Научная статья на тему 'Трансформация деятельности вузовской библиотеки в контексте модернизации российского образования (на примере научной библиотеки Кубанского государственного университета)'

Трансформация деятельности вузовской библиотеки в контексте модернизации российского образования (на примере научной библиотеки Кубанского государственного университета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
711
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БИБЛИОТЕКА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ / НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА КУБАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (КУБГУ)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лынник Елена Владимировна, Чижова Анастасия Валерьевна

В данной статье рассматривается влияние модернизации образования на деятельность вузовской библиотеки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лынник Елена Владимировна, Чижова Анастасия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация деятельности вузовской библиотеки в контексте модернизации российского образования (на примере научной библиотеки Кубанского государственного университета)»

молодого поколения. Проекты разрабатываются на основе изучения развития социокультурных процессов в регионе, муниципальной территории, трансформации информационных и социокультурных потребностей местного сообщества. Стремление библиотек края повысить уровень чтения, культуры и увеличение числа пользователей отражают развитие современной публичной библиотеки как общедоступного и социально востребованного института общества.

Литература

1. Гусева Е.Н. Организация инновационного процесса в библиотеке: примерная схема // Научные и технические библиотеки. 2014. № 3.

2. Злотникова З.И., Суслова И.М. Библиотека в системе социально-культурного программирования // Библиотековедение. 2002. № 2.

3. Мурашко О.Ю. Социокультурное проектирование в библиотеке: теория и практика // Справочник руководителя учреждения культуры. 2014. № 6.

4. Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки (принят 31 окт. 2014 г.). URL: http://mkrf.ru/

5. Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда. Историко-краевед. Семинар. М.; Л., 1928.

References

1. Guseva E.G. Organization of innovation in library: approximate scheme // Nauchnye i tehnicheskie biblioteki. 2014. No. 3.

2. Zlotnikov Z.I., Suslova I.M. Library in the system of socio-cultural programming // Bibliotekovedenie. 2002. No. 2.

3. Murashko O.Yu. Social and cultural projection in the library: theory and practice // Spravochnik rukovoditelja uchrezhdenija kultury. 2014. No. 6.

4. Modelnyj standart dejatelnosti obshhedostupnoj biblioteki (prinjat 31 okt. 2014 g.) [Model standard shared library (adopted October 31, 2014)]. URL: http://mkrf.ru/

5. Piksanov N.K. Oblastnye kulturnye gnezda. Istoriko-kraeved. Seminar [Regional cultural nest. Historical and local lore]. Moscow; Leningrad, 1928.

УДК 027.7 (470.620)

Е.В. ЛЫННИК, А.В. ЧИЖОВА

ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВСКОЙ БИБЛИОТЕКИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ КУБАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Лынник Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), elynnik@yandex.ru

Чижова Анастасия Валерьевна, магистрант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), anastasiia.chizhova.92@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается влияние модернизации образования на деятельность вузовской библиотеки.

Ключевые слова: модернизация, трансформация, деятельность, библиотека высшего учебного заведения, научная библиотека Кубанского государственного университета (КубГУ).

№ 4 (67), 2017 "Библиотековедение и документальная информация" ^^

UDC 027.7 (470.620)

E.V. LYNNIK, A.V. CHIZHOVA

TRANSFORMATION OF ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY LIBRARY IN THE CONTEXT OF THE MODERNIZATION OF RUSSIAN EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF THE SCIENTIFIC LIBRARY OF THE KUBAN STATE UNIVERSITY)

Lynnik Elena Vladimirovna, PhD (pedagogical), associate professor of the department of library-bibliographic activity of Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), elynnik@yandex.ru

Chizhova Anastasia Valeryevna, master of Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), anastasiia.chizhova.92@mail.ru

Abstract. This article examines the impact of modernization of education on the activities of the university library.

Keywords, modernization, transformation, activity, library of the higher educational institution, scientific library of the Kuban state university.

Модернизация образования представляет собой сложный процесс совершенствования учебно-воспитательной деятельности с целью достижения управляемого позитивного качественного изменения всей образовательной системы. Главной задачей этого процесса является «формирование кадров высокого профессионального уровня, которые по окончании вуза смогут стать компетентными профессионалами своего дела, способными к постоянной социальной и профессиональной мобильности, профессиональному росту и переподготовке, самообразованию и т.д.» [1].

Библиотечный институт в первую очередь был вынужден осознать самые важные направления и тенденции современного развития информационного рынка труда, поэтому именно здесь начался процесс трансформации как «перемены, изменения, преобразования вида, превращения одной формы в другую» [2, с. 156]. Библиотека является неотъемлемым компонентом информационно-образовательного пространства учебного заведения, поэтому изучение ее деятельности является весьма актуальной и важной проблемой. Современная вузовская библиотека представляет собой место для учебы и научных исследований, центр информационного обслуживания пользователей; информационный и коммуникационный канал связи с внешним миром; элемент постоянно развивающегося и обучающегося вузовского сообщества [3]. Многочисленные исследования, посвященные изучению деятельности вузовских библиотек (Буевич Г.А., Бургер И.П., Нестерович Н.Н., Паршуковой Г.Б.), отражают изменения в их деятельности.

С позиций системного подхода деятельность вузовской библиотеки отражается в научных работах Н.В. Дроновой, Е.В. Зеленцовой, Г.Ю. Кудряшовой, В.Н. Марковой, И.С. Пилко и др. С позиций комплексного подхода Т.В. Коморовская рассматривает вузовскую библиотеку как целостную систему, представляющую собой самостоятельный системный объект, а также элемент научно-образовательного комплекса региона [3]. Е.В. Зеленцова с позиций проектного подхода рассматривает создание информационно-библиотечной среды, которая включает в себя научно-исследовательские институты, общедоступные публичные библиотеки и библиотеки вузов, участвующие в формировании образовательного пространства региона [4]. В диссертационном исследовании Т.В. Еременко [5] представлен сравнительный анализ опыта вузовских библиотек России и США в современной информационно-образовательной среде.

Результаты исследований констатируют, что изменяющиеся информационные потребности социума ставят перед библиотеками новые задачи и обусловливают их место в культурной и образовательной среде. Традиционные функции библиотек нового типа видоизменились за счет применения современных телекоммуникационных и компьютерных

технологий, что значительно повысило качество обслуживания современных читателей. Информационно-коммуникационные технологии позволили расширить перечень оказываемых библиотечно-информационных услуг, а библиотеке - стать не только хранилищем национального достояния, но и навигатором в глобальном информационном пространстве, где она совершает поиск знаний, анализирует найденную информацию, систематизирует и, главное, участвует в приращении новых знаний.

Следует отметить, что особенность вузовских библиотек заключается в том, что они информационно обеспечивают учебный процесс, осуществляют его научное и учебно-методическое сопровождение, выполняя при этом информационную, образовательную и воспитательную функции. Научная библиотека Кубанского государственного университета (далее - НБ КубГУ) является современным информационно-образовательным, научно-исследовательским и культурно-просветительским центром, осуществляющим свою деятельность в интересах вуза, отечественной науки, образования и культуры. При этом она стремится быть конкурентоспособной в современной трансформирующейся научно-образовательной среде по всем направлениям своей деятельности. Деятельность НБ КубГУ направлена на повышение качества обучения студентов, оптимизацию образовательного процесса, подготовку специалистов, способных гибко ориентироваться в динамично изменяющемся и развивающемся мире и поддерживать высокую профессиональную конкурентоспособность. Организационная структура библиотеки представлена разнообразными отделами (15 подразделений), а также 5 филиалами. Фонд библиотеки универсален по содержанию, т.к. при его формировании всегда учитывается многоотраслевая структура вуза и составляет более 1 370 тыс. экз. различных видов изданий. Библиотекой обслуживается в год более 45 тыс. читателей. Количество посещений - более 400 тыс. в год, количество книговыдач - около 700 тыс. экземпляров [6].

С середины 90-х годов в библиотеке была начата автоматизация библиотечно-информационных процессов, организован доступ к интернету. В библиотеке функционирует зал доступа к электронным ресурсам и каталогам, в котором для слабовидящих читателей предусмотрена возможность масштабирования текста и изображений без потери качества.

С 2015 года библиотека подключена к Национальной электронной библиотеке (НЭБ), является участником проекта «Межрегиональная аналитическая роспись статей» (МАРС). С 2016 года библиотека использует АИБС «МегаПро», обеспечивает бесплатный доступ пользователей к электронным библиотечным системам (ЭБС): «Лань», «Университетская библиотека онлайн», «Юрайт», а также к другим электронным ресурсам.

На базе портала Кубанского государственного университета (http://www.kubsu.ru) создана единая информационно-образовательная среда, интегрированная с основными автоматизированными информационными системами, обеспечивающими образовательную и научно-исследовательскую деятельность вуза.

Всем категориям читателей библиотеки присвоены уникальные идентификационные номера (ГО), которые одновременно являются логинами для входа в личные кабинеты читателей на портале КубГУ. Таким образом, на основе информационных технологий осуществляются запись, учет и перерегистрация пользователей, ведение баз данных об их движении, проводится электронная книговыдача, организуется открытый доступ к фондам библиотеки, ее собственным электронным ресурсам, а также доступ к внешним и сетевым ресурсам образовательной информации. Кроме того, на сайте библиотеки размещена «Новостная лента», где постоянно анонсируются события о культурных мероприятиях, проводимых в библиотеке. Количество обращений к сайту ежегодно составляет более 31 тыс. посещений [7]. Расширяя свои образовательные возможности и предоставляя дополнительные сервисы, библиотека содействует развитию интеллектуальных и творческих способностей научно-педагогических кадров и студентов вуза (бакалавров, магистров, аспирантов).

№ 4 (67), 2017

"Библиотековедение и документальная информация" ^

В целом можно отметить, что модернизация всех направлений деятельности университета, внедрение новых информационных технологий, электронных форм коммуникации, появление документов на электронных носителях, создание собственных электронных коллекций способствовали трансформации библиотеки в современное информационно-образовательное учреждение, способное обеспечивать информационное сопровождение образовательного процесса, научно-исследовательской и воспитательной деятельности университета, удовлетворять самые сложные и неординарные запросы пользователей, повысить качество предоставляемых услуг.

Литература

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг.: утв. распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. №2765-р. URL: http:// government. ru/media/ file s/mlorxfXbbCk. p df

2. Большой толковый словарь русских существительных: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы. М., 2008. 864 с.

3. Коморовская Т.В. Библиотека вуза в условиях трансформации высшего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 05.25.03. Новосибирск, 2005. 18 с.

4. Зеленцова Е.В. Оптимизация деятельности вузовской библиотеки в условиях образовательного пространства удаленного региона: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 05.25.03. Новосибирск, 2007. 16 с.

5. Еременко Т. В. Вузовская библиотека в современной информационно-образовательной среде (опыт сравнительного библиотековедческого исследования): автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 05.25.03. М., 2004. 32 с.

6. Отчет о работе Научной библиотеки Кубанского государственного университета за 2016 год. Краснодар, 2017. 25 с.

7. Отчет о результатах самообследования по основным направлениям деятельности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» за 2016 год. Краснодар, 2017. 82 с.

References

1. Koncepcija Federalnoj celevoj programmy razvitija obrazovanija na 2016-2020 gg.: ot 29 dekabrja 2014 g. №2765-r [The concept of the Federal Targeted Program for the Development of Education for 2016-2020: Decree of the Government of the Russian Federation of December 29, 2014. № 2765-р]. URL: http://government.ru/media/files/ mlorxfXbbCk.pdf.

2. Bolshoj tolkovyj slovar russkih sushchestvitelnyh: ideograficheskoe opisanie. Sinonimy. Antonimy [A large explanatory dictionary of Russian nouns: Ideographic description. Synonyms. Antonyms. Moscow, 2008. 864 p.

3. Komorovskaya T.V. Library of the university in the conditions of transformation of higher professional education: synopsis of the thesis ... PhD (pedagogical): 05.25.03. Novosibirsk, 2005. 18 p.

4. Zelentsova E. V. Optimization of the activity of the university library in the conditions of the educational space of the remote region: synopsis of the thesis . PhD (pedagogical): 05.25.03. Novosibirsk, 2007. 16 p.

5. Eremenko T.V. The university library in the modern information and educational environment (experience of comparative library research): synopsis of the thesis . Full PhD (pedagogical): 05.25.03. Moscow, 2004. 32 p.

6. Report on the work of the scientific library of the Kuban state university for 2016. Krasnodar, 2017. 25 p.

7. Report on the results of self-examination in the main areas of activity of the federal state budget education institution of higher education "Kuban state university" for 2016. Krasnodar, 2017. 82 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.