Научная статья на тему 'Трансформация деятельности розничных торговых сетей в условиях цифровой экономики'

Трансформация деятельности розничных торговых сетей в условиях цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
розничные торговые сети / цифровая экономика / электронная коммерция / цифровизация / мобильные приложения / клиентоориентированность / электронные платежи / retail chains / digital economy / e-commerce / digitalization / mobile applications / customer orientation / electronic payments

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбатов Владислав Александрович

Статья описывает значимость отличительных черт деятельности отдельных торговых сетей в обстоятельствах цифровой экономики. В наше время цифровизация просачивается во все без исключения области бизнеса, в том числе и в розничную торговлю. Это значит, что торговые сети должны приспособиться и применять цифровые технологии, для того чтобы быть конкурентоспособными. В статье описываются главные характерные черты работы отдельных торговых сетей в обстоятельствах цифровой экономики. Одна из таких отличительных черт – формирование онлайн-торговли. С поддержкой интернета торговые сети могут реализовать собственные товары и услуги через онлайн-платформы, обеспечивая допуск к товарам и предложениям из любой точки мира. Это дает возможность сетками заинтересовывать больше покупателей и повышать собственный доход. Еще одной значимой особенностью считается применение цифровых инструментов в розничной торговле. Это может включать в себе автоматизацию действий, применение аналитики информации для принятия решений, формирование мобильных приложений для покупателей и многое другое. Цифровые инструменты дают возможность торговым сетям улучшить собственную деятельность, совершенствовать качество сервиса клиентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE ACTIVITIES OF RETAIL CHAINS IN THE DIGITAL ECONOMY

The article describes the importance of the distinctive features of the activities of individual retail chains in the circumstances of the digital economy. Nowadays, digitalization is seeping into all areas of business, including retail, without exception. This means that retail chains must adapt and apply digital technologies in order to be competitive. The article describes the main characteristic features of the work of individual retail chains in the circumstances of the digital economy. One of these distinctive features is the formation of online trading. With Internet support, retail chains can sell their own goods and services through online platforms, providing access to goods and offers from anywhere in the world. This makes it possible to attract more customers with grids and increase their own income. Another significant feature is the use of digital tools in retail. This may include automating actions, using information analytics to make decisions, creating mobile applications for customers, and much more. Digital tools enable retail chains to improve their own activities, improve the quality of customer service.

Текст научной работы на тему «Трансформация деятельности розничных торговых сетей в условиях цифровой экономики»

Трансформация деятельности розничных торговых сетей в условиях цифровой экономики

Курбатов Владислав Александрович,

аспирант, Всероссийская академия внешней торговли E-mail: Vladislav.Kurbatov@x5.ru

Статья описывает значимость отличительных черт деятельности отдельных торговых сетей в обстоятельствах цифровой экономики. В наше время цифровизация просачивается во все без исключения области бизнеса, в том числе и в розничную торговлю. Это значит, что торговые сети должны приспособиться и применять цифровые технологии, для того чтобы быть конкурентоспособными.

В статье описываются главные характерные черты работы отдельных торговых сетей в обстоятельствах цифровой экономики. Одна из таких отличительных черт - формирование онлайн-торговли. С поддержкой интернета торговые сети могут реализовать собственные товары и услуги через онлайн-платформы, обеспечивая допуск к товарам и предложениям из любой точки мира. Это дает возможность сетками заинтересовывать больше покупателей и повышать собственный доход. Еще одной значимой особенностью считается применение цифровых инструментов в розничной торговле. Это может включать в себе автоматизацию действий, применение аналитики информации для принятия решений, формирование мобильных приложений для покупателей и многое другое. Цифровые инструменты дают возможность торговым сетям улучшить собственную деятельность, совершенствовать качество сервиса клиентов.

Ключевые слова: розничные торговые сети, цифровая экономика, электронная коммерция, цифровизация, мобильные приложения, клиентоориентированность, электронные платежи.

Растущая известность электронной коммерции считается одной из значимых тенденций в индустрии розничной торговли. Покупатели все больше выбирают делать покупки онлайн, и ритейле-ры должны адаптироваться к данному изменению. Почти все фирмы хотят сделать свои интернет-магазины и платформы с целью онлайн-продаж, для того чтобы быть ближе к собственным покупателям и удовлетворить их потребности.

Социальные медиа, кроме того, станут обязательной составляющей розничной торговли, так как покупатели все больше ищут данные о товарах и услугах в социальных сетях, обмениваются отзывами и рекомендациями. Ритейлеры активно применяют социальные медиа для привлечения покупателей, рекламы собственных продуктов и формирования лояльности к бренду.

Практика стабильного развития также становится все наиболее значимой для отдельных фирм. Покупатели все чаще ориентируются на бренды, которые следуют основам экологической и социальной ответственности. Ритейлеры начинают уделять более внимания уменьшению собственного углеродного следа, применению устойчивых материалов, а также созданию проектов по утилизации и переработке продуктов.

Новинки в технологии, кроме того, оказывают существенное воздействие на розничную торговлю. Ритейлеры активно вводят концепции искусственного интеллекта, чтобы предложить наиболее персонализированный опыт потребителя, рассматривая данные о его предпочтениях и поведении. Технологические процессы распознавания лиц и смарт-технологии, кроме того, применяются для оптимизации процесса приобретения и предоставления новых возможностей покупателям.

Эффективные ритейлеры регулярно адаптируются к переменам в индустрии, вводят новинки и наблюдают за последними тенденциями. Немаловажно иметь гибкие стратегии развития, для того чтобы отвечать меняющимся потребностям, а также ожиданиям покупателей, а также оставаться конкурентоспособными в активной индустрии розничной торговли.

В российской торговой отрасли можно выделить несколько основных тенденций. Рассмотри подробно основные направления. Наиболее явно выделяется тенденция развития электронной коммерции: как и во многих других странах, в России наблюдается значительное увеличение числа покупок через Интернет. За последние несколько лет электронная коммерция в России стремительно развивалась, и пандемия COVID-19 еще больше ускорила эту тенденцию.

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

По данным Росстата оборот розничной торговли в 2022 году составил 42 трлн 512,5 млрд рублей, или 93,3% (в сопоставимых ценах) к 2021 году, в декабре 2022 года - 4 трлн 201,1 млрд рублей, или 89,5% к уровню соответствующего периода предыдущего года [2].

На долю розничных торговых сетей пришлось 38,9% общего дохода от розничной торговли, что на 2,1% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В целом можно наблюдать тенденцию увеличения доли оборота розничных сетей в общем объеме торговли, что наглядно представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Доля оборота розничной торговли розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли [4]

С точки зрения объема рынка, доля онлайн-продаж в общем обороте розничной торговли этих организаций увеличилась до 9,2% против 8,3% в декабре 2021 года [3]

Структура оборота розничной торговли в Российской Федерации представлена на рисунке 2.

Продажа ва розничных рынках н ярмарках 33%

Рис. 2. Структура оборота розничной торговли по Российской Федерации в 2022 году

Общий оборот рынка онлайн-ритейла в России на конец 2022 года составил 5,7 триллиона рублей, увеличившись на 38% по сравнению с 2021 годом по данным аналитики Data Insight [5].

По оценкам, количество онлайн-заказов в России выросло еще сильнее -на 65% до 2,8 миллиарда (рисунок 3). Е Однако темпы роста замедлились: в 2021 го-Q ду общий объем продаж электронной коммерции ~ вырос на 52% в денежном выражении и на 104% сэ в натуральном выражении по сравнению с преды-см дущим годом. Динамика онлайн рынка показана z на рисунке 11. Вероятно, такая динамика связа-

на с уходом с рынка значительного числа игроков, особенно премиум-класса. Также онлайн-продажи возросли благодаря переходу потребителей из традиционной розницы в онлайн.

КОЛИЧЕСТВО ОБЪЕМ ПРОДАЖ,

ЗАКАЗОВ, МЛН. ШТ. МЛРД. РУБ.

JieIpi шШш 1 )

* Крупные универсальные маркетплейсы ■ Крупные универсальные маркетплейсы

■ еСггосегу ■ eGrocery

• Остальной рынок ■ Остальной рынок

Рис. 3. Структура онлайн рынка: продажи и заказы

Рост количества онлайн-заказов в России год к году (без учета кроссбордера)

113% 116%

96'."/у--

—-— 75% 73%

\51% 57% 5Е —--^40% 56 ----

Mcg^M^icjMC-j^irjcMCNcaracM^^icj^M^ ооооооооооооооооооооо CN£N(NtN<N£4iNC4(N<4CNC4t4CliN(NCSI(4<NOJtN

Рис. 4. Рост количества онлайн-заказов в России от года к году

Основной вклад в рост рынка в 2022 году сделали крупные универсальные маркетплейсы. Во второй половине 2022 года их доля достигла рекордных 73% в общем количестве заказов.

Платформы электронной коммерции, такие как Wildberries и Ozon, в последние годы демонстрируют быстрый рост, что обусловлено удобством и безопасностью покупок через Интернет. По данным Росстата, лидерами стали интернет-магазины Ozon, Wildberries и Ситилинк (их доля в общем объеме интернет-продаж составила 39,4%).

Многие розничные сети сейчас подчеркивают необходимость создания бесшовного опыта покупок по всем каналам. Ритейлеры разрабатывают омни-канальные стратегии, чтобы обеспечить беспрепятственный опыт покупок по всем каналам, включая онлайн, мобильные, социальные сети и магазины.

Несмотря на активный рост электронной коммерции, все еще существуют проблемы, требующие решения, такие как вопросы логистики и инфраструктуры, безопасность онлайн-платежей и отсутствие доверия среди некоторых потребителей. Тем не менее, общая тенденция положительная, и ожидается, что в ближайшие годы электронная коммерция в России продолжит расти.

Хотя увеличение электронной коммерции считается одной из более важных направленностей в российском секторе розничной торговли, это не исключительный условие, способствующий изменениям. Российская торговая область, кроме того, испытывает существенные изменения с точки зрения ожиданий потребителей и навыка совершения покупок. Потребители все более стремятся к персонализированному и вовлекающему опыту покупок, и розничные фирмы в России обращают внимание на это, инвестируя в технологические процессы и новые форматы магазинов.

Изменение ожиданий покупателей приводит к изменению российской торговой сферы, при этом ритейлеры инвестируют в ранее не известные технологические процессы и форматы магазинов для формирования персонализированного и увлекательного опыта покупок.

Одной из направленностей, появившихся в решение на меняющиеся надежды покупателей, считается объединение технологий в процесс совершения покупок. Многочисленные розничные фирмы в России вложат в такие технологические процессы, как дополненная реальность и виртуальная реальность, для того чтобы сформировать захватывающий опыт покупок. К примеру, российская розничная компания «М.Видео-Эльдорадо» запустила дополнение дополненной реальности, что дает возможность потребителям визуализировать мебель в собственном жилье перед совершением покупки.

В добавок к технологиям розничные компании в России, кроме того, экспериментируют с новейшими форматами магазинов, для того чтобы сформировать наиболее интересный опыт покупок. Один из примеров считается концепция, которая связывает покупки с отдыхом для создания наиболее очень интересного опыта. К примеру, ритейлер X5 Group открыл ряд торговых центров «Пятерочка Family», в которых имеется игровые зоны для ребенка, кулинарные мастер-классы и прочие интерактивные события.

Помимо тенденций изменения ожиданий потребителей, а кроме того извлечения более качественного опыта совершения покупок, в прошедшие годы российские потребители все больше приобретают продукты российского изготовления.

Склонность перехода в региональное производство в российской торговой отрасли определена определенными критериями.

Во-первых, потребители все более понимают плюсы приобретения товаров местного изготовления, такие как поддержка регионального бизнеса, а кроме того, снижение воздействия транспорта на окружающую среду.

Во-вторых, отечественное правительство выполняет политику, направленную на формирование российского производства и снижение зависимости государства от ввоза.

К примеру, X5 Group, один из крупнейших российских розничных сетей, запустила собственную линию продуктов местного изготовления под брендом «Зеленая линия». Предприятие, помимо этого, увеличило количество местных товаров в собственных торговых центрах и функционирует над их продвижением среди покупателей.

Другие розничные компании предприняли аналогичные операции. «Магнит», еще одна большая российская розничная сеть, уделяет больше интереса продвижению местных товаров в рамках своей программы «Вкусно». Эта программа выделяет продукты питания, выполненные в России и обладающие существенной питательной ценностью, с целью побудить потребителей совершать выбор в выгоду более здоровых и экологичных продуктов.

В целом, склонность перехода на региональное производство в российской торговой отрасли, скорее всего, сохранится, так как потребители все более понимают экологические и социальные итоги собственных решений о приобретении, а власть не прекращает стимулировать отечественное производство. Ритейлеры, способные эффективно продвигать и реализовать местную продукцию, возможно, смогут повысить преданность покупателей и приобрести конкурентное превосходство на рынке.

Помимо тенденции к развитию регионального производства, среди российских потребителей возрастает спрос на здоровые и органические продукты питания. Потребители все больше волнуются о влиянии приобретаемых ими товаров на окружающую сферу и их организм в целом. Эта склонность определена определенными критериями, в том числе общее повышение сознательности потребителей в вопросах здоровья и растущую осведомленность о преимуществах органических и натуральных продуктов, стремление к более экологичному выбору. Как результат, в ответ на эту тенденцию розничные компании в России расширяют предложение органических и натуральных продуктов.

Ритейлеры в России концентрируют внимание на эту направленность, повышая личный выбор здоровых и органических продуктов. К примеру, направление магазинов «ВкусВилл», специализирующаяся на реализации натуральных и органических продуктов, в прошедшие годы переживает стремительный рост. В сегодняшний день компания имеет более 1000 магазинов по всей России, а кроме того, дает широкий выбор здоровой пищи, в том числе новые продукты питания, молочные продукты питания и мясо этично выращенных животных.

«Азбука Вкуса», еще одна значительная розничная линия в России, помимо этого повысила личный список здоровых и органических продуктов. Предприятие предоставляет обширный перечень органических и натуральных продуктов, в том числе новые фрукты и овощи, молочные продукты питания и хлеб из естественных ингредиентов.

Помимо этих специализированных розничных компаний, практически все крупноформатные торговые сети, такие как «Ашан» и «Метро», помимо этого уделяют больше интереса здоровым и органическим продуктам. К примеру, «Ашан» предлагает несколько органических и натуральных товаров под брендом «Bio», а «Metro» сотрудничает с местными фермерами, для того чтобы предложить выбор новых товаров.

В целом, в российской торговой отрасли, вернее всего, сохранится склонность перехода на здоровые и органические продукты питания, так как потребители все более волнуются о состоянии самочувствия и понимают влияние личных решений о приобретении на окружающую сферу. Ритейлеры, умеющие эффективно продвигать и осуществить здоровые и органические продукты пита-

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

ния, вернее всего, смогут повысить преданность покупателей и приобрести конкурентное преимущество на рынке.

Еще одной значительной тенденцией в российской торговой отрасли за прошедшие годы стало импортозамещению. Эта склонность определена стремлением сократить зависимость страны от импортных товаров, в особенности в таких стратегических секторах, как продукты питания, а кроме того, сельское производство, и поддержать увеличение отечественной промышленности.

Одно из ключевых условий тенденции импорто-замещения стали санкции, внедренные против России западными государствами уже после аннексии Крыма в 2014 г. Данные санкции проявили существенное воздействие на отечественную экономику, в особенности в таких секторах, как сельское производство и пищевая промышленность, где импорт обычно играл значительную роль. В следствии российское правительство проводит политику, нацеленную на формирование российского производства и понижение зависимости от ввоза.

Для поддержки роста нашей индустрии российское правительство утвердило ряд мер, таких как налоговые привилегии, дотации и импортные тарифы. К примеру, правительство установило программу экономической помощи компаний, инвестирующих в производство высокотехнологичных товаров, а кроме того, программу субсидирования развития сельского хозяйства и пищевой промышленности.

В результате такой политики в последние годы доля импортных товаров на российском рынке снизилась, а отечественное производство увеличилось. Например, доля импортных продуктов питания на российском рынке снизилась с 24% в 2019 году до 14% в 2020 году и 13% в 2021 году (рисунок 5), а отечественное производство сельскохозяйственной продукции увеличилось на 5,3% в 2021 году [1].

В заключение следует отметить, что в российской розничной торговле наблюдается несколько ключевых тенденций, которые формируют рынок. К ним относятся:

• рост электронной коммерции,

• важность омниканальных стратегий,

• потребность в персонализированном опыте,

• интеграция новых технологий,

• спрос на товары местного производства,

• развитие собственных торговых марок и брендов,

• спрос на здоровые и органические продукты, • акцент на импортозамещение.

Эти тенденции определяют будущее российской торговой отрасли, поскольку розничные компании адаптируются к меняющимся предпочтениям потребителей и условиям рынка. Розничные компании, которые смогут эффективно реагировать на эти тенденции и предоставлять высококачественные товары и услуги, вероятно, будут иметь успех и рост в ближайшие годы. Но, поскольку технологии продолжают развиваться, а предпочтения потребителей меняются, мы можем ожидать появления новых тенденций и инноваций в ближайшие годы.

Литература

1. Данные об экспорте-импорте [Электронный ресурс] - Официальный сайт Федеральной таможенной службы - Режим доступа: https:// customs.gov.ru/press/federal/document/ (дата обращения: 25.12.2023)

2. Интернет торговля: рынок России [Электронный ресурс] - Портал выбора технологий и поставщиков TAdviser Insight - Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/ (дата обращения: 25.12.2023)

3. Маркетинговое исследование. Торговля на маркетплейсах в 2023 году: основные каналы продаж, темпы роста количества заказов [Электронный ресурс] - Агентство маркетинговых исследований агентства Data Insight - Режим доступа: https://datainsight.ru/ (дата обращения: 25.12.2023)

4. Розничная торговля и общественное питание [Электронный ресурс] - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат) - Режим доступа: https://rosstat. gov.ru/statistics/ (дата обращения: 26.12.2023)

5. Экспертное мнение: оборот Интернет-торговли будет расти. [Электронный ресурс] - Официальный сайт Ассоциации компаний Интернет-торговли (АКИТ) - Режим доступа: https://akit. ru / (дата обращения: 25.12.2023)

TRANSFORMATION OF THE ACTIVITIES OF RETAIL CHAINS IN THE DIGITAL ECONOMY

Kurbatov V.A.

All-Russian Academy of Foreign Trade

The article describes the importance of the distinctive features of the activities of individual retail chains in the circumstances of the

e

•a

CM

о

CM

Рис. 5. Доля импортных продуктов питания на российском рынке.

В целом, тенденция к импортозамещению, скорее всего, сохранится в российской торговой отрасли, что обусловлено как политикой государства, так и меняющимися предпочтениями потребителей. Ритейлеры, способные эффективно реагировать на эту тенденцию, продвигая и продавая товары местного производства, скорее всего, добьются большего успеха на рынке.

digital economy. Nowadays, digitalization is seeping into all areas of business, including retail, without exception. This means that retail chains must adapt and apply digital technologies in order to be competitive.

The article describes the main characteristic features of the work of individual retail chains in the circumstances of the digital economy. One of these distinctive features is the formation of online trading. With Internet support, retail chains can sell their own goods and services through online platforms, providing access to goods and offers from anywhere in the world. This makes it possible to attract more customers with grids and increase their own income. Another significant feature is the use of digital tools in retail. This may include automating actions, using information analytics to make decisions, creating mobile applications for customers, and much more. Digital tools enable retail chains to improve their own activities, improve the quality of customer service.

Keywords: retail chains, digital economy, e-commerce, digitaliza-tion, mobile applications, customer orientation, electronic payments.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Export-import data [Electronic resource] - Official website of the Federal Customs Service - Access mode: https://customs.gov. ru/press/federal/document / (accessed: 12.25.2023)

2. Online trade: the Russian market [Electronic resource] - Portal for the selection of technologies and suppliers TAdviser Insight -Access mode: https://www.tadviser.ru/index.php / (accessed: 12.25.2023)

3. Marketing research. Trading on marketplaces in 2023: the main sales channels, the growth rate of the number of orders [Electronic resource] - Data Insight Agency Marketing Research Agency - Access mode: https://datainsight.ru / (accessed: 12.25.2023)

4. Retail trade and public catering [Electronic resource] - Official website of the Federal State Statistics Service (Rosstat) -Access mode: https://rosstat.gov.ru/statistics / (accessed: 12.26.2023)

5. Expert opinion: the turnover of online commerce will grow. [Electronic resource] -The official website of the Association of Internet Trade Companies (AKIT) - Access mode: https://akit.ru / (accessed: 12.25.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.