¥
^ ШОКИРОВ Равшан Сиддикович
Кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики
Таджикский государственный университет права, бизнеса и политики
735700, Республика Таджикистан, г. Худжанд, 17 мкр-н., 1 Тел.: +992 (3422) 2-38-11 E-mail: [email protected]
ft ЛЛ
^ ИСВАЛИЕВ Сулаймон Джурахонович
Ассистент кафедры экономической теории
Таджикский аграрный университет им. Ш. Шотемура 734003, Республика Таджикистан, г. Душанбе, пр. Рудаки, 146 Тел.: +992 (3722) 4-72-07 E-mail: [email protected]
Ключевые слова
трансформационная экономика государственное регулирование инвестиции регион
аграрный кластер
Трансформация государственного регулирования инвестиционной деятельности в условиях формирования аграрных кластеров
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы трансформации государственной модели регулирования инвестиционной деятельности в аграрном секторе национальной экономики в условиях формирования региональных аграрных кластеров. На основе изучения существующих моделей государственного регулирования авторами обоснована наиболее приемлемая модель инвестиционной деятельности в аграрном секторе. В формировании региональных аграрных кластеров важную роль могут сыграть инвестиционные кооперативы. Предлагается создание двухуровневого инвестиционного кооператива, специфичного для экономики Республики Таджикистан.
В статье утверждается, что в условиях формирования региональных аграрных кластеров государственное регулирование инвестиционной деятельности должно носить особый характер. Авторами разработана стимулирующая модель регионального аграрного кластера. Лидирующая позиция в ускорении процесса кластеризации в аграрном секторе экономики Республики Таджикистан отводится государству, что будет способствовать активизации инвестиционного процесса в республике.
JEL classification
E02, R10, Q19
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В условиях трансформационной экономики одной из главных задач правительства страны (государства) и других субъектов выступает привлечение инвестиций в основной капитал производственных предприятий. Исследованием доказано, что трансформационные спады выступают острой преградой в развитии инвестиционной деятельности. Ситуация складывается в зависимости от сферы и направления деятельности. Если взять аграрный сектор, то в связи с сезонностью и цикличным характером сельскохозяйственного производства субъекты хозяйствования остро нуждаются в инвестициях. При этом вопросы государственного регулирования инвестиционной деятельности приобретают большое значение и становятся необходимым условием развития производственной деятельности во всех сферах народного хозяйства. Целью данной научной статьи определено рассмотрение вопроса государственного регулирования инвестиционной деятельности в условиях формирования региональных аграрных кластеров.
При написании статьи были использованы такие научные методы, как индукция, дедукция, системный анализ, абстрагирование и метод экспертных оценок.
Необходимость государственного регулирования инвестиционной деятельности на различных этапах ее разви-
тия научно обосновывалась многими учеными. Представители классической и неоклассической мысли, марксизма, кейнсианства, монетаризма и современного институционализма обратили на это особое внимание. Многие сторонники современного институционализма придерживаются той точки зрения, что государство выступает единственным институтом, способным регулировать инвестиционную деятельность на всех стадиях экономического цикла. На наш взгляд, регулирование инвестиционного процесса в национальной экономике в условиях переходного периода слабо осуществляется государством, так как у него не хватает ресурсов для поддержания инвестиционной активности.
Когда речь может идти о формировании региональных кластерных систем, необходимо учесть роль государства в кластерном механизме, поскольку последний играет важную роль в инвестиционном процессе.
В первую очередь необходимо рассмотреть роль государства в развитии самой инвестиционной деятельности. Эта роль двояка. Во-первых, оно является лицом, гарантирующим субъектам инвестиционной деятельности фондоотдачу и фондовооруженность с созданием прочной нормативно-правовой базы. Во-вторых, государство, само являясь субъектом инвестиционной деятельности, создает стимулирующую среду для инвестиционной деятельности в экономике.
Transformation of Government Regulation of Investment Activity in the Context of Agricultural Clusters Formation
■o я
h
a m Я
Abstract
The paper investigates the issues of transformation of the government model of investment activity regulation in the national agriculture in the context of regional agricultural clusters formation. Based on the study of existing models of government regulation, the authors prove the most appropriate model of investment activity in the agrarian sector. Investment cooperatives can play an important part in the formation of regional agricultural clusters. It is suggested to create a two-tier investment cooperative that is specific to the economy of the Republic of Tajikistan.
The article states that under the formation of regional agricultural clusters, government regulation of investment activity should be of special character. The authors have developed a stimulation model of regional agricultural clusters. The leading position in accelerating the clustering process in the agricultural sector of the Republic of Tajikistan is given to the state and that will boost the investment process in the country.
^ Ravshan S. SHOKIROV
Cand. Sc. (Econ.), Associate Professor of Global Economy Dept.
Tajik State University of Law, Business and Politics 735700, the Republic of Tajikistan, Khujand, 17th Microdistrict, 1 Phone: +992 (3422) 2-38-11 E-mail: [email protected]
Общеизвестно, что государство имеет прямое или косвенное взаимодействие с инвестиционной деятельностью. Как уже отмечено, прямое воздействие государства на инвестиционную деятельность осуществляется с помощью инструментов правового регулирования. При этом законодательная база служит основой функционирования инвестиционного рынка в экономике. Правовые экономические инструменты могут быть различными: активно-структурными, фискально-структурными и монетарными. Необходимо отметить, что при государственном регулировании инвестиционной деятельности все эти инструменты выступают как средства ее стимулирования.
Косвенное воздействие государства на инвестиционную деятельность осуществляется путем административного регулирования. По мнению российского ученого П.Ф. Колесова, для реализации системы государственного управления инвестиционной деятельностью организационно-управленческое обеспечение определяется организационно-управленческим воздействием (регуляторами) или системой так называемых имплементационных и институциональных мероприятий. Эти воздействия, которые направлены на формирование инвестиционнопроводящих сетей и инфраструктуры, являются основой государственной политики. Данная группа регуляторов пронизывает всю систему инвестиционной деятельности и явля-
ется движущей силой интенсивности инвестиционных потоков [6]. Мы согласны с автором в том плане, что государство является стимулятором и регулятором инвестиционной деятельности при реализации определенных мероприятий. Кроме того, практика показывает, что проводимые государством мероприятия (например, создание СЭЗ) обеспечивают гарантию иностранным инвесторам, предоставляя налоговые и административные льготы для активизации инвестиционной деятельности, которая, в свою очередь, значительно влияет на ход развития инвестиционного процесса.
В теоретическом плане государственное воздействие на инвестиционную деятельность раскрыто Дж.М. Кейнсом. Суть его концепции заключается в том, что в кризисных условиях экономики государством должен обеспечиваться рост инвестиций путем снижения нормы процента и курса национальной валюты и повышения ликвидности экономики [4]. Согласно этой позиции, либеральная модель экономики теряет свою сущность в условиях кризиса, при этом государство как мощный институт может осуществлять подобные мероприятия, если, конечно, у него имеется достаточный потенциал. Для Республики Таджикистан проведение таких мероприятий, т.е. одновременное повышение заработной платы, снижение учетной ставки и увеличение государственных инвестиций, невозможно, так как государство пока не имеет достаточного потенциала. С другой стороны,
^ Sulaymon D. ISVALIEV
Jr. Lecturer of Economic Theory Dept.
Tajik Agrarian University named after Shirinsho Shotemur 734003, the Republic of Tajikistan, Dushanbe, Rudaki Ave., 146 Phone: +992 (3722) 4-72-07 E-mail: [email protected]
Keywords
TRANSFORMATIONAL ECONOMY GOVERNMENT REGULATION INvESTMENTS REGIONS
AGRICULTURAL CLUSTER
JEL classification
E02, R10, Q19
экономика республики находится на пути 8 поэтапного и стабильного развития, что, S несомненно, требует государственных | инвестиций.
¡2 Целесообразно определить, что ш представляет собой государственное 3 регулирование инвестиционной дея-g тельности. С позиции И.И. Исакова, государственное регулирование инвестиционной деятельности - это деятельность компетентных органов государственной власти, формирующих нормативную, методологическую, регулятивную, стимулирующую основы для функционирования инвестиционного процесса [2]. Соответственно, государству необходимо иметь четко разработанную стратегию в этом направлении. Важно, чтобы эта стратегия включала в себя необходимые условия инвестиционной деятельности в рамках кластерных систем.
Из вышеизложенного следует, что в современных условиях возникла необходимость разработки адекватной модели государственного регулирования инвестиций в Республике Таджикистан. Изучение научной литературы показывает, что существуют самые разные модели государственного регулирования инвестиционной деятельности. Так, российский ученый О.А. Князев, изучая особенности регулирования инвестиционной деятельности на международной арене, выделяет три принципиально различные, но успешные модели государственного регулирования инвестиционной деятельности [5. С. 16]:
• модель «государство-регулятор» -централизованная государственная политика с воздействием на инвестиционную деятельность с помощью оперативных мер рыночного, квазирыночного и административного характера;
• модель «государство + ТНК» - сочетание государственной политики, ориентированной на национальные интересы, и политики ТНК с концентрацией на специализации с учетом международного разделения труда;
• модель «микроэкономика + макроэкономика + государство-координатор» - гибкая государственная политика по развитию туристическо-рекреацион-ного ресурса страны на основе инвестиционной политики с учетом интересов экономических агентов разного уровня.
На наш взгляд, для Республики Таджикистан приемлема третья модель регулирования инвестиционной деятельности. Во-первых, согласно предмету нашего исследования, процесс регулирования инвестиционной деятельности охваты-
вает микроуровень, так как при создании кластеров инвестиционный процесс будет касаться именно хозяйствующих субъектов, включенных в кластерное объединение. Во-вторых, государство, являясь ядром системы, будет контролировать ход инвестиционного процесса, поднимая его на макроуровень.
А.О. Щербинина считает, что кластер есть поле экономических отношений, включающее отношения кооперации, конкуренции и социального капитала, позволяющие эффективно обмениваться информацией, создавать новые знания и интернализировать внешние эффекты между участниками на замкнутой территории [9. С. 7]. В данном толковании экономические отношения в форме кооперации и социального капитала полнее раскрывают экономическую природу кластера.
При развитии кластерных систем в хозяйственном механизме должны присутствовать определенные предпосылки, одной из которых является функционирование кооперации. Кооперация, с одной стороны, обеспечивает слитность хозяйственных субъектов, а с другой - приводит к высокой концентрации производства в определенных регионах национальной экономики.
специфика
государственного регулирования инвестиционной деятельности в республике таджикистан
При формировании аграрных кластеров в определенных регионах Республики Таджикистан государственное регулирование инвестиционной деятельности в этом направлении должно носить специфический характер. Состояние развития аграрного сектора республики показывает, что более эффективными формами выступают плодоовощной, зерновой, мясо-молочный и хлопковый кластеры. Анализ также показывает, что имеющиеся возможности для проведения эффективной инвестиционной деятельности раздроблены. Это объясняется следующими факторами.
Во-первых, необходимо организовать финансово-кредитный институт, который функционировал бы только в рамках кластера. Это, несомненно, приведет к активизации инвестиционной деятельности в региональных кластерных системах.
Мы не отрицаем, что в республике функционирует специализированный финансово-кредитный институт «Агро-инвестбанк», который финансирует раз-
витие сельского хозяйства. Но механизм функционирования данного банка несовершенен: во-первых, банк предоставляет кредиты под высокие проценты, во-вторых, в некоторых случаях принуждает хозяйствующие субъекты к финансово-кредитным отношениям.
Результаты проведенного нами опроса показали, что 78% опрошенных выразили недовольство кредитными операциями. Один из опрашиваемых в заключительной части анкеты отметил: «Банк не уделяет должного внимания поддержке сельскохозяйственного производителя, он всегда преследует свою цель - получение максимальной прибыли. Не всегда реализуется пункт заключенного договора на получение поэтапного кредита. Например, субъекту до конца производственного цикла необходимы 100 тыс. сомони, он не может получить кредит поэтапно, когда появляется потребность. Банк не соглашается на предоставление поэтапного кредита. Они готовы предоставлять 100 тыс. сомони вперед». Очевидно, что государственный контроль по неизвестным причинам здесь отсутствует, и в конечном счете жертвами становятся сельскохозяйственные производители. Мы считаем, что государственная регулирующая политика в этом направлении должна усилиться. Активизация инвестиционного процесса должна осуществляться не только в рамках банковского кредитования, но и в сфере банковского факторинга, создания специализированного регионального банка в рамках кластера, а также лизинга сельскохозяйственной техники.
Во-вторых, необходимо создать единую сеть привлечения грантов и иностранных инвестиций. Важность этой задачи определяется тем, что в республике осуществление даже частичной дотации из республиканского бюджета невозможно, так как наблюдается постоянная нехватка бюджетных средств. Привлеченные гранты необходимо использовать на должном, эффективном уровне. Практика показала, что ряд привлеченных грантов на развитие сельскохозяйственного производства использовался нецелесообразно, кроме того, наблюдались коррупционные действия отдельных должностных лиц. Мы предлагаем создать единый портал, управление которым должно находиться в надежных руках, т.е. у компетентных органов, которые справедливо относились бы к вопросам привлечения и распределения грантов.
Что касается иностранных инвестиций, то в республике в последние годы не наблюдается участия иностранных инвесторов в сельскохозяйственном производстве. Это связано с некоторыми факторами, которые до сих пор существуют в аграрном секторе нашей страны. К этим факторам относятся: высокий уровень коррупции на региональном и муниципальном уровнях управления, игнорирование или неэффективное использование имеющихся ресурсов сельхозпроизводителями, высокая степень недоверия, низкий уровень образования аграриев, а также недобросовестность занятых в сельском хозяйстве. Эти преграды, конечно, становятся тормозом в привлечении иностранных инвестиций.
В республике была осуществлена крупная реформа в аграрном секторе, в результате чего сформировалась многоукладная аграрная экономика. Однако до сих пор конечные результаты этой реформы не достигнуты, существуют недоработки в механизме рыночных аграрных отношений: неорганизованный характер сегментов аграрного рынка, отсутствие земельного рынка, неопределенность собственности на основные средства в аграрном секторе. На наш взгляд, в современных условиях назрела необходимость передачи части земель сельскохозяйственного назначения в частную собственность. Это в значительной степени активизирует инвестиционную деятельность в аграрном секторе, что, в свою очередь, будет способствовать активизации формирования кластерных систем путем повышения стимула у сельхозпроизводителей.
В-третьих, в Республике Таджикистан по причине малоземелья существует проблема эффективной организации предпринимательской деятельности. Сформированный многоукладный сектор становится причиной трудностей в распределении и использовании поливных вод и ресурсов специализированных институтов. До начала формирования многоукладной экономики необходимо было сформировать сельскохозяйственные кооперативы. Практика показала, что это очень трудно сделать после реорганизации аграрного сектора. Мы предполагаем, что в рамках кластера создание подобной кооперации станет более успешным.
На наш взгляд, роль кооперации как объединения усилий в инвестиционном процессе заключается в учете интересов всех участников. Кроме того, необходи-
мо обратить внимание на тот факт, что инвестиционный кооператив как юридическое лицо в основном оправдывает цели малых субъектов хозяйствования, тем более в аграрном кластере мелких сельхозпроизводителей.
С учетом специфики участников аграрного кластера нами предлагается создание двухуровневого инвестиционного кооператива. Первый уровень должен быть представлен в виде финансово-промышленных сельскохозяйственных групп в форме акционерного общества с участием государственного капитала. Для того чтобы эти структуры выполняли основную задачу по инвестированию малорентабельных и социально значимых инвестиционных проектов, им необходимо определить статус свободного субъекта хозяйствования. Необходимость такого подхода обусловлена тем, что без определения по отношению к таким кооперативам специального режима государственного воздействия, а также без создания их в форме акционерного общества невозможно вложение капитала в низкорентабельные и социально уязвимые структуры агарного капитала.
Второй уровень кооперации в аграрном секторе - инвестиционные кооперативы, призванные обеспечивать сельхозпроизводителям финансовые ресурсы.
Кооператив, бесспорно, является стимулом для формирования региональных кластеров. Но здесь также необходимо учесть специфику кластерного механизма в аграрном секторе экономики.
Кластер в аграрном секторе имеет свои особые черты:
• создается в условиях взаимодействия различных форм сельскохозяйственных предприятий;
• устанавливает связь между сельским хозяйством и промышленным производством;
• способствует снижению транзакци-онных издержек у членов кластерного объединения.
Для конкретизации особенностей инвестиционной деятельности в аграрном кластере необходимо уточнить, что собой представляет «аграрный кластер». Российскими учеными А.С. Хухриным, А.А. Примаком, Е.А. Пехутовой аграрный кластер определен как «система многомерно взаимосвязанных форм организации деятельности (сельскохозяйственных предприятий, личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и др.), интегрированных с целью
одновременного и взаимосвязанного р решения задач охраны окружающей сре- § ды и внедрения в производство инно- П вационных технологий, превращающих 3 "отходы" сельскохозяйственной произ- ^ водственной деятельности, быта людей ^ в ресурсы развития сельского хозяйства» | [8. С. 31]. Данный подход к определению £ аграрного кластера на основе концепции г устойчивого развития в современных 6 условиях является оригинальным. При -2 наличии растущих угроз в экологии под- 1 держка окружающей среды через формирование аграрных кластеров является бесспорной. Но, к сожалению, организовать такой кластер в условиях Республики Таджикистан очень трудно, причины чего были отмечены выше. В республике стоит задача по созданию кластера, который, основываясь на вышеуказанной концепции, поддерживал бы ускорение устойчивого развития. Для достижения этой цели необходимо создать благоприятный инвестиционный климат, способствующий активизации экономического роста. По мнению российского ученого Ю.В. Наролиной, кластеризация является самым эффективным способом повышения инвестиционной привлекательности. При этом под кластеризацией подразумевается «естественная» группировка изучаемых объектов в условиях, когда ни границы классов, ни их число не заданы априорно, но определяются из оценок «различия и близости между объектами исследования на основе многомерных статистических вычислений. Совокупность статистических процедур такого рода называется кластерным анализом» [7. С. 80].
По мнению Т.М. Геращенковой, создание региональных аграрных кластеров обеспечивает мультипликативный эффект и поэтому их называют мульти-кластерами. При этом Т.М. Геращенкова, обращая особое внимание на кластеризацию, определила этот процесс как совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих эффективное развитие инновационно-инвестиционной деятельности на конкретной территории [1. С. 20]. Мы поддерживаем точку зрения исследователя в том контексте, что государственное регулирование инвестиционной деятельности в рамках аграрного кластера должно опираться на развитие инновационных процессов. Это, в свою очередь, обеспечивает наивысший эффект кластерных систем и тем самым повышает степень урбанизации в отдельно взятых регионах.
Однако при создании кластеров возникает необходимость обоснования их форм в регионах. По мнению японских исследователей Л. Киминами и А. Кими-нами, важной особенностью аграрных кластеров является то, что они в значительной степени зависят от природных условий. В этом проявляется региональная специфика аграрного кластера. В аграрном секторе кластеры должны создаваться с учетом особенностей регионов, что в большей степени повышает эффективность их функционирования [11].
Западноевропейские исследователи обосновали новую особенность кластера - его социально-экономический аспект. При этом кластер должен полностью удовлетворять широкому спектру экономических и социальных критериев, таких как, например, рациональное производство продукции [10]. Это, в свою очередь, становится причиной накопления капитала и расширения инвестиционных возможностей.
Такой характер кластера важен и для Республики Таджикистан, но приобретение подобной специфики кластерами невозможно без государственного регулирования, тем более когда речь идет о социальном аспекте регионального аграрного кластера.
стимулирующая модель аграрного кластера как инструмент государственного регулирования инвестиционной деятельности
Мы считаем, что государственное регулирование инвестиционной деятельности должно осуществляться в рамках конкретной программы. При разработке этой программы необходимо учесть возможность ее реализации на практике и конкретно ее оценить.
Для того чтобы кластерная система работала более эффективно, ее субъекты должны взаимодействовать соответствующим образом. Такое взаимодействие достигается при стимулирующей модели аграрного кластера (см. рисунок).
После того как кластер начнет функционировать, возникает необходимость управления им и его регулирования. Несомненный интерес вызывает система управления кластером, представленная Т.М. Геращенковой. На ее основе мы можем построить модель управления аграрным кластером в Республике Таджикистан (см. таблицу).
Из представленной системы управления следует, что при функционировании регионального аграрного кластера
Первичный этап: формирование кластера
1 г
Этап создания кластера
1 г
Разработка государственной целевой программы развития аграрного сектора
Выявление имеющихся предпосылок
Определение потенциальных участников кластера
Определение ядра кластера
Установление связи с родственными и поддерживающими отраслями
Инновационная ориентация кластера
Этап
функционирования кластера
— Обеспечение стимулирующего взаимодействия
1 г
Эффект синергии
Развитие государственного партнерства
Определение стратегических направлений функционирования кластера
Стимулирующая модель аграрного кластера
возникает необходимость создания его административного центра. Здесь мы согласны с мнением Р.А. Каримова о том, что административный центр должен находиться в компетенции государственных органов, так как государство играет важную роль в плане привлечения инвестиций в аграрный кластер [3. С. 18].
В заключение отметим, что в рамках аграрного кластера регулирование
инвестиционной деятельности носит прямой характер. Государство становится инициатором создания кластера, в рамках закона контролирует функционирование субъектов аграрного кластера, стимулирует инвестиционную активность, и благодаря всему этому происходит повышение конкурентоспособности национальной экономики. [1. С. 20] ■
Система управления кластером [1. С. 20]
Субъект Функции/участник Институциональное оформление участника
Участник кластера Предприятия, организации, инфраструктурные объекты, научно-образовательные учреждения, представители государственной власти Членство в объединении на равных условиях
Региональный аграрный кластер 1. Площадка для согласования видения, планов и программ участников кластера. 2. Входят представители ее ключевых участников Меморандум о создании
Исполнительная дирекция 1. Разработка планов, программ, стратегии развития кластера. 2. Связи с общественностью. 3. Формирование и управление бюджетом кластера. 4. Выработка рекомендаций по поддержке участников кластеров и конкретных проектов Положение об исполнительной дирекции
Секретариат кластера 1. Информационная функция. 2. Администрирование мероприятий кластера. 3. Ведение и поддержка сайта Договор с уполномоченным лицом. Положение о секретариате
Рабочие группы Создаются для обеспечения реализации отдельных проектов и программ Положение о рабочих группах. Отдельные договоры и регламенты
Источники
1. Геращенкова Т.М. Методология разработки инновационно-инвестиционной стратегии развития организаций (на примере агропромышленного комплекса): автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Ярославль, 2015.
2. Исаков И.Я. Теоретические дискуссии о необходимости государственного регулирования инвестиционной деятельности. URL: http://teoria-proctica.rU/rus/files/arhiv_zhurnaia/2011/4/economica/ isakov.pdf.
3. Каримов Р.А. Особенности формирования конкурентных отношений в условиях перехода к устойчивому развитию сельского хозяйства (на материалах Республики Таджикистан): автореф. дис. ... канд. экон. наук. Худжанд, 2012.
4. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: ЭКСМО, 2007.
5. Князев О.А. Особенности международной инвестиционной деятельности в условиях глобализации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2011.
6. Колесов П.Ф. Влияние государственного регулирования инвестиционной деятельности на уровень конкурентоспособности российских банков // Экономика и менеджмент инновационных технологий: электрон. журн. 2012. № 6. URL: http://ekonomika.snauka. ru/2012/06/1036.
7. Наролина Ю.В. Стратегии повышения инвестиционной привлекательности агропромышленных регионов: дис. . д-ра экон. наук. Тамбов, 2014.
8. Хухрин А.С., Примак А.А., Пехутова Е.А. Агропромышленные кластеры: российская модель // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. № 7. С. 30-34.
9. Щербинина А.О. Кластер как форма кооперации рыночных агентов: вопросы теории и методологии: автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2009.
10. Beciu S., Popa O., Nistor S., Ursu A. A Study Regarding the Elaboration of an Integrated Regional Cluster, as a Support for Agro-Industrial Business in the Romanian Rural Areas. URL: http://www.ibimapublishing.com/ journals/JEERBE/2012/654019/m654019.pdf.
11. Kiminami L., Kiminami A., Agricultural Clusters in China. URL: http://ageconsearch.umn.edu/bitstream/51471/2/129(Kiminami&Kimin ami).pdf.
References
1. Gerashchenkova T.M. Metodologiya razrabotki innovatsionno-inves-titsionnoy strategii razvitiya organizatsiy (na primere agropromyshlennogo kompleksa): avtoref. dis. d-ra ekon. nauk [The methodology for designing innovation-investment development strategies of organizations' (the case study of agroindustrial complex). Abstract of Dr. econ. sci. diss.]. Yaroslavl', 2015.
2. Isakov I.Ya. Teoreticheskie diskussii o neobkhodimostigosudarstven-nogo regulirovaniya investitsionnoy deyatel'nosti [Theoretical discussions about the need for the state regulation of investment activity]. Available at: http://teoria-proctica.ru/rus/files/arhiv_zhurnaia/2011/4/economica/ isakov.pdf.
3. Karimov R.A. Osobennosti formirovaniya konkurentnykh otnosheniy v usloviyakh perekhoda k ustoychivomu razvitiyu sel'skogo khozyaystva (na materialakh Respubliki Tadzhikistan): avtoref. dis. kand. ekon. nauk [Distinctive features of formation of competitive relations in the context of a transition to sustainable agriculture (the case study of the Republic of Tajikistan). Abstract of Cand. econ. sci. diss.]. Khudzhand, 2012.
4. Keynes J.M. The General Theory of Employment, Interest and Money (Russ. ed.: Keyns Dzh.M. Obshchaya teoriya zanyatosti, protsenta i deneg. Moscow, EKSMO Publ., 2007).
5. Knyazev O.A. Osobennosti mezhdunarodnoy investitsionnoy deyatel'nosti v usloviyakh globalizatsii: avtoref. dis. kand. ekon. nauk [Special features of international investment activity in the context of globalization. Abstract of Cand. econ. sci. diss.]. Moscow, 2011.
6. Kolesov P.F. Vliyanie gosudarstvennogo regulirovaniya investit-sionnoy deyatel'nosti na uroven' konkurentosposobnosti rossiyskikh bankov [The impact of the state regulation of investment activity on the level of competitiveness of Russian banks]. Ekonomika i menedzhment innovatsionnykh tekhnologiy: elektron. Zhurn - Economics and Innovations Management, 2012, no. 6. Available at: http://ekonomika.snauka. ru/2012/06/1036.
7. Narolina Yu.V. Strategii povysheniya investitsionnoy privlekatel'nosti agropromyshlennykh regionov: dis. d-ra ekon. nauk [Strategies to increase investment attractiveness of agroindustrial regions. Abstract of Dr. econ. sci. diss.]. Tambov, 2014
8. Khukhrin A.S., Primak A.A., Pekhutova Ye.A. Agropromyshlennye klastery: rossiyskaya model' [Agro-industrial clusters: the Russian model]. Ekonomika sel'skokhozyaystvennykh i pererabatyvayushchikh pred-priyatiy - Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2008, no. 7, pp. 30-34.
9. Shcherbinina A.O. Klaster kak forma kooperatsii rynochnykh agentov: voprosy teoriii metodologii: avtoref. dis. kand. ekon. nauk [Cluster as a form of market agents' cooperation: the issues of theory and methodology. Abstract of Cand. econ. sci. diss.]. St Petersburg, 2009
10. Beciu S., Popa O., Nistor S., Ursu A. A Study Regarding the Elaboration of an Integrated Regional Cluster, as a Support for Agro-Industrial Business in the Romanian Rural Areas. Available at: http://www.ibimapublish-ing.com/journals/JEERBE/2012/654019/m654019.pdf.
11. Kiminami L., Kiminami A., Agricultural Clusters in China. Available at: http://ageconsearch.umn.edu/bitstreamZ51471/2/129(Kiminami&Ki minami).pdf.
■o я
h
a m Я