Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2021, №4, Том 13 / 2021, No 4, Vol 13 https://esj.todav/issue-4-2021.html URL статьи: https://esj.today/PDF/19ECVN421.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Сергеева К.Н., Казанцева Н.В. Трансформация экосистемного подхода при реализации стратегий развития российских университетов // Вестник Евразийской науки, 2021 №4, https://esj.today/PDF/19ECVN421.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Sergeeva K.N., Kazantseva N.V. (2021). Ecosystem approach transformation in the implementation of development strategies of Russian universities. The Eurasian Scientific Journal, [online] 4(13). Available at: https://esj.today/PDF/19ECVN421 .pdf (in Russian)
Сергеева Ксения Николаевна
ООО «Финсервис», Москва, Россия Ведущий экономист Кандидат экономических наук E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6715-1626
Казанцева Наталья Васильевна
ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Москва, Россия
Доцент
Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0462-9271
Трансформация экосистемного подхода при реализации стратегий развития российских университетов
Аннотация. В представленной статье затронуты актуальные вопросы взаимодействия университета в рамках консорциумов, партнерств и с использованием других институциональных механизмов с образовательными, научными организациями и предприятиями. Целью статьи является определение места экосистемного подхода в стратегическом развитии российских университетов. Подробно рассмотрены понятие «экосистема» и университеты в качестве ядра инновационных экосистем. Предложено использование экосистемного подхода с целью стратегического развития российских университетов. Авторами выделены новые признаки инновационной экосистемы, учитывающие современные условия цифровизации и перехода на дистанционные методы работы. Методы исследования базируются на анализе и обобщении анализируемого материала о создании инновационных систем и инновационной среды в современных российских университетах. Результатами исследования являются выводы о том, что инновационные проекты, осуществляемые университетами, не могут быть линейными и предполагают широкое вовлечение внешних финансовых, интеллектуальных, человеческих и других ресурсов. Предложены направления развития университетских экосистем.
Ключевые слова: университет; инновации; инновационная экосистема; экосистемный подход; организация исследований и разработок; стратегия развития; консорциум; инновационная активность
Введение
Глобальная конкурентоспособность российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров возможна только при создании оптимальных систем, стимулирующих развитие их инновационной деятельности. Экспертами активно обсуждаются критерии отбора университетов, способных достигать в современных условиях не только высоких наукометрических показателей, но и реализовать индивидуальные образовательные траектории, в том числе, при реализации крупных инновационных проектов [1]. При этом предполагается, что взаимодействие с реальным сектором экономики будет более тесным, а инновационная экосистема университета как раз и будет одним из эффективных инструментов повышения его конкурентоспособности. Обозначенные «Программой стратегического академического лидерства» задачи достижения национальных целей развития, предполагают организацию взаимодействия университета в рамках консорциумов, партнерств и с использованием других институциональных механизмов с образовательными, научными организациями и предприятиями при проведении исследований и в ходе образовательного процесса. Такое взаимодействие предполагает различные направления совершенствования деятельности, а также создании оптимальных систем, стимулирующих развитие инновационной деятельности университетов.
В представленной статье затронуты актуальные вопросы взаимодействия университета в рамках консорциумов, партнерств и с использованием других институциональных механизмов с образовательными, научными организациями и предприятиями. Целью статьи является определение места экосистемного подхода в стратегическом развитии российских университетов. В соответствии с поставленной целью задачами исследования выступают: утонение понятия «инновационная экосистема», выявление основных характеристик и признаков инновационной экосистемы университета, разработка принципов выбора элементов и форм взаимодействия элементов в рамках инновационной экосистемы, разработка направлений развития университетских экосистем.
Формированию и развитию инновационных систем и структур , а также организации инновационной деятельности в организациях научно-образовательной сферы рассмотрены в работах российских и зарубежных исследователей В.В. Балашова, В.П. Баранчеева, В.В Глухова, О.Г. Голиченко, Л.М. Гохберга, И.Г. Дежиной, Е.Н. Дуненковой, В.С. Ефремова, Г. Ицковица, И.А. Ивановой, Н.И. Ивановой, Л.И. Лукичевой, Б. Лундвалла, С.Ю. Ляпиной, Л.Э. Миндели, Н.П. Масленниковой, О.С. Сухарева, А.А. Харина. Системный подход в изучении сложных явлений имеет давнюю традицию в широком спектре дисциплин. Основные концепции и методология подхода неоднократно принимались, модифицировались и развивались новыми научными сообществами. В исследованиях инноваций широко использовалась концепция инновационных систем, часто с различными определителями, такими как «национальные инновационные системы» (К. Фриман, Б. Лундвалл) или «отраслевые инновационные подсистемы» (С. Брески и Ф. Малерба).
Методы исследования базируются на анализе, систематизации и обобщении анализируемого материала о создании инновационных систем и инновационной среды в современных российских университетах. Информационную базу исследования составляют нормативно-правовые акты по цифровой экономике, статистические данные, электронные ресурсы.
Методы
Результаты и их обсуждение
За последние 15 лет концепция инновационных экологических систем стала популярной в бизнес-литературе. Понятие «экосистема» заимствовано из биологии и в экономических науках используется для описания разнородных, но взаимодополняющих организаций, которые совместно создают некоторую продукцию, отличающуюся от продукции и деятельности любого отдельного участника экосистемы. Инновационную экосистему Аднер определяет как механизмы сотрудничества, с помощью которых организацию объединяют свои индивидуальные предложения в согласованное, ориентированное на «клиента» решение [2]. Данные подход предполагает, что согласование интересов лежит в основе экосистемной стратегии и что организации должны четко понимать свои цели и задачи данном процессе. В настоящее время понятие инновационной экосистемы существует на уровне теории или нормативно-правовых актов и в практике используется редко, в основном апеллируя к средствам массовой информации.
Трансформационные процессы в университетах с целью их рыночной ориентации последних: (третья миссия» (Л. Лейдерсдорф), «предпринимательский университет» (Г. Ицковиц), «тройная спираль», четырехзвенная или четверная спираль и умная специализация) с различным акцентом на ключевых измерениях инноваций и общественного развития могут дополнять друг друга для всестороннего понимания природы современного общества в отношении инноваций [3]. Основополагающим утверждением модели тройной спирали, например, является то, что взаимодействие между университетом, промышленностью и государственным сектором обеспечивает оптимальные условия для инноваций. Чтобы добавить экосистемное измерение в модель тройной спирали, роль университета должна выйти за рамки производства и капитализации знаний. Развитие инновационных систем в значительной степени связано с институциональными изменениями, а успешное сотрудничество в области исследований, разработок и инноваций опирается на доверие между участниками.
Экосистемный подход в организации университетских исследований постоянно трансформируется, но неизменным остается высокий уровень кооперации и самоорганизации с целью коммерциализации инновационных разработок. Роль университета как институционального в качестве ядра инновационных экосистем актуальна для устойчивого развития, поскольку он привносит социальный капитал в потенциал инновационной экосистемы, помимо человеческого и финансового капитала, как подчеркивает концепция «третьей миссии» университета.
Зоны функциональной связи трех секторов — науки и образования, государства и бизнеса — выступают новым механизмом самоподдерживающегося инновационного роста.
Инновационная экосистема — это совместные усилия ключевых заинтересованных сторон по разработке и реализации новых продуктов и услуг, направленных на улучшение преподавания и обучения. Лица и организации, участвующие в этих совместных усилиях, включая студентов, родителей, практиков, предпринимателей, финансистов и исследователей, представляют собой различные наборы навыков и приоритетов, и их роли часто изменчивы [4]. В результате инновационные идеи и новые предложения понимаются в более широком контексте рынка образования, а не рассматриваются изолированно. Специфика и одно из требований, предъявляемых к этой инновационной системе, заключается в том, что организация, вокруг которой создается экосистема, должна осуществлять исследования. В этой организации должны быть реально действующие, а не обозначенные программными документами, ведущие научные школы. Также должна быть эффективная система мотивации как отдельных сотрудников (персонала), так и мотивации к взаимодействию между различными подразделения. Естественно, должна быть развита инновационная активность как
персонала, так и всей организации. То есть структура этой организации должна быть гибкой и инновационно восприимчивой.
Университеты, применяющие экосистемный подход и организующие предпринимательские процессы, выпускают новые кадры, инновационно активные с высоким уровнем предпринимательских амбиций и связанного с ними риска. Университеты, иногда в связке с научно-исследовательскими институтами, другими точками генерации идей выступают основой инновационных экосистем [1]. Экосистема инноваций в этих университетах базируется на следующих элементах: наука; венчурные инвестиции; вещественная и нематериальная инфраструктура; инновационный спрос, привлечение внешних участников, гибкая и адаптивная, инновационно активная структура. Самоорганизация и децентрализация становятся важнейшими принципами работы высокоорганизованного объединения научно-исследовательской и предпринимательской систем, формируются новые модели мышления в формальных и неформальных объединениях действующих и потенциальных инноваторов в рамках создаваемой новаторской среды [5].
В основе инновационной экосистемы — участники инновационного процесса и возможности их приспособления к внешней среде. Экосистемный подход отличается от традиционного подхода тем, что инициатива по созданию результатов интеллектуальной деятельности принадлежит университету, а не исходит от руководящих органов и соответствующих программных документов [6]. В результате этого университет вынужден приспосабливаться к окружающей среде и создавать соответствующую структуру, которая помогает реализовывать эти процессы.
При этом экосистемный подход не может быть применим для всех университетов как универсальный по следующим причинам:
• университеты по своему составу и назначению совершенно неоднородны;
• в стратегии развития у университетов разные цели;
• в университете не всегда созданы условия для привлечения инвестиций и соответственно отсутствуют стимулы для инвесторов;
• инновационная экосистема в настоящее время создается по инициированию государства, а не на принципах самоинициирования разработок самим университетом или со стороны коммерческого сектора;
• экосистема как объединение научно-исследовательской и коммерческой систем не всегда является высокоорганизованной.
Тем не менее перед университетами стоит задача разработать стратегию развития и реализовать соответствующую модель, включающую признаки эффективных экосистем, в том числе зарубежных («Силиконовая долина», MIT (Бостон), Кембридж, Гарвард), где университеты окружают многочисленные предпринимательские организации (фирмы, венчурные капиталисты, бизнес-ангелы, банки [7], бизнес ассоциации, патентные организации, фонды фондов и другие) [8; 9]. При этом необходимо учитывать территориальные и институциональные особенности подобных систем, а также четкое распределение функций между участниками экосистемы, что может осложняться иерархическим контролем в экосистеме и необходимостью поиска и привлечения партнеров. На практике экосистемный подход может быть представлен созданием поддержанием консорциумов, многосторонних партнерств, инновационных и стратегических альянсов, совместных программ развития, направленных на проведение научных исследований, создание и усовершенствование образовательных программ, создание и продвижение новых продуктов и услуг.
В целом трансформация экосистемного подхода при реализации стратегии развития университета на современном этапе предполагает [10]:
• создание инновационно восприимчивой структуры управления не только научной и инновационной деятельностью, но и в целом всего университета;
• организацию подсистем управления исследованиями и разработками и маркетингом;
• разработку стратегии, функций и принципов управления инновационной деятельности университета;
• разработку системы мотивации, вовлечение соответствующих научно-образовательных организаций и предприятий и организация результативного взаимодействия в рамках создаваемых инновационных альянсов, консорциумов;
• создание благоприятной среды для обмена информацией и знаниями между участниками инновационной экосистемы, в том числе разработку специализированных платформ, создание площадок для стратегического сотрудничества;
• развитие и стабилизация взаимодействия действующих и потенциальных участников инновационной экосистемы;
• разработка механизмов расширения финансирования инновационного сотрудничества;
• обеспечение условий для создания жизнеспособных результатов интеллектуальной деятельности и их последующей реализации.
В современных условиях цифровизации и перехода на дистанционные методы работы некоторые аспекты взаимодействия в рамках экосистемы также могут быть осуществлены дистанционно [9]. В связи с этим инновационная экосистема приобретает новые признаки: виртуальность, многомерность, междисциплинарность, открытость и гибкость. К инновационной экосистеме университета следует применять такую характеристику, как системообразующий характер, то есть восходящее образование элементов и дальнейшее их объединение в сеть, в соответствующую инновационную систему [10].
Выбор элементов и форм их взаимодействия в рамках инновационной экосистемы должен соответствовать ряду принципов:
• инновационный потенциал участников инновационной экосистемы университета должен соответствовать поставленным целям и задачам;
• участники должны быть готовыми к инновационному риску, его перераспределению между ними, солидарной ответственности за результаты инновационной деятельности;
• информация о проводимых проектах должна быть доступна и открыта для всех участников инновационной экосистемы;
• участники экосистемы должны быть инновационно восприимчивы;
• должны быть обеспечены правовые условия для осуществления научной и инновационной деятельности, соблюдения интересов участников экосистемы и концентрации инновационного потенциала на наиболее значимых направлениях.
Эти принципы формируют правовое поле инновационной экосистемы университета, в рамках которого конкретизируются те или иные структуры в зависимости от сложности и комплексности решаемых задач [11].
Заключение
Инновационная экосистема не может быть и не должна становиться единой организацией — это развивающаяся сеть, которая выходит за пределы отдельных организаций
и институтов и определяется целями и ценностями участников, их потенциалом, ресурсами, качеством взаимодействия и достигаемым эффектом. Экономические системы сочетают в себе принципы открытости и неравновесности, напрямую зависят от степени изменений, происходящих в окружающей среде, внутренних и внешних противоречий. Поскольку инновационные экосистемы являются одновременно эмерджентными и динамичными, устойчивость можно эффективно поддержать за счет использования ресурсов и энергии саморазвития ядра инновационной экосистемы — университета. Инновационные экосистемы обеспечивают эффективную инфраструктуру научной и инновационной деятельности, позволяя их субъектам, включая университеты, научно-исследовательские институты и предприятия, участвовать в продвижении инноваций через их основные виды деятельности в области образования, исследований и разработок, производства соответственно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дорошенко С.В. Предпринимательская экосистема в современных социоэкономических исследованиях // Журнал экономической теории. 2017. № 4. С. 212-221, 2.
2. Adner R. Match Your Innovation Strategy to Your Innovation Ecosystem. // Harvard business review. April 2006 р. 98-107.
3. Carayannis E., Grigoroudis E. (2016) Quadruple Innovation Helix and Smart Specialization: Knowledge Production and National Competitiveness. Foresight and STI Governance, vol. 10, no 1, pp. 31-42. DOI: 10.17323/1995-459x.2016.1.31.42.
4. Юшкевич H. Стартап-экосистема России // Startup Jedi URL: https:// startupj edi .vc/ru/ content/ startap-ekosistema-rossii (дата обращения: 07.07.2020).
5. Казанцева Н.В. Влияние цифровой экономики на формирование стратегий образовательной организации // Материалы международной научно — практической конференции «Актуальные проблемы управления — 2019» — М.: Издательский дом ГУУ, 2020, С. 58-61.
6. Каранатонова Л.Г. Современные подходы к формированию экосистем в условиях страновления экономики знаний / Л.Г. Каранатова, А.Ю. Кулев // Управленческое консультирование. 2015. № 12. С. 39-46.
7. Селиверстов Ю.И., Люлюченко М.В. Модель формирования инновационной экосистемы региона // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2019. — № 10-1. — С. 101-106; URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=751 (дата обращения: 26.08.2021).
8. Fukuda K., Watanabe C. Japanese and US Perspectives on the National Innovation Ecosystem // Technology in Sociece. 2008. Vol. 30, № 1. P. 49-63.
9. Сидоров Д.В. Новая модель инновационной экосистемы // Инновации. 2017. № 8. С. 52-57.
10. Сергеева К.Н. Проблемы организации научно-инновационной деятельности объектов инновационной экосистемы в современных условиях // Вестник Евразийской науки, 2019 № 6, https://esj.today/PDF/106ECVN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
11. Казанцева Н.В. Проектное обучение в подготовке инженерных кадров // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Приоритетные и перспективные направления научно-технического развития Российской Федерации» — М.: Издательский дом ГУУ, 2019, С. 60-62.
Sergeeva Ksenia Nikolaevna
Limited Liability Company «Finservice», Moscow, Russia E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6715-1626
Kazantseva Natalia Vasil'evna
State University of Management, Moscow, Russia E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0462-9271
Ecosystem approach transformation in the implementation of development strategies of Russian universities
Abstract. The article is devoted to the issues of university interaction within partnerships and other institutional forms of coopetation with educational, scientific organizations and enterprises. The purpose of the article is to determine the place of the ecosystem approach in the strategic development of Russian universities. The use of the ecosystem approach is proposed for the strategic development of Russian universities. The authors highlighted new features of the innovation ecosystem, taking into account the modern conditions of digitalization and the transition to remote methods of work. The research methods are based on the analysis and generalization of the analyzed material on the creation of innovative systems and an innovative environment in modern Russian universities. The results of the study are conclusions that innovative projects carried out by universities cannot be linear and involve the widespread involvement of external financial, intellectual, human and other resources. The directions for the development of university ecosystems are proposed.
Keywords: University; innovation; innovation ecosystem; ecosystem approach; organization of research and development; development strategy; consortium; innovation activity