Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БИЗНЕС-СУБЪЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БИЗНЕС-СУБЪЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
занятость / компетенция / менеджер / навыки / предпринимательство / синергия. / employment / a competence / a manager / skills / entrepreneurship / synergy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каримов Комилжон Хамидович

в статье рассматривается трансформация роли, компетенций и функций менеджера в XXI веке как важного условия создания конкурентного преимущества бизнес-структур на основе рациональной синергии материальных и интеллектуальных ресурсов компании. Проведен анализ состояния и структуры трудовой занятости населения Республики Узбекистан в разрезе высшего и среднего специального образования, которое характеризует в определенной степени навыки и компетенции работников. Отмечается, что для повышения уровня компетенции работников и руководителей организации необходимо повысить образовательный ценз занятых и формировать современные навыки предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Каримов Комилжон Хамидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATIONS AND INTEGRATION OF THE BUSINESS UNITS’ MANAGEMENT COMPETENCES IN THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ECONOMY

the article examines the transformation of the role, competencies and functions of a manager in the 21st century as an important condition for creating a competitive advantage for business structures based on the rational synergy of material and intellectual resources of the company. The analysis of the state and structure of employment of the population of the Republic of Uzbekistan in the context of higher and secondary specialized education, which characterizes to a certain extent the skills and competencies of workers. It is noted that in order to increase the level of competence of employees and managers of an organization, it is necessary to increase the educational qualification of employed and form modern entrepreneurial skills.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БИЗНЕС-СУБЪЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ»

TRANSFORMATIONS AND INTEGRATION OF THE BUSINESS UNITS' MANAGEMENT COMPETENCES IN THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ECONOMY Karimov K.Kh. (Republic of Uzbekistan) Email: Karimov575@scientifictext.ru

Karimov Komiljon Khamidovich - PhD in Political Science, Rector, UNIVERSITY OF WORLD ECONOMY AND DIPLOMACY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article examines the transformation of the role, competencies and functions of a manager in the 21st century as an important condition for creating a competitive advantage for business structures based on the rational synergy of material and intellectual resources of the company. The analysis of the state and structure of employment of the population of the Republic of Uzbekistan in the context of higher and secondary specialized education, which characterizes to a certain extent the skills and competencies of workers. It is noted that in order to increase the level of competence of employees and managers of an organization, it is necessary to increase the educational qualification of employed and form modern entrepreneurial skills. Keywords: employment, a competence, a manager, skills, entrepreneurship, synergy.

ТРАНСФОРМАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БИЗНЕС-СУБЪЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ Каримов К.Х. (Республика Узбекистан)

Каримов Комилжон Хамидович - кандидат политических наук, ректор, Университет мировой экономики и дипломатии, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается трансформация роли, компетенций и функций менеджера в XXI веке как важного условия создания конкурентного преимущества бизнес-структур на основе рациональной синергии материальных и интеллектуальных ресурсов компании. Проведен анализ состояния и структуры трудовой занятости населения Республики Узбекистан в разрезе высшего и среднего специального образования, которое характеризует в определенной степени навыки и компетенции работников. Отмечается, что для повышения уровня компетенции работников и руководителей организации необходимо повысить образовательный ценз занятых и формировать современные навыки предпринимательства.

Ключевые слова: занятость, компетенция, менеджер, навыки, предпринимательство, синергия.

Республика Узбекистан активно воплощает в жизнь намеченные в Стратегии действий задачи по пяти приоритетным направлениям развития в 2017 - 2021 годах, где большое внимание уделяется дальнейшему развитию и либерализации экономики [1]. В этой связи ставится задача совершенствовать методы управления предпринимательскими структурами на основе мобилизации, прежде всего, нематериальных факторов производства, заложенных в существующем инновационном, творческом и предпринимательском потенциале страны. Либерализации экономики и трансформация предпринимательской среды создают благоприятную атмосферу для внутренних и внешних инвесторов. Кроме того, улучшается система управления на основе отказа от административно- командных методов и всемерной поддержки предпринимательских структур на всех уровнях (макро, мезо и микро) функционирования национальной экономики.

На Мировом экономическом форуме 2016 года было отмечено, что массовое овладение компетенциями XXI века обеспечивает до 0.5 - 0.65% роста ВВП в год [3].

Вопросы управления деятельностью бизнес-субъектов рассматривались в работах зарубежных ученых: Азарьевой В.В., Бабанской Н.Г., Болла Р., Винтера Р., Джеймса Р., Зейдмана Х., Кантора Е.Л., Коебела Т., Коровиной А.Н., Копыловой Е.И., Кравченко А.И., Митчелла Дж., Пракаша О., Скрипко Л.Е., Соляника А.Н., Тимохина В.Н., Федосова Р.Н., Хита Дж., Широкаловой Г.С., Широковой Л., Щербакова А.Е. и др. Отдельные стороны рассматриваемой проблемы в рамках теории стратегического управления предпринимательскими структурами рассмотрены в трудах Р.А. Фатхутдинова, В.Н. Гунина, В.В. Окрепилова, А.В. Тычинского, А.П. Ястребова и др. В нашей республике проблемы стратегического управления деятельностью предпринимательских структур частично рассмотрены в трудах: академика Абдурахманова К.Х. академика Шарифходжаева М.Ш., Ахмедова Т., Кадырова А, Икрамова М.А., Йулдошева Н.К., Шадиева Т. других. Однако отсутствует системное исследование трансформации и интеграция управленческих компетенций бизнес - субъектов в условиях инновационного развития экономики Республики Узбекистан, в связи с этим, данная тема является актуальной.

В экономической литературе широко дискутируется сущность роли, компетенции и функции менеджеров под углом зрения создания на основе компетенций конкурентного преимущества предпринимательской структуры.

Как отмечает О. Бекбулатов [3] «Роль менеджера - это набор определенных правил, соответствующих конкретной должности». А навыки - это сознательное действие человека, направленного на решение той или иной задачи.

С динамикой предпринимательской деятельности сегодня связывают, прежде всего, общий экономический рост, что проявляется в стремлении государства и местных органов власти создать благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности. В Стратегии действий Республики Узбекистан в 2017 - 2021 годах предпринимательство рассматривается как один из значимых механизмов коммерциализации инноваций, технического обновления и поиска новых форм и методов хозяйствования. Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства также рассматривается как средство для создания новых рабочих мест и решения важных социальных задач. Эти, а также другие важнейшие задачи страны, могут быть решены только в случае достижения реального, практического успеха. Поэтому 2019 год в республике объявлен годом активных инвестиций и социального развития.

Развитие компетенций означает аккумулирование современных знаний о предпринимательстве и опыта. Носителем знаний и опыта является персонал фирмы [4]. Компетенции фирмы базируются на ее ресурсном потенциале - совокупности материальных и нематериальных ресурсов. При этом складываются они только в определенных специализированных видах деятельности, там, где наиболее удачно соединяются знания и навыки персонала с организационными и управленческими способностями и механизмами, которые внедрила предпринимательская структура. Поэтому обладая одинаковыми ресурсами, компании могут иметь абсолютно разные компетенции. В литературе отмечается, что формирование рациональных компетенций, более значимо для экономического роста, чем традиционные индикаторы - продолжительность обучения, охват образованием и прочее.

Роль человеческого знания при переходе к шестому технологическому укладу значительно возрастает, экономика страны в большей степени становиться зависимой от количества и качества человеческого ресурса в бизнес-субъектах - носителя физического, интеллектуального, творческого, психологического потенциала, компетенций, опыта, навыков, мотивов и целей [1, 61].

На современном этапе приращение компетенции показывают следующие личностные характеристики руководителя [4]: как широта кругозора, острота анализа и восприятия, адаптация в изменяющихся ситуациях, организованность, стремление достигнуть результата, чувствительность, сотрудничество и терпение. На интеграции этих компетенций

32

с материальными ресурсами формируются конкурентные преимущества компании. Конкурентные преимущества, по мнению Камалетдиновой А.К. [4] - это реализованные на практике компетенции, приносящие компании более высокие, чем среднеотраслевые доходы. Вместе ресурсы, компетенции и конкурентные преимущества формируют рыночный (или конкурентный) потенциал компании, который означает ее способность конкурировать и воспроизводить свою деятельность в условиях рынка.

В условиях глобализации и формирования инновационной экономики, основанной на знаниях и информационно - коммуникационных технологиях существенно трансформируются необходимые менеджерские навыки, функции и компетенции [7, 8]. В частности меняются такие навыки, как: комплексное решение проблем, координация с другими, управление людьми, критическое мышление, умение договариваться, контроль качества, клиентоориентированность, принятие решений, активное слушание и креативность [3].

Анализ статистической информации показывает, что в 2019 году занятое население в экономике составило 15520 тысяч человек, что на 1,7 процента больше, чем в 2010 году, из них 3378,8 тысяч с высшим образованием, 10011,5 тысяч со средним и средним специальным образованием. Занятость населения значительно выросла в таких сферах, как перевозка и хранение (прирост 2,6%), финансовой сфере и страховании (2,4%), строительстве (2,1%), торговле (1,9%) и услугах жилья и общественного питания. Основная доля занятости приходится на сельское и лесное хозяйство, рыболовства (27,3%), промышленности (13,5%), торговле (11%), строительстве (9,5%) и образованию (8,2%). Кроме того, 2019 году доля занятых в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства составило 78,3% или по сравнению с 2010 годом она выросла на 0,1%.

Политика занятости имеет несколько уровней: общегосударственный (макроуровень), региональный и локальный (микроуровень). Политика занятости на макроуровне является определяющей относительно других уровней и поэтому должна иметь комплексный характер и направляться на достижение поставленных перспективных целей развития. Этой сфере: обеспечение полной и рациональной занятости как необходимой предпосылки реализации права граждан на труд и достижения высокого уровня населения [2, 295].

Развитие рынка труда и его институтов имеет принципиальное значение для всех субъектов - работников, работодателей и государства, поскольку оно во многом определяет модели их поведения на данном рынке. С позиции любой организации рынок оказывает самое непосредственное влияние на такие значимые для нее параметры деятельности, как наличие на рынке достаточного количества рабочей силы, характеристики доступной рабочей силы (демографические, профессионально-квалификационные и другие, определяющие особенности её кадровой политики), величина текущих и потенциальных издержек на труд, влияющих на величину общих издержек и главное - на конкурентоспособность, которая является ведущим фактором инновационного развития экономики Узбекистана [2, 423].

С точки зрения формирования требуемого уровня предпринимательских компетенций недостаточным является удельный вес специалистов и работников с высшим образованием, занятых в национальной экономике. Удельный вес работников с высшим образованием составляет всего лишь одну четвертую часть занятых. Образовательный ценз работника в среднем составляет 12,9 лет, когда эта цифра для развитых стран (например, США) составляет 16,7 лет.

35000

30000

25000

2010

2015

2016

2017

2018

2019

в Трудоспособное население Всего занято

и из них с высшим образование В со средним, специальным образованием

Рис. 1. Динамика численности и занятости населения Республики Узбекистан за 2010 - 2019 годы [3]

Если учесть, что развитие человеческого интеллектуального капитала является едва ли не ключевым компонентом стратегии конкурентоспособности в экономике знания. В экономике знания или другими словами инновационной экономике, где человеческий и интеллектуальный капитал, высокообразованная и высококвалифицированная рабочая сила становятся самыми важными факторами конкурентоспособности страны, включает не только реформу образования и увеличение инвестиций в этот сектор, но также реформирование управления и осуществление долгосрочных инвестиций в систему здравоохранения и охрану окружающей среды. Ассигнования на образование, науку и здравоохранение должны рассматриваться в новой политической парадигме как инвестиции в поддержание и увеличение интеллектуального капитала (по аналогии с инвестициями в модернизацию основных фондов предприятия), которые приведут к созданию стоимости путем генерирования знаний. Исследования показывают, что, к примеру, эффективная система образования обеспечивает стране — так же, как и уровень НИОКР, — высокие баллы в мировой шкале конкурентоспособности.

Таблица 1. Атрибуты эффективного менеджмента предпринимательских структур в

инновационной экономике

Компетенции Функции менеджера Навыки

1. Широта кругозора 2. Острота анализа и восприятия 3. Адаптация в изменяющихся ситуациях 4. Организованность 5.Стремление достигнуть результата 6. Чувствительность 7. Сотрудничество 8.Терпение Планирование Организация Учет и контроль Стимулирование Мониторинг и регулирование 1 .Комплексное решение проблем 2. Координация с другими З.Управление людьми 4.Критическое мышление 5.Умение договариваться б.Контроль качества 7.Клиентоориентированность 8.Принятие решений 9.Активное слушание 10 .Креативность

Эмпирическое исследование показывает, что в процессе интеграции и сочетания компетенций и навыков руководитель выполняет менеджерские функции эффективно, что создаёт конкурентное преимущество компании. При этом можно заметить, что синергетические эффекты возникают на уровне компетенций и конкурентных преимуществ, а не на уровне ресурсов. На уровне ресурсов имеет место простая их сумма, которая, однако, может привести к появлению новых компетенций и конкурентных преимуществ.

34

В целях определения уровня компетентности кадров, в 2017 году среди менеджеров и руководителей малого бизнеса и частного предпринимательства г. Ташкента проводилось анкетное обследование. Анкета включала 10 вопросов относительно их профессиональных навыков. Каждый респондент отвечал на вопросы анкеты и проставлял баллы напротив каждого атрибута компетентности, отвечая на вопрос: «Оцените в баллах Ваши профессиональные навыки принятия решений: 1 (очень низкие), 2 (низкие), 3 (удовлетворительные), 4 (высокие), 5 (очень высокие)».

Таблица 2. Результаты выборочного обследования навыков менеджеров 10 предприятий малого бизнеса и частного предпринимательства г. Ташкента (2019 год)

Навыки Средняя оценка по выборке Среднекваратическое отклонение

Комплексное решение проблем 2 1,02

Координация с другими 4,6 0,97

Управление людьми 4,5 1,03

Критическое мышление 1,1 0,72

Умение договариваться 4,5 0,83

Контроль качества 2,6 0,93

Клиентоориентированность 2,5 1,04

Принятие решений 4,4 0,82

Активное слушание 4,4 0,69

Креативность 1,9 1,04

Средний уровень навыков 2,46 1,78

Источник: Результаты анкетного обследования руководителей 10 фирм г. Ташкента, производящих мебельную продукцию.

Результаты обследования показывают, что общий уровень навыков менеджеров в среднем составил 2,46, что составляет 49% от эталонного уровня. Практика развития предпринимательства показывает, что устойчивое развитие все больше ассоциируется с разработкой и применением инновационных эко- и ресурсосберегающих технологий, производством органической продукции, а значит с ростом значения инновационной активности в долгосрочной конкурентоспособности компаний, что требует формирования компетенций в области стратегического планирования, разработки стратегического видения будущего на основе учета неопределенности и риска и управления собственными сценариями его реализации.

Задача эффективной организации предпринимательства предполагает разработку научно - обоснованных стратегий устойчивого развития предпринимательских структур с учетом приоритетов, проблем и особенностей предпринимательской деятельности. В этой сфере имеются следующие проблемы:

Необходимо создать такие организационно-экономические механизмы, позволяющие оказывать на устойчивость предпринимательских структур, которые обеспечивали бы стабильное сбалансированное функционирование предпринимательских структур. Это означает такое функционирование, когда компания продолжает получать гарантированную прибыль, внедряя инновации, повышая производительность труда, сохраняя окружающую среду и выполняя социальную ответственность перед обществом.

В научной литературе отсутствует четкое понимание структуры и содержания организационной компетенции предпринимательской структуры, не выработан механизм управления ими в процессе интеграции. Идентификация и управление компетенциями особенно важно для предпринимательских структур, которые осуществляют бизнес в условиях риска и неопределенности. Используя методику, предложенную в работе [4], проведено эмпирическое исследование влияния организационных компетенций на результативность деятельности компании. При этом использовали семь индикаторов: рыночная стоимость активов, доля

нематериальных активов в стоимости компании, удовлетворенность потребителей, удовлетворенность персонала, операционная эффективность, прирост выручки, чистая рентабельность после уплаты налогов. После обобщения выборочных данных организационные компетенции разделили на пять основных групп [4].

Из пяти групп компетенций наиболее существенными на микроуровне явились стратегические и функциональные компетенции. К стратегическим компетенциям мы отнесли компетенции, предопределяющие дальнейшее развитие компании при осуществлении долгосрочных целей развития, определяющие потенциал и перспективы развития процессов создания потребительской ценности и эволюцию рынков. К категории функциональных компетенций были отнесены те аспекты деятельности компании, которые определяют внутренние процессы предпринимательской структуры. Это производство, маркетинг, НИ, НИОКР и т.д. Примечательно, что к этой категории был отнесен и механизм межфункционального взаимодействия, который позволяет расширить поле клиента, улучшить удовлетворенность внутреннего и внешнего потребителя [6, 7].

На сегодняшний день менее существенными оказались операционные составляющие организационной компетенции, позволяющие реализовывать принятую стратегию в рамках имеющейся бизнес-модели компании, которые и составили данную группу компетенций.

Обще управленческие компетенции, которые названы как общефирменные, имели достаточно общее, для деятельности предпринимательской структуры, значение. Это, такие компетенции, как организационная культура, понимание места информационных систем в архитектуре компании, адаптивность к внешним изменениям, ее инфраструктура, технико-технологические аспекты деятельности.

К социальной составляющей организационной компетенции были отнесены, такие компетенции, как лидерство, взаимодействие между сотрудниками, способность разрешать конфликты и ряд других,

1. Результаты исследования показывают, что общий уровень навыков менеджеров в среднем составил 2,46, что составляет 49% от эталонного уровня. Практика развития предпринимательства показывает, что устойчивое развитие все больше ассоциируется с разработкой и применением инновационных эко- и ресурсосберегающих технологий, производством органической продукции, а значит с ростом значения инновационной активности в долгосрочной конкурентоспособности компаний, что требует формирования компетенций в области стратегического планирования, разработки стратегического видения будущего на основе учета неопределенности и риска и управления собственными сценариями его реализации Успешная предпринимательская деятельность во многом зависит от умения предпринимателя принимать правильные управленческие и предпринимательские решения.

2. Предпринимательское решение подчеркивает необходимость постоянного приобретения новых знаний путем практических действий в условиях неопределенности, а менеджерское решение базируется на использовании уже существующего: знаний и способностей анализа и прогноза. Неопределенность в рамках предпринимательского решения рассматривается как источник новых знаний, опыта, возможностей и, как следствие, прибыли.

3. Исследование свидетельствует о том, что современной инновационной экономике нужны руководители, умеющие мыслить нестандартно, коммуникабельные для сотрудничества. Важные атрибуты современного управленца: быть лидером, одновременно уметь следовать за лидером; работать в команде, генерировать и объяснять свою новую идею, планировать работу, принимать критику и быть креативным.

4. Ученые отмечают [4, 6], что человеческий капитал - благо длительного пользования, но с ограниченным сроком службы: может устаревать, изнашиваться, требует расходов на поддержание, на повышение квалификации и переподготовку. Поэтому менеджеры должны работать над собой, накапливать и интегрировать полезную информацию, непрерывно повышать профессиональный уровень.

Список литературы /References

1. Абдурахманов К.Х., Бабынина Л.С., Одегов Ю.Г. «Управление человеческими ресурсами организации». Учебник. Т.: Издательство «Фан» Академии наук, 2020. 256 с.

2. Abdurakhmanov K.Kh. Labour Economics. Theory and practice: textbook: Scientific Publishing House IVG. London United Kingdom, 2020. 696 p.

3. Adams D.James, 1990. Fundamental stoks of Knowledge and Productivity Growth. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jstor.org-stable/ (дата обращения: 20.11.2020).

4. БекбулатовА. Смена ролей и компетенций менеджера XXI века. М.: ИОМ. РАНХ, 2018.

5. Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stat.uz/ru/ (дата обращения: 20.11.2020).

6. Камалетдинова А.К. Управленческие компетенции руководителя как фактор создания конкурентного преимущества организации. Электронный журнал «Психологическая наука и образование». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.psyedu.ru/ (дата обращения: 20.11.2020).

7. Кондаков А. Образование: время перемен. ИМОС. М., 2018.

8. Кунц Г.О., Даннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. 2-й том. М., 1981.

9. Руденко М.Н. Актуальные вопросы предпринимательства в национальной экономике: монография / Пермь: Издательство ГОУ ВПО «Пермский государственный университет», 2010. 12, 44 п.л.

10. Cortrigt J. New Growth theory, Technology and learning: A practitioner's guide. USA: inpresa Co, 2010.

11. Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года №УП - 4947 «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан». Сборник законодательства Республики Узбекистан, 2017. № 6. 70 статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.