Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ КРИЗИСА И РЫНОЧНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ КРИЗИСА И РЫНОЧНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ / СОВМЕСТНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / С2С ПРОДАЖИ / КАРШЕРИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова Ф.Ш., Карипов К.Ю.

Процесс цифровизации коснулся абсолютно всех сфер жизни общества, в том числе и бизнеса. Большинство бизнес-процессов было оптимизировано с учетом современных цифровых технологий, в основе которых внедрение искусственного интеллекта, сбор и анализ больших данных, блокчейн, а также цифровые платформы. В статье оценивается влияние пандемии и текущих рыночных ограничений на экономику совместного потребления в России. Проведен обзор отечественных и зарубежных исследований в области шеренговой экономики. Проанализированы результаты аналитического обзора, проведенного Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) в отношении экономики совместного потребления в России. Проведен опрос "Влияние кризиса и рыночных ограничений на участников С2С продаж". Сделаны выводы исходя из результатов опроса относительно перспектив экономики совместного потребления в текущих рыночных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE ECONOMY OF SHARED CONSUMPTION UNDER THE INFLUENCE OF THE CRISIS AND MARKET RESTRICTIONS

The process of digitalization has touched absolutely all spheres of society, including business. Most of the business processes were optimized taking into account modern digital technologies, which are based on the introduction of artificial intelligence, the collection and analysis of big data, blockchain, and digital platforms. The article assesses the impact of the pandemic and current market restrictions on the economy of shared consumption in Russia. A review of domestic and foreign researchers in the field of shearing economics is carried out. The results of an analytical review conducted by the Russian Association of Electronic Communications (RAEC) regarding the economy of shared consumption in Russia are analyzed. The survey "The impact of the crisis and market restrictions on C2C sales participants" was conducted. Conclusions are drawn based on the results of the survey regarding the prospects of the economy of shared consumption in the current market conditions.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ КРИЗИСА И РЫНОЧНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ»

Трансформация экономики совместного потребления под влиянием кризиса и рыночных ограничений

Федорова Фарида Шариповна

к.э.н., доцент, экономический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова

Карипов Кирилл Юрьевич

аспирант, экономический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова, kirill.karipov@yandex.ru

Процесс цифровизации коснулся абсолютно всех сфер жизни общества, в том числе и бизнеса. Большинство бизнес-процессов было оптимизировано с учетом современных цифровых технологий, в основе которых внедрение искусственного интеллекта, сбор и анализ больших данных, блокчейн, а также цифровые платформы.

В статье оценивается влияние пандемии и текущих рыночных ограничений на экономику совместного потребления в России. Проведен обзор отечественных и зарубежных исследований в области шеренговой экономики. Проанализированы результаты аналитического обзора, проведенного Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) в отношении экономики совместного потребления в России. Проведен опрос "Влияние кризиса и рыночных ограничений на участников С2С продаж". Сделаны выводы исходя из результатов опроса относительно перспектив экономики совместного потребления в текущих рыночных условиях.

Ключевые слова: экономика совместного потребления, цифровые платформы, совместное потребление, С2С продажи, каршеринг

Введение

Процесс цифровизации коснулся абсолютно всех сфер жизни общества, в том числе и бизнеса. Большинство бизнес-процессов было оптимизировано с учетом современных цифровых технологий, в основе которых внедрение искусственного интеллекта, сбор и анализ больших данных, блокчейн, а также цифровые платформы.

Еще одна серьезная особенность современной экономики - тренд на осознанное потребление. По сути, технологии упростили процесс взаимодействия субъектов друг с другом, а глобальные проблемы, такие как изменение климата, ухудшение экологической обстановки в мире, стимулировали людей гораздо более активно выражать свою гражданскую позицию [Герасименко, 2021]. Столь пристальное внимание к проблемам мирового сообщества говорит о том, что осознанный выбор потребителя далеко не всегда связан с финансовыми барьерами. Скорее даже наоборот, отказ от покупок чего-либо обусловлен более глобальными, например, экологическими проблемами. Так, исключение из своих покупок одноразовых товаров, использование отходов с целью их переработки и повторного использования, можно считать принципами осознанного потребления. Одной из причин такой смены предпочтений стал тот факт, что все чаще участниками экономических взаимодействий становится, так называемое, поколение Z. По мнению экспертов компании McKinsey, поколению Z для того, чтобы потреблять, совсем не обязательно владеть товаром, достаточно лишь иметь к нему доступ [McKinsey, 2018]. Аренда, которая пришла на смену покупке, перепродажа товаров в формате C2C вместо простой утилизации отныне являются новым потребительскими трендами. Подобный подход к потреблению характерен в основном для молодых людей поколения Y и Z, однако нередки случаи, когда люди старшего поколения также склоняются к принципам осознанного потребления.

Очевидно, что радикальные преобразования в обществе стимулируют появление абсолютно новых бизнес-моделей. В данном случае речь пойдет о модели, в основе которой лежит принцип совместного потребления, а именно о шеринговой экономике или экономике совместного потребления (далее-ЭСП).

Целью проведенного исследования, результаты которого представлены в статье, является оценка влияния кризиса и рыночных ограничений на экономику совместного потребления в России на примере С2С продаж и особенности трансформации ЭСП в современных условиях.

X X

о

го А с.

X

го m

о

Обзор литературы

Авторами концепции экономики совместного потребления или sharing economy являются Р. Ботсман и Р.

м о м м

CS CS

о

CS

о ш m

X

<

m О X X

Роджерс. Р. Ботсман, выступая на конференции TED, говорила о возникновении новой социально-экономической модели, которая в корне изменит поведение потребителя. В этом же 2010 году журнал TIME внес концепцию шеринговой экономики в список идей, которые изменят мир [TIME, 2010].

Говоря о потенциале ЭСП, стоит упомянуть анализ, проведенный компанией PwC, в 2015 году прогнозировавшей рост мирового объема ЭСП к 2025 году до 335 млрд. долларов. К слову, на момент проведения анализа в 2015 году объем ЭСП составлял 15 млрд. долларов [PwC, 2015]. По прогнозу McKinsey половина мировой экономики к 2025 году будет задействована в совместных моделях потребления. Не удивительно, ведь лидеры ЭСП - Airbnb и Uber уже обладают рыночной капитализацией в 110 и 70 млрд. долларов соответственно. При чем Airbnb понадобилось всего лишь 14 лет, чтобы достичь стоимости более, чем 100 млрд. долларов. Столь динамичное развитие компаний, использующих абсолютно новую экономическую модель, можно связать с феноменом экспоненциальных организаций, который впервые был описан в книге: «Взрывной рост: почему экспоненциальные организации в десятки раз продуктивнее вашей (и что с этим делать)» [Ismail, Malone, Geest, 2014]. По определению авторов книги под экспоненциальными организациями принято понимать такие организации, которые обладают гораздо более высокой продуктивностью по сравнению со своими конкурентами за счет использования современной организационной модели и информационных технологий. В принципе, большинство компаний, которые принято относить к ЭСП, подходят под данное определение, ведь в каждой из них лежит цифровая основа с принципиально новыми моделями управления.

С ростом ЭСП все чаще начала становится объектом исследования. Вопрос мотивации участников шеренго-вой экономики, о котором мы уже немного говорили ранее, рассматривался в работах [Szilagyi, Lengyel, 2019], [Сагинов, Ценина, Сагинова, 2021]. В [Szilagyi, Lengyel, 2019], в качестве мотивов, которые стимулируют людей выбирать ЭСП, являются желание способствовать решению глобальной проблемы экологии, экономические выгоды, а также создание комфортных условий для работы. Изучение развития различных секторов ЭСП, а также их влияние на традиционные отрасли-конкуренты (каршеринг и такси, шеринг жилья и традиционные гостиницы) изучается в работах [Choi et al., 2015], [Dogru et al., 2019]. Ключевая особенность ЭСП, как уже отмечалось ранее, заключается в бизнес-модели, которая применяется компаниями, работающих на принципах ЭСП.Анализ бизнес-модели ЭСП проведен как в отечественных работах [Шерешева, 2018], [Третьяк, Билин-кис, Климанов, 2021], так и зарубежных [Kathan, W., Matzler, K., Veider, V., 2016].

Не менее важной частью является вопрос об особенностях потребительского поведения в сфере ЭСП. Он исследуется в работах [Тищенко и др., 2019], [Gostilovich A.O., Altoukhov A.V, 2021]. Так, например, в работе [Тищенко и др., 2019]предлагается потребителей ЭСП в сфере краткосрочной аренды жилья разделить на 5 кластеров: (1) экономные, (2) социально активные, (3) сторонники новых ощущений, (4) инициативные, (5) домашние. Как утверждают авторы исследования, потребители в разных кластерах различных по предпочтениям и интересам.

В 2019 году весь мир столкнулся с эпидемиологической проблемой - пандемией COVID-19. С уверенностью можно утверждать, что одной из наиболее пострадавших отраслей является шеринговая экономика [Zenker, Kock, 2020]. Связано это, в первую очередь, с теми постулатами, на которых базируется данная бизнес-модель. Когда люди пытаются сократить число контактов друг с другом из-за риска заразиться, крайне сложно говорить о совместном потреблении [Brammer et al., 2020]. Исследование, которое провела компания Ipsos, подтвердило, что некоторые потребители (по результатам исследования большая часть - граждане США и Китая) настроены на покупку автомобиля именно с целью уменьшения этого риска[Ipsos, 2020].

Следующая причина сокращения ЭСП - международный локдаун. В первую очередь это коснулось одного из ключевых представителей ЭСП - компании Airbnb. Локдаун просто исключил возможность внешнего туризма, что повлекло за собой отмены бронирования на неопределенный срок. Компания вынужденно сфокусировалась на внутреннем туризме, что принесло ей огромные финансовые убытки. Однако, есть и позитивные моменты для некоторых отраслей ЭСП. Так, например, компании, которые принято относить к сектору совместного питания, например UberEats (российский аналог - Яндекс.Еда) значительно расширили в этот период свой бизнес [Mhlanga, 2020].

Пожалуй, стоит сказать, что в целом модель ЭСП доказала свою устойчивость в период пандемии, что еще более подчеркивает ее значимость. В период неопределенности продукты ЭСП позволяют экономить, например, каршеринг - альтернатива такси или шеринг жилья вместо отеля. Влиянию пандемии COVID-19 посвящено большое количество работ [Hossain, 2021], [Batool et al., 2021] посвящено анализу влияния пандемии COVID-19 на эСп. Так, например, в работе [Hossain, 2021], отмечается значительное влияние пандемии COVID-19 на ЭСП, при этом отмечается ее устойчивость, которую во многом связывают с огромной популярностью среди пользователей. Однако, все же им придется пересмотреть свою бизнес-стратегию, сделав акцент на гигиену, и в то же время сосредоточить свое внимание на еще большей рентабельности, так как городские власти в будущем будут ужесточать контроль за цифровыми платформами. Таким образом, им необходимо будет найти баланс между здоровьем и средствами к существованию.

К глубокому сожалению, кризисы ограничений доступа - это не только ограничения, вызванные пандемией COVID-19. В 2022 году Россия столкнулась, с не менее серьезными, санкционными ограничениями, которые ведут к дополнительным изменениям в модель развития ЭСП в России и потребуют нового исследования.

Очевидно, что в текущей ситуации заинтересованность в различных секторах ЭСП в России будет расти.

Особенности трансформации ЭСП под влиянием

пандемии и текущих рыночных ограничений в РФ

1.1. Экономика совместного потребления в период пандемии COVID-19 в России

Рассмотрим более подробно особенности экономики совместного потребления в России до пандемии и после. Данный раздел исследования будет опираться на аналитический обзор по Sharing Economy за 2020 год, проведенный Российской ассоциацией электронных

коммуникаций (РАЭК), обладающей целым кластером «Sharing Economy».

Объем операций шеринговых компаний, которые ведут свою деятельность в России, по данным РАЭК по итогам 2020 года составил 1, 07 трлн. рублей (прирост к 2019 году - 39%). Тем не менее, темпы прироста ниже, чем за 2019 год (прирост к 2018 году - 50%). Учитывая перечень ограничений, в том числе локдаун, можно отметить позитивную динамику и сохраняющийся спрос на продукты ЭСП

Несмотря на пандемию, экономика совместного потребления продемонстрировала двузначный рост. Стоит сказать, что он обусловлен в основном за счет таких секторов, как сonsumer-to-consumer (C2C) продажи и реег-to-peer (P2P) услуг. Многие другие отражают отрицательную динамику, например, такие как шеринг жилья (-48%) или офисшеринг (-28%) [РАЭК, 2020]. Очевидно, что связано это напрямую с пандемией и нежеланием людей совмещать что-либо с другими людьми по соображениям безопасности. Спрос на C2C услуги также рос ввиду пандемии, но уже скорее за счет растущей экономии среди населения. Возникает необходимость рационального использования средств путем приобретения нужных товаров, но уже на вторичном рынке с определенной уценкой, или продажи что-либо неиспользуемого с целью дополнительного получения средств. Детальная информация представлена на рисунке 1, которая отображает объем операций по секторам ЭСП в России за 2019-2020 года.

С2С продажи Р2Р услуги Карпу линг Шеринг жилья

"2019 2020

туальные задания (биржа фриланса), правда тот же режим самоизоляции способствовал тому, что большинство услуг попросту временно не оказывались.

Объем транзакций, млрд. руб.

I 838

I 281

_I Б66

100 150 200

кол-во сделок в объем транэакци

Кол-во сделок, млн.

Аналитика РАЭК/Экономика совместного пользования (ЭСП) в России 2020/https://raec.ru/activity/analytics/9845/ Рисунок 2. Динамика рынка С2С, 2017-2020 гг.

Объем транзакций, млрд. руб.

с 2020 ) 20 40 60 80 100 120 140 160 180 200

■1 182 119

2019

Щ 140

Ц 88,5

2018

_| 98

Н 64

2017 1 73

_| 49

С ) 20 40 60 80 100 120 140

□ кол-во транзакций В объем транзакций

Кол-во транзакций, млн.

Аналитика РАЭК/Экономика совместного пользования (ЭСП) в России 2020/ https://raec.ru/activity/analytics/9845/ Рисунок 1. Объем операций по секторам ЭСП, млрд. рублей

Наиболее популярным ключевым сектором ЭСП в России является сектор С2С продаж. Наиболее значимыми платформами в области С2С остаются такие, как Авито и Юла [РАЭК, 2020]. Влияние пандемии отчетливо отразилось на потребительском выборе, а именно, выросла потребность в самокатах и велосипедах, которые стали альтернативой общественному транспорту. Переход на удаленный режим работы стимулировал рост спроса на ноутбуки. Помимо всего прочего объявления о продаже часто выставлялись в таких социальных сетях, как Вконтакте и Одноклассники.

Более подробно данную информацию динамике С2С продаж можно увидеть на Рисунке 2.

Следующим по объему после С2С продаж идет сектор Р2Р услуг в России. Их объем в 2020 году по данным РАЭК, вырос на 31%. Пандемия создала огромный спрос на профессию курьера. Огромное число людей в силу режима самоизоляции пробовали выполнять вир-

Аналитика РАЭК/Экономика совместного пользования (ЭСП) в России 2020/https://raec.ru/activity/analytics/9845/ Рисунок 3. Динамика рынка P2P услуг, 2017-2020 гг.

Как отмечают большинство экспертов, COVID-19 простимулировал процесс развития так называемой «gig экономики», который и так уже давно назревал. Можно предположить, что люди, которые перешли в дистанционный формат работы, могли увеличить число своих предложений на рынке P2P услуг, или увеличить спрос на сторонние предложения с рынка [РАЭК, 2020].

Таким образом, можно отметить, что при всей негативной обстановке, вызванной пандемией COVID-19, шеринговая экономика смогла адаптироваться к новым условиям деятельности, проявляя устойчивость и доказывая свою важность в структуре экономики России.

1.2. Экономика совместного потребления и текущие рыночные ограничения в России

К сожалению, не успев оправиться от ковидных потрясений, мировая экономика столкнулась с тяжелейшим кризисом, вызванным СВО на Украине. Перебои в логистике, ведущие к спаду производства и растущей инфляции, падение потребительского спроса, вызванное ростом цен, и, конечно же, наличие неопределенности - все эти факторы крайне негативно влияют на экономики всех стран. Уже сейчас прогнозы различных ана-

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м м

сч сч о

CS

о ш m

X

<

m О X X

литических агентств далеки от позитивных. Международный валютный фонд (МВФ), например, прогнозирует рост мировой экономики на 2022 год на 3,2%, что ниже январских и апрельских оценок (4,4% и 3,6% соответственно) [IMF, 2022]. Всемирный банк же считает, что мировая экономика вырастет на 2,9% вместо ранее озвученных 4,1% и 3,2% соответственно [WB, 2022а]. Очевидно, что подобная тенденция наблюдается и среди других агентств.

Гораздо более пессимистичные прогнозы были даны в отношении российской экономики в начале СВО и новых санкций. Это неудивительно, ведь беспрецедентное санкционное давление, которое привело к разрыву торговых связей, двузначная инфляция - все это отражает резкое снижение национальной экономики. В первом квартале 2022 года МВФ прогнозировал спад на 8,4%, однако в третьем квартале скорректировал прогноз до 3,4% [Интерфакс, 2022]. Всемирный банк считал, что ВВП России уменьшится на 11,2%, но позднее изменил свой прогноз до 4,5% [WB, 2022b]. Европейский банк реструктуризации и развития изменил свой прогноз относительно падения ВВП России с 10% до 5% [Банки.ру, 2022].

Безусловно, как и пандемия, текущий кризис коснется всех отраслей экономики. Шеринговая экономика, в данном случае не является исключением. Некоторые крупные представители ЭСП, (например, цифровая платформа по аренде жилья Airbnb) покинули российский рынок. Вместе с тем это позволило отечественным аналогам, которых принято относить к шерингу жилья, таким как Суточно.ру, привлечь дополнительных клиентов. Отрасль каршеринга, по нашему мнению, в данный момент испытывает наиболее серьезное давление от санкций. Так, один из крупнейших операторов карше-ринга «Яндекс драйв» уже столкнулся трудности с обновлением парка, которые вызваны связаны в частности с ростом ставок по лизинговым договорам в моменте с 8 до 20%, и растущим дефицитом машин у дилеров. Belkacar сообщает о значительном удорожании запчастей, с чем скорее всего сталкиваются и другие операторы каршеринга [Коммерсант, 2022]. Подобные события уже нашли отклик у государства. Правительство планирует разрешить досрочный выкуп транспорта в лизинге. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин предполагает, что данная мера позволит сдержать рост цен на услуги каршеринга, а также сохранить рабочие места [ТАСС, 2022]. Совет Федерации, также планирует создать благоприятные условия для каршеринга, снизив на него налоговую нагрузку, и таким образом, сдержать рост на их услуги.

К новым реалиям адаптируются и маркетплейсы, которые ранее занимались продажей только новых товаров, такие как Яндекс Маркет, СберМегаМаркет и им подобные. Например, Яндекс Маркет начал продажу поддержанных смартфонов. Представитель онлайн-сер-виса эту информацию подтвердил, отметив, что эта мера временная, которая вызвана трудностями с логистикой, которые влекут за собой дефицит ряда товаров и необходима, пока не будут налажены новые каналы поставок. На данный момент компания реализует лишь поддержанные смартфоны, однако позже планирует зайти и в другие категории поддержанных товаров (спортивные, детские, товары для дома и многие другие), фактически создавая конкуренцию таким платформам, как Авито, Юла и другим [Ведомости].

Как показал кризис, вызванный пандемией COVID-19, сектор С2С продаж является достаточно устойчивым к подобного рода ограничениям, а также наиболее значимым среди всех секторов ЭСП в России (объем транзакций С2С продаж составляет 838 млрд. руб. на 2020 год, тогда как на всю ЭСП в России приходится 1,07 трлн. руб. по данным РАЭК). Тем не менее, тот кризис, с которым столкнулась экономика России в 2022 году, является принципиально новым, беспрецедентным по числу введённых санкций и по степени их давления. Возникает вопрос: «Как себя ощущают участники С2С продаж? А также как меняется их поведение и соответственно как меняется сектор С2С продаж? И как они оценивают влияние еще существующих ковидных рисков в совокупности с санкционными ограничениями?» Фактически, получив ответы на подобного рода вопросы, можно говорить о перспективах сектора С2С продаж как доминирующего в структуре ЭСП в России.

Описание данных и постановка проблемы

Нами был проведен опрос на тему: «Влияние кризиса и рыночных ограничений на участников С2С продаж». Опрос состоял из 11 вопросов (7 закрытых, 4 - открытыми). Опрос был проведен с 24 по 28 апреля 2022 года. Было опрошено 110 респондентов. В статье отражены лишь те вопросы, ответы на которые оказались наиболее показательными для анализа результатов исследования.

Результаты опроса

Вопрос №6 («Обратили ли Вы внимание, что в период пандемии и рыночных ограничений, появились какие-то специфические товары?») был адресован всем участников. Вопрос №7 («О каких именно товарах идет речь?») предназначался респондентам, которые положительно ответили на 6 вопрос. Очевидно, что большинство респондентов до сих пор помнят огромное количество предложений по продаже товаров личной гигиены и защиты, таких как маски, септики, перчатки и многое другое. Тем не менее, уже сейчас наблюдается рост числа предложений с товарами брендов, которые планируют покинуть РФ (рис. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ roup, up

Сосгавлено автором на основе данных опроса

Рис. 4

С результатами ответов на вопрос №8 («В пандемию и при рыночных ограничениях как изменилась Ваша деятельность?») и вопрос №9 («Укажите причину, по которой Вы стали больше/меньше покупать/продавать в пе-

риод пандемии и рыночных ограничений») можно ознакомиться в таблице 1, где представлены наиболее распространенные варианты ответов)

продажи имеют огромное преимущество для людей -они позволяют экономить, приобретая что-либо нужное по приемлемой цене, или же продавать что-либо ненужное с целью дополнительного заработка.

Таблица 1

опроса по вопросам №8 и №9

Вопрос №8 Вопрос №9

Стал(а) больше покупать 64% (70 ответов) • Решил сэкономить на новых товарах и купить б/у (71%); • Покупаю товары брендов, которые покидают РФ; (18%);

Стал(а) меньше покупать 29% (32 ответа) • Ввиду вынужденной экономии (56%); • Рост цен (35%);

Стал(а) больше продавать 4% (5 ответов) • Вынужден для дополнительного заработка (80%);

Стал(а) меньше продавать 3% (3 ответов) • Сократился спрос (66%)

■ Трудности при получении товаров В Рост цен В Не сталкивался Составлено автором на основе данных опроса

Рис. 6

Составлено автором на основе данных опроса

П Ввиду вынужденной экономии

□ Рост цен

□ ДРУ'ое

■ Стэл[э| больше покупать шСтал(а) меньше покупать □Cranial больше продавать □Стал(а)меньше предавать

■ Решил сэкономить на новык товэрак и купить б/у

■ Покупаю товары брендов, которые покидают РФ

.Другое

Составлено автором на основе данных опроса

Рис. 5

Обобщая результаты ответов на вопросов №8 и №9, можно выделить следующие особенности:

1. Большинство опрошенных стали экономить деньги, что в целом логично и объясняется ухудшающейся экономической ситуацией;

2. Некоторые из респондентов начали экономить путем приобретения б/у товаров взамен новых, некоторые начали экономить, рационально используя средства. Снизилась покупательскую активность;

3. Респонденты, которые стали меньше покупать, в качестве причины называют рост цен, что скорее всего связано с текущем положением дел во всех отраслях.

В целом, все это является стандартным потребительским поведением в подобное время.

Отвечая на вопрос №10 («С какими именно трудностями столкнулись в момент осуществления вашей деятельности в период пандемии и рыночных ограничений?») большинство опрошенных отмечали рост цен на большинство товаров. Ряд респондентов на трудности с доставкой при COVlD-19.

Результаты на вопрос №11 («Как Вы оцениваете влияние пандемии и рыночных ограничений на сектор С2С продаж?»), с одной стороны может показаться неожиданными: большинство респондентов считают, что пандемия и текущие рыночные ограничения позитивно скажутся на секторе С2С услуг. Такой вывод можно объяснить тем, что при снижении покупательской способности в целом в кризисных условиях именно С2С

■ Позитивное □ Негативное н Нейтральное Составлено автором на основе данных опроса

Рис. 7

Выводы

Огромная популярность, которую обрела шеринго-вая экономика в столь короткий срок, безусловно, сделала ее неотъемлемой частью мировой экономики в целом и экономики России, в частности.

Первое серьезное испытание, с которым столкнулись участники экономики совместного потребления -пандемия COVID-19. К сожалению, в наст время возникли новые вызовы, связанные с СВО на Украине. Очевидно, что это создает некий исследовательский интерес к вопросу об устойчивости экономической модели, основанной на совместного потреблении.

По результатам исследования можно сделать определенные выводы:

1. Что касается ЭСП в целом в РФ:

• Большая часть секторов ЭСП на данный в России испытывает ряд трудностей (наиболее серьезные проблемы испытывает каршеринг);

• Ряд секторов уже сейчас находит возможность адаптироваться к текущим реалиям (маркетплейс Яндекс Маркет и б/у товары);

2. О положении дел в С2С коммерции в РФ:

• Сектор С2С продаж в целом не испытывает больших проблем, более того, возможна позитивная динамика, так как важнейшее преимущество С2С продаж -возможность сэкономить денежные средства и/или дополнительно заработать;

X X

о

го А

с.

X

го m

о

м о м м

es es o es

o

Ш

m

X

<

m O X X

• Наблюдаются незначительные изменения среди ассортимента предложенных товаров (защитные средства, товары брендов, покидающих РФ);

3. О перспективах сектора С2С коммерции:

Вероятнее всего, сектор С2С коммерции продолжит рост, возможно не так стремительно, но в текущей экономической ситуации, возможность экономить будет только привлекать все новых и новых клиентов несмотря на рост цен;

В ближайшем будущем возможно появление новых продавцов, для которых возможность реализовывать товары брендов, которые не представлены на рынке РФ через подобные каналы сбыта будет достаточно удобна и востребована;

В перспективе экономия - это не единственная причина, делающая сектор С2С продаж достаточно востребованным среди большого числа людей. Когда экономическая ситуация изменится в лучшую сторону, очевидно, что сектор С2С продаж продолжит свое развитие как раз за счет идей совместного потребления, позволяющих повлиять на решение глобальных проблем, например, экологических и социальных.

Литература

1. Герасименко В.В. Идеология осознанного потребления и восприятие ценностей бренда // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. - 2021. - Т. 13. - № 3. - С. 7-24.

2. Киреева Н.С., Завьялов Д.В., Завьялова Н.Б., Сагинова О.В. Трансформация шеринговой экономики в условиях пандемии COVID-19 // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - Т. 11. - № 2. - С. 213-226.

3. Сагинова О.В., Стегарева Е.В., Сагинов В.Л. Цифровые платформы для инклюзивного бизнеса // Вопросы инновационной экономики. - 2022. - Т. 12. - № 1. - С. 195-208.

4. Тищенко Н. Ю., Тищенко О. Э., Ребязина В. А., Слободчук Ю. А. Фак- торы потребительского поведения в сфере экономики совместного потребления в России на примере компании Airbnb // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. — 2019. — № 2. — С. 43-63.

5. Третьяк, О. А., Билинкис, Ю. А., & Климанов, Д. Е. Бизнес-модель экономики совместного потребления: специфика, особенности и управленческие вызовы // Российский журнал менеджмента. - 2021. - Т. 19. -№ 4. - С. 403-428.

6. Шерешева М.Ю. Онлайн платформа Airbnb - бизнес модель экономики совместного потребления // Стратегические изменения в сфере туризма и гостеприимства: поиск нового вектора развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Е.Е. Коноваловой. - 2018. РУСАЙН. Казань.

7. Batool M., Ghulam H., Hayat M.A., Naeem M.Z., Ejaz A., Imran Z.A., Gorun T.H. How has COVID-19 shaken the sharing economy? An analysis using Google trends data. // Econ. Res.-Ekon. Istrazivanja. -2020. - Vol. 34. - pp. 23742386.

8. Botsman R., Rogers R. What's Mine Is Yours How Collaborative Consumption is Changing the Way We Live. Harper Collins. - 2010.

9. Brammer S., Branicki L., Linnenluecke M. COVID-19, Societalization and the Future of Business in Society // Academy of Management Perspectives, ja. - 2020.

10. Choi K.H., Jung J., Ryu S., Kim S.D., Yoon S.M. The Relationship between Airbnb and the Hotel Revenue: In the Case of Korea // Indian Journal of Science and Technology.

- 2015. -Vol. 8. - № 26. - P. 1-8.

11. Dogru T., Mody M., Suess C. Adding evidence to the debate: Quantifying Airbnb's disruptive impact on ten key hotel markets // Tourism Management. - 2019. - Vol. 72. -P. 27-38.

12. Gostilovich A.O., Altoukhov A.V. Consumer Choice Modelling in Sharing Economy // Revista Geintec-Gestao inovacao e tecnologias. - 2021. Vol. 11. № 2. - P. 11531161

13. Hossain, M. The effect of the Covid-19 on sharing economy activities Journal of Cleaner Production. -2021.

14. Kathan, W., Matzler, K., Veider, V. The sharing economy: Your business model's friend or foe? Business Horizons. - 2016. - pp. 663-672.

15. Mhlanga, O. 'Meal-sharing'platforms: a boon or bane for restaurants? Curr.Issues Tourism. - 2020. - pp. 1-18.

16. Szilagyi, R., Lengyel, L. Motivation for Participating in the Sharing Economy: The Case of Hungary Studies in Classification, Data Analysis, and Knowledge Organization.

- 2021. - pp. 283-290.

17. Zenker, S., Kock, F., The coronavirus pandemice A critical discussion of a tourism research agenda. Tourism Management. - 2020. - Vol. 81.

Transformation of the economy of shared consumption under the

influence of the crisis and market restrictions Fedorova F.Sh., Karipov K.Yu.

Lomonosov Moscow State University

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

The process of digitalization has touched absolutely all spheres of society, including business. Most of the business processes were optimized taking into account modern digital technologies, which are based on the introduction of artificial intelligence, the collection and analysis of big data, blockchain, and digital platforms. The article assesses the impact of the pandemic and current market restrictions on the economy of shared consumption in Russia. A review of domestic and foreign researchers in the field of shearing economics is carried out. The results of an analytical review conducted by the Russian Association of Electronic Communications (RAEC) regarding the economy of shared consumption in Russia are analyzed. The survey "The impact of the crisis and market restrictions on C2C sales participants" was conducted. Conclusions are drawn based on the results of the survey regarding the prospects of the economy of shared consumption in the current market conditions. Keywords: sharing economy, digital platforms, shared consumption, C2C

sales, carsharing References

1. Gerasimenko V.V. Ideology of Conscious Consumption and Perception of

Brand Values // Scientific Research of the Faculty of Economics. Electronic journal. - 2021. - T. 13. - No. 3. - P. 7-24.

2. Kireeva N.S., Zavyalov D.V., Zavyalova N.B., Saginova O.V. Transformation of the sharing economy in the context of the COVID-19 pandemic // Economics, Entrepreneurship and Law. - 2021. - T. 11. - No. 2. - S. 213-226.

3. Saginova O.V., Stegareva E.V., Saginov V.L. Digital platforms for inclusive

business // Issues of innovation economy. - 2022. - T. 12. - No. 1. - P. 195-208.

4. Tishchenko N. Yu., Tishchenko O. E., Rebyazina V. A., Slobodchuk Yu. A.

Factors of consumer behavior in the sharing economy in Russia on the example of Airbnb // Bulletin of the Moscow University. Series 6. Economy. - 2019. - No. 2. - P. 43-63.

5. Tretyak, O. A., Bilinkis, Yu. A., & Klimanov, D. E. Business model of the

sharing economy: specifics, features and management challenges // Russian Journal of Management. - 2021. - T. 19. - No. 4. - S. 403-428.

6. Sheresheva M.Yu. Airbnb online platform - a business model of the sharing

economy // Strategic changes in the field of tourism and hospitality: the search for a new vector of development. Materials of the All-Russian scientific-practical conference. Edited by E.E. Konovalova. - 2018. RUSIGN. Kazan.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Batool M., Ghulam H., Hayat M.A., Naeem M.Z., Ejaz A., Imran Z.A., Gorun

T.H. How has COVID-19 shaken the sharing economy? An analysis

using Google trends data. // Econ. Res.-Ekon. Istrazivanja. -2020. - Vol. 34.-pp. 2374-2386.

8. Botsman R., Rogers R. What's Mine Is Yours How Collaborative

Consumption is Changing the Way We Live. Harper Collins. - 2010.

9. Brammer S., Branicki L., Linnenluecke M. COVID-19, Societalization and

the Future of Business in Society // Academy of Management Perspectives, ja. - 2020.

10. Choi K.H., Jung J., Ryu S., Kim S.D., Yoon S.M. The Relationship between Airbnb and the Hotel Revenue: In the Case of Korea // Indian Journal of Science and Technology. - 2015. -Vol. 8. - No. 26. - P. 1-8.

11. Dogru T., Mody M., Suess C. Adding evidence to the debate: Quantifying Airbnb's disruptive impact on ten key hotel markets // Tourism Management. - 2019. - Vol. 72. - P. 27-38.

12. Gostilovich A.O., Altoukhov A.V. Consumer Choice Modeling in Sharing Economy // Revista Geintec-Gestao inovacao e tecnologias. - 2021. Vol. 11. No. 2. - P. 1153-1161

13. Hossain, M. The effect of the Covid-19 on sharing economy activities Journal of Cleaner Production. -2021.

14. Kathan, W., Matzler, K., Veider, V. The sharing economy: Your business model's friend or foe? business horizons. - 2016. - pp. 663-672.

15. Mhlanga, O. 'Meal-sharing' platforms: a boon or bane for restaurants? Curr.Issues Tourism. - 2020. - pp. 1-18.

16. Szilágyi, R., Lengyel, L. Motivation for Participating in the Sharing Economy: The Case of Hungary Studies in Classification, Data Analysis, and Knowledge Organization. - 2021. - pp. 283-290.

17. Zenker, S., Kock, F., The coronavirus pandemice A critical discussion of a tourism research agenda. tourism management. - 2020. - Vol. 81.

X X

O

00 >

c.

X

00 m

o

ho o lo lo

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.