Научная статья на тему 'Трансформация государственно-патриотической идеологии на постсоветском пространстве'

Трансформация государственно-патриотической идеологии на постсоветском пространстве Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
298
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ВОСПИТАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / VALUES / EDUCATION / STATE-PATRIOTIC IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лучков Николай Андреевич, Калугин Рафаэль Анатольевич

Исследуется проблема формирования государственно-патриотической идеологии на постсоветском пространстве. Особое внимание уделяется анализу социально-политической обстановки как в России, так и на Украине, связанной с необходимостью консолидации общества против разрушающих явлений терроризма, утери нравственных ориентиров и идеологических основ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of State-Patriotic Ideology in the Post-Soviet Space

The issue of state-patriotic ideology formation in the post-Soviet space is studied. Special attention is paid to the analysis of the socio-political environment, both in Russia and in Ukraine, associated with the need for consolidation of the society against destructive phenomena of terrorism, loss of moral guidelines and ideological bases.

Текст научной работы на тему «Трансформация государственно-патриотической идеологии на постсоветском пространстве»

ЕВРАЗИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО: ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ

УДК 316.75:32+323.1 ББК 66.05+66.094

Н.А. Лучков, Р.А. Калугин

ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

(Изучение механизма смены государства от социалистического пути развития к капиталистическому с заменой государственной идеологии представляется возможным через обращение к категориям «ценность» и «воспитание». Методологическим «навигатором» в данном случае послужила идея А.А. Зиновьева «о таком новом для русских людей заболевании, как депрессия, одной из причин (если не главной причиной) его является лишение привычной для нас, совков, государственной идеологии. Именно лишение, ибо ее просто отменили, то есть уничтожили идеологический механизм и лишили марксистско-ленинское учение статуса обязательного для всех граждан» [1, с. 33].

Не углубляясь в детали дискуссии по поводу названных категорий, которые постоянно ведутся в научной литературе, нам

2 2 2014 • ВЕСТНИК ПАГС

N.A. Luchkov, R.A. Kalugin Transformation of State-Patriotic Ideology in the Post-Soviet Space

The issue of state-patriotic ideology formation in the post-Soviet space is studied. Special attention is paid to the analysis of the socio-political environment, both in Russia and in Ukraine, associated with the need for consolidation of the society against destructive phenomena of terrorism, loss of moral guidelines and ideological bases.

Key words and word-combinations: values, education, state-patriotic ideology.

Исследуется проблема формирования государственно-патриотической идеологии на постсоветском пространстве. Особое внимание уделяется анализу социально-политической обстановки как в России, так и на Украине, связанной с необходимостью консолидации общества против разрушающих явлений терроризма, утери нравственных ориентиров и идеологических основ.

Ключевые слова и словосочетания: ценности, воспитание, государственно-патриотическая идеология.

представляется важным в качестве критерия выделить понятия добра, как высшей ценности, и зла, отражающие исходные ориентации человека в окружающем мире, мире ценностей и раскрывающие человеческие поступки, выражающиеся в поведении людей. Л. Фейербах, определяя сущность человека, писал: «Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли - энергия характера, сила чувства - любовь» [2, с. 31-32]. Доминирующей способностью, которой обладает человек от природы, является разум, однако важно и воздействие общества на человека - воспитание. Воспитывать современных молодых людей следует на трудолюбии, мужестве, благородстве жизненных целей, гуманизме, четкой нравственной гражданской позиции, формируя объективную оценку происходящих в мире событий.

Что происходит сегодня в мировом сообществе? События в Ираке, Ливии, Египте, Афганистане, Сирии, Украине свидетельствуют о попытках США и НАТО подчинить мировые ресурсы и изменить политические режимы в своих интересах. Нужно признаться в том, что им частично это удается. Что касается стран постсоветского и постсоциалистического пространства, то здесь для США открылись новые возможности привлечь ряд стран в НАТО. Из 28 государств - членов НАТО девять из них являются бывшими социалистическими странами (Венгрия, Польша, Чехия, Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Албания, Хорватия) и три - бывшими советскими республиками, а ныне независимыми государствами (Латвия, Литва, Эстония). Процесс втягивания в НАТО государств, граничащих с Россией, продолжается, несмотря на подписанные соглашения. Вариант развития политических событий, изложенный в книге З. Бжезинского «Великая шахматная доска: господство Америки и ее геостратегические императивы», постепенно воплощается в жизнь в том или ином виде, свидетелями чего являются граждане многих стран. Однако россиян это беспокоит больше, так как НАТО вплотную приближается к границам России.

В контексте нашего исследования важно подчеркнуть тесную связь социальных ценностей с воспитанием, которое возникает лишь при условии существования государственно-патриотической идеологии, противостоящей «растлению», в особенности молодых граждан. Можно предположить, что для более успешного развития нашего общества необходимо, помимо функционирования важнейших сфер, обратить особое внимание на формирование современного типа личности, базирующейся на государственно-патриотической идеологии. Политические режимы, равно как и политическая система общества, подвержены различным преобразованиям, и это вполне оправдано.

Умалять возрастающую роль информации и возможности информационных технологий в современном мире было бы неправомерно, но формировать у граждан Российской Федерации государственно-патриотическую идеологию в качестве некоего «фильтра» актуально, теоретически и практически значимо. В XXI в. фактически создано единое мировое информационное пространство, которое осуществляет потребление, хранение, изменение и

2014 • ВЕСТНИК ПАГС 2 3

обмен информации между различными организациями, государствами и даже отдельными людьми. Сегодня украинские СМИ манипулируют сознанием собственных граждан на тех территориях, где заблокированы трансляции российских и других зарубежных каналов, предоставляющих фактическую информацию о происходящих событиях на юго-востоке Украины. Украинские СМИ насаждают образ врага в лице России, якобы оккупировавшего юго-восточную часть страны. Нужно признаться, что некоторая часть населения Украины искренне верит этой пропаганде, более того, они убеждены, что именно так происходит из-за действий России. Чтобы нечто подобное не происходило в нашей стране, необходимо всерьез противопоставить государственно-патриотическую идеологию разрушительным действиям «информационного оружия», которое используют некоторые государства, организации и отдельные личности. Согласно позиции А.Ф. Андреева и И.С. Белобрагина, «информационное противоборство» ведется сегодня перманентно как в условиях мирного, так и в условиях военного времени: «Консциентальная война -это воздействие на все структуры сознания без физического устранения противника по содержанию и информационная по средствам, в которой объектом разрушения и преобразования являются ценностные установки народонаселения противника, в результате чего его первичные цели заменяются вторичными, третичными, более низкими, приземленного уровня, с несколько увеличивающейся вероятностью их достижения» [3, с. 26]. Следовательно, консциентальная война - это война мировоззрений. В результате такой войны определенные типы мировоззрения просто должны перестать существовать, а носители этих мировоззрений, наоборот, могут быть сохранены, приняв ценностные установки противника, тем самым впоследствии составив с ним одно целое.

В настоящее время как никогда важно в культуре всех членов общества обеспечить приоритет ценностей, объединяющих нацию, укрепляющих общество, государство, гарантирующих безопасную жизнь человека, его права и свободы. Гарантом этого является не только верховная власть, но и важнейшие социальные институты: семья, государство, образование, армия, полиция, церковь, наука, право и т.д. «Становой хребет» в развитии любого общества составляет «идеология - система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений» [4, с. 199]. Считаем, что представители большинства политических партий, функционирующих на территории современной России, несмотря на их различие в подходах к тем или иным проблемам развития политической системы, в данном вопросе будут солидарны. Безусловно, общество по-прежнему должно сохранить многообразие точек зрения по тем или иным проблемам, быть плюралистическим и мульти-культурным. Нужно согласиться с суждением К. Маркса и Ф. Энгельса, изложенным в «Немецкой идеологии» и не утратившим своей актуальности: «Там,

2 4 2014 • ВЕСТНИК ПАГС

где прекращается спекулятивное мышление, - перед лицом действительной жизни, - там как раз и начинается действительная положительная наука, изображение практической деятельности, практического процесса развития людей. Прекращаются фразы о сознании, их место должно занять действительное знание» [5, с. 21].

Анализ распада СССР, Югославии, «веер цветных революций» в Киргизии, Грузии и Украине наглядно свидетельствует об объективных угрозах использования в данный момент в отношении России не столько военных средств и способов, а скорее, скрытых и открытых методов экономического, информационного, политического, дипломатического воздействия, а также различных подрывных действий и вмешательства во внутренние дела других стран. Представляется, что единственно разумным фактором противостояния этим угрозам могла бы стать государственно-патриотическая идеология, которая бы консолидировала все социальные слои на защиту интересов безопасности России, воспитывая население на традиционных ценностях с учетом опыта предшествующих поколений.

Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет в трактате «Восстание масс» (19291930) писал: «Всеми признано, что в Европе с некоторых пор творятся диковинные вещи. В качестве примера назову две - синдикализм и фашизм. И диковин-ность их отнюдь не в новизне. Страсть к обновлению в европейцах настолько неистребима, что сделала их историю самой беспокойной в мире. Следовательно, удивляет в упомянутых политических течениях не то, что в них нового, а знак качества этой новизны, доселе невиданный. Под маркой синдикализма и фашизма впервые возникает в Европе тип человека, который не желает ни признавать, ни доказывать правоту, а намерен просто-напросто навязать свою волю. Вот что внове - право не быть правым, право произвола. Я считаю это самым наглядным проявлением новой жизнедеятельности масс, исполненных решимости управлять обществом при полной к тому неспособности» [6, с. 324].

Все изложенное свидетельствует о возвышении культа безличности, двойных стандартов, терроризме. К сожалению, терроризм XXI в. представляется не только как угроза для человечества, но и как средство захвата власти в многонациональных государствах при поддержке правящей элиты США. Сегодня в мире, на наш взгляд, произошло слияние глобальной гегемонии капитала с терроризмом. Анализ событий 2000-2014 гг. показывает определенную закономерность: чем больше нищета и угнетение в странах «третьего мира», тем выше уровень насилия различными субъектами глобальной гегемонии капитала (МБРР, ТНК, МВФ и т.д.), а вместе с ним и власть теневого бизнеса. США во многих странах мира применяют массовое насилие, государственный терроризм, локальные войны (Ирак, Сирия, Ливия, Украина и др.). Современный терроризм динамичен и многолик, постоянно меняет содержание и форму, а равно и «географию распространения» на планете Земля. Также трансформировалась идеология неонацизма. Справедливо утверждение о том, что история развития общества представляет собой «раскручивающуюся спираль», и события настоящего времени - очередная попытка захвата власти и управления миром из одного центра - США.

2014 • ВЕСТНИК ПАГС 2 5

Как известно, убеждение представляет осознанную потребность личности, побуждающую ее к действию в соответствии со своими ценностными ориента-циями. Побудительность убеждений определяется содержанием и характером потребностей индивида, то есть наличием определенной нужды в чем-либо, напряжением, неудовлетворенностью и стремлением устранить их конкретной деятельностью и достичь желаемого. В свою очередь, осознанные убеждения проявляются как интересы личности. Если определить место убеждений в целенаправленном психологическом процессе личности, то в начале будут потребности, затем убеждения, потом интересы. Все они выступают побудителями к действию, пронизаны определенным значением, ценностными ориентациями. Например, чувство патриотизма формируется в качестве убеждения и элемента мировоззрения у личности преимущественно на основе воздействия не только политического плюрализма, но и практической деятельности средств массовой информации, а точнее, многое зависит от ценностных ориентиров конкретных работников, представляющих «четвертую власть».

Президент России В.В. Путин в ходе «Прямой линии» 17 апреля 2014 г. заявил, что патриотизм - неотъемлемая суть российского народа: «Смотрите, как события в Крыму и Севастополе всколыхнули общество. Оказалось, что патриотизм где-то глубоко у нас сидит. Хорошо, что вас, журналистов, это задевает. Нужно ли закон принять - это движение в абсолютно правильном направлении, но нужно ли усилить с точки зрения нормативно-правовой базы - сейчас не готов ответить. Чрезвычайно важная вещь -создать условия для воспитания ребенка, поставить его на ноги. Еще раз посмотрим на это с точки зрения возможности материального обеспечения. В Крыму мы тоже намерены создать учебные подразделения, в том числе и кадетские» [7]. Кроме того, глава государства сообщил, что воспитан в абсолютной преданности народу и государству: «Вы знаете, что мое первое место работы было КГБ СССР, внешняя разведка, нас там воспитывали определенным образом. Это воспитание заключалось в абсолютной преданности своему народу, своей стране» [7].

Считаем, что программа развития народа, порождаемого им общества, государства, индивида заключается в идее достойной жизни. Как полагает В.В. Ильин, «смысл бытия нации выражается не внешними, а внутренними ценностями, совпадающими с доподлинно ключевыми, фундаментальными началами, такими, как Земля, Страна, Люди. Изначально близкие сердцу идейные образы почвы, домена - суть естественные кариатиды, подпирающие своды арки, именуемой национальным существованием. Облагораживание собственного жизненного пространства, вершение собственной истории, продление своего рода, возделывание своей среды обитания, чувство Родины, соплеменников, сознание самобытности, наличие субъективности, способности к внятному целеполаганию, органичному развитию, поступи, действу - не это ли остов, план, горизонт, вожделение и сверхцель национально-народной жизни?!» [8, с. 339]. Таким образом, современный этап развития российского социума, на наш взгляд, немыслим без государственно-патриотической идео-

2 6 2014 • ВЕСТНИК ПАГС

логии, которая выступает специфическим «духовным компасом» противостоящим беспорядкам, хаосу, разобщенности многонационального народа Российской Федерации, что во многом способствует жизнестойкости нации, ее консолидации на базе богатейшей российской культуры, традиционных ценностях, воспитанию граждан, адекватному реагированию на внутренние и внешние террористические угрозы, формированию геополитической устойчивости России в современном мире.

Необходимым условием противодействия угрозам общества должно стать его объединение против разрушающих нас и извне, и изнутри таких явлений, как: терроризм, наркомания, алкоголизм, хамство, вседозволенность, беспредел в отношении добропорядочных граждан. Проблемой нравственного воспитания нужно заниматься не только в семье и школе, но и в других социальных институтах. Юридические законы прописаны на бумаге, но не всегда эффективно действуют, без серьезной опоры на неписаные законы нравственности. Борьба с коррупцией в современном российском обществе будет безуспешной без должной опоры на высоконравственные личности современной молодежи, воспитанные на ценностных ориентациях, закрепленных в рамках государственно-патриотической идеологии. Процессы модернизации и демократизации будут успешными только в том случае, когда эта работа обретет осмысленный характер в масштабах государства. К сожалению после развала СССР наблюдается процесс социальной деградации в отдельных субъектах нашей страны. К. Поппер писал: «Мы никогда не имеем достаточных оснований для веры в то, что мы достигли истины... Пользуясь языком Платона и Аристотеля, можно сказать, что мы добились в науке лишь "мнения". Больше того, это значит, что в науке (исключая, разумеется чистую математику и логику) мы не имеем доказательств» [9, с. 226].

Некоторые молодые люди достаточно индифферентны к различным социальным событиям, происходящим в России и за рубежом. Психологией конформизма «заражена» некоторая часть населения нашей страны (особенно молодое поколение), постепенно утрачивающая существующие ценности. Данная позиция неприемлема для развития современного российского общества. Мы согласны с Э. Тоффлером, что «в культуре, где стандарты ранее были четко определены и выстроены в иерархию, закручивается водоворот идей, образов и символов, и каждый может выбрать себе элементы, из которых строить собственный коллаж или мозаику. Существующие ценности ставятся под сомнение или просто не замечаются» [10, с. 52].

Ценности должны применяться во всех сферах жизнедеятельности российского социума, успешно функционируя в рамках целостной системы: семья - школа - вуз, младшие - старшие, молодые - зрелые, базирующейся на взаимоуважении. Эти Х. Ортега-и-Гассет отмечал: «В наши дни государство стало чудовищной машиной немыслимых возможностей, которая действует фантастически точно и оперативно. Это средоточие общества, и достаточно нажатия кнопки, чтобы гигантские рычаги молниеносно обработали каждую пядь социального тела. Современное государство - самый

2014 • ВЕСТНИК ПАГС 2 7

явный и наглядный продукт цивилизации. И отношение к нему массового человека проливает свет на многое. Он гордится государством и знает, что именно оно гарантирует ему жизнь, но не сознает, что это творение человеческих рук, что оно создано определенными людьми и держится на определенных человеческих ценностях, которые сегодня есть, а завтра могут улетучиться. С другой стороны, массовый человек видит в государстве безликую силу, а поскольку и себя ощущает безликим, то считает его своим. И если в жизни страны возникнут какие-либо трудности, конфликты, проблемы, массовый человек постарается, чтобы власти немедленно вмешались и взяли заботу, на себя, употребив на это все свои безотказные и неограниченные средства» [7, с. 344]. Мы солидарны с Л.Н. Гумилевым, который отмечал следующее: «Взаимоотношения России и Украины... сводятся к взаимосвязи двух культур, точнее двух "индивидуаций" русской культуры. Причем, если "нижний этаж" каждого "краевого варианта" культуры национален, то именно в "верхнем этаже" русская культура достигает своего единства. Термины "нижний" и "верхний" этажи культуры находят пояснения у самого Н.С. Трубецкого. Не неся элемента оценки, эти понятия у автора означают лишь две функции культуры, в значительной мере противопоставленные друг другу. "Обращенный к народным корням" нижний этаж и "обращенный к высшей духовной и умственной жизни" верхний формируют многофункциональную культуру. При этом каких-либо барьеров между "этажами" культуры не существует» [11, с. 55-56].

Таким образом, государственно-патриотическая идеология, ценности, воспитание людей могут стать надежным ориентиром модернизации всех сфер жизни в вопросах «пробуждения от спячки» и ожидания построения великой и процветающей страны, живущей в мире и согласии со всеми цивилизованными народами.

Библиографический список

1. Зиновьев А.А. Русская трагедия: Гибель утопии. М., 2002.

2. Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955. Т. 2.

3. Андреев А.Ф., Белобрагин И.С. Информационное противоборство и безопасность государства // Вестник Академии военных наук. 2006. № 4 (17).

4. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения: в 9 т. М., 1985. Т. 2.

6. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика: Философия культуры. М., 1991.

7. Онлайн-трансляция «Прямой линии с Владимиром Путиным». URL: http://www.rg.ru/ 2014/04/17/patriotizm-anons.html

8. Ильин В.В. Политология: учебник для вузов. М., 1999.

9. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

10. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Война и антивойна: Что такое война и как с ней бороться: Как выжить на рассвете XXI века. М., 2005.

11. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. СПб., 2009.

2 8 2014 • ВЕСТНИК ПАГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.