ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ИННОВАЦИОННУЮ АКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ
СТРУКТУР
О. И. БЕТИН
Инновационная активность национальных предприятий и организаций - залог конкурентоспособности экономики страны. Зачастую государству необходимо регулировать инновационную активность предпринимательских структур для того, чтобы организовать наиболее эффективное функционирование экономики, поэтому в статье поставлена цель - проанализировать трансформацию государственного воздействия на инновационную активность предпринимательских структур. В данной статье получены следующие результаты: раскрыта роль инновационной инфраструктуры, определены направления, виды и способы регулирования инновационной активности предпринимательских структур, рассмотрены факторы административного воздействия на инновационную деятельность предприятий.
Ключевые слова: государственное регулирование инноваций, инновационная экономика, инновации предпринимательских структур, виды государственного регулирования инноваций.
Тотальная трансформация российского государства, начавшаяся в конце 80-х гг. прошлого века, повлекла за собой коренные изменения в методах административного воздействия на экономические явления и процессы, среди которых особую роль играют нововведения. Период конца XX - начала XXI в. ознаменован небывалой инновационной активностью в различных сферах жизни общества. Безусловно, предпринимательские структуры не являются исключением, демонстрируя гипертрофированные темпы внедрения инноваций в свою деятельность. При этом следует помнить, что инновации, внедряемые бизнес-структурами носят разноплановый характер и весьма сильно дифференцируются по различным признакам.
Остановимся на общепринятой классификации инноваций, которая в наибольшей степени отражает их дифференциацию. Так, экономисты выделяют процессные и продуктовые инновации. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы). Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов [3]. Учитывая возрастающую активность предпринимательских структур по внедрению и того, и дру-
гого вида инноваций в практику, очевидным становится необходимость регламентирования инновационной деятельности предприятий и организаций. Прежде всего, в контексте государственного воздействия на инновационную активность предпринимательских структур хотелось бы отметить, что ключевую роль здесь играет создание инновационной инфрастуктуры. Н. З. Мазур и М. П. Левина, анализируя мировую практику создания инновационной инфраструктуры, приходят к выводу, что формы и методы государственного участия в этом процессе в разных странах имеют свои особенности, при этом выделяя общие подходы, которые заключаются в следующем [4]:
- главным «инициатором» создания инновационной инфраструктуры выступает государство. Именно оно создает правовые, организационные и экономические условия и механизмы, которые мотивируют участников процесса заниматься инновационным бизнесом, извлекая из него законно полученную прибыль;
- используется системный подход, позволяющий полученным с помощью государства знаниям преодолевать практически без разрывов весь сложный путь: от научных исследований и разработок до реализации инноваций, включающих в себя эти знания, на рынке наукоемких товаров и услуг, на рынке интеллектуальной собственности.
Отметим, что государственное регулирование инновационной деятельности должно осуществляться по следующим направлениям:
1) развитие малого и среднего инновационного бизнеса;
2) развитие инновационной деятельности в организациях области;
3) коммерциализацию технологий и наукоемкой продукции, созданных на территории области, с их выводом на российский и международный рынки, а также привлечение на территорию области инноваций из других субъектов Российской Федерации;
4) координирование работы по подготовке управленческих кадров и кадров научно-технических специалистов в области инновационной деятельности для реализации инновационной политики области;
5) развитие инновационной инфраструктуры и ресурсной базы инновационной деятельности.
При этом основными целями государственного регулирования инновационной активности предпринимательских структур являются:
Заметим, что инновации, внедряемые предпринимательскими структурами, несмотря на их разнородность, можно систематизировать и сгруппировать в определенную совокупность направлений деятельности. Ю. А. Гильярди отмечает, что инновации, внедряемые в предпринимательских структурах, в основном, направлены на следующие экономические, финансовые и производственные аспекты деятельности [1]:
1) повышение конкурентоспособности экономики области за счет развития инновационной деятельности;
2) развитие и эффективное использование инновационного, научно-технического и интеллектуального потенциалов, материальных и финансовых ресурсов, направляемых на создание наукоемкой продукции, для социально-экономического развития области;
3) создание инновационной среды, обеспечивающей трансформацию научных достижений организаций научно-производственного комплекса в рыночную конкурентоспособную продукцию [5].
Теперь рассмотрим, каким образом осуществляется государственное воздействие на инновационную активность предприятий и организаций. Заметим, что государственное регулирование инновационной деятельности предпринимательских структур осуществляется совокупностью способов, которые различаются в зависимости от вида государственного регламентирования инновационной активности (табл. 1) [2].
- снижение издержек производства (заработной платы, материальных затрат, энергозатрат);
- расширение ассортимента продукции;
- замену снятой с производства продукции;
- создание новых рынков сбыта;
- улучшение качества продукции;
- обеспечение соответствия современным стандартам;
Таблица 1
Виды и способы государственного регулирования инновационной деятельности
РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Виды регулирования Способы регулирования
Организационное регулирование инновационной деятельности - развитие инновационной инфраструктуры; - обеспечение приоритета инновационной деятельности; - моральное поощрение авторов инноваций; - содействие модернизации; - развитие интеграционных процессов; - развитие международных связей
Экономическое и финансовое регулирование инновационной деятельности - развитие предложения инноваций; - расширение спроса на инновации; - содействие конкуренции в инновационной сфере; - развитие предпринимательства; - обеспечение занятости в инновационной сфере; - развитие лизинга наукоемкой продукции; - инвестиции в инновации, повышение их эффективности; - создание благоприятного инвестиционного климата
Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности - охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности; - охрана прав владения, пользования и распоряжения инновациями;, - защита промышленной, интеллектуальной собственности; - развитие договорных отношений
- сохранение традиционных рынков сбыта;
- повышение гибкости производства;
- снижение загрязнения окружающей среды.
В контексте обеспечения наиболее эффективного уровня инновационной активности предпринимательских структур государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое.
По мнению экспертов Сетевого ресурсного центра менеджмента образования, науки и технологий, высшей формой регулятивной деятельности является выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного общественного развития. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности [2].
Экономические факторы государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:
- развитие рыночных отношений;
- проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций;
- создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами;
- обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере;
- расширение спроса на инновации;
- предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации;
- содействие модернизации техники;
- развитие лизинга наукоемкой продукции;
- активизация предпринимательства;
- пресечение недобросовестной конкуренции;
- поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке;
- развитие экспортного потенциала страны;
- развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере;
- внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы.
Организационные факторы государственного регулирования инновационной деятельности [2]:
- государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;
- содействие развитию инновационной инфраструктуры;
- кадровая поддержка инновационной деятельности;
- содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществяю-щих инновационную деятельность;
- моральное стимулирование инновационной деятельности (например, присвоение звания «Заслуженный новатор РФ» указом Президента РФ);
- информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т. п.);
- содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области;
- защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.
Финансовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности [2]:
- проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности;
- направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования;
- выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов;
- создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере;
- предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности;
- снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов.
Нормативно-правовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности [2]:
- установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности;
- гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что инновационная активность поощряется государством, что абсолютно логично вытекает из ключевых целей развития общества. В современных условиях действует поддержка стартапов. Данное направление бизнеса, являющееся уже по своей сути инновационным, поддерживается, прежде всего, льготным кредитованием (чаще всего с возможностью овердрафта), созданием специализированных центров поддержки малого предпринимательства, созданием порталов для помощи начинающим предпринимателям, проведением конкурсов инновационных проектов, пропагандистской практикой инновационного предпринимательства. При этом государство оставляет за собой выбор приоритетных проектов и осуществляет, прежде всего, их финансирование.
Литература
1. Гильярди Ю. А. Управление инновационной деятельностью предпринимательских структур в рыночной среде: дис. ... канд. эконом. наук. Великий Новгород, 2009.
2. Государственное регулирование инновационной деятельности: мат-лы Сетевого ресурсного центра менеджмента образования, науки и технологий. иКЬ: http://nrc.edu.ru
3. Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент М., 2008.
4. Мазур Н. З., Левина М. П. Инфраструктура создания и использования интеллектуальной собственности на региональном уровне // Инновации. 2005. № 7.
5. О научно-технической политике, научной и инновационной деятельности в Тамбовской области: Закон Тамбовской области № 119-З от 25 апреля 2003 г. // Инновации и предпринимательство. иЯЬ: Шр://№^^ innovbusiness.ru
* * *
TRANSFORMATION OF COORDINATED STATE ACTIONS INTO INNOVATION ACTIVITY OF ENTREPRENEURSHIP ORGANIZATIONS
O. I. Betin
The innovation activity of national enterprises and organizations is the guarantee of competitiveness of the country economy. Often, the state needs to regulate the innovation activity of entrepreneurship organizations in order to organize the most efficient operation of the economy. Therefore, in this paper the purpose has been set that is to analyze the transformation of coordinated state actions into the innovation activity of entrepreneurship organizations. The results obtained within this paper are the following ones: 1) the role of the innovation infrastructure is revealed, 2) lines, kinds, and modes of the regulation of the entrepreneurship organization innovation activity are specified, 3) factors of the administrative pressure on the enterprise innovation activity are considered.
Key words: government regulation of innovations, innovation economy, innovations of entrepreneurship organizations, kinds of government regulation of innovations.