Научная статья на тему 'Трансформация финансовой правосубъектности Банка России в условиях цифровой экономики'

Трансформация финансовой правосубъектности Банка России в условиях цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
331
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНК РОССИИ) / ПРОГРАММНЫЕ АКТЫ / ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ / FINANCIAL LEGAL PERSONALITY / DIGITAL ECONOMY / CENTRAL BANK OF THE RUSSIAN FEDERATION (BANK OF RUSSIA) / PROGRAM ACTS / DIGITAL FINANCIAL ASSETS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беликов Евгений Геннадьевич, Пастушенко Елена Николаевна

Рассматриваются отдельные актуальные теоретические вопросы правовой регламентации предполагаемых изменений финансовой правосубъектности Банка России, направленной на достижение целей и задач развития цифровой экономики. Проводится анализ программных актов Российского государства, прежде всего Банка России, с точки зрения их влияния на издание им нормативных, правоприменительных, интерпретационных актов. Сделан вывод о грядущем расширении нормотворческой и правоприменительной функций Банка России в связи с планируемым наделением его дополнительными полномочиями в области обращения цифровых финансовых активов, что свидетельствует об усилении его фактического статуса как мегарегулятора общественных отношений в финансовой сфере. В связи с этим трансформация его финансовой правосубъектности требует внесения соответствующих изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-29-16102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of financial legal personality of Bank of Russia in the context of digital economy

Deals with some topical theoretical issues of legal regulation of the alleged changes of legal financial personality of Bank of Russia, directed at achievement of the aims and goals of development of digital economy. The analysis of program acts of the Russian state, first of all the Central Bank of the Russian Federation, from the point of view of their influence on the edition by Bank of Russia of normative, law enforcement, interpretation acts is carried out. It is concluded that Bank of Russia will expand its regulatory and law enforcement functions in connection with the planned granting of additional powers in the field of circulation of digital financial assets, which indicates the strengthening of its actual status as a mega-regulator of public relations in financial sector. In this regard, the transformation of its financial legal personality requires appropriate amendments to the Federal law «About the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)». The reported study was funded by RFBR according to the research project № 18-29-16102.

Текст научной работы на тему «Трансформация финансовой правосубъектности Банка России в условиях цифровой экономики»

УДК 347.73

DOI 10.24411/2078-5356-2019-10212

Беликов Евгений Геннадьевич Eugeniy G. Belikov

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры финансового, банковского и таможенного права

Саратовская государственная юридическая академия (410056, Саратов, ул. Вольская, 1)

doctor of sciences (law), associate professor, professor of department of the financial, bank and customs law

Saratov State Law Academy (1 Volskaya st., Saratov, Russian Federation 410056)

E-mail: [email protected]

Пастушенко Елена Николаевна Elena N. Pastushenko

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры финансового, банковского и таможенного права

Саратовская государственная юридическая академия (410056, Саратов, ул. Вольская, 1)

doctor of sciences (law), professor, professor of department of the financial, bank and customs law

Saratov State Law Academy (1 Volskaya st., Saratov, Russian Federation 410056)

E-mail: [email protected]

Трансформация финансовой правосубъектности Банка России в условиях цифровой экономики

Transformation of financial legal personality of Bank of Russia in the context of digital economy

Рассматриваются отдельные актуальные теоре- Deals with some topical theoretical issues of legal

тические вопросы правовой регламентации предпо- regulation of the alleged changes of legal financial per-

лагаемых изменений финансовой правосубъектности sonality of Bank of Russia, directed at achievement of

Банка России, направленной на достижение целей the aims and goals of development of digital economy.

и задач развития цифровой экономики. Проводится The analysis of program acts of the Russian state, first of

анализ программных актов Российского государства, all — the Central Bank of the Russian Federation, from

прежде всего — Банка России, с точки зрения их вли- the point of view of their influence on the edition by Bank

яния на издание им нормативных, правопримени- of Russia of normative, law enforcement, interpretation

тельных, интерпретационных актов. Сделан вывод о acts is carried out. It is concluded that Bank of Russia will

грядущем расширении нормотворческой и правопри- expand its regulatory and law enforcement functions in

менительной функций Банка России в связи с плани- connection with the planned granting of additional pow-

руемым наделением его дополнительными полномо- ers in the field of circulation of digital financial assets,

чиями в области обращения цифровых финансовых which indicates the strengthening of its actual status as

активов, что свидетельствует об усилении его фак- a mega-regulator of public relations in financial sector. In

тического статуса как мегарегулятора обществен- this regard, the transformation of its financial legal per-

ных отношений в финансовой сфере. В связи с этим sonality requires appropriate amendments to the Federal

трансформация его финансовой правосубъектности law «About the Central Bank of the Russian Federation

требует внесения соответствующих изменений в Фе- (Bank of Russia)».

деральный закон «О Центральном банке Российской The reported study was funded by RFBR according

Федерации (Банке России)». to the research project № 18-29-16102.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-29-16102.

© Беликов Е.Г., Пастушенко Е.Н., 2019

Ключевые слова: финансовая правосубъектность, цифровая экономика, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), программные акты, цифровые финансовые активы.

Keywords: financial legal personality, digital economy, Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia), program acts, digital financial assets.

Стремительное развитие в последние годы информационных технологий в различных сферах общественной жизни повлекло не только увеличение объема информации в социальном пространстве, но и привело к трансформации правового регулирования использования информационных потоков, в том числе в сфере публичных финансовых отношений. Так, благодаря информатизации деятельности финансово-кредитных органов, в том числе Банка России, появляется возможность оказания государственных (муниципальных) услуг в электронной форме и обеспечивается открытость для населения результатов их деятельности. Активное использование информационных систем, созданных на основании правовых актов субъектов публичной власти, оказывает определенное воздействие на общественные отношения, в том числе на объем правосубъектности их участников, включая изменение их прав, обязанностей, полномочий, ответственности, гарантий обеспечения интересов. Внедрение информационных технологий в ходе финансовых правоотношений требует изменения содержания правосубъектности различных их участников (властных и подвластных) в связи с необходимостью установления дополнительных прав и обязанностей.

Правосубъектность является одной из важнейших категорий юридической науки, поскольку она выступает обязательным условием правового статуса субъекта и специальной предпосылкой возникновения правоотношения в целом. В современной финансово-правовой науке рассматриваемая категория подвергалась широкому исследованию, в том числе применительно к Банку России [1, с. 25—75; 2—4]. Однако комплексного концептуального научного исследования, посвященного трансформации правосубъектности участников финансовых правоотношений, в том числе Банка России, в условиях развития цифровой экономики не осуществлялось. В связи с этим представляется важным выявление основных векторов трансформации финансовой правосубъектности Банка России как участника финансовых правоотношений в современных экономических условиях с целью повышения эффективности правового регулирования рассматриваемых

правоотношений, сопровождающихся применением информационных технологий.

Создание условий, обеспечивающих развитие цифровой рыночной экономики, во многом зависит от правовой политики и деятельности публично-правовых образований в сфере публичных финансов, в том числе направленных на установление и реализацию полномочий соответствующих органов, а также прав и обязанностей иных участников финансовых правоотношений, сопровождающихся применением информационных технологий. Современные социально-экономические и политико-правовые реалии свидетельствуют о важности формирования и реализации продуманной экономической и правовой политики в единстве формы и содержания, адекватности правовой формы в отражении экономической сущности явления. Средствами правовой политики выступают правовые акты, к каковым следует отнести программные акты, нормативные акты, правоприменительные акты, интерпретационные акты, которые находятся в системной взаимосвязи и взаимообусловленности.

Так, например, Российское государство разработало и приняло программные документы, направленные на содействие устойчивому развитию и повышению конкурентоспособности финансового сектора экономики и принятию соответствующих нормативных правовых актов. В частности, развитию информационных технологий на финансовом рынке и переходу к цифровой экономике в Российской Федерации способствует реализация таких программ, как Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы [5]; Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016—2018 годов [6]; Цифровая экономика Российской Федерации [7]; Основные направления развития финансовых технологий на период 2018—2020 годов [8]; Стратегия повышения финансовой доступности в Российской Федерации на период 2018—2020 годов [9].

Исследование вышеуказанных программных актов Российского государства, в том числе Банка России, направленных на развитие цифровой экономики, представляется востребованным как с научно-теоретических, так и практических

позиций. В частности, оно актуально с точки зрения их влияния на изменение содержания финансовой правосубъектности Центрального банка Российской Федерации, в том числе воздействия на содержание издаваемых им нормативных, правоприменительных и интерпретационных актов, принятие которых обусловлено разработкой и внедрением инновационных финансовых технологий, продуктов и услуг.

Повышение качества реализации публично-правового статуса Центрального банка Российской Федерации включает вопросы эффективности достижения целей и осуществления функций. В указанном аспекте важно определить приоритеты развития. Для решения указанной задачи как раз оптимальным представляется использование формы программного акта. В свою очередь характеристика, например, Основных направлений развития финансовых технологий на период 2018—2020 годов как программного акта Центрального банка Российской Федерации требует выяснения материально-правовых и процессуально-правовых вопросов подготовки и издания данного программного документа. С позиций принципа законности востребовано издание Банком России нормативного акта о правилах подготовки программных актов и его официальном опубликовании в установленном порядке.

В рамках развития финансовых технологий на период 2018—2020 годов Банк России ставит перед собой следующие цели: содействие развитию конкуренции на финансовом рынке; повышение доступности, качества и ассортимента финансовых услуг; снижение рисков и издержек в финансовой сфере; повышение уровня конкурентоспособности российских технологий. Для достижения указанных целей определены основные направления деятельности Банка России в заявленной сфере общественных отношений. На конкретизацию предусмотренных мер и определение форм реализации поставленных задач направлен План мероприятий («дорожная карта») по реализации Основных направлений развития финансовых технологий на период 2018—2020 годов. Представляется возможным подготовка Банком России консультативных докладов по отдельным основным направлениям развития финансовых технологий как возможная форма общественных консультаций, обсуждение векторов развития и деталей внедрения финансовых технологий с участниками рынка, экспертным и научным сообществом, что немаловажно с позиций финансово-правового принципа гласности финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Проникновение информационных технологий во все сферы общественной жизни, в том числе сферу частных и публичных финансов, требует адекватного правового регулирования. Утверждение Российским государством вышеуказанных программных документов, направленных на содействие устойчивому развитию и повышению конкурентоспособности финансового сектора экономики и принятию соответствующих нормативных правовых актов, требует проработки и внесения в законодательство ряда изменений и новелл. Данные новеллы касаются, в частности, определения статуса цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере, установления требований к организации и осуществлению майнинга, регулированию публичного привлечения денежных средств и криптовалют путем размещения токенов. При этом в юридической литературе уже предпринимаются попытки определения предмета и границ правового регулирования государством и его органами, в том числе центральными банками, отношений в области обращения криптовалют и иных цифровых финансовых активов [10—13]. В зарубежных странах правовое регулирование криптовалют осуществляется в основном по нескольким направлениям: противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; налогообложение операций с криптовалютой и (или) доходов, прибыли от них; защита прав пользователей.

В настоящее время на основе ранее указанных программных документов разработаны и приняты Государственной Думой в первом чтении 22 мая 2018 года проекты федеральных законов «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (о цифровых правах) [14], «О цифровых финансовых активах» [15] и «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» [16]. В частности, в законопроекте «О цифровых финансовых активах» определены ключевые понятия, связанные с цифровыми финансовыми технологиями: «цифровой финансовый актив», «криптовалю-та», «токен», «майнинг» и др. В частности, цифровой финансовый актив, объединяющий понятия криптовалюты и токена, определяется разработчиками законопроекта как «имущество в электронной форме, созданное с использованием криптографических средств». При этом ключевой идеей правового регулирования данного явления является то, что цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации. В то же

время предусматривается возможность совершать сделки по обмену токенов на российскую и иностранную валюту, но только через специального субъекта — оператора обмена цифровых финансовых активов. Отдельные полномочия в области регулирования обращения цифровых финансовых активов на территории Российской Федерации будут возложены на Банк России, что потребует осмысления направлений трансформации его финансовой правосубъектности.

В частности, у Банка России как участника правоотношений в области обращения цифровых финансовых активов в рамках реализации им нормотворческой функции могут появиться дополнительные полномочия. Так, предполагается, что, во-первых, Банк России по согласованию с Правительством Российской Федерации будет устанавливать перечень, порядок и условия совершения иных сделок по обмену цифровых финансовых активов, которые могут совершаться на территории Российской Федерации, то есть кроме тех операций, которые будут предусмотрены законодательно: сделок по обмену токенов на российскую и иностранную валюту через оператора обмена цифровых финансовых активов. Во-вторых, он будет устанавливать порядок открытия, хранения информации о цифровых записях, содержащих сведения о сделках с токенами и иными цифровыми финансовыми активами. Цифровые записи должны будут храниться в цифровых кошельках, открытых сторонам сделки оператором обмена цифровых финансовых активов. В третьих, Центральный банк Российской Федерации будет регламентировать порядок ведения, закрытия цифрового кошелька, а также требования к его защите. Кроме того, в рамках реализации правоприменительной функции Банк России обязан будет регистрировать Правила организованных торгов цифровыми финансовыми активами, в соответствии с которыми должны будут осуществляться сделки по обмену токенов на российскую и иностранную валюту, заключаемые с привлечением оператора обмена цифровых финансовых активов, являющегося организатором торговли.

Ряд обязанностей публичного характера, связанных с выпуском токенов, будет возложен и на эмитентов цифровых финансовых активов. В частности, сам процесс выпуска токенов, исходя из законопроекта, представляется сильно забюрократизированным, что можно объяснить опасением легализации доходов, полученных преступных путем, либо финансирования терроризма и экстремизма. Он предполагает возложение на эмитентов токенов обязанностей

публиковать в сети «Интернет» ряд документов, содержащих массу информации: инвестиционного меморандума, публичной оферты о выпуске токенов, иных определенных эмитентом документов, а также заключать договоры с каждым приобретателем токенов. При этом о процессе выпуска криптовалют и их обращении ничего не указано, что свидетельствует о недостатке законопроекта либо сознательном исключении возможности обмена криптовалют на российскую или иностранную валюту.

Таким образом, в современный период следует подчеркнуть инициативное развитие компетенции Центрального банка Российской Федерации по формированию и реализации финансово-правовой политики, включая правотворческую политику по изданию программных актов, к каковым следует отнести Основные направления развития финансовых технологий на период 2018—2020 годов и Стратегию повышения финансовой доступности в Российской Федерации на период 2018—2020 годов. Необходимо подчеркнуть взаимосвязь и взаимообусловленность указанных программных актов Банка России, их социальное, общественное значение. Действительно, развитие доступности финансовых услуг обусловлено внедрением современных финансовых технологий. Указанный вектор финансово-правовой политики подчеркивает эффективность подхода Банка России к защите прав и законных интересов потребителей финансовых услуг, а также повышению качества реализации публично-правового статуса Банка России в условиях цифровой экономики. Представляется обоснованным сделать вывод о влиянии отмеченных программных актов Банка России на его нормотворческую, правоприменительную, интерпретационную деятельность.

Указанное ранее расширение нормотворче-ской и правоприменительной функций Банка России в связи с планируемым наделением его дополнительными полномочиями в области обращения цифровых финансовых активов свидетельствует об усилении его фактического статуса как мегарегулятора общественных отношений в финансовой сфере. В связи с этим трансформация его финансовой правосубъектности требует внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», направленных на уточнение его компетенции по реализации рассмотренных функций в условиях развития цифровой экономики. Кроме того, появление у Банка России дополнительных полномочий в области обращения

цифровых финансовых активов будет способствовать обеспечению финансовой безопасности государства и защите публичных интересов.

Примечания

1. Пастушенко Е.Н. Правовые акты Центрального банка Российской Федерации: финансово-правовые аспекты теории. Саратов, 2006. 372 с.

2. Древаль Л.Н. Субъекты российского финансового права: теоретико-правовое исследование: дис. ... д-ра юрид. наук. Хабаровск, 2009. 469 с.

3. Арзуманова Л.Л. Правовой статус центральных банков зарубежных стран и России в регулировании денежной системы: сравнительно-правовое исследование // Актуальные проблемы российского права. 2012. № 1 (22). С. 50—66.

4. Рождественская Т.Э. Банк России как мегарегу-лятор на финансовом рынке: особенности правового статуса // Вестник Университета имени О.Е. Кутафи-на. 2014. № 4 (4). С. 54—69.

5. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы: указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20, ст. 2901.

6. Вестник Банка России. 2016. № 57.

7. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р // Собрание законодательства РФ. 2017. № 32, ст. 5138.

8. URL: http://www.cbr.ru/content/document/file/35816/ on_fintex_2017.pdf (дата обращения: 13.10.2018).

9. URL: http://www.cbr.ru/Content/Document/File/37470/ str_30032018.pdf (дата обращения: 13.10.2018).

10. Raskin M., Yermack D. Digital Currencies, Decentralized Ledgers, and the Future of Central Banking. Research Handbook on Central Banking. 2016, 19 p. URL: https://ssrn.com/abstract=2773973 (дата обращения: 30.09.2018).

11. Artemov N.M., Arzumanova L.L., Sitnik A.A., Zenin S.S. Regulation and Control of Virtual Currency: to Be or Not to Be // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2017. T. 8. № 5. С. 1428—1435.

12. Кучеров И.И. Правовые подходы к легитимации криптовалют // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 2. С. 183—193.

13. Поветкина Н.А., Леднева Ю.В. «Финтех» и «регтех»: границы правового регулирования // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 2. С. 46—67.

14. URL: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/424632-7 (дата обращения: 13.10.2018).

15 URL: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/419059-7 (дата обращения: 13.10.2018).

16. URL: http://sozd.duma.gov.ru/bill/419090-7 (дата обращения: 13.10.2018).

References

1. Pastushenko E.N. Legal acts of the Central Bank of the Russian Federation: financial and legal aspects of the theory. Saratov, 2006. 372 p. (In Russ.)

2. Dreval' L.N. Subjects of Russian financial law: theoretical and legal research. Dissertation... doctor of legal sciences. Khabarovsk, 2009. 469 p. (In Russ.)

3. Arzumanova L.L. Legal status of the central banks of foreign countries and Russia in regulation of monetary system: the comparative research. Actual Problems of Russian Law, 2012, no. 1 (22), pp. 50—66. (In Russ.)

4. Rozhdestvenskaya T.E. Bank of Russia as the Megaregulator of the Financial Market: Features of Legal Status. Kutafin University Law Review, 2014, no. 4, pp. 54—69. (In Russ.)

5. About strategy of the development of the information society in the Russian Federation for 2017—2030: the decree of the President of the Russian Federation of May 9, 2017 № 203. Collection of legislative acts of the RF, 2017, no. 20, art. 2901. (In Russ.)

6. Bulletin of Bank of Russia, 2016, no. 57. (In Russ.)

7. About the approval of the program «Digital economy of the Russian Federation»: the order of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017 no. 1632-r. Collection of legislative acts of the RF, 2017, no. 32, art. 5138. (In Russ.)

8. URL: http://www.cbr.ru/content/document/file/35816/ on_fintex_2017.pdf (accessed 13.10.2018). (In Russ.)

9. URL: http://www.cbr.ru/Content/Document/File/37470/ str_30032018.pdf (accessed 13.10.2018). (In Russ.)

10. Raskin M., Yermack D. Digital Currencies, Decentralized Ledgers, and the Future of Central Banking. Research Handbook on Central Banking. 2016, 19 p. URL: https://ssrn.com/abstract=2773973 (accessed 30.09.2018). (In Russ.)

11. Artemov N.M., Arzumanova L.L., Sitnik A.A., Zenin S.S. Regulation and Control of Virtual Currency: to Be or Not to Be. Journal of Advanced Research in Law and Economics, 2017, vol. 8, no. 5, pp. 1428—1435. (In Russ.)

12. Kucherov I.I. Legal approaches to legitimation of cryptocurrencies. Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia, 2018, no. 2, pp. 183—193. (In Russ.)

13. Povetkina N.A., Ledneva Yu.V. «Fintekh» and «Redtekh»: Boundaries of Legal Regulation. Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki, 2018, no. 2, pp. 46—67. (In Russ.)

14. URL: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/424632-7 (accessed 13.10.2018). (In Russ.)

15 URL: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/419059-7 (accessed 13.10.2018). (In Russ.)

16. URL: http://sozd.duma.gov.ru/bill/419090-7 (accessed 13.10.2018). (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.