Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ АРГЕНТИНО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РУБЕЖЕ ДЕСЯТИЛЕТИЙ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ АРГЕНТИНО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РУБЕЖЕ ДЕСЯТИЛЕТИЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
388
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРГЕНТИНА / США / ДОНАЛЬД ТРАМП / МАУРИСИО МАКРИ / АЛЬБЕРТО ФЕРНАНДЕС / МВФ / АРГЕНТИНО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гриценко Илона Александровна

В работе рассмотрены отношения между Аргентиной и США в период администраций М. Макри и А. Фернандеса и трансформация характера двусторонних связей на рубеже десятилетия. Автор анализирует изменения в связи с вызовами, которые поставил перед аргентинским руководством экономический кризис, и с учетом мотивов обеих сторон. В ходе исследования выявлены риски для успешного взаимодействия Вашингтона и Буэнос-Айреса, а также рычаги потенциального воздействия Белого дома на аргентинские власти. Исследование базируется на обширном фактическом материале периода последних двух аргентинских администраций (2015-2021), новейших источниках, в числе которых документы Госдепартамента США. Комплексный системный подход позволяет рассматривать взаимодействие Буэнос-Айреса и Вашингтона в динамике аргентинских внутриполитических и экономических процессов, с учетом глобальных и региональных факторов. При анализе изменений характера двусторонних связей применен компаративистский подход. Отношения между Вашингтоном и правительством М. Макри в 2017-2019 гг. являлись союзническими. Основными направлениями взаимодействия были торговля и инвестиции, безопасность и политическое сотрудничество. В области экономики наблюдались как успехи, так и противоречия. В целях поддержки своего союзника и преемственности власти в Аргентине, Д. Трамп способствовал выдаче стране крупнейшего транша МВФ на период администрации М. Макри, проблема выплаты которого стала бременем для избранного А. Фернандеса. Готовность Белого дома содействовать решению долгового вопроса и необходимые Аргентине американские инвестиции удержали последнего от развертывания автономистской внешней политики и подтолкнули к выбору более сбалансированного курса. Обе темы являются точками потенциального давления Вашингтона на аргентинское руководство. Двусторонние отношения приобрели более сдержанный характер, но без признаков конфронтации. Риски для аргентино-американского сотрудничества несут углубление партнерства южноамериканской страны с Китаем и позиция ее руководства по урегулированию венесуэльского кризиса. Учитывая стремление иметь статус предпочтительного партнера для Аргентины, США вряд ли используют рычаги давления в первую очередь. С приходом администрации Дж. Байдена в число направлений взаимодействия вошла климатическая повестка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRANSFORMATION OF ARGENTINE-U.S. RELATIONS AT THE TURN OF THE DECADE

Introduction. The paper examines Argentina-U.S. relations during the administrations of Mauricio Macri and Alberto Fernandez, as well as the transformation of the bilateral ties character at the turn of the decade. The author analyzes the changes paying attention to the challenges that the economic crisis posed to the Argentine leaders, and taking into account the motives of both countries. The study identified the risks for the successful interaction between Washington and Buenos Aires, as well as the leverage of the potential influence of the White House on the Argentine authorities. Methods. The study is based on extensive factual data from the period of the latest two Argentine administrations (2015-2021), the new sources, including documents of the U.S. Department of State. An integrated systematic approach allowed to consider the interaction of Buenos Aires and Washington in the dynamics of Argentine domestic political and economic processes, taking into account global and regional factors. When analyzing changes in the character of bilateral ties, a comparative approach was applied. Analysis. The relations between Washington and the government of Mauricio Macri in 2017-2019 were allied. The main areas of interaction were trade and investment, security and political cooperation. To support his ally and the continuity of government in Argentina, D. Trump facilitated the IMF’s approval of the largest standby to Argentina for the period of Macri’s administration. The problem of payment became a burden for the electedFernandez. Results. The willingness of the White House to help resolve the debt issue and the American investments needed by Argentina deterred A. Fernandez from developing an autonomist foreign policy pushing him to choose a more balanced course. Both topics constitute the points of potential pressure from Washington on the Argentine leader. Bilateral relations became more restrained, but showing no signs of confrontation. Risks for Argentine-American cooperation are posed by the deepening partnership of the South American country with China and by the position of the Argentine authorities on resolving the Venezuelan crisis. Given its desire to be Argentina’s partner of choice, the U.S. is unlikely to firstly use pressure. With the beginning of Joseph Biden’s presidency, the climate agenda became a new area of cooperation.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ АРГЕНТИНО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РУБЕЖЕ ДЕСЯТИЛЕТИЙ»

www.volsu.ru

DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu4.2022.2.18

UDC 327 Submitted: 12.01.2021

LBC 66.4(4/8) Accepted: 03.07.2021

THE TRANSFORMATION OF ARGENTINE-U.S. RELATIONS AT THE TURN OF THE DECADE 1

Ilona A. Gritsenko

Centre for Political Studies, Institute of Latin American Studies of the Russian Academy of Sciences,

Moscow, Russian Federation

Abstract. Introduction. The paper examines Argentina-U.S. relations during the administrations of Mauricio Macri and Alberto Fernandez, as well as the transformation of the bilateral ties character at the turn of the decade. The author analyzes the changes paying attention to the challenges that the economic crisis posed to the Argentine leaders, and taking into account the motives of both countries. The study identified the risks for the successful interaction between Washington and Buenos Aires, as well as the leverage of the potential influence of the White House on the Argentine authorities. Methods. The study is based on extensive factual data from the period of the latest two Argentine administrations (2015-2021), the new sources, including documents of the U. S. Department of State. An integrated systematic approach allowed to consider the interaction of Buenos Aires and Washington in the dynamics of Argentine domestic political and economic processes, taking into account global and regional factors. When analyzing changes in the character of bilateral ties, a comparative approach was applied. Analysis. The relations between Washington and the government of Mauricio Macri in 2017-2019 were allied. The main areas of interaction were trade and investment, security and political cooperation. To support his ally and the continuity of government in Argentina, D. Trump facilitated the IMF's approval of the largest standby to Argentina for the period of Macri's administration. The problem of payment became a burden for the elected A. Fernandez. Results. The willingness of the White House to help resolve the debt issue and the American investments needed by Argentina deterred A. Fernandez from developing an autonomist foreign policy pushing him to choose a more balanced course. Both topics constitute the points of potential pressure from Washington on the Argentine leader. Bilateral relations became more restrained, but showing no signs of confrontation. Risks for Argentine-American cooperation are posed by the deepening partnership of the South American country with China and by the position of the Argentine authorities on resolving the Venezuelan crisis. Given its desire to be Argentina's partner of choice, the U.S. is unlikely to firstly use pressure. With the beginning of Joseph Biden's presidency, the climate agenda became a new area of cooperation.

Key words: Argentina, United States, Donald Trump, Mauricio Macri, Alberto Fernandez, IMF, Argentine-U.S. relations.

Citation. Gritsenko I.A. The Transformation of Argentine-U.S. Relations at the Turn of the Decade. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2022, vol. 27, no. 2, pp. 215-224. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2022.2.18

УДК 327 Дата поступления статьи: 12.01.2021

ББК 66.4(4/8) Дата принятия статьи: 03.07.2021

ТРАНСФОРМАЦИЯ АРГЕНТИНО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РУБЕЖЕ ДЕСЯТИЛЕТИЙ1

Илона Александровна Гриценко

§ Центр политических исследований Института Латинской Америки РАН, г. Москва, Российская Федерация

и

я

К

Аннотация. В работе рассмотрены отношения между Аргентиной и США в период администраций © М. Макри и А. Фернандеса и трансформация характера двусторонних связей на рубеже десятилетия. Автор

(N (N О (N

анализирует изменения в связи с вызовами, которые поставил перед аргентинским руководством экономический кризис, и с учетом мотивов обеих сторон. В ходе исследования выявлены риски для успешного взаимодействия Вашингтона и Буэнос-Айреса, а также рычаги потенциального воздействия Белого дома на аргентинские власти. Исследование базируется на обширном фактическом материале периода последних двух аргентинских администраций (2015-2021), новейших источниках, в числе которых документы Госдепартамента США. Комплексный системный подход позволяет рассматривать взаимодействие Буэнос-Айреса и Вашингтона в динамике аргентинских внутриполитических и экономических процессов, с учетом глобальных и региональных факторов. При анализе изменений характера двусторонних связей применен компаративистский подход. Отношения между Вашингтоном и правительством М. Макри в 2017-2019 гг. являлись союзническими. Основными направлениями взаимодействия были торговля и инвестиции, безопасность и политическое сотрудничество. В области экономики наблюдались как успехи, так и противоречия. В целях поддержки своего союзника и преемственности власти в Аргентине, Д. Трамп способствовал выдаче стране крупнейшего транша МВФ на период администрации М. Макри, проблема выплаты которого стала бременем для избранного А. Фернандеса. Готовность Белого дома содействовать решению долгового вопроса и необходимые Аргентине американские инвестиции удержали последнего от развертывания автономистской внешней политики и подтолкнули к выбору более сбалансированного курса. Обе темы являются точками потенциального давления Вашингтона на аргентинское руководство. Двусторонние отношения приобрели более сдержанный характер, но без признаков конфронтации. Риски для аргентино-американского сотрудничества несут углубление партнерства южноамериканской страны с Китаем и позиция ее руководства по урегулированию венесуэльского кризиса. Учитывая стремление иметь статус предпочтительного партнера для Аргентины, США вряд ли используют рычаги давления в первую очередь. С приходом администрации Дж. Байдена в число направлений взаимодействия вошла климатическая повестка.

Ключевые слова: Аргентина, США, Дональд Трамп, Маурисио Макри, Альберто Фернандес, МВФ, аргентино-американские отношения.

Цитирование. Гриценко И. А. Трансформация аргентино-американских отношений на рубеже десятилетий // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2022. - Т. 27, № 2. - С. 215-224. - DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu4.2022.2.18

Введение. На рубеже десятилетия по итогам выборов 27 октября 2019 г. к власти в Аргентине вернулись перонисты во главе с А. Фернандесом и К. Киршнер в роли вице-президента. После четырехлетнего правления М. Макри (декабрь 2015 - декабрь 2019) -сторонника открытой экономики, проводившего линию активного политического взаимодействия с США, это дало почву опасениям, что Буэнос-Айрес вернется к практикам автоно-мизма и политической конфронтации в отношении Вашингтона, наблюдавшимся в период киршнеризма2. Тем не менее нынешнее аргентинское руководство находится в условиях, весьма далеких от конъюнктуры «золотого десятилетия» в Латинской Америке. В самой Аргентине - экономический кризис [26], пугающий показателями инфляции, бедности и безработицы, и усугубившийся пандемией СОУГО-19. В этой связи представляет интерес трансформация отношений между Аргентиной и США, которую необходимо рассматривать в контексте вызовов, стоящих перед аргентинскими властями и с учетом мотивов двух стран. В лабиринте неблагоп-

риятных внутренних и внешних факторов, в котором сегодня находится Аргентина, особняком стоит вопрос выплаты долга Международному валютному фонду (МВФ) по займу, согласованному М. Макри. Именно в свете долговой проблемы следует анализировать новый этап аргентино-американских отношений.

Методы и материалы. Исследование основано на фактическом материале периода администраций М. Макри (2015-2019) и А. Фернандеса (2019-2021) в Аргентине, новейших источниках, в том числе стратегиях, разработанных Госдепартаментом США. Взаимодействие Буэнос-Айреса и Вашингтона рассмотрено в рамках комплексного системного подхода с учетом динамики аргентинских внутриполитических и экономических процессов, глобальных и региональных факторов. Анализ изменений характера двусторонних связей проводится с применением компаративистского подхода.

Буэнос-Айрес как союзник США. Три из четырех лет президентского срока Д. Трампа (январь 2017 - январь 2021) в США

пришлись в Аргентине на мандат М. Макри. В этот период впервые за годы было озвучено, что южноамериканская республика является основным союзником США вне НАТО [9]. Формально Аргентина имеет этот статус с 1997 г., когда президент К. Менем (1989-1997), с целью сближения с Западным миром, произвел ряд серьезных изменений во внешнеполитическом курсе Аргентины по важным для Вашингтонской повестки направлениям. В частности, он остановил разработку баллистической ракеты Кондор II, вывел страну из Движения неприсоединения и санкционировал участие в операции «Буря в пустыне» в Ираке. Следствием стала формализация двустороннего альянса [28] между США и Аргентиной. Тем не менее, союзнический статус был постепенно забыт [32] в последующие годы, когда страна находилась под управлением левоориентированных перо-нистских правительств Н. Киршнера (20032007) и К. Киршнер (2007-2015). Они серьезно трансформировали внешнюю политику, отдав предпочтение латиноамериканской повестке, и отказались от углубления сотрудничества с Вашингтоном.

Придя к власти, М. Макри пересмотрел внешнеполитический курс, сделав сближение с США ключевым направлением. Президент незамедлительно урегулировал острый вопрос аргентино-американских отношений, унаследованный от предшественников: погасил долг перед иностранными кредиторами, отказавшимися реструктуризировать госзаймы страны после дефолта 2001 года. Уже в марте 2016 г. Аргентину впервые за годы посетил с официальным визитом американский президент -Б. Обама (2009-2017), что ознаменовало новый этап двусторонних отношений.

С тех пор в Аргентине побывал Д. Трамп (2018) и многие высокопоставленные чиновники США, что свидетельствовало о наращивании двусторонних контактов. Для Вашингтона смена власти в Аргентине означала не только конец напряженности в отношениях с Буэнос-Айресом, которая началась в период киршнеризма. Приход дружественного правительства в одну из крупнейших латиноамериканских стран давал США возможность через выстраивание связей с ним восстановить свои позиции в регионе, с которых их потесни-

ли ЕС и Китай. К тому же, Аргентина под руководством М. Макри могла, продемонстрировав экономические успехи, стать образцом для других государств - своеобразной «рекламой» правой политики в Латинской Америке.

М. Макри удалось наладить отношения с Д. Трампом. Приоритетными направлениями, по которым развивалось и углублялось двустороннее взаимодействие, были торговля и инвестиции, безопасность - борьба с орг-преступностью и терроризмом, «венесуэльский вопрос».

Что касается безопасности, в исследовании аргентинских экспертов отмечается, что больше всего договоров в этой сфере за 20152018 гг. было подписано именно с США - 8 (против 1-2 с латиноамериканскими партнерами, Россией, Китаем в тот же период) [7]. В их числе соглашение о размещении в аргентинском г. Посадас (провинция Мисьонес) базы для сотрудников антинаркотического ведомства США и передачи его технологий для совместной работы по противодействию незаконному обороту наркотиков в районе трехграничья между Аргентиной, Парагваем и Бразилией [34], а также договор о сотрудничестве с ФБР по обучению работников федеральной полиции Аргентины [4]. В мае 2018 г. появилась информация о возобновлении строительства на территории аргентинской провинции Неукен «базы гуманитарной помощи» США по ликвидации последствий стихийных бедствий [14].

Необходимо отметить, что множество аргентинских общественных организаций выступили против размещения баз под «флагом» борьбы с оргпреступностью [13]. В случае с объектом в Мисьонес активисты опасались милитаризации зоны трехграничья и угрозы контролю латиноамериканских стран над имеющимися там природными ресурсами. Новость о строительстве базы в Неукене также была воспринята неоднозначно, поскольку Южное командование США, выделившее средства на постройку, занимается не только гуманитарными миссиями, но и военными. В этой провинции находится крупное месторождение неконвенциональной нефти Вака Му-эрта, где ведут деятельность американские компании, в связи с чем некоторые аргентинские эксперты и общественные деятели

высказали опасения, что США намерены установить контроль над находящимися там ископаемыми с целью их последующего экспорта на свою территорию [25]. Кроме того, в Неукене размещена китайская космическая станция, построенная по соглашению К.Ф. де Киршнер с Си Цзиньпином 2015 г. и действующая с 2018 года. Несмотря на заявленные гражданские цели, она вызывает обеспокоенность Южного командования, считающего, что станция имеет потенциал сбора информации о положении и активности военных спутников США и их союзников [30]. В этой связи, эксперт Ф. де ла Бальзе называл китайскую станцию объектом «двойного назначения» и предостерег от ситуаций, когда внешнеполитический прагматизм аргентинских властей приводит к росту напряженности между глобальными соперниками [8].

В июле 2019 г., накануне визита госсекретаря США М. Помпео, Аргентина признала террористической ливанскую шиитскую организацию Хезболла (Hezbollah), по одной из версий причастную к атаке на еврейский культурный центр AMIA в Буэнос-Айресе (1994). Этот шаг, на фоне симпатий Д. Трампа к Израилю и усиления напряженности между Вашингтоном и Тегераном, явился свидетельством «увязывания» аргентинской политики с линией Вашингтона.

Если говорить об идейно-политической составляющей отношений в период «Макри -Трамп», центральное место в двусторонней международной повестке занимал венесуэльский вопрос, по которому стороны демонстрировали схожесть позиций. В лице М. Макри Вашингтон имел наиболее резкого во всей Латинской Америке критика режима Н. Ма-дуро. Аргентинский президент охарактеризовал его как «диктатора, который стремится удерживаться у власти, проводя фиктивные выборы» [24]. В январе 2019 г. М. Макри первым из латиноамериканских лидеров вслед за США признал тогдашнего спикера Национальной ассамблеи Боливарианской Республики Х. Гуайдо временно исполняющим обязанности президента. Введение Аргентиной санкций в отношении венесуэльских чиновников и юридических лиц также коррелировало с действиями Вашингтона [11], чья позиция в период мандата Д. Трампа была непримиримой:

США призывали страны Латинской Америки усилить санкционное давление [29]. Аргентина во главе с М. Макри активно участвовала в работе Группы Лимы3, жестко критиковавшей правительство Н. Мадуро и призывавшей вооруженные силы Венесуэлы перейти на сторону оппозиции.

Торгово-экономическая двусторонняя повестка демонстрировала как успехи, так и очевидные противоречия. США - третий торговый партнер Аргентины по объему товарооборота (свыше US$10 млрд в 2019 г.) [2] после Бразилии и Китая. При этом с 2006 г. торговый баланс имеет сальдо в пользу североамериканской страны. В соответствии с лозунгом Д. Трампа «Америка прежде всего», даже подчеркивая значимость Аргентины в качестве своего союзника, 45-й президент США далеко не всегда шел на уступки по торговым вопросам, если это не несло выгоды экономике его страны. Яркий пример - таможенный сбор в 72 % на поставки главного аргентинского экспортного товара - биодизеля, введенный США в апреле 2018 г. на пять лет, который республика безуспешно оспаривала. Запрет на поставки аргентинской говядины был снят США лишь после того, как южноамериканская страна согласилась на закупки американской свинины. Учитывая активное торговое сальдо США в двусторонней торговле, целью этих мер было его наращивание, а не выравнивание торгового обмена, о необходимости которого заявлял Д. Трамп.

Образец успешного сотрудничества -американская инвестиционная деятельность в Аргентине. Для М. Макри это направление было особенно важно ввиду его ставки на приток иностранного капитала для преодоления экономического кризиса. США - главный источник прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Аргентину (23 % от общего объема). В 2018 г. объем вложений США составил около US$15 млрд [20]. Наибольший рост ПИИ наблюдался в секторе неконвенциональной добычи нефти и газа в Вака Муэрта. Корпорация частных зарубежных инвестиций (англ. Overseas Private Investment Corporation, OPIC) в сентябре 2019 г. одобрила выделение US$450 млн для финансирования там работ латиноамериканских компаний Vista Oil и Aleph Midstream [10].

Транш МВФ для Аргентины М. Мак-

ри. В условиях резкого падения аргентинской экономики в мае 2018 г. М. Макри обратился за помощью к МВФ, невзирая на высокие внутриполитические риски. Неудачи экономической политики президента могли привести к власти традиционно критически настроенную к политике США лево-перонистскую оппозицию. Будучи заинтересованными в сохранении Аргентины в качестве союзника в регионе и продолжении начатых в стране проектов, в Вашингтоне оказали поддержку правительству М. Макри. Благодаря содействию Д. Трампа соглашение с МВФ было подписано менее, чем за месяц. Аргентине был одобрен крупнейший транш в истории организации: ^$57 миллиардов.

Важным пунктом договора было то, что свыше 75 % предоставляемых МВФ средств поступили в распоряжение аргентинских властей в течение 2019 г., то есть во время мандата М. Макри и в год выборов. В связи с этим, А. Фернандес заявил [15], что фонд финансирует выгодные власти, а М. Макри в попытке удержаться на посту привел страну к долговой зависимости на десятилетия.

В целом, происходящее в аргентино-американских отношениях вплоть до президентских выборов в южноамериканской стране в октябре 2019 г. вписывается в концепцию отношений стратегического союзничества, предполагающих высокую степень совпадения идейно-политических ориентиров.

Д. Трамп поддерживал М. Макри и после неудач экономического курса аргентинского лидера, тем не менее, однозначно не рассчитывая на победу политического союзника. Известный аргентинский политолог Х.Г. Токатлиан со ссылкой на документ Госдепартамента США 2018 г. отмечал, что видение американским ведомством ситуации в Аргентине было реалистическим. В тексте утверждалось, что экономическая и политическая стабильность в стране не гарантированы, а правительство М. Макри должно проводить непопулярные реформы в условиях недовольства населения [23].

Политическое и экономическое содействие Вашингтона, и личная поддержка Д. Трампа не помогли переизбранию М. Мак-ри, уже зарекомендовавшего себя в качестве

союзника США. Тем не менее, обязательства по выплате большого долга МВФ легли на плечи следующей аргентинской администрации, сильно ограничив пространство для маневра А. Фернандесу, в особенности во внешней политике. Это облегчило Вашингтону взаимодействие с аргентинскими властями, что явилось для США позитивным обстоятельством.

Риски и политика баланса А. Фернандеса. Приход к власти в Аргентине А. Фернандеса, будучи нежелательным для Белого дома, не был неожиданным, поскольку южноамериканская страна проводила выборы, когда победитель фактически определился заранее по результатам праймериз 11 августа 2019 года. До основного голосования кандидат Фернандес уже посылал сигналы как будущий президент своими заявлениями, по которым можно было делать выводы о его вероятном курсе. На встрече чиновников Госдепартамента США с видным аргентинским политиком-перонистом С. Массой были озвучены поводы для беспокойства Вашингтона, и прошло предварительное выяснение позиций А. Фернандеса по этим вопросам. С. Масса выразил и будущую формулу аргентино-аме-риканских связей: «Зрелые отношения без политики следования»[27].

Одной из интересующих американскую сторону тем было отношение А. Фернандеса к вопросу погашения долга перед частными кредиторами, связанными с США - крупнейшим акционером МВФ. В Вашингтоне опасались, что А. Фернандес воспользуется тактикой К.Ф. де Киршнер и откажется от выплат, но получили уверения, что такой сценарий не воплотится [27]. Сразу после выборов в Аргентине Д. Трамп позвонил А. Фернандесу и сообщил, что «поручил» МВФ работать с избранным президентом над решением долговой проблемы, показав себя его союзником. Молниеносность, с которой был сделан звонок, позволяет заключить, что решение было готовым. В свою очередь, А. Фернандес заявил, что надеется иметь с США «зрелые и теплые отношения» [3].

При объяснении действий Д. Трампа напрашивается аналогия с приходом к власти в Аргентине Н. Киршнера (2003) после дефолта страны и также в ситуации, когда предсто-

яло решать проблему с выплатой долгов МВФ. Внимание США тогда было приковано к борьбе с терроризмом после атак 11 сентября 2001 года. Вашингтон не оказал финансового и политического содействия союзнической Аргентине, чем подтолкнул Н. Кирш-нера искать поддержку у левых правительств региона - в Бразилии и Венесуэле. В краткосрочной перспективе это вылилось в отказ латиноамериканских стран от проекта США, всеамериканской зоны свободной торговли АЛКА (2005), а в долгосрочной - способствовало укреплению неприемлемого для Вашингтона тренда левого поворота. В отношении А. Фернандеса США повели себя иначе, сделав ставку на то, что избранный аргентинский глава представляет, в отличие от К.Ф. де Киршнер, умеренное крыло кир-шнеризма. В Белом доме учли ошибку начала века и первыми предложили посредничество, чтобы не настраивать лидера-перони-ста против США, побуждая искать альтернативу их поддержке в Китае и России, и таким образом упрочивать влияние последних в Латинской Америке. Готовность Белого дома оказать содействие по вопросу долга и необходимые для аргентинской экономики инвестиции стали факторами удержания А. Фернандеса от поворота к автономистской внешней политике в начале президентского срока и подтолкнули к выбору более сдержанного курса.

Заняв президентское кресло, А. Фернандес поставил перед собой непростую задачу -заключить обновленное соглашение с МВФ с отсрочкой до 2024 г. основных выплат, ранее назначенных на 2022 и 2023 годы. Согласно его позиции, ответственность за макроэкономический кризис в Аргентине лежит на правительстве М. Макри и МВФ, который не должен был одобрять огромный займ стране в столь сложной финансовой ситуации. Аргентина же, находясь в условиях рецессии и дефолта, позже усугубившихся пандемией, не в состоянии выплачивать долги по графику [1]. 4 августа 2020 г. была достигнута договоренность о реструктуризации с основными частными кредиторами, что позволило Аргентине вернуться на рынок международных кредитов. При этом аргентинской стороне оказал содействие МВФ, выпустив заявление в поддержку ее предложения [17]. Так, проблема, волновавшая американских

партнеров, была решена, однако длительные переговоры с фондом требовали от аргентинского руководства осторожности в международных вопросах по чувствительным для Вашингтона темам, поскольку США - единственная страна, обладающая полномочиями в совете директоров МВФ, чтобы наложить вето на любую сделку.

В числе тем, вызывающих беспокойство США - усиление китайского присутствия в Латинской Америке и, в частности, в Аргентине. После возвращения перонистов к власти, перспектива углубления сотрудничества страны с азиатским гигантом стала более отчетливой [33]. Китайско-аргентинские отношения, развившиеся в период киршнеризма, имеют статус всеобъемлющего стратегического партнерства. Китай не только второй партнер Аргентины по объему торговли (^$15,58 млрд в 2019 г.) [18], но и активно инвестирует в экономику южноамериканской страны, развивая стратегические проекты. Углубление партнерства Буэнос-Айреса с Пекином, к которому стремятся стороны, представляет фактор риска для успешного сотрудничества Аргентины и США.

Другая важная региональная тема, несущая риски для аргентино-американских отношений - венесуэльский политический кризис и позиция А. Фернандеса. Лидер Аргентины солидаризировался с Мексикой и Уругваем, придерживающимися более нейтрального подхода в отношении режима Н. Мадуро, чем Группа Лимы, но долгое время не покидал организацию. Такое поведение можно объяснить нежеланием аргентинского президента совершать демонстративно резкие шаги в отношении Вашингтона, которые отразились бы негативно на двусторонних связях. Аргентина официально покинула Группу лишь в марте 2021 г. уже после смены американской администрации. Еще одним жестом в сторону Вашингтона аргентинский исследователь М.Л. Баррето считает, что А. Фернандес не пересмотрел решения о признании Хезболлы террористической организацией и в числе первых зарубежных визитов посетил Израиль [5].

«Венесуэльский» и «китайский» вопросы, представляя риски для двусторонних связей, одновременно являются темами, по которым Вашингтон, может добиваться уступок,

используя такие точки потенциального давления на администрацию А. Фернандеса как переговорный процесс с МВФ и американская инвестиционная деятельность в Вака Муэр-та. Ранее «предупредительный сигнал» [31] от Вашингтона прозвучал, когда Аргентина предоставила политическое убежище экс-президенту Боливии Эво Моралесу. Тем не менее, если в случае с кризисом в Боливии ситуация разрешилась, причем Вашингтон потерпел политическое поражение, кризис в Венесуэле далек от исхода и сохраняет потенциал негативного влияния на аргентино-аме-риканские отношения в случае обострения разногласий сторон. Схожий эффект может иметь ситуация с арестами оппозиционных кандидатов в Никарагуа.

Темы китайского присутствия и венесуэльского кризиса затронуты в обновленной «Комплексной страновой стратегии» от ноября 2020 г., посвященной Аргентине [19]. В документе Госдепартамента США названы приоритетные направления деятельности американской дипломатии в стране на четыре года. Текст свидетельствует о стремлении Вашингтона сосредоточиться в отношениях с Буэнос-Айресом на том, что объединяет стороны в противовес разногласиям, ради выгодного долгосрочного сотрудничества в области экономики, безопасности и защиты демократии. Так, применительно к решению венесуэльского вопроса сказано, что, хотя подходы Вашингтона и Буэнос-Айреса различаются, конечная цель совпадает - это демократическая Венесуэла и продуктивный региональный партнер. Отмечается готовность Вашингтона к диалогу с Аргентиной для сглаживания противоречий [19, р. 2]. Принятие решения ОР1С выделить средства на работы в Вака Муэрта после победы А. Фернандеса на праймериз подтверждает, что США рассматривали аргентинский энергетический сектор в качестве долговременной сферы инвестиций, вне зависимости от политической конъюнктуры.

Некоторые из прописанных в Стратегии задач, в соответствии с другими документами Госдепартамента [21; 22], нацелены на противодействие КНР на территории Аргентины и восстановление конкурентного преимущества Соединенных Штатов. Предполагает-

ся способствовать тому, чтобы Аргентина усовершенствовала свою нормативно-правовую базу в части экономического регулирования, эффективности судебной системы, макроэкономической и денежно-кредитной политики, обеспечила равные условия для торговли и инвестиций. По замыслу разработчиков документа, это не только защитит интересы американских компаний в Аргентине и расширит их возможности, но также поможет стране выйти на траекторию устойчивого экономического развития. При этом США стремятся сохранить за собой статус предпочтительного партнера. Для этого предполагается продвигать позитивный образ Соединенных Штатов и ценности демократических институтов, в том числе, посредством установления диалога с аргентинским гражданским обществом [19, p. 6]. В то же время, после возвращения к власти перонистов, в документ был включен новый пункт - риски от невыполнения указанных задач. В случае, если Вашингтону не удастся реализовать свои планы в отношении Аргентины, страна в условиях рецессии вернется к протекционизму, усилит присутствие Китая, и окно возможностей для США сузится [19, p. 5].

Сегодня Аргентина в своей политике придерживается концепции «Третьего пути», в которой, в частности, заключено стремление поддерживать конструктивные отношения с выгодой для себя со всеми значимыми игроками. Об этом говорят как сами перонис-ты [27], так и Госдеп [19, p. 2]. Страна участвует в проекте правительства США в области инфраструктуры и инвестиций для ла-тино-карибских государств «Рост для Америк» (англ. "Growth in the Americas") [16], а в начале 2021 г. стало известно [12] о присоединении к китайской инициативе «Один пояс и один путь» со сходной направленностью. Учитывая сумму изложенного, представляется логичным, что А. Фернандес будет проводить взвешенную политику и прилагать максимум усилий, чтобы соблюдать баланс между Вашингтоном и Пекином, сотрудничество с которыми равно важно для Аргентины.

Результаты. Отношения между США и Аргентиной являлись союзническими в период мандата М. Макри и характеризовались политикой «следования» со стороны Буэнос-

Айреса по политическим вопросам и поддержкой Вашингтоном экономических мер аргентинских властей. Несмотря на успехи политического сотрудничества, в торгово-экономической повестке наблюдались сложности. Их корень - в протекционистских взглядах Д. Трампа и проводившейся им политике укрепления национального производства и наращивания экспорта из США.

Со сменой правительства в Аргентине на перонистское аргентино-американские отношения претерпели трансформацию, приобретя более сдержанный характер, но без признаков конфронтации. При этом поддержанное Д. Трампом соглашение Аргентины с МВФ 2018 г. из механизма содействия дружественному правительству М. Макри в ситуации экономического кризиса превратилось для А. Фернандеса в ограничивающий фактор на международной арене, поскольку для аргентинских властей было критически важно пересмотреть сделку с фондом, в котором США имеют право вето. Тем не менее, учитывая, что Вашингтон стремится восстановить позиции в Латинской Америке в качестве предпочтительного партнера и не заинтересован в потере Аргентины, вероятно, Белый дом не станет прибегать к инструментам давления, не исчерпав другие средства.

С приходом администрации Дж. Байде-на (январь 2021) вопросы инвестиций, укрепления торговли и региональной безопасности остались в числе приоритетных направлений США в регионе. К ним добавилась климатическая повестка, имеющая шансы стать важной сферой аргентино-американского взаимодействия. Темы китайской экспансии в Латинской Америке и разрешения кризиса в Венесуэле также не потеряли актуальности [6], что сохраняет потенциал их влияния на двусторонние связи.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ 20-014-00040 А «Трансформация современной политики США в Западном полушарии: региональные последствия и роль глобальных акторов».

The study was supported by RFBR grant 20014-00040 A "Transformation of modern US Policy in

the Western Hemisphere: regional consequences and the role of global actors".

2 Киршнеризм - политическое движение в Аргентине, преимущественно левоцентристской и перонистской ориентации, названное по фамилиям президентов Н. Киршнера (2003-2007) и К. Кир-шнер (2007-2015).

3 Группа Лимы - многосторонняя организация, созданная в 2017 г. с целью разрешения политического кризиса в Венесуэле.

REFERENCES

1. Argentina debe renegociar con FMI y revisar acuerdo Mercosur-UE, afirma Alberto Fernández. URL: https://www.elcomercio.com/ actualidad/argentina-renegociar-fmi-alberto-fernandez.html (accessed 27 June 2021).

2. Argentina y Estados Unidos: Una relación estratégica. URL: https://mercado.com.ar/para-entender/ argentina-y-estados-unidos (accessed 27 June 2021).

3. Argentine President-Elect Fernandez Holds Call with Trump. URL: https://www.reuters.com/ article/uk-argentina-election-trump/argentine-president-elect-fernandez-holds-call-with-trump-idUKKBN1XB52U (accessed 27 June 2021).

4. Barreto M.L. El aspecto militar en las relaciones bilaterales Macri-Obama-Trump. Diálogos de agenda internacional: una perspectiva federal. Carlos Juárez Centeno; Federico Trebucq. 1a Ed, Córdoba: Editorial CEIC, Universidad Nacional de Córdoba, Centro de Estudios Avanzados, 2018, pp. 18-22.

5. Barreto M.L. Las relaciones entre Argentina y Estados Unidos en materia de seguridad y defensa durante los primeros meses de Alberto Fernández. Continuidades y matices ante un entorno estratégico heredado. Anuario en Relaciones Internacionales, 2020. URL: https://www.iri.edu.ar/wp-content/uploads/ 2020/09/a2020americaNorteArtBarreto.pdf (accessed 27 June 2021).

6. Biden 's Three Priorities for South America. URL: https://www.batimes.com.ar/news/latin-america/ bidens-three-priorities-for-south-america.phtml (accessed 27 June 2021).

7. Busso A.E. Política exterior y de defensa en Argentina. De los gobiernos kirchneristas a Mauricio Macri (2003-2019). Revista Latinoamericana de Estudios de Seguridad, 2020, no. 27, pp. 74-93. DOI: https://doi.org/10.17141/urvio.27.2020.4376URVI0. URL: https://revistas.flacsoandes.edu.ec/urvio/article/ view/4376/3356 (accessed 27 June 2021).

8. De la Balze F.A.M. La lucha por la hegemonía mundial (Estados Unidos, China y Argentina). Estudios Internacionales, 2019, vol. 51, no. 194, pp. 195-209. DOI: https://doi.org/10.5354/0719-3769.2019.55738.

9. Declaración del Presidente Donald J. Trump. 4 de septiembre de 2018. URL: https:// ar.usembassy.gov/es/declaracion-del-presidente-donald-j-trump-2 (accessed 27 June 2021).

10. EE. UU. aprueba financiamiento por u$s 1100 millones para Vaca Muerta, PPP vial y energías renovables. URL: https://www.cronista.com/ economia-politica/EE-UU-aprueba-financiamiento-por-us-1100-millones-para-Vaca-Muerta-PPP-vial-y-energias-renovables-20190911-0046.html (accessed 27 June 2021).

11. EE. UU. y Argentina imponen nuevas sanciones contra Venezuela. URL: https:// espanol.almayadeen.net/news/1156414/ee-uu—y-argentina-imponen-nuevas-sanciones-contravenezuela (accessed 27 June 2021).

12. Embajador Kreckler: "Argentina se adherirá a la Franja y la Ruta". URL: http:// www.polosproductivosreg.com.ar/2020/11/07/ embajador-krecWer-argentina-se-adherira-a-la-franja-y-la-ruta(accessed 27 June 2021).

13. En Misiones se rebelan contra la base militar y de (in) seguridad de EEUU en la Triple Frontera. URL: https: //www. agepeba. org/2018/02/ 15/en-misiones-se-rebelan-contra-la-base-militar-y-de-in-seguridad-de-ee-uu-en-la-triple-frontera (accessed 27 June 2021).

14. Estados Unidos construirá una base de ayuda humanitaria en Neuquén. URL: https:// www.clarin.com/politica/unidos-construira-base-ayuda-humanitaria-neuquen_0_B1 txmiW 1m.html (accessed 27 June 2021).

15. Fernández responsabilizó al FMI por pagarle aMacri «la campaña electoral más cara de la historia». URL: https://informepolitico.com.ar/ fernandez-responsabilizo-al-fmi-por-pagarle-a-macri-la-campana-electoral-mas-cara-de-la-historia (accessed 27 June 2021).

16. Growth in the Americas. FAQs. URL: https:// www. state. gov/wp-content/uploads/2019/11/America-Crece-FAQs-003-508.pdf (accessed 27 June 2021).

17. IMF Staff Statement on Argentina, 2020, February 19. URL: https://www.imf.org/en/News/ Articles/2020/02/19/pr2057-argentina-imf-staff-statement-on-argentina (accessed 27 June 2021).

18. Informe País: China. Agosto 2020. URL: https://www.inversionycomercio.org.ar/uploads/ informes/Informe-pais-2020-China.pdf (accessed 27 June 2021).

19. Integrated Country Strategy: Argentina, 2020, November. URL: https://www.state.gov/wp-content/ uploads/2020/11/ICS_WHA_Argentina_Public-Release.pdf (accessed 27 June 2021).

20. Invierta en A rgentina. URL: https: // eeeuu.cancilleria.gob.ar/es/invierta-en-argentina (accessed 27 June 2021).

21. Joint Regional Strategy for Latin America and the Caribbean. URL: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2019/06/JRS_WHA-LAC_UNCLASS-508.pdf (accessed 27 June 2021).

22. Joint Strategic Plan 2018-2022. URL: https:// www.state.gov/wp-content/uploads/2018/12/Joint-Strategic-Plan-FY-2018-2022.pdf (accessed 27 June 2021).

23. La estrategia de EE. UU. hacia la Argentina. URL: https://www. elcohetealaluna. com/la-estrategia-de-ee-uu-hacia-la-argentina (accessed 27 June 2021).

24. Macri y Bolsonaro condenaron al régimen de Maduro: "Es un dictador que busca perpetuarse en el poder". URL: https://www.lanacion.com.ar/ politica/mauricio-macri-jair-bolsonaro-argentina-brasil-nicolas-nid2211408 (accessed 27 June 2021).

25. Neuquén: se retomó el plan para instalar una base norteamericana cerca de Vaca Muerta. URL: https://latinta. com. ar/2019/06/neuquen-retomo-plan-instalar-base-norteamericana-vaca-muerta (accessed 27 June 2021).

26. Preliminary Overview of the Economies of Latin America and the Caribbean 2020. URL: https:/ /repositorio.cepal.org/bitstream/handle/11362/46504/ 4/P02020_Argentina_en.pdf (accessed 27 June 2021).

27. Qué le preocupa a Donald Trump en un eventual gobierno de Alberto Fernández. URL: https:// www.cronista.com/economiapolitica/Que-le-preocupa-a-Donald-Trump-de-un-eventual-gobierno-de-Alberto-Fernandez-20191009-0012.html (accessed 27 June 2021).

28. Reficco E. Argentina como aliado extra-OTAN de los EE UU: los factores detrás de la alianza. Afers Internacionals, 1998, no. 42, pp. 79-97.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Rozental D.M., Jeifets VL. Política exterior de Venezuela en el ambiente de inestabilidad. Iberoamerica, 2018, no. 4, pp. 53-76.

30. Top U.S. Military Chief Warns of Chinese Activity at Patagonia Space Station. URL: https:// www.batimes.com.ar/news/argentina/top-us-military-chief-warns-of-chinese-activity-at-patagonia-space-station.phtml (accessed 27 June 2021).

31. U.S. Warns Argentina That IMF Deal Threatened by Leftist Allies. URL: https:// www.bloomberg.com/news/articles/2020-01-02/u-s-warns-argentina-that-leftist-allies-threaten-new-imf-deal (accessed 27 June 2021).

32. Washington ya no incluye a la Argentina como aliado extra OTAN en un informe. URL: https:/ /www.lanacion.com.ar/politica/eeuu-cree-que-la-argentina-ya-no-es-aliado-estrategico-nid1392668 (accessed 27 June 2021).

33. Xi Calls for Closer Partnership with Argentina. URL: http://www.xinhuanet.com/english/ 2021-01/04/c_139640432.htm (accessed 27 June 2021).

34. ¿Cuál es la relación en Argentina con Estados Unidos? URL: http://www.cristina.com.ar/2018/03/relacion-argentina-con-estados-unidos (accessed 27 June 2021).

Information About the Author

Ilona A. Gritsenko, Researcher, Centre for Political Studies, Institute of Latin American Studies of the Russian Academy of Sciences, Bolshaya Ordynka St, 21/16, 115035 Moscow, Russian Federation, gricenko_ilona@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1298-1323

Информация об авторе

Илона Александровна Гриценко, научный сотрудник, Центр политических исследований Института Латинской Америки РАН, ул. Б. Ордынка, 21/16, 115035 г. Москва, Российская Федерация, gricenko_ilona@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1298-1323

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.