1 0’2007__________________ВЛАСТЬ__________________________Ц
Татьяна ВАСИЛЬЕВА
трансформация функций ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИзАЦИИ
Современный этап развития института государства связан с серьезными изменениями, происходящими во всех сферах социума под влиянием глобализационных процессов. Глобализация давно уже стала частью нашей повседневности, оказывающей мощное воздействие практически на все стороны жизнедеятельности человека.
Формирование единого экономического и информационного пространства — это всего лишь часть видимой реальности, не в меньшей степени эти изменения затронули и политическую сферу.
ВАСИЛЬЕВА Татьяна Алексеевна — председатель Комитета общественных связей правительства г. Москвы, к. и. н., зав. кафедрой общественных связей и социальнотрудовых отношений ГЭИТИ
Одной из наиболее активно обсуждаемых является проблема сокращения полномочий института государства, потерявшего значительную часть своих традиционных функций, часть из которых «перехвачена» транснациональными и международными структурами, часть передана местным властям и гражданскому обществу.
По мнению И. Валлерстайна, главная причина кризисного состояния современного общества — в утрате веры в государство как «проводника реформ и оплота личной безопасности». М. Кастельс считает, что кризис легитимности государства приводит к сужению суверенитета национальных государств. Теряют авторитет не только государственные институты, но и традиционные семейные ценности, что ведет к нарушению последовательности передачи культурных кодов от поколения к поколению. Уход государства из таких жизненно важных сфер для человека как социальная и сфера культуры, грозит потерей ценностных смыслов бытия.
По мнению профессора С. П. Перегудова «современное государство не сдало свои позиции глобализации, не исчезла и его способность управления экономикой. Но изменились формы этого управления, следовательно, и его стратегия, потому и «новая роль государства в глобализирующейся экономике не должна оцениваться как уменьшающаяся либо вообще исчезающая — просто она меняется». Возможность государства вносить позитивный вклад в экономическое развитие определяется отнюдь не его силой, а способностью создавать и поддерживать «сетевые структуры», в рамках которых оно совместно с частными групповыми интересами вырабатывает и реализует эффективную, согласованную и целенаправленную систему управления экономикой внутри и вне государственных границ1.
Но несмотря на то, что существуют серьезные противоречия и разногласия в представлениях о роли государства в формирующемся глобальном пространстве, большинство исследователей отмечают уже проявившуюся тенденцию ослабления института национального государства, размывания его границ и разрушения традиционных политических связей под давлением новых политических акторов. Речь идет о транснациональных субъектах власти, которые вытесняют национальные институты и неподконтрольны международным политическим структурам.
1 Перегудов С. П. Новейшие тенденции в изучении отношений гражданского общества и государства. «Полис», 1998, № 1
12 ВЛАСТЬ 10’2007
Глобально ориентированная экономика ослабляет механизмы регуляции внутренней политикой, делает государства контролируемыми со стороны мировых финансовых рынков, интересы которых входят в противоречие с национальными интересами. Экономическая глобализация не просто снижает значение национального государства — она подрывает основы национального суверенитета и независимости. Особенно важным для легитимности государства является его неспособность выполнять свои обязательства как гаранта национальной безопасности.
Большинство современных исследователей отмечают, что далеко не все государства могут успешно вписаться в новое экономическое пространство. Международные экономические процессы, прежде успешно регулирующиеся на двустороннем уровне, перерастают во внестрановые отношения, в связи с чем происходят размывание и обесценивание регулирующих функций государства. Информационные, финансовые и иные процессы, связанные с глобализацией, сокращают возможности национальных правительств по контролю внутриполитической ситуации и управлению ею.
Усиливающие свои позиции транснациональные акторы, действующие по всему миру и не признающие границ, все в большей степени подрывает способность национального государства обеспечивать благосостояние граждан, во всяком случае частично лишает его традиционных структур и технологий управления и контроля. Таким образом ставится под сомнение ценность идеи «социального государства» и «гражданского общества», целью которых были контроль и взаимодействие с национальными государственными структурами. Государство теряет прежние механизмы воздействия на общество, но и общество сегодня не может в полной мере предъявлять требования к институту государства, так как оно не решает уже многих вопросов, которые ранее были в рамках его компетенции.
Развитие транснациональных компаний, крупнейшие из которых контролируют все больший объем производственного потенциала в мировом частном секторе, выводит их из поля национальной юрисдикции и обесценивает прежние
государственные рычаги воздействия на них. Внедряясь на национальные рынки, они разрушают там сложившееся соотношение сил и теснят местных производителей, используя свою «глобальность». Они с успехом уходят от национального налогообложения и антимонопольного законодательства.
ТНК воздействуют не только на национальную экономику, укрепляясь в регионе, они постепенно начинают регулировать внутренние политические процессы, лоббируя свои интересы в законодательных и исполнительных структурах, влияя на ход выборов и т. д.
Появление транснациональных акторов — разнородных, действующих по всему миру, не признающих границ и тем самым отвергающих принцип национального государства, ставит необходимость осмысления проблемы государственной безопасности. Подрывая способность государства обеспечивать благосостояние граждан, лишая его эффективных форм контроля экономики и социальной политики, глобализация ослабляет его позиции, делает его уязвимым со стороны как внутренних, так и внешних политических сил.
Особую роль с середины прошлого века играет глобальная финансовая система, масштаб и сила воздействия которой на национальную экономику стали беспрецедентными. Трансграничные финансовые потоки взаимосвязаны таким образом, что финансовые трудности, с которыми сталкивается одна или несколько национальных систем, могут прямо отразиться на остальных частях глобальной финансовой системы. Интенсификация мировых торговых связей имеет многообразные последствия не только в экономическом плане. Развитие региональных систем торговых соглашений, институционализация мировой системы меняют роль национального государства — его протекционистские функции существенно сокращаются и не только торговые тарифы и квоты, но и внутренняя экономическая политика находятся в центре международных институтов и организаций.
Структурой, регулирующей глобальные финансовые потоки, является МВФ, которая, формально являясь международной организацией, превратилась в инструмент реализации интересов наиболее развитых стран мира.
1 0’2007__________________ВЛАСТЬ_________________________13
Важную роль в укреплении экономического пространства стран-лидеров играет ВТО. Для приема новых членов в эту организацию были установлены жесткие правила.
Политика ВТО противоречива по своим последствиям: с одной стороны
— она способствует вхождению в мировое экономическое пространство, с другой
— требование сбалансировать цены внутреннего рынка и мирового рынка приводит к дальнейшему разрушению национальных экономик.
В результате с одной стороны — МВФ, МБ, ВТО и другие глобальные финансовые институты укрепляют свой контроль над мировой экономикой, а с другой — последствия проводимой политики подрывают национальные экономики, а значит, ухудшают социальное положение населения стран, не входящих в так называемый золотой миллиард.
Система, основанная на бюрократической централизации, неизбежно предполагает авторитаризм. В соответствии с философией глобализации избранные народом органы должны отказаться от части своего суверенитета в пользу международных учреждений, неподотчетных избирателю. В этом, по мнению критиков глобализации, суть Маастрихского договора об углублении интеграции в Западной Европе.
Помимо ТНК, МВФ, ВТО, значительную роль в ослаблении института государства начинают играть регионы, которые получают некоторую самостоятельность в международных контактах в качестве дополнительного инструмента саморазвития в обмен на уменьшение поддержки со стороны государства. Привлекая для взаимодействия с государством внешние силы, политические субъекты (в том числе и местная администрация) зачастую становятся проводниками их интересов.
Этот естественный процесс создает определенную угрозу. Внешние силы оказывают поддержку тем или иным структурам в обмен на продвижение теми их интересов, и в большинстве случаев эти интересы не совпадают с национальными интересами.
Особое значение в современных политических процессах играет элита. Ценностные ориентации элиты всегда были важным фактором, определяющим политику государства. Если общество
само формирует сознание своей элиты, оно сохраняет способность осознавать и выражать интересы своего государства, однако в современном мире сознание элиты формируется не самим обществом, а извне. М. Г. Делягин отмечает, что сознание элиты, которое формируется его стратегическими конкурентами, неизбежно становится неадекватным. Ценности, идеи, приоритеты, проводимые во внутренней политике национальной элитой, соответствуют интересам его стратегических конкурентов, а для самого общества являются разрушительными1.
Не менее важным фактором, воздействующим на возможности института государства в условиях глобализации, является культура как фактор, связывающий воедино все элементы общества, переводящий язык системных закономерностей на понятный людям язык их жизненного мира. Разрушение или резкое изменение этого языка иногда может повлечь за собой и паралич социальной системы. Институциональные и культурные контексты дискурсов в разных странах неодинаковы и поэтому для применения универсальных стандартов требуются процедуры опосредования собственной культурной традицией. Но в процессе опосредованного усвоения не всегда удается избежать таких явлений, как утрата культурной идентичности, разрушение культурных моделей.
Глобализация меняет пространство, в котором происходят производство и воспроизводство национальных культур, и чем более глубоко исследуются процессы глобализации, тем более рельефно выявляется их глубинное влияние на положение человека в социуме. Если прежде человек в большей или меньшей степени оставался частью локального общества, то с развитием глобальных коммуникаций, с включением в сеть множественных, безличных связей ослабляется его связь с определенной социокультурной средой. Постепенно происходит разрушение устоявшихся механизмов социализации, благодаря которым происходила передача от одного поколения к другому социальных и моральных ценностей, норм и традиций. В современном обществе увеличивается объем функциональ-
1 Делягин М. Г. Мировой кризис: общая теория глобализации. М., «Инфра-М», 2003, стр. 340
14 ВЛАСТЬ 10’2007
ных социальных связей индивида, часто являющихся анонимными, быстро изменяющимися и ослабляющими значимость устойчивых, обладающих эмоционально ценностным содержанием отношений.
Многие страны к начальной фазе развития глобализации находились на той ступени исторического развития, для которой характерны внутреннее единство общества, преобладание коллективистских ценностей, умеренный уровень потребления, экономическая политика, ориентированная на модернизацию и развитие самостоятельного экономического комплекса. Но интеграция стран в мировое хозяйство влечет за собой смену социально-экономических ориентиров, сдвиги в функционировании хозяйственных механизмов, что затрудняет политику самостоятельного развития государства.
Глобализация вносит также во внутреннюю политику новые элементы наднационального характера, отражающих те проблемы, которые в государственных рамках решены быть не могут. Так, активность миграционных процессов порождает новые противоречия и дестабилизацию общества, что усиливает роль международных институтов и межгосударственных структур, которые объективно должны постепенно выполнять функции, утрачиваемые национальными государствами. Государство, оказавшись в ситуации обострившихся социальных, политических, этнических и т. д. противоречий, вынуждено учитывать при их разрешении мнение мирового сообщества, но которое отражает прежде всего мнение западноевропейских стран и США.
Противоречива по своим последствиям деятельность «транснационального гражданского общества» — сети неправительственных организаций, имеющих штаб-квартиры в развитых странах и пользующихся их финансовой и организационной поддержкой. Влияние так называемого транснационального гражданского общества на становление гражданского общества как в России, так и других странах, находящихся на этапе трансформации, далеко неоднозначно.
Идея «глобальной политики» меняет традиционные представления о различии между внутригосударственной и международной, внутренней и внешней политикой, которые свойственны укоренившимся в течение столетий воззрениям.
Несмотря на то, что государства еще остаются основными политическими акторами, они действуют на мировой арене с массой других властных институтов и организаций. Это международные правительственные и неправительственные организации, наднациональные органы региональных объединений, ТНК, транснациональные группы давления, межнациональные профессиональные ассоциации и т. д.
Транснационализация политического пространства наряду с приватизацией международными, экономическими и общественными структурами ряда государственных функций уменьшают и способность государств использовать организованное насилие. Наряду со снижением способности государственных институтов контролировать процессы внутри своих стран глобализация также уменьшает их готовность принимать на себя ответственность. Хотя государства и остаются суверенными, политическая элита зачастую предпочитают делегировать часть своих полномочий международным структурам, часть властных полномочий передается неправительственным корпорациям, круг которых достаточно широк — от корпораций до экологических организаций. Группы давления одной страны могут сотрудничать с подобным группами в других странах. В силу этого главными политическими акторами становятся глобальные политические сети, представляющие собой альянсы правительственных агентств, международных организаций, корпораций, неправительственных организаций и других общественных групп. Информационные технологии позволяют этим сетям расти и осуществлять влияние, которое непропорционально велико по сравнению с их размерами.
Эта проблема актуальна для современной России. Ослабление государственных структур, активное лоббирование олигархическими структурами своих узкогрупповых интересов предполагает как противодействие — усиление значения и роли гражданского общества. Однако гражданское общество в стране сегодня не готово эффективно противодействовать издержкам усиливающегося глобализационного процесса, что еще более усиливает опасность разрушения института национального государства.