Научная статья на тему 'Трансформация этнокультуры в современном мире'

Трансформация этнокультуры в современном мире Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
482
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ЭТНOКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННOСТИ / ТРАДИЦИИ / ТРАНСФOРМАЦИЯ / ГЕOПOЛИТИКА / МOДЕРНИЗАЦИЯ / МНOГOНАЦИOНАЛЬНOСТЬ / CIVILIZATION / ETHNIC AND CULTURAL VALUES / TRADITIONS / TRANSFORMATION / GEOPOLITICS / MODERNIZATION / MULTINATIONALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Панасенко Юрий Александрович

Предпринят анализ проблемы формирования и развития этнокультурных ценностей в глобальном мире. Этническая культура представляет собой культурный опыт, исторически приобретаемый этносом при освоении определенной территории и приспособлении к конкретным природным условиям существования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The transformation of ethnic culture in the modern world

The article analyzes undertaken problems of formation and development of ethnic and cultural values in the globalized world. Ethnic culture is a cultural experience historically acquired during the development of a specific ethnic group areas and tailored to the specific natural conditions of existence.

Текст научной работы на тему «Трансформация этнокультуры в современном мире»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 25 (354). Философия. Социология. Культурология. Вып. 35. С. 50-51.

Ю. А. Панасенко

ТРАНСФОРМАЦИЯЭТНOКУЛЬТУРЫВ СOВРЕМЕННOММИРЕ

Предпринят анализ проблемы формирования и развития этнокультурных ценностей в глобальном мире. Этническая культура представляет собой культурный опыт, исторически приобретаемый этносом при освоении определенной территории и приспособлении к конкретным природным условиям существования.

Ключевые понятия: цивилизация; этнокультурные ценности; традиции; трансформация; геополитика; модернизация; многонациональность.

В условиях современной цивилизации проблема этнокультурных ценностей зависит от многих факторов, в первую очередь от способности этноса найти свое место в мире, умения совмещать традиции и инновации, принимая вызов открытости и экономического соревнования. Важнейшим элементом решения этой задачи является процесс взаимодействия этнокультурных ценностей в глобальном мире, при этом важно понимать, что, защищая парадигму этнической культуры, российское общество испытывает необходимость в адекватном понимании собственной социальной природы, выяснении тенденций влияния на социальные изменения современной цивилизации.

Тема этнокультурных ценностей на фоне глобальных мировых проблем является предметом серьезного изучения и исследования, так как социально-экономические, политические и культурные процессы в стране неотделимы от этнонациональных.

Для своего существования и воспроизводства большинство народов в настоящее время не может обходиться только этнически специфическими, традиционными способами жизнедеятельности, сложившимися в условиях этнической культуры. Современная культура этноса стала интегрированной, взаимозависимой со всеми социокультурными трансформациями мировой цивилизации.

Этническая культура традиционно связана с процессом этногенеза и потому представляет собой культурный опыт, исторически приобретаемый этносом при освоении определенной территории и приспособлении к конкретным природным условиям существования. Этнокультурные ценности представляют собой своеобразное сочетание традиционных и инновационных элементов, в которых концентрируется опыт жизнедеятельности этнического субъекта в цивилизации.

Мы видим, что в модернизирующемся обществе культура этноса превращается из относительно замкнутой, локальной культуры в открытую, где этнос и его культура становятся все более зависимы от НТР и массовой культуры. В этих условиях этнос уже не способен сохранить изначальную среду и потому начинает осваивать новые, не свойственные ему ранее традиции.

В новых исторических условиях само существование этнокультурных ценностей уже проблематично, так как проблематична и сама среда их обитания, и как результат -трансформация этнической культуры.

Сегодня цивилизация вступает в новый постиндустриальный этап своего развития. Предлагаемые философами, политологами и социологами сценарии разрешения встающих проблем охватывают значительный спектр возможных решений - от неминуемого столкновения цивилизаций до противостояния в условиях многополярного мира. Варианты развития цивилизаций основаны на анализе глобальных трансформаций и включают тезис о неизбежности противостояния ведущих стран мира за мировые ресурсы, геополитическое влияние и экономическое доминирование.

В то же время вполне очевидно, что процесс усложнения социальных структур и усиливающаяся взаимосвязь и взаимопроникновение различных культурных традиций являются естественным и неизбежным этапом развития цивилизации.

Проблемы, которые встают перед этнокультурными ценностями в условиях современной цивилизации, не могут быть решены без концептуального философского анализа исходных ценностей современного человека, критического изучения его потребностей, способов самореализации, форм осмысления своего отношения к созданным им культур-

Трансформация этнокультуры в современном мире

51

ным ценностям. Ядром всех отмеченных проблем выступает человек, и чтобы разрешить все более увеличивающееся число вопросов, в том числе и глобального характера, человек должен найти в себе силы пересмотреть свое место в современном мире.

Углубление процессов гомогенизации рыночного хозяйства, массовой культуры, правовых принципов могут порождать новый виток геоэкономической и цивилизационно-культурной дифференциации, обострение геополитических, цивилизационных и этнических противоречий в условиях ограниченных ресурсов и экологических проблем.

В современных условиях актуализируются традиционные формы культур народов, которые взаимодействуют друг с другом, культурой, модернизмом амбивалентно и разно-векторно, что не сводится только к противостоянию или синтезу. В российской истории превалирующим стержнем выступало долговременное совпадение интересов народов на обширных просторах значительной части Европы и Азии. При этом на пути становления многонациональных государств было множество завоевательных войн, национального неравенства, религиозной нетерпимости, но было также и стремление к добровольному объединению в сильном государстве.

Длительные процессы межнационального сотрудничества и интеграции сформировали Россию как многонациональное государство, где народы сохраняли свою самобытность независимо от господствовавших политических режимов. В пользу такого подхода свидетельствует именно тот исторический факт, что народы-этносы, объединенные в составе России, сохраняли на протяжении веков свои этнокультурные ценности, государство сумело не подавить их, а наоборот - реально объединить в самобытную российскую цивилизацию.

Этнокультурные ценности в условиях современной цивилизации означают трансформацию индивидуальной и социальной идентификации, восприятия групповой идентичности. Эти процессы не означают ослабление примордиальных связей и тотальную рационализацию человеческого мышления, а, скорее всего, в процессе развития ведут к актуализации этнической идентичности, столь необходимой для каждого человека.

Как особый тип экосоциальной системы этнокультура остро реагирует на критические по своему характеру процессы перехода от

традиционализма к модернизму, но не менее, а, может быть, более активно - на аналогичные процессы перехода к постсовременности. Очевидно, что мы живем во все возрастающем и взаимозависимом мире и являемся свидетелями фрагментации империй и государств. В этих условиях затрагиваются прежде всего сущностные параметры этнических ценностей и представлений, сквозь призму которых воспринимается и осваивается окружающий мир. Межэтническая напряженность в связи с этим, как правило, обуславливается не способностью в силу различных перемен, в том числе и социально-психологических, выработать необходимую в новых условиях социальную мобильность, что требует отказа от некоторых ценностных представлений о человеке, времени и обществе. В условиях России модернизация, начавшаяся в дооктябрьский период и продолженная в годы Советской власти, оказалась реализованной лишь в технико-экономическом плане, но не в политическом и социокультурном отношениях.

В начале 90-х гг. ХХ в. внутрироссийские политические процессы привели к ослаблению центральной власти. Демократические процессы раскрепостили национальную энергию, в значительной мере сдерживаемую ранее тоталитарными механизмами. Качественно изменились межнациональные отношения. Все активнее стали проявляться этнонациональные интересы и устремления.

Многонациональное общество изначально менее стабильно и более подвержено межнациональным проблемам, чем этнически однородное общество. И суть вопроса сводится к тому, как сохранить баланс интересов всех наций и народностей, проживающих на одной территории. В этих условиях все более очевидной становится проблема выработки национальной политики, в которой особое внимание уделялось бы формированию общегражданского национального самосознания населения страны, которое должно доминировать над локальными этнокультурными различиями.

Идею ценности российской многонацио-нальности сформулировал В. В. Путин: «Россия богата не только ресурсами, она богата своей многонациональной культурой».

Можно утверждать, что это самое большое достояние. Это делает ее трудно уязвимой и непотопляемой. Поэтому забота об этом культурном многообразии должна стать одним из приоритетов государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.