соц. наук, Краснодар. регин. отд-е.- М.-Краснодар: Парабеллум, 2013. 107с.

7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПБ: Питер; М.: Смысл, 2003.

References

1. Gurkina O.A., Mal'ceva D.V. Motivy ispol'zovaniya virtual'nyh social'nyh setej podrostkami // Sociologicheskie issledovaniya. 2015. № 5. S. 123-130

2. Denisova-SHmidt E.V., Leont'eva EH.O. Kategoriya «neobuchaemyh» studentov kak social'nyj fenomen universitetov (na primere dal'nevostochnyh vuzov) //Sociologicheskie issledovaniya. 2015. № 9. S. 86 -92

3. Kolesnikova E.YU., Novikova E.M. Vliyanie sem'i na formirovanie motivacii k polucheniyu vysshego professional'nogo obrazovaniya u uchashchihsya s invalidnost'yu // Sociologicheskie issledovaniya. 2014. № 4. S.124-131

4. Konstantinovskij D.L. Opusteyut li auditorii vuzov. Popytka oproverzheniya prognozov// Rossiya reformiruyushchayasya: Ezhegodnik-2004/ Otv. red. L.M. Drobizheva. - M.: Institut sociologii RAN, 2004. S. 50-60

5. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' // M.: Politizdat, 1975. - 304 s.

6. Hagurov T.A., Ostapenko A.A. Reforma obrazovaniya glazami uchitelej i prepodavatelej: opyt sociologicheskogo issledovaniya / T.A. Hagurov, A.A. Ostapenko; Ins-t RAN; Ros. akad. soc. nauk, Krasnodar. regin. otd-e.- M.-Krasnodar: Parabellum, 2013. 107s.

7. Hekhauzen H. Motivaciya i deyatel'nost'. SPB : Piter; M. : Smysl, 2003.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.50.101 Ланщикова Г.А.1, Скрипникова Е.В.2

1,2Кандидат педагогических наук, Омский государственный педагогический университет, факультет искусств ТРАНСФОРМАЦИЯ И СТИЛИЗАЦИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННО-КОМПОЗИЦИОННОМ

ФОРМООБРАЗОВАНИИ

Аннотация

В статье раскрыта специфика формально-композиционного принципа трансформации и стилизации в изобразительном искусстве и дизайне, дан обстоятельный анализ этих двух принципов. Описаны этапы выполнения задания на трансформацию дерева, начиная с теоретического осмысления объекта, заканчивая его художественно-образным воплощением. В статье подчеркивается особая важность этих композиционных методов в художественной практике различных областей творческой деятельности человека, необходимость их использования в создании выразительного художественного образа.

Ключевые слова: трансформация, стилизация, композиция, формообразование.

Lanshchikova G.A.1, Skripnikova E.V.2 1,2PhD in Pedagogy, Omsk State Pedagogical University, Faculty of Art TRANSFORMATION AND STYLIZATION IN ARTISTIC COMPOSITIONAL FORM CREATION

Abstract

In this article we disclosed different characteristics of formal and compositional principle of transformation and stylization in art and design, we gave the detailed analysis of these two aspects. We described the phases of realization of the exercise on the wood transformation, starting from the theoretical understanding of the object, ending with its artistic embodiment. Here we accentuate the importance of these compositional methods especially in practice of different areas of theoretical human activity, the necessity of its applying to create the impressing art form.

Keywords: transformation, stylization, composition, form creating.

Тема трансформации и стилизации в художественном образовании - одна из важнейших и интереснейших. В практическом курсе формальной композиции она играет одну из ключевых ролей, поскольку в ней с наибольшей отчетливостью выражаются художественные принципы композиционной организации изобразительного материала.

В современном мире широко представлены средства обработки изображений в компьютерной графике: графические редакторы для работы с растровой и векторной графикой. Наличие инструментов трансформации рисунка позволяет выполнять вращение, масштабирование, искривление и зеркальное отображение, также можно пользоваться различными фильтрами. Дизайнеры нередко прибегают к помощи механических электронных средств. Но на стадии обучения трансформированию более приемлемым методом является рисунок «от руки».

Трансформация (от позднелат. transformatio - превращение) - это преобразование формы, вида и существенных свойств объекта.

В дизайне и декоративно-прикладном искусстве трансформацию определяют как изменение, преобразование, переработку природных форм. Это один из приемов визуальной организации образного выражения, абстрагирования,

при котором выявляются наиболее характерные черты предмета, а несущественные детали мысленно отбрасываются. При трансформировании формы используют гиперболизацию, увеличение или уменьшение в размере отдельных частей, элементов, вытягивание, округление, подчеркивание угловатости и т.д.

Декоративная переработка может заключаться в изменении абриса предмета, превращении объемной формы в плоскостную, добавлении деталей, насыщении формы орнаментом, упрощение либо усложнение конструкции, выделении силуэта, представлении формы в необычном контексте, изменении реального цвета и т.п. В результате изобразительный мотив может приобрести символичность, орнаментальность.

Художественная трансформация не должна сводиться к простому украшательству, форма должна быть связана со средой, подчеркиваться, выявляя назначение предмета, отвечать принципу тектоничности, выстраивания системы связей отдельных частей и элементов в единую целостность произведения.

Следует учитывать закономерности визуального восприятия формы, пропорций, плоскостности или объемности, контрастности, фона и др. Более простая по силуэту форма, к примеру, читается быстрее; более характерным является изображение головы в профиль, а руки - в таком ракурсе, чтобы были видны все пальцы.

Обычно при работе над формой одновременно применяют и трансформацию и стилизацию, поскольку один прием дополняет другой и работает на развитие основной пластической идеи, темы. Иногда эти два понятия отождествляют. Стилизация представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений. Трансформация же означает большую степень преобразования формы в изображения, утрирование, как, например, в шаржах.

Следует сказать, что термин «стилизация» также применяют, определяя подражание какому-либо стилю, направлению, использование его черт. В этом случае стилизацию можно назвать внешней, поверхностной, не имеющей индивидуального характера.

Стилизовать, преобразовывать форму можно по собственному признаку (длинношеий жираф) и по привнесенному свойству (мудрая сова). В первом случае используется, как правило, «изобразительный» путь обобщения, а во втором - «неизобразительный»: ассоциативный, основанный на наблюдении и жизненном опыте.

В качестве объекта для трансформации могут выступать не только натурные зарисовки, но и, также, детские рисунки или фотографии.

Для практической проработки формально-композиционных принципов трансформации и стилизации необходимо брать не какой-либо конкретный предмет, а общее понятие: дерево, птица, растение, животное и т.п. Так, если, например, темой работы является «дерево», то подразумевается не какое-нибудь конкретное дерево: ель, береза, дуб, а дерево как понятие, которое требуется проанализировать во всей полноте его содержания.

Опираясь на вышеизложенное, можно выделить условно этапы выполнения задания на творческую переработку для студентов.

1 этап. Подготовительный. Анализ предметного содержания и теоретическое осмысление объекта. Выявление системно-структурной характеристики анализируемого понятия. Выделив необходимые элементы, их системообразующие связи, следует описать более подробно свойства и характеристики объекта в целом и каждый элемент в частности (по собственному или заданному свойству). Можно изначально сделать это описание в устной или письменной форме, сформировать замысел.

2 этап. Стилизация. Абстрагирование, уход от внешнего подражания, от стереотипа, связанного с этим понятием. Выявление наиболее типичных черт объекта; отказ от всего случайного, поверхностного, от стереотипа формы за счет раскрытия содержания общего понятия, анализ смысловых частей, необходимых для творческого обобщения. Выбор основного системообразующего начала. Выявление главных конструктивных частей: крона, ствол, корни. Далее, в зависимости от замысла, возможен отказ от одной из этих частей, например, корней.

Процесс, стилизации должен осуществляться не только на основе внешне воспринимаемого признака, но и по внутреннему свойству, который может даже не наблюдаться визуально. Такие свойства дерева как стройность, гибкость, колючесть воспринимаются непосредственно и, в процессе стилизации, не представят трудной задачи для студента. В случае же создания образа на основе «внутренних» свойств, таких как высокомерность, колкость, болезненность, стилизация приобретает большую сложность.

Выбрав для работы определенные признаки и свойства, обучающийся определяет необходимый комплекс выразительных средств для формально-образного изображения.

3 этап. Трансформация. Дальнейшее выявление образа через заострение наиболее характерных черт, привнесение необходимых элементов. Трактовка природных мотивов может производиться в линеарном решении, пятновом, в том числе точечном, линеарно-пятновом. Линия может быть ломанной, жесткой, а может быть и плавной, округлой. Пятно может всецело или частично заполнять форму.

Можно использовать разнообразные стили работы - фольклорные, фантазийные.

На основании выделенного свойства объекта производится графическая трансформация важнейших структурных элементов, с одним формообразующим началом, для дерева это - корневая система, ствол, ветви, крона. Этот прием должен привести к целостности композиционного образа на основе доминирующего признака.

Общее формообразующее начало способно подчинить в итоговой композиции масштаб, пластику, ритм, пространство и другие характеристики изображаемого объекта. Только при этом условии достигается необходимый уровень художественной выразительности.

Практика использования принципа стилизации в разнообразных областях художественной деятельности, таких как живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство показывает, что в его основе может лежать не только определенное свойство или признак. Стилизация может осуществляться и на базе одного элемента. Такой процесс стилизации будет более лаконичным, приведет к созданию почти условного образа, когда предмет еще прочитывается, или когда практически не прочитывается, трансформируясь в формальный знак.

Именно для образов сильной трансформации требуется тонкое чувство меры, чтобы образная структура воспринималась естественно и органично, не утрачивая выразительности и различимости.

Литература

1. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция: учеб. пособие для вузов. -3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 312 с.

2. Крючкова К.К. Композиция в дизайне. Организация плоскости. Формирование знаков: учеб.-метод. пособие. -К-н-А.: Жук, 2009. - 425 с.

3. Стародуб К.И., Евдокимова Н.А. Рисунок и живопись: от реалистического изображения к условно -стилизованному: учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 190 с.

4. О.Л. Голубева .Основы композиции: учеб. пособие. - М.: Изобразительное искусство, 2008. - 143 с.

References

1. Dagldijan K.T. Dekorativnaja kompozicija: ucheb. posobie dlja vuzov. -3-e izd. - Rostov n/D: Feniks, 2011. - 312 s.

2. Krjuchkova K.K. Kompozicija v dizajne. Organizacija ploskosti. Formirovanie znakov: ucheb.-metod. posobie. - K-n-A.: Zhuk, 2009. - 425 s.

3. Starodub K.I., Evdokimova N.A. Risunok i zhivopis': ot realisticheskogo izobrazhenija k uslovno-stilizovannomu: ucheb. posobie. - Rostov n/D: Feniks, 2009. - 190 s.

4. O.L. Golubeva .Osnovy kompozicii: ucheb. posobie. - M.: Izobrazitel'noe iskusstvo, 2008. - 143 s.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.50.122 Леготкина Л.Р.1, Лопатина А.Б.2

1,2Кандидат педагогических наук, Пермский национальный исследовательский политехнический университет ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ОРГАНИЗМ СТУДЕНОВ

Аннотация

Данные материалы описывают закономерности, развивающиеся в организме студентов под действием гормональных перестроек и физических нагрузок. Организм студентов, проходя все периоды и этапы своего роста и становления, под действием гормонального перепада уровней, регулирующих антропометрические данные, биологически активных веществ, имеет склонность к тому, что биологический возраст студентов, опережает хронологический. Такая ситуация фиксирована у студентов, участвующих в проводимом исследовании.

Ключевые слова: студенты, организм, возраст.

Legotkina L.R.1, Lopatina A.B.2

1,2PhD in Pedagogy, Perm National Research Polytechnic University THE IMPACT OF PHYSICAL STRESS ON THE STUDENTS

Abstract

These materials describe the patterns that develop in the body of students under the influence of hormonal changes and physical activity. The body of students passing all periods and stages of its growth and formation, under the influence of hormone levels drop, regulating the anthropometric data, biologically active substances, has a tendency to the fact that the biological age of the students ahead of chronological. This situation fixed at the students involved in the research.

Keywords: students, body, age.

Статья изъята

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.