Научная статья на тему 'Трансформация гостиничного бизнеса в условиях развития цифровой экономики в России'

Трансформация гостиничного бизнеса в условиях развития цифровой экономики в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3465
543
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
гостиничный бизнес / цифровая экономика / инновационные технологии / электронная среда / PMS-системы / hotel industry / digital economy / innovations / digital environment / PMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джанджугазова Елена Александровна, Кабелкайте-Вайткене Юлия Альгимантовна

Статья посвящена исследованию условий и возможностей развития цифровой экономики в РФ в контексте применения инновационных технологий в гостиничном бизнесе. Для реализации цели представлен-ного исследования, а именно выявлению роли цифровых инноваций в сфере гостеприимства, применялись следу-ющие методы и подходы: сбор информации, наблюдение, систематизация, анализ и синтез, конкретизация и обо-бщение, сравнительный анализ. На основе изучения динамики цифровизации отдельных отраслей российской экономики были определены главные тенденции, поддерживающие развитие электронной среды: высокая сте-пень охвата населения России сетью Интернет и доступность цифровых сервисов. Выявленные благоприятные условия для формирования электронной среды дают возможность авторам исследовать основные направления цифровизации в гостиничном бизнесе, включая отбор и применение PMS-систем, позволяющих вывести основные бизнес-процессы объектов размещения на новый технологический уровень, в том числе за счет разработки спе-циальных приложений и сервисов, расширяющих возможности гостей. Все это позволяет повысить конкурентос-пособность предприятий гостиничного бизнеса и на качественно иной основе строить систему взаимоотношений с потребителями соответствующих услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Джанджугазова Елена Александровна, Кабелкайте-Вайткене Юлия Альгимантовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hotel business transformation in the context of Russia’s emerging digital economy

The article is concerned with the study of conditions and opportunities for development of digital economy in the Russian Federation in the context of applying digital technologies in the hotel industry. To realize the purpose of this study, i.e. to define the role of information innovations in the hospitality sector, the following methods and approaches were applied: systematization, analysis and synthesis, concretization and generalization, comparative analysis; information gathering and observation. Based on the analysis of the digitalization dynamics in certain sectors of the Russian economy, the main trends supporting the development of the digital environment were identified. These include a high degree of Internet coverage of the Russian population and availability of digital services. The revealed positive dynamics of the digital environment enables the authors to explore the main digitalization areas in the hotel industry, which includes selection and use of the PMS that allow for bringing the hotel’s main business processes to a new technological level, including through development of special applications and services that expand the services provided to the guests. All this makes it possible to build relationships with consumers on a qualitatively new level and increase competitiveness of the hospitality sector.

Текст научной работы на тему «Трансформация гостиничного бизнеса в условиях развития цифровой экономики в России»

Hotel business transformation in the context of Russia's emerging digital economy

СЕРВИС / SERVICES

УДК 338.48

DOI: 10.24411/2413-693^2018-10310

Трансформация гостиничного бизнеса в условиях развития

цифровой экономики в России

ДЖАНДЖУГАЗОВА Елена Александровна

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, dzhandzhugazova.ea@rea.ru КАБЕЛКАЙТЕ-ВАЙТКЕНЕ Юлия Альгимантовна

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация, аспирант, kabelkaite@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена исследованию условий и возможностей развития цифровой экономики в РФ в контексте применения инновационных технологий в гостиничном бизнесе. Для реализации цели представленного исследования, а именно выявлению роли цифровых инноваций в сфере гостеприимства, применялись следующие методы и подходы: сбор информации, наблюдение, систематизация, анализ и синтез, конкретизация и обобщение, сравнительный анализ. На основе изучения динамики цифровизации отдельных отраслей российской экономики были определены главные тенденции, поддерживающие развитие электронной среды: высокая степень охвата населения России сетью Интернет и доступность цифровых сервисов. Выявленные благоприятные условия для формирования электронной среды дают возможность авторам исследовать основные направления цифровизации в гостиничном бизнесе, включая отбор и применение PMS-систем, позволяющих вывести основные бизнес-процессы объектов размещения на новый технологический уровень, в том числе за счет разработки специальных приложений и сервисов, расширяющих возможности гостей. Все это позволяет повысить конкурентоспособность предприятий гостиничного бизнеса и на качественно иной основе строить систему взаимоотношений с потребителями соответствующих услуг.

Ключевые слова: гостиничный бизнес, цифровая экономика, инновационные технологии, электронная среда, PMS-системы

Для цитирования: Джанджугазова Е.А., Кабелкайте-Вайткене Ю.А. Трансформация гостиничного бизнеса в условиях развития цифровой экономики в России // Сервис Plus. 2018. Т.12. №3. С. 96-104. DOI: 10.24411/2413-693X-2018-10310.

Статья поступила в редакцию: 24.06.2018.

Статья принята к публикации: 24.07.2018.

2018 Vol. 12 Iss. 3

SCIENTIFIC JOURNAL

Трансформация гостиничного бизнеса в условиях развития цифровой экономики в России

Hotel business transformation in the context of Russia's emerging digital economy

Elena A. DZHANDZHUGAZOVA

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation Dr. Sci. (Economics), Prof., dzhandzhugazova.ea@rea.ru Yuliya A. KABELKAITE-VAITKIENE

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation kabelkaite@gmail.com

Abstract. The article is concerned with the study of conditions and opportunities for development of digital economy in the Russian Federation in the context of applying digital technologies in the hotel industry. To realize the purpose of this study, i.e. to define the role of information innovations in the hospitality sector, the following methods and approaches were applied: systematization, analysis and synthesis, concretization and generalization, comparative analysis; information gathering and observation. Based on the analysis of the digitalization dynamics in certain sectors of the Russian economy, the main trends supporting the development of the digital environment were identified. These include a high degree of Internet coverage of the Russian population and availability of digital services. The revealed positive dynamics of the digital environment enables the authors to explore the main digitalization areas in the hotel industry, which includes selection and use of the PMS that allow for bringing the hotel's main business processes to a new technological level, including through development of special applications and services that expand the services provided to the guests. All this makes it possible to build relationships with consumers on a qualitatively new level and increase competitiveness of the hospitality sector.

Keywords: hotel industry, digital economy, innovations, digital environment, PMS

For citation: Dzhandzhugazova, E. A., & Kabelkaite-Vaitkiene, Yu. A. (2018). Hotel business transformation in the context of Russia's emerging digital economy. Servis plus, 12(3), 96-104. doi: 10.24411/2413-693X-2018-10310. (In Russ.).

Submitted: 2018/06/24.

Accepted: 2018/07/24.

Введение

Современный период развития общества ориентирован на ускоренную цифровизацию всех процессов и явлений. Так если в 80-е годы ХХ века ключевую роль играло качество, а в 90-е - реинжиниринг бизнес-процессов, то ключевой концепцией последних двух десятилетий стала скорость.

Цифровой мир, порожденный новыми скоростями, подвижен, он постоянно изменяется и масштабируется, так как виртуальная реальность способна влиять на общественное мнение, делая эфемерное ощутимым. В условиях «цифровой реальности» государство и его институты начинают осознавать масштабы новых вызовов. [1]

Все это подчеркивает, что технологическая революция в РФ необходима, так как позволит повысить инновационный уровень и конкурентоспособность страны.

Данные и методы

Уже сегодня отдельные сектора экономики РФ активно включены в инновационное развитие, но общее отставание от стран-лидеров пока сохраняется и составляет 5-8 лет, хотя перспективы роста цифрови-зации целого ряда отраслей вполне реальны. Программа развития электронной экономики для современной России крайне актуальна потому, что цифровые технологии в ближайшие годы станут критически важными для поддержания национальных интересов и укрепления технологического суверенитета России на мировом рынке наукоемкого производства. [2, 3]. Глубокое осмысление происходящих процессов дает четкое понимание того, что электронно-информационная революция существенно повлияла на трансформацию экономических отношений. При этом специфика подобных преобразований состоит в том, что процессы производства, распределения и потребления информации

СЕРВИС plus

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

2018 Том 12 №3

Hotel business transformation in the context of Russia's emerging digital economy

стали ключевыми по отношению к другим видам хозяйственной деятельности. [4]

Вместе с тем в настоящее время доля РФ на мировом рынке высокотехнологичной продукции составляет менее 1%, и наблюдается значительное отставание от стран-лидеров по цифровым расходам домохо-зяйств. Так в России они насчитывают 2,6% в ВВП, в то время как у лидирующих стран этот показатель достигает 3,7%. Для сокращения отставания Правительство РФ разработало ряд мер, направленных на формирование Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» на период до 2025 года, а также «Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»1.

Главной целью Программы является создание экосистемы цифровой экономики РФ, в которой данные в цифровой форме станут ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, а также обеспечение эффективного взаимодействия в сфере бизнеса, науки, образования, включая систему отношений государства и его граждан.

Очень важной составляющей цифровой экономики является «цифровая среда», которая позволит создать качественно новые условия для цифровизации всей экономики России.

По прогнозам аналитиков McKinsey, цифровиза-ция позволит к 2025 г. увеличить ВВП страны на 4,1-8,9 трлн. руб.2 Это составит от 19 до 34% общего ожидаемого роста ВВП (по оценкам Росстата в 2016 г. ВВП в РФ - 86 трлн. руб.). В настоящее время доля цифровой экономики в ВВП России составляет 3,9%, что в 2-3 раза меньше, чем в США, Китае, государствах-членах Евросоюза и др. (рис.1). Вместе с тем к 2025 г. ее доля в ВВП может быть увеличена в 2-2,5 раза. [5]

Несмотря на очевидные сложности, РФ уже фактически живет в цифровой среде, так как занимает первое место в Европе и шестое в мире по количеству пользователей сети Интернет. За последние три года значительно увеличилось число пользователей смартфонами, постоянно растет количество пользователей электронных порталов государственных и муниципальных услуг (так, в 2016 г. их число превысило 40 млн. человек, а это более четверти населения РФ).

При этом следует отметить, что уровень цифро-визации в России неравномерен. [5]. Так, например, некоторые сектора экономики (ИКТ, образование, финансы) по уровню цифровизации приближаются к

мировым показателям, но в ряде других (добывающих отраслях, промышленности, транспорте) РФ пока отстает от стран-лидеров.

011%

009%

008%

006°%

006°%

004%

ИМИ

^ > ^ ^

Рис.1. Распределение долей цифровой экономики в ВВП по странам в 2016 г.

Fig. 1. Distribution of digital economy shares in GDP by countries in 2016

Выбор основных направлений цифровизации базируется на изучении вопроса о доступности цифровых сервисов в России для широкого круга пользователей. Результаты комплексных исследований доступности цифровых сервисов в РФ, проведенных в 2016-2017 гг., представлены на рис.2.

Анализ представленных на рисунке данных показывает высокую степень охвата граждан сетью Интернет (73%) и в том числе ее мобильным сегментом (47%), что в сочетании с высокой долей наличия у граждан смартфонов (60%) указывает на существенные возможности для развития различных видов бизнеса, которым можно управлять при помощи мобильных приложений. А в совокупности с растущей долей граждан, покупающих товары и услуги через Интернет, и весьма существенной долей организаций, имеющих собственный веб-сайт, цифровизация личной и деловой среды в России в ближайшие 2-3 года может выйти на качественно новый уровень.

В контексте представленной выше динамики цифровизации российской экономики, авторы исследования концентрируют свое внимание на изучении возможностей применения цифровых технологий в туризме и гостеприимстве как наиболее динамично

1Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля

2017 г. № 1632-р. 2в ценах 2015г.

2018 Vol.12 Iss. 3 SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Трансформация гостиничного бизнеса в условиях развития цифровой экономики в России

развивающейся отрасли. Для реализации цели представленного исследования, а именно выявления роли информационных инноваций в сфере гостеприимства, применялись следующие методы и подходы: сбор информации, наблюдение, систематизация, анализ и синтез, конкретизация и обобщение, сравнительный

анализ. Информационной базой исследования послужили научные публикации в авторитетных научных изданиях, исследовательские и проектные разработки научных подразделений РЭУ им. Г.В. Плеханова, материалы отраслевой и государственной статистики.

Доля граждан делающих покупки оп-Ипе Доля организаций имеющих веб-сайт Охват мобильным интернетом Наличие смартфонов Доступ к интернету

Рис.2. Доступность цифровых сервисов в РФ (%) Fig. 2. Availability of digital services in the Russian Federation (%)

Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные труды в области маркетинговых и цифровых инноваций в субъектах гостеприимства, которые подчеркивают инновационную роль сферы гостеприимства в системе отраслей российской экономики, подкрепляемые целой серией крупномасштабных международных мероприятий, проводимых в РФ в последнее десятилетие.

В этой связи следует указать на значительные возможности сферы туризма и гостеприимства, где уже сформировалась активная инновационная среда. Спектр ноу-хау в индустрии туризма и гостеприимства широк и представлен разными формами нововведений, основанных на активном внедрении ^-технологий, в частности, АСУ в традиционные бизнес-процессы, будь то производство услуг, управление, техническое оснащение объектов или обеспечение безопасности. [6] Внедрение информационных технологий в сферу гостеприимства объясняется скоростью изменений самого характера этого бизнеса и в том числе необходимостью оперативного управления бизнес-процессами и динамикой изменений запросов потребителей под воздействием большей доступности информации. [7] Фактический интерес к применению цифровых технологий в гостиничном бизнесе связан с тем, что на их основе возможен перенос в цифровую среду привычных коммуникационных механизмов, что позволяет использовать традиционные схемы на качественно новой цифровой основе. [8]

В условиях высокой конкуренции в гостиничном

бизнесе отельеры постоянно сталкиваются с необходимостью сохранения индивидуального подхода к гостю, в том числе на основе инновационных маркетинговых инструментов. [9]

Одно из самых эффективных решений подобного рода — внедрение привлекательной программы лояльности объекта размещения, т.к. по статистике, привлечение нового клиента обходится в 5-10 раз дороже, чем удержание уже существующего [10]. Сегодня наличие программы поощрения гостей считается серьезным аргументом в пользу того или иного отеля наряду с тарифами, расположением и отзывами знакомых.

При этом программа лояльности отеля должна быть глубокого интегрирована в общую сервисную модель и сочетать различные типы стимулирования, включая нематериальную мотивацию. Хорошо продуманная программа — это математическая модель, психология потребления и трейд-маркетинг, взятые вместе. Кроме того, система, запущенная однажды, должна постоянно дорабатываться и совершенствоваться, откликаясь на изменяющийся характер потребления в целом. Так, рост числа смартфонов и будущий переход на мобильные сети 5G, которые обеспечат повсеместный доступ к сети Интернет, - актуальная тенденция для всего мира и всех отраслей. Это означает, что бренды должны стремиться к опыту работы с клиентами в режиме реального времени и конкретного контекста, что, в конечном счете, приведет к лояльности и повторным покупкам. [11]

СЕРВИС plus

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

2018 Том 12 №3

Hotel business transformation in the context of Russia's emerging digital economy

Отдельно необходимо отметить, что для малоформатных объектов размещения программы лояльности представляют собой один из наиболее экономичных способов стимулирования прямых бронирований.

Полученные результаты Сложную и неоднозначную проблему цифрового менеджмента бизнес-процессов в гостиничном предприятии довольно успешно позволяют решать системы управления объектами размещения или PMS-системы (от англ. «propertymanagementsystem»). Они представляют собой разновидность автоматизированных систем управления (АСУ) и предназначены в первую очередь для того, чтобы сократить «ручной» труд персонала отелей и снизить издержки.

Изначально системы такого класса создавались как платформы, на базе которых автоматизировалась работа фронт-офиса гостиничных предприятий, а именно: предварительное бронирование номеров, их распределение между прибывающими постояльцами, регистрация заезда и выезда гостей, формирование счетов за оказанные услуги. То есть, по сути, PMS-

системы должны были заменить бумажные и электронные, но формировавшиеся вручную, таблицы, в которых ранее отражалась вся перечисленная информация.

В дальнейшем данные системы стали активно развиваться и теперь выполняемые ими функции выходят далеко за пределы стойки регистрации (табл. 1).

Как показывают данные таблицы 1, в современных условиях PMS - это интегрированная система операций, позволяющая собственнику или управленцу автоматизировать все циклы обслуживания гостей и бизнес-процессы в отеле: от работы службы горничных до формирования полной финансовой отчетности и статистики, отражающей любые необходимые для анализа показатели, как например «загруженность за период» или «средняя заполняемость номера». Также системы подобного класса дополняют автоматическими функциями синхронизации с глобальными системами бронирования (GDS), которые позволяют агентствам со всего мира производить бронирования напрямую в отелях. [12]

Таблица 1

Функции систем управления объектами размещения (PMS-систем) Table 1

Capabilities of property management systems (PMS)

Возможность PMS-системы Приобретаемая выгода

Расширенные возможности регистрации заезда / отъезда гостей • предоставление услуги в любое время и из любой точки, где есть доступ к сети Интернет, с помощью мобильного облачного центра; • утрата необходимости круглосуточного присутствия персонала непосредственно на стойке регистрации для заселения гостей, предоставления номеров, обеспечения необходимых услуг и регистрации отъезда.

Повышение уровня и качества обслуживания номеров • мгновенное поступление информации на мобильные устройства персонала об освобождении номеров гостями при выезде; • возможность составления более гибкого графика уборки номеров и повышение скорости обслуживания в номерах при поступлении соответствующих запросов; • возможность круглосуточного управления облуживанием номеров для обеспечения постоянной чистоты в помещениях.

Интеграция систем бэк-офиса • объединение менеджмента и финансовых процессов: информация о выставленных счетах, поступлении оплаты, кредиторских и дебиторских задолженностях и т.д.; • отражение комиссионных вознаграждений.

Эффективная система распределения номеров • увеличение заполняемости комнат за счет обновления информации о свободных номерах по разным каналам дистрибуции в режиме он-лайн; • рост продаж напрямую, через собственный веб-сайт.

Повышение эффективности управления доходами • увеличение показателя средней стоимости номера за счет управления тарифами, в том числе полуавтоматического, в режиме он-лайн.

Повышение эффективности управления данными о гостях • объединение всех доступных данных о гостях и повышение качества и полноты гостевых профилей; • возможность анализа потребительского поведения гостей и, как следствие, формирование и продвижение целевых пакетов и услуг; • обеспечение соблюдения национальных и международных требований о защите персональных данных.

2018 Vol.12 Iss. 3 SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

1GG

Трансформация гостиничного бизнеса в условиях развития цифровой экономики в России

Таблица 2

Поддерживаемые ключевые возможности некоторых малоформатных PMS-систем Table 2

Supported key capabilities of certain small-scale PMS

Bnovo PMS Рюп1ёввк24 TravelLine: Web PMS HMA Ecvi

Модуль онлайн-брони-рования для сайта 0 с возможностью автоматического обновления цен и квот сразу во всех используемых системах онлайн-брони-рования с возможностью просмотра гостями фотографий и описаний номеров, проверки наличия свободных мест на интересующие даты, расчета стоимости проживания и оформления заказа 0 с возможностью адаптации под мобильные устройства и управления посредством специально предназначенного для модуля мобильного приложения; может быть установлен на страницу объекта размещения в социальных сетях с информацией о номерах, фотогалереей, возможностью осуществления группового бронирования и оплаты посредством банковских карточек

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Онлайн-оплата § § §

Интеграция с онлайн-каналами продаж более 100 каналов 16 каналов более 50 каналов напрямую с Booking.com, посредством менедже- ров каналов WuBook Channel Manager и Travel Line: Channel Manager с другими онлайн-каналами продаж

Интеграция с фискальными регистраторами 0 0 ® 0

Выгрузка данных в УФМС © ® ® 0

Визовая поддержка ® ®

Почасовое бронирование предоставляется за отдельную плату, что невыгодно отличает данную программу от других конкурирующих решений

Групповое бронирование 0 0 0 0

Бронирование койко-мест 0 0 0 0

Отчетность по платежам, доходам, загрузке отеля, источникам бронирований, аннуляциям, долгам; отчеты горничных, комиссионеров, отчет-история, продажи пользователей и т.п. общая загрузка (по категориям, за месяц, по контрагентам), по кассе, движению гостей, продажам, уборке и т.п. по бронированиям, за-едам, выездам, занятым номерам, проживающим, выручке, дополнительным услугам, проценту загрузки отеля, средней стоимости номера за сутки, среднему доходу на номер и т.д. общая статистика отеля, отчет заездов, проживаний, выездов, отчет по доходам, по бронированиям, статистика по сегментам, по источникам, отчет статистика по категориям и т.п.

СЕРВИС plus

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

2018 Том 12 №3

Hotel business transformation in the context of Russia's emerging digital economy

Bnovo PMS Frontdesk24 TravelLine: Web PMS HMA Ecvi

Финансовый учет ведение учета налогов, приходов, расходов, фиксация взносов учредителей, выплата заработной платы сотрудникам

Управление репутацией мониторинг социальных сетей, форумов и подобных ресурсов для получения информации об объекте размещения (публикуемых отзывах, комментариях, рейтингах) возможность ежедневного автоматического сбора информации о новых отзывах об объекте с самых популярных в России площадок онлайн-бронирования, а также возможностью подсчета общего сводного рейтинга объекта размещения

Работа на мобильных устройствах 0 ® © ©

Интеграция с электронными замками ® 0 ® ®

Интеграция с ресторанными системами ® ® ® ©

Анализ цен конкурентов изменение цен конкурентов в определенный период времени, стоимость аналогичных категорий и типов номеров, рейтинги и количество отзывов

Выбирая автоматическую систему управления, необходимо проанализировать целый ряд факторов и в том числе характер самого объекта размещения, т.к. мощные многофункциональные PMS-системы, такие как Opera, Fidelio, Epitome или Эдельвейс могут оказаться слишком дорогостоящими для мини-отелей, хо-стелов, объектов с ярко выраженной сезонностью притока постояльцев (например, на горнолыжных курортах) и при этом не используемыми в полной мере вследствие отсутствия подобных потребностей. Указанным объектам размещения имеет смысл обратить внимание на малоформатные и в то же время не менее совершенные PMS-системы (в том числе функционирующие на основе SaaS-технологий), процесс распространения и модернизации которых весьма активен на сегодняшнем рынке. Сравнительный обзор некоторых наиболее известных из них, как российских, так и зарубежных разработчиков (с возможностью использования интерфейса на русском языке) представлен в табл. 2.

Заключение

Вместе с тем нельзя не учитывать влияние технологических и организационно-экономических условий на развитие цифровых технологий на предприятиях индустрии гостеприимства, принимая во внимание факт, что до недавнего времени PMS-системы устанавливались и функционировали с физических серверов. При этом объекты размещения сталкивались с необходимостью выделения определенного места под соответствующую аппаратуру и привлечения дополнительных человеческих ресурсов для осуществления регулярных обновлений и исправлений программного обеспечения. [13] Подобные сложности активизировали поиск новых технологических решений и в том числе развитие «облачных» технологий.

На сегодняшний день количество «облачных» предложений для управления объектами размещения постепенно начало превышать число существующих «десктопных» вариантов для решения задач подобного

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Трансформация гостиничного бизнеса в условиях развития цифровой экономики в России

класса. Р1У^-системы на базе «облачных» платформ с поддержкой мобильных устройств предлагают своим клиентам инновационный способ взаимодействия с гостями, позволяя снизить затраты на приобретение специального компьютерного оборудования и 1Т-обслу-живание. Данные системы администрируются поставщиком и просты в использовании. Обновления и исправления выполняются автоматически, что экономит их владельцам и время, и средства.

Возможность использования приложений с любых компьютерных устройств, включая мобильные, из любой точки, где есть выход в сеть Интернет, и возможность безопасно хранить данные удаленно на веб-серверах сделали «облачные» технологии крайне привлекательной моделью для разработчиков программного обеспечения в сфере гостиничного бизнеса.

Специальные электронные системы, разработанные как крупными игроками рынка индустрии гостеприимства, так и отдельными объектами размещения фактически открывают новые возможности прямого общения с клиентами, что, несомненно, повышает лояльность и приверженность последних тому или иному гостиничному бренду. [14]

Основываясь на вышесказанном, следует еще раз подчеркнуть, что процесс цифровизации гостиничного бизнеса необходим и возможен, а успешная реализация инновационных подходов в сфере гостеприимства обеспечит ей опережающую по сравнению с другими отраслями динамику развития и высокую конкурентоспособность не только на внутреннем, но и на внешнем рынке, что чрезвычайно важно в существующей экономической и геополитической ситуации.

Литература

1. Аверьянов М.А., Евтушенко С.Н., Кочеткова Е.Ю. Цифровое общество: новые вызовы // Экономические стратегии. Т.18. №7 (141). 2016. C. 90-91.

2. Сагынбекова А.С. Цифровая экономика: понятия, перспективы, тенденции развития // Международный научно-технический журнал «Теория. Практика. Инновации» (электронный журнал). №4 (28). Апрель 2018. URL: http://www.tpinauka.ru/2018/04/Sagynbekova.pdf (дата обращения 20.06.2018).

3. Куприяновский В.П., Синягов С.А., Липатов С.И., Намиот Д.Е., Воробьев А.О. Цифровая экономика -«Умный способ работать» // International Journal of Open Information Technologies. Vol. 4. No 2. 2016. C. 26-33

4. Юдина Т.Н. Осмысление цифровой экономики // Теоретическая экономика. №3. 2016. С. 12-16.

5. Цифровая Россия: новая реальность. Экспертная группа Digital McKinsey. Июль 2017. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle%20East/Russia/Our%20I nsights/Digital%20Russia/Digital-Russia-report.ashx (дата обращения 20.06.2018).

6. Джанджугазова Е.А. Российский туризм в «новой реальности»: постановка проблемы // Российские регионы: взгляд в будущее (электронный журнал). №4 (2). 2015. URL: http://futureruss.ru/wp-content/uploads/2015/11 /%D0%94%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B6%D 1 %83%D0%B3%D0% B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%9D%D0%BE%D0%B2.-%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0% BB%D 1 %8C%D0%BD%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %82%D 1 %8C1. pdf (дата обращения 20.06.2018).

7. Добрынин А.П., Черних К.Ю., Куприяновский В.П. Цифровая экономика - различные пути к эффективному применению технологий // International Journal of Open Information Technologies. Vol. 1. No 4. 2016. C. 4-10

8. Dzhandzhugazova E. A., Zaitseva N.A., Larionova A.A., Pervunin S. N. The Russian Hotel Market: Condition and Development Under the Crisis. Mediterranean Journal of Social Sciences. Vol. 6 No 3 (S5), June 2015, P. 289-296.

9. Dzhandzhugazova E.A., Blinova E.A., Orlova L.N., Romanova M.M. Innovations in hospitality industry. International Journal of Environmental and Science Education. Vol. 11, Issue 17, 2016. P. 10387-10400.

10. Xiang Z., Fesenmaier D. R. Analytics in Smart Tourism Design. Springer. 2017.

11. Jeon M.M., Jeong M. Customers' Perceived Website Service Quality and its Effects on E-loyalty. International Journal of Contemporary Hospitality Management 29(1), 2017. P. 438-457.

12. Kabelkaite-Vaitkiene J.A. Online Booking of Hotels: Global Systems or Direct Sales? XXXI Международные Плехановские Чтения: тезисы докладов аспирантов на иностранных языках. Изд-во РЭУ им. Г.В. Плеханова, Москва, 2018. C. 59-63.

СЕРВИС plus

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

2018 Том 12 №3

Hotel business transformation in the context of Russia's emerging digital economy

13. Hua N., Morosan C., DeFranco A. The other side of technology adoption: Examining the relationships between e-commerce expenses and hotel performance // International Journal of Hospitality Management. Vol. 45, 2015. P. 109-120.

14. Mo Kwon J., Bae J. I., Blum S. C. Mobile applications in the hospitality industry. Journal of Hospitality and Tourism Technology. 4(1), 2013, P. 81-92.

References

1. Aver'yanov M.A., Evtushenko S.N., Kochetkova E.Yu., Digital society: new challenges. E'konomicheskie strate-gii, vol.18, no. 7 (141), 2016, pp. 90-91. (In Russ.)

2. Sagynbekova A.S., Digital economy: concept, perspectives, trends of development in Russia. Mezhdunarodny'j nauchno-texnicheskij zhurnal «Teoiiya. Praktika. Innovacii» (electronic journal), no. 4 (28), 2018. (In Russ.) Available at: http://www.tpinauka.ru/2018/04/Sagynbekova.pdf.

3. Kupriyanovsky V.P., Sinyagov S.A., Lipatov S.I., Namiot D.E., Vorobiev A.O., Digital Economy - Smart Working. International Journal of Open Information Technologies, vol. 4, no. 2, 2016, pp. 26-33. (In Russ.)

4. Yudina T.N., Comprehension of the digital economy. Teoreticheskaya e'konomika, no. 3, 2016, pp. 12-16. (In Russ.)

5. DigitalMcKinsey, Digital Russia: new reality. Report, July, 2017. (In Russ.) Available at: https://www.mckin-sey.com/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle%20East/Russia/0ur%20Insights/Digi-tal%20Russia/Digital-Russia-report.ashx

6. Dzhandzhugazova E.A., Russian tourism in the "new reality": posing the problem. Rossijskie regiony': vzglyad v budushhee (electronic journal), no. 4 (2), 2015. (In Russ.) Available at: http://futureruss.ru/wp-content/up-loads/2015/11/%D0%94%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B6%D1%83%D0%B3%D0%B0%D0% B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%9D%D0%BE%D0%B2.-%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D1 %8C%D0%BD%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %82%D 1 %8C1.pdf

7. Dobrynin A.P., Chernykh K.Yu., Kupriyanovsky V.P., The Digital Economy - The Various Ways to The Effective Use of Technology. International Journal of Open Information Technologies, vol. 1, no. 4, 2016, pp. 4-10. (In Russ.)

8. Dzhandzhugazova E. A., Zaitseva N.A., Larionova A.A., Pervunin S. N., The Russian Hotel Market: Condition and Development Under the Crisis. Mediterranean Journal of Social Sciences, vol. 6, no. 3 (S5), June 2015, pp. 289-296.

9. Dzhandzhugazova E.A., Blinova E.A., Orlova L.N., Romanova M.M., Innovations in hospitality industry. International Journal of Environmental and Science Education, vol. 11, no. 17, 2016, pp. 10387-10400.

10. Xiang Z., Fesenmaier D. R., Analytics in Smart Tourism Design. Springer, 2017.

11. Jeon M.M., Jeong M., Customers' Perceived Website Service Quality and its Effects on E-loyalty. International Journal of Contemporary Hospitality Management, no. 29(1), 2017, pp. 438-457.

12. Kabelkaite-Vaitkiene J.A., Online Booking of Hotels: Global Systems or Direct Sales? XXXI International Plek-hanov Readings. Moscow: PRUE Publishing, 2018, pp. 59-63.

13. Hua N., Morosan C., DeFranco A., The other side of technology adoption: Examining the relationships between e-commerce expenses and hotel performance. International Journal of Hospitality Management, vol. 45, 2015, pp. 109-120.

14. Mo Kwon J., Bae J. I., Blum S. C., Mobile applications in the hospitality industry. Journal of Hospitality and Tourism Technology, no. 4(1), 2013, pp. 81-92.

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.