Трансформация бизнеса
в условиях цифровизации современной экономики
Безгачева Ольга Леонидовна,
к.э.н., доцент, кафедра региональной экономики и управления, ГАОУ ВО ЛО Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, bezgacheva@gmail.com
Меркулова Ирина Федоровна,
к.э.н., доцент, кафедра региональной экономики и управления, ГАОУ ВО ЛО Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, mer_if@mail.ru
Янкевич Юлия Германовна,
к.э.н., доцент, кафедра социально-культурного сервиса и туризма, ГАОУ ВО Ло Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, iulia.yank@gmail.com
Цыплакова Елена Германовна,
д.т.н., профессор, кафедра региональной экономики и управления, ГАОУ ВО ЛО Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, naja458@yandex.ru
В данной статье изложены взгляды авторов на понятие цифровой экономики и происходящие процессы трансформации структуры современного рынка, обусловленные расширением цифровизации бизнеса, а также обосновывается мысль о том, что электронная коммерция, используя последние достижения в новейших технологиях, играет все более важную роль в разных секторах экономики, ускоряя кругооборот капитала и изменяя рынок труда. Также рассмотрено воздействие ускорения развития цифровых информационно-коммуникационных технологий на электронную коммерцию и ее участников. Авторы утверждают, что с развитием цифровой экономики электронная коммерция есть и будет одной из движущих сил экономического развития как отдельно взятой страны, так и мировой экономики в целом, так как в совокупности изменения, связанные цифровизацией экономики, определяют предпринимательские настроения и направленность построения внутренней кадровой политики, затрагивающей вопросы обучения и переподготовки наиболее востребованных специалистов.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая экономика, электронная коммерция, диджитализация, цифровые информационно-коммуникационные технологии
Важнейшим условием глобального повышения конкурентоспособности экономики и национальной безопасности России является развитие высокотехнологичного бизнеса, использующего современные цифровые технологии. Изменяющаяся конъюнктура мирового рынка диктует не только необходимость участия экономики страны в процессе цифровизации, а совершения, так называемого, цифрового технологического прорыва, подразумевающего под собой опережающее развитие за счет принципиально новых решений в области создания цифровых технологий.
В 2017 году Правительство утвердило Программу «Цифровая экономика Российской Федерации» с основными показателями и индикаторами до 2024 года. В соответствии с Программой государство намерено осуществить комплексную цифровую трансформацию экономики и социальной сферы России посредством создания условий институционального и инфраструктурного характера. [1]
Но уже сейчас очевидно и неоспоримо, что наблюдается устойчивая тенденция к цифровизации всех видов деятельности и, в каком-то смысле, её можно рассматривать в качестве продолжения тренда: техно-логизация ^ механизация ^ конвейеризация ^ циф-ровизация. Несомненно, что цифровизация является абсолютно необходимой составляющей цифровой экономики, её инфраструктурной и инструментальной базой. Но цифровая экономика - это не просто цифровизация, а так как мы говорим об экономике, то это более комплексное понятие.
Что же подразумевает под собой термин «цифровая экономика»? Подход к этому понятию у различных авторов имеет некоторые отличия. Отдельные авторы трактуют цифровую экономику в узком смысле - только с точки зрения электронной коммерции, другие - в широком, как систему экономических отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий.
С нашей точки зрения цифровая экономика включает в себя инфраструктуру, использующую цифровые информационно-коммуникационные технологии, инфраструктуру услуг посредников, обслуживающих эти технологии и собственно электронную коммерцию. Поэтому мы придерживаемся толкования цифровой экономики как системы экономических отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий.
Рассмотрим, как воздействуют на электронную коммерцию, ее участников развитие цифровых информационно-коммуникационных технологий.
За последние десятилетия экономика во всех странах мира переживает трансформацию благодаря быстрому техническому прогрессу, тем самым содействуя развитию электронного бизнеса, и в частности, элек-
X X
о
го А с.
X
го т
о
2 О
м о
о es о es
es
о ш m
X
<
m о x
X
тронной коммерции. Она вовлекает в свою орбиту новых участников, открывает новые возможности для бизнеса. Формируются новые рынки, изменяется природа компаний, характер ведения бизнеса.
Однозначно можно сказать, что с развитием цифровой экономики электронная коммерция есть и будет одной из движущих сил экономического развития как отдельно взятой страны, так и мировой экономике в целом.
В рамках исследования сущности электронной коммерции выделяют различные бизнес-модели по целевой группе потребителей, охватывающие государственный и корпоративный сектор экономики. С развитием электронной коммерции в ее орбиту затягиваются новые отрасли экономики и новые потребители, появляются новые бизнес-модели. [2]
Выделим преимущества электронной коммерции:
1. Снижает стоимость платежей и открывает новые возможности продвижения товара, новые источники дохода для бизнеса.
2. Способствует развитию конкуренции и конкурентоспособности товаров и услуг.
3. Влияет на изменение рыночной структуры: малые фирмы успешно соперничают с крупными предприятиями, способствую позитивному увеличению конкуренции.
4. Способствует мобилизации временно свободных финансовых ресурсов для осуществления конкретных инвестиций посредством развития электронной торговли ценными бумагами, переводу кредитно-депозитных операций коммерческих банков в он-лайн режим.
5. Снижает затраты бюджета на их предоставление, значительно сокращает время для получения услуг их получателям при переводе государственных услуг в электронный формат.
6. Позволяет государству эффективнее регулировать предпринимательскую деятельность, тем самым способствуя ее развитию
7. Увеличивает физическую доступность онлайн-торговли, так как она не знает очередей и расстояний.
8. Ускоряет денежный оборот, тем самым сокращает денежную массу.
9. Позволяет увеличить безналичные расчеты посредством развития электронных платежей, уменьшить риски, связанные с получением, хранением и учетом денежных средств.
10. Предоставляет большие возможности для маркетингового исследования «ниш» на рынке.
11. Позволяет использовать социальные сети в транзакциях электронной торговли, расширяет возможности для ведения транзакционного бизнеса [3].
12. Расширяет возможности информирования бизнеса о запросах и возможностях по предоставлению продуктов и услуг.
Следовательно, активное использование цифровой экономики расширяет возможности бизнеса, а именно:
1. Усовершенствуются технологические цепочки, сокращаются непроизводственные расходы.
2. Совершенствуется логистика, доставка товара (услуги) потребителю, тем самым вынуждая предприятия брать на себя функции компаний-посредников.
Следствия этого воздействия - ускорение кругооборота капитала, расширение возможностей развития бизнеса.
Публикуемые статистические данные подтверждают тот факт, что электронная коммерция уже стала мощ-
ным экономическим явлением и продолжает динамично развиваться. По мнению экспертов, рывок в ее развитии связано с широким внедрением передовых информационно-коммуникационных технологий, а также с конкретными преимуществами, которые получает деловой сектор от ее использования.
Цифровизация активно завоевывает финансовый рынок, наиболее это заметно в банковском секторе экономике. Конкурентоспособными в ближайшее время окажутся только те кредитные учреждения, которые внедряют новые технологии по всем направлениям своей деятельности, а также создают новые банковские продукты на основе этих технологий.
Наиболее выделяются два основных направления: обеспечение расчетов и кредитование.
На фоне снижения маржинальности банковских операций банки ищут новые каналы получения дополнительных стабильных доходов и сокращения операционных расходов. Это вызывает необходимость дальнейшего развития транзакционного бизнеса. При этом создание новых транзакционных продуктов сегодня происходит на основе передовых технологий. Появляются так называемые Digital-продукты.
Под диджитализацией сегодня понимается глубокая трансформация бизнеса, использование цифровых технологий для оптимизации бизнес-процессов.
В диджитализации больше всего преуспели 3 вида бизнеса:
- Ритейл;
- Банки;
- E-commerce.
Согласно данным исследования от Arthur D. Little в последние годы:
- 60% компаний начали применять диджитал-технологии и менять с помощью них бизнес под потребности клиента;
- 20% компаний только начали знакомиться с ди-джитал;
- 18% компаний привлекают и обслуживают клиентов с помощью информационных технологий;
- 2% компаний полностью прошли диджитализацию
[4].
Для банков диджитализация предполагает не только предоставления банковских продуктов и услуг через интернет-банк и мобильный банк. Банкам требуется проводить значительную работу по полной согласованности каналов обслуживания, соединять их в одной системе, то есть заниматься омниканальностью (omni-channel), построением модели digital banking.
Модель digital banking предполагает разработку Digital-стратегии, объединяющей цифровые и нецифровые ресурсы банка, конечной целью которой является формирование качественно нового сервиса, направленного на предоставление клиентам максимально удобные каналы доступа к банковским услугам и продуктам и позволяющей банку оставаться конкурентоспособным в новых условиях.
Сегодня банку, чтобы удержать клиента, поступательно расширять клиентскую базу (в условиях, когда практически рынок поделен), мало предложить клиенту только классическое расчетно-кассовое обслуживание. Ему очень важно суметь предложить клиенту такую услугу или сервис, которые смогут упростить ведение его повседневной операционной деятельности, позволит эффективно управлять ликвидностью бизнеса.
Наиболее в этом направлении продвинулись наши крупнейшие банки
Например, Сбербанк сначала запустил СМС-банк и «Сбербанк-онлайн», а затем мобильное приложение. Уже сейчас 99% процентов кредитных решений по физическим лицам принимаются автоматически.
Начальник управления развития продаж «Сбербанка» Никита Чугунов считает, «что в случае перехода в digital выигрывают все. Клиент экономит на комиссии при переводах и тратит на операции меньше времени, а мы экономим на обслуживании. Так, с переходом на цифровые сервисы мы можем оптимизировать издержки. Сотрудники перераспределяются с простых задач, которые можно уже сейчас сделать в удаленных сервисах обслуживания, на более сложные». Уже в 2018 году 83% клиентов Сбербанка пользовались как минимум одним цифровым продуктом [4].
Банки, направляя все больше усилия на развитие диджитализации, стали активно предлагать банковское кредитование дебиторской задолженности, то есть вновь вернулись к развитию факторинга. Еще десять лет назад редко можно было найти банк, который предлагал своим клиентам такой вид кредитования.
До определенного времени банки воздерживалась от работы по факторингу. Считалось, что поставщики с факторингом плохие - это дополнительные проблемы с документооборотом, контролем со стороны фактора, необходимость отказа от взаимозачетов. Но времена меняются. Сегодня уже поставщики по разным причинам делают выбор в пользу ритейла, работающего по факторингу. Такие лидеры ритейла как «Ашан», «МЕТРО Кэш энд Керри», «Пятерочка», «Карусель», «Перекресток» активно наращивают поставки с отсрочкой оплат.
По итогам 1-го полугодия 2018-го факторинговый рынок вырос почти на 40%. Самым быстрорастущим Фактором признан Сбербанк Факторинг [5]. Среди лидеров в диджитализации факторинга также выступает Альфа-Банк.
Согласно данным Ассоциации факторинговых компаний и агентства «Эксперт РА» Альфа-Банк вошел в тройку лидеров российского рынка факторинга. По итогам 2018 года объем уступленных банку денежных требований вырос на 53% и достиг 335 млрд рублей. Финансирование получили более 500 клиентов, что в 1,5 раза больше результата 2017 года. На сегодня доля кредитования через цифровые каналы превышает 98%. По словам директора транзакционного бизнеса Альфа-Банка Павла Рязанова «в 2019 году банк намерен сократить сроки выдачи средств, что особенно актуально для сегмента малого и среднего бизнеса» [6].
Почему произошел разворот в сторону факторинга.
1. Факторинг удобный инструмент управления оборотным капиталом. Производя активные закупки, почти все торговые предприятия рассматривают дебиторскую задолженность в качестве кредитного плеча.
2. Факторинг позволяет без изменения условий контрактов с поставщиками получить дополнительную отсрочку платежа у факторов, просто подписав с ними отдельное соглашение. Это способствует повышению финансовой устойчивости поставщика.
3. Факторинг, являясь источником дополнительного финансирования бизнеса, позволяет поставщикам обеспечить бесперебойность поставок, выполнения работ или оказания услуг, работать без нарушений/срывов сроков, предусмотренных контрактами.
Таким образом, факторинг уравновешивает потребности дебитора и возможности его поставщиков.
По словам Виктора Вернова, генерального директора «Открытие Факторинг», факторинг помогает клиентам компании безболезненно перейти на электронное взаимодействие, подключившись к ERP-системам. А применение технологии блокчейн автоматизирует сверку отгрузочной документации, нивелирует риски мошенничества и утраты конфиденциальности, сокращает операционные расходы.
Следовательно, факторинг взаимополезное решение как для продавца, покупателя. Рассмотрим детальней выгоды каждого.
Выгоды дебитора:
-отсрочка платежа для любого покупателя - это бесплатный кредит без ухудшения ключевых финансовых показателей;
- кредиторская задолженность для дебитора - это источник его возобновляемых оборотных средств;
- увеличение числа поставщиков и расширение товарного ассортимента;
- снижение розничной цены и, как следствие, захват доли рынка;
- устранение риска низкой надежности и финансовой стабильности поставщиков.
Выгоды поставщика:
- получение незамедлительной оплаты по факту отгрузки товара или выполнения работ;
- стабильное финансирование поставок без залогов и поручительства;
- увеличение оборотных средств и, как следствие, снижение отпускной цены;
- расширение перечня, количества и объемов поставок;
- успешное участие в государственных закупках;
- ликвидация риска неуплаты со стороны покупателя.
Крупные банки сейчас активно присматриваются к мобайл-банкингу. Люди перестают работать со стационарными компьютерами, и как следствие, банковские пользовательские сервисы отходят на второй план, уступая место мобильным решениям.
В России сегодня успешно действуют несколько крупных digital-банков — «Тинькофф банк», Рокетбанк, фК «Открытие», Touch Bank ОТП Банка.
«Альфа-групп» в 2017 году объявил о создании самостоятельного digital-банка, который будет работать по отдельной лицензии и конкурировать с Альфа-банком [7].
Электронная коммерция активно выходит за границу отдельно взятой страны, получает широкое развитие в международных экономических отношениях.
В 2000 году главами государств и правительств «Группа восьми» принята Окинавская хартия Глобального информационного общества с целью активизации роли государственных институтов в регулировании электронной торговли.
Некоторые аспекты электронной коммерции уже сегодня входят в сферу регулирования правил ВТО, в том числе вопросы телекоммуникаций, обязательств по предоставлению услуг, таможенных реформ и интеллектуальной собственности. Они закреплены и продвигаются с помощью многосторонних и плюрилатераль-ных соглашений.
Некоторые члены ВТО считают, что рабочая программа по электронной коммерции, принятая в 1988 г.
X X
о
го А с.
X
го m
о
2 О
м о
(см. рисунок 1) требует обновления, и ставят вопрос о создании глобальных торговых правил в этой области.
о сч
0 сч
сч
01
о ш m
X
<
m о х
X
Рис. 1. Структура рабочей программы ВТО по вопросам электронной коммерции
Вывод. В перспективе электронная коммерция, используя последние достижения в новейших технологиях, продолжит играть все более важную роль в разных секторах экономики, ускоряя кругооборот капитала, изменяя рынок труда, расширяя возможности получения дополнительного дохода.
Продвижение диджитализации в электронной коммерции будет способствовать изменению структуры рынка, уничтожению многих профессий, появлению новых, снижению текучести кадров, будет формировать новые бизнес-стратегии, развивать цифровой маркетинг и, в частности, контент-маркетинг.
Литература
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р [Электронный ресурс]. - Режим досту-па:http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB7 9I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения 31.01.21)
2. Безгачева О.Л. Влияние цифровой экономики на развитие финансовых отношений/ Сборник материалов XI МНПК: Качество науки - качество жизни 12 апреля 2018 -СПб, издательство ООО «ИД ТМБпринт», 2018, 146 с
3. Безгачева О.Л., Самотуга В.Н. Становление и развитие транзакционного бизнеса в банковском секторе России/ Ученые записки: СПб, УУиЭ, вып.1 (49), 2015,23-31
4. Go digital or die: Диджитализация как неизбежность [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://nand.ru/professional-information/news/20566/ (дата обращения: 31.01.2020).
5. RAEX: диджитализация и госзаказ - ключевые векторы развития рынка факторинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.interfax.ru/events/news/630904 (дата обращения: 31.01.2020).
6. RAEX: диджитализация и госзаказ - ключевые векторы развития рынка факторинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.interfax.ru/events/news/630904 (дата обращения: 31.01.2020).
7. Новости дня в России и мире: «Ведомости» узнали о создании «Альфа-групп» собственного digital-банка, 4 окт.2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/04/10/2017/59d42e999a794789f5 b52a56 (дата обращения: 31.01.2020).
8. Александров Д.Г. Общая теория экономического роста и модели развития национальной экономики // Экономика и управление: проблемы, решения. 2013. № 5. С. 38-43.
9. Матюнин Л.В., Александров Д.Г., Белотело-ва Н.П. Роль государства в регулировании инновационной деятельности в России // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2013. № 2 (29). С. 91-94.
Business transformation in the context of digitalization
modern economy Bezgacheva O.L., Merkulova I.F., Yankevich Yu.G., Tcyplakova E.G.
Leningrad State University named after A.S. Pushkin In this paper, the authors ' views on the concept of the digital economy and the processes of transformation of structure of the modern market due to the expansion of digitalization of business and also substantiates the idea that e-Commerce, using the latest advances in the latest technology plays an increasingly important role in different sectors of the economy, accelerating capital turnover and changing job market. The impact of accelerating the development of digital information and communication technologies on e-Commerce and its participants is also considered. The authors argue that with the development of the digital economy, e-Commerce is and will be one of the driving forces of economic development of both a single country and the world economy as a whole, since in the aggregate, changes related to the digitalization of the economy determine the entrepreneurial mood and the direction of building an internal personnel policy that affects the training and retraining of the most popular specialists. Keywords: digitalization, digital economy, e-Commerce, digitalization, digital information and communication technologies References
1. The order of the Government of the Russian Federation of July 28,
2017 No. 1632-r [Electronic resource]. - Access mode: http: //static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu 4bvR7M0.pdf (accessed 1/31/21)
2. Bezgacheva O.L. The influence of the digital economy on the
development of financial relations / Proceedings of the XI MNPK: The quality of science - the quality of life April 12, 2018
- St. Petersburg, Publishing House ID TMBprint, 2018, 146 p.
3. Bezgacheva O. L., Samotuga V. N. Formation and development
of a transactional business in the banking sector of Russia / Scientific notes: St. Petersburg, UEiE, issue 1 (49), 2015,2331
4. Go digital or die: Digitalization as inevitability [Electronic resource] .- Access mode: http://nand.ru/professional-information/news/20566/ (accessed: 01/31/2020).
5. RAEX: digitalization and government procurement are key vectors of factoring market development [Electronic resource].
- Access mode: https://www.interfax.ru/events/news/630904 (accessed date: 01/31/2020).
6. RAEX: digitalization and government procurement are key vectors of factoring market development [Electronic resource].
- Access mode: https://www.interfax.ru/events/news/630904 (accessed date: 01/31/2020).
7. News of the day in Russia and in the world: Vedomosti learned
about the creation of Alfa Group of its own digital bank, October 4, 2017 [Electronic resource]. - Access mode: https://www.rbc.ru/business/04/10/2017/59d42e999a794789f5 b52a56 (access date: 01/31/2020).
8. Alexandrov D.G. The general theory of economic growth and
the development model of the national economy // Economics and Management: Problems, Solutions. 2013. No. 5. P. 38-43.
9. Matyunin L.V., Aleksandrov D.G., Belotelova N.P. The role of
the state in the regulation of innovative activity in Russia // Scientific proceedings of the Russian Academy of Advocacy and Notary. 2013. No. 2 (29). S. 91-94.